Очевидно, что не существует специфического гена преступности: с точки зрения биологии, нельзя наследовать противоправное поведение или какой-то особый «криминальный талант». Однако устойчиво наблюдается факт своеобразного «социального наследования» девиантности. Например, по результатам социологического исследования В.А. Лелекова и Е.В. Кошелевой, около 40% несовершеннолетних нарушителей воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей имел судимость [Лелеков, 2006]. Большинство исследователей едины во мнении о том, что существенное влияние на формирование паттернов асоциального поведения молодежи оказывает микросоциальное окружение – семья и референтные группы [Сафуанов, 2009; Ремеева, 2013]. Среди внутрисемейных факторов – предикторов подростковой и юношеской преступности выделяют такие, как алкоголизм, бедность, эмоциональная депривация, насильственные практики воспитания и пр. [Самиулина, 2005]. Установлено также, что криминальность молодежи связана с более общими характеристиками личности – мировоззрением, ценностями, представлением о своих жизненных перспективах [Каширский, 2013; Марцинковская, 2015].
Следует выдвинуть предположение о том, что формирование склонности к девиантному (и в том числе к противоправному) поведению с приобретением соответствующих устойчивых личностных качеств определяется наряду с другими традиционно изучаемыми факторами и содержательно-структурными характеристиками базисной когнитивно-личностной системы автобиографической памяти (АП).
С одной стороны, АП представляет собой индивидуальную конфигурацию личностно отнесенных воспоминаний, которая обеспечивает человеку возможность мыслить и переживать себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути [Нуркова, 2011; Нуркова, 2014]. Поэтому каждый человек является обладателем неповторимых воспоминаний прошлого. Ряд характеристик АП на уровне целостного представления о своей жизни, таких как количество и эмоциональная оценка воспоминаний, пропорция позитивных и негативных воспоминаний, показывают сильную взаимосвязь с устойчивой идентичностью [Janssen, 2011; Pasupathi, 2010].
С другой стороны, АП является онтогенетически поздним психическим новообразованием, становление которого происходит в специфической семейной ситуации развития через овладение существующими в культуре идеальными аутомеморативными формами. Задачей развития АП в дошкольном возрасте является способность создавать автобиографическое воспоминание о конкретном эпизоде прошлого, чему соответствует культурная форма рассказа [14,18]. В подростковом возрасте на смену ей приходит задача построения целостной, «субъективно достоверной» жизненной истории, включающей в себя представление о прошедшей части жизненного пути, план на отдаленное будущее и самоописание особенностей собственной личности [Habermas, 2014]. В данном случае подлежащей интериоризации культурной идеальной формой становится культурный жизненный сценарий (КЖС). В исследованиях КЖС определяется как совокупность обобщенных представлений о череде типичных жизненных событий. Д. Бернтсен и Д. Рубин определяют КЖС как социально типичный образец представлений о номенклатуре, возрасте наступления и эмоциональной валентности важных событий жизни человека [Berntsen, 2004]. По данным кросс-культурных исследований, КЖС обладают высокой универсальностью и включают в себя преимущественно социально желательные события. Выявлены лишь незначительные культурные вариации в КЖС [Нуркова, 2005; Berntsen, 2004]. Согласно эмпирическим данным по анализу автобиографических воспоминаний, полученным в зарубежных и российских исследованиях, КЖС выполняют форматирующую функцию при создании личностью целостной истории своего прошлого [Berntsen, 2004; Нуркова, 2011; Нуркова, 2012]. Таким образом, сценарии являются социальными образцами организации автобиографии, которая, в свою очередь, определяет индивидуальную АП в единстве прошлого, настоящего и будущего [ Нуркова, 2014; Алюшева, 2012; Алюшева, 2014; Berntsen, 2004; Nelson, 2004; Habermas, 2007]. Зафиксировано возрастание сценарности автобиографических воспоминаний от раннего подросткового к юношескому возрасту [Janssen, 2011].
В настоящее время распространен взгляд на КЖС как на устойчивое семантическое знание, относительно независимое от конкретного содержания индивидуального жизненного опыта [17, 18]. Остается открытым вопрос о том, какие параметры структуры индивидуальной АП, являющиеся результатом присвоения КЖС, не испытывают на себе влияния со стороны семейной ситуации развития (идентично транслируются из различных слоев социума), а какие параметры преимущественно транслируются внутрисемейно. Обнаружение таких показателей могло бы конкретизировать механизмы семейного наследования стилевых особенностей АП подростков и юношей, в том числе обусловливающих формирование негативистских установок и отклоняющегося поведения.
В связи с этим, целью нашего эмпирического исследования стало выявление внутрисемейно транслируемых параметров целостного представления о личном прошлом, складывающегося в автобиографической памяти.
Гипотезы исследования
1. Сложившаяся у человека индивидуальная макроструктура АП является результатом процесса социализации за счет овладения интегрированной системой содержательных, эмоционально-смысловых и темпоральных параметров нормативных событий жизни, представленных в КЖС.
2. Межпоколенно устойчивые параметры макроструктуры АП отражают интериоризированную форму общекультурного компонента жизненного сценария.
3. Часть из межпоколенно устойчивых параметров АП обладает высокой внутрисемейной согласованностью, что указывает на основной вклад внутрисемейного взаимодействия в их формирование.
4. Индивидуальная макроструктура АП включает в себя параметры, не представленные в общекультурном сценарии, но высоко согласованные внутри семейной диады, что выявляет характеристики локальных семейных жизненных сценариев.
Выборка и процедура исследования
В основной серии исследования приняли участие 204 человека: 102 студента вузов и 102 родителя этих студентов. Испытуемые участвовали в исследовании на добровольной основе.
В качестве основной методики исследования мы использовали графическую методику «Линия жизни» (ЛЖ), направленную на выявление структурно-содержательных характеристик АП в форме целостной истории жизни [Нуркова, 2011]. Согласно инструкции, испытуемые отмечали на оси времени, расположенной на стандартном листе А4, значимые события своего прошлого: чем радостнее для них событие, тем выше оно располагается относительно оси времени, и наоборот, чем неприятнее событие, тем ниже оно должно быть расположено.
Использовались следующие параметры анализа методики ЛЖ:
-
общее количество воспоминаний, представленных на ЛЖ;
-
процент позитивных и негативных воспоминаний среди общего количества воспоминаний;
-
присутствие на ЛЖ события «Мое рождение» [Алюшева, 2012];
-
среднее значение графически выраженной эмоциональной амплитуды позитивных воспоминаний (в мм);
-
среднее значение графически выраженной эмоциональной амплитуды негативных воспоминаний (в мм);
-
среднее значение графически выраженной эмоциональной амплитуды общего количества воспоминаний (в мм);
-
возраст первого воспоминания, представленного на ЛЖ;
-
количество и процент сценарных воспоминаний, т.е. воспоминаний о событиях, совпадающих с содержанием КЖС;
-
количество и процент типичных воспоминаний, т.е. высокочастотных воспоминаний – участников исследования конкретной возрастной группы;
-
количество и процент уникальных воспоминаний среди общего количества воспоминаний;
-
количество и процент «фотографических» воспоминаний[Алюшева, 2014];
-
количество и процент обобщенных воспоминаний, т.е. феноменологически менее ярких, но семантически более значимых, например, о факте смены социальной роли;
-
количество и процент воспоминаний о событиях жизни других людей.
Пример протокола методики ЛЖ представлен на рис. 1.

Рис. 1. Испытуемая Б.Л., 41 год. Протокол методики «Линия жизни»
Для выявления межпоколенных различий в значениях параметров макроструктуры АП данные анализировались по межгрупповому плану как несвязанные выборки, а для выявления внутрисемейных взаимосвязей – как связанные выборки. В случае нормального распределения значений переменной использовался Т-критерий Стьюдента, в случае распределения, отличного от нормального, – критерий Манна-Уитни. Подсчитывались также коэффициенты сходства в семейной диаде и однородность признака (совокупность считалась однородной при коэффициенте вариации менее 33%).
Результаты исследования
По итогам межпоколенного сравнения значений параметров АП, корреляционного анализа значений параметров АП в семейных диадах и подсчета коэффициентов диадного сходства получены результаты, которые позволяют выделить следующие подсистемы параметров АП, имеющие различные источники интериоризации.
1. Параметры макроструктуры АП, совпадающие в общекультурном и семейном жизненном сценарии.
В данную группу вошли параметры макроструктуры АП, которые продемонстрировали нормальное распределение, отсутствие межпоколенных различий и наличие высоко значимой положительной корреляции внутри семейных диад (табл. 1).
Таблица 1
Параметры макроструктуры АП, одновременно присутствующие в общекультурном и внутрисемейном жизненном сценарии
|
Параметры анализа методики ЛЖ |
Отсутствие различий между поколениями |
Внутрисемейная корреляция |
Нормативное значение для КЖС |
|
Количество воспоминаний |
t=0.525, p=0.6 |
r=0.428, p=0.00 |
16 (ст.откл.= 7,6) |
|
Количество обобщенных воспоминаний |
t=1.349, p=0.18 |
r=0.327, р=0.02 |
14,4 (ст.откл.= 6,9) |
|
Процент позитивных воспоминаний |
U=5623, p=0.26 |
rs=0.3, р=0.03 |
71,14 (ст.откл.= 11,6) |
|
Процент негативных воспоминаний |
U=4662.5, p=0.24 |
rs=0.28, р=0.03 |
28,86 (ст.откл.= 11,6) |
|
Средняя амплитуда эмоциональной оценки позитивных воспоминаний |
t=1.438, p=0.153 |
r=0.583, р=0.00 |
45,74 (ст.откл.= 15,77) |
|
Средняя амплитуда эмоциональной оценки негативных воспоминаний |
t=1.22, p=0.225 |
r=0.411, р=0.00 |
35,24 (ст.откл.= 15,24) |
|
Средняя амплитуда эмоциональной оценки всех воспоминаний |
t=1.317, p=0.19 |
r=0.626, р=0.00 |
42,34 (ст.откл.= 13,2) |
Более того, выявлены два параметра макроструктуры АП: 1) процент позитивных воспоминаний на ЛЖ и 2) средняя амплитуда эмоциональной оценки всех воспоминаний на ЛЖ, которые не только не обнаруживают межпоколенных различий на всей исследованной выборке, что свидетельствует об их происхождении из содержания общекультурного жизненного сценария, но и в семейной диаде воспроизводятся практически с точным совпадением количественного значения (коэффициент диадного сходства близок к 1).
Полученные данные означают, что трансляция указанных параметров макроструктуры АП (рис. 2), относящихся к компонентам общекультурного жизненного сценария, опосредствуется общением в семье и эти параметры являются объектом крайне устойчивой внутрисемейной трансмиссии.

Рис. 2. Параметры АП, являющиеся результатом присвоения КЖС, опосредованные влиянием внутрисемейного взаимодействия
2. Параметры макроструктуры АП с внутрисемейным источником формирования.
В данную группу входят параметры АП, для которых выявлены высоко значимые корреляции внутри семейной диады при наличии межпоколенных различий в распределении показателей, что свидетельствует об их преимущественно «семейном наследовании» (табл. 2).
Таблица 2
Параметры структуры АП с внутрисемейным источником формирования

Более того, коэффициент диадного сходства по параметру «Процент типичных воспоминаний» близок к 1 и коэффициент его вариации – менее 33%, в связи с чем данную стилевую особенность организации индивидуального автобиографического опыта в социализированную историю жизни можно считать чрезвычайно устойчивым объектом внутрисемейной трансмиссии.

Рис. 3. Параметры структуры АП с внутрисемейным источником формирования
Обнаруженное нами в семейных диадах явное тождество макроструктур АП родителей и воспитанных ими детей (рис.3) при безусловном различии конкретных содержаний автобиографических воспоминаний участников данного исследования позволяет признать доказанной роль трансляции и интериоризации семейных жизненных сценариев как механизма формирования стилевых особенностей организации памяти о собственной жизни у молодого поколения.
Также в исследовании выявлен ряд межпоколенно устойчивых параметров макроструктуры АП, которые не подвержены внутрисемейному воздействию (низкие корреляции в диадах): общее количество воспоминаний на ЛЖ; процент позитивных и негативных воспоминаний; субъективная временная протяженность периода детской амнезии; эмоциональная оценка позитивных воспоминаний. Эти параметры в методике ЛЖ воспроизводятся независимо от атрибуции своему прошлому или прошлому родителя. Выявленные формальные параметры структуры АП, которые заданы конфигурацией количественных, временных и эмоциональных показателей, не корректируются в зависимости от поколенной принадлежности и объекта атрибуции, т.е. отнесенности к истории собственной жизни или истории жизни другого человека. Полученную закономерность можно назвать эффектом устойчивости формальных параметров структуры АП.
Обсуждение результатов исследования
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены параметры индивидуальной АП, отражающие структуру КЖС с их нормативными значениями. Значения выявленных параметров коррелируют внутри семейной диады «юноша/девушка – его/ее родитель», т.е. их индивидуальная вариативность объясняется тем, что подросток заимствует семейно специфичный вариант КЖС. В контексте возможной связи с девиантным поведением особенно интересны следующие результаты: пропорция позитивных и негативных воспоминаний, а также общая эмоциональная оценка всех воспоминаний на ЛЖ – параметры с практически идентичными показателями у юноши/девушки и его/ее родителя.
Нормативный КЖС «предписывает» помнить хорошее и забывать плохое (около 70% позитивных воспоминаний, большая эмоциональная интенсивность воспоминаний о позитивных событиях по сравнению с негативными), что обеспечивает удовлетворенность прожитой частью жизни и оптимизм относительно будущего. Напротив, недовольство своим прошлым и, как мы предполагаем, пессимистический прогноз на свою жизнь в будущем, являются результатом присвоения семейно специфичной конфигурации указанных показателей. Негативная история личного прошлого, являясь фундаментом для построения образа себя, самосознания, Я-концепции, приводит к тому, что молодые люди не просто негативно оценивают и не принимают свое прошлое, но и имеют негативистские установки в отношении своего будущего, что может провоцировать различные формы асоциального поведения.
В выявленном нами в результате проведенного исследования ряде параметров макроструктуры индивидуальной АП, для которых внутрисемейная трансляция является основным источником формирования, в качестве потенциальных предикторов девиантного поведения можно указать на уровень сценарности (представленность в личной истории социально одобряемых событий нормативной жизни человека); уровень типичности; представленность воспоминаний о других людях (что указывает на социальную ориентированность, учет в своих поступках интересов окружающих людей). Низкие показатели по данным параметрам отражают недостаточную социализированность семьи в целом и, в связи с этим, могут расцениваться как важные факторы риска совершения асоциальных поступков.
Ряд стилевых особенностей описания личного прошлого, такие как типичность воспоминаний, пропорция позитивных воспоминаний и общая эмоциональность истории жизни, формируются за счет устойчивой внутрисемейной трансмиссии вплоть до полного совпадения у членов семьи показателей по данным параметрам макроструктуры АП. Можно предположить, что данные параметры заслуживают особого внимания при работе с молодежью, воспитывающейся в неблагополучных семьях.
Выводы
1. В изучении природы отклоняющегося поведения следует учитывать ведущую роль семейной социализации, что предполагает исследование межпоколенной внутрисемейной трансмиссии параметров макроструктурной организации автобиографического материала в историю собственной жизни.
2. Автобиографическая память является психологической системой, обусловливающей отношение личности к своей жизни в единстве прошлого, настоящего и будущего.
3. Эмоциональный профиль АП, представляющий собой параметр КЖС с фиксированным значением (около 70% позитивных воспоминаний, большая эмоциональная интенсивность воспоминаний о позитивных событиях), обнаружил выраженное влияние внутрисемейной ситуации развития. Отклонение от нормативных значений по комплексу соответствующих параметров АП может быть связано с негативистскими установками личности.
4. Соответствие индивидуальной АП общекультурному жизненному сценарию и степень ее социальной ориентированности являются преимущественно результатом внутрисемейной трансмиссии. Таким образом, оценка данных параметров может служить критерием для прогноза риска девиантного поведения.
Перспективы исследования
Выявленные параметры макроструктуры АП, сформированные в результате внутрисемейной трансмиссии – содержательная насыщенность истории прошлого, пропорция позитивных и негативных воспоминаний, эмоциональная оценка воспоминаний, – безусловно влияют на самосознание молодого человека, систему его жизненных планов и отношений. Как известно, молодежь с социально одобряемым поведением отличает большая значимость семьи, наряду с ценностями хорошего образования, здоровья, творчества и др. В связи с этим в перспективе мы предполагаем исследовать уровни развития АП и вклада семейного жизненного сценария в становление структуры АП у молодежи с девиантным поведением в сопоставлении с нормой.
[Алюшева, 2012] Эмпирически показано, что около 30% участников исследования включают событие «Мое рождение» в конфигурацию наиболее значимых для них воспоминаний, несмотря на то, что оно, безусловно, носит статус не воспоминания, а автобиографического знания [Нуркова, 2011].
[Алюшева, 2014] «Фотографическое» воспоминания (flashbulb memories) – воспоминание о конкретном единичном эпизоде прошлого, воспроизводится в полимодальной форме; термин принадлежит Р. Брауну, Дж. Кулику.