Введение
Одним из ведущих направлений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» выступает кадровое обеспечение работников уголовно-исполнительной системы (УИС). В рамках этого направления одной из задач является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных выдерживать чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в реальных условиях оперативно-служебной деятельности и повышение их профессиональной компетенции [Концепция развития уголовно-исполнительной].
В последние годы отмечается высокая текучесть кадров, во многом обусловленная неудовлетворенностью условиями прохождения службы и их низкой заинтересованностью в результатах своей деятельности [Долинин, 2015]. Высокий уровень профессионального стресса, связанный с условиями и содержанием труда, становится причиной нарушения процесса социально-психологической адаптации [1; 4], возникновения профессионального выгорания сотрудников [Поздняков, 2013], хронических негативных психических состояний [Овчарова, 2019], отчуждения от различных сфер жизнедеятельности [Бовин, 2015а].
Служебная деятельность сотрудников в учреждениях УИС имеет целый ряд особенностей, которые затрудняют процесс их профессиональной адаптации и приводят к снижению эффективности труда. К этим особенностям можно отнести закрытый и режимный характер учреждений, постоянный контакт с криминогенной средой и готовность действовать в экстремальных условиях, необходимость соблюдения субординации по отношению к руководству, сверхурочный график работы [Бовин, 2015; Ломакина, 2015; Соснина, 2010]. Стрессовые факторы профессиональной деятельности влияют на адаптацию специалистов, предъявляют повышенные требования к их адаптационным ресурсам и психологической подготовке [Котенева, 2019].
С одной стороны, трудности адаптации связаны с особенностями и содержанием профессиональной деятельности во время прохождения службы. С другой стороны, характер адаптации и дезадаптации во многом определяется личностными факторами, адаптивными способностями личности и ее потенциалом. Как показывают результаты исследований, специалисты профессий особого риска легче адаптируются к стрессовым условиям профессиональной деятельности благодаря психологической устойчивости, эмоциональной стабильности, коммуникативным способностям, умениям соблюдать моральные нормы, выработанные в коллективе [Казберов, 2014; Котенева, 2019; Кулакова, 2015]. Однако наличие только этих способностей явно недостаточно для того, чтобы остаться в профессии и в УИС. Целый ряд негативных феноменов, наблюдаемых у сотрудников УИС в процессе прохождения службы (выгорание, дезадаптивные психические состояния, профессиональные деструкции), указывает на глубинные изменения в ценностно-смысловой и мотивационной сферах, а именно: экзистенциальный вакуум, чувство опустошенности, отчуждение от себя, от содержания профессиональной деятельности, утрату смысла работы и снижение внутренней мотивации.
Профессиональное отчуждение как разновидность профессионально обусловленной личностной деструкции приводит к тому, что человек не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет нормы и ценности, необходимые для успешной адаптации и функционирования как профессионала. То есть, как считают Б.Г. Бовин и Е.М. Федорова, происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере, связанные с утратой смыслообразующих мотивов профессиональной деятельности [Бовин, 2015а]. Недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста, становятся одной из причин дезадаптации сотрудника [Соснина, 2010]. Очень часто формируется негативный профессиональный сценарий. По результатам опроса В.Е. Лапшина и Т.В. Галича, у большинства сотрудников УИС среди избегаемых рисков отмечаются нежелание попасть под сокращение, увольнение по причине возбуждения уголовного дела, возможность заражения туберкулезом [Лапшин, 2017]. Неудовлетворенность результатами своей работы, карьерного роста, снижение профессионального самоуважения, формирование негативной профессиональной идентичности становятся причиной «редукции личных достижений» у сотрудников на этапах прохождения службы в УИС от 3 до 5 лет и от 10 до 15 лет [Поздняков, 2013].
В психологии в большей степени исследованы негативные феномены, сопровождающие процесс адаптации (деструкции, психические состояния, отчуждение) и в меньшей степени позитивные факторы, которые препятствуют возникновению дезадаптивных проявлений. Можно предположить, что успешность адаптации сотрудников УИС определяется как адаптивными способностями к стрессовым условиям служебной деятельности, так и их заинтересованностью в результатах своего труда, внутренней мотивацией, восприятием себя как профессионала, позитивным отношением к работе.
Профессиональное самоотношение отражает степень удовлетворенности собой как профессионалом, своими собственными профессиональными навыками, знаниями, умениями, способностями, собственной ценностью как специалиста, своей профессиональной деятельностью в целом. По данным ряда исследователей, не только ядерная самооценочная диспозиция [Bono J.E, 2005; Judge, 2007], лежащая в основе принятия собственной личности, но и конкретные компоненты профессионального самоотношения (профессиональная самооценка, карьерная самоэффективность, компетентность) в значительной степени определяют успешность деятельности и повышают мотивацию к труду [Erez A.,Judge, 2001], снижают уровень профессионального стресса и выгорания [Best R.G, 2005], улучшают психосоциальную адаптацию [Boyar S.L, 2007], повышают удовлетворенность работой, семейными отношениями и жизнью в целом [Bernstein, 2000], а также помогают сохранить осмысленность жизни [Taubman, 2008].
Поэтому исследование профессионального самоотношения сотрудников УИС в процессе их адаптации к служебной деятельности является социально значимой проблемой. Профилактика негативных изменений в профессиональном самоотношении сотрудников, возникающая под влиянием стрессовых факторов служебной деятельности, является одним из условий успешности, как решения трудовых задач, так и адаптации.
Цель исследования — выявить особенности профессионального самоотношения у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации. Гипотеза состояла в том, что успешность адаптации повышают адаптивные способности сотрудника УИС и позитивное профессиональное отношение к себе и к работе.
Эмпирическое исследование
Методики исследования
Выборку исследования составили 50 сотрудников уголовно-исполнительной инспекции, в том числе инспекторы, старшие инспекторы, конвоиры филиалов ФКУ УИИ УФСИН России; из них — 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 24 лет до 51 года (средний возраст — 33 года) со стажем от 1 до 5 лет (средний стаж — 4 года). Для диагностики адаптации использовались следующие опросники: «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда [Фетискин, 2002], «Психофизиологическая дезадаптация» О.Н. Родиной [Практикум по психологии, 2000], Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Практикум по психологии, 2001]. Особенности профессионального отношения к себе и работе оценивались на основе методики «Профессиональное самоотношение» К.В. Карпинского и А.М. Колышко [Карпинский, 2010] и «Опросника поведения и переживания, связанного с работой» У. Шааршмидта и А. Фишера в адаптации Т.И. Рогинской [Рогинская, 2002].
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS24.0. посредством непараметрического критерия Краскела—Уоллиса и корреляционного анализа Ч. Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам применения опросника «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда были сформированы три группы сотрудников УИС с различным уровнем адаптации — высоким, средним и низким. В качестве критерия использовались показатели интегративной шкалы «Адаптация». В первую группу с низким уровнем адаптации вошло 22% сотрудников (5 женщин и 6 мужчин) со средним возрастом 37 лет и стажем работы 2,5 года. Вторая группа включила 54% (16 женщин и 11 мужчин) сотрудников со средним уровнем адаптации, средний возраст которых составил 31 год, а средний стаж работы — 3 года. В третьей группе оказалось 24% сотрудников (4 женщины и 8 мужчин) с высоким уровнем адаптации, со средним возрастом 31 год и средним стажем работы 2,5 года. Группы не различаются между собой по стажу работы. Однако возраст имеет значение для интерпретации результатов: чем старше сотрудник, тем сложнее ему адаптироваться к социальной и профессиональной среде уголовно-исполнительной инспекции. Результаты по социально-психологической адаптации и дезадаптации по каждой группе представлены в табл. 1.
Первая задача состояла в выявлении ведущих характеристик индивида, влияющих на успешность адаптации у сотрудников УИС. Применение непараметрического Н-критерия Краскела—Уоллиса показало, что наблюдаются значимые различия не только по общему уровню адаптации (Нэмп.=40,14; p≤0,05), но и по таким психологическим показателям, как: интернальность (Нэмп.=16,237; p≤0,05), адаптивные способности (Нэмп.=41,397; p≤0,05), нервно-психическая устойчивость (Нэмп.= 29,444; p≤0,05), коммуникативные способности (Нэмп.= 25,254; p≤0,05), моральная нормативность (Нэмп.= 10,635; p≤0,05).
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации, дезадаптации у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации
|
Показатели |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|||
|
Низкий уровень адаптации |
Средний уровень адаптации |
Высокий уровень адаптации |
||||
|
М |
S |
М |
S |
М |
S |
|
|
Опросник «Социально-психологическая адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда |
||||||
|
Адаптация |
32,8 |
4,25 |
50,6 |
5,4 |
66,1 |
3,21 |
|
Самопринятие |
45,62 |
8,3 |
44,47 |
10,24 |
45,77 |
14,59 |
|
Принятие других |
53,8 |
12,23 |
49,74 |
7,49 |
55,63 |
11,35 |
|
Эмоциональный комфорт |
49,89 |
10,39 |
48,31 |
10,13 |
52,29 |
7,2 |
|
Интернальность |
50,52 |
10,68 |
49,43 |
10,17 |
62,41 |
6,33 |
|
Стремление к доминированию |
48,52 |
10,43 |
48,95 |
9,95 |
44,16 |
12,75 |
|
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина |
||||||
|
Показатели |
М Сырые баллы |
М Стены |
М Сырые баллы |
М Стены |
М Сырые баллы |
М Стены |
|
Адаптивные способности |
65,18 |
1,5 |
44,44 |
3,4 |
21 |
6,9 |
|
Нервно-психическая устойчивость |
36,73 |
2,9 |
22,89 |
4,5 |
9,58 |
7,5 |
|
Коммуникативные способности |
17,54 |
3,5 |
11,56 |
5 |
4,75 |
7,5 |
|
Моральная нормативность |
10,09 |
4,2 |
9,81 |
4,3 |
5,75 |
6,2 |
|
Опросник «Профессиональная дезадаптация» О.Н. Родиной |
||||||
|
Показатели |
М |
S |
М |
S |
М |
S |
|
Ухудшение самочувствия |
33,27 |
7,54 |
23,59 |
6,19 |
16,33 |
5,88 |
|
Соматовегетативные нарушения |
15,45 |
4,34 |
13,41 |
6,09 |
6,83 |
6,22 |
|
Нарушение цикла «сон-бодорствование» |
10,45 |
4,27 |
8,85 |
3,27 |
6 |
2,98 |
|
Особенности социального взаимодействия |
11,18 |
4,02 |
7,52 |
3,82 |
4,17 |
2,41 |
|
Снижение мотивации к деятельности |
6,45 |
1,97 |
4,67 |
2,67 |
2,5 |
2,15 |
|
Общие показатели дезадаптации |
76,82 |
5,27 |
58,04 |
8,39 |
35,83 |
10,14 |
Примечание: М — среднее значение показателя, S — стандартное отклонение.
То есть чем выше уровень адаптации сотрудника к служебной деятельности, тем более выражены у него внутренний локус контроля; способности активно приспосабливаться к профессиональной среде, выдерживать стрессовые нагрузки; умение общаться и строить взаимоотношения на основе моральных норм, принятых в организации. Именно наличие этих качеств у сотрудников повышает их адаптацию.
Такие качества, как самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию, не влияют на степень успешности адаптации. Средние значения показателей по всем трем группам соответствуют среднему нормативному уровню, что позволяет утверждать, что работа в УИС невозможна без принятия себя как личности, позитивного восприятия коллег и наличия эмоциональной защищенности и безопасности. Эти качества являются абсолютными профессионально важными качествами, отсутствие или низкий уровень выраженности которых может привести к дезадаптивным нарушениям.
Ухудшение социально-психологической адаптации сотрудников сопровождается появлением целого ряда негативных изменений, затрагивающих сферу соматического и психологического здоровья. Выявлены значимые различия между тремя группами по шкалам «Ухудшение самочувствия» (Нэмп.=20,743; p≤0,05), «Соматовегетативные нарушения» (Нэмп.=12,960; p≤0,05), «Снижение мотивации к деятельности» (Нэмп.=11,925; p≤0,05) и «Общий показатель дезадаптации» (Нэмп.=35,842; p≤0,05), а также различия по шкале «Социальное взаимодействие» между первой и второй группами (Нэмп.=16,561; p≤0,05). То есть чем успешнее социально-психологическая и профессиональная адаптация, тем лучше самочувствие, меньше соматовегетативных нарушений, выше мотивация к труду, успешнее взаимодействие между коллегами. При этом у всех сотрудников независимо от уровня адаптации, отмечается тенденция к нарушению цикла «сон—бодрствование». Это в значительной степени обусловлено такими факторами, как: ненормированный рабочий день, регулярные проверки, суточные дежурства и наличие сроков на выполнение той или иной работы вне зависимости от ее объема.
Вторая задача состояла в определении особенностей профессионального самоотношения и отношения к работе у сотрудников в зависимости от успешности адаптации.
Результаты применения методик по оценке профессионального самоотношения и отношению к работе у сотрудников УИС представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели профессионального самоотношения и отношения к работе у сотрудников УИС с разным уровнем адаптации
|
Шкала |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
|||
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
||||
|
М |
S |
М |
S |
М |
S |
|
|
Опросник «Профессиональное самоотношение» К.В. Карпинского и А.М.Колышко |
||||||
|
Внутренняяконфликтность профессиональногосамоотношения |
33,82 |
5,74 |
32,7 |
7,15 |
38,33 |
7,9 |
|
Самоуважение |
21,73 |
4,1 |
28,26 |
5,87 |
39,67 |
1,15 |
|
Самоуверенность |
10,82 |
3,06 |
14,7 |
3,93 |
19,5 |
1,73 |
|
Самопривязанность |
10,91 |
1,76 |
13,56 |
3,79 |
20,17 |
2,17 |
|
Самообвинение |
15,91 |
5,17 |
15,07 |
4,51 |
16,92 |
4,76 |
|
Самоэффективность |
23,09 |
6,55 |
29,89 |
5,17 |
38,75 |
3,44 |
|
Саморуководство |
13,09 |
4,57 |
17,29 |
3,28 |
19 |
3,46 |
|
Самооценка личностного роста в профессии |
10 |
5,64 |
12,59 |
5,14 |
19,75 |
0,62 |
|
Самоуничижение |
49,73 |
9,12 |
47,48 |
8,19 |
55,25 |
6,66 |
|
Общий показатель позитивности профессионального самоотношения |
94,55 |
4,52 |
105,93 |
4,82 |
133,67 |
5,21 |
|
Опросник «AVEM» У. Шааршмидта и А. Фишера |
||||||
|
Субъективное значение деятельности |
17,18 |
4,58 |
19,96 |
4,72 |
25,17 |
3,19 |
|
Профессиональные притязания |
17,45 |
5,11 |
21,89 |
3,95 |
23,75 |
4,18 |
|
Готовность к энергетическим затратам |
21,36 |
2,94 |
20,93 |
4,03 |
24,33 |
3,77 |
|
Стремление к совершенству |
23,45 |
4,55 |
23,96 |
3,63 |
25,33 |
4,09 |
|
Дистанция по отношению к работе |
17,27 |
3,41 |
19 |
3,16 |
19,58 |
3,37 |
|
Тенденция к отказу в случае неудачи |
26,36 |
2,42 |
17 |
3,78 |
11,67 |
4,14 |
|
Активная стратегия решения проблем |
15,91 |
5,56 |
21,85 |
3,91 |
22,75 |
5,05 |
|
Внутреннее спокойствие и равновесие |
16,09 |
4,93 |
19,89 |
2,64 |
19,67 |
2,15 |
|
Чувство успешности в профессиональной деятельности |
17,45 |
3,98 |
19,11 |
3,2 |
18,42 |
2,81 |
|
Удовлетворенность жизнью |
15,27 |
1,56 |
17,37 |
4,25 |
20,75 |
3,69 |
|
Чувство социальной поддержки |
17,27 |
2,33 |
19,07 |
3,09 |
20,92 |
3,96 |
Значимые различия по Н-критерию Краскела—Уоллиса между тремя группами выявлены по шкалам методики «Профессиональное самоотношение»: «Общий показатель позитивности» (Нэмп.= 39,118; p≤0,05), «Самоэффективность» (Нэмп.= 25,681; p≤0,05) и «Самоуважение» (Нэмп.= 32,043; p≤0,05); различия по шкалам «Самоуверенность» (Нэмп.= 23,725; p≤0,05), «Самопривязанность» (Нэмп.= 26,411; p≤0,05) и «Самооценка личностного роста в профессии» (Нэмп.= 17,525; p≤0,05) значимы между первой и третьей группой; различия по шкале «Саморуководство» (Нэмп.= 11,863; p≤0,05) — между второй и третьей. При низком уровне адаптации сотрудники недостаточно уверены в своих силах, в профессиональной компетентности, не заинтересованы в профессиональном развитии, у них часто возникают мысли о смене деятельности, поскольку они часто не идентифицируют себя как сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудники со средним уровнем адаптации проявляют хорошие профессиональные навыки и способны адекватно оценить свою компетентность, вклад в решение трудовых задач. Высокий уровень адаптации сочетается с высокими показателями уверенности в себе как профессионале, заинтересованности в карьерном росте, собственном развитии. Именно у представителей этой группы в максимальной степени сформирована профессиональная идентичность и осознание себя как сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.
Если положительная оценка себя как профессионала отличается в группах с разным уровнем адаптации, то по показателям негативной оценки (внутренняя конфликтность самоотношения, самообвинение и самоуничижение) различия отсутствуют, а показатели соответствуют среднему нормативному уровню. У всех сотрудников в одинаковой мере наблюдаются проявления дестабилизации субъективной профессиональной оценки, эмоциональное переживание неудач, принижение собственных успехов. Сложный характер и стрессовые условия деятельности в уголовно-исполнительной инспекции в значительной степени предопределяют вектор формирования негативной профессиональной самооценки у всех сотрудников.
Сравнение показателей «Опросника поведения и переживания, связанного с работой» «AVEM» У. Шааршмидта и А. Фишера между группами по Н-критерию Краскела—Уоллиса выявило значимые различия по «субъективному значению деятельности» (Нэмп.=15,039; p≤0,05), «тенденции к отказу от деятельности в случае неудачи» (Нэмп.= 31,255; p≤0,05) и «удовлетворенности жизнью» (Нэмп.= 10,572; p≤0,05). То есть для сотрудников с низким уровнем адаптации профессиональная деятельность является хотя и важной, но лишь одной из сфер жизнедеятельности, в которых они себя реализуют. При возникновении проблемных ситуаций и трудностей они склонны примириться с неудачами, общая удовлетворенность жизнью невысока. У сотрудников со средним уровнем адаптации работа также не является доминирующей в системе их ценностей. Однако они в большей степени готовы принять ответственность за неудачи и их преодолеть. При высоком уровне адаптации профессиональная деятельность занимает центральное место в их жизни. Сотрудники полностью включены в решение поставленных задач, несут ответственность за неудачи, проявляют заинтересованность в преодолении трудных ситуаций и отличаются высоким уровнем удовлетворенности жизнью, которая во многом определяется их успехами в профессиональной деятельности. По всем другим показателям отношения к работе не обнаружены значимые различия, они попадают в диапазон среднего нормативного уровня. К ним относятся такие показатели, как: профессиональные притязания, готовность к энергетическим затратам, стремление к совершенству, дистанция по отношению к работе, активные стратегии совладания, способность сохранять спокойствие, чувство успешности в профессиональной деятельности, удовлетворенность жизнью и чувство социальной поддержки. По сути, совокупность этих качеств обеспечивает выполнение профессиональных обязанностей и является необходимым условием для работы в уголовно-исполнительной инспекции.
Для выявления характера связей между показателями «адаптация» («дезадаптация») и показателями профессионального самоотношения, отношения к работе был применен корреляционный анализ Ч. Спирмена. Были получены значимые положительные корреляции между показателями «адаптация» и показателями профессионального самоотношения: «самоуважением в профессии» (r=0,754; p<0,01), «самоэффективностью в профессии» (r=0,641; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=0,851; p<0,01), а также показателями отношения к работе: «субъективным значением деятельности» (r=0,423; p<0,01) и «удовлетворенностью жизни» (r=0,500; p< 0,01). При этом адаптация и «тенденция к отказу от работы в случае неудачи» имеют значимую отрицательную связь (r=-0,73; p< 0,01). То есть по мере повышения адаптации у сотрудника повышается значимость и положительная оценка содержания выполняемой деятельности, возрастает чувство самоуважения себя как профессионала. Успехи в деятельности отражаются на общей удовлетворенности жизнью, а неудачи мотивируют сотрудников к поиску новых вариантов решения трудовых задач. Работа становится значимой частью их жизни или, нередко, основной целью жизни и одновременно фактором профессиональной успешности.
Подобная тенденция связана с тем, что положительная оценка себя, своей работы и своего положения позволяют преодолевать трудности, обусловленные взаимодействием с коллегами, начальством и осужденными. Другие корреляции подтверждают выявленные закономерности. Так, установлены отрицательные значимые связи между дезадаптацией и «самоуважением в профессии» (r=-0,648; p<0,01), «самоэффективностью в профессии» (r=-0,527; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=-0,766; p<0,01), а также «удовлетворенностью жизнью» (r=-0,545; p<0,01). При этом отмечается значимая положительная связь между дезадаптацией и «тенденцией к отказу от работы в случае неудачи» (r=0,801; p<0,01). Дезадаптация сопровождается снижением самоуважения и самоэффективности в профессии, удовлетворенности жизнью. Неудачи демотивируют специалистов. Соматовегетативные нарушения тесно связаны со снижением самоуважения (r=-0,439; p<0,01), позитивного отношения к профессии (r=-0,349; p<0,05), субъективным значением деятельности (r=-0,336; p<0,05), удовлетворенностью жизнью (r=-0,399; p<0,05), а также возрастанием тенденции к отказу от деятельности в случае неудачи (r=481; p<0,05).
Ухудшающееся самочувствие в случае заболевания или вследствие переутомления накладывает определенные ограничения, как на умственные, так и физиологические процессы, снижает общую производительность, сказывается на представлении сотрудником о себе как профессионале. Эта тенденция наблюдается и при анализе корреляций показателя нарушения цикла «сон—бодрствование» и «самоуважением в профессии» (r=-0,344; p<0,05), «самоэффективностью в профессии» (r=-0,399; p<0,01), «общим показателем позитивности в профессии» (r=-0,325; p<0,05).
Выводы
1. Процесс адаптации сотрудников уголовно-исполнительной инспекции к служебной деятельности обусловлен как спецификой и содержанием труда, так и их личностными качествами. Принятие себя и других, чувство внутреннего комфорта и безопасности, стремление к доминированию являются основополагающими для работы в УИС. Успешность же адаптации специалистов повышают их интернальность, адаптивные способности, нервно-психическую устойчивость, коммуникативные способности, моральную нормативность.
2. Трудности в социально-психологической адаптации сотрудников сопровождаются возрастанием дезадаптивных проявлений, возникновением соматовегетативных нарушений, ухудшением самочувствия и социального взаимодействия, снижением мотивации к деятельности.
3. Профессиональная адаптация тесным образом связана с профессиональным самосознанием и самоотношением человека. Чем выше позитивное восприятие себя как профессионала, самоуважение и самоэффективность в профессии, субъективное значение деятельности, удовлетворенность жизнью, тем успешнее адаптация и меньше дезадаптивных нарушений. Для сотрудников из всех групп характерно ярко выраженное стремление к совершенству в профессиональной деятельности, желание выполнить все поставленные рабочие задачи наилучшим образом.
4. Психологическая подготовка сотрудников к деятельности в уголовно-исполнительной инспекции должна быть направлена как на развитие базовых качеств человека, связанных с удовлетворением базовых потребностей личности в самопринятии и безопасности, раскрытие адаптационного потенциала, так и на формирование позитивного профессионального самосознания, профессиональной идентичности и повышение ценности работы.