Введение
В последние годы увеличилось число научных изысканий в области юридической психологии детства. Особую важность представляют работы, посвященные проблеме сексуальных домогательств в отношении подростков в киберпространстве, в частности онлайн-поведения самих несовершеннолетних в криминальных ситуациях. Так, Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцева (2023) провели анализ мотивационно-смысловых характеристик участия в секстинге девочек в возрасте от 10 до 18 лет, согласно которому их потребность взаимодействовать с посягателями в Интернете вызвана поиском позитивных эмоциональных связей с другим человеком
[Борисенко, 2023].
Действительно, в Сети исчезают многие коммуникативные барьеры, что позволяет пользователям чувствовать свободу, идеализировать своих партнеров, быстрее сближаться с ними и испытывать интенсивные эмоции на грани с эйфорией [
1; 5]. Однако в ситуациях виртуального сексуального домогательства несовершеннолетние подвергаются манипулятивному воздействию, которое им часто трудно выявить и пресечь. В результате подростки, стремящиеся к приобретению опыта позитивных эмоциональных отношений с людьми, оказываются не готовы к кибератакам со стороны неизвестных им пользователей и в итоге испытывают негативные эмоциональные переживания. Так, несовершеннолетних в процессе сексуального домогательства могут расстроить сексуализированные изображения, присылаемые интернет-пользователями, а различные интимные просьбы с их стороны способны вызвать беспокойство, отвращение, стыд, грусть, иногда гнев и желание отомстить обидчику
[Солдатова, 2012; Livingstone, 2011; Weingraber, 2020]. Встречаются и обратные ситуации, когда подростки демонстрируют интерес к посягателям, наслаждаются вниманием с их стороны и проявляют готовность к сексуализированной коммуникации
[Борисенко, 2023; Медведева, 2020].
В онлайн-общении несовершеннолетние могут вербализировать свои эмоции и/или обозначать их специальными значками и символами (эмодзи); подобные проявления свидетельствуют не только об особенностях понимания ребенком происходящего и отношения к нему, но и о его адаптации к сложившейся ситуации [Ефремова, 2014]. Вместе с тем интернет-посягатели на половую неприкосновенность несовершеннолетних используют данные эмоциональные реакции и свидетельства о переживаниях своих собеседников в качестве индикаторов их уязвимости, после чего усиливают или ослабляют оказываемое манипулятивное воздействие.
Для несовершеннолетних крайне важно понимать свои эмоции, контролировать их интенсивность и внешнее выражение, поскольку это может стать надежной защитой от виктимизации
[Вихман, 2023; Власова, 2023; Шейнов, 2019; Шумилкина, 2015]. Однако не каждый подросток способен в тех или иных ситуациях (особенно криминальных) успешно осуществить это, регулируя собственное коммуникативное поведение
[Цукерман, 2000]. По данным пилотажного исследования Ю.А. Кочетовой (2021), для этого необходимо развивать общие интеллектуальные способности, умение анализировать ситуацию и критически оценивать происходящее
[Кочетова, 2021]. При нормальном психическом развитии способность управлять своими эмоциями и контролировать их формируется в старшем подростковом возрасте, однако, например, поведенческие девиации и социально-психологическая дезадаптация способны исказить развитие эмоционального интеллекта ребенка
[Поздняков, 2021].
В данной статье приведены результаты изучения интернет-коммуникаций девочек подросткового возраста с лицами, реализующими сексуальное домогательство, с целью определить, какие эмоциональные переживания и реакции проявляют несовершеннолетние в процессе взаимодействия, и оценить связь между спецификой выражения эмоций и общей уязвимостью для кибергруминга.
Материалы и методы исследования
В качестве материала исследования были использованы интернет-переписки 111 девочек в возрасте от 12 до 14 лет (средний возраст — 13,14 ± 0,78) с 15 взрослыми онлайн-пользователями, демонстрирующими к ним романтический и сексуальный интерес.
Продолжительность общения составила от одного дня до двух месяцев (в среднем — 3,59 дней ± 8,95), а интенсивность — от 1 до 3679 сообщений (среднее количество — 112,34 ± 377,08).
В результате данных коммуникаций были возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ «Развратные действия». На стадии предварительного расследования данные переписки, признанные вещественными доказательствами, подвергались специальному анализу в ходе проведения комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз. Цель назначения подобных экспертиз — анализ высказываний взрослого лица на предмет наличия/отсутствия в них признаков побуждения несовершеннолетнего потерпевшего к каким-либо сексуальным действиям
[Секераж, 2022]; при этом в распоряжение экспертов, как правило, предоставляется только постановление о назначении экспертизы, содержащее краткое описание обстоятельств юридически значимой ситуации и возраста коммуникантов, а также их переписка, зафиксированная в протоколе осмотра интернет-ресурса. С учетом информации, имеющейся у автора статьи,
цель настоящего исследования заключалась в изучении непосредственно интернет-коммуникаций без учета каких-либо сведений о жизни и состоянии здоровья несовершеннолетних.
На первоначальном этапе исследования интернет-переписки были изучены посредством применения контент-анализа. Выделены 11 категорий, определяющих основные эмоциональные переживания и реакции девочек-подростков в процессе кибергруминга, осуществлен сплошной подсчет появлений индикаторов категорий. Для верификации данных контент-анализа был привлечен эксперт, в силу своих должностных обязанностей обладающий доступом к исследуемым перепискам; измерение уровня согласия между автором статьи и экспертом определялось с помощью коэффициента каппа Коэна, среднее значение составило 0,72. На следующем этапе был осуществлен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера) и статистическое сравнение групп с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Результаты исследования и их обсуждение
Качественный психологический анализ интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами показал, что в процессе данного общения несовершеннолетние демонстрируют разные эмоции; было выделено 11 наиболее распространенных категорий эмоциональных переживаний (табл. 1).
Таблица 1
Эмоции девочек в ситуации кибергруминга
|
Категория
|
Примеры высказываний как индикаторов наличия эмоции (приведены дословно)
|
|
Безразличие
|
«Я тебя не люблю», «Мне пофиг, честно», «мне наплевать, честно говоря!!!»
|
|
Беспечность
|
«Пошли гулять)», «При встречи все обсудим)», «Без проблем»
|
|
Влюбленность
|
«Ты мне нужен», «Мм я тебя люблю❤❤»
|
|
Доверие
|
«Я знаю, ты меня защитишь», «А когда ты мне пришлешь [игрушки]?»
|
|
Дружелюбие
|
«Давай дружить?»
|
|
Любопытство
|
«А чем ты увлекаешься?», «А что предложить хотел?»
|
|
Недовольство
|
«Мне 14, а когда я буду готова, это не твое дело», «Ты не обнаглел?»
|
|
Нежелание
|
«Сейчас не хочу», «Не кидаю направо и налево»
|
|
Смущение
|
«Я стесняюсь», «Да, я толстенькая»
|
|
Сожаление
|
«Я не со зла(((», «Прости меня»
|
|
Сомнение
|
«Мы даже не знакомы почти», «А это еще зачем?»
|
С целью выявления взаимосвязей между категориями и латентных переменных, оказывающих влияние на их совместную изменчивость, был проведен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера); мера адекватности выборки Кайзера—Майера—Олкина (0,6) и критерий сферичности Бартлетта (0,000) показали, что данные пригодны для проведения подобного исследования. В результате анализа была определена двухфакторная модель коммуникации несовершеннолетних девочек в ситуации сексуального домогательства в Сети (табл. 2).
Таблица 2
Результаты факторного анализа эмоций девочек
|
Категория
|
Фактор 1 (информативность 29%)
|
Фактор 2 (информативность 16%)
|
|
Безразличие
|
0,307
|
0,446
|
|
Беспечность
|
0,565
|
–0,025
|
|
Влюбленность
|
0,732
|
–0,376
|
|
Доверие
|
0,968
|
–0,051
|
|
Дружелюбие
|
0,701
|
–0,016
|
|
Любопытство
|
0,562
|
0,056
|
|
Недовольство
|
0,115
|
0,673
|
|
Нежелание
|
0,412
|
0,784
|
|
Сожаление
|
0,620
|
–0,179
|
|
Смущение
|
0,371
|
–0,117
|
|
Сомнение
|
0,288
|
0,223
|
Примечание: полужирным начертанием выделены наибольшие по абсолютной величине факторные нагрузки.
На коммуникацию девочек-подростков в ситуации кибергруминга оказывают влияние два принципиально отличных друг от друга фактора.
Первый фактор, названный как «Увлеченность», показывает положительное отношение девочек к собеседникам: доминирующее чувство доверия обусловливает готовность продолжать взаимодействие, в том числе на сексуальные темы, а мотивация сохранения контакта вызвана потребностью в дружеских и романтических связях. Суть кибергруминга заключается в формировании дружеского и доверительного отношения ребенка к посягателю [6; 19], а значит, действие фактора «Увлеченность» демонстрирует реализованность замысла посягателя и уязвимость девочек.
Второй фактор, обозначенный как «Отстаивание границ», напротив, показывает отрицательное отношение девочек к контакту с кибергрумерами: в коммуникации преобладает нежелание взаимодействовать, обсуждать личные темы, выполнять сексуализированные или какие-либо иные опасные действия, а просьбы и призывы посягателей, как правило, вызывают у девочек недовольство. Характерно, что в системе воспитания несовершеннолетних традиционно присутствует стремление бороться с проявлениями у них негативизма и упрямства, формировать у детей послушание и вежливое обращение с другими людьми. Кроме того, проявление вербальной агрессии у несовершеннолетних нередко рассматривается как нарушение ими устоявшейся коммуникативной нормы [Щербинина, 2004]. Качественный анализ 111 переписок показал, что девочки часто демонстрируют корректность в отношении посягателей и терпимость к входящим сообщениям, что в итоге негативно сказывается на их устойчивости перед грумингом. Таким образом, отстаивание подростком своих личных границ, в том числе при помощи открытой агрессии, критических замечаний, нецензурной лексики, — полезный инструмент защиты ребенком своего Я в ситуации интернет-домогательства.
На заключительном этапе исследования выборка девочек была разделена на две группы по факту реализованности криминальной цели посягателей: 62 девочки не выполнили сексуализированных действий, к которым их побуждали взрослые интернет-пользователи, а другие 49 — осуществили их. Сравнение данных групп с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показало статистически значимые различия по фактору «Отстаивание границ», что позволяет подтвердить мысль о том, что действие данного фактора определяет устойчивость девочек-подростков в ситуации кибергруминга.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Выражение эмоций у девочек-подростков в ситуации кибергруминга — это индикатор их состояния, что может использоваться посягателями для усиления или ослабления оказываемого манипулятивного воздействия.
Так, демонстрация увлеченности общением, дружелюбия, влюбленности в собеседника и доверия к нему — это сигнал уязвимости несовершеннолетних, приводящий к внедрению в диалог сексуальных тем, побуждению к совершению сексуализированных действий или переводу общения на уровень личной встречи, чему трудно противостоять.
В то же время выражение эмоций может стать эффективным инструментом сопротивления кибергрумингу. В реальной жизни детей, как правило, обучают тому, что при столкновении с обидчиками необходимо громко звать на помощь и/или убегать, при этом вербальная схватка со злоумышленником без применения указанных способов все-таки представляет опасность. В интернет-коммуникации действуют правила, несколько отличные от норм непосредственного общения людей: игнорирование входящих сообщений, демонстрация их взрослым и блокировка собеседников эффективны; вместе с тем оказываются полезными вербальная агрессия, критическое отношение к собеседнику, прямое сообщение о недозволенности его коммуникативного поведения. В ситуациях, когда девочки проявляют недовольство коммуникацией, нежелание участвовать в происходящем, обсуждать сексуальные темы и совершать недозволенные действия, подобное отстаивание личных границ способно ослабить или полностью пресечь манипулятивное воздействие посягателя.
В эпоху бурного развития цифровых технологий и пребывания несовершеннолетних в смешанной реальности в системе их воспитания должно присутствовать информирование о том, что существуют опасные онлайн-ситуации и не всегда уместно проявлять вежливость и корректность к другим пользователям Сети.
Ограничения и перспективы исследования
Проведенное исследование ограничено анализом только интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами. Подобные переписки несомненно содержат в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов, их анализ позволяет определить особенности и динамику юридически значимой ситуации, оценить реакции и поведение ее участников. Вместе с тем наиболее полная картина психического состояния несовершеннолетнего потерпевшего и особенностей его развития может быть получена только путем очного психологического обследования ребенка (подростка), включающего деликатное обсуждение его интернет-переписки с посягателем и учет сведений о жизни, семье, межличностных отношениях и пр. Такие исследования были проведены Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцевой в 2022 и 2023 гг.
[Борисенко, 2023; Нуцкова, 2022] и заслуживают продолжения ввиду их существенного значения для юридической психологии детства, коррекционно-реабилитационной работы и формирования судебно-экспертной практики.