Психология и право
2015. Том 5. № 3. С. 106–109
doi:10.17759/psylaw.2015050310
ISSN: 2222-5196 (online)
Рецензия на учебник проф. Ф.С. Сафуанова «Судебно-психологическая экспертиза»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050310
Для цитаты: Дворянчиков Н.В. Рецензия на учебник проф. Ф.С. Сафуанова «Судебно-психологическая экспертиза» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 106–109. DOI: 10.17759/psylaw.2015050310
Полный текст
Книга представляет собой уникальное издание, удачно сочетающее в себе монографическое изложение материала и дидактическое построение текста, характерные для учебно-методического пособия. Можно отметить, что представленная работа является первым учебником по судебной экспертизе для психологов и единственным пособием, освещающим практически все аспекты судебно-психологической экспертизы. Книга отличается энциклопедизмом изложения материала и широким охватом проблемных областей, обозначенных в ней тем.
Первый раздел посвящен проблемам использования психологических знаний в судебной экспертизе. В нем позиционируется место судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в системе научного знания, ее междисциплинарный характер, представлен анализ истории судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз. Четко обозначены формы использования специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессах, раскрыты их правовые основания, возможности и ограничения с позиции современного состояния психологической науки, специальной методологии психологического исследования. Впервые обсуждены проблемы, связанные с непроцессуальными формами применения психологических знаний (справочно-консультативной деятельностью) в следственной и судебной практике.
Особое внимание уделено одной из наиболее востребованных форм применения психологических знаний – патопсихологическому исследованию в рамках судебно-психиатрической экспертизы: обозначены возможности использования психологических знаний, раскрыты основные задачи, дана структура заключения, представлены образцы заключений.
Во втором разделе представлены общие проблемы судебных экспертиз с участием психолога. Раскрыты организационно-правовые основы СПЭ с учетом положений современного законодательства и организации производства судебных экспертиз в России. В главах, посвященных теоретическим и методологическим основам СПЭ, в контексте основных принципов судебной экспертологии определены объект и предмет данного вида экспертного исследования, глубоко проанализирована проблема специальных психологических знаний в уголовном и гражданском праве. Новым словом в судебной экспертологии является разработка теории судебно-психологических экспертных понятий, имеющих юридическое значение. Раскрыты методологические принципы проведения СПЭ, конкретизирующие системный подход и проблему «нормы и патологии», при этом под «нормой» с позиций уголовного и гражданского права автор предлагает понимать норму регуляции поведения или лежащей в его основе психической деятельности. Тщательно рассмотрен алгоритм планирования психодиагностического исследования в СПЭ с учетом множества факторов, как объективных (процессуальное положение подэкспертного лица, его половозрастные особенности, вид экспертизы по месту и условиям и т. п.), так и субъективных (например, уровень квалификации эксперта). Особый интерес вызывает впервые операционально описанный метод психологического анализа уголовного или гражданского дела. Проанализированы базисные этические ценности психологического исследования, основные этические принципы деятельности судебного эксперта-психолога, показана специфика профессиональной этики СПЭ по сравнению с этикой оказания психологической помощи.
Третий и четвертый разделы содержат подробное изложение предметных видов судебно-психологических экспертиз в уголовном и гражданском процессе. При этом наряду с глубокой проработкой традиционных видов экспертиз (СПЭ аффекта, индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, СПЭ суицидентов, СПЭ малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших и т. п.) представлены относительно новые, но уже принятые судебной практикой (СПЭ потерпевшего по делам о мошенничестве, СПЭ по определению сделкоспособности граждан, СПЭ по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка). Уникальность данных разделов книги заключается в прекрасном дидактическом и иллюстративном наполнении. Описание каждого из предметных видов экспертиз сопровождается кратким обзором ключевых психологических проблем, связанных с изучаемым феноменом, выделением юридического значения исследования в контексте уголовного или гражданского российского законодательства, критериями оценки и алгоритмом экспертного исследования, и, что очень важно, – примерами вопросов к эксперту-психологу с учетом заложенных в статьях закона психологических феноменов, требующих экспертной оценки (с учетом современного состояния психологической науки и пределов компетенции эксперта-психолога).
Пятый раздел полностью посвящен проблемам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы – наиболее распространенной формы экспертного исследования, предполагающей применение психологических познаний. В доступной форме излагаются теоретические, процессуально-правовые и организационно-правовые проблемы комплексного исследования, а также экспертные оценки при производстве экспертизы.
Каждая из глав содержит формируемые компетенции, тезаурус ключевых понятий, вопросы и задания для самоконтроля, что обеспечивает высокий уровень дидактической направленности издания и несомненно будет способствовать прочности усвоения материала учебной дисциплины. В то же время глубокая разработка теоретических и прикладных проблем СПЭ позволяет использовать издание не только как учебное пособие, но и как практическое руководство для судебных экспертов-психологов.
В конце учебника представлены текст Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и примерная учебно-тематическая программа по предмету «Судебно-психологическая экспертиза» для студентов психологических вузов.
Присвоенные изданию Грифы УМО вузов РФ по психолого-педагогическому образованию и УМО по классическому университетскому образованию свидетельствуют о высоком его признании профессиональным сообществом.
Таким образом, рецензируемое издание будет представлять интерес для самого широкого круга специалистов, деятельность которых так или иначе связана с практикой применения психологических знаний в решении задач правоприменительной деятельности.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3174
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 847
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1