Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведения

233

Аннотация

В статье рассматриваются особенности проявления психических состояний у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных в зависимости от нахождения на определенном этапе мер пресечения, избранных в отношении субъекта. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью учета психических состояний для профилактики деструктивного поведения (суициды, побеги, групповые неповиновения, массовые беспорядки, конфликты с сокамерниками, конфликты с сотрудниками учреждения) в следственном изоляторе (СИЗО) и воспитательной колонии (ВК). В статье описаны некоторые особенности подросткового возраста, влияющие на психические состояния несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных. В публикации представлен теоретический анализ понятия «психическое состояние», кратко описаны «кризисные точки», с которыми сталкивается человек с момента нахождения в СИЗО до периода отбывания наказания в ВК (включительно), описаны факторы пенитенциарной среды, оказывающие влияние на субъекта, и приведены наиболее часто встречающиеся психические состояния в зависимости от нахождения в определенной «критической» точке (нахождение в следственном изоляторе, в зале суда (вынесение приговора), пребывание в ВК и освобождение).

Общая информация

Ключевые слова: психическое состояние, подростковый возраст, осужденные , подозреваемые, обвиняемые

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100204

Для цитаты: Дебольский М.Г., Мельникова Д.В., Месниченко А.С. Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 35–50. DOI: 10.17759/psylaw.2020100204

Полный текст

Введение

Для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних осужденных, которое может выражаться в суицидах, побегах, групповых неповиновениях, массовых беспорядках, конфликтах между собой, а также между несовершеннолетними обвиняемыми, осужденными и сотрудниками СИЗО, воспитательной колонии. Важным становится периодический мониторинг психического состояния подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Вместе с тем неспособность контролировать свои эмоции и управлять ими является важным фактором рецидива преступления. [13; 14]

Феномены, связанные с эмоциональным переживанием, психическим состоянием, изучаются, начиная с Античности (Аристотель, Гиппократ). В отечественной психологии и психофизиологии данное направление активно изучали В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов [5]. Теоретической основой нашего исследования являются также работы по психологии переживаний и психических состояний Е.Ю. Сосновиковой [14], А.О. Прохорова [11], Ф.Е. Василюка [1] и др.

В рамках пенитенциарной психологии особое внимание важно обратить на исследования М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожкова [9], А.Д. Глоточкина [3], И.П. Башкатова и др. Указанные авторы изучали такие значимые для пенитенциарной среды психические состояния: состояние тоски (М.Н. Гернет), фрустрация и апатия (В.Ф. Пирожков), стресс (М.Г. Дебольский, Д.В. Мельникова [6]). Психические состояния, которые важно учитывать, решая вопросы профилактики деструктивного поведения, на наш взгляд, достаточно вариативны. Следует обращать внимание на следующие вопросы: основные детерминанты психических состояний (особенности пенитенциарной среды и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных) и динамику психических состояний. Представляется особенно важным провести сравнительный анализ психических состояний у тех лиц, которые находятся в СИЗО и тех, кто уже отбывают наказание в воспитательной колонии.

Целью проведенного нами исследования являлось выявление типичных психических состояний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных (находящихся в СИЗО и отбывающих наказание в ВК). Объектом исследования являются психические состояния несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных (СИЗО и ИК), предметом исследования — закономерности проявления типичных психических состояний у несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых (СИЗО и ИК) и их представления о пережитых состояниях в период нахождения в СИЗО. Гипотезами исследования стали следующие предположения: у несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых отмечаются такие деструктивные психические состояния, как обида, страх, злость, тоска; у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК преобладают относительно конструктивные психические состояния, такие, как чувство вины, спокойствие, тоска, уверенность в себе, надежда на лучшее будущее; деструктивные переживания в ВК связаны преимущественно с получением плохих новостей из дома; с конфликтами с другими осужденными.

Теоретические предпосылки исследования

Суждения о психических состояниях и их характеристиках в период Античности рассматривались как определенное состояние души. Аристотель говорил о состоянии как о внутренних переживаниях человека. Гераклит отмечал, что внешние и внутренние условия делают состояние динамичным. Гиппократ понимал любое патологические изменение психического состояния как защитную реакцию, направленную на восстановление прежнего состояния души и организма. Декарт считал, что психическое состояние влияет на поведение, мимику, состояние органов.

Отечественные психологи и психофизиологи (В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Н.Д.Левитов) рассматривали психические состояния как проявления аффектов, эмоций, влечений, физиологического возбуждения органов (мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды); кроме того отмечалась важность учета их динамики и фона психического напряжения.

Основываясь на работах Е.Ю. Сосновиковой, А.О. Прохорова, определим ряд наиболее значимых характеристик, свойственных психическому состоянию [11; 12].

Психическое состояние — широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект, как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания [4].

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, которая показывает, насколько своеобразно протекают психические процессы по отношению к отражаемым предметам и явлениям действительности, предшествующим состояниям и психическим свойствам личности.

Психические состояния можно разделить на классы, которые являются основанием, определяющим то или иное психическое состояние [5]:

· психические состояния, в большей степени зависящие и определяющиеся объективными особенностями ситуаций, и психические состояния, зависящие от личностных факторов, раскрывающие индивидуальность человека;

· психические состояния, глубинные и поверхностные (определяются влиянием на поведение человека);

· отрицательные и положительные психические состояния;

· краткие и продолжительные эмоциональные состояния (определяются временем).

Кроме того, можно выделить следующиехарактеристики психических состояний:

· длительность;

· пространственные характеристики (степень «распространённости»): латентные или яркие проявления, биологические или социальные;

· структурные характеристики, а именно общий тонус и напряженность отдельных компонентов;

· функциональные характеристики.

А.О. Прохоров [11]. выделил следующие характеристики психических состояния:

· целостность;

· устойчивость во временных рамках;

· обусловленность ситуациями;

· единство переживания и деятельности;

· связь с личностными особенностями и психическими процессами.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики или компоненты оценки психических состояний: время, пространство, структура.

Для понимания особенностей психических состояний несовершеннолетних осужденных важно отметить влияние возрастных особенностей. В пенитенциарной среде становятся особенно важны следующие особенности подросткового возраста.

· Общение со сверстниками как ведущая деятельность. Данный аспект приобретает особое значение в контексте развития подростка, ведь нахождение в пенитенциарной среде ограничивает круг социальных связей, прерывая полноценную возможность общаться с семьей и в целом с людьми, находящимися за пределами воспитательной колонии. Соответственно, на развитие подростка и на его психическое состояние будут в высокой степени влиять пенитенциарная среда и окружающие его в ней люди.

· Потребность принадлежать к группе подростков, поиск референтной группы. В рамках пенитенциарной среды эта особенность может вести к образованию группы, в том числе антисоциальной направленности, а также способствовать стратификации и поддержанию определенных порядков тюремной субкультуры [10].

· Эмоциональная неустойчивость (повышенная возбудимость, частая смена эмоционального фона и т. д.). Проявления этой особенности, напрямую связанной с изменением гормонального фона, могут быть крайне вариативны и в некоторых своих проявлениях могут провоцировать агрессию или суицидальное поведение.

Основными эмоциональными состояниями, наиболее характерными для подросткового возраста, являются: тревожность, агрессия, фрустрация, ригидность, стресс и др.

Особую динамику приобретают эти и другие психические состояния несовершеннолетних в контексте пенитенциарной среды, которая определяется такими факторами, как: социальная депривация, невозможность удовлетворить некоторые актуальные потребности, принудительное изменение привычного образа жизни, официальная и неофициальная регламентация деятельности, приобретение специфических обязанностей, нахождение в криминальной среде, необходимость занять новую социальную роль (в ИУ), приобретение нового социального статуса (ярлык, накладываемый обществом), феномен «скученности», межличностные конфликты, отсутствие личного пространства, монотонность и т. д.

М.Н. Гернет подробно описал влияние тюремных условий на психическое состояние разных категорий осужденных. В одной из своих работ он писал, что кара, выражающаяся в режиме, по‐разному переживается заключенными: «Мы далеки от мысли, что особенности того или другого режима, в той или другой тюрьме проходят через психику каждого заключенного всегда и везде одинаково. Наоборот, следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны» [2].

В.Ф. Пирожков выделял так называемые «критические точки», которые способствуют изменению психического состояния: нахождение в следственном изоляторе, в зале суда, пребывание в ВК и освобождение [11]. Первые эмоциональные состояния, которые испытывает подозреваемый связаны с переживанием тревоги и апатии, общий фон настроения снижен, а сон может становиться поверхностным и коротким. Такие состояния могут происходить на первоначальном этапе любой из указанных выше «критических точек», поскольку они связаны с адаптацией к новой ситуации; соответственно, чаще всего они встречаются у впервые привлекаемых к уголовной ответственности, поскольку таковые не имеют опыта отбывания наказания. Вместе с тем ряд исследователей отмечают в периоды адаптации такие состояния, как: тоска, агрессия, грусть, фрустрация, стресс. В течение пребывания в колонии около полугода или при долговременном нахождении в СИЗО у несовершеннолетних правонарушителей проявляется синдром «лишения свободы», затем (после завершения этого периода), фон настроения выравнивается, отмечается большая устойчивость психических состояний. Следующей критической точкой становится подготовка к освобождению: примерно за полгода—год до освобождения у осужденных отмечается ярко выраженное состояние тревоги, страха, нетерпения, стресса.

В современных исследованиях уделяется внимание изучению особенностей понимания осужденными психического состояния, как своего, так и других людей. Разделяем позицию М.В. Овсяниковой и В.М. Позднякова, о том, что весьма перспективным направлением в этом плане является изучение особенностей переживаний осужденных в русле концепции эмоционального интеллекта [8].

С учетом рассмотренных выше исследований остановимся на решении поставленных нами задач.

Организация исследования и характеристика выборки

Исследование проводилось на базе воспитательной колонии и следственного изолятора. Выборку исследования составили 36 несовершеннолетних мужского пола, из которых 18 — подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в СИЗО, и 18 — осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии.

Характеристика выборки: возраст — 15—18 лет;

Уголовные статьи, по которым обвинялись и отбывали наказание несовершеннолетние: 105 УК РФ и 111 УК РФ (убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) — 8 человек; 131 УК РФ и 132 УК РФ (изнасилование и насильственные действия сексуального характера) — 5 человек; 158, УК РФ; 161 УК РФ; 162 УК РФ (кража, грабеж и разбой) — 16 человек; 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка… наркотических средств) — 7 человек.

Все осужденные учились в школе или профессиональном училище при ВК. Большинство имеют от одной до трех профессий, которые они получили в профессиональном училище (слесарь, автомеханик, программист, плотник).

Методы и методики исследования

1.    Групповая беседа, в ходе которой несовершеннолетние осужденные рассказывали о влиянии тренингов на свое психическое состояние и о планах на будущее.

2.    Опрос (анкетирование) и индивидуальное интервьюирование обвиняемых и осужденных.

3.    Методика «САН».

4.    Методика «Самооценка психических состояний» (Айзенка).

5.    Методика «Шкала тревожности Тейлора».

6.    Применение методов математической обработки данных для проверки гипотез исследования.

Обсуждение результатов исследования

Начнем с анализа психических состояний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в СИЗО.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для большинства подозреваемых и обвиняемых свойственно высокое психическое напряжение [7]. Самооценка психических состояний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, находящихся в СИЗО, позволяет утверждать, что наиболее распространенными психическими состояниями являются переживания неприятного характера: тоска (21%), раздражительность (17%), разочарование (17%), чувство вины (12%), тревога (11%), подавленность (11%), отчаяние (9%), безысходность (8%), страх, опасение (7%), злость (6%), упадок духа (6%), агрессия (5%), обида (4%). Однако 17% обвиняемых характеризуют свое состояние как спокойное, а 13% несовершеннолетних отметили состояние уверенности в себе[1]. Вполне естественно, что социальная изоляция, тем более несовершеннолетних, вызывает депривацию и соответствующие переживания. Поэтому вполне естественно, что за последние 10—15 лет существенно изменилась уголовно-исполнительная политика государства — помещение несовершеннолетних в СИЗО и ВК осуществляется лишь в крайних случаях, при совершении преступлений неоднократно или особо тяжких. Это одна из главных причин уменьшения численности осужденных в ВК в 15 раз по сравнению с началом 2000-х годов.

Подозреваемые и обвиняемые отмечают следующие факторы, вызывающие неприятные переживания: редкие встречи со следователем (24%), не нравится питание (24%), конфликтные ситуации с сокамерниками (18%), неприятные вести из дома (16%), конфликтные ситуации с сотрудниками (13%), нет телевизора в камере (5%).

По сравнению с отбыванием наказания в ВК, пребывание в СИЗО во многом является ситуацией неопределенности, так как приговор еще не вынесен, сроки наказания не определены, поэтому несовершеннолетние особенно остро реагируют на ситуацию, когда следователь, по тем или иным причинам, редко, порой по нескольку недель не встречается с обвиняемым, а пребывание в СИЗО порой затягивается до года и более. Неслучайно несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые намного чаще, чем другие возрастные категории и несовершеннолетние осужденные, допускают демонстративно-шантажное поведение в СИЗО.

Изменение привычного образа жизни провоцирует раздражение, в связи с чем подозреваемые и обвиняемые обращают особое внимание на бытовые аспекты (питание, наличие телевизора и т. д.). Подверженность несовершеннолетних криминальной субкультуре, постоянное нахождение в камере, отсутствие возможности свободного передвижения и общения с воспитателем, психологом способствуют конфликтам с сокамерниками и деструктивному поведению.

По результатам исследования с использованием психодиагностических методик («Диагностика самооценки психических состояний», по Г. Айзенку, методика «САН», Методика Тейлора) можно сделать вывод, что усредненные показатели настроения, тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности находятся в пределах нормы. Это свидетельствует о том, что психическое состояния большинства подозреваемых и обвиняемых можно охарактеризовать как благоприятное. Однако примерно у 25% подозреваемых и обвиняемых отмечается повышенный уровень тревожности.

Такие результаты могут быть связаны как с социальной желательностью, так и с временным отсутствием полного осознания происходящего

Рассмотрим особенности психических состояний несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными состояниями, по результатам самооценки осужденных, отбывающих наказание в ВК, являются: спокойствие (30%), уверенность в себе (28%), чувство вины (19%). Кроме того, встречаются следующие состояния: безысходность (9%), тоска (9%), тревога (3%), обида (2%) [7]. Такие показатели могут быть связаны с адаптацией осужденных, они приспосабливаются к условиям пенитенциарной среды. Кроме того, несовершеннолетние осужденные не находятся в камерах, они свободно перемещаются по общежитию, проживают в комнатах по 2—6 человек, посещают школу, профессиональное училище, культурно-массовые и спортивные мероприятия в выходные дни, вечером смотрят телевизор.

На рис. 1 представлены психические состояния осужденных между периодом прибытия в ВК и этапом отбывания наказания после адаптации к условиям отбывания наказания.

Рис.1. Сравнение психических состояний во время прибытия в ВК и на данном этапе отбывания наказания

Отметим, что спокойствие и уверенность начинают преобладать у осужденных только после адаптации в воспитательной колонии.

Осужденные, отбывающие наказание в ВК, отмечают следующие ситуации, вызывающие неприятные переживания: плохие вести из дома (50%), плохие оценки в школе (14%), конфликты с другими осужденными (4%), замечания сотрудников ВК (3%), хорошие события (3%), проблемы в профессиональном училище или на производстве (3%). При этом 23% осужденных отмечают, что ситуаций, вызывающих неприятные переживания, не было. Во время индивидуальной беседы и общения с психологами удалось выяснить, что от некоторых ребят отказывались матери, которые не шли на контакты как с подростком, так и с психологами. Такие отказы переживаются подростками тяжело, однако в некоторых случаях становятся дополнительной мотивацией для изменения отношения к жизни и поведения. Вместе с тем интенсивные переживания вызывают плохие оценки в школе; как было указано выше, это может быть связано с влиянием данного аспекта на условно-досрочное освобождение. Также в воспитательной колонии присутствуют подростки, которые до отбывания наказания не посещали общеобразовательные учреждения; таким несовершеннолетним осужденным достаточно трудно адаптироваться к учебному процессу, однако сотрудники учреждения прикладывают усилия для повышения их мотивации.

По результатам проведенных методик («Диагностика самооценки психических состояний», по Г. Айзенку, методика «САН», Методика Тейлора) можно сделать вывод о средних значениях показателей тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности у осужденных. Усредненное состояние большинства осужденных можно охарактеризовать как благоприятное.

Сравнительный анализ психических состояний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в процессе судебного разбирательства и отбывания наказания. Можно выделить следующие этапы пребывания в пенитенциарной среде, которые влияют на психическое состояние несовершеннолетних: пребывание в СИЗО, вынесение приговора, адаптация в воспитательной колонии, отбывание наказания в ВК после адаптации; подготовка к освобождению или переводу в исправительную колонию для совершеннолетних осужденных [7].

Изучение особенностей самооценки психических состояний подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными позволяет сделать ряд выводов.

У большинства подростков, находящихся в СИЗО, актуальными психическими состояниями являются: тоска, уверенность в себе, чувство вины, тревога. Если сравнивать данный результат с результатами, полученными в колонии по воспоминаниям несовершеннолетних осужденных, становится очевидным, что актуальными выступают практически одинаковые состояния, однако интенсивность переживаний значительно ниже в воспоминаниях, которые отмечают осужденные, находящиеся в ВК (рис. 2).

Рис.2. Сравнение психических состояний у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, находящихся в СИЗО и воспоминаний о своих состояниях у несовершеннолетних осужденных, находящихся в ВК (данные указаны по количеству людей в двух группах)

Следующей критической точкой переживаний осужденных становится вынесение приговора. В этот период обследуемые отмечают у себя страх и тревогу. Подростку в этой ситуации будущее кажется неопределенным; кроме того, в этот момент некоторые осужденные начинают испытывать чувство вины перед своей семьей. Сравнение психических состояний на этапах нахождения в СИЗО и в момент вынесения приговора приведено на рис.3.

Рис.3. Сравнение психических состояний на этапах нахождения в СИЗО и во время вынесения приговора (по воспоминаниям осужденных)

Следующим этапом становится прибытие в воспитательную колонию и сопряженный с этим процесс адаптации. Осужденные отмечали, что по прибытии в колонию преобладали такие психические состояния, как тоска, чувство вины и спокойствие. Шкала безысходности уже стала незначимой, а шкалы злость и агрессия совсем пропали. Можно предположить, что на данном этапе подростки начали понимать ущерб, причиненный пострадавшим. Безысходность оказалась на низком уровне, потому что приговор о лишении свободы уже был озвучен, а несовершеннолетние осужденные были помещены в отдел карантина, где с ними начали работать психологи воспитательной колонии. Сравнение психических состояний на этапах нахождения в СИЗО и в момент прибытия в воспитательную колонию представлен на рис. 4.

Рис. 4. Сравнение психических состояний на этапах нахождения в СИЗО (по воспоминаниям осужденных) и по прибытию в ВК

Следующим важным этапом становится период, наступающий после адаптации в воспитательной колонии. В этот момент, как показала самооценка осужденными своих психических состояний, они не испытывают агрессии, страха, злости, отчаяния, а уверенность в себе находится на высоком уровне. Снижены показатели шкал «тревога» и «обида». Можно предположить, что на уверенность в себе влияют занятия с психологом в форме индивидуальных бесед и тренингов, направленных на повышение уровня коммуникабельности, разрешение конфликтов, умение справляться с агрессией, на развитие волевых способностей и получение профессии. Можно сказать, что в воспитательной колонии условия отбывания наказания мягкие. Подросткам разрешено каждый день звонить родителям, по выходным допускается неограниченное количество встреч с семьей, на окнах нет решеток, в камерах (комнатах) живет по 2—4 человека. Есть живой уголок, комната «релакса», по воскресениям приезжают волонтеры с программами или гости, в том числе студенты МГППУ. Питание в ВК 5 раз в день, учеба в школе, получение профессии, спортивные мероприятия. Сравнение психических состояний на этапе нахождения в СИЗО и на этапе после адаптации в воспитательной колонии представлены на рис. 5.

Рис. 5. Сравнение психических состояний на этапах нахождения в СИЗО (по воспоминаниям осужденных) и на данном этапе отбывания наказания

Таким образом, профилактика возможных деструктивных состояний требует от психологической службы СИЗО, воспитательной колонии и сотрудников учреждений в целом подробного исследования психических состояний несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Для повышения эффективности профилактической работы важно применение методов и методик диагностики, направленных на самооценку психических состояний осужденными, а также методик, не предполагающих самооценку в прямом виде — для снижения уровня социальной желательности и повышения достоверности полученных результатов. Кроме того, важным становится исследование особенностей совладеющего поведения. После проведения соответствующей диагностики требуется разработка индивидуальных и групповых программ психологической помощи с учетом особенностей часто встречающихся психических состояний, особенностей влияния пенитенциарной среды и индивидуально-психологических особенностей.

Выводы (на основе результатов эмпирического исследования)

1.  Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности, их пребывание в СИЗО в роли подозреваемых, обвиняемых и отбывание наказания в воспитательной колонии оказывают существенное влияние на их психическое состояние.

2. В период нахождения в СИЗО, по результатам самооценки несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, для них характерны: тоска (21%), раздражительность (17%), разочарование (17%), чувство вины (12%), тревога (11%), подавленность (11%), отчаяние (9%), безысходность (8%), страх, опасение (7%), злость (6%), упадок духа (6%), агрессия (5%), обида (4%).

3. По данным психодиагностики (методика «Самооценка психических состояний», по Г. Айзенку, методика «САН», методика «Измерение уровня тревожности», по Тейлору), у большинства несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных психическое состояние в пределах средних значений.

4.  Неприятные переживания в следственном изоляторе у несовершеннолетних подозреваемых в основном обусловлены: питанием — 24%, редкими встречами со следователем — 24%, конфликтными отношениями с сокамерниками — 18%. Однако, по воспоминаниям уже осужденных, неприятные переживания в СИЗО в основном были связаны с плохими вестями из дома — 46%.

5. По прибытии в ВК осужденные подростки испытывают тоску — 20%, чувство вины — 21%. Актуальное состояние дополняется также уверенностью в себе — 21%.

6. Неприятные переживания в момент отбывания наказания у половины осужденных связаны с неприятными вестями из дома — 50%.

7. Понимание сущности переживаний подозреваемых, обвиняемых осужденных позволяет целенаправленно осуществлять психопрофилактическую работу с девиантными подростками на различных этапах отбывания наказания и способствовать снижению факторов риска повторных преступлений.



[1] Общая сумма — больше 100%, так как обследуемые имели возможность указать несколько состояний.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций: монография. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 200 с.
  2. Гернет М.Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии. С иллюстрациями. М.: Право и жизнь, 1925. 150 с.
  3. Глоточкин А.Д. Исправительно-трудовая психология: учеб. пособие / А.Д. Глоточкин, В.Г. Деев, В.Ф. Пирожков. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 356 c.
  4. Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 409 с.
  5. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 18с.
  6. Мельникова Д.В., Дебольский М.Г. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 105—116. doi:10.17759/psylaw.2015100208
  7. Месниченко А.С. (научный руководитель — Дебольский М.Г.) Выпускная квалификационная работа «Особенности психического состояния несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в процессе судебного разбирательства и отбывания наказания в ВК». М.: МГППУ, 2019. 99 с.
  8. Овсянникова М.В., Поздняков В.М. Психологические проблемы изучения и повышения эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях: монография. Рязань: ИП «Коняхин А.В.» (Book Jet), 2020. 182 с.
  9. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. 414с.
  10. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: метод. рекомендации / В.М. Поздняков, М.Г. Дебольский, Д.Е. Дикопольцев, М.М. Москвитина, М.П. Чернышкова. М.: НИИ ФСИН России, 2015.
    133 с.
  11. Прохоров А.О. Психология состояний: учеб. пособие / Под ред. А.О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.
  12. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е. Сосновикова. Горький: Горьковский педагогический институт, 2004. 16 с.
  13. Erasmus C.P. The role of emotional intelligence in the adaptation of adolescent boys in private school. University of South Africf, 2007. 264 p.
  14. Qualter P. Exploratory and confirmatory factor analysis of the Schutte Self-Report Emotional Intelligence Scaie in a simple of male offenders / P. Qualter, J. Ireland, K. Gardner // The British Journal of Forensic Practice. 2010. Vol. 12. № 2. P. 43—51.

Информация об авторах

Дебольский Михаил Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2601-0077, e-mail: mdebolsky@mail.ru

Мельникова Дарья Вячеславовна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4501-8207, e-mail: melnikovadv@mgppu.ru

Месниченко Антонина Сергеевна, психолог, специалист по работе с семьей, ГБУ СРЦ «Возрождение», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9758-0619, e-mail: antonina.mesnichenko@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1274
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 233
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5