Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних правонарушителей

822

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования черт так называемой «асоциальной личности» у несовершеннолетних правонарушителей. В воспитательной колонии ФКУ Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области и ГБПУ «Финансовый колледж № 35» г. Москвы обследовано 28 осужденных и 17 подростков с условно-нормативным поведением. Для описания индивидуальных особенностей, характеризующих черты «асоциальной личности», подобран комплект психологических методик (тестов и опросников). Составлена карта обследования, в которую включены параметры, касающиеся истории жизни подростков-правонарушителей. Показано, что у несовершеннолетних осужденных отмечается заострение ряда черт, которые могут рассматриваться как предикторы противоправного поведения. В соответствии с зарубежными медицинскими классификаторами (ICD-10, DSM-5) и структурированными методами оценки (PCL-R) их обозначают как черты «асоциальной личности». Определена специфичность черт «асоциальной личности» у несовершеннолетних осужденных.

Общая информация

Ключевые слова: черты «асоциальной личности», несовершеннолетние правонарушители

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070407

Для цитаты: Старикова В.О., Дебольский М.Г., Ошевский Д.С. Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 4. С. 79–91. DOI: 10.17759/psylaw.2017070407

Полный текст

Введение

По разным данным, от 40 до 60% несовершеннолетних правонарушителей имеют те или иные отклонения в психическом развитии. Эти девиации могут варьировать от клинически очерченных форм до заострения некоторых индивидуальных черт, приводящих к социальной дезадаптации и нередко к нарушению закона [1; 3; 4; 7; 13; 14, 16; 18]. Безусловно, такие подростки требуют особого подхода в коррекции, реабилитации и сопровождении.

В отечественной психологии, основывающейся на культурно-исторической парадигме и теории деятельности, накоплен богатый практический опыт работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. Фундаментальный принцип Л.С. Выготского о том, что логика развития аномального ребенка подчиняется тем же закономерностям, что и в норме, позволяет проводить структурно-динамический анализ психического развития несовершеннолетних, в том числе вступивших в конфликт с законом [2]. В русле юридической психологии предложены различные модели изучения личности подростков-правонарушителей [5; 6; 22]. Они успешно используются при проведении комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних, психологическом сопровождении осужденных подростков и т. п.

Исследователи указывают на то, что сочетание дисгармоничных личностных черт у несовершеннолетних может существенно повышать риск противоправного поведения. Причем дисгармония личностного развития – это не только заострение ряда характерологических особенностей, но и способы реагирования в различных ситуациях, определенные паттерны поведения, установки, в соответствии с которыми подросток реализует свои потребности и мотивы [6]. В клинико-психологических работах показано, что дисгармоничное развитие отличается от нормальной диспропорциональности. При относительно сохранном интеллекте она проявляется, прежде всего, в эмоциональной и социальной сферах [6; 14; 21].

Зарубежные исследования, проведенные на обширном материале, также свидетельствуют о том, что заострение определенных черт повышает риск противоправного поведения. «Опросник для выявления психопатий» – Hare Psychopathy Checklist Revised (PCL-R), разработанный Р. Хаэром, доказал свою эффективность при выявлении «асоциальных черт» и оценке вероятности рецидивов у их носителей [25]. В пенитенциарной системе северной Америки и Европы для прогноза противоправного поведения, в том числе у несовершеннолетних, применяется целый ряд структурированных инструментов. Исходя из полученных результатов, планируют индивидуальные программы коррекции и сопровождения. В рамках такого подхода обязательно оцениваются индивидуальные свойства подростка-правонарушителя. Особое внимание обращают на комплекс особенностей, которые принято обозначать как черты «асоциальной личности». В него включают асоциальную направленность, лживость, импульсивность, агрессивность, рискованность, безответственность, отсутствие чувства вины и т. п. Если эти свойства достигают клинически очерченного уровня и приводят к стабильной социальной дезадаптации, сочетающейся с рецидивирующим противоправным поведением, в соответствии с ICD-10 в DSM-V их принято квалифицировать как «антисоциальное расстройство личности» [23]. Вместе с тем подчеркивается, что в подростковом возрасте, когда интенсивно происходит процесс психического развития, следует избегать стигматизирующих психиатрических диагнозов [11; 13; 25; 26]. С другой стороны, показано, что вследствие неверно и несвоевременно диагностированных клинически очерченных проблем, неточной оценки факторов риска противоправного поведения и ресурсных сторон личности несовершеннолетнего вероятность повторных, прежде всего агрессивных, деликтов повышается даже у тех подростков, которые ранее привлекались к ответственности за неагрессивные правонарушения [17].

В связи со сказанным выше представляется продуктивным провести оценку черт «асоциальной личности» у несовершеннолетних осужденных. Это позволит определить проблемные стороны личности подростков-правонарушителей и с учетом возможного психического неблагополучия организовать их комплексное клинико-психологическое сопровождение, в том числе в условиях пенитенциарной системы.

Материал и методы

Основную группу испытуемых составили 28 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ФКУ Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области. Средний возраст – 17,1±0,45 лет. В контрольную группу вошли 17 подростков с условно-нормативным поведением – учащихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Финансовый колледж № 35» г. Москвы. Средний возраст – 16,6±0,71 лет. Группы были уравнены по возрастному и гендерному параметрам (обследовались только юноши).

Методический комплекс подбирался таким образом, чтобы была возможность исследовать черты «асоциальной личности», выделенные в PCL-R и медицинской классификацией DSM-V [23; 25]. Это позволило охватить более широкий спектр характеристик несовершеннолетних. В эмпирическом исследовании использовались следующие методики.

· «Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы» исследовалась с помощью опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) [12].

· «Лицемерие, проявляющееся в частой лжи» определялось шкалой «Макиавеллизм» Р. Кристи, Ф. Гейс [8].

· «Импульсивность, или неспособность планировать заранее» проверялась опросником «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой, опросником СОП (шкала «Волевой контроль эмоциональных реакций») и Индивидуально-типологическим опросником (подростковый вариант ИТДО) Л.Н. Собчик (шкала «Эмоциональная лабильность») [12; 15; 20].

· «Раздражительность и агрессивность» измерялись с помощью опросника СОП (шкала «Склонность к агрессии и насилию»), ИТДО (шкала «Агрессивность»), опросника «Массачусетский юношеский скрининговый инструмент» – «Massachusetts Youth Screening Instrument» (MAYSI-2), T. Grisso, R. Barnum (русский авторизованный перевод Дозорцевой Е.Г., шкала «Гнев, раздражительность»), [12; 20; 24].

· Использование теста «Готовность к риску» (А.Г. Шмелев) и опросника СОП (шкалы «Склонность к аддиктивному поведению», «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению») было призвано выявлять «Рискованность без учета безопасности для себя и окружающих»[9; 12].

· Для оценки «Последовательной безответственности» применялась методика «Ответственность как системное качество личности» (ОСКЛ) В.П. Прядеина [19].

· «Отсутствие сожалений» выявлялось методикой Дж. П. Тангней «Измерение чувства вины и стыда» – «Test of Self-Conscious Affect» (TOSCA) [10].

· Для учета возможного психического неблагополучия несовершеннолетних правонарушителей был использован MAYSI-2 [24].

С целью объективизации результатов проводился анализ личных дел осужденных.

При обработке данных применялись математико-статистические методы с использованием программного обеспечения STATISTICA Version 10 (Eng.).

Результаты и обсуждение

В ходе исследования были выявлены значимые различия по ряду черт «асоциальной личности» между несовершеннолетними осужденными (О) и подростками с условно-нормативным поведением (Н). Обобщенные результаты представлены в табл. 1. (в таблице представлены только достоверные различия и различия на уровне тенденций).

Обнаружено, что у испытуемых основной группы обобщенная характеристика «Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы» имеет существенное заострение. Так, по целому ряду шкал методики СОП результаты несовершеннолетних осужденных достоверно выше, чем у подростков контрольной группы. Наибольшие отличия получены по параметрам «Склонность к агрессии и насилию», «Склонность к делинквентному поведению» и «Склонность к аддиктивному поведению». Повышенная агрессивность подростков-правонарушителей сочетается со слабой способностью придерживаться социальных норм и правил. Причем делинкветное поведение начинает проявляться достаточно рано – еще в младшем школьном возрасте. Поисковая активность подростков-правонарушителей нередко приводит к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) и алкоголя. Анализ личных дел свидетельствует о том, что во многих случаях противоправные деяния совершались в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Завышенные показатели по шкале СОП «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» свидетельствуют о том, что агрессивные побуждения нередко направляются не только на других, но и на себя. Аутоагрессивные действия реализуются в виде нанесения самопорезов, прижигания тела сигаретами и т. п.

Оценка по параметру «Лицемерие, проявляющееся в частой лжи» не выявило значимых различий в исследуемых группах. Не исключено, что шкала «Макиавеллизм» недостаточно хорошо дифференцирует эти свойства у подростков.

Аналогичным образом при исследовании черты «Импульсивность, неспособность планировать заранее» с помощью ССПМ не отмечено нарушений различных звеньев саморегуляции. Однако не исключено, что специфические условия пребывания в воспитательной колонии с простроенными границами (четкий распорядок дня, необходимость соблюдать правила поведения, санкции за их нарушения и т. п.) являются внешними регуляторами поведения и компенсируют дефицит внутренней регуляции собственной деятельности. Вместе с тем по методике ИТДО у несовершеннолетних осужденных наблюдаются достоверно более высокие показатели по шкалам «Эмоциональная лабильность», «Экстраверсия». Сочетание эмоциональной неустойчивости, частой смены настроения с поверхностным недифференцированным общением, нередко приводит к реакциям группирования. Это может рассматриваться как фактор риска групповых деликтов. Анализ личных дел показывает, что большинство (63%) обследованных осужденных совершали правонарушения в группе сверстников.

Оценка черты «Раздражительность и агрессивность» показала значимые различия по шкале «Склонность к агрессии и насилию» методики СОП и шкале «Гнев, раздражительность» опросника MAYSI-2. У осужденных подростков результаты достоверно выше. Для них характерны повышенный уровень агрессивности и склонность к реализации агрессивных побуждений в межличностном взаимодействии.

Таблица 1

Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних осужденных (О) и подростков с условно-нормативным поведением (Н)

При исследовании черты «Рискованность без учета безопасности для себя и окружающих» по тесту «Готовность к риску» не обнаружено значимых различий в исследуемых группах. Однако значительное повышение показателей по ряду шкал СОП («Склонность к аддиктивному поведению» и «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению») позволяет заключить, что осужденные подростки более склонны к реализации рискованных форм поведения. Потребность в ярких внешних впечатлениях приводит к совершению необдуманных высоко рискованных действий («руферство», «зацеперство»), экспериментированию с различными ПАВ.

С помощью методики ОСКЛ получены значимые различия по двум шкалам «Динамическая аэргичность», и «Регуляторная интернальность», характеризующим черту «Последовательная безответственность». По-видимому, такое дискарданное сочетание высокой активности, самоуверенности и утрированного стремления к самостоятельности в принятии решений, наряду с низким уровнем ответственности за собственные поступки, свидетельствует о недостаточной критичности к себе и тенденции к переоценке собственных возможностей.

При изучении черты «Отсутствие сожалений» методикой TOSCA были выявлены различия на уровне тенденций по шкалам «Вина» и «Бета-гордость». Несовершеннолетние осужденные менее склонны испытывать чувство вины за свои действия, для них характерно самооправдание поступков, нередко это делается с бравадой. Повышенный эгоцентризм, нежелание понять позицию другого человека, сопровождающиеся категоричностью суждений, могут выступать серьезным препятствием при коррекции и сопровождении таких подростков.

Скрининговая оценка возможного психического неблагополучия осужденных подростков, проведенная с помощью опросника MAYSI-2, показала достоверные различия практически по всем шкалам методики (табл. 2).

Таблица 2

Скрининговая оценка возможного психического неблагополучия несовершеннолетних осужденных (О) и подростков с нормативным поведением (Н) (по данным методики MAYSI-2)

 

 

 

 

 

 

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних осужденных характерен пониженный фон настроения, сочетающийся с высоким уровнем психического напряжения и тревоги. Это во многом связано с массивным травматическим опытом. Анализ личных дел показывает, что отличительной особенностью семейного контекста у подростков основной группы было то, что они воспитывались в условиях диссоциального окружения, где преобладали неадекватные и непоследовательные модели воспитания. Их родители использовали неприемлемые воспитательные средства, связанные с агрессией и насилием.

Эмоциональный дискомфорт, в том числе имеющий соматические корреляты (шкала «Соматические жалобы»), нередко приводит к суицидальным мыслям и намерениям. Все это выступает предиспозицией для агрессивного и аутоагрессивного поведения. Для снятия психического напряжения несовершеннолетние осужденные часто прибегали к употреблению алкоголя и наркотиков (соответствующая шкала MAYSI-2).

Проблемы в эмоциональной сфере сопровождаются неверной оценкой социальных ситуаций (шкала «Нарушение мышления»). Такое сочетание является благоприятной почвой для проявления реакций гнева и раздражительности. Корреляционный анализ между параметрами MAYSI-2 и шкалой СОП «Волевой контроль эмоциональных реакций» (соответственно со шкалами «Гнев, раздражительность» и «Депрессия, тревога» – r= - 0,73 и r= - 0,56, при (р<0,001)) свидетельствует о том, что эмоциональное неблагополучие несовершеннолетних осужденных сопровождается их сниженной способностью к произвольной регуляции своего поведения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что у несовершеннолетних осужденных отмечается заострение ряда черт, которые характеризуют так называемую «асоциальную личность». У них наблюдается склонность к нарушению социальных норм и правил, сочетающаяся со слабым пониманием границ дозволенного и пониженным чувством вины за совершенные поступки. У подростков-правонарушителей отмечаются эмоциональная нестабильность, психическое напряжение и тревога в сочетании со слабостью контроля над возникающими побуждениями. Они склонны к реализации рискованных форм поведения без должного учета последствий возможной опасности для себя и окружающих. При этом потребность в ярких внешних впечатлениях нередко приводит к употреблению психоактивных веществ, что, в свою очередь, также снижает способность к саморегуляции. Повышенный уровень агрессивности и импульсивность могут провоцировать агрессивное и аутоагрессивное поведение. Наличие возможных клинически очерченных проблем, а также травматического опыта и суицидальных мыслей делает целесообразной скрининговую оценку психического неблагополучия осужденных подростков. Это позволит учесть клинические факторы риска противоправного поведения подростков и при необходимости организовать для них многопрофильное, комплексное клинико-психологическое сопровождение.

Литература

  1. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии // Сов. государство и право. 1977. № 7. С. 100–115.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.
  3. Горьковая И.А. Психические аномалии и противоправное поведение несовершеннолетних // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 178–191.
  4. Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М.: Генезис ЦСПА, 2001. 478 с.
  5. Дебольский М.Г. Проблемы риска рецидива при условно-досрочном освобождении осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право PSYJOURNALS.ru. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68316.shtml (дата обращения: 26.05.2017).
  6. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ ССП имени В.П. Сербского, 2004. 352 с.
  7. Закалюк А.П. Допреступное поведение и механизм совершения преступления при нарушениях психики пограничного характера // Проблемы изучения личности правонарушителя: сб. научных трудов. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР. 1984. С. 143–156.
  8. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001. 20 с.
  9. Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер, 2012. 288 с.
  10.  Ильин Е.П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние. СПб.: Питер, 2016. 289 с.
  11. Кил К.А. Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния. М.: Центрполиграф, 2015. 319 с.
  12. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2004. 160 с.
  13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2010. 256 с.
  14. Макушкин Е.В. Клинико-эволютивная систематика и судебно-психиатрическое значение дизонтогенетических и поведенческих расстройств у подростков: автореф. дисс. … д-ра мед. наук. М., 2002. 52 с.
  15. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» [Электронный ресурс] // Энциклопедия психодиагностики. URL: http://psylab.info (дата обращения: 23. 11. 2016).
  16. Назарова Н.Г., Ошевский Д.С. Психологические факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2013. № 4. С. 15–19.
  17. Ошевский Д.С., Дозорцева Е.Г. Перспективы использования структурированных методов оценки риска повторных деликтов при психологическом сопровождении несовершеннолетних правонарушителей с психическими расстройствами // Психическое здоровье. 2014. №. 7 (98). C. 3–11.
  18. Ошевский Д.С., Зубкова А.А. Индивидуально-психологические и социальные факторы риска агрессивного криминального поведения у несовершеннолетних с органическим поражением головного мозга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 48–60. doi:10.17759/psylaw.2016060305 (дата обращения: 02. 06. 2017).
  19. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: практикум. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2014. 215 с.
  20. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Речь, 2008. 624 с.
  21. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1955. 459 с.
  22. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого: учеб. пособие. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1983. 80 c.
  23. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-V). Washington, DC: American Psychiatric Association, 2013. 970 p.
  24. Grisso T. Double jeopardy: Adolescent offenders with mental disorders. Chicago, 2004. 200 p.
  25. Hare R. D. Psychopathy and Antisocial Personality Disorder: A Case of Diagnostic Confusion // Psychiatric Times. 1996. № 2. P. 39–40.
  26. Karpman B. The Myth of Psychopathic Personality // American Journal of Psychiatry. 1948. № 104, March. P. 523–534.

Информация об авторах

Старикова Виктория Олеговна, магистр психологии, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2000", Педагог-психолог, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: starvictory1989@gmail.com

Дебольский Михаил Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2601-0077, e-mail: mdebolsky@mail.ru

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3478
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 822
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2