Психология и право
2021. Том 11. № 1. С. 90–105
doi:10.17759/psylaw.2021110108
ISSN: 2222-5196 (online)
Исследование самореализации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная самореализация, мотивация, сотрудник ОВД
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110108
Для цитаты: Бурцев А.О., Ефимкина Н.В., Кудинов С.И., Позин А.И. Исследование самореализации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 90–105. DOI: 10.17759/psylaw.2021110108
Полный текст
Введение
Сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудник ОВД) посвящает свою жизнь ответственной деятельности, при этом защищает права и безопасность не только граждан, но и государства в целом. Каждый сотрудник должен соответствовать высоким требованиям к профессиональному мастерству, быть честным и справедливым. Через 1—2 года после начала службы закладываются основы деятельности, на достижение уровня квалифицированного специалиста уходит 5—7 лет, и лишь через 8—10 лет службы сотрудник правоохранительных органов становится профессионалом высокого класса. По статистическим данным ГУ МВД России по г. Москве в 2017 г. уволено 3182 сотрудника (18,7%), из них большая часть ушли по собственной инициативе (62,5%).
Результаты опросов сотрудников при увольнении позволили выявить основные причины и условия, повлиявшие на решение об увольнении со службы по собственной инициативе (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетного опроса основных причин и условий, повлиявших
на решение об увольнении со службы по собственной инициативе
Основные причины |
Количество в ед. (%) |
Недостаточный уровень социальной обеспеченности |
580 (48%) |
Значительная нагрузка, обусловленная спецификой прохождения службы в органах внутренних дел |
296 (24,5%) |
Отсутствие интереса и мотивации к дальнейшей службе |
154 (12,7%) |
Незрелая психофизиологическая устойчивость, повлекшая поспешное принятие решения о прохождении службы в органах внутренних дел |
89 (7,4%) |
Невозможность перевода или отказ от перевода на иную должность |
46 (3,8%) |
Ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел |
28 (2,3%) |
Прохождение службы на должностях, имеющих повышенный коррупционный риск |
16 (1,3%) |
Согласно этим данным получается, что большая часть личного состава, имеющая большой опыт, увольняется из органов внутренних дел по экономическим, организационным и психологическим причинам. В сложившейся обстановке приобретают актуальность вопросы оценки профессиональной самореализации сотрудников ОВД, позволяющие создать целостную систему управления как молодыми, так и опытными кадрами. В этом свете оценка профессиональной самореализации сотрудников представляется необходимым условием. «Процесс самореализации сотрудников протекает в экстремальных условиях, требующих от них отдачи физических, психологических и духовных сил. От них постоянно требуется умение быстро мобилизовать свои ресурсы, эффективно доводить свои действия до необходимого результата, уметь восстанавливаться в ограниченные промежутки времени, регулировать свое психическое состояние и быть подготовленными к действиям в сложных условиях» [12; 14]. Все эти факторы не только сопровождают процесс профессиональной самореализации, но и способствуют профессиональной деформации личности.
Теоретические подходы к исследованию «самореализации»
В настоящее время нет единого представления о процессе самореализации личности, хотя данный вопрос интересовал человечество с античных времен. Еще Аристотель предлагал практические рекомендации, позволяющие человеку самосовершенствоваться [1].
Первое определение термина «самореализация» (self-realization), как отмечает Л.Л. Коростылева, был дан в «Словаре по философии и психологии» еще в 1902 г. [2].
В зарубежной психологической литературе основной вклад в понимание самореализации внесли ученые гуманистического подхода: А. Маслоу, К. Роджерс. А. Маслоу под самореализацией личности понимал самоактуализацию, которая является определенной вершиной потребностей, и только 2% способны достичь этого уровня [3].
К. Роджерс, в свою очередь, движущей силой самоактуализации называл инстинктивную природу живого организма, другими словами, самоактуализация — стремление к самосовершенствованию — присуща любому человеку, разница только в том, находится она в латентном или очевидном состоянии, что во многом зависит от окружающей действительности [4].
В отечественной психологии нет единого представления о самореализации личности, однако ведущих исследователей занимал данный феномен. Д.А. Леонтьев разносторонне рассматривал самореализацию личности, выделяя в ней три уровня: философский, под которым понимался человек и самореализация в целом, социальный, где рассматривался социум, влияющий на самореализацию, и психологический, а именно влияние личностных особенностей на успешность самореализации [5].
С.Л. Рубинштейн ввел понятие «самоопределение», где ведущую роль играет стремление к саморазвитию [6]. Данная идея не осталась без внимания, и ее развивает К.А. Абульханова-Славская, которая считает, что «… определение человеком своей позиции в социальной действительности составляет необходимое звено общественного становления личности, осознание этой позиции и есть самоопределение, проведение своей личностной линии в многообразных ситуациях общения» [7]. Как мы видим, в научной психологии прошлого хоть и не значилось понятие «самореализация личности», но стремление человека к самовыражению волновало умы многих ученых.
В современной психологии проблема самореализации рассматривается в русле системного подхода. Так Л.А. Коростылева, опираясь на идеи Б.А. Ананьева, считает, что «… именно профессиональная сфера определяет самореализацию личности. Ученый выделяет три уровня самореализации. Самый низкий уровень — примитивный (исполнительский), более высокий, который обеспечивает духовный и личностный рост субъекта, — уровень реализации ролей и норм в социуме и наивысший уровень — уровень смысла жизненной и ценностной самореализации» [8]. На каждом уровне личность сталкивается со специфическими барьерами, затрудняющими процесс самореализации [2].
С.И. Кудинов предлагает полисистемную модель самореализации личности, которая состоит из совокупности микро- и макросистем, определяющих успешность самореализации личности. Автор выделяет три вида самореализации личности: личностную, социальную и профессиональную; он дает следующее определение: «Самореализация — это комплексное психологическое образование, детерминированное социально-психологическими факторами, обеспечивающими успешность самоосуществления личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [9].
Программа исследования и интерпретация результатов
В исследовании приняли участие 190 сотрудников Управления и его структурных подразделений ГУ МВД России по городу Москве сержантского и офицерского состава со стажем службы от 2 до 15 лет. При проведении исследования были использованы методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко и «Многомерный опросник самореализации личности» С.И. Кудинова. На первом этапе были проанализированы средние значения структурных компонентов самореализации личности (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность составляющих самореализации
Как видно на рис. 1, в структуре самореализации сотрудников ОВД доминируют с выраженными средними значениями удовлетворенность настоящим, интернальность, социально-корпоративные установки, креативность, что позитивно характеризует самореализацию сотрудников в правоохранительной системе. Сотрудники позитивно оценивают свое качество жизни, как в социальном, так и в профессиональном аспектах, способны контролировать свое поведение, успешно доводить начатые дела до логического завершения. В стрессовых ситуациях профессиональной деятельности для них характерно ориентироваться на внутренние критерии, стремиться к анализу своего поведения, а не перекладывать ответственность на своих коллег по службе. Социально-корпоративные установки свидетельствуют о том, что для сотрудников важны самовыражение личностного потенциала, труд на благо коллектива и пользу общества, повышение профессионального уровня подразделения, стремление к нормализации межличностных взаимоотношений среди коллег. Наряду с этим для сотрудников не характерны шаблонные приемы самовыражения; напротив, они склонны к неординарному решению поставленных задач, способны легко переключаться с одной деятельности на другую. Все эти показатели, безусловно, являются важными предикторами успешной самореализации сотрудников в правоохранительной структуре. Объективная действительность, в которой протекает профессиональная деятельность любого сотрудника, обусловлена систематически действующими стрессогенными факторами. В этой связи необходимо подчеркнуть, что успешная самореализация сотрудника, невозможна без выраженных гармоничных ее характеристик, что мы и наблюдаем на рис. 1. Условия профессиональной деятельности диктуют сотруднику ряд требований, которым он должен соответствовать. Для успешного выполнения поставленных оперативно-служебных задач ему необходимо стремиться развивать свой потенциал на благо общества, стремиться находить неординарные выходы из сложившихся обстоятельств, продиктованные спецификой служебной деятельности.
На среднем уровне выражены такие характеристики, как: активность, конструктивность, оптимистичность, прогноз будущего, а также социальная и эгоцентрическая мотивация, что дополняет позитивную картину самореализации сотрудников правоохранительной системы. Тем самым, хоть в меньшей степени, но все-таки достаточно выражено стремление сотрудников к активному нахождению решений для поставленных задач, расширению диапазона средств к их достижению; при этом их самовыражение, как правило, имеет позитивную психоэмоциональную окраску. Об этом свидетельствует конструктивность самореализации, говорящая о том, что сотрудники удовлетворены результатом своей деятельности и благоприятно оценивают возможность для будущего самовыражения.
Отдельно стоит обратить внимание на эгоцентрическую и социальную мотивацию самовыражения сотрудников, которая имеет среднюю выраженность в структуре самореализации личности. Таким образом, сотрудники стремятся развивать свои навыки в разнообразных сферах деятельности. Наряду со стремлением быть полезным членом общества, они стараются улучшать морально-психологическое состояние коллектива и социально-психологический климат; отмечается потребность при самовыражении в узколичностной направленности, например, стремление к карьерному росту, развитие в себе профессиональных качеств, желание получить властные полномочия.
Незначительно выражены консервативность и социальные барьеры самореализации. Мы связываем это с особенностями служебной деятельности, где не всегда нужно проявлять креативность в самовыражении, а приходится ограничиваться шаблонными действиями, опираясь на имеющиеся приказы, нормативные акты, законодательство РФ, которые четко регламентируют действия сотрудников правоохранительных органов. Социальные барьеры на пути самовыражения сотрудника правоохранительных органов также являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности. К ним можно отнести ненормированный рабочий день, высокую ответственность за свои действия, специфичность контингента (асоциальный, антисоциальный), с которым сотрудникам приходится сталкиваться.
Полученные в исследовании данные рассмотрим более подробно, с целью определения взаимосвязи структурных компонентов. Социально-корпоративные установки имеют корреляционно-значимые связи с активностью, оптимистичностью, интернальностью, социоцентрической мотивацией, эгоцентрической мотивацией, креативностью, конструктивностью, удовлетворенностью настоящим, прогнозом будущего, социальными барьерами. Следовательно, можно заключить, что направленность самореализации с учетом коллективных интересов способствует активной позиции самовыражения в совокупности с положительным эмоциональным настроем, опорой на собственные силы, что приносит удовлетворение процессом самореализации и обеспечивает возможность находить нестандартные способы решения поставленных оперативно-служебных задач. При этом стоит отметить статистически значимую связь социально-корпоративных установок с эгоцентрической мотивацией самореализации. Карьерный рост, получение высокого денежного довольствия являются важным аспектом профессиональной деятельности для любого сотрудника ОВД, однако мы можем отметить, что данные потребности сотрудники стремятся реализовывать с учетом коллективных интересов.
Субъективно-личностные установки, напротив, имеют статистически значимые связи с рядом дисгармоничных характеристик самореализации, таких как инертность, пессимистичность, экстернальность, деструктивность. Это может свидетельствовать о том, что для сотрудников не характерно реализовывать себя в отрыве от профессиональной среды и интересов своих коллег. Хоть для сотрудников и характерно развивать у себя профессионально важные качества личности, однако это не делается с целью выделиться из коллектива, достичь превосходства над своими коллегами.
Активность вполне логично имеет положительную корреляционную связь с гармоничными компонентами самореализации: оптимистичностью, интернальностью, социальной и эгоцентрической мотивацией, креативностью, конструктивностью, удовлетворенностью прошлым, удовлетворенностью настоящим и прогнозом будущего. В этой связи стоит заметить, что активная позиция самовыражения сотрудников характеризуется всесторонним развитием его личностного потенциала, при высокой активности сотрудники не сталкиваются с социальными барьерами служебной деятельности и позитивно оценивают результаты самовыражения. Стоит заметить, что высокая активность проявляет себя как при социальной направленности самовыражения, так и при решении сотрудником узко личных задач.
Инертность имеет статистически значимые связи с пессимистичностью, экстернальностью, консервативностью, деструктивностью, личностными барьерами. Таким образом, пассивная позиция самовыражения приводит к негативным итогам самореализации и может быть детерминирована личностными особенностями сотрудника, накопившейся усталостью, эмоциональным выгоранием и т. д.
Оптимистичность самореализации как социально-корпоративной установки и активность являются важным условием успешной самореализации сотрудника и имеют положительную корреляцию с гармоничными структурными компонентами самореализации. Вместе с тем для оптимистичности характерна статистически значимая связь с консервативностью самореализации, опять же деятельность сотрудников сопряжена с шаблонными аспектами деятельности, выработанными стереотипами поведения, к которым можно отнести субординацию. Однако при высокой позитивной эмоциональной окраске самовыражения данная неотъемлемая сфера профессиональной деятельности сотрудников реализуется вполне благополучно.
Пессимистичность коррелирует с экстернальностью, деструктивностью, удовлетворенностью прошлым и личностными барьерами. Вполне закономерно, что низкий жизненный тонус, ригидность в профессиональной деятельности, стремление переложить ответственность на коллег по службе негативно влияют на процесс самореализации сотрудника; вместе с тем отмечается корреляционная связь с удовлетворенностью прошлым. Это говорит о том, что для сотрудников при снижении психо-эмоционального состояния характерно не строить планы самовыражения и оценивать его эффективность в настоящем, а искать положительные аспекты в прошлом. Такое поведение иногда встречается в правоохранительной структуре, когда сотрудник пессимистически оценивает настоящую действительность, стремится не адаптироваться к новым условиям службы, а отыскать положительные моменты в прошлом, сравнивая, к примеру, полицию и милицию.
Интернальность коррелирует с социоцентрической и эгоцентрической самореализацией, креативностью, консервативностью, конструктивностью, удовлетворенностью настоящим, прогнозом будущего и социальными барьерами. Высокий контроль сотрудником своего поведения c опорой на собственные возможности справедливо приводит к удовлетворительной самореализации. Стоит заметить, что возникающие социальные барьеры, которые могут быть вызваны недостатком опыта, малой информированностью сотрудника, также мобилизуют его внутренние ресурсы, способствуя адекватному анализу ситуации и нахождению путей решения проблемы.
Экстернальность, в свою очередь, явно затрудняет процесс самореализации личности сотрудника ОВД, имея статистически значимые связи с эгоцентричностью, конструктивностью, деструктивностью, удовлетворением прошлым, прогнозом будущего и социальными барьерами. Вполне закономерно, что снижение самоконтроля во время служебной деятельности, боязнь брать на себя ответственность, зависимость самореализации от окружающей среды приводят к низкой продуктивности процесса самореализации, к неадекватному выбору тактики и стратегии самовыражения. Данным сотрудникам тяжело адаптироваться к изменениям в служебной деятельности, которая носит для них рутинный характер; они ограничиваются привычными, стереотипными способами самовыражения. Интересно отметить корреляцию экстернальности с удовлетворенностью прошлым и прогнозом будущей самореализации. Сотрудники при слабой самоорганизации анализируют свое самовыражение, но ограничиваются лишь прошлыми заслугами, не оценивают свое нынешнее положение и не ищут возможности найти пути решения своих проблем в будущем.
Социоцентрическая мотивация имеет широкий спектр положительных корреляционных связей с гармоничными компонентами самореализации личности, такими как: креативность, консервативность, конструктивность, удовлетворение настоящим, прогноз будущего, эгоцентрическая мотивация и социальные барьеры. Таким образом, можно констатировать, что стремление сотрудника реализовывать свои способности на благо коллектива является благоприятной почвой успешной самореализации сотрудника, которая приводит к удовлетворенности выбором профессии, своим положением в обществе. О верности наших предположений свидетельствуют корреляционные связи с эгоцентрической мотивацией, которая имеет положительную корреляционную связь с деструктивностью самореализации. Таким образом, ориентировка на достижение личностно значимых целей в определенных условиях может приводить к разочарованию в своих способностях, потере уверенности в себе и как следствие вести к снижению продуктивности процесса самореализации. Это значит, что сотрудник ОВД при выборе стратегии самовыражения должен ориентироваться на коллективное мнение коллег и не стремиться развивать свои способности без его учета.
Также представляет интерес удовлетворенность прошлым, которая имеет положительные связи с социальными и личностными барьерами и отрицательную связь с удовлетворенностью настоящим. Оценка прошлой самореализации характерна лишь в неблагоприятных условиях служебной деятельности и, как правило, вызвана возникающими внешними барьерами наряду со снижением психоэмоциональной устойчивости и удовлетворенности настоящим социальным и профессиональным положением. Это закономерно, поскольку для сотрудников ОВД характерна высокая нагрузка, в условиях которой они оценивают себя по схеме «здесь и сейчас», а анализ своего самовыражения в прошлом может служить негативным предиктором самореализации личности или происходить в условиях, когда сотруднику необходимо пересмотреть стратегию своего поведения.
На следующем этапе исследования, с целью уточнения и конкретизации полученных выводов, был проведен факторный анализ, представленный в табл. 3.
Таблица 3
Факторная структура составляющих самореализации личности сотрудников
Компоненты |
Фактор самореализации |
Фактор деструктивности в самореализации |
Фактор пессимизма в самореализации |
Социально-корпоративные установки |
0,862734 |
0,073852 |
0,012526 |
Субъективно-личностные установки |
0,037808 |
0,684773 |
-0,030276 |
Активность |
0,847030 |
0,067482 |
0,009166 |
Инертность |
-0,074063 |
0,314939 |
0,033514 |
Оптимистичность |
0,767492 |
0,011952 |
-0,003072 |
Пессимистичность |
-0,152353 |
0,235520 |
0,506174 |
Интернальность |
0,574257 |
0,131149 |
-0,162822 |
Экстернальность |
-0,143775 |
0,680377 |
0,104488 |
Социометрическая мотивация |
0,658254 |
0,175858 |
0,012290 |
Эгоцентрическая мотивация |
0,290562 |
0,233007 |
0,051245 |
Креативность |
0,766816 |
0,091292 |
-0,121222 |
Консервативность |
0,104586 |
0,729901 |
0,057610 |
Конструктивность |
0,728391 |
0,088143 |
0,020738 |
Деструктивность |
-0,075585 |
0,582576 |
0,146336 |
Удовлетворенность прошлым |
0,109422 |
0,074985 |
0,789578 |
Удовлетворенность настоящим |
0,266596 |
0,088961 |
-0,618677 |
Прогноз будущего |
0,252709 |
0,108227 |
-0,150878 |
Социальные барьеры |
0,101526 |
0,140222 |
0,185984 |
Личностные барьеры |
-0,152952 |
-0,176458 |
0,363798 |
Как можно увидеть из табл. 3, факторный анализ несколько подтвердил выводы, полученные в ходе интерпретации корреляционной матрицы самореализации сотрудников ОВД.
В первый фактор со значимыми весами вошли социально-корпоративные установки: активность, оптимистичность, интернальность, социоцентрическая мотивация, креативность, конструктивность. Таким образом, для сотрудников характерно эффективное самовыражение во время служебной деятельности, которое характеризуется высокой активностью, возможностью находить нестандартные пути решения, преодоление возникающих преград, высокий самоконтроль и самоорганизация; основой самовыражения являются установки, которые направлены на повышение эффективности деятельности служебного коллектива, улучшение социально-психологического климата в подразделении.
Второй фактор представлен субъективно-личностными установками: экстернальностью, консервативностью, деструктивностью, а именно сдерживающими характеристиками самореализации (стоит заметить, что выраженность этих характеристик невысокая и они не оказывают значимого влияния на общую картину самореализации сотрудников правоохранительной структуры). Но реализация своего потенциала без учета коллективных интересов невозможна в правоохранительной структуре; данная позиция сопряжена с поведенческой и коммуникативной стереотипностью, трудностью в принятии решений и общей неудовлетворенностью процессом самореализации.
Третий фактор представлен пессимистичностью, удовлетворенностью прошлым и неудовлетворенностью настоящим. Как мы отмечали, анализ своих прошлых достижений происходит в неудовлетворительных ситуациях служебной деятельности, что может характеризоваться склонностью к драматизации сложившейся ситуации, повышением апатии, раздражительности и т. д. Данная симптоматика резко снижает удовлетворенность качеством своей жизни, выбором профессии.
На рис. 2 представлены средние значения видов самореализации сотрудников.
Рис. 2. Выраженность направленности самореализации
Все три вида самореализации находятся на высоком уровне. При этом наблюдается преобладание личной самореализации, второй по значимости является профессиональная самореализация, которая статистически значимо ниже личностной самореализации, но уровень значимости не столь высок (р≤0,452). Самые низкие значения показывает социальная самореализация. Статистически значимые различия от двух других вышеописанных видов находятся на очень высоком уровне значимости (р≤0,0001). Это говорит о том, что для сотрудников характерно постоянство стремлений к личностному совершенству, достижению высоких показателей в личном, профессиональном и духовном развитии, например, в улучшении результатов физической и огневой подготовки. При этом вполне справедливо, что менее всего сотрудники стремятся к общественной деятельности и политической активности. Во многом это обусловлено особенностями профессии — сотрудники подвергаются систематическим провокациям, в которых они должны соблюдать четкий регламент действий, при этом высокая активность в реализации своих способностей просто невозможна. Поэтому действительные области самовыражения, где сотрудники могут проявлять креативность, высокую активность, оптимистичность — личностная и профессиональная.
Для лучшего понимания проявления видов самореализации рассмотрим корреляционные связи видов самореализации с ее структурными компонентами, представленными в табл. 4.
Таблица 4
Корреляции видов самореализации с ее составляющими
Компоненты |
Личная самореализация |
Социальная самореализация |
Профессиональная самореализация |
Социально-корпоративные установки |
0.696040497 |
0.635273808 |
0.683038918 |
Субъективно-личностные установки |
-0.165553547 |
-0.020656362 |
-0.013431795 |
Активность |
0.670397632 |
0.593616079 |
0.703022829 |
Инертность |
-0.172685077 |
-0.194871661 |
-0.089416074 |
Оптимистичность |
0.604949143 |
0.618494038 |
0.654872689 |
Пессимистичность |
-0.182768693 |
-0.247071809 |
-0.140386779 |
Интернальность |
0.470809524 |
0.422378382 |
0.588656888 |
Экстернальность |
-0.246686285 |
-0.240841181 |
-0.140074012 |
Социоцентричность |
0.44072706 |
0.568743679 |
0.512214824 |
Эгоцентричность |
0.282562884 |
0.178839896 |
0.287571919 |
Креативность |
0.637988413 |
0.620823038 |
0.718138904 |
Консервативность |
-0.113389415 |
-0.06728572 |
0.036952469 |
Конструктивность |
0.590453022 |
0.59389055 |
0.639320422 |
Деструктивность |
-0.134191189 |
-0.24306976 |
-0.140623854 |
Удовлетворенность прошлым |
-0.029121681 |
-0.008445088 |
-0.00982359 |
Удовлетворенность настоящим |
0.217378309 |
0.161837867 |
0.362892098 |
Прогноз будущего |
0.223103735 |
0.165845455 |
0.320663386 |
Социальные барьеры |
0.052175246 |
0.041851598 |
0.158070577 |
Личностные барьеры |
-0.122957233 |
-0.170216931 |
-0.131618823 |
Данные, представленные в табл. 4, несколько дополняют наше видение самореализации личности сотрудников ОВД и не противоречат данным, описанным выше.
Личностный вид самореализации, который наиболее выражен, имеет множество корреляционных связей с гармоничными характеристиками исследуемого нами феномена, что свидетельствует о положительной динамике реализации потенциала сотрудника. Интересно отметить положительную корреляцию с эгоцентрической мотивацией и отрицательную с субъективно-личностными установками, которые подтверждают наши представления о том, что реализация личностной самореализации происходит с опорой на коллективные интересы, сотрудники не стремятся выделиться из своего микросоциума. При этом проявления дисгармоничных характеристик самореализации, таких как пессимистичность, инертность, экстернальность, способны снизить эффективность личностного становления сотрудника.
Социальная самореализация имеет схожие корреляционные связи, правда, с некоторым исключением. Во-первых, имеется отрицательная статистически значимая связь с деструктивностью. Ввиду этого социальный вид самореализации (в наибольшей степени, в отличие от остальных) зависит от оценки сотрудником своего Я в процессе самовыражения. Если он начинает осознавать свою некомпетентность, как личностную, так и профессиональную, в наибольшей степени это сказывается именно на общественной деятельности. Если у сотрудника плохо развита коммуникативная сфера или он плохо владеет нормативной базой, которая регламентирует его деятельность, то ему будет труднее взаимодействовать с обществом, выполнять поставленные оперативно-служебные задачи. Во-вторых, социальная самореализация, в отличие от двух других, не имеет корреляционных связей с удовлетворенностью настоящим и прогнозом будущего. Тем самым уровень удовлетворенности сотрудника своей самореализацией в наименьшей степени зависит от успешной реализации своих способностей в общественной жизни, основной акцент в этом случае делается на личностный и профессиональный аспекты.
Профессиональная самореализация, как и личностная, имеет ряд положительных корреляционных связей с гармоничными характеристиками самореализации, такими как: «социально-корпоративные установки, активность, оптимистичность, интернальность, социоцентрическая и эгоцентрическая мотивация, креативность, конструктивность, удовлетворенность настоящим и прогноз будущего» [11]. Однако отсутствует отрицательная корреляция с дисгармоничными характеристиками. Таким образом, проявление инертности, пессимистичности, экстернальности в наименьшей степени влияет на способность к достижению высоких профессионально значимых результатов.
Заключение
Итак, при анализе самореализации личности сотрудников органов внутренних дел мы пришли к ряду выводов. Во-первых, в исследованной группе преобладает не только хорошее представление о своих стремлениях, но и умение их реализовать. Сотрудники рациональны и при этом оптимистичны, умеют распределять собственные ресурсы. Их отличает стремление к личностному росту, профессиональному совершенству и социальному признанию. Во-вторых, имеются некоторые противоречия мотивационной сферы респондентов. У них присутствуют как узколичностные мотивы, обеспечивающие личностное продвижение по службе (финансовая независимость, авторитет, власть), так и социально одобряемые мотивы (внести существенный вклад в общий результат совместной деятельности, улучшить взаимоотношения среди коллег и т. п.). При этом социально одобряемые мотивы существенно выше, на довольно высоком уровне статистической значимости (р≤0,0002). Ведущую роль все же играют социоцетрические мотивы, при этом эгоцентрические мотивы реализуются социально приемлемым путем, с опорой на коллективное мнение. В-третьих, существуют различия в направленности самореализации при проявлении способностей в личностной, социальной или профессиональной сферах, на основе которых и происходит оценка успешности своего самовыражения сотрудниками. Однако нами было отмечено, что самореализация сотрудников ОВД происходит иначе, чем у представителей гражданских профессий, и во многом зависит от уровня профессиональной деформации личности [10]. Исходя из этого, для лучшего понимания феномена самореализации личности сотрудников ОВД необходимо рассматривать ее, учитывая ряд объективных параметров, а именно: стаж службы, возраст, специальное звание, подразделение. Все это, на наш взгляд, имеет большое значение при оценке особенностей самореализации сотрудников правоохранительных органов; на выявление данных особенностей и будут направлены наши дальнейшие исследования.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19—44.
- Аристотель Сочинения: в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. С. 830.
- Виноградов М.В., Ульянина О.А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в образовательных организациях системы МВД России (Часть 1) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 1–14. doi:10.17759/psylaw.2019090201
- Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 3—19.
- Кудинов С.И., Позин А.И., Белоусова С.С. Психологические особенности самореализации личности сотрудников органов внутренних дел // Вектор науки Тольяттинского государственого университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 1(28). С. 67—72.
- 6. Кудинов С.И., Позин А.И., Гаврилушкин С.А. Специфика самореализации сотрудников органов внутренних дел с разными показателями профессиональной деформации // Человеческий капитал. 2019. № 3(123). С. 143—153.
- 7. Кудинов С.И., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 3. С. 30—38. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24307545 (дата обращения: 10.11.2019 г.).
- 8. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 156—177.
- 9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
- 10. Одинцова М.А., Ослон В.Н., Оголь М.П. Самоактивация как основа развития личностно-профессиональной компетентности специалистов учреждений для детей-сирот [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 1—17. DOI:10.17759/psylaw.2019090401
- 11. Панкратова В.В. Системный подход к изучению самореализации личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. [Электронный ресурс]
- URL: http://www.science-education.ru/111-10295 (дата обращения: 10.11.2019 г.).
- 12. Психотехнологические методы в управлении сотрудниками оперативных подразделений ФПС ГПС МЧС России: Метод. пособие. М: ВНИИПО, 2011. 138 с.
- [Электронный ресурс] URL: http://www.vniipo.ru/ufiles/ufiles/metodichka_trening.doc#1 (дата обращения: 10.11.2019 г.).
- 13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
- 14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: АН СССР. 416 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 987
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 254
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0