Психология и право
2024. Том 14. № 3. С. 84–93
doi:10.17759/psylaw.2024140307
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности выражения эмоций у девочек-подростков в ситуациях кибергруминга
Аннотация
Решение проблемы сексуального домогательства в отношении девочек-подростков в Интернете требует углубленного изучения особенностей выражения потерпевшими своих эмоций в процессе онлайн-контакта с кибергрумерами. Переживания и эмоциональные реакции, проявляемые несовершеннолетними в процессе недозволенной коммуникации, — это индикатор их устойчивости или уязвимости для манипулятивного воздействия. В статье представлены результаты контент-анализа письменных диалогов между 15 кибергрумерами и 111 девочками-подростками, реализованных в Интернете. Выделены 11 категорий, определяющих эмоции девочек при общении с посягателями. При помощи факторного анализа определена двухфакторная модель их коммуникации. Установлено, что фактор «Увлеченность» (чувство влюбленности, доверия и дружелюбия) обусловливает уязвимость для кибергруминга, а фактор «Отстаивание границ» (нежелание подчиняться и недовольство происходящим) — устойчивость перед воздействием. Сделан вывод о том, что система воспитания и развития несовершеннолетних девочек должна включать информирование о правилах ведения интернет-коммуникации с другими людьми.
Общая информация
Ключевые слова: виктимизация, интернет, кибергруминг, коммуникация, переживания , подростковый возраст, эмоции
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140307
Получена: 26.06.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Медведева А.С. Особенности выражения эмоций у девочек-подростков в ситуациях кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 84–93. DOI: 10.17759/psylaw.2024140307
Полный текст
Введение
Материалы и методы исследования
Категория |
Примеры высказываний как индикаторов наличия эмоции |
Безразличие |
«Я тебя не люблю», «Мне пофиг, честно», «мне наплевать, честно говоря!!!» |
Беспечность |
«Пошли гулять)», «При встречи все обсудим)», «Без проблем» |
Влюбленность |
«Ты мне нужен», «Мм я тебя люблю❤❤» |
Доверие |
«Я знаю, ты меня защитишь», «А когда ты мне пришлешь [игрушки]?» |
Дружелюбие |
«Давай дружить?» |
Любопытство |
«А чем ты увлекаешься?», «А что предложить хотел?» |
Недовольство |
«Мне 14, а когда я буду готова, это не твое дело», «Ты не обнаглел?» |
Нежелание |
«Сейчас не хочу», «Не кидаю направо и налево» |
Смущение |
«Я стесняюсь», «Да, я толстенькая» |
Сожаление |
«Я не со зла(((», «Прости меня» |
Сомнение |
«Мы даже не знакомы почти», «А это еще зачем?» |
Категория |
Фактор 1 (информативность 29%) |
Фактор 2 (информативность 16%) |
Безразличие |
0,307 |
0,446 |
Беспечность |
0,565 |
–0,025 |
Влюбленность |
0,732 |
–0,376 |
Доверие |
0,968 |
–0,051 |
Дружелюбие |
0,701 |
–0,016 |
Любопытство |
0,562 |
0,056 |
Недовольство |
0,115 |
0,673 |
Нежелание |
0,412 |
0,784 |
Сожаление |
0,620 |
–0,179 |
Смущение |
0,371 |
–0,117 |
Сомнение |
0,288 |
0,223 |
Выводы
Ограничения и перспективы исследования
Литература
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101– doi:10.17759/pse.2020250309
- Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 3–15. doi:10.17759/psylaw.2023130301
- Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. C. 94– doi:10.17759/psylaw.2023130107
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305
- Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 384 с.
- Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
- Ефремова Г.И., Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., Бочковская И.А., Булгакова Н.С. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 256–
- Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: Монография. М.: МГППУ, 2021. 104 с.
- Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 44–54. doi:10.17759/psylaw.2020100111
- Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 66–76. doi:10.17759/psylaw.2022120306
- Поздняков В.М., Калашникова Т.В., Овсянникова М.В., Калашникова М.М. Особенности проявления эмоциональной зрелости осужденными женского пола, отбывающими наказание в виде лишения свободы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 94–108. doi:10.17759/psylaw.2021110307
- Секераж Т.Н. Психологическое исследование информационных материалов по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемом с помощью информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Том 17. № 1. С. 96– doi:10.30764/1819-2785-2022-1-96-106
- Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс]. М., 2012. 213 с. // URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
- Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 2000. № 7. С. 34–43.
- Шейнов В.П. Взаимосвязи виктимизации и эмоционального интеллекта: половозрастные особенности [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Том 16. № 3. С. 377– doi:10.22363/2313-1683-2019-16-3-377-392
- Шумилкина М.В. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект // Достижения вузов науки. 2015. № 14. С. 92–95.
- Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. М.: Флинта, 2004. 221 с.
- Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., Olafsson K. Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and policy implications from the EU Kids Online survey of 9—16 year olds and their parents in 25 countries. UK, London, EU Kids Online Network, 2011. 171 p.
- Sunde M.J. Child sexual grooming: An exploratory study into the grooming of sexually exploited boys. UK, University of Derby, Department of Criminology and Social Sciences College of Business, Law Social Sciences, 2018. 102 p.
- Weingraber S., Plath C., Naegele L., Stein M. Online victimization — an explorative study of sexual violence and cyber grooming in the context of social media use by young adults in Germany // Social Work and Society. 2020. Vol. 18(3).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 93
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 7