Особенности выражения эмоций у девочек-подростков в ситуациях кибергруминга

1

Аннотация

Решение проблемы сексуального домогательства в отношении девочек-подростков в Интернете требует углубленного изучения особенностей выражения потерпевшими своих эмоций в процессе онлайн-контакта с кибергрумерами. Переживания и эмоциональные реакции, проявляемые несовершеннолетними в процессе недозволенной коммуникации, — это индикатор их устойчивости или уязвимости для манипулятивного воздействия. В статье представлены результаты контент-анализа письменных диалогов между 15 кибергрумерами и 111 девочками-подростками, реализованных в Интернете. Выделены 11 категорий, определяющих эмоции девочек при общении с посягателями. При помощи факторного анализа определена двухфакторная модель их коммуникации. Установлено, что фактор «Увлеченность» (чувство влюбленности, доверия и дружелюбия) обусловливает уязвимость для кибергруминга, а фактор «Отстаивание границ» (нежелание подчиняться и недовольство происходящим) — устойчивость перед воздействием. Сделан вывод о том, что система воспитания и развития несовершеннолетних девочек должна включать информирование о правилах ведения интернет-коммуникации с другими людьми.

Общая информация

Ключевые слова: виктимизация, интернет, кибергруминг, коммуникация, переживания , подростковый возраст, эмоции

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140307

Получена: 26.06.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Медведева А.С. Особенности выражения эмоций у девочек-подростков в ситуациях кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 84–93. DOI: 10.17759/psylaw.2024140307

Полный текст

Введение

В последние годы увеличилось число научных изысканий в области юридической психологии детства. Особую важность представляют работы, посвященные проблеме сексуальных домогательств в отношении подростков в киберпространстве, в частности онлайн-поведения самих несовершеннолетних в криминальных ситуациях. Так, Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцева (2023) провели анализ мотивационно-смысловых характеристик участия в секстинге девочек в возрасте от 10 до 18 лет, согласно которому их потребность взаимодействовать с посягателями в Интернете вызвана поиском позитивных эмоциональных связей с другим человеком [2].
Действительно, в Сети исчезают многие коммуникативные барьеры, что позволяет пользователям чувствовать свободу, идеализировать своих партнеров, быстрее сближаться с ними и испытывать интенсивные эмоции на грани с эйфорией [1; 5]. Однако в ситуациях виртуального сексуального домогательства несовершеннолетние подвергаются манипулятивному воздействию, которое им часто трудно выявить и пресечь. В результате подростки, стремящиеся к приобретению опыта позитивных эмоциональных отношений с людьми, оказываются не готовы к кибератакам со стороны неизвестных им пользователей и в итоге испытывают негативные эмоциональные переживания. Так, несовершеннолетних в процессе сексуального домогательства могут расстроить сексуализированные изображения, присылаемые интернет-пользователями, а различные интимные просьбы с их стороны способны вызвать беспокойство, отвращение, стыд, грусть, иногда гнев и желание отомстить обидчику [13; 18; 20]. Встречаются и обратные ситуации, когда подростки демонстрируют интерес к посягателям, наслаждаются вниманием с их стороны и проявляют готовность к сексуализированной коммуникации [2; 9].
В онлайн-общении несовершеннолетние могут вербализировать свои эмоции и/или обозначать их специальными значками и символами (эмодзи); подобные проявления свидетельствуют не только об особенностях понимания ребенком происходящего и отношения к нему, но и о его адаптации к сложившейся ситуации [7]. Вместе с тем интернет-посягатели на половую неприкосновенность несовершеннолетних используют данные эмоциональные реакции и свидетельства о переживаниях своих собеседников в качестве индикаторов их уязвимости, после чего усиливают или ослабляют оказываемое манипулятивное воздействие.
Для несовершеннолетних крайне важно понимать свои эмоции, контролировать их интенсивность и внешнее выражение, поскольку это может стать надежной защитой от виктимизации [3; 4; 15; 16]. Однако не каждый подросток способен в тех или иных ситуациях (особенно криминальных) успешно осуществить это, регулируя собственное коммуникативное поведение [14]. По данным пилотажного исследования Ю.А. Кочетовой (2021), для этого необходимо развивать общие интеллектуальные способности, умение анализировать ситуацию и критически оценивать происходящее [8]. При нормальном психическом развитии способность управлять своими эмоциями и контролировать их формируется в старшем подростковом возрасте, однако, например, поведенческие девиации и социально-психологическая дезадаптация способны исказить развитие эмоционального интеллекта ребенка [11].
В данной статье приведены результаты изучения интернет-коммуникаций девочек подросткового возраста с лицами, реализующими сексуальное домогательство, с целью определить, какие эмоциональные переживания и реакции проявляют несовершеннолетние в процессе взаимодействия, и оценить связь между спецификой выражения эмоций и общей уязвимостью для кибергруминга.

Материалы и методы исследования

В качестве материала исследования были использованы интернет-переписки 111 девочек в возрасте от 12 до 14 лет (средний возраст — 13,14 ± 0,78) с 15 взрослыми онлайн-пользователями, демонстрирующими к ним романтический и сексуальный интерес.
Продолжительность общения составила от одного дня до двух месяцев (в среднем — 3,59 дней ± 8,95), а интенсивность — от 1 до 3679 сообщений (среднее количество — 112,34 ± 377,08).
В результате данных коммуникаций были возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 135 УК РФ «Развратные действия». На стадии предварительного расследования данные переписки, признанные вещественными доказательствами, подвергались специальному анализу в ходе проведения комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз. Цель назначения подобных экспертиз — анализ высказываний взрослого лица на предмет наличия/отсутствия в них признаков побуждения несовершеннолетнего потерпевшего к каким-либо сексуальным действиям [12]; при этом в распоряжение экспертов, как правило, предоставляется только постановление о назначении экспертизы, содержащее краткое описание обстоятельств юридически значимой ситуации и возраста коммуникантов, а также их переписка, зафиксированная в протоколе осмотра интернет-ресурса. С учетом информации, имеющейся у автора статьи, цель настоящего исследования заключалась в изучении непосредственно интернет-коммуникаций без учета каких-либо сведений о жизни и состоянии здоровья несовершеннолетних.
На первоначальном этапе исследования интернет-переписки были изучены посредством применения контент-анализа. Выделены 11 категорий, определяющих основные эмоциональные переживания и реакции девочек-подростков в процессе кибергруминга, осуществлен сплошной подсчет появлений индикаторов категорий. Для верификации данных контент-анализа был привлечен эксперт, в силу своих должностных обязанностей обладающий доступом к исследуемым перепискам; измерение уровня согласия между автором статьи и экспертом определялось с помощью коэффициента каппа Коэна, среднее значение составило 0,72. На следующем этапе был осуществлен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера) и статистическое сравнение групп с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Результаты исследования и их обсуждение
Качественный психологический анализ интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами показал, что в процессе данного общения несовершеннолетние демонстрируют разные эмоции; было выделено 11 наиболее распространенных категорий эмоциональных переживаний (табл. 1).
Таблица 1
Эмоции девочек в ситуации кибергруминга

Категория

Примеры высказываний как индикаторов наличия эмоции
(приведены дословно)

Безразличие

«Я тебя не люблю», «Мне пофиг, честно», «мне наплевать, честно говоря!!!»

Беспечность

«Пошли гулять)», «При встречи все обсудим)», «Без проблем»

Влюбленность

«Ты мне нужен», «Мм я тебя люблю❤❤»

Доверие

«Я знаю, ты меня защитишь», «А когда ты мне пришлешь [игрушки]?»

Дружелюбие

«Давай дружить?»

Любопытство

«А чем ты увлекаешься?», «А что предложить хотел?»

Недовольство

«Мне 14, а когда я буду готова, это не твое дело», «Ты не обнаглел?»

Нежелание

«Сейчас не хочу», «Не кидаю направо и налево»

Смущение

«Я стесняюсь», «Да, я толстенькая»

Сожаление

«Я не со зла(((», «Прости меня»

Сомнение

«Мы даже не знакомы почти», «А это еще зачем?»

С целью выявления взаимосвязей между категориями и латентных переменных, оказывающих влияние на их совместную изменчивость, был проведен факторный анализ (метод максимального правдоподобия с варимакс-вращением с нормализацией Кайзера); мера адекватности выборки Кайзера—Майера—Олкина (0,6) и критерий сферичности Бартлетта (0,000) показали, что данные пригодны для проведения подобного исследования. В результате анализа была определена двухфакторная модель коммуникации несовершеннолетних девочек в ситуации сексуального домогательства в Сети (табл. 2).
Таблица 2
Результаты факторного анализа эмоций девочек

Категория

Фактор 1 (информативность 29%)

Фактор 2 (информативность 16%)

Безразличие

0,307

0,446

Беспечность

0,565

–0,025

Влюбленность

0,732

–0,376

Доверие

0,968

–0,051

Дружелюбие

0,701

–0,016

Любопытство

0,562

0,056

Недовольство

0,115

0,673

Нежелание

0,412

0,784

Сожаление

0,620

–0,179

Смущение

0,371

–0,117

Сомнение

0,288

0,223

Примечание: полужирным начертанием выделены наибольшие по абсолютной величине факторные нагрузки.
На коммуникацию девочек-подростков в ситуации кибергруминга оказывают влияние два принципиально отличных друг от друга фактора.
Первый фактор, названный как «Увлеченность», показывает положительное отношение девочек к собеседникам: доминирующее чувство доверия обусловливает готовность продолжать взаимодействие, в том числе на сексуальные темы, а мотивация сохранения контакта вызвана потребностью в дружеских и романтических связях. Суть кибергруминга заключается в формировании дружеского и доверительного отношения ребенка к посягателю [6; 19], а значит, действие фактора «Увлеченность» демонстрирует реализованность замысла посягателя и уязвимость девочек.
Второй фактор, обозначенный как «Отстаивание границ», напротив, показывает отрицательное отношение девочек к контакту с кибергрумерами: в коммуникации преобладает нежелание взаимодействовать, обсуждать личные темы, выполнять сексуализированные или какие-либо иные опасные действия, а просьбы и призывы посягателей, как правило, вызывают у девочек недовольство. Характерно, что в системе воспитания несовершеннолетних традиционно присутствует стремление бороться с проявлениями у них негативизма и упрямства, формировать у детей послушание и вежливое обращение с другими людьми. Кроме того, проявление вербальной агрессии у несовершеннолетних нередко рассматривается как нарушение ими устоявшейся коммуникативной нормы [17]. Качественный анализ 111 переписок показал, что девочки часто демонстрируют корректность в отношении посягателей и терпимость к входящим сообщениям, что в итоге негативно сказывается на их устойчивости перед грумингом. Таким образом, отстаивание подростком своих личных границ, в том числе при помощи открытой агрессии, критических замечаний, нецензурной лексики, — полезный инструмент защиты ребенком своего Я в ситуации интернет-домогательства.
На заключительном этапе исследования выборка девочек была разделена на две группы по факту реализованности криминальной цели посягателей: 62 девочки не выполнили сексуализированных действий, к которым их побуждали взрослые интернет-пользователи, а другие 49 — осуществили их. Сравнение данных групп с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показало статистически значимые различия по фактору «Отстаивание границ», что позволяет подтвердить мысль о том, что действие данного фактора определяет устойчивость девочек-подростков в ситуации кибергруминга.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Выражение эмоций у девочек-подростков в ситуации кибергруминга — это индикатор их состояния, что может использоваться посягателями для усиления или ослабления оказываемого манипулятивного воздействия.
Так, демонстрация увлеченности общением, дружелюбия, влюбленности в собеседника и доверия к нему — это сигнал уязвимости несовершеннолетних, приводящий к внедрению в диалог сексуальных тем, побуждению к совершению сексуализированных действий или переводу общения на уровень личной встречи, чему трудно противостоять.
В то же время выражение эмоций может стать эффективным инструментом сопротивления кибергрумингу. В реальной жизни детей, как правило, обучают тому, что при столкновении с обидчиками необходимо громко звать на помощь и/или убегать, при этом вербальная схватка со злоумышленником без применения указанных способов все-таки представляет опасность. В интернет-коммуникации действуют правила, несколько отличные от норм непосредственного общения людей: игнорирование входящих сообщений, демонстрация их взрослым и блокировка собеседников эффективны; вместе с тем оказываются полезными вербальная агрессия, критическое отношение к собеседнику, прямое сообщение о недозволенности его коммуникативного поведения. В ситуациях, когда девочки проявляют недовольство коммуникацией, нежелание участвовать в происходящем, обсуждать сексуальные темы и совершать недозволенные действия, подобное отстаивание личных границ способно ослабить или полностью пресечь манипулятивное воздействие посягателя.
В эпоху бурного развития цифровых технологий и пребывания несовершеннолетних в смешанной реальности в системе их воспитания должно присутствовать информирование о том, что существуют опасные онлайн-ситуации и не всегда уместно проявлять вежливость и корректность к другим пользователям Сети.

Ограничения и перспективы исследования

Проведенное исследование ограничено анализом только интернет-коммуникаций девочек-подростков с кибергрумерами. Подобные переписки несомненно содержат в себе следы влияния разнообразных социальных и психологических факторов, их анализ позволяет определить особенности и динамику юридически значимой ситуации, оценить реакции и поведение ее участников. Вместе с тем наиболее полная картина психического состояния несовершеннолетнего потерпевшего и особенностей его развития может быть получена только путем очного психологического обследования ребенка (подростка), включающего деликатное обсуждение его интернет-переписки с посягателем и учет сведений о жизни, семье, межличностных отношениях и пр. Такие исследования были проведены Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцевой в 2022 и 2023 гг. [2; 10] и заслуживают продолжения ввиду их существенного значения для юридической психологии детства, коррекционно-реабилитационной работы и формирования судебно-экспертной практики.

Литература

  1. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101– doi:10.17759/pse.2020250309
  2. Борисенко Е.В., Дозорцева Е.Г. Мотивационно-смысловые характеристики участия в секстинге несовершеннолетних девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 3–15. doi:10.17759/psylaw.2023130301
  3. Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. C. 94– doi:10.17759/psylaw.2023130107
  4. Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 56–71. doi:10.17759/psylaw.2023130305
  5. Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 384 с.
  6. Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
  7. Ефремова Г.И., Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., Бочковская И.А., Булгакова Н.С. Виды эмоциональных переживаний, специфичные для возникновения психосоматического риска // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 6 (45). С. 256–
  8. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: Монография. М.: МГППУ, 2021. 104 с.
  9. Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 44–54. doi:10.17759/psylaw.2020100111
  10. Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 66–76. doi:10.17759/psylaw.2022120306
  11. Поздняков В.М., Калашникова Т.В., Овсянникова М.В., Калашникова М.М. Особенности проявления эмоциональной зрелости осужденными женского пола, отбывающими наказание в виде лишения свободы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 94–108. doi:10.17759/psylaw.2021110307
  12. Секераж Т.Н. Психологическое исследование информационных материалов по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемом с помощью информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Том 17. № 1. С. 96– doi:10.30764/1819-2785-2022-1-96-106
  13. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс]. М., 2012. 213 с. // URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
  14. Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 2000. № 7. С. 34–43.
  15. Шейнов В.П. Взаимосвязи виктимизации и эмоционального интеллекта: половозрастные особенности [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Том 16. № 3. С. 377– doi:10.22363/2313-1683-2019-16-3-377-392
  16. Шумилкина М.В. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект // Достижения вузов науки. 2015. № 14. С. 92–95.
  17. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. М.: Флинта, 2004. 221 с.
  18. Livingstone S., Haddon L., Gorzig A., Olafsson K. Risks and safety on the internet: the perspective of European children: full findings and policy implications from the EU Kids Online survey of 9—16 year olds and their parents in 25 countries. UK, London, EU Kids Online Network, 2011. 171 p.
  19. Sunde M.J. Child sexual grooming: An exploratory study into the grooming of sexually exploited boys. UK, University of Derby, Department of Criminology and Social Sciences College of Business, Law Social Sciences, 2018. 102 p.
  20. Weingraber S., Plath C., Naegele L., Stein M. Online victimization — an explorative study of sexual violence and cyber grooming in the context of social media use by young adults in Germany // Social Work and Society. 2020. Vol. 18(3).

Информация об авторах

Медведева Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), ведущий государственный судебный эксперт, Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ФБУ СЗРЦСЭ Минюста России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0921-588X, e-mail: 98765_89@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1