Динамика психоэмоционального состояния руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне в процессе развивающего консультирования

102

Аннотация

В работе рассматривается проблема развивающего психологического консультирования руководителей территориальных органов на районном уровне. Современные требования, предъявляемые к руководящему звену в ОВД, ориентируют сотрудников на постоянное саморазвитие, самореализацию и актуализацию психолого-управленческого, инновационного потенциала, определяя в качестве одного из методов психотехнологию развивающего консультирования. Обосновывается актуальность исследования особенностей динамики позитивных изменений личности руководителя ТО МВД России в процессе развивающего консультирования. Психотехнология способствует позитивным изменениям личности субъекта управленческой деятельности, тем самым позволяя оптимизировать процессы профессионально-личностного развития руководителей. Развивающее консультирование руководителей ОВД представляется как подвид психологического консультирования, психотехнологией, способствующей позитивной динамике личности, разрешению психологических проблем и кризисов профессионально-личностного развития руководителя. Представлены результаты изучения преобладающих фоновых функциональных состояний личности руководителя.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое обеспечение, развивающее консультирование, динамика позитивных изменений личности, профессионально-личностное развитие, кризисы профессионально-личностного развития, динамика психоэмоционального состояния

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100405

Для цитаты: Вахнина В.В., Костина Л.Н., Ефимова И.В. Динамика психоэмоционального состояния руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне в процессе развивающего консультирования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 64–75. DOI: 10.17759/psylaw.2020100405

Полный текст

Актуальность исследования обусловлена постоянно растущими требованиями к сотруднику органов внутренних дел (далее — ОВД), особенно к управленческому звену. В последние годы для органов внутренних дел все более значимой становится проблема повышения эффективности и качества управленческой деятельности, сокращения текучести кадров.

Руководители территориальных органов (далее — ТО) МВД России на районном уровне представляют наиболее многочисленную группу руководящего состава ОВД. Между тем, по данным Департамента государственной службы и кадров МВД России, сменяемость руководителей данной категории остается довольно высокой (более 20%). Возникла необходимость эмпирически исследовать динамику позитивных изменений личности руководителя ТО МВД России на районном уровне как состоящую из подструктур — интерпсихических и интрапсихических отношений, изучить индивидуально-личностные и социально-психологические качества респондентов контрольной и экспериментальной групп.

В связи с этим важно изучить преобладающие фоновые функциональные состояния личности руководителя. Для реализации поставленной цели нами использовался 8-цветовой тест М. Люшера — проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов [5]. Анализируя психоэмоциональное состояние, мы определяли цветовой психотип испытуемых, далее рассчитывались психодинамические коэффициенты (методом расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко) [7] При этом используемый метод расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко дает возможность рассчитать достаточно тонкие флуктуации движений цветов в ряду цветовых выборов испытуемых, которые реагируют на текущие изменения функциональных состояний в течение достаточно кратких сроков какого-то психологического воздействия (в данном случае развивающего психологического консультирования).

В качестве основного направления организации формирующего эксперимента выступала апробация разработанной психотехнологии развивающего консультирования в контролируемых и управляемых условиях. В специально смоделированном процессе психологической работы посредством развивающего консультирования приняли участие 84 слушателя (экспериментальная группа), обучающихся на факультете подготовки руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне (далее — 2-й факультет) Академии управления МВД России.

Контрольную группу составили 89 слушателей — руководителей, обучающихся на 2-м факультете Академии управления МВД России, с которыми не использовалась психотехнология развивающего консультирования.

Мы подвергли психодинамическому цветовому изучению психотипы испытуемых руководителей контрольной и экспериментальной групп, чтобы выявить устойчивые эффекты развивающего консультирования и определить цветовые психотипы руководителей.

Используя метод расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко в качестве системного анализа основных цветовых факторов [4; 7], мы выявили три цвета (цветовых фактора), которые дают устойчивую картину различий цветовых психотипов в контрольной и экспериментальной группах. Это синий, зеленый и красный цвета.

Напомним, что предпочтение или отвержение цвета М. Люшер называл «ролью» этого цвета: «Итак, под “ролью”, я понимаю постоянно воображаемую (иллюзорную) самооценку и результирующее из нее поведение, а также образ действий человека. Роли, таким образом, соответствует представление, что окружающий мир оценивает мою личность так, как я об этом думаю, что именно я означаю для другого человека (например, для партнера по любви, для партнера по браку, для моего сына, для делового партнера) или для общественной группы» [2].

Нахождение цвета в начале цветового выбора свидетельствует о «роли-идоле» цвета (проявляющейся на поведенческом и личностном уровне), напротив, нахождение цвета в конце ряда цветовых выборов свидетельствует о «роли-защите» цвета.

Д.В. Сочивко с помощью предложенного им метода расчета психодинамических коэффициентов в тесте М. Люшера обосновал возможность оценки среднего присутствия «роли-защиты» или «роли-идола» цвета в группе с учетом отношения положения данного цвета и каждого испытуемого по отношению ко всем другими цветам[5; 7]. Подвергнув роли основных цветов психодинамическому анализу, автор показал основные полюса — центры притяжения интрапсихических сил — каждой роли каждого основного цвета, между которыми находится индивидуально неповторимое системное переживание состояния того или иного испытуемого.

Проведенный анализ ролей цветов М. Люшера позволил также четко отслеживать изменение индивидуальных состояний в группе после тех или иных психологических воздействий, в частности развивающего консультирования.

На рис. 1 можно видеть, что график психодинамических коэффициентов испытуемых руководителей экспериментальной группы во всех своих точках находится выше графика руководителей контрольной группы. Это означает, что в экспериментальной группе испытуемые склонны к большему системному отвержению синего цвета по отношению ко всем другим цветам. Соответственно в контрольной группе испытуемые более склонны к системному (т. е. по отношению ко всем другим комбинациям из трех цветов) принятию синего цвета. Это свидетельствует, о том, что руководители экспериментальной группы тяготеют к роли-защите синего цвета.

М. Люшер определил роль-защиту синего типа поведения как «страх перед пустотой». Опасение, что существующая связь может превратиться в неудовлетворяющую пустоту, в отсутствие переживаний, блокирует настоящие и искренние эмоциональные отношения.

Когда эмоции блокируются страхом, то вместо реального содержания переживаний они порождают мнимое содержание суеверий, идеологическую веру и даже бредовые представления. И тогда в этих сугубо личных эмоциональных джунглях бурно разрастаются сентиментальные, а также героические грезы (сны наяву) самоотдачи в отношениях, страх наткнуться на непонимание, ответную пустоту.

 


Рис. 1. Средние показатели психодинамических коэффициентов
Д.В. Сочивко по синему фактору

Объединяя в психодинамическую пару особенности роли-защиты синего типа, получаем, что страх пустоты находит свое психологическое выражение в двух направлениях поведения:

— дистанцировании, ограничении, охлаждении и формализации общения;

— уходе в иллюзорный мир суеверий, «снов наяву», примет, слухов, вообще несуществующих отношений, которые начинают заменять реальные человеческие отношения.

Если взглянуть на этот процесс с позиций современной психодинамики, то означенная пара крайних состояний вступает в циклическое общение, образуя психодинамический цикл [6; 7]. Индивид в переживании своего состояния, подобно облаку, рассредоточен между этими двумя силовыми полюсами. Он то сдержан в общении, то вдруг может углубиться в обсуждение слухов, или, например, свести знакомство от искреннего общения к обсуждению оккультных тем и т. п.

Однако следует заметить, что стеновые оценки испытуемых на графике недалеко отстоят от пятибалльной оценки, т. е. находятся в пределах статистической нормы, поэтому можно говорить лишь о тенденции выраженности страха пустоты у некоторых членов группы, на которых следует в первую очередь обратить внимание психологу-консультанту.

Аналогичным образом представим «роль-идол» синего типа поведения, основной чертой которого М. Люшер считал «стремление к удовлетворению» [2; 3].

Это стремление к удовлетворению во всех направлениях собственной жизнедеятельности на основе исследований Д.В. Сочивко [7; 8] проявляется по следующим двум направлениям:

— стремление все вокруг превратить в удовольствие, закрывая глаза на существующие проблемы до той степени, пока это возможно, не прибегая к дополнительным защитам;

— «регрессия» — стремление убежать в иллюзорный беспроблемный мир, где за тебя все решают, подобный миру детства, когда просто не замечать проблемы становится уже невозможно.

Таким образом, по синему фактору руководители контрольной группы в большей степени стремятся в своей непосредственной деятельности к получению удовлетворения, которое проявляется то реально («нас пока не касается, нечего и озабочиваться»), то регрессивно-иллюзорно (например, по отношению к высшему руководству: «простите, недоглядели, еще опыта не набрались, никак не ожидали такого, все сделаем и т. п.). Эта позиция в целом близка к позиции избегания («моя хата с краю», «ни во что не лезть», «инициативы не проявлять»).

Но следует заметить, что мы обозначили лишь крайние позиции психодинамического цикла. Если обратиться к рис. 1, то можно заметить, что стеновые оценки психодинамических коэффициентов в контрольной группе, хотя в массе своей и ниже пятибалльной оценки, но только в пределах одного стена. Поэтому можно говорить лишь о тенденции некоторого легкомыслия у испытуемых контрольной группы. Этот факт, кстати, хорошо согласуется с фактом большей выраженности у них либерального (попустительского) стиля руководства (по методике «Самооценка стиля управления (руководства)» А.В. Аграшенкова).

В экспериментальной группе прослеживается отход от излишней тяги к удовольствиям в сторону возникновения «страха пустоты». Однако в крайних формах, как уже отмечалось, этот страх будет проявляться лишь у некоторых членов группы. В целом же, «страх пустоты», как это ни парадоксально, оказывается одним из двигателей профессиональной деятельности руководителя. Этот страх не позволяет останавливаться на достигнутом и заставляет руководителя ставить все новые и новые задачи.

Эффектом развивающего консультирования, обнаруженного по синему фактору, можно считать снижение направленности на поиск излишнего удовольствия в работе, легкомысленности и регрессивных защит в случае неудачи. Излишний «страх пустоты» может возникать лишь у некоторых представителей экспериментальной группы (согласно нормальному распределению оценок вокруг средней). И это также является задачей для психолога-консультанта — замечать такие случаи и оказывать соответствующую психологическую поддержку.

Рис. 2. Средние показатели психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко по зеленому фактору

Обратимся к анализу психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко по зеленому цветовому фактору (рис. 2).

Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что оба графика по двум группам испытуемых лежат выше пятибалльной оценки. Это означает, что и в контрольной, и в экспериментальной группе руководители системно отвергают зеленый цвет.

Зеленый цвет — это цвет уверенности в себе, высокой самооценки, упорства и т. п. Как пишет Л.Н. Собчик, «… зеленый действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, напряжение, вызванное внешними причинами. При этом повышается чувство гордости, осознанное превосходство над другими, ощущение своей силы и возможности контролировать события или, по крайней мере, ощущение возможности управлять ими и направлять их» [4]. Следовательно, зеленый цвет в зоне предпочтения означает не только уверенность в себе, но и высокую напряженность, за счет чего, собственно, эта уверенность и дается.

М. Люшер представлял «роль-идол» зеленого цвета как «стремление к значимости, тщеславие».

По Д.В. Сочивко, основными векторами психодинамики поведения «роли-идола» зеленого типа являются следующие:

— иллюзорное самоутверждение в границах собственного Я. Это авторитарный тиран, по крайней мере, в пределах собственной семьи и подчиненного окружения. Все, что он имеет и в социальном, и в материальном плане, должно подтверждать его уверенность в себе, его несгибаемость и силу. Но в этом и состоит иллюзия самоутверждения, так как самообладание еще не есть уверенность в себе;

— все время находиться в иллюзии своего самоутверждения невозможно, и маятник циклически качнется в другую сторону — отвержения собственного Я и компенсации этого отвержения за счет создания иллюзии непобедимого МЫ.

Между двумя этими полюсами находится весь спектр состояний «зеленого» поведения. Но нас в соответствии с полученными данными интересует больше «роль-защита» зеленого цвета, которую М. Люшер определял как «страх перед стесненностью, зависимостью и принуждением». Эффектом развивающего консультирования является снижение этого страха стесненности в экспериментальной группе.

Два психодинамических полюса, которые Д.В. Сочивко выделяет в описании «роли-защиты» зеленого типа у М. Люшера, следующие:

— абсолютное притязание, которое делает зеленую «роль-защиту» неспособной принимать действительность такой, как она есть. Готовность брать и неготовность отдавать. Отсутствие уверенности в себе и правильности своих действий порождает потребительский образ жизнедеятельности и попустительский стиль руководства;

— принятие позиции «жизненной лжи» («по-другому было нельзя», «времена были такие», «виновато руководство с их приказами» и т. д.), которая становится не просто нормой поведения, а некоторой идеологией бытия — «ложь во спасение»: но только эта ложь делается ежеминутной, а жизненная правда исчезает совсем. Между этими двумя энергетическими полюсами выстраиваются индивидуальные варианты «роли-идола» зеленого цвета. Но, как уже было указано, такого типа психодинамика не представлена ни в контрольной, ни в экспериментальной группе.

Эффектом развивающего консультирования с экспериментальной группой является снижение страха стесненности, зависимости и принуждения. Через изменение структуры личности в сфере ее самоактуализации и экзистенции, как было показано выше, возрастает ее экзистенциальная свобода: «свобода для» (а не «свобода от»), которую очень трудно стеснить или принудить, как, например, трудно принудить человека верить в целесообразность своей жизни и деятельности, если они, конечно, истинны и свободны. Эти факты функциональных состояний хорошо согласуются с фактами самоактуализации личности и профессионально-личностного развития.

Что касается изначального системного отвержения зеленого цвета у руководителей и выраженности у них «роли-защиты» зеленого поведения, то это, на наш взгляд, в первую очередь объясняется спецификой их профессиональной деятельности, нервной перенапряженностью, высоким уровнем ответственности и т. д.

Как мы показали, этот страх стесненности, зависимости и принуждения поддается коррекции, несмотря на то, что руководители ТО МВД России почти каждый день попадают именно в порождающие этот страх ситуации. Роль психологической работы в этом направлении психолога-консультанта очевидна.

Обратимся к исследованию психодинамических коэффициентов по красному фактору. На рис. 3 можно видеть, что графики контрольной и экспериментальной групп нигде не пересекаются, а следовательно, в контрольной группе можно говорить о большем системном предпочтении красного цвета, чем в экспериментальной. При этом следует отметить, что, в целом, значения коэффициентов группируются вокруг пятибалльной оценки, и лишь некоторые из них опускаются ниже, но в пределах одного балла.

По мнению Л.Н. Собчик, красный представляет собой выражение жизненной силы, нервной и гуморальной деятельности, и поэтому он имеет значение желания и всех форм потребностей и стремлений.

Рис. 3. Средние показатели психодинамических коэффициентов
Д.В. Сочивко по красному фактору

В случае системного отвержения красного цвета М. Люшер говорил о «роли-защите» красного типа поведения, которая понимается как «страх перед избытком раздражения и перевозбуждения». В цветовом тесте это соответствует отвержению красного в ряду цветовых предпочтений (минус красный).

В нашем исследовании мы можем отметить только тенденцию отвержения красного цвета, которая больше выражена у испытуемых экспериментальной группы. Психодинамическими полюсами этого страха «избытка раздражения и возбуждения», т. е. основными направлениями психодинамики «роли-защиты» красного типа поведения, по мнению Д.В. Сочивко, являются:

— плохо контролируемое «перераздражение», плохо сдерживаемый (или вовсе не сдерживаемый, «выпущенный на волю», по М. Люшеру) гнев;

— депрессия, неврастения, бегство от проблем, подавленность.

В этом облаке состояний между двумя указанными полюсами индивидуально флуктуирует поведение красного цвета у руководителей: гнев сменяется депрессией, порожденной тем же гневом. Для психолога-консультанта важно сформировать у руководителя адекватные защитные механизмы, сократить амплитуду метаний между крайними полюсами. И здесь большую роль, играет экзистенциальность личности, в частности самодистанцирование от ситуации.

Переведя личность руководителя на экзистенциальные позиции, психолог-консультант получает возможность избежать зацикливания на волнующей проблеме, вернуть личность руководителя к ее основным смыслосодержащим состояниям. То, что руководители экспериментальной группы в большей мере дают выход своим негативным эмоциям, может быть и позитивным фактом. Сначала проработка состояний гнева и раздражительности совместно с психологом-консультантом, а затем самостоятельные попытки справиться с таким поведением.

Для сравнения приведем психодинамические характеристики «роли-идола» красного цвета (плюс красный) по Д.В. Сочивко:

— маниакальное стремление к поиску возбуждений в вовне, в социуме … как подтверждение собственной нужности, незаменимости;

— маниакальное стремление к заботе о себе, своих развлечениях и удовольствиях.

Руководитель характеризуется эмоциональным возбуждением в процессе деятельности, потребностью в поощрении со стороны других [1; 9; 10, 11].

Итак, эмоциональный фон деятельности руководителя не определяется случайными факторами возникающих ситуаций, а гораздо теснее связан с экзистенциальными проявлениями руководителя в его повседневной деятельности, где большую роль играет страх утраты экзистенциальных ценностей, экзистенциальной наполненности и осмысленности его жизни и деятельности. Развивающее консультирование выступает в качестве одного из видов психологической работы, способствующих позитивной динамике интерпсихических и интрапсихических отношений личности в ключе их трансформации (перестройки), способствует стабилизации психоэмоционального фона руководителей ТО МВД России. Преобладающие фоновые функциональные состояния личности руководителя ОВД, сопровождающие жизнедеятельность достаточно длительное время, возможно оценить посредством определения цветового психотипа испытуемого.

Литература

  1. Кубышко В.Л., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 219–235. doi:10.17759/psylaw.2018080419.
  2. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 176 с.
  3. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ классик, 1997. 236 с.
  4. Собчик Л.Н. МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
  5. Сочивко Д.В. Психодинамика. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. 432 с.
  6. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М.: Пер Сэ, 2002. 304 с.
  7. Сочивко Д.В. Цветопсиходинамика. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2009. 432 с.
  8. Сочивко Д.В. Психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад. // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131—141.
  9. Федотов А.Ю. Профессионально-психологическое развитие военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД России на основе системно-ситуативного подхода: монография. М.: Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 128 с.
  10. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 16–23. doi:10.17759/psylaw.2016060403
  11. Вахнина В. В. Коммуникативные аспекты интуиции в структуре саморегуляции профессиональной деятельности инспекторов ДПС // Психопедагогика  в правоохранительных органа.  2019. Том 24. № 2(77). С.158– 165.

Информация об авторах

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедрf психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Костина Любовь Николаевна, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7285-2817, e-mail: kostin62@mail.ru

Ефимова Ирина Вадимовна, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России (ФГКОУ ВО АУ МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2634-4904, e-mail: irina080886@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 496
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3