Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход

412

Аннотация

В статье автор указывает, что в научной литературе часто встречаются представления о психологических отличиях несовершеннолетних правонарушителей от обычных сверстников. Причем все эти различия сводятся к тому, что у девиантных и делинкветных подростков хуже развиты когнитивные способности, креативность и волевые качества. По мнению автора, подобные представления ошибочны и не отражают сути психологической проблемы девиантного поведения. Совсем другое понимание проблемы можно получить, если рассмотреть проблему в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. В рамках этого подхода развитие психики происходит благодаря нарастанию произвольности, способности человека управлять своими собственными психическими процессами. Здесь на первый план выходит вопрос о детерминации поведения человека внешними ситуативными переменными или внутренними волевыми усилиями. По мнению автора, этот вопрос не может быть решен механически, как это обычно делается в зарубежной психологии. Именно сам человек определяет свое отношение и смысловое наполнение окружающей социальной реальности, а не наоборот. По результатам анализа проведенных автором исследований, психологической основой девиантного поведения выступает слабое развитие личности в культурно-историческом смысле. Другими словами, имеет место слабый субъект деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, несовершеннолетние правонарушители, девиантное поведение, когнитивные способности, девиантная креативность, воля, субъект деятельности

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160105

Для цитаты: Кравцов О.Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 49–56. DOI: 10.17759/chp.2020160105

Фрагмент статьи

Культурно-исторический подход Л.С. Выготского, как правило, не рассматривают как полноценную теорию личности. Вместе с тем Л.С. Выготский, анализируя состояние психологической науки того времени, отмечает, что «старая психология», как он именует все существовавшие в его время научные школы и направления, не могла даже верно поставить проблему личности.

Литература

  1. Артемова В.Б. Психологические особенности учащихся, систематически нарушающих учебную дисциплину: выпускная квалификационная работа. Институт психологии имени Л.С. Выготского, РГГУ. 2016. 82 с.
  2. Бочкова М.Н., Мешкова Н.В. Поведенческие особенности негативной и антисоциальной креативности на примере подростков [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11 (1). C. 93—106. doi:10.17759/psyedu.2019110108
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 1—36.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1950. 211 с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  6. Выготский Л.С. Трудное детство // Собр.соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика,1983. 368 с.
  7. Грудинин Н.С., Галынская Д.С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 4 (6). С. 5—10.
  8. Кравцов О.Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 85—92. doi: 10.17759/psyedu.2019110107
  9. Кравцов Г.Г. Онтогенез воли / Вестник РГГУ. 2012. № 15: Психологические науки. С. 29—41.
  10. Кравцов Г.Г. Психология личности и психология искусства / Научно-практический журнал по материалам 5-ой международной конференции в Сочинском государственном университете // М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития человека», 2018. С. 46—55.
  11. Кравцов О.Г. Психологические проблемы соблюдения школьниками учебной дисциплины в процессе социализации // Социальная педагогика в России. Научно- методический журнал. 2017. № 6. С. 26—33.
  12. Кравцов О.Г. Психологическое содержание понятия «девиантное поведение» в культурно-исторической теории // Психолого-педагогический поиск. Научно- методический журнал. 2016. № 3(39). С. 113—120.
  13. Кравцова Е.Е. Индивидуальные и коллективные аспекты зоны ближайшего развития // «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии. Материалы XI Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15—17 ноября 2010 г. / Под. ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т; Ин-т психологии имени Л.С. Выготского., 2010. С. 11—14.
  14. Максимов А.А. Личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью: дисс… канд. психол. наук. М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. 2009. 137 с.
  15. Мешкова Н. В., Ениколопов С. Н., Кудрявцев В.Т., Кравцов О.Г., Бочкова Е.Н., Мешков И.А. Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2020. Т. 17. № 1. С. 59—71. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-1-59-71
  16. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Vol. 10 (2). C. 77—87 doi: 10.17759/psyedu.2018100207
  17. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23 (6). С. 25—40. doi:10.17759/pse.2018230603
  18. Перелыгин В.И. Отношение к «себе» и к «другим» у подростков (на примере исследования подростков из социально-реаблилитационного приюта). Магистерская диссертация. М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. 2011. 96 с.
  19. Сараева Н.М. и Вагина В.Т. Показатели социального интеллекта несовершеннолетних правонарушителей с разным уровнем субъектности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10 (45). Новосибирск: СибАК, 2014. 144 с.
  20. Смирнов М.А., Шатова Г.Г. Некоторые особенности характеристики личностей несовершеннолетних преступников // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. 2018. С. 573— 579.
  21. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 239 с.
  22. Шайкова М.В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2 (5). С. 85—88.
  23. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford, CA: StanfordUniversityPress, 1957. 291 p.
  24. RossLee Nisbeft Richard E. The Person and the Situation. Mc Graw Hill Publ. Company, 1991. P. 27—29.
  25. Watson J.B. Psychology as the behaviorist viewsit // Psychological Review. 1913. Vol. 20. P. 158—177.

Информация об авторах

Кравцов Олег Геннадиевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8875-0169, e-mail: kravtsovog@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 929
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 412
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0