Благополучие особо уязвимых категорий детей: по итогам научно-практической конференции

18

Аннотация

Статья подготовлена по результатам проведения международной научно-практической конференции «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей», состоявшейся в ноябре 2023 г. Выступления специалистов из различных регионов страны в рамках сессии «Благополучие особо уязвимых категорий детей» были посвящены вопросам изучения факторов, влияющих на благополучие особо уязвимых групп детей, проведения мониторингов, выявления мишеней помощи, а также реализации программ поддержки. Отмечена важность информационно-просветительской работы для формирования положительного отношения общества к приемным детям и семьям, детям с пожизненными медицинскими диагнозами. Результаты исследований показали, насколько важно привлекать детей к оценке их собственного благополучия. Такой подход не только усиливает их голос, но и способствует более качественному и индивидуализированному сопровождению семей, воспитывающих детей данной категории. В отношении детей особо уязвимых категорий делаются выводы о дополнительном значении факторов среды (микро-, макро-, мезоуровни) для формирования ощущения благополучия, а также о влиянии на благополучие специфических факторов, связанных с прежней жизнью ребенка, особенностями социально-психологического развития, медицинского диагноза и многими другими. В свою очередь это приводит к тому, что показателем благополучия может быть не только развитие, но стабилизация и сохранение.

Общая информация

Ключевые слова: семья, уязвимые категории детей, адаптация, социальное сиротство

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2023040401

Финансирование. Статья подготовлена на основе материалов, представленных на конференции, проведенной в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическое обеспечение оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства с позиции благополучия детей».

Получена: 14.12.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Омельченко А.С., Колесникова У.В. Благополучие особо уязвимых категорий детей: по итогам научно-практической конференции [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 4. С. 7–30. DOI: 10.17759/ssc.2023040401

Полный текст

Введение

В ноябре 2023 года в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2023 № 073-00038-23-01 «Научно-методическое обеспечение оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства с позиции благополучия детей» была проведена международная научно-практическая конференция по теме: «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей» [14], на которой были представлены результаты последних научных исследований в области детского благополучия. Эксперты поделились своими наработками и опытом работы с детьми, выдвинули новые идеи и рекомендации по улучшению ситуации в этой области.

В работе конференции приняли участие более 3500 участников из всех субъектов Российской Федерации, включая ДНР и ЛНР, страны СНГ, где внедрен индекс благополучия в государственную политику, а также эксперты из стран Алжира, Чили и др. С докладами выступили представители законодательной и исполнительной власти, специалисты в области изучения и защиты детства, исследователи, преподаватели, специалисты государственных и негосударственных организаций.

Одной из ключевых стала сессия «Благополучие особо уязвимых категорий детей», на которой были представлены 15 региональных практик изучения благополучия особо уязвимых категорий детей: с ментальными нарушениями, с синдромом Дауна, ВИЧ, гепатитом и сахарным диабетом, вынужденных пожизненно принимать лекарства и др. В этой части конференции свои практики представили пятнадцать государственных и негосударственных организаций. В их выступлениях показан практический опыт внедрения индекса детского благополучия особо уязвимых категорий детей, включая оценку субъективного благополучия детей, психофизиологического состояния, критерии оценки качества жизни в проектах поддержки подростков, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в КДНиЗП, а также с ментальными особенностями и тяжелыми множественными нарушениями развития, способы определения психологического благополучия подростков при сопровождении семей, находящихся в социально опасном положении, и другие. Основной вопрос, который стоял перед участниками секции, — определить факторы, влияющие на благополучие особо уязвимых групп детей.

Участники конференции обсудили практические аспекты применения научных исследований в работе с детьми, поделились опытом и наработками, направленными на улучшение положения детей данных категорий в обществе.

Ю.Ю. Кузнецова (Благотворительная автономная некоммерческая организация «Хоспис Дом Фрупполо», г. Калининград) рассказала о значении поддержки родителям, где есть дети и молодые взрослые, нуждающиеся в паллиативной медицинской помощи. Исследования показывают, что уставший, эмоционально выгоревший родитель чаще пропускает сигналы ребенка; у него снижается уровень сострадания, что в итоге может привести к неадекватной оценке состояния ребенка. Инструментом отслеживания ситуации может быть мониторинг психологического состояния взрослых по шкалам (эмоциональное выгорание, депрессия, тревога, стресс), а помощью — предоставление социальной передышки семьям.

М.С. Брянская, П.С. Гальцова, В.С. Ефремова (Благотворительный фонд помощи детям с социально значимыми заболеваниями «Дети плюс», г. Москва) привели результаты проекта, в рамках которого исследовались условия успешной социализации подростков, рожденных с ВИЧ, посредством развития системы наставничества. Значимость наставника определяется потребностью таких детей поговорить о заболевании, съездить к врачу, вспомнить о приеме лекарств, узнать разнообразные формы общения со сверстниками, общаться с внешней средой. Все это может снижать риск передачи инфекции другим людям.

Ю.А. Жулина из Центра социальной реабилитации «Турмалин» в городе Москве, где подростки и молодые люди с тяжелыми множественными нарушениями развития могут принимать участие в социокультурных мероприятиях, посильно участвовать в работе художественно-ремесленных мастерских, предложила показатели благополучия, которые учитываются при составлении индивидуальной программы развития ребенка, а в дальнейшем производится их оценка:

  • пространственно-временная ориентация,
  • социально-бытовые навыки,
  • коммуникативные навыки,
  • ремесленные навыки,
  • эмоционально-волевая сфера.

В данной статье приведены результаты трех исследований и анализ возможности разработки на их основе программ помощи детям и их семьям:

Субъективное детское благополучие как фокус внимания для работы системы профилактики (В.В. Ширшикова, тренер-супервизор Благотворительного фонда «Солнечный город», г. Новосибирск, Россия);

Способы определения психологического благополучия подростков при сопровождении семей, находящихся в социально опасном положении (И.Б. Шелпакова, руководитель Центра по профилактике социального сиротства ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Котовск, Тамбовская область, Россия);

Мониторинг детского благополучия в практике сопровождения замещающих семей (А.А. Щербакова, координатор проекта «Сопровождение замещающих семей», психолог БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», г. Москва; А.В. Попова, методист БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», специалист научно-исследовательской лаборатории института дополнительного образования работников социальной сферы г. Москвы, г. Москва, Россия).

Субъективное детское благополучие как фокус внимания для работы системы профилактики

В.В. Ширшикова презентовала разработанный на базе Благотворительного фонда «Солнечный город» инструмент оценки субъективного детского благополучия. На конференции был представлен опыт его внедрения в работу специалистов с целью оценки влияния социальной инфраструктуры на благополучие детей в Новосибирской области и повышения эффективности работы системы профилактики. Докладчик отметила, что источником сведений о благополучии являются непосредственно сами дети. Анализ полученных результатов используется для принятия управленческих решений.

Введение

Современная социальная политика нацелена на повышение качества жизни детей. Забота о подрастающих поколениях определяет будущие возможности страны, индикаторы, отражающие благополучие детей, становятся в каком-то смысле показателями эффективности деятельности в социальной и экономической сферах.

Оценка детьми собственного благополучия по различным аспектам [4; 5; 8; 30] создает целостную картину восприятия ими своих жизненных реалий. Сопоставление же данных субъективного благополучия с данными социальной политики в области профилактики детского и семейного неблагополучия позволяет вовремя реагировать на новые тенденции, предпринимать шаги по минимизации социальных рисков, разрабатывать мероприятия, направленные на повышение качества жизни детей с учетом их мнения.

Благотворительный фонд «Солнечный город» (далее — Фонд) в рамках комплексного подхода осуществляет работу по трем основным направлениям деятельности:

  1. Сохранение семей (помощь семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций; профилактика рисков отказа от воспитания детей и их помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
  2. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей (поддержка в жизнеустройстве и подбор наставников).
  3. Обучение специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства.

Ярким примером синергии между государственными (Министерством труда и социального развития Новосибирской области) и некоммерческими структурами в обеспечении благополучия детей является проект «Защитники детства», в рамках которого началась работа по разработке и интеграции в систему профилактики детского и семейного неблагополучия инструмента оценки субъективного детского благополучия.

Такой подход открывает новые горизонты для понимания реальных потребностей и желаний детей, позволяя «услышать их голос», способствует созданию более эффективных программ и возвращает детям надежду на счастливое и безопасное будущее.

Инструментарий, методы и методики

Методика «Оценка субъективного детского благополучия» разрабатывалась с опорой на:

  • используемые в практике региона социальные показатели;
  • различные композитные индексы детского благополучия и общепризнанные домены с позиции совокупности критериев контекстуального и индивидуального благополучия ребенка [31].

Такой выбор обусловлен тем, что многие исследователи склонны считать, что социальные показатели и субъективное благополучие лучше всего отражают качество жизни детей [31].

Важным аспектом работы стало приведение к единообразию показателей субъективного и параметров объективного благополучия. Таких доменов получилось 8 (табл. 1).

При этом объективные параметры — это количественно измеряемые в социальной сфере условия жизни ребенка, а сама методика позволяет измерить субъективное благополучие детей.

Разработка методики и ее бланка (опросник) велась с учетом возрастных особенностей респондентов и «чувствительности» шкалы [4; 28; 31]. Она состоит из 15 пунктов, к которым даны по 2 противоположных утверждения, отражающих наилучшую и наихудшую возможную жизнь в представлении детей. Для визуализации измерения субъективного восприятия удовлетворенности разными сферами жизни использовалась «Лестница Кантрила» [5; 9; 28]. Построенные таким образом вопросы делают все шкалы позитивными. В бланк методики также был включен социо-демографический блок (пол, возраст, место жительства (город/деревня), структура семьи, количество детей в семье, социальное положение семьи).

Таблица 1. Оценка субъективного детского благополучия: домены и параметры

№ п/п

Домены

Показатели и параметры

1

Здоровье

Ощущение здоровья;

Физическая активность

2

Безопасность

Безопасность места проживания;

Безопасность в образовательной организации

3

Семейная среда

Отношения в семье (конфликты);

Отношения в семье (самостоятельность)

4

Материальное благополучие

Доход;

Материальная обеспеченность

5

Образовательное благополучие

Отношения в образовательной организации

6

Доверие взрослым

Контакт со взрослыми

7

Общение со сверстниками

Отношения со сверстниками (друзья);

Отношения со сверстниками (конфликты); Организованный досуг

8

Поведение и риски

Антисоциальное (противоправное) поведение; Асоциальное поведение (вредные привычки, употребление ПАВ)

Предполагалось, что родители или другие значимые взрослые могут оказывать поддержку при ее заполнении, но не допускалось заполнение бланка вместо ребенка.

Данная методика была верифицирована: прошла необходимые процедуры оценки психометрических характеристик, в том числе дискриминативной способности утверждений и индекса сложности утверждений; внутренней согласованности; ретестовой надежности и критериальной валидности по социо-демографическим критериям.

Апробация проходила в 4 этапа, в которых суммарно принял участие 681 респондент различного возраста, пола, места проживания, формы семейного устройства, социального положения (семьи в трудной жизненной ситуации, малообеспеченные, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие).

Практическое применение результатов оценки субъективного детского благополучия

Результаты исследования были представлены управленческим командам системы профилактики в виде визуализированного пакета материалов с акцентом на фокусы внимания для системы профилактики.

В пакет включены:

  • общее значение интегрального показателя по району;
  • значимые различия показателей в параметрах у детей из разных групп;
  • динамика значений по сравнению с прошлым исследованием (если таковое было);
  • выводы по территориальному образованию, принимавшему участие в исследовании субъективного благополучия.

Пример пакета показателей, отражающий значимые различия (значение интегрального показателя) в разрезе места жительства, представлен в табл. 2.

Таблица 2. Зависимость субъективного детского благополучия от места жительства

Домены

Показатели и параметры

Город

Сельские поселения

Интегральное значение

Здоровье

Ощущение здоровья

7,94

7,26

0,676

Безопасность

Безопасность в образовательной организации

8,35

7,75

0,601

Материальное благополучие

Доход

7,43

6,80

0,628

Материальная обеспеченность

8,53

7,76

0,777

Образовательное благополучие

Отношения в образовательной организации

8,05

7,33

0,723

Общение со сверстниками

Организованный досуг

8,36

6,43

1,936

Данные показывают, что уровень удовлетворенности своей жизнью у детей, проживающих в сельской местности, ниже по ряду показателей. Дети испытывают трудности в вопросах качественной организации досуга и общения со сверстниками и не всегда имеют возможность получить желаемые вещи (материальная обеспеченность).

Стоит отметить, что для большинства территориальных образований Новосибирской области характерны следующие тенденции:

  1. Дети в семьях, где три и более сиблингов, чувствуют себя менее благополучными по сравнению с семьями с одним или двумя детьми.
  2. Дети более удовлетворены реалиями своей жизни в полных семьях, чем в неполных.

Удовлетворенность детей по разным доменам субъективного благополучия в динамике показана в табл. 3.

Таблица 3. Удовлетворенность субъективного детского благополучия в динамике

№ п/п

Домены

Показатели и параметры

Интегральное значение

1

Здоровье

Ощущение здоровья

0,426

Физическая активность

0,784

2

Безопасность

Безопасность места проживания

0,749

Безопасность в образовательной организации

0,455

3

Семейная среда

Отношения в семье (конфликты)

0,409

Отношения в семье (самостоятельность)

0,161

4

Материальное благополучие

Доход

0,457

Материальная обеспеченность

0,844

5

Образовательное благополучие

Отношения в образовательной организации

0,279

6

Доверие взрослым

Контакт со взрослыми

0,517

7

Общение со сверстниками

Отношения со сверстниками (друзья)

0,951

Отношения со сверстниками (конфликты)

0,929

Организованный досуг

0,239

8

Поведение и риски

Антисоциальное (противоправное) поведение

0,274

Асоциальное поведение (вредные привычки, употребление ПАВ)

0,667

Анализ динамики показателей субъективного благополучия позволяет выявить зоны риска и сформулировать следующие выводы:

  • детям стали ограничивать покупку желаемых ими вещей, что они почувствовали;
  • дети стали меньше проявлять физическую активность;
  • дети чувствуют меньшую безопасность в своем населенном пункте;
  • наблюдается ухудшение отношений со сверстниками: стало меньше друзей и увеличилось количество конфликтов;
  • дети или стали чаще пить/курить/употреблять ПАВ, или чаще признавать эти факты.

Управленческая команда системы профилактики территориального образования анализирует данные, изучает возможные причины и разрабатывает комплекс мер и мероприятий по улучшению положения детей в рамках своей зоны влияния.

Такими мерами в различных районах стали:

  • включение в план мероприятий, реализуемых на базе образовательных учреждений, встреч с детьми и родителями, посвященных выявленным проблемам;
  • запуск «открытых пространств» для подростков в сельских поселениях;
  • цикл мероприятий с подростками, посвященных умению управлять конфликтной ситуацией и выстраивать конструктивную коммуникацию.

Примером интеграции данных исследования по субъективному благополучию уязвимых категорий детей в работу специалистов с целью оценки влияния социальной инфраструктуры и повышения эффективности работы системы профилактики является реализация комплекса мероприятий по организации различных форм досуговой деятельности (табл. 4).

Таблица 4. Удовлетворенность субъективным благополучием детей из замещающих семей

№ п/п

Домены

Показатели и параметры

Интегральное значение

1

Здоровье

Ощущение здоровья

7,14

Физическая активность

7,00

2

Безопасность

Безопасность места проживания

7,14

Безопасность в образовательной организации

6,86

3

Семейная среда

Отношения в семье (конфликты)

7,29

Отношения в семье (самостоятельность)

8,71

4

Материальное благополучие

Доход

6,43

Материальная обеспеченность

6,57

5

Образовательное благополучие

Отношения в образовательной организации

6,14

6

Доверие взрослым

Контакт со взрослыми

6,71

7

Общение со сверстниками

Отношения со сверстниками (друзья)

7,00

Отношения со сверстниками (конфликты)

8,00

Организованный досуг

5,86

8

Поведение и риски

Антисоциальное (противоправное) поведение

7,86

Асоциальное поведение (вредные привычки, употребление ПАВ)

7,14

Управленческая команда, изучив данные и сопоставив их с имеющейся инфраструктурой в сфере досуга, разработала цикл мероприятий в коллаборации с образовательными организациями и сообществом замещающих родителей, направленных на:

  • создание безопасных «открытых пространств»;
  • организацию детско-родительских мероприятий, способствующих сплочению семьи;
  • повышение информированности общества и создание благоприятной среды для адаптации приемных детей.

Обсуждение

Разработанная методика «Оценка субъективного детского благополучия» представляет собой значимый вклад в исследование качества жизни детей. Опираясь на общепризнанные домены благополучия, она создает целостную картину восприятия детьми своих жизненных реалий. Учет возрастных особенностей позволяет детям и подросткам эффективно участвовать в оценивании своих эмоций и ощущений, что открывает новые горизонты в их эмоциональном и социальном развитии.

Методика, основанная на контексте и индивидуальных переживаниях ребенка, демонстрирует высокие психометрические характеристики, подтвержденные в ходе апробации. Критерии валидности позволяют обеспечить надежность получаемых данных, которые могут служить основой для дальнейших инициатив в области улучшения детского благополучия.

Внедрение данной методики в практику сможет существенно повысить уровень понимания и поддержки детских потребностей, укрепив связи между различными институтами, работающими с детьми, и став важным средством для выявления и решения проблем, с которыми сталкиваются самые уязвимые группы детей в нашем обществе.

Результаты, полученные в рамках этого исследования, становятся основой для разработки конкретных мер по их решению. Управленческие команды системы профилактики используют данные исследования как важный ориентир для выработки стратегий, направленных на улучшение условий жизни детей.

Заключение

Проведенный анализ показал необходимость более целенаправленной работы с различными группами детей, включая особо уязвимые категории. Разработка и внедрение открытых пространств для подростков в сельских поселениях, а также изменение форматов взаимодействия с родителями и детьми подчеркивают стремление общества к созданию поддерживающей и развивающей среды.

Таким образом, исследование субъективных оценок детского благополучия — это возможность анализа существующих на территории региона социальных проблем в жизни детей, а также основа выработки решения по их преодолению на уровне исполнительной власти. Для различных специалистов они являются мишенями поддержки и помощи как отдельному ребенку, так и определенной категории детей. Данное исследование показывает, что система профилактики семейного и детского неблагополучия может опираться на результаты подобных исследований для повышения эффективности социальной политики на любом уровне.

Способы определения психологического благополучия подростков при сопровождении семей, находящихся в социально опасном положении

В своем выступлении И.Б. Шелпакова поделилась практическим опытом Центра по профилактике социального сиротства ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и оценками показателей детского благополучия, сформулированных в рамках реализации проекта «От поддержки к партнерству».

Целевой группой данного проекта стал 21 подросток, находящийся в социально опасном положении и состоящий на учете в КДН и ЗП, в том числе с интеллектуальными нарушениями, в возрасте от 10 до 15 лет и их семьи (20 семей).

Котовская школа-интернат кроме организации образовательного процесса для детей с нарушениями развития представляет собой мультифункциональный центр для семей разных категорий, в том числе и уязвимых групп. В структуре школы-интерната имеются два подразделения: Региональный ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования и Центр по профилактике социального сиротства. Ресурсный центр охватывает своей деятельностью всю Тамбовскую область и занимается сопровождением детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзивного образования, и оказанием методической помощи специалистам массовых школ и ДОУ в организации обучения детей с особенностями развития.

Центр по профилактике социального сиротства работает во взаимодействии с КДН и ЗП и органами опеки и попечительства города по следующим направлениям:

  • подготовка и сопровождение замещающих семей;
  • сопровождение кризисных кровных семей с детьми по технологии работы со случаем [20];
  • профилактика отказов от детей;
  • просветительская работа по формированию ответственного родительства.

При финансовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» в 2022-2023 годах Центром по профилактике социального сиротства был реализован проект «От поддержки к партнерству», в рамках которого проводилась работа с подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, и их семьями с целью преодоления проблем дезадаптации. Основной акцент был сделан на активном включении родителей в реабилитационный процесс. Сопровождение семей осуществлялось по технологии работы со случаем [24; 25; 29], реализация которого регламентирована постановлением администрации области от 27 февраля 2012 года № 203 [20]. В рамках проекта проводились мотивационные встречи с родителями, занятия по их просвещению в вопросах воспитания, тренинги выстраивания доверительных отношений с ребенком, управления конфликтной ситуацией [12; 21]. Были организованы совместные групповые и индивидуальные занятия с подростками и родителями по формированию детско-родительских отношений.

Необходимо отметить, что целенаправленная работа с подростками, находящимися в конфликте с законом и имеющими опыт совершения правонарушений, для учреждения является инновационной.

В связи с этим было важно понимать, насколько проводимые мероприятия способствуют улучшению благополучия детей целевой группы. Для этого была определена проблематика целевой группы, сформулированы показатели благополучия подростков, подобран диагностический инструментарий и разработана система измерения уровня благополучия.

Проблематика целевой группы: эмоционально-поведенческие нарушения, опыт совершения правонарушений, пропуски школьных занятий, другие дезадаптивные проявления [19; 26]. У подростков отмечались нарушенные детско-родительские отношения и проблемы в коммуникации с социумом.

Показатели и ожидаемые результаты

Так как девиантное поведение было основной проблемой и запросом со стороны родителей, специалистов и непосредственно детей, то были обозначены ожидаемые результаты и показатели, отражающие количественные и качественные изменения у подростков, влияющие на уровень их благополучия (см. табл. 5).

Таблица 5. Ожидаемые показатели и результаты, отражающие количественные и качественные изменения у подростков, влияющие на уровень их благополучия

№ п/п

Показатель

Ожидаемый результат

1

Количество (доля) детей в уязвимой ситуации, у которых наблюдается повышение уровня социальной адаптации

повышение уровня социальной адаптации, включая:

·      снижение уровня эмоционально-поведенческих нарушений, в том числе тревожности и агрессии;

·      снижение количества правонарушений;

·      повышение уровня адаптации к учебной деятельности;

·      эффективность взаимодействия с социальным окружением

2

Количество (доля) сопровождаемых семей, в которых улучшились детско-родительские отношения

улучшение детско-родительских отношений, включая:

·      снижение уровня конфликтности в детско-родительских отношениях;

·      повышение доверия к значимым взрослым;

·      построение диалога и достижение взаимопонимания в семье;

·      сплоченность в семье, выраженная в готовности обсуждать эмоции, свободно выражать свои мысли и идеи, поддерживать в трудных жизненных ситуациях;

ключевой параметр:

·      взаимная удовлетворенность взаимоотношениями детей и родителей

Методы и методики

Для каждого показателя был сформирован пакет диагностического инструментария, который предполагал вариативность использования, в том числе для детей с интеллектуальными нарушениями.

Для измерения показателя «Количество (доля) детей в уязвимой ситуации, у которых наблюдается повышение уровня социальной адаптации» использовались:

  • тест «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев);
  • диагностика состояния агрессии, выявление враждебности (опросник Басса — Дарки) (А. Басс, Э. Дарки);
  • диагностика самооценки Дембо — Рубинштейн;
  • методика вовлечения детей и подростков в оценку ситуации и планирование работы «Три домика» (Н. Уэлд, С. Паркер (Nicki Weld, Sonja Parker)) [17], которая применялась в индивидуальной работе с детьми как для сбора информации, так и для того, чтобы дать ребенку возможность высказаться по поводу своей ситуации (услышать «голос ребенка»);
  • проективные методики для изучения эмоционально-когнитивной сферы и самооценки подростка: «Дом — дерево — человек» (Дж. Бук), «Лесенка» (В.Г. Щур, модиф. А.М. Прихожан);
  • диагностические беседы с родителями и детьми;
  • методика анализа личных дел подростков из КДНиЗП.

Для показателя «Количество (доля) сопровождаемых семей, в которых улучшились детско-родительские отношения» для детей и родителей использовались:

  • анкета «Взаимоотношения в семье» (она же «Микроклимат в семье») [3];
  • семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер), применялась в детско-родительском формате с целью выявления характера межличностных коммуникаций в сопровождаемых семьях;
  • методика вовлечения детей и подростков в оценку ситуации и планирование работы «Три домика» (Н. Уэлд, С. Паркер (Nicki Weld, Sonja Parker)) [17];
  • анкета «Я и мой окружающий мир» (М.М. Русакова);
  • проективные методики для изучения самооценки подростка: «Лесенка» (В.Г. Щур, модиф. А.М. Прихожан);
  • диагностические беседы с детьми и их ближайшим окружением.

Результаты и обсуждение

Для определения эффективности проводимой работы, достижения поставленных целей проводился входной, промежуточный и итоговый мониторинг по каждому ребенку и семье; а также анализ данных от всех субъектов проекта (сам ребенок, родители, педагоги школ, специалисты сопровождения).

Получены следующие результаты:

  • у 81% подростков (17 человек) отмечаются в различной степени развитие эмоционально-волевой сферы, улучшение поведения, повышение уровня социальной адаптации и качества социальных контактов, снижение количества правонарушений. Дети стали регулярно посещать школьные занятия и были сняты с учета в КДНиЗП (или планировались к снятию);
  • у 70% сопровождаемых семей (14 семей) отмечается улучшение качества детско-родительских отношений, взаимопонимания и повышение уровня удовлетворенности взаимоотношениями.

Кураторы случая оценивали показатели по форме «Диагностика состояния развития ребенка и семьи. Оценка эффективности процесса реабилитации семьи» [10] и анализировали ситуацию с учетом всех аспектов семейной жизни, стараясь найти наилучшее решение для каждой конкретной ситуации. Полученные результаты и возможные варианты оказания поддержки и помощи семье в решении их проблем обсуждались на консилиумах.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что проведенные мероприятия положительно влияют на социализацию и адаптацию подростков. Однако, несмотря на достигнутые успехи, необходимо продолжать работу в данном направлении и улучшать качество предоставляемых услуг.

Заключение

В рамках данного проекта специалисты были мотивированы услышать «голос ребенка» [6], поэтому подростки активно вовлекались в оценку ситуации в семье и социуме, их мнение имело большое значение, особенно по критериям удовлетворенности взаимоотношениями с родителями и социальным окружением. Важно отметить, что принятие решения в работе семейных кураторов требует профессионального подхода и внимательного анализа данных. Каждая семья уникальна, и поэтому необходимо учитывать все особенности их ситуации при принятии важных решений.

После проведения рефлексии полученного опыта принято решение о совершенствовании процесса сбора данных при оценке ситуации в семье, например, использование самооценки детьми ситуации в семье введено в диагностический блок работы куратора с семьей, а при планировании и при определении дальнейших направлений взаимодействия с семьей специалисты стараются учитывать их мнение. Кроме этого, на данный момент корректируется содержание пакета диагностического инструментария по таким аспектам детского благополучия, как качество детско-родительских взаимоотношений, родительские навыки и развитие социальных компетенций детей.

В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что работа в данной области приносит положительные изменения в жизни детей и их семей. Необходимо продолжать усилия в этом направлении, чтобы обеспечить максимальную поддержку и помощь тем, кто в ней нуждается.

Мониторинг детского благополучия в практике сопровождения замещающих семей

Коллектив авторов, специалисты БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» представили опыт внедрения в работу с детьми особо уязвимых категорий системы мониторинга результатов деятельности специалистов по сохранению ребенка в семье. Были представлены апробированные в рамках доказательного подхода [23] показатели детского благополучия и результаты мониторинга за 2022 год по ключевым показателям: адаптация ребенка к семье и к социуму. Описаны инструменты оценки благополучия детей. Фактором риска и мишенью для дальнейшей работы обозначены представления и стереотипы общества по отношению к приемному родительству (подкреплены исследованиями общественного мнения).

БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (далее — Фонд) имеет богатый опыт в реализации программ, направленных на поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по следующим направлениям:

  1. Профилактика социального сиротства (оказание поддержки семьям, сталкивающимся с риском изъятия или отказа от ребенка).
  2. Помощь детям-сиротам в учреждениях (повышение качества жизни детей и молодых взрослых, которые потеряли семью и находятся в больницах и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
  3. На стороне ребенка (способствует изменению общественного мнения по отношению к детям особо уязвимых категорий; внедрению доказательных, ресурсных и эколого-динамических подходов в систему помощи семьям и детям, оказавшимся в зоне риска (факта) попадания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышению профессиональных компетенций специалистов в сфере помощи детям).
  4. Семейное устройство (помощь в адаптации ребенка в замещающей семье, информационная, социальная, психологическая, юридическая и другие виды помощи, подготовка кандидатов в замещающие родители, оказание комплексной поддержки замещающим семьям, взявшим на воспитание ребенка, в том числе в лечении и реабилитации).

Реализация комплекса мероприятий по сопровождению замещающих семей (проект Устойчивая семья) [23], в том числе воспитывающих детей с высоким риском дезадаптации [1; 11], показала потребность в разработке системы мониторинга для оценки и отслеживания результативности осуществляемых действий по сохранению ребенка в семье.

Анализ исследований и практических наработок [7; 22] показал, что наиболее значимым фактором благополучия ребенка являются его адаптация в семье, в том числе наличие доверительных детско-родительских отношений, и в социуме [13; 27].

Мониторинг

На основе накопленного опыта специалистами была разработана система мониторинга по нескольким ключевым и вспомогательным показателям.

  1. Адаптация ребенка к социуму:
  • адаптация семьи к обществу;
  • адаптация ребенка к обществу, включая умение коммуницировать, саморегуляцию, ролевое поведение в соответствии с общественными нормами;
  • самостоятельность семьи в решении проблем.
  1. Адаптация ребенка в семье:
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • коррекция дефицитов и позитивная динамика развития ребенка (для детей с ОВЗ);
  • детско-родительские отношения;
  • отношения семьи с кровными родственниками ребенка;
  • эмоциональное состояние родителя;
  • компетенции родителей в вопросах воспитания.

Методы и методики

Были отобраны методы и методики проведения мониторинга, которые позволили получить объективную и достоверную информацию об успешности реализации мероприятий по сопровождению замещающих семей.

  1. Анкета обратной связи от приемных родителей, анонимная и добровольная, состоит из 38 вопросов, заполняется в онлайн-форме. Кураторы семей рассылают анкету всем сопровождаемым семьям 1 раз в год. Отвечают на вопросы анкеты около 50% семей (25 из 52 по данным за 2022 г.).
  2. Экспертная оценка специалистами (психологи, курирующие семьи) по мониторинговой форме, которая проводится дважды в год в отношении всех семей в электронном формате.

С 2023 г. для оценки результатов начал применяться метод сторителлинга [16], что позволило проводить оценку с участием детей и замещающих родителей, совместно обсуждать результаты оценки, выявлять проблемные ситуации и предпринимать меры для их решения, обеспечивая тем самым наилучшие условия для детей, находящихся в замещающих семьях.

Результаты

Основным результатом мероприятий по сопровождению замещающих семей является формирование устойчивой семейной системы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, по результатам 2022 г. 98% замещающих семей, находящихся в зоне риска, были сохранены (табл. 6).

Таблица 6. Результаты мониторинга по ключевым показателям

№ п/п

Ключевой показатель

По результатам обратной связи от родителей

По результатам оценки специалистов

1

Адаптация ребенка к семье

у 78% детей данный показатель улучшился или значительно улучшился,

у 22% — не изменился или не ухудшился

у 47% семей данный показатель улучшился или значительно улучшился,

у 47% — не изменился или не ухудшился

2

Адаптация ребенка к социуму

у 57% семей данный показатель улучшился или значительно улучшился,

у 43% — не изменился или не ухудшился

у 67% семей данный показатель улучшился или значительно улучшился,

у 30% — не изменился или не ухудшился

Стоит отметить, что результаты «не ухудшились» и «без изменений» также важны, так как для ряда семей такой результат сопровождения является положительным.

Несоответствие результатов оценки специалистов и родителей связано с тем фактом, что специалисты оценивают все семьи, а проводят самооценку и отвечают на вопросы анонимной анкеты обратной связи только половина родителей.

Данные по показателям регулярно собираются с двух сторон, заносятся в автоматизированную систему, что позволяет отследить динамику ситуации в семье. К каждому результату специалист может добавить комментарий, что важно для выявления и фиксации причин улучшения или ухудшения ситуации. Далее данные анализируются с целью принятия обоснованных решений по дальнейшему сопровождению.

Факторы риска

Адаптация ребенка к обществу требует больше времени и усилий, чем интеграция в замещающую семью [18]. Это связано с множеством факторов, включая окружение, в котором растет ребенок. Исследование КБФ «Катрен» показало, что около 75% замещающих семей сталкиваются с негативными реакциями со стороны общества [22]. Чтобы изменить общественное мнение о приемных семьях, Фонд реализует специализированные проекты. Так, в 2021 году был запущен опрос о восприятии приемного родительства, в котором приняли участие 925 человек. В течение двух лет Фонд публиковал материалы, истории и интервью, чтобы развенчать мифы о приемных семьях (всего 119 публикаций по 40 темам). В 2023 году проведен повторный опрос с участием 1039 человек. Некоторые результаты, касающиеся отношения к приемным детям, и динамика общественного отношения к вопросам приемного родительства представлены в табл. 7 [2].

Таблица 7. Результаты и динамика общественного отношения к приемному родительству

Убеждение

2021 г.

2023 г.

Причина трудностей приемных детей в:

плохой наследственности

прошлом ребенка, его семьи

 

25%

14%

 

30%

21%

Дети благодарны приемным родителям за то, что их взяли

35%

37%

Приемные дети отличаются от сверстников

64%

59%

Выпускники детских домов хуже подготовлены к жизни в обществе

84%

79%

Обсуждение и выводы

Анализ результатов мониторинга показывает, что успешная адаптация ребенка к новой семье и обществу является ключевым аспектом его благополучия. Высокий уровень сохранения замещающих семей, достигнутый в 2022 году, свидетельствует о позитивной динамике в работе специалистов, направленной на создание устойчивой семейной системы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Введение метода сторителлинга (данные находятся в процессе качественного анализа) и регулярный анализ обратной связи от родителей и специалистов позволяют не только выявлять текущие проблемы, но и формировать более эффективные стратегии поддержки. Обсуждение же результатов на внутренних консилиумах позволяет коллегиально принимать решения о коррекции индивидуальных программ сопровождения и своевременно вносить корректировки в него.

Тем не менее существует ряд факторов риска, которые могут негативно сказаться на организации этого процесса. Статистика показывает, что негативные реакции со стороны общества остаются значительной проблемой для 75% замещающих семей. Это требует активных мер по изменению стереотипов и восприятия приемного родительства. Одновременно снижается осознание обществом негативных последствий жизни детей в организациях. Например, количество тех, кто понимает, что приемные дети отличаются от сверстников (в том числе наличием травматического опыта), уменьшилось с 64% до 59%, как и тех, кто считает, что они хуже подготовлены к самостоятельной жизни (с 84% до 79%) [15].

Больше людей стали объяснять причину трудностей приемных детей плохой наследственностью (с 25% до 30%) или неблагополучным прошлым ребенка и его кровной семьи (с 14% до 21%). При этом отмечается прямая взаимосвязь между этими убеждениями респондентов с коэффициентом корреляции — 0,5. Это подчеркивает важность объединения усилий, направленных на формирование положительного общественного мнения о приемных семьях, что является важным условием их благополучия.

Для достижения наилучших условий для детей и их семей важно продолжать работу по повышению информированности общества и созданию благоприятной среды для адаптации приемных детей.

Отмечено, что общественное мнение очень ригидно, меняется крайне медленно, выявленные изменения носят характер тренда и показывают, в каком направлении стоит выстраивать дальнейшую работу. Некоторые мифы в большей степени выражены у людей, «далеких» от темы приемного родительства, что делает эту категорию респондентов одной из основных мишеней для дальнейшей работы. Полученные данные позволяют по-новому сегментировать общество в зависимости от включенности в тему при проведении информационно-просветительских кампаний и направлять его в сторону более поддерживающего отношения.

Заключение

Разработанная система мониторинга и оценки результатов позволила не только выявить проблемные моменты, но и оперативно принять меры для их решения. Регулярный мониторинг помогает создать условия для здорового развития детей и поддержания стабильности в их жизни. Сбор историй непосредственно от приемных детей позволил увидеть их взгляд на свое благополучие, благополучие их семьи и акцентировать внимание на изменениях в восприятии приемных детей, что подчеркивает важность таких инициатив для улучшения ситуации в обществе.

Заключение

Конференция «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей» стала важным событием в области защиты прав и интересов детей, сфере оценки и продвижения детского благополучия как показателя качества жизни.

Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов.

  1. Факторы среды (микро-, макро-, мезоуровни) приобретают дополнительное значение для формирования ощущения благополучия у особо уязвимых групп детей.

Среда в данном случае может пониматься очень широко. Это не просто безбарьерная среда (начало создания которой ознаменовало собой поворот от полной изоляции детей с ОВЗ к их интеграции в общество). Под средой здесь понимается весь спектр внешних воздействий: от обстановки в семье до проведения времени в группе сверстников, от отношения к конкретному ребенку в конкретной школе до принятия детей в уязвимой ситуации сообществом в целом и в учете их в социальной политике.

  1. Благополучие детей особо уязвимых групп зависит от ряда специфических факторов, связанных с прежней жизнью ребенка, особенностями социально-психологического развития, медицинского диагноза и многими другими.

Специфичные факторы могут касаться как первопричин возникновения уязвимой ситуации, так и параметров оценивания благополучия детей, оказавшихся в уязвимой жизненной ситуации. В отличии от нормотипичных детей, уровень развития и социализации которых повышается, в отношении социально уязвимых категорий детей в особо трудных случаях положительным критерием благополучия может стать просто сохранение, а не развитие приобретенных навыков, неухудшение ситуации (медицинской, социальной, образовательной).

Проведенный анализ по итогам конференции подчеркивает важность совместных усилий всех заинтересованных сторон для обеспечения благополучия детей. Только благодаря взаимодействию науки, практики и государства можно создать условия для счастливого, безопасного и здорового детства каждого ребенка.

Литература

  1. Алпатова Н.С., Долецкий А.Н., Алпатов М.А. Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и группы риска // Социосфера. № 3. С. 48–51.
  2. Аналитические материалы о социальном сиротстве [Электронный ресурс] // Волонтеры в помощь детям-сиротам Благотворительный Фонд. 2022. URL: https://otkazniki.ru/library/sotsialnoe-sirotstvo-analiticheskie-materialy-po-tematike/ (дата обращения: 15.11.2023).
  3. Анкета «Взаимоотношения в семье» [Электронный ресурс] // Климат в семье. 2023. URL: https://morozko.krn.prosadiki.ru/media/2023/01/22/1288548474/Klimat-v-sem_e.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
  4. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. Т. 22. № 6. C. 68–76. DOI:10.17759/pse.2017220606 (дата обращения: 22.08.2020).
  5. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Измерение субъективного благополучия детей в России: от локальных социальных практик до федеральной стратегии // Мониторинг. № 1. С. 276–295. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.11
  6. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Участие детей в России: теоретическое осмысление и развитие практики [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. Том 1. № 1. С. 68–87. DOI:10.17759/ssc.2020010106
  7. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Туманьян К.Г. Преждевременное прерывание воспитания приемных детей в замещающих семьях: обзор российских и зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 4. С. 888–906. DOI:10.17323/1813-8918-2021-4-888-906
  8. Бенко Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития: дисс. … канд. психол. наук. Челябинск, 2017. 183 с.
  9. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В., Фроленкова А.Л. Детский мир. Субъективное благополучие детей Тюменской области. М: Издательство «Знание-М», 2021. 194 с.
  10. Вахрушева А.А. Методические рекомендации по реализации постановления Тамбовской области от 27.02.2012 № 203 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов». 5-е изд. Тамбов: ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего», 2022. 96 с.
  11. Галагузова Ю.Н., Мазурчук Н.И. Замещающая семья как психолого-педагогический феномен: структурно-функциональные особенности и типичные сложности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 1. С. 62–69. DOI:10.14529/jpps200107
  12. Гришина Л.М. Профилактика причин межпоколенческих конфликтов в семьях // Вестник университета. № 6. С. 183–186. DOI:10.26425/1816-4277-2021-6-183-186
  13. Декина Е.В., Куликова Т.И., Шалагинова К.С. Детско-родительский клуб как условие преодоления проблем психологической адаптации детей в приемной семье // Международный научно-исследовательский журнал. № 11-2(101). С. 144–149. DOI:10.23670/IRJ.2020.101.11.060
  14. Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей (видеозапись 23 ноября 2023 г.) [Электронный ресурс] // YouTube. 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yRvsqYEDEzU (дата обращения: 02.03.2024).
  15. Исследование Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: 96% участников опроса считают, что детям не место в детских домах [Электронный ресурс] // Волонтеры в помощь детям-сиротам Благотворительный Фонд. 2022. URL: https://otkazniki.ru/events/news/issledovanie-fonda-volontery-v-pomoshch-detyam-sirotam-96-uchastnikov-oprosa-schitayut-chto-detyam-n/ (дата обращения: 15.11.2023).
  16. Как сторителлинг помогает фондам собирать обратную связь от благополучателей [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. 2023. URL: https://asi.org.ru/2023/10/18/na-zavtra-chernovik-oczenka/ (дата обращения: 15.11.2023).
  17. Методики и инструменты для работы с детьми и семьями в трудной жизненной ситуации в ориентированном на решение подходе [Электронный ресурс]. М.: БДФ «Виктория», 2019. 63 с. URL: https://victoriacf.ru/wp-content/uploads/2012/12/Instrumenty-dlya-sotsial-noj-raboty-v-ORKT.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
  18. Панюшева Т., Пичугина (Капилина) М., Пасечник И., Синкевич А., Шкурова Н. Приемные дети: кратко о сложном / под ред. А.В. Поповой. М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2022. 91 с.
  19. Посохова С.Т., Колпакова А.Е. Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 15–21. DOI:10.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21
  20. Постановление администрации Тамбовской области от 27 февраля 2012 года № 203 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/445054761 (дата обращения: 20.10.2023).
  21. Русакова А.Ю., Овруцкая Г.К. Управление конфликтами в школьной среде // Аллея науки. Т. 1. № 10(85). С. 1065–1069.
  22. Трудности замещающих семей [Электронный ресурс] // Корпоративный благотворительный фонд Катрен. URL: https://blagokatren.ru/trudnosti-zameshhayushhih-semej/ (дата обращения: 15.11.2023).
  23. Устойчивая семья. Комплексное сопровождение замещающих семей с высоким риском семейной и социальной дезадаптации [Электронный ресурс] // АСИ Смартека. 2022. URL: https://smarteka.com/practices/ustojcivaa-sema-kompleksnoe-soprovozdenie-zamesausih-semej-s-vysokim-riskom-semejnoj-i-socialnoj-dezadaptacii (дата обращения: 15.11.2023).
  24. Череменская М.А. Кейс-менеджмент в социальной работе: обзор зарубежной и отечественной практики // Отечественный журнал социальной работы. № 3(94). С. 169–172.
  25. Череменская М.А. Социально-психологический анализ модели работы кейс-менеджера в социальной сфере (на примере социальных организаций г. Москвы) // Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 22. № 3-4(168-169). С. 23–31. DOI:10.17922/2071-5323-2023-22-3-4-23-31
  26. Шалагинова К.С., Декина Е.В. Исследование особенностей проявления социальной дезадаптации у подростков, стоящих на внутришкольном учете [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. С. 1–11. URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMNpdf (дата обращения: 15.11.2023).
  27. Шульга Т.И. Основные трудности в деятельности специалистов служб сопровождения замещающих семей // Социальные науки и детство. Т. 2. № 2. С. 69–83. DOI:10.17759/ssc.2021020106
  28. Bradshaw J., Keung A., Rees G., et al. Children’s subjective well-being: International comparative perspectives // Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33. № 4. Р. 548–556. DOI:10.1016/j.childyouth.2010.05.010
  29. Garšvė L., Povilaitienė N. The analysis of the case manager functions in the Lithuanian context of family assistance // Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2020. № 2(58). P. 72–81.
  30. Savahl S., Casas F., Adams S. The Structure of Children’s Subjective Well-being // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. Article 650691. P. 1–15. DOI:10.3389/fpsyg.2021.650691
  31. Wallander J.L., Koot H.M. Quality of life in children: A critical examination of concepts, approaches, issues, and future directions // Clinical Psychology Review. 2016. Vol. 45. P. 131–143. DOI:10.1016/j.cpr.2015.11.007

Информация об авторах

Омельченко Александра Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель благотворительных программ, Благотворительный Фонд «Абсолют-Помощь», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0028-4440, e-mail: agerasimova22@yandex.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, Ответственный секретарь журнала «Социальные науки и детство» сектора объединенной редакции научно-периодических изданий Управления информационными и издательскими проектами, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 86
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 18
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3