Введение
Домашнее или внутрисемейное насилие это отклоняющееся поведение включающее насилие или злоупотребление, применяемое одним членом семьи в отношении другого (в официальном браке или партнерстве). К нему относят насилие внутри пары, насилие над детьми со стороны взрослых, насилие среди детей. Домашнее насилие может включать, помимо физической и сексуальной агрессии, психологическое и экономическое давление. В современной России внутрисемейное насилие становится одной из самых распространенных форм криминального поведения. По данным Министерства внутренних дел РФ, 40% всех насильственных преступлений совершаются в семье. При этом наблюдается выраженный гендерный характер насилия. Около 70% жертв преступных посягательств в интимных или семейных отношениях – женщины и девочки. По результатам опроса Росстата, проведенного в 2013 г., почти 80% женщин хоть раз в жизни сталкивалось с проявлениями психологического насилия со стороны мужа, а каждая пятая опрошенная страдала от физической агрессии, при этом за медицинской или правовой помощью обратилось только 12%. Начиная с 2014 г., отмечается увеличение числа несовершеннолетних жертв криминального насилия. За период 2012–2015 гг. почти в 2 раза увеличилось количество преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков. Из почти 11 тысяч потерпевших 690 несовершеннолетних пострадало от сексуальных действий со стороны близких и членов семей [Бастрыкин, 2017]. Кроме негативного влияния, оказываемого на актуальное состояние потерпевших, домашнее насилие имеет долгосрочные медицинские и социоэкономические последствия.
Социодемографические и психологические характеристики семей, в которых применяется домашнее насилие
Изучение семей, в которых женщины и девочки подвергаются различным видам криминального насилия, показывает, что существуют общие социодемографические и психологические характеристики, способствующие возникновению ситуации применения противоправных действий. Психологические особенности семей, применяющих в отношении своих детей жестокое обращение, характеризуются высоким уровнем супружеской конфликтности и низкой педагогической компетентностью. Родители, проявляющие криминальную агрессию, импульсивны, страдают различными видами психических расстройств, ранее сами подвергались жесткому обращению. К социодемографическим характеристикам можно отнести: низкий социальный статус семьи, нахождение одного из родителей в местах лишения свободы, статус беженцев, безработицу обоих или одного из родителей, отсутствие одного из родителей или наличие отчима/мачехи, зависимость одного из членов семьи от употребления ПАВ [Алексеева, 2010; Здравомыслова, 2000; Banyard, 1999; Finkelhor, 2007; Paradise, 1994; Ray, 1991].
Ситуацию применения домашнего насилия можно рассматривать как глубокое нарушение функционирования всей семейной системы [Абрамов, 2005; Alexander, 1987; Cyr M, Wright, 2002]. Подобная дисфункциональность выступает как единственно доступный способ поддержания семьей ее существования, сохранения целостности и предотвращения распада. Внутрисемейное насилие осуществляет стабилизирующую (снижение напряжения и сохранение семьи) и контролирующую (доминирование и контроль одного члена семьи над другим) функции. Домашнее насилие в большом числе случаев наблюдается в семьях с очень жесткими внешними границами и внутрисемейным слиянием [Григович, 2012; Зырина, 2009; Синягина, 2003; Cigno, 1995; Felitti, 1998].
Клинико-психологические последствия домашнего насилия в отношении женщин и девочек
Изучение особенностей и последствий взаимодействия жертвы и насильника проводилось в основном в рамках виктимологических исследований.
В 1979 г. исследователем L. Walker была разработана теория «цикла насилия», объясняющая возникновение и динамику насилия в партнерских отношениях. Теория «цикла насилия» включает несколько этапов.
1. Эскалация конфликта. На этом этапе можно наблюдать отдельные приступы раздражительности и агрессии в вербальной форме. Жертва старается оправдать поведение насильника и всячески задобрить его. Насильник объясняет свое поведение тем, что жертва сама его провоцирует.
2. Насильственный инцидент. Агрессия приобретает открытые формы. Физическое и сексуальное насилие сопровождается обвинениями, угрозами, яростью и вспышками гнева.
3. Примирение. Конфликт затухает, и на этом этапе насильник испытывает подобие вины.
4. «Медовый месяц». Отношения насильника и жертвы возвращаются к первоначальным. Поведение агрессора становится заботливым и нежным, жертва, в свою очередь, забывает о насилии и надеется, что цикл не повторится.
Повторение всех четырех этапов становится закономерностью взаимоотношений жертвы и насильника, с течением времени применяемые агрессивные действия становятся все более интенсивными и повторяются через все более короткие промежутки времени [Walker, 1979].
B.A. Van der Kolk (1996) указывает на то, что пережившие насилие и пренебрежение женщины и девочки склонны к формированию так называемой травматической привязанности к своим обидчикам. Именно травматическая привязанность является причиной, по которой жертвы склонны искать оправдание своим обидчикам и редко обращаются за помощью [Van der Kolk, 1996].
Изучение особенностей взаимодействия жертвы с агрессором проходит в рамках виктимологических исследований. Выделяют виктимность как личностную черту и виктимное поведение как приобретенную характеристику. Как отечественные, так и зарубежные авторы указывают на то, что риск повторно подвергнуться сексуальному насилию в два раза выше для людей ставших жертвами сексуального насилия в детском возрасте [Малкина-Пых, 2006; Морозова, 1999; Морозова, 1995; Kendall-Tackett, 1993; Simon, 2010; Tsai, 1978].
Не все жертвы жестокого обращения, демонстрируют какие-либо последствия пережитого. Примерно у одной трети потерпевших не отмечается отсроченных психологических последствий. На процесс адаптации и совладания влияют как внутренние, личностные, характеристики, так и характеристики среды [Бадмаева, 2009; Ковалев, 1979; Цыганков, 2006; Шигашов, 2010; Claussen, 1991; Herrenkohl, 1994; Putnam, 2003; Ray, 1991].
При этом сексуальное насилие, перенесенное в детстве называют основным неспецифичным фактором риска для возникновения психопатологии. Среди женщин с пограничным личностным расстройством 67% имели опыт жестокого обращения в детстве [Ильина, 2000; Марголина, 2002; Garnefski; Mannarino, 1989].
При выявлении и описании развивающихся вследствие пережитого сексуального насилия психических расстройств чаще всего используют динамический подход, при котором прослеживается этапность в их формировании. В криминальной ситуации у большинства потерпевших возникает острая реакция на стресс (F43.0); в посткриминальной и следственной ситуациях наиболее часто – депрессивные реакции (F43.2), фобические тревожные расстройства (F40), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1), смешанное расстройство эмоций и поведения (F43.25) [Бадмаева, 2003; Бадмаева, 2014; Гурьева, 1990; Макушкин, 2013]. По разным данным, дети, пережившие жестокое обращение, длящееся больше года, от 20 до 73% случаев страдали посттравматическим личностным расстройством [Психология посттравматического стресса, 2007; Тарабрина, 2001; Шостакович, 1977; Alexander, 2000; Helzer, 1987].
Все психологические последствия криминального насилия можно разделить на непосредственные (ближайшие) и отсроченные.
К непосредственным психологическим последствиям относят следующие явления: чувства страха, изоляции, гнева, вины и стыда, ощущение предательства. Жертва может брать ответственность за ситуацию насилия на себя.
К отсроченным последствиям относятся следующие феномены
-
Депрессия, тревога, нарушения сна.
-
Низкая самооценка.
-
Чувство собственной «испорченности», т. е. негативный образ тела из-за переживаемого чувства вины (особенно при телесных повреждениях, физической боли, соматических заболеваниях).
-
Чувственная диссоциация.
-
Социальная изоляция.
-
Проблемы во взаимоотношениях, такие как невозможность установления доверительных отношений, низкие социальные навыки, закрытость в общении.
-
Саморазрушающее поведение, такое как употребление психоактивных веществ или попытки самоубийства.
-
Проблемы в сексуальной сфере, такие как ранняя сексуализация, страх перед сексом или близостью, беспорядочные половые связи и т. д.
-
Преобладающие чувства гнева, вины или потерянности.
-
Флэшбэки или/и панические атаки [7; 8; 13; 20; 21; 32; 33; 34; 46;48].
В последнее время можно наблюдать интерес исследователей к проблеме влияния пережитого насилия и злоупотребления на когнитивные способности потерпевших. Масштабное исследование, включающее обследование как несовершеннолетних, так и взрослых испытуемых, имеющих опыт неблагоприятного детства, показало, что любой вид насилия действует как триггер, запускающий изменения в физиологических и нейробиологических процессах и приводящий к стойким нарушениям в структурах мозга. Для взрослых, которые в детстве были жертвами длительного жестокого обращения, характерен значительно меньший объем серого вещества мозга, а вследствие этого когнитивный и аффективный дефект [Lim, 2014]. В ходе исследований, посвященных гендерным различиям в психофиологических реакциях на стресссовые события, проведенных в Стэнфордском Университете США, было обнаружено, что у девочек с диагностированным посттравматическим стрессовым расстройством, по сравнению с мальчиками с тем же диагнозом и здоровыми девочками, объем передней островковой круговой борозды меньше и по объему, и по площади [Klabunde, 2016]. K.J. Agnew-Blais и A. Danese (2016) в своем исследовании подтвердили результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что детский опыт внутрисемейного насилия влияет на нейробиологические процессы в мозге; помимо этого, они провели зависимость между этими изменениями, развитием биполярного аффективного расстройства и суицидальным поведением [Agnew-Blais, 2016].
Исследования взрослых испытуемых, перенесших насилие в детском и подростковом возрасте, показали, что в будущем для них характерны проблемы с обучением, низкий социально-экономический статус и отсутствие работы, ревиктимизация, проблемы с воспитанием собственных детей [Дозорцева, 2007; Качаева, 2009; Мастерс, 1998; Simpson, 2002; Ullman, 2002; Zielinski, 2009]. Жесткое обращение, пережитое в детстве, как со стороны членов семьи, так и сверстников, является прогностическим фактором проявления насилия бывшей жертвы по отношению к своему партнеру или детям. Среди правонарушителей-рецидивистов также высок процент людей, подвергшихся насилию или жестокому обращению [Дозорцева, 2003; Защита детей от, 2004; Качаева, 2011; Целуйко, 2003; Russel, 1983; Hooper, 2004; Kempe, 1962; Kempe, 1983; Steel, 1968].
Заключение
Можно заключить, что внутрисемейное или домашнее насилие, без сомнения, является травматическим событием, которое может вызвать негативные психологические реакции, психогенные состояния, а в особо тяжких случаях приводит к аномальному развитию личности. Очевидно, что наиболее полный и глубокий анализ психического состояния жертвы возможен только с привлечением ряда специалистов: психиатров, психологов, сексологов, врачей общего профиля.
Развитие новых методов и критериев диагностики и экспертной оценки последствий пережитого домашнего насилия имеет значение для решения вопросов, возникающих в рамках судебно-следственных действий, для реабилитации пострадавших, а также для профилактики ревиктимизации жертв преступных посягательств.