Введение
По разным данным, от 40 до 60% несовершеннолетних правонарушителей имеют те или иные отклонения в психическом развитии. Эти девиации могут варьировать от клинически очерченных форм до заострения некоторых индивидуальных черт, приводящих к социальной дезадаптации и нередко к нарушению закона [1; 3; 4; 7; 13; 14, 16; 18]. Безусловно, такие подростки требуют особого подхода в коррекции, реабилитации и сопровождении.
В отечественной психологии, основывающейся на культурно-исторической парадигме и теории деятельности, накоплен богатый практический опыт работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. Фундаментальный принцип Л.С. Выготского о том, что логика развития аномального ребенка подчиняется тем же закономерностям, что и в норме, позволяет проводить структурно-динамический анализ психического развития несовершеннолетних, в том числе вступивших в конфликт с законом [Выготский, 2004]. В русле юридической психологии предложены различные модели изучения личности подростков-правонарушителей [Дебольский, 2014; Дозорцева; Филонов, 1983]. Они успешно используются при проведении комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних, психологическом сопровождении осужденных подростков и т. п.
Исследователи указывают на то, что сочетание дисгармоничных личностных черт у несовершеннолетних может существенно повышать риск противоправного поведения. Причем дисгармония личностного развития – это не только заострение ряда характерологических особенностей, но и способы реагирования в различных ситуациях, определенные паттерны поведения, установки, в соответствии с которыми подросток реализует свои потребности и мотивы [Дозорцева]. В клинико-психологических работах показано, что дисгармоничное развитие отличается от нормальной диспропорциональности. При относительно сохранном интеллекте она проявляется, прежде всего, в эмоциональной и социальной сферах [Дозорцева; Макушкин, 2002; Сухарева, 1955].
Зарубежные исследования, проведенные на обширном материале, также свидетельствуют о том, что заострение определенных черт повышает риск противоправного поведения. «Опросник для выявления психопатий» – Hare Psychopathy Checklist Revised (PCL-R), разработанный Р. Хаэром, доказал свою эффективность при выявлении «асоциальных черт» и оценке вероятности рецидивов у их носителей [Hare R. D]. В пенитенциарной системе северной Америки и Европы для прогноза противоправного поведения, в том числе у несовершеннолетних, применяется целый ряд структурированных инструментов. Исходя из полученных результатов, планируют индивидуальные программы коррекции и сопровождения. В рамках такого подхода обязательно оцениваются индивидуальные свойства подростка-правонарушителя. Особое внимание обращают на комплекс особенностей, которые принято обозначать как черты «асоциальной личности». В него включают асоциальную направленность, лживость, импульсивность, агрессивность, рискованность, безответственность, отсутствие чувства вины и т. п. Если эти свойства достигают клинически очерченного уровня и приводят к стабильной социальной дезадаптации, сочетающейся с рецидивирующим противоправным поведением, в соответствии с ICD-10 в DSM-V их принято квалифицировать как «антисоциальное расстройство личности» [American Psychiatric Association, 2013]. Вместе с тем подчеркивается, что в подростковом возрасте, когда интенсивно происходит процесс психического развития, следует избегать стигматизирующих психиатрических диагнозов [Кил, 2015; Личко, 2010; Hare R. D; Karpman, 1948]. С другой стороны, показано, что вследствие неверно и несвоевременно диагностированных клинически очерченных проблем, неточной оценки факторов риска противоправного поведения и ресурсных сторон личности несовершеннолетнего вероятность повторных, прежде всего агрессивных, деликтов повышается даже у тех подростков, которые ранее привлекались к ответственности за неагрессивные правонарушения [Ошевский, 2014].
В связи со сказанным выше представляется продуктивным провести оценку черт «асоциальной личности» у несовершеннолетних осужденных. Это позволит определить проблемные стороны личности подростков-правонарушителей и с учетом возможного психического неблагополучия организовать их комплексное клинико-психологическое сопровождение, в том числе в условиях пенитенциарной системы.
Материал и методы
Основную группу испытуемых составили 28 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ФКУ Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области. Средний возраст – 17,1±0,45 лет. В контрольную группу вошли 17 подростков с условно-нормативным поведением – учащихся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Финансовый колледж № 35» г. Москвы. Средний возраст – 16,6±0,71 лет. Группы были уравнены по возрастному и гендерному параметрам (обследовались только юноши).
Методический комплекс подбирался таким образом, чтобы была возможность исследовать черты «асоциальной личности», выделенные в PCL-R и медицинской классификацией DSM-V [American Psychiatric Association, 2013; Hare R. D]. Это позволило охватить более широкий спектр характеристик несовершеннолетних. В эмпирическом исследовании использовались следующие методики.
· «Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы» исследовалась с помощью опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) [Клейберг, 2004].
· «Лицемерие, проявляющееся в частой лжи» определялось шкалой «Макиавеллизм» Р. Кристи, Ф. Гейс [Знаков, 2001].
· «Импульсивность, или неспособность планировать заранее» проверялась опросником «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой, опросником СОП (шкала «Волевой контроль эмоциональных реакций») и Индивидуально-типологическим опросником (подростковый вариант ИТДО) Л.Н. Собчик (шкала «Эмоциональная лабильность») [Клейберг, 2004; Моросанова; Собчик, 2008].
· «Раздражительность и агрессивность» измерялись с помощью опросника СОП (шкала «Склонность к агрессии и насилию»), ИТДО (шкала «Агрессивность»), опросника «Массачусетский юношеский скрининговый инструмент» – «Massachusetts Youth Screening Instrument» (MAYSI-2), T. Grisso, R. Barnum (русский авторизованный перевод Дозорцевой Е.Г., шкала «Гнев, раздражительность»), [Клейберг, 2004; Собчик, 2008; Grisso, 2004].
· Использование теста «Готовность к риску» (А.Г. Шмелев) и опросника СОП (шкалы «Склонность к аддиктивному поведению», «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению») было призвано выявлять «Рискованность без учета безопасности для себя и окружающих»[Ильин, 2012; Клейберг, 2004].
· Для оценки «Последовательной безответственности» применялась методика «Ответственность как системное качество личности» (ОСКЛ) В.П. Прядеина [Прядеин, 2014].
· «Отсутствие сожалений» выявлялось методикой Дж. П. Тангней «Измерение чувства вины и стыда» – «Test of Self-Conscious Affect» (TOSCA) [ Ильин, 2016].
· Для учета возможного психического неблагополучия несовершеннолетних правонарушителей был использован MAYSI-2 [Grisso, 2004].
С целью объективизации результатов проводился анализ личных дел осужденных.
При обработке данных применялись математико-статистические методы с использованием программного обеспечения STATISTICA Version 10 (Eng.).
Результаты и обсуждение
В ходе исследования были выявлены значимые различия по ряду черт «асоциальной личности» между несовершеннолетними осужденными (О) и подростками с условно-нормативным поведением (Н). Обобщенные результаты представлены в табл. 1. (в таблице представлены только достоверные различия и различия на уровне тенденций).
Обнаружено, что у испытуемых основной группы обобщенная характеристика «Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы» имеет существенное заострение. Так, по целому ряду шкал методики СОП результаты несовершеннолетних осужденных достоверно выше, чем у подростков контрольной группы. Наибольшие отличия получены по параметрам «Склонность к агрессии и насилию», «Склонность к делинквентному поведению» и «Склонность к аддиктивному поведению». Повышенная агрессивность подростков-правонарушителей сочетается со слабой способностью придерживаться социальных норм и правил. Причем делинкветное поведение начинает проявляться достаточно рано – еще в младшем школьном возрасте. Поисковая активность подростков-правонарушителей нередко приводит к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) и алкоголя. Анализ личных дел свидетельствует о том, что во многих случаях противоправные деяния совершались в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Завышенные показатели по шкале СОП «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» свидетельствуют о том, что агрессивные побуждения нередко направляются не только на других, но и на себя. Аутоагрессивные действия реализуются в виде нанесения самопорезов, прижигания тела сигаретами и т. п.
Оценка по параметру «Лицемерие, проявляющееся в частой лжи» не выявило значимых различий в исследуемых группах. Не исключено, что шкала «Макиавеллизм» недостаточно хорошо дифференцирует эти свойства у подростков.
Аналогичным образом при исследовании черты «Импульсивность, неспособность планировать заранее» с помощью ССПМ не отмечено нарушений различных звеньев саморегуляции. Однако не исключено, что специфические условия пребывания в воспитательной колонии с простроенными границами (четкий распорядок дня, необходимость соблюдать правила поведения, санкции за их нарушения и т. п.) являются внешними регуляторами поведения и компенсируют дефицит внутренней регуляции собственной деятельности. Вместе с тем по методике ИТДО у несовершеннолетних осужденных наблюдаются достоверно более высокие показатели по шкалам «Эмоциональная лабильность», «Экстраверсия». Сочетание эмоциональной неустойчивости, частой смены настроения с поверхностным недифференцированным общением, нередко приводит к реакциям группирования. Это может рассматриваться как фактор риска групповых деликтов. Анализ личных дел показывает, что большинство (63%) обследованных осужденных совершали правонарушения в группе сверстников.
Оценка черты «Раздражительность и агрессивность» показала значимые различия по шкале «Склонность к агрессии и насилию» методики СОП и шкале «Гнев, раздражительность» опросника MAYSI-2. У осужденных подростков результаты достоверно выше. Для них характерны повышенный уровень агрессивности и склонность к реализации агрессивных побуждений в межличностном взаимодействии.
Таблица 1
Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних осужденных (О) и подростков с условно-нормативным поведением (Н)

При исследовании черты «Рискованность без учета безопасности для себя и окружающих» по тесту «Готовность к риску» не обнаружено значимых различий в исследуемых группах. Однако значительное повышение показателей по ряду шкал СОП («Склонность к аддиктивному поведению» и «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению») позволяет заключить, что осужденные подростки более склонны к реализации рискованных форм поведения. Потребность в ярких внешних впечатлениях приводит к совершению необдуманных высоко рискованных действий («руферство», «зацеперство»), экспериментированию с различными ПАВ.
С помощью методики ОСКЛ получены значимые различия по двум шкалам «Динамическая аэргичность», и «Регуляторная интернальность», характеризующим черту «Последовательная безответственность». По-видимому, такое дискарданное сочетание высокой активности, самоуверенности и утрированного стремления к самостоятельности в принятии решений, наряду с низким уровнем ответственности за собственные поступки, свидетельствует о недостаточной критичности к себе и тенденции к переоценке собственных возможностей.
При изучении черты «Отсутствие сожалений» методикой TOSCA были выявлены различия на уровне тенденций по шкалам «Вина» и «Бета-гордость». Несовершеннолетние осужденные менее склонны испытывать чувство вины за свои действия, для них характерно самооправдание поступков, нередко это делается с бравадой. Повышенный эгоцентризм, нежелание понять позицию другого человека, сопровождающиеся категоричностью суждений, могут выступать серьезным препятствием при коррекции и сопровождении таких подростков.
Скрининговая оценка возможного психического неблагополучия осужденных подростков, проведенная с помощью опросника MAYSI-2, показала достоверные различия практически по всем шкалам методики (табл. 2).
Таблица 2
Скрининговая оценка возможного психического неблагополучия несовершеннолетних осужденных (О) и подростков с нормативным поведением (Н) (по данным методики MAYSI-2)

Полученные данные свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних осужденных характерен пониженный фон настроения, сочетающийся с высоким уровнем психического напряжения и тревоги. Это во многом связано с массивным травматическим опытом. Анализ личных дел показывает, что отличительной особенностью семейного контекста у подростков основной группы было то, что они воспитывались в условиях диссоциального окружения, где преобладали неадекватные и непоследовательные модели воспитания. Их родители использовали неприемлемые воспитательные средства, связанные с агрессией и насилием.
Эмоциональный дискомфорт, в том числе имеющий соматические корреляты (шкала «Соматические жалобы»), нередко приводит к суицидальным мыслям и намерениям. Все это выступает предиспозицией для агрессивного и аутоагрессивного поведения. Для снятия психического напряжения несовершеннолетние осужденные часто прибегали к употреблению алкоголя и наркотиков (соответствующая шкала MAYSI-2).
Проблемы в эмоциональной сфере сопровождаются неверной оценкой социальных ситуаций (шкала «Нарушение мышления»). Такое сочетание является благоприятной почвой для проявления реакций гнева и раздражительности. Корреляционный анализ между параметрами MAYSI-2 и шкалой СОП «Волевой контроль эмоциональных реакций» (соответственно со шкалами «Гнев, раздражительность» и «Депрессия, тревога» – r= - 0,73 и r= - 0,56, при (р<0,001)) свидетельствует о том, что эмоциональное неблагополучие несовершеннолетних осужденных сопровождается их сниженной способностью к произвольной регуляции своего поведения.
Заключение
Проведенное исследование показало, что у несовершеннолетних осужденных отмечается заострение ряда черт, которые характеризуют так называемую «асоциальную личность». У них наблюдается склонность к нарушению социальных норм и правил, сочетающаяся со слабым пониманием границ дозволенного и пониженным чувством вины за совершенные поступки. У подростков-правонарушителей отмечаются эмоциональная нестабильность, психическое напряжение и тревога в сочетании со слабостью контроля над возникающими побуждениями. Они склонны к реализации рискованных форм поведения без должного учета последствий возможной опасности для себя и окружающих. При этом потребность в ярких внешних впечатлениях нередко приводит к употреблению психоактивных веществ, что, в свою очередь, также снижает способность к саморегуляции. Повышенный уровень агрессивности и импульсивность могут провоцировать агрессивное и аутоагрессивное поведение. Наличие возможных клинически очерченных проблем, а также травматического опыта и суицидальных мыслей делает целесообразной скрининговую оценку психического неблагополучия осужденных подростков. Это позволит учесть клинические факторы риска противоправного поведения подростков и при необходимости организовать для них многопрофильное, комплексное клинико-психологическое сопровождение.