Особенности иррациональных установок девиантных подростков

2070

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на изучение эмпирическим путем специфики иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением. В ходе исследования были выявлены, проанализированы и сопоставлены иррациональные убеждения у подростков с отклоняющимся поведением и подростков с социально приемлемым адаптивным поведением. Раскрывается понятие «иррациональные установки», обосновывается исследовательское предположение о влиянии иррациональных установок на формирование девиантного поведения подростков. Описаны как общая стратегия, обстоятельства исследования, так и полученные результаты. Анализ эмпирических данных показывает, что есть некоторые различия в иррациональных установках подростков с социально приемлемым поведением и в иррациональных установках подростков с девиантным поведением. Выявленные различия вполне могут быть основой для дальнейших теоретических интерпретаций и эмпирических исследований.

Общая информация

Ключевые слова: иррациональные установки, убеждения, подросток, девиации личности, когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ремеева А.Ф., Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61028 (дата обращения: 10.10.2024)

Полный текст

Специфика современной общественно-социальной ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых подросток довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии. Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.

Современные исследования раскрывают особенности подросткового периода как у детей с социально приемлемым поведением, так и у детей с девиантным поведением. Однако существует разрыв между теоретическими разработками в области изучения иррациональных установок подростков и практическими потребностями в качественной коррекции отклоняющегося поведения девиантных подростков. На сегодняшний день проблема их девиантного поведения объединила вокруг себя множество ученых-исследователей, действующих в различных подходах, но с одним желанием: понять природу отклоняющегося поведения, выяснить, каким образом оно возникает, угасает или переходит на следующую стадию – антисоциальность.

Влияние иррациональных убеждений на поведение человека глубоко и детально изучается, однако не все аспекты вошли в круг интересов исследователей и мало изучены до сих пор. К примеру, влияние иррациональных убеждений на девиантное поведение подростков представляет собой малоизученное явление, хотя проблема девиаций несовершеннолетних есть, и актуальность этого проблемного пространства не вызывает сомнений.

В соответствии с идеями когнитивно-бихевиорального подхода утверждается, что те или иные проблемы индивида вытекают из искажений восприятия реальности, которые основаны на неправильных представлениях, возникших в процессе развития личности в результате неправильного научения. Когнитивно-бихевиоральный подход уместен, когда необходимо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат.

Изучением феномена иррациональных убеждений занимались такие ученые как А. Бек, А. Эллис, Холмогорова, Н.Г. Гаранян и др. [1; 2; 3].

А. Эллис считал, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, который имеет две стороны: рациональную и иррациональную[3]. Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный) поведение ориентировано на достижение целей без предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей. Иррациональность подразумевает под собой необдуманное проявление (мысль, чувство, решение, поступок) человека, которое основывается на интуитивном или чувственном порыве. В данном  случае иррациональным человеком принято считать того, кто в большинстве случаев воспринимает окружающую действительность и моделирует решения вне логического обоснования преимуществ одних решений по отношению к возможным другим решениям и не ориентируется в своей деятельности на заранее разработанный алгоритм действий (инструкцию).

С точки зрения А. Эллиса, иррациональные убеждения – это жёсткие эмоционально-когнитивные связи, которые имеют характер предписания, требования, приказа, носят абсолютистский характер. Именно по этой причине иррациональные убеждения не соответствуют реальности. Отсутствие осуществления иррациональных убеждений приводит к длительным, неадекватным эмоциям. А. Эллис рассматривал негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как результат неверных когнитивных убеждений — иррациональных верований.

В психологической литературе существует термин «установка», который очень часто употребляют как синоним термина «убеждение», эти два термина тесно связаны между собой и часто замещают друг друга. В нашей работе мы использовали термин «убеждение».

Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем в эмоциональной и поведенческой сферах индивида. По ряду признаков можно отличить рациональное суждение от иррационального. Характеристики иррационального суждения таковы: они неистинны, не соответствуют реальности ни количественно, ни качественно, категоричны, приводят к длительным и сильным негативным переживаниями и, наконец, не способствуют достижению цели.

А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян в своем исследовании эмоциональных расстройств говорят о том, что эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей современной культуры. Эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления человека. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян попытались связать тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами – депрессивным, тревожным, соматоформным, хотя разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Авторы считают, что можно говорить лишь о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом.

В качестве предмета нашего исследования выступили иррациональные установки подростков с девиантным поведением и подростков группы «норма». Мы предположили, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. На наш взгляд, именно такие установки могут обусловливать отклонения в поведении.

В ходе эмпирического исследования, целью которого было изучение специфики иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением, мы выявили, проанализировали и сравнили иррациональные убеждения у подростков с отклоняющимся поведением и у подростков с социально приемлемым, адаптивным поведением. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 подростков. Они были разбиты на 2 группы по 15 человек: в первой подростки с девиантным поведением, во второй – с социально приемлемым поведением. Возраст испытуемых подростков  15–16 лет.

Группа «норма» была сформирована из учеников 9-го класса (СОШ г. Зеленограда). По информации школьного психолога подростки группы «норма» являются детьми из благополучных семей и не имеют каких-либо серьезных нареканий со стороны школьной администрации.

Подростки с девиантным поведением, принявшие участие в исследовании, находятся на психологическом и юридическом сопровождении (ГБУ Центр «Дети улиц» отделения ЮВАО Москвы). Анализ карт сопровождения подростков показал, что большинство из них являются членами неполных семей и имеют криминогенный (антисоциальный) уровень (кража, нанесение травм средней тяжести, грабеж) отклоняющегося поведения и находятся на стадии судебного разбирательства. Большая часть девиантных подростков употребляют психоактивные вещества, бродяжничают, разрушают материальные ценности. Общая характеристика группы – безразличное отношение к учебе, негативное отношение к миру в целом.

Исследование проводилось с использованием методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; теста на иррациональные установки Альберта Эллиса; беседы по схеме «Когнитивная концептуализация случая». Обработка данных производилась с помощью электронной программы SPSS по U-критерию Манна–Уитни и с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Анализ полученных данных при сравнении средних значений в методике О.Ф. Потемкиной между группой «норма» и подростками с девиантным поведением  показал различия по следующим шкалам:

  • переменная «свобода» – у подростков с девиантным поведением потребность в свободе более выражена, чем у подростков в группе «норма». Они в большей степени готовы жертвовать ради отстаивания своей независимости;
  • переменная «деньги» – у подростков из группы «норма» больше выражена потребность в деньгах, чем у девиантов. Подростки с нормальным поведением больше стремятся к благосостоянию, для них деньги имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения благ;
  • переменная «процесс» – у подростков с девиантным поведением больше выражена ориентация на процесс. Можно предположить, что для них более важен сам процесс деятельности, чем окончательный результат.
  • переменная «труд»  – для подростков с девиантным поведением сама работа важна больше, чем для подростков группы норма. Но в данном случае, ориентировку на труд стоит рассматривать  как социальный фактор взаимодействия с окружающими. Для подростков из группы «норма» важно одобрение обществом. Наибольшая разница между показателями процесс, деньги и свобода. Наименьшая разница по показателям власть, результат, альтруизм (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

По результатам методики, полученных в двух группах с помощью коэффициента Спирмена, была проведена внутритестовая корреляция.

Таблица 1

Корреляция результатов контрольной  и экспериментальной групп (по методике О.Ф. Потемкиной)

Показатели

Процесс

Результат

Альтруизм

Эгоизм

Труд

Свобода

Власть

Деньги

Процесс

1,000

-,142

,161

,229

,193

,048

,113

-,416*

Результат

-,142

1,000

,148

,122

,074

,022

,018

,071

Альтруизм

,161

,148

1,000

,025

,451*

,097

-,057

-,267

Эгоизм

,229

,122

,025

1,000

-,285

,113

,182

,250

Труд

,193

,074

,451*

-,285

1,000

,161

,034

-,374*

Свобода

,048

,022

,097

,113

,161

1,000

,255

-,327

Власть

,113

,018

-,057

,182

,034

,255

1,000

,319

Деньги

-,416*

,071

-,267

,250

-,374*

-,327

,319

1,000

По таблице 1 можно судить о наличии связей среди ряда шкал. Переменная «процесс–деньги» (корреляция –0,416), говорит о том, что сам процесс какого-либо действия более важен для подростков, чем деньги. Важно чтобы само занятие было интересным и привлекало подростков.

Переменная «альтруизм–труд» (корреляция 0,451) – прямая связь, говорит о том, что подросток производит действие на пользу другим и часто в ущерб себе, что может указывать на наличие у подростков иррациональных установок долженствования в отношении себя.

Переменная «труд – деньги» (корреляция –0,374) свидетельствует, что подростки предпочитают процесс труда больше, чем конечный результат. Труд сам по себе приносит радость и удовлетворение. В данном случае важнее, насколько другие оценивают труд подростка, чем результативность данного действия. Далее мы провели тест на иррациональные установки Альберта Эллиса (рис. 2).

Рис. 2. Средние показатели по методике А. Эллиса

В результате корреляционного анализа была выявлена статистически значимая взаимосвязь переменных «альтруизм» и «долженствование в отношении других» (корреляция –0,442), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма. Анализ переменных «эгоизм» и «низкая фрустрационная толерантность» (корреляция 0,386) говорит нам о том, что подростки, склонные к эгоистическим установкам, имеют низкую фрустрационную толерантность, то есть не могут адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях.

При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена прямая положительная (корреляция 0,711) связь переменных «результат» и «низкая фрустрационная толерантность», что позволяет предположить: чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность. Переменные «труд» и «альтруизм» – прямая положительная связь (корреляция 0,553), говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе. Это может указывать на наличие у них иррациональных установок долженствования в отношении себя.

Нами было выявлено одно значимое различие между группами по переменной «низкая фрустрационная толерантность» (U-критерий Манна-Уитни). Это означает, что у подростков группы с социально приемлемым поведением фрустрационная толерантность выше, чем у подростков с девиантным поведением.

Корреляционный анализ значений по двум методикам показал, что существует взаимосвязь переменных «альтруизм» и «долженствование в отношении других» (корреляция –0,442), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма.

Анализ переменных «эгоизм» и «низкая фрустрационная толерантность» (корреляция 0,386) свидетельствует, что подростки, склонные к эгоистическим установкам, имеют низкую фрустрационную толерантность, то есть не могут адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях.

При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена связь прямая, положительная (корреляция 0,711») переменных «результат» и «низкая фрустрационная толерантность». Можно предположить, что чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность.

Переменные «труд» и «альтруизм» – прямая положительная связь, (корреляция 0,553). Это говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе, что может указывать на наличие у них иррациональных установок долженствования в отношении себя.

При анализе корреляционных данных группы подростков с девиантным поведением было выявлено: переменные «процесс» и «свобода» – прямая положительная связь (корреляция 0,520). Девиантным подросткам важна личностная свобода и независимость при выполнении каких-либо действий, чем больше предоставляемой свободы, тем больше заинтересованность в процессе той или иной деятельности.

Переменные «эгоизм» и «долженствование по отношению к другим» – отрицательная связь (корреляция –0,715), говорит о том, что при наличии у подростка с девиантным поведением эгоистических тенденций повышается вероятность наличия иррациональных установок долженствования в отношении других (например: «Люди не должны портить мое настроение своими проблемами»).

Результаты, полученные в ходе беседы по схеме «Когнитивная концептуализация случая», представляют собой набор базовых убеждений, выявленных в ходе проработки ситуаций, сопряженных с контекстами, в которых подростки испытывали сильный (чрезмерный) гнев. Мы выявили три разновидности базовых убеждений: в отношении себя; в отношении к другим людям и в отношении к миру в целом. Все выявленные убеждения являются иррациональными.

Пример исследования иррациональных убеждений: Екатерина (девиантный подросток)

Ситуация: «Меня взбесила девка, которая заняла мое место и сказала, что мое место вообще в …»

Эмоция: раздражение, гнев.

Степень гнева: всеобъемлющая «у меня в глазах помутнело».

Реакция: вербальная агрессия, применение физического насилия.

Автоматические мысли: Эта тварь заняла мое место! Кто она такая, чтобы мне указывать, где мое место? Я по-любому должна вернуть свое!

Промежуточные убеждения: Я должна быть жесткой, чтобы отстаивать себя. Ели я буду «добренькой», меня быстро задавят. Свою правоту надо доказывать любыми способами.

Глубинное убеждение: Я слабая.

Анна (подросток группы «норма»)

Ситуация: «У меня не получалось научиться готовить пельмени, мама сказала, что у меня руки растут не из того места и что мужу не нужна такая жена»

Эмоция: гнев.

Степень гнева: контролируемая.

Поведение: вербальная агрессия в сторону матери.

Автоматические мысли: Нет, чтобы помочь! Надоело уже! Да зачем я все это делаю, только время трачу? Все равно ничего не выйдет!

Промежуточные убеждения:

Я должна научиться всему, что должна уметь женщина, чтобы стать благополучной. Если я не умею чего-то, я бесполезна.

Глубинное убеждение: Я бесполезна.

Приведенные примеры иллюстрируют специфику иррациональных установок девиантных подростков. На наш взгляд, подростки группы «норма» более ориентированы на достижение результата, тогда как девиантные изо всех сил стараются избежать неудачи.

В убеждениях группы «норма» предполагаются условия их несостоятельности (Если я не умею чего-то, тогда я бесполезна), а у девиантных подростков несостоятельность априорная (Кто она такая, чтобы указывать мне, что «..мое место вообще в ж…»).

Анализ и сравнение глубинных убеждений показал равное соотношение убеждений «неприятия» («У меня есть недостаток, поэтому я не нужен») и «беспомощности» («Я не могу осуществлять контроль, значит я слабый»). Это указывает на некоторую схожесть релевантного детского опыта, способствующего созданию такого рода убеждений. В то же время разность поведенческих реакций при столкновении с неудачами дополнительно свидетельствует о наличии специфических иррациональных установок у девиантных подростков.

Стоит отметить, что эмоция гнева в контексте когнитивной концептуализации случая имеет взаимосвязь с иррациональными убеждениями и условиями/правилами долженствования в отношении других, в отношении себя и катастрофизацией ситуации и является неконструктивной, препятствующей достижению целей, создающей массу межличностных проблем.

Это обусловливается шаблоном мышления при гневе. Он содержит субъективные понятия о справедливости, о правильности поступков других, о невыносимости проблемной ситуации, а также делегирование субъективного долга окружающим.

Несмотря на то что выявленные установки иррациональны по определению и приводят к чрезмерным поведенческим реакциям и у девиантных подростков и у подростков группы «норма», тем не менее, есть некоторые различия, исследования которых необходимо продолжить.

Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы выявили одно значимое различие по показателю «низкая фрустрационная толерантность» в иррациональных убеждениях девиантных подростков и подростков группы «норма». Это означает, что возникновение препятствий и трудностей при реализации своих потребностей у девиантных подростков вызывает больший дискомфорт, чем у подростков группы «норма».

Можно предположить, что угроза неудовлетворения той или иной потребности у несовершеннолетних с девиантным поведением при отсутствии компенсаторных стратегий активизирует иррациональные убеждения, которые могут подталкивать их к неадаптивным поведенческим актам, а в совокупности с иррациональными убеждениями долженствования к другим людям и миру может послужить причиной агрессивного, противоправного поведения.

В ходе исследования был обнаружен ряд незначительных различий в иррациональных убеждениях:

  • у подростков с девиантным поведением существуют более выраженные иррациональные убеждения с явной катастрофизацией ситуаций, а также в долженствовании по отношению к другим. Подростки воспринимают происходящие события будущего исключительно негативно, без учета более вероятных исходов. Также при наличии убеждений долженствования по отношению к другим людям подростки имеют набор правил: как с ними должны вести себя люди, что делать и как говорить. Совокупности иррациональных убеждений катастрофизации и долженствования по отношению к другим вызывают у подростков множество негативных переживаний, которые приводят их в состояние дискомфорта и стресса;
  • в потребностно-мотивационной сфере у подростков с девиантным поведением доминирует ориентация скорее на сам процесс деятельности, чем на окончательный результат, им важна также свобода действий при участии в том или ином процессе;
  • в процессе трудовой деятельности девиантные подростки ориентированы не столько на результат деятельности, сколько на социальное одобрение. У подростков группы «норма» ориентация на результат имеет взаимосвязь с фрустрационной толерантностью. Это свидетельствует о том, что требование к качеству результата повышает фрустрацию подростков, понижая уровень стрессоустойчивости;
  • для подростков из группы «норма» больше характерно стремление к благосостоянию, чем у несовершеннолетних с девиантным поведением. Подростки группы «норма» не расценивают деньги как средство приобретения чего-либо. Финансовые средства имеют ценность сами по себе.

Таким образом, с учетом выявленных закономерных связей и тенденций можно рекомендовать разработку коррекционно-развивающих программ в русле когнитивно-бихевиоральной терапии, целью которых будет модификация иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением и создание адаптивных, компенсаторных стратегий поведения.

В своем исследовании мы предположили, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. Данная гипотеза подтвердилась частично: мы выявили некоторую разницу в иррациональных убеждениях, но эта разница не носит принципиального характера. В связи с этим мы имеем основание предположить, что затронутое нами проблемное пространство актуально и подлежит дальнейшему изучению.

Литература

  1. Ремеева А.Ф. Когнитивно-бихевиоральная терапия как средство оказания воздействия на агрессивное поведение подростков // Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения». М., 2010.
  2. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия А. Бека и культурно-историческая психология // Консультативная психология и психотерапия. № 2. 2011.
  3. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия.  Ростов н/Д, 2008. 

Информация об авторах

Ремеева Альфия Фаатовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-3041-849X, e-mail: a-remeeva@yandex.ru

Пальчиков Игнат Анатольевич, ведущий инженер-эргономист, ОАО МВЗ им. М.Л. Миля, Москва, Россия, e-mail: Paignat@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12193
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2070
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3