Сексуальное насилие в отношении детей и подростков встречается во всех странах и слоях общества и имеет важное социальное, юридическое, так и медико-психологическое значение.
По данным отечественных авторов, сексуальные действия в отношении несовершеннолетних являются наиболее распространенной формой преступного сексуального поведения. Так, еще Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В., (2001) отмечали, что «группа растлителей малолетних» наиболее многочисленна, по сравнению с другими группами правонарушителей в сфере сексуальных отношений.
Данные о распространенности сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних по данным зарубежных авторов неоднозначны. По данным британских исследователей A.W.Baker, S.P.Duncan, (1985), среди обследованных ими лиц, 12 % женщин и 8 % мужчин имели опыт сексуального притязания со стороны взрослых в детском возрасте. Другие исследователи, G.Wyatt et al.(1986), выявили более высокие показатели сексуальных притязаний в детском возрасте, к которым, наряду с непосредственно сексуальным контактом, относили эпизоды эксгибиционизма и прикосновений к обнаженному телу ребенка. По их данным. 59 % женщин и 27 % мужчин были жертвами сексуальных притязаний в детском возрасте. Все эти данные указывают на то, что последствия сексуальных действий в детском возрасте достаточно серьезны и разнообразны. Нередко у подростков, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, возникаю различные поведенческие нарушения: от страха к близким интимным отношениям до криминального сексуального поведения. Однако, если последствия сексуального насилия в детстве изучены достаточно подробно, то другие данные механизмов сексуального противоправного поведения остаются практически без внимания.
Актуальность исследования. Существует различные теории возникновения формирования подобного поведения: психоаналитическая, дизонтогенетическая концепции; механизм импринтинга, искажения в микросоциальной среде. Однако педофилию чаще всего рассматривают как расстройство сексуального влечения при различных психических заболеваниях, в то время как механизмы сексуального аномального поведения вне рамок педофилии остаются малоизученны.
Теоретическое значение определяется тем, что в настоящее время данные о половозрастной идентичности у лиц с диагнозом педофилии и лиц, совершивших противоправные сексуальные действия в отношении несовершеннолетних при отсутствии расстройства сексуального влечения остаются малоизученными. Полученные сведения позволят дополнить представления о механизмах формирования аномального сексуального поведения.
Практическое значение состоит в том, что на сегодняшний день исследования, посвященные теме изучения лиц, совершивших сексуальные насильственные действия в отношении детей немногочисленны.
Таким образом, целью нашего исследования послужил изучение половозрастной идентичности у лиц, совершивших сексуальные насильственные действия в отношении детей.
Задачи исследования:
-
Описание факторов и их роли в патогенезе аномального сексуального поведения в отношении несовершеннолетних.
-
Выявление особенностей гендерной идентичности у лиц, совершивших насильственные сексуальные действия с детьми.
-
Выявление особенностей половозрастной идентичности у лиц, совершивших насильственные сексуальные действия в отношении несовершеннолетних.
-
Сравнительный анализ лиц с клинически верифицированным диагнозом педофилии и лиц, совершивших противоправные сексуальные действия в отношении несовершеннолетних при отсутствии расстройства сексуального влечения.
Предметом исследования являются особенности возрастного самосознания, а также восприятие объекта сексуального влечения у лиц, совершивших сексуальные действия с детьми.
Объект исследования - половозрастная идентичность у лиц, совершивших сексуальные насильственные действия в отношении несовершеннолетних.
Характеристика выборки: выборку составили лица, совершившие сексуальные насильственные действия в отношении детей, проходившие судебно-психиатрическую экспертизу в ГНЦСС им. В.П. Сербского, которые были разделены на две группы. Первую группу составили 10 человек с расстройством сексуального влечения в виде педофилии. Во вторую группу вошло 10 человек, совершивших педофильные действия при отсутствии расстройства сексуального влечения. Контрольную группу составили 20 человек, не привлекающиеся к уголовной ответственности.
Гипотезы:
1. Для лиц, совершивших сексуальные действия с детьми характерна недифференцированность полоролевых образов, как по половому, так и по возрастному признакам.
2. У лиц с диагнозом педофилии характерно идентифицировать себя с образом более ранних возрастных ролей, а также негативно воспринимать настоящую.
Психологическое исследование в судебной сексологии - это психологические методы, большинство из которых в течение нескольких лет используются при решении различных экспертных задач, поставленных перед психологами в рамках судебно-сексологических задач. Для исследования половозрастной идентичности у педофилов, помимо основных методик, традиционно применяемых психологом в сексологии («МиФ», «ЦТО», «Кодирование», «Рисунок мужчины, женщины и ребенка»), были использованы такие, как «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн» (модифицированный вариант) и «ПВИ – «ПВ» Белопольской Н.Л..
Для анализа первичной информации, полученной в результате описанных выше методик, рассматривалось среднее арифметическое полученных параметров и их корреляционные взаимосвязи. Все расчеты производились в таких программах, как Excel и SPSS Statistics 17.0. Полученные данные были проанализированы качественно и количественно. В процессе проведения исследования проверки достоверности различий между полученными с помощью вышеперечисленных методик показателями в группах использовался t – критерий Стьюдента для двух независимых выборов. Результат сравнения оценивался по уровню значимости p≤ 0,05.
Половозрастная идентичность рассматривается нами как процесс и результат отождествления индивидом себя с определенной возрастной группой, с принятием норм поведения данной группы в качестве в большей или меньшей степени регулирующих собственное поведение. Она выступает в качестве регулятора поведения человека в ситуации межвозрастного общения, позволяя различать людей «своего» и «другого» возраста и выбирать адекватные этому способы взаимодействия с ними.
Существует несколько точек зрения возникновения аномального сексуального поведения. Одной из них является теория импринтинга, в основе которой лежит предположение о существующей унаследованной реакции. Согласно этой теории, формирование сексуального девиантного поведения происходит по типу реакции отрицательной имитации. Так, некоторые подростки с органическими поражениями головного мозга, а также психическим инфантилизмом, став в детстве жертвой изнасилования, впоследствии могут демонстрировать подобное поведение [ Дворянчиков, 1998]. Как показывают последние исследования, в некоторых случаях возраст предпочитаемого сексуального объекта совпадает с возрастом, в котором испытуемый подвергся сексуальному насилию или возрастом партнера по сексуальным играм, в случае ранней сексуализации поведения [Рогачев].
Кронфильд и Э.Кречмер считают, что в основе аномального сексуального поведения в отношении к несовершеннолетним лежит психосексуальный инфантилизм. По их мнению, при таком расстройстве сексуального влечения в зрелом возрасте поведение носит не просто подростковые формы эротической активности, а свидетельствует об аномальности этой активности [Догадина, 1998]. Как утверждают многое авторы, дисгармоничное развитие является основой возникновения различных вариантов девиантного поведения, в том числе и сексуального.
Рядом отечественных и зарубежных авторов указывалось на роль социальных детерминант в формировании педофилии. О дисфункции в родительских семьях лиц, склонных к сексуальным действиям в отношении несовершеннолетних, свидетельствует целый ряд исследований, большая часть которых, указывает на эмоциональную депривацию, как основной фактор формирования девиантного поведения.
Среди патобиологических факторов развития отмечались: наследственная отягощенность алкоголизмом, неблагоприятное протекание первого триместра беременности, преждевременные роды.
Другие исследования показали, что для людей с расстройством сексуального влечения в форме педофилии были свойственны черты инфантилизма, характерны выраженная феминность, нарушения фазности полового развития и искажения половозрастного самосознания, нарушения в сфере межличностной коммуникации, склонность к идентификации с сексуальным партнером (ребенком). Н.А. Радченко и Н.В. Дворянчиков (2003), на основании полученных ими данных, предположили, что у их испытуемых наблюдается преобладание нарушений когнитивной составляющей полового самосознания.
В целом, можно говорить о том, что в основе аномального поведения этого контингента лиц лежит полоролевой конфликт, который в большинстве случаев разрешается ими внутриличностно, за счет «принятия своей идентичности» на когнитивном уровне и идентификации с объектом сексуального влечения, поэтому выбор партнера и способ взаимодействия с ним обусловлен стремлением к стабилизации устойчивости образа «Я» за счет взаимодействия с сексуальным объектом менее зрелым, по сравнению с нормативным, более безопасным в психологическом плане и более прогнозируемым[Ткаченко, 2001].
В основе формирования аномального сексуального поведения подэкспертных без парафилий лежат факторы, во многом схожие с таковыми у лиц с парафилиями. Так, этап формирования базовой половой идентичности характеризовался трудностями интериоризации мужской половой роли на эмоциональном уровне, причем, в большей степени обусловленными микросоциальными, нежели органическими факторами; эмоциональная депривация и фрустрация, нарушения коммуникации со сверстниками и выбора объекта референции, расстройства эмпатии характеризовали этап формирования полоролевых стереотипов. Однако, разрешение полоролевого конфликта осуществляется у этих испытуемых на эмоциональном уровне, за счет выработки гиперкомпенсаторных механизмов, реализуя их в межпартперских отношениях. Их аномальное поведение выполняет функцию «повышения самооценки» путем построения взаимодействия с партнером в рамках жесткого стереотипа.
В результате нашего исследования было выявлено, что для подэкспертных, как с диагнозом педофилии, так и без расстройства сексуального влечения характерно следующее:
-
Наличие полоролевого конфликта, связанного с неустойчивостью образа «Я».
-
Искажение интериоризации мужской половой роли, отсутствие стремления ориентироваться на оценку мужской группы в регуляции своего поведения.
-
Низкая оценка развития своих качеств, способностей по отношению к мужчинам, женщинам, старшим и младшим подросткам, как девочкам, так и мальчикам, по сравнению контрольной группой.
-
Недифференцированность полоролевых образов, как по половому, так и возрастному признакам.
Исследование показало, что для лиц с диагнозом педофилии также характерно:
-
Неадекватное определение своего половозрастного статуса.
-
Неправильное построение половозрастной последовательности образов.
-
Регрессивная тенденция при выборе привлекательных возрастных образов («юность», «школьник»)
-
Негативное эмоциональное отношение к своим актуальным образам.
Все это свидетельствует об искажении половозрастной идентификации и подтверждает наличие половозрастного конфликта в сознании. Таким образом, у лиц с диагнозом педофилии выявляются нарушения преимущественно когнитивной структуры полового самосознания, проявляющиеся в недифференцированности возрастных особенностей восприятия, как собственного образа «Я», так и полоролевых стереотипов. При этом выбор партнера, как объекта менее зрелого, безопасного в психологическом плане и определенный способ взаимодействия с ним определяется их собственно инфантильностью, а также стремлением к стабилизации устойчивости образа «Я».
Полученные данные подтверждают выдвинутые нами гипотезы и позволяют более дифференцированно оценить нарушения сексуальной сферы, объяснить реализацию девиантного поведения, а также структуру половозрастного самосознания лиц с расстройством сексуального влечения в форме педофилии и приблизиться к пониманию механизмов, по которым осуществляется аномальный выбор объекта сексуального влечения.
Целью дальнейших исследований является адаптация модифицированных нами методик, и возможно, дальнейшее их применение в судебно-психологической практике. Комплексное обследование лиц, совершивших насильственные сексуальные действия в отношении несовершеннолетних с расстройством сексуального влечения и вне рамок педофилии в условиях судебно-психиатрической экспертизы, оптимальный выбор мер медицинского характера с учетом динамики расстройства влечения может способствовать профилактике рецидивов ООД.