Психология и право
2015. Том 5. № 3. С. 98–105
doi:10.17759/psylaw.2015050309
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности формирования телесного аспекта гендерной идентичности у мужчин
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: полоролевая идентичность, СМИ, вторичная социализация, гендер , телесность, Я-концепция, Комплекс Адониса
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050309
Для цитаты: Харланова М.М., Дворянчиков Н.В. Особенности формирования телесного аспекта гендерной идентичности у мужчин [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 3. С. 98–105. DOI: 10.17759/psylaw.2015050309
Полный текст
Введение
Гендерная идентичность, являясь базовым компонентом социальной идентичности, развивается и подвержена постоянному влиянию социально-психологических факторов.
С отнесения своей личности к определенному гендеру начинается формирование полоролевой идентичности: стереотипов, предпочтений, поведения [2].
Современная социальная ситуация в России в последнее время претерпевает значительные изменения, в большей степени обусловленные влиянием американских тенденций, основными из которых являются:
a) активное распространение феминистских идей;
b) тенденция к модернизации собственного тела в сторону максимальной выраженности маскулинных качеств, в противовес этой идеи [1].
Остановимся подробнее на последней тенденции. Ею пронизаны все средства массовой информации – агенты вторичной социализации и основные источники получения информации о социальных нормах и гендерных стереотипах у мужчин.
Новое представление об идеале несет в себе иное видение телесности как базовой структуры гендерной идентичности, тем самым искажая само понятие маскулинности.
Изображая модель развития гендерной идентичности в виде пирамиды, можно расположить телесный аспект в ее основании. Морфологический пол дает начало понятию «гендер» – полу социально-психологическому. Претерпевая влияние среды, индивид проходит несколько этапов становления полоролевой идентичности, завершая данную иерархию формированием Я-концепции.
Меняющийся образ тела оказывает влияние на становление в подростковом возрасте мужской и женской «родовой» идентичности, на осознание себя как представителя определенного пола. Последующая интериоризация женских и мужских черт в процессе социализации приводит к становлению собственного Я. Гендерные роли, извлекаемые и подкрепляемые социумом, становятся собственными, морально-этическими.
Обратим ли этот процесс?
Маскулинный тип идентичности обладает выраженными мужскими качествами, такими, как доминантность и напористость, агрессивность и сила, честолюбие, и т. д.
Фемининный тип обладает набором свойств и черт, присущих женщинам: мягкость и зависимость, заботливость и сентиментальность, и пр.
Оба этих показателя образуют четыре типа идентичности [6]. Маскулинный, фемининный и новый тип – недифференцированный, противоположный андрогинии, когда показатели маскулинности и фемининности очень низкие [3].
Данные адаптационные качества были приобретены индивидом в обществе и надстраивались на его базовую, морфологическую составляющую полоролевой идентичности – телесность.
Вопрос конвергенции биологического и социального ставился в работах авторов с давних времен и до сих пор остается не решенным [4; 9].
Социальные факторы, затрагивая динамическую систему Я-концепция, способны изменить некоторые ее компоненты, но коснутся ли данные изменения телесного аспекта в структуре гендерной идентичности и какие возможные проявления данного влияния можно ожидать?
Практическому изучению телесного аспекта гендерной идентичности на сегодняшний момент уделено внимание лишь в зарубежной литературе [9]. Американские исследования предполагают, что телесность, являясь по большему счету биологической определяющей, вовсе не является константной. Направленное усиленное изменение образа собственного тела, в конечном счете, приводит к искаженному его восприятию. Данный феномен был назван Комплексом Адониса или искаженным восприятием мужчиной образа собственного тела, граничащего с дисморфофобией [8].
Прослеживается ли данная тенденция в России в ее современных условиях?
С целью выявления наличия искажений полоролевой идентичности и структурных личностных изменений, было проведено исследование на 70 мужчинах в возрасте от 18 до 25 лет – возраст сложившейся идентичности, на основании концепций многих авторов [4]. Все испытуемые – студенты старших курсов технических университетов и колледжей города Москвы, проживающие в Москве и области, холосты, имеют небольшой рабочий стаж и средний достаток.
В ходе исследования проверялась гипотеза о наличии склонности к искажнному восприятию полоролевых образов у мужчин, не удовлетворенных восприятием собственного тела. Таким образом, предметом исследования являлись особенности восприятия полоролевых образов у мужчин, не удовлетворенных собственным телом; объектом же – телесный аспект гендерной идентичности.
Для данного исследования был подобран следующий методический комплекс.
1. Специализированный вопросник «Комплекс Адониса» в адаптации Н.А. Павликовой для изучения телесности и выявления наличия искаженного восприятие образа собственного тела у испытуемых.
2. Для выявления структуры личности и выраженности отдельных ее компонентов была применена методика «МИС» (Методика исследования самоотношения) С.Р. Пантелеева [6].
3. Для диагностики параметров гендерной идентичности (маскулинность, фемининность, андрогинность) и определения субъективного отношения личности к своему уровню развития этих черт был использована методика «МиФ» (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова, дополненная специальной шкалой «Образ современного мужчины в СМИ»; а также Методика «ФПО» (Фигура–Поза–Одежда) Д.К. Саламовой, Н.В. Дворянчикова и С.Н. Ениколопова для исследования полового самосознания и стереотипов полового восприятия.
Исследование проводилось при помощи онлайн опросников, размещенных в программе Google Форм.
Прежде всего, данные переменных всех методик с помощью факторного анализа были определены в следующие факторы, отражающие взаимосвязь параметров, формирующих гендерную идентичность у мужчин:
Фактор №1 – Полоролевые представления:
Фактор №2 – Фемининность образов;
Фактор №3 – Внутренние противоречия;
Фактор №4 – Идентичность;
Фактор №5 – Социальные представления;
Фактор №6 – Маскулинность образов;
Фактор №7 – Полоролевые идеалы;
Фактор №8 – Ошибки в восприятие образов;
Фактор №9 – Телесное восприятие;
Фактор №10 – Ошибка в восприятии (оценивании) партнера;
На основании наличия или отсутствия комплекса Адониса все испытуемые были поделены на две равные группы – экспериментальную и контрольную, соответственно.
При использовании U-критерия Манна–Уитни выявились значимые различия этих групп в следующих переменных.
1. «На самом деле я…», маскулинная составляющая.
2. «Мужчины считают, что я…», маскулинная составляющая.
3. «Мужчины считают, что я…», фемининная составляющая.
4. «Мой реальный сексуальный партнер...», маскулинная составляющая.
5. «Мой реальный сексуальный партнер...», фемининная составляющая.
6. Самоуверенность.
7. Самопривязанность.
Все средние показатели по данным параметрам в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной.
Было выявлено, что почти все переменные входят в состав выявленных ранее десяти структурных факторов.
Для лучшего понимания внутригрупповых взаимосвязей отличительных параметров в экспериментальной группе был проведен корреляционный анализ (при помощи коэффициента корреляции Спирмена), в результате которого получилось достаточно большое количество значимых положительных корреляций.
На основании полученных эмпирических данных, статистически обработанных, можно предположить следующее – в экспериментальной группе мужчин, имеющих искаженное восприятие образа собственного тела, преобладает ряд тенденций.
1. Тенденция к максимально завышенным показателям маскулинности и фемининности, а также к противоположному восприятию и стереотипизации мужских и женских образов.
2. Тенденция в ситуациях социальной интеракции на первый план выносить свои высокие фемининные качества.
Данные искажения влекут за собой следующие формы девиантного поведения, выявленные по завышенным показателям шкал вопросника «Комплекс Адониса», составленных на основе медицинских данных [5]:
a) чрезмерно усиленная физическая активность с целью увеличения мышечной массы – занятие различными видами тяжелой атлетики более рекомендуемой нормы двигательной активности человека (более 10–14 часов в неделю при норме 6–10 часов);
b) избегание публичных мест, предполагающих частичное обнажение тела (бассейны, раздевалки и пр.); избегание взаимодействия с партнером;
c) соблюдение диеты, подобранной без рекомендации врачей и направленной на увеличение мышечной массы (например, употребление исключительно продуктов, содержащих высокий процент белка и низкий процент жира; употребление большого количество сахара);
d) прием легальных или нелегальных медикаментов, увеличивающих в короткие сроки мышечную массу и сжигающих жировую (БАДы, стероиды, инсулин и пр.);
e) хирургическое вмешательство (единичный случай в данной выборке);
Таким образом, можно отметить, что телесный аспект затрагивает каждое звено гендерной идентичности, поэтому необходимо дальнейшее изучение современного феномена Комплекс Адониса.
Литература
- Берн Ш. Гендерная психология. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
- Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100–115
- Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
- Павликова Н.А., Ениколопов С.Н. Взаимосвязь телесного самовосприятия и полового самосознания // Материалы международной конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии». М.: 2002. С. 2–3.
- Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
- Психосоматика: телесность и культура / [В. Николаева, А. Тхостов, Ю. Зинченко и др.]. М.: Академический проект, 2009. С. 311.
- Bem S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender- a schematic children in a gender-schematic society // Signs: Journal of Woman in Culture and Society. 1983. № 70. P. 196–206.
- Pope H.G., Phillips K.A., Olivardia R. The Adonis Complex: The Secret Crisis of male Body Obsession. N. Y.: The Free Press, 2000. 236 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4039
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1438
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1