Психология и право
2017. Том 7. № 3. С. 1–16
doi:10.17759/psylaw.2017070301
ISSN: 2222-5196 (online)
Сравнительный анализ ранних воспоминаний несовершеннолетних правонарушителей, совершивших преступления различной степени тяжести
Аннотация
В настоящее время проблемой ранних воспоминаний занимается все больше авторов (А. Адлер, Д. Мак Адамс, А. Кронник, А. Реан, В. Нуркова и др.). Актуальность изучения взаимосвязи ранних воспоминаний и преступного стиля жизни обусловливается необходимостью подтверждения или опровержения психологических концепций, изучающих это явление. В этой связи цель исследования – выделение специфических особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных. Базами исследования послужили ФКУ «Можайская воспитательная колония» УФСИН России по Московской области, ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве, ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 2». Всего в исследовании приняли участие 75 подростков в возрасте от 14 до 18 лет: 25 несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы; 25 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции; 25 просоциальных подростков. В ходе исследования были выявлены специфические особенности ранних воспоминаний в каждой группе подростков, на основе чего было подтверждено, что существует влияние ранних воспоминаний на формирование преступного стиля жизни.
Общая информация
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, ранние воспоминания
Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070301
Для цитаты: Левин Л.М., Бокова Н.В. Сравнительный анализ ранних воспоминаний несовершеннолетних правонарушителей, совершивших преступления различной степени тяжести [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 1–16. DOI: 10.17759/psylaw.2017070301
Полный текст
Согласно данным МВД России, в стране отмечается высокий уровень рецидивной преступности: так, в 2016 г. 56,7% преступлений было совершено лицами, ранее совершавшими преступления [16], 1,6% подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, ранее имели судимость [14]. Большое количество повторных преступлений может быть обусловлено трудностями вторичной социализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, а также недостаточно эффективной психокоррекционной и психопрофилактической работой с преступниками во время отбывания наказания. В этой связи, весьма актуальной является проблема выявления устойчивых факторов риска правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних. Как показывает анализ научной литературы [1; 2; 12; 13], существует взаимосвязь детских воспоминаний с самоотношением и индивидуальным стилем жизни. Поэтому выявление психологических особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных и анализ характера совершенных ими преступлений, в том числе повторных, являются весьма актуальными в плане выявления глубинных детерминант совершенных преступлений [13]. Данные обстоятельства определяют и новизну проводимого исследования.
Проблема ранних воспоминаний стала предметом психологических исследований еще в 1899 г., когда Зигмунд Фрейд ввел термин «детская амнезия» – явление, когда взрослые забывают первые годы своей жизни [13]. Она изучалась в работах З. Фрейда, А. Адлера, Дж. Брунера, С. Шахтера, Г. Мюррея, Дж. Крамера, С. Томкинса, Л. Росс и Ньюби-Кларк, М. Сингер, П. Саловей, Л. Полкингтон, Д. МакАдамса, А. Кронника, А. Рена, В. Нурковой.
В психологии существует множество концепций, которые отводят особую роль ранним воспоминаниям, их взаимосвязи и влиянии на становление дальнейшего жизненного пути и стиль поведения. Среди таких теорий можно выделить теории А. Адлера, Дж. Брунера, С. Шахтера, Г. Мюррея, Дж. Крамера, С. Томкинса, Л. Росс и Ньюби-Кларк, М. Сингер и П. Саловей, Л. Полкингтон и Д. МакАдамса. Данные ученые в своих концепциях касались проблем автобиографической памяти, ее формирования и структуры, способов воспроизведения, а также влияния на жизнь человека и развитие его личности [13]. В нашей работе мы будем придерживаться концепции Альфреда Адлера.
Одно из основных положений теории А. Адлера заключается в том, что конечная цель жизни человека – это достижение идеала, который можно проследить в самых ранних воспоминаниях человека, являющихся фундаментом для формирования самооценки, самоотношения и индивидуального стиля жизни. Понятие «жизненный стиль», введенное А. Адлером, определяет то значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Анализ детских воспоминаний А. Адлер считал лучшим способом, раскрывающим ядро стиля жизни индивида, на основании чего он и формируется [1; 2].
Целью нашего исследования является выявление особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии.
Задачи.
1. Выявить и проанализировать особенности ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и осужденных к лишению свободы (анализ содержательных и аффективных компонентов);
2. Выявить различия в эмоциональной окраске воспоминаний и самоотношении к ним в группе осужденных к лишению свободы и в группе несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции;
3. Проследить влияние ранних воспоминаний на формирование дальнейшего преступного стиля жизни.
Объектом исследования являются ранние воспоминания человека.
Предметом исследования выступают ранние воспоминания несовершеннолетних осужденных, имеющих условную судимость, и осужденных к лишению свободы.
Гипотезы.
1. Существует взаимосвязь между содержанием детских воспоминаний и склонностью к совершению преступлений различной степени тяжести.
2. Различия детских воспоминаний у осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и осужденных к лишению свободы, проявляются не столько в их содержании, сколько в эмоциональной окраске воспоминаний и самоотношении к ним.
3. Содержание ранних воспоминаний у несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления различной тяжести и различного характера (корыстные, насильственные и др.), существенно не отличаются. Отличается самоотношение к этим воспоминаниям.
Базами для исследования послужили ФКУ «Можайская воспитательная колония» УФСИН России по Московской области, ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве, ГБОУ СПО «Политехнический техникум № 2». Объем выборки – 75 человек: 25 человек, имеющих условную судимость и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции; 25 человек, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в Можайской воспитательной колонии, а также 25 просоциальных учащихся ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 2» (контрольная группа).
Выборка на базе Можайской воспитательной колонии характеризуется следующим образом. Распределение подростков по совершенным преступлениям согласно статьям УК РФ: ст. 162 (разбой) – 10; ст161 (грабеж) – 10; ст. 228 (хранение и распространение наркотиков) – 7;ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) – 2;ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) –2;ст. 158 (кража) – 5; ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) – 1; ст. 134 (сексуальные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) – 1. При этом некоторые подростки имеют судимость сразу по нескольким статьям. Все подростки в настоящее время получают среднее образование (учатся в школе). По составу семьи выборка характеризуется следующим образом: 9 человек воспитывались в полной семье, а 16 – в неполной (при этом 8 человек воспитывались отцом). Из 25 человек 21 подросток был осужден впервые, а 4 – повторно. Возраст испытуемых – от 15 до 18 лет.
Выборку на базе уголовно-исполнительной инспекции, составили 25 несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления индивидуально, возраст которых – от 14 до 17 лет. По составу семьи, в которой воспитывались подростки, выборка характеризуется следующим образом: 17 человек воспитывались в полной семье, а 8 – в неполной семье. По уровню образования: 20 испытуемых обучаются в школе, остальные – в средних специальных учебных заведениях (колледжи и пр.). По характеру совершенного преступления: 13 подростков имеют судимость по ст. 161 ч. 2 УК РФ, а 12 – по ст. 158 ч. 1 УК РФ.
Такое разделение выборки обусловливаются рядом обстоятельств:
1) разные условия отбывания наказания – лишение свободы и ограничение свободы;
2) различная степень тяжести совершенного преступления.
В силу различия условий отбывания наказания и совершения преступлений различной степени тяжести могут присутствовать различия в содержании, специфике, восприятии воспоминаний, а также отношении к ним в каждой исследуемой группе.
Контрольную группу составили 25 просоциальных учащихся ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 2» в возрасте от 15 до 17 лет.
Основной метод исследования – биографический, реализуемый через беседу с каждым осужденным. Первый вопрос, который задавался подростку: «Вспомните и назовите самое первое воспоминание из своего детства». Далее велась беседа по названной ситуации: уточняется какой это был возраст, выясняется отношение человека к этому воспоминанию (эмоциональная оценка), содержание данного события, а также что именно для осужденного было важно в данном воспоминании. Далее велась беседа о дальнейших значимых для осужденного событиях, относящихся к дошкольному периоду. Биографический метод позволяет проанализировать жизненный путь человека или его отрезок, выявить закономерности в его судьбе.
Еще одним методом нашего исследования являлся контент-анализ ранних воспоминаний, проводившийся по схеме, предложенной Е.В. Сидоренко [Сидоренко Е.В, 2002].
1. По присутствию людей: мать; отец; братья и сестры; бабушки и дедушки; другие родственники; посторонние люди, гости, друзья, соседи, присутствие животных.
2. По типу ситуации: опасности, несчастные случаи, наказания; болезнь и смерть; проступки, кражи, сексуальный опыт; новые жизненные ситуации; праздник; подарки; приятное/неприятное взаимодействие с кем-либо; постоянное отсутствие близкого человека; развод родителей.
3. По типу восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним: визуальный, слуховой, обонятельный, вкусовой, мышечно-тактильный, вербальный.
4. По типу ситуации взаимодействия с другими людьми: «Я-ситуация», «Мы-ситуация», Безличное повествование.
5. Чувства и эмоции: грусть, тоска, печаль, уныние, слезы; радость, счастье, смех; пустота, одиночество; испуг, страх, ужас; удивление, восторг; спокойствие, безразличие; ощущение конфликта, борьба с авторитетами, нарушения правил.
6. По месту происходящего события: дом; за городом, на даче, в деревне; дальние поездки, путешествия; детский сад, школа, детская площадка; общественные места.
7. По типу повествования: краткое; полное.
Согласно концепции А. Адлера, перейдем к анализу первого воспоминания, называемого респондентами. В первую очередь стоит обратить внимание на возраст первого воспоминания.
Таблица 1
Возраст первого воспоминания подростков в каждой группе
Из табл. 1 мы видим, что самый ранний возраст первого воспоминания у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, составляет 4 года, в то время как у несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, и просоциальных подростков – 5 лет.
Теперь перейдем к анализу содержания первого воспоминания.
Таблица 2
Анализ первого воспоминания
Теперь перейдем к рассмотрению воспоминаний подростков в период от самого первого воспоминания до школы (до 7 лет). Здесь анализировались все события, названные респондентами в указанный период. Стоит также обратить внимание на характер воспроизведения событий. Так, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, в первую очередь называли события, носящие негативную оценку, а условно осужденные и просоциальные подростки – положительную. При этом у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, количество воспоминаний больше, чем в группах несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и просоциальных подростков. В общей сложности несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, изложили 57 ситуаций, несовершеннолетние, состоящие на учете в УИИ, – 30, а просоциальные – 35. В табл.3 более детально проанализированы воспоминания, изложенные испытуемыми, по встречаемости тех или иных параметров.
Таблица 3
Анализ событий от первого воспоминания до школы: частота появления соответствующих параметров
Таблица 3 показывает, что на склонность к девиантному и делинквентному поведению повлияло множество факторов. Рассмотрим более подробно и детально ситуации, изложенные респондентами.
Так, мы видим, что подростки, отбывающие наказания в воспитательной колонии, наиболее часто вспоминали мать (16 упоминаний; 28%), что объясняется наиболее частым взаимодействием именно с ней, так как многие подростки воспитывались только матерью. Также одной из наиболее упоминаемых фигур является отец (12 упоминаний; 21%), что объясняется переживаниями ухода отца из семьи/особенностями взаимоотношений с ним. Если говорить о чувствах и эмоциях, испытываемых несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы, то мы видим, что наиболее часто воспроизводимые события – это события, носящие отрицательную оценку (20 воспоминаний; 35%). Среди ситуаций, носящих отрицательную окраску, выделяются ситуации смерти близкого родственника (чаще – бабушки, реже – матери или отца) и разговоры с членами семьи о причинах смерти в более взрослом возрасте. Отрицательную эмоциональную окраску вызывал и уход отца из семьи. Также часто назывались ситуации, в которых родители подростка начали злоупотреблять алкоголем, что побуждало детей сбегать из дома и проводить время на улице (на детских площадках, во дворе и пр.) с друзьями. Здесь же стоит упомянуть и о первом опыте употребления алкоголя/табачных изделий с друзьями. Мотивацией к данным действиями может служить ощущение чувства взрослости, чувства принадлежности к группе сверстников или более старших ребят. Следующие по частоте упоминаний чувства – пустота, одиночество (14 ситуаций; 24,5%). Данные чувства связаны с длительным отсутствием значимого человека (его длительный отъезд), а также в связи с отсутствием позитивных близких отношений с членами семьи. При этом еще 10 воспоминаний (17,5%) вызывали ощущение конфликта, а также связанные с этим переживания. Конфликтные ситуации касались как конфликтов между членами семьи, так и самих подростков с семьей. При этом подростки очень переживали из-за данных ситуаций, говоря о том, что они случались достаточно часто. Еще 10 воспоминаний (17,5%) вызывали чувства спокойствия или безразличия. Данные чувства выражали отношение подростков к своим проступкам. Если говорить о событиях, носящих положительную окраску (3 воспоминания, 5,3%), то сюда можно отнести дальние поездки и путешествия (в Египет, Турцию, а также разные города России), в которых ребят привлекало общение с членами семьи. Но при этом часть дальних поездок (6 упоминаний; 10,5%) вызывали отрицательные эмоции из-за различных ситуаций, происходящих во время поездки.
Анализируя содержание воспоминаний несовершеннолетних, осужденных условно и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, можно заключить, что чаще всего ими воспроизводились события, носящие положительную окраску (21 воспоминание; 70%), при этом событий, носящих отрицательную окраску, очень мало (9 воспоминаний; 30%). Среди событий, носящих отрицательную окраску, выделяются события, происходящие на праздниках (например, на праздновании дня рождения или Нового года). Так, подростки помогали членами семьи в подготовке праздника (украшении квартиры или праздничного стола), но подростков не похвалили, не отметили их работу, что их очень расстроило и огорчило. Из событий, носящих положительную окраску, выделяются поездки с семьей как на море в другие страны, так и в другие города России на экскурсии, а также походы в различные музеи, зоопарки и пр. Также, по словам подростков, для них большую значимость имел старший брат, который провожал по пути в дошкольное и образовательное учреждения и обратно, при этом общаясь с ними на различные темы.
В событиях просоциальных учащихся также преобладают воспоминания, носящие положительную окраску (25 событий; 71,4%), а ситуаций с отрицательной эмоциональной окраской – 5 ситуаций (14,3%), которые вызывали чувства тоски, печали и грусти, а еще 5 ситуаций (14,3%) – чувства спокойствия и безразличия. Содержание воспоминаний касается преимущественно дальних поездок на море и в другие города России (15 упоминаний; 42,8%).
Какую же взаимосвязь можно провести между ранними воспоминаниями и сформировавшимся стилем жизни, в частности – преступным? Можно сказать, что на формирование индивидуального стиля жизни в большей степени влияет обстановка и атмосфера в семье подростка, а также переживания ребенка по поводу данной ситуации. Так, в семьях подростков, осужденных к лишению свободы, чаще была неблагоприятная обстановка, меньше уделялось времени со стороны родных, нежели в группах условно осужденных и просоциальных подростков. В группе условно осужденных обстановка в семье была более доброжелательная и открытая, но тем не менее, исходя из воспоминаний, можно заключить, что подросткам не хватало времени, проведенного с родными, а также общения с ними.
Сравнивая содержание воспоминаний, стоит отметить, что для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, наибольшую ценность представляет семья (особенно мать), а для условно осужденных и просоциальных школьников – друзья и товарищи. Это объясняется тем, что в настоящий момент подростки, находящиеся в местах лишения свободы, лишены постоянного общения с матерью, а осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и просоциальные подростки – нет.
На основе данных, полученных в ходе нашего исследования, можно разрабатывать следующие психопрофилактические мероприятия:
специальные тренинги с привлечением всех членов семьи с целью создания благоприятной доброжелательной атмосферы в семье;
-
социально-психологические тренинги с целью личностного роста;
-
индивидуальные программы по психологической, социальной и воспитательной работе с осужденным;
-
тренинги по изменению субъективной картины мира, коррекции автобиографической памяти и формированию адекватного жизненного стиля;
-
программы по совершенствованию индивидуального консультирования подростков и членов их семей.
Результаты проведенного нами исследования могут быть интересными и полезными для специалистов, работающих в непосредственном контакте с несовершеннолетними осужденными, а также для различных организаций, работающих с подростками. В дальнейшем авторы продолжат исследование психологического анализа жизненного пути несовершеннолетних осужденных, изучая влияние различных жизненных ситуаций на становление личности в целом и формирование девиантного поведения в частности. В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования данной проблемы является выявление социально-психологических закономерностей восприятия осужденными значимых жизненных ситуаций, начиная с обучения в школе и заканчивая ситуацией совершения преступления, разработка основных сценариев жизненного пути несовершеннолетних осужденных, а также обоснование и апробация типовых психокоррекционных (психопрофилактических) программ работы с девиантными и делинквентными подростками.
Литература
- Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. СПб: Ленинградский Государственный университет, 1993. 107 с.
- Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 286 с.
- Дебольский М.Г., Чернышкова М.П. Некоторые тенденции в деятельности воспитательных колоний // Образование и наука: вопросы теории и практики: Материалы II ежегодной всероссийской научно-практической конференции. Москва: МИИГУ имени Столыпина, 2015. № 1. С. 46–49.
- Дебольский М.Г., Чернышкова М.П. Влияние субъективной картины жизненного пути осужденных на их поведение в период отбывания наказания и риск совершения рецидива преступлений после освобождения // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 17–20.
- Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях: Методическое руководство. / Под ред. М.Г. Дебольского, Т.С. Войт. СПб.: Типография «А и Б», 2006. 71 с.
- Кроник А.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2008. 416 с.
- Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1980. №1. С. 154–158.
- МакАдамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. С.135–166.
- Нуркова В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 77–87.
- Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.
- Нуркова В.В., Василенко Д.А. Формирование вариативного репертуара самоопределяющих воспоминаний как средство развития самоидентичности // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 18(119). С. 11–30.
- Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2009. 50 с.
- Огор А.Ю., Дебольский М.Г. Научный взгляд на проблему ранних воспоминаний и самооценки преступников [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 114–124. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72734.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
- Официальный сайт ФСИН РФ [Электронный ресурс]. 2016 URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 27.02. 2016).
- Реан П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге // Журнал практической психологии и психоанализа. 2006. № 4. С. 54–65.
- Статистика и аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД РФ. 2016.URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 27.02. 2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4122
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 979
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3