Современная зарубежная психология
2023. Том 12. № 1. С. 89–99
doi:10.17759/jmfp.2023120110
ISSN: 2304-4977 (online)
Роль когнитивных искажений в поддержании паттерна сексуального насилия
Аннотация
Искаженные суждения, поддерживающие совершение противоправных сексуальных действий, широко распространены среди лиц с аномальным сексуальным поведением и рассматриваются зарубежными авторами как один из динамических факторов риска рецидива преступлений против половой неприкосновенности. В статье приведен аналитический обзор основных зарубежных работ по проблеме когнитивных искажений у сексуальных правонарушителей. Представлены различные попытки концептуализации и категоризации когнитивных искажений, теоретическое и эмпирическое обоснование приведенных классификаций, структурные характеристики и некоторые особенности формирования искаженных суждений. Отмечается, что в большинстве зарубежных исследований когнитивных искажений используются методики, основанные на самоотчете, а также изучаются объединенные выборки сексуальных правонарушителей, включающие в себя одновременно лиц со сформированным сексуальным расстройством и так называемых ситуативных преступников. Показана необходимость разграничения априорных и апостериорных когнитивных искажений, а также самооправданий, свойственных человеческой природе, и дезадаптивных установок, способствующих совершению криминальных действий. Высказано предположение, что оценку когнитивных искажений необходимо проводить не только унифицированными опросниками, но с использованием феноменологического анализа поведения в ситуации и ретроспективного анализа убеждений, существовавших до совершения инкриминируемого деяния.
Общая информация
Ключевые слова: когнитивные искажения, предубеждения, самооправдания, субъективный опыт, адаптация, аномальное сексуальное поведение
Рубрика издания: Медицинская психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120110
Получена: 22.07.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Демидова Л.Ю. Роль когнитивных искажений в поддержании паттерна сексуального насилия [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 89–99. DOI: 10.17759/jmfp.2023120110
Полный текст
Введение
Классификации когнитивных искажений
А. Бандура [4] (примеры утверждений заимствованы из У. Мерфи [18]) |
Д. Эйбель и др. [2] |
Н. Поллок и Д. Хэшмолл [21] |
Л. Нейдиг и Г. Кроп [19] |
Т. Уорд и др. [29] |
Разработано специально для сексуальных правонарушителей |
||||
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Концептуальное обоснование |
||||
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Эмпирическое подтверждение на группах сексуальных правонарушителей |
||||
Нет |
Клинический опыт авторов |
Да |
Да |
Клинический опыт авторов, подтвержденный в дальнейших эмпирических исследованиях |
Когнитивные искажения |
||||
|
«Когда-нибудь в будущем общество поймет, что секс между ребенком и взрослым — это нормально» |
Декларация нормативности сексуальных контактов с детьми. Пример: «Секс с детьми нормален» |
«Это не так уж и плохо, на самом деле это не является неправильным»
|
Уровень убеждений. Имплицитная теория о характере вреда: «В сексуальной активности нет вреда. На детей в негативном ключе гораздо больше влияют другие вещи» |
«Ребенок, который физически не сопротивляется сексуальным домогательствам, на самом деле желает заняться сексом» |
|
«Она не сказала «нет» и вообще ничего не сказала, так что с ней должно быть все в порядке» |
||
«Дети не рассказывают другим о сексуальных отношениях со взрослым, потому что им нравится, и они хотят продолжения подобных отношений» |
«Ей это понравилось» |
Уровень убеждений. Имплицитная теория о детях как сексуальных существах: «Дети способны принимать осознанные решения о сексе, активно ищут секса» |
||
Приписывание вины жертве. Пример: «Большинство женщин хотят быть изнасилованными») |
«Когда ребенок задает взрослому вопросы о сексе, это означает, что ребенок хочет видеть половые органы взрослого или заняться с ним сексом». «Дети сексуальны по своей природе и поэтому могут заниматься сексом со взрослыми» |
Обвинение жертвы. Пример: «Жертва выступила инициатором» |
«Она флиртует и дразнит меня, она хочет, чтобы я это сделал» |
|
|
«Сексуальная близость с ребенком позволяет улучшить отношения с ним» |
|
«Я думал, что я ей понравлюсь больше, если я удовлетворю ее» |
|
Моральное оправдание, когда представляется, будто поведение служит моральным целям. Пример: «Это было половое воспитание» |
«Секс с ребенком — это хороший способ сексуального просвещения» |
«Я сделал это, чтобы помочь ей вырасти и повзрослеть» |
||
|
«Если я не сделаю этого, кто-то другой сделает, так что лучше это буду я» |
Уровень ценностей. Имплицитная теория о правомерности: «Мои взгляды и желания, решения имеют первостепенное значение» |
||
Использование эвфемизмов. Пример: «Я просто играл/дурачился» |
«Я просто проверял, ведет ли она сексуальную жизнь» |
|||
Паллиативное сравнение, когда собственные действия сопоставляются с более возмутительными и на их фоне кажутся менее значительными. Пример: «Полового акта ведь не было» |
«Взрослый, когда только прикасается к телу или гениталиям ребенка, не причиняет ему вреда» |
Утверждение несексуального характера произошедшего. Пример: «Я просто проявлял ласку» |
«Мы только прикасались друг к другу, это не настоящий секс» |
Уровень действий. Имплицитная теория о характере вреда: «Это не носило сексуального характера, это только прикосновения, полового акта ведь не было» |
Минимизация, игнорирование или неправильное истолкование последствий. Пример: «Ребенок не пострадал» |
|
|
«Она слишком молода, чтобы запомнить это или понимать, что я делаю» |
|
Перенесение ответственности. Пример: «Все из-за отсутствия близости с женой, алкоголя, наркотиков…» |
Отсылка к смягчающим факторам психологическим. Пример: «Страх взрослых женщин» |
«Я сделал это, потому что я в детстве подвергался сексуальному насилию» |
Уровень действий. Имплицитная теория о неконтролируемости: «Не было выбора, виновата жертва, другие люди, импульс, алкоголь, наркотики, жена…» |
|
Отсылка к смягчающим факторам ситуации. Пример: «Депривация секса по согласию» |
«В то время я был под наркотиками или алкоголем» |
|||
Разделение ответственности. Пример: «Если бы полиция была более внимательна, у жертвы не было бы столько проблем» |
«Я сделал это, чтобы отомстить ей и/или ее матери» |
Уровень действий. Имплицитная теория об опасном мире: «Тоже заслуживаю близости, проступил справедливо или применил заслуженное наказание» |
||
Дегуманизация жертвы. Пример: «Она все равно была шлюхой» |
|
«Дети должны делать то, что я хочу, и удовлетворять мои потребности» |
Уровень действий. Имплицитная теория о правомерности: «Жертва должна проявлять уважение к моим потребностям, а я из своей социальной роли имел право» |
- Чем более широк и согласован спектр искаженных суждений, тем чаще они должны оказывать влияние на поведение правонарушителя, поскольку активация в памяти одного из компонентов этой когнитивной системы с высокой вероятностью актуализирует другие.
- Имплицитные теории обеспечивают предвзятость при обработке информации: информация, соответствующая ожиданиям субъекта, привлекает больше его внимания и отбирается из среды в первую очередь.
- В долговременной памяти гораздо легче сохраняется информация, совпадающая с убеждениями субъекта, а не совпадающая с ними требует гораздо больше усилий и ресурсов для интеграции.
- Искаженные суждения зависят от частоты использования (искажения, часто использованные в прошлом, легче активируются в будущем) и контекста (некоторые из искажений активируются только в определенных ситуациях).
- Предоставление информации, опровергающей ранее существовавшие убеждения, может привести к их изменениям. Например, по данным У. Мерфи [18] информирование о негативных последствиях сексуального насилия и их обсуждение приводят к снижению выраженности когнитивных искажений у правонарушителей (однако указывается, что достижение подобного эффекта будет крайне затруднено при длительной истории противоправных действий, когда когнитивные искажения укоренены более глубоко).
Структура когнитивных искажений
Теории |
Уровень убеждений |
Уровень ценностей |
Уровень действий |
НЕКОНТРОЛИРУЕМОСТЬ |
|||
Теории, общие для всех сексуальных правонарушителей |
Правонарушитель считает себя неспособным осуществлять адекватный контроль над своей жизнью, неэффективен и пассивен, ссылается на сильные внешние или внутренние силы, секс часто ассоциирует с потерей контроля |
Ценности автономии, способности действовать как независимая личность, способности к самореализации, саморегуляции |
Утверждения об отсутствии выбора из-за силы импульса, алкоголя, наркотиков, поведения жертвы или других людей и т. п. |
ОПАСНЫЙ МИР |
|||
Правонарушитель убежден, что люди по природе агрессивны, враждебны и склонны причинять боль; считает нужным либо искать безопасное место (например, установить отношения с детьми, которых рассматривает как невинных и принимающих), либо проявить инициативу и нанести удар первым |
Ценности безопасности, доверительных отношений, справедливости. |
Утверждения о справедливости (в том числе о праве на близкие отношения) или о применении заслуженного наказания по отношению к другим людям |
|
ПРАВОМЕРНОСТЬ |
|||
Правонарушитель убежден в собственном превосходстве над другими из-за его социальной роли или личностных характеристик; считает, что имеет приоритетное право удовлетворять свои потребности |
Ценности статуса, иерархии, особая ценность (правильность) собственных желаний и взглядов, решений |
Утверждения, что жертва должна проявлять уважение к потребностям правонарушителя, что он имел право, исходя из своей социальной роли (как мужчина, как отец и т. п.) |
|
Теории, специфичные для растлителей детей |
ДЕТИ КАК СЕКСУАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА |
||
Правонарушитель рассматривает детей как мотивированных желанием удовольствия и активно ищущих секса; убежден в способности детей принимать осознанные решения о сексе |
Ценность свободы выбора ребенка наравне со взрослыми, секс рассматривается как особая ценность для детей по сравнению с другими благами |
Утверждения, что действия носили характер просвещения, обучения, помощи в развитии и т. п. |
|
ХАРАКТЕР ВРЕДА |
|||
Правонарушитель убежден, что в сексуальной активности нет вреда, что любой стресс, который испытывает ребенок после сексуальных действий, — результат не самих этих действий, а того, как люди реагируют на них |
Ценности секса и любых проявлений сексуальности, которые рассматриваются как положительные от природы |
Утверждения, что действия не носили сексуального характера, что это только прикосновения, что полового акта не было |
|
Теории, специфичные для насильников женщин |
НЕПОСТИЖИМОСТЬ ЖЕНЩИН |
||
Правонарушитель убежден, что женщины по своей природе ненадежны, обманчивы и манипулятивны |
Ценность честности, взаимопонимания (при этом как честность рассматриваются слова женщины, совпадающие с видением самого правонарушителя) |
Утверждения, что секс был по обоюдному согласию; оспаривание изнасилования, обвинения женщины во лжи |
|
ЖЕНЩИНЫ КАК СЕКСУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ |
|||
Правонарушитель убежден, что женщины очень сексуально восприимчивы и всегда хотят сексуальной близости |
Ценности удовольствия, натурализма, естественности; представление, что женщины не осознают до конца своей природы, а мужчина призван открыть ей удовольствия |
Утверждения о попытке раскрыть в женщине ее сексуальные потребности, несмотря на ее отказ или выражение несогласия |
Внешние и внутренние факторы в формировании когнитивных искажений
Выводы
Литература
- A Meta-Analysis on Cognitive Distortions and externalizing Problem behavior: Associations, Moderators, and Treatment Effectiveness / P. Helmond, G. Overbeek, D. Brugman, J.C. Gibbs // Criminal Justice and Behavior. 2015. Vol. 42. № 3. P. 245—262. DOI:10.1177/0093854814552842
- Abel G.G., Becker J.V, Cunningham-Rathner J. Complications, Consent, and Cognitions in Sex Between Children and Adults // International Journal of Law and Psychiatry. 1984. Vol. 7. № 1. P. 89—103. DOI:10.1016/0160-2527(84)90008-6
- Adverse Childhood Experiences Related to Cognitive and Emotional States: A study on Sexual Offenders in Italy and Portugal / I. Petrucchelli, G. D’Urso, S. Cataldi, A. De Risio, S. Grilli, R.A. Gonçalves, M. Sousa, L. Lucania, M. Bonaiuto // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. 2022. Vol. 76. P. 93—110. DOI:10.33788/rcis.76.7
- Bandura A. Social Learning Theory. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1977. 247 p.
- Baúto R.V., Cardoso J., Leal I. Preliminary Validation of Bumby RAPE and MOLEST Scales: Exploratory Factorial Analysis // Annals of medicine. 2021. Vol. 53. № suppl. 1. P. S130—S130. DOI:10.1080/07853890.2021.1896190
- Beck A.T. Thinking and Depression II. Theory and Therapy // Archives of General Psychiatry. 1964. Vol. 10. № 6. P. 561—571. DOI:10.1001/archpsyc.1964.01720240015003
- Bonta J., Andrews D.A. The Psychology of Criminal Conduct. New York: Routledge, 2017. 470 p.
- Cognitive Distortions in Sex Offenders: an Integrative Review / T. Ward, S.M. Hudson, L. Johnston, W.L. Marshall // Clinical Psychology Review. 1997. Vol. 17. № 5. P. 479—507. DOI:10.1016/s0272-7358(97)81034-3
- Distorted Cognition Related to Male Sexual Offending: The multi-mechanism theory of cognitive distortions (MMT-CD) / F. Szumski, R.M. Bartels, A.R. Beech, D. Fisher // Aggression and Violent Behavior. 2018. Vol. 39. P. 139—151. DOI:10.1016/j.avb.2018.02.001
- Gualco B., Scarpa F., Rensi R. Assessment of Recidivism Risk in Sex Offenders: A Pilot Study in Central Italy // Healthcare. 2021. Vol. 9. № 11. Article ID 1590. 12 p. DOI:10.3390/healthcare9111590
- Hazama K., Katsuta S. Cognitive Distortions Among Sexual Offenders Against Women in Japan // Journal of Interpersonal Violence. 2019. Vol. 34. № 16. P. 3372—3391. DOI:10.1177/0886260516669544
- Hurt People Hurt Other People: the Link Between Past Trauma and Sexual Offending / M.D. Grady, J.S. Levenson, J. Glover, S. Kavanagh, K. Carter // Sexual Offending: Theory, Research, and Prevention. 2022. Vol. 17. Article ID e7361. 28 p. DOI:10.5964/sotrap.7361
- Implicit Theories of Child Sexual Exploitation Material Offenders: Cross-Cultural Validation of Interview Findings / V. Soldino, H.L. Merdian, R.M. Bartels, H.K. Bradshaw // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2020. Vol. 64. № 4. P. 315—334. DOI:10.1177/0306624X19877599
- Is Childhood Sexual Victimization Associated with Cognitive Distortions, Self-Esteem, and Emotional Congruence with Children? / C. Blank, K.L. Nunes, S. Maimone, C.A. Hermann, I.V. McPhail // Journal of Sexual Aggression. 2018. Vol. 24. № 3. P. 259—273. DOI:10.1080/13552600.2018.1509574
- Kettleborough D.G., Merdian H.L. Gateway to Offending Behaviour: Permission-Giving Thoughts of Online Users of Child Sexual Exploitation Material // Journal of Sexual Aggression. 2017. Vol. 23. № 1. P. 19—32. DOI:10.1080/13552600.2016.1231852
- Maruna S., Mann R.E. A Fundamental Attribution Error? Rethinking Cognitive Distortions // Legal and Criminological Psychology. 2006. Vol. 11. № 2. P. 155—177. DOI:10.1348/135532506X114608
- McLeod D.A., Dodd M. Modernized Female Sex Offender Typologies: Intrapsychic, Behavioral, and Trauma Related Domains // Cogent Social Sciences. 2022. Vol. 8. № 1. Article ID 2085360. 18 p. DOI:10.1080/23311886.2022.2085360
- Murphy W.D. Assessment and Modification of Cognitive Distortions in Sex Offenders // Handbook of Sexual Assault: Issues, Theories, and Treatment of the Offender / Eds. W.L. Marshall, D.R. Laws, H.E. Barbaree. New York: Plenum Press, 1990. P. 331—342.
- Neidigh L., Krop H. Cognitive Distortions Among Child Sexual Offenders // Journal of Sex Education and Therapy. 1992. Vol. 18. № 3. P. 208—215. DOI:10.1080/01614576.1992.11074054
- Paquette S., Longpré N., Cortoni F. A Billion Distorted Thoughts: An Exploratory Study of Criminogenic Cognitions Among Men Who Sexually Exploit Children Over the Internet // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2020. Vol. 64. № 10—11. P. 1114—1133. DOI:10.1177/0306624X19873082
- Pollock N.L., Hashmall J.M. The Excuses of Child Molesters // Behavioral Sciences and the Law. 1991. Vol. 9. № 1. P. 53—59. DOI:10.1002/bsl.2370090107
- Segal Z.V., Stermac L.E. The Role of Cognition in Sexual Assault // Handbook of Sexual Assault: Issues, Theories, and Treatment of the Offender / Eds. W.L. Marshall, D.R. Laws, H.E. Barbaree. New York: Plenum Press, 1990. P. 161—174.
- Smith M.S. I’m Not a Child Molester, but a Victim Myself: Examining Rationalizations Among Male Sex Offenders Who Report Histories of Childhood Sexual Abuse // International journal of offender therapy and comparative criminology. 2022. Article ID 0306624X221102789. 18 p. DOI:10.1177/0306624X221102789
- Szumski F., Bartoszak D. Cognitive distortions and recidivism in sexual offenders against children // Problems of Forensic Sciences. 2021. Vol. 128. P. 191—209. DOI:10.4467/12307483PFS.21.011.15881
- Tavris C., Aronson E. Mistakes Were Made (but Not by Me): Why We Justify Foolish Beliefs, Bad Decisions, and Hurtful Acts. Boston: Mariner Books, 2020. 464 p.
- The Measurment of the Cognitive Distortions of Child Molesters / G.G. Abel, D.K. Gore, C.L. Holland, N. Camp, J.V. Becker, J. Rathner // Annals of Sex Research. 1989. Vol. 2. № 2. P. 135—152. DOI:10.1007/BF00851319
- Ward T. Sexual Offenders’ Cognitive Distortions as Implicit Theories // Aggression and Violent Behavior. 2000. Vol. 5. № 5. P. 491—507. DOI:10.1016/s1359-1789(98)00036-6
- Ward T., Casey A. Extending the Mind into the World: A New Theory of Cognitive Distortions in Sex Offenders // Aggression and Violent Behavior. 2010. Vol. 15. № 1. P. 49—58. DOI:10.1016/j.avb.2009.08.002
- Ward T., Gannon T.A., Keown K. Beliefs, Values, and Action: The Judgment Model of Cognitive Distortions in Sexual Offenders // Aggression and Violent Behavior. 2006. Vol. 11. № 4. P. 323—340. DOI:10.1016/j.avb.2005.10.003
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 758
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 274
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2