Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий

495

Аннотация

Представлены материалы исследования оценки общего уровня субъективного восприятия успешности трех видов самореализации молодых взрослых, специализирующихся в профессиях социономического и биономического типов, в зависимости от стажа обучения и выраженности эмоционального интеллекта. Авторы обращают внимание на то, что самореализации во всех сферах жизнедеятельности — важный фактор успешной социальной адаптации, в особенности на ранних этапах профессиональной карьеры в динамичных условиях современной экономики и общества в целом. Целью настоящего исследования была оценка общего уровня и сравнительный анализ (ранее недостаточно представленный в эмпирической литературе) субъективного восприятия успешности трех видов самореализации молодых взрослых, специализирующихся в профессиях социономического и биономического типов, в зависимости от стажа обучения и выраженности эмоционального интеллекта. Респонденты (109 представителей социономических и 75 — биономических профессий, студенты Южного федерального университета) заполнили многомерный опросник самореализации С.И. Кудинова и диагностическую методику эмоционального интеллекта ЭмИн Д.В.Люсина. Анализ полученных данных констатировал существенные различия между представителями двух профессиональных типов как в субъективной оценке ими уровня успешности личностной, социальной и профессиональной самореализации, так и в направленности и относительном вкладе факторов стажа обучения и выраженности эмоционального интеллекта в субъективное чувство самореализации. Эмоциональный интеллект был значимым предиктором всех видов самореализации, компенсируя негативное влияние фактора продолжительности обучения у представителей биономических профессий и усиливая его положительный эффект — у представителей социономических профессий. Авторами подчеркивается актуальность и важность разработки и применения специализированных инновационных программ эффективного тренинга эмоционального интеллекта в работе практических психологов с молодежью на ранних этапах обучения и профессиональной карьеры.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональная самореализация, личностная самореализация, социальная самореализация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260204

Для цитаты: Обухова Ю.В., Бороховский Е.Ф. Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 40–51. DOI: 10.17759/pse.2021260204

Подкаст

Литература

  1. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология.2018.Том 7.№ 2.С.49—59.DOI:10.17759/jmfp.2018070205
  2. Костакова И.В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.2014.№ 4(19).С.84—87.
  3. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Разработка методики исследования самореализации личности // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы.Материалы Х Международной научно- практической конференции, 2017.С.3—15.
  4. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред.Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова.М.: Институт психологии РАН, 2009.С.264—278.
  5. Обухова Ю.В., Обухова С.Г. Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи // Российский психологический журнал.2015.Том 12.№ 4.С.21—30.
  6. Пасовец Ю.М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа: Автореф.дисс. … канд.соц.наук.Курс, 2006.22 с.
  7. Психология труда / Е.А.Климов [и др.]: учебник.М.: Юрайт, 2016.249 с.
  8. Сеткова Н.А. Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «человек-человек» // Психология в экономике и управлении.2010.№ 1.С.57—63.
  9. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности / Обухова Ю.В.[и др.]: монография.Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.305 с.
  10. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.Том 4.№ 3.URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55566.shtml (дата обращения: 10.12.2019).
  11. Can Emotional Intelligence be trained? Preliminary results from a randomised control trial / Biggart L.[et al.] // Personality & Individual Differences. 2016.Vol. 101.P.468—468.DOI:10.1016/j.paid.2016.05.091
  12. Effects of emotional intelligence on entrepreneurial intention and self-efficacy / Mortan R.A.[et al.] // Journal of Work and Organizational Psychology.2014.Vol.30.P.97—104.
  13. Emotional Intelligence and Self-Efficacy Among Physical Education Teachers / Mouton А.[et al.] // Journal of Teaching in Physical Education. 2013.Vol. 32.P.342—354.DOI:10.1123/jtpe.32.4.342
  14. Farnia F., Nafukho F.M., Petrides K.V. Predicting career decision-making difficulties: The role of trait emotional intelligence, positive and negative emotions // Frontiers in Psychology.2018.Vol.9.P.1107.DOI:10.3389/fpsyg.2018.01107
  15. Lee Y.H., Richards К.А.R., Washhburn N.S. Emotional Intelligence, Job Satisfaction, Emotional Exhaustion, and Subjective Well-Being in High School Athletic Directors // Psychological Reports.2019.DOI:10.1177/0033294119860254
  16. Lipnevich A.A., Preckel F., Roberts R.D.(Eds.) Psychosocial skills and school systems in the 21st century: Theory, Research, and Practice.Switzerland: Springer International Publishing, 2016.401 p.
  17. Masa’deh R. The Role of Emotional Intelligence in Enhancing Organizational Effectiveness: The Case of Information Technology Managers in Jordan // International Journal of Communications, Network and System Sciences. 2016.Vol.9.№ 6.P.234—249.DOI:10.4236/ijcns.2016.96022
  18. Mattingly V., Kraiger K. Can emotional intelligence be trained? A meta-analytical investigation // Human Resource Management Review.2018.DOI:10.1016/j.hrmr.2018.03.002
  19. Mekhala R.S., Sandhya К. An Empirical Study on the Impact of Emotional Intelligence on Occupational Performance // Indian Journal of Public Health Research and Development.2019.Vol.10.№ 4.P.342—348.DOI:10.5958/0976-5506.2019.00715
  20. Miao C., Humphrey R.H., Qian S. A meta-analysis of emotional intelligence and work attitudes // Journal of Occupational and Organizational Psychology.2017.Vol.90.№ 2.P.177—202.DOI:10.1111/joop.12167
  21. Strategies for Teaching Students to Think Critically: A Meta-Analysis / Abrami P.C.[et al.] // Review of Educational Research. 2015.Vol.85.№ 2.P.275— 314.DOI:10.3102/0034654314551063
  22. Szczygiel D.D., Mikolajczak M. Emotional intelligence buffers the effects of negative emotions on job burnout in nursing // Frontiers in Psychology.2018.Vol.9. Article 2649.DOI:10.3389/fpsyg.2018.02649
  23. Why does self-reported emotional intelligence predict job performance? A meta-analytic investigation of mixed EI / Joseph D.L.[et al.] // Journal of Applied Psychology.2015.Vol.100.№ 2.P.298—342.DOI:10.1037/a0037681

Информация об авторах

Обухова Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8976-4650, e-mail: uvobukhova@yandex.ru

Бороховский Евгений Федорович, доктор психологических наук, ассоциированный профессор факультета образования, университет Конкордия, Монреаль, Канада, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5615-0417, e-mail: eugene.borokhovski@concordia.ca

Метрики

Просмотров

Всего: 1061
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 495
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 1