Психология и право
2021. Том 11. № 3. С. 199–204
doi:10.17759/psylaw.2021110314
ISSN: 2222-5196 (online)
Психологические аспекты организации гражданского процесса
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: юридическая психология, психолоия судебной деятельности, гражданский процесс, модель правосудия
Рубрика издания: Психология судопроизводства
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110314
Для цитаты: Золотова О.И., Хащина Э.Э. Психологические аспекты организации гражданского процесса [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 199–204. DOI: 10.17759/psylaw.2021110314
Полный текст
Новый этап судебной реформы, проводимый в Российской Федерации, обусловливает необходимость поиска наиболее оптимальной модели правосудия. Разработка успешной концепции организации и отправления правосудия требует интегрированного междисциплинарного подхода, прежде всего это относится к юриспруденции и психологической науке. Наиболее успешно такое междисциплинарное взаимодействие осуществляется в области уголовного права и уголовного судопроизводства. Сфера же гражданского права и гражданского процесса практически не исследована с позиции психологической науки.
В некоторых учебных пособиях по юридической психологии авторы упоминают об особенностях психологии гражданского процесса, но не раскрывают их [2; 7]. В редких учебниках имеются разделы, посвященные общим аспектам психологии гражданско-правового регулирования и отправления правосудия по гражданским делам. М.И. Еникеев [5, с. 521] обращает внимание на влияние принципов гражданского процесса на психологию его участников, определение модели поведения. Он отмечает, что активность суда здесь неизменно сочетается с инициативой сторон как основной движущей силой гражданского судопроизводства. На наш взгляд, правильно определив ключевой элемент (принципы судопроизводства) для анализа психологических аспектов гражданского процесса, автор не выявил общие закономерности формирования моделей поведения участников процесса.
Представляется, что при исследовании психологических аспектов организации гражданского судопроизводства необходимо исходить из концептуальных особенностей развития цивилистического процесса, а также из психологических установок гражданских правоотношений.
Субъект гражданских правоотношений должен сознавать свои действия, понимать их последствия. В противном случае психическое состояние личности становится предметом судебно-психиатрической экспертизы.
Гражданские правоотношения основываются на фундаментальных принципах равенства участников таких отношений, свободы договора. Соответственно им формируется модель поведения субъектов таких отношений.
Юридическое равенство участников гражданских правоотношений предполагает, что обязанное лицо не подчинено уполномоченному, а лишь функционально связано с ним посредством притязания [6]. Таким образом, формально исключается давление на одну из сторон.
Свобода договора предполагает, что участники гражданских правоотношений имеют возможность руководствоваться внутренними установками при решении вопроса о вступлении в гражданские правоотношения, стороны самостоятельно определяют условия договора. Данный принцип предоставляет свободу для развития гражданского оборота.
Таким образом, фундаментальные начала гражданских правоотношений дают психологическую установку для формирования свободной модели поведения обеих сторон, что приводит их к необходимости совершать взаимные уступки, уравновешивающие их правовое положение в определенных правоотношениях.
Гражданское право напрямую связано с гражданским процессом, последний должен выступать механизмом преломления правовых норм к определенным правоотношениям. Соответственно, основополагающие начала гражданско-правового регулирования должны быть ретранслированы при отправлении правосудия по гражданским делам. Однако историческое развитие явления гражданского процесса показывает, что это не всегда так.
Эволюция гражданского судопроизводства, прежде всего, связана с развитием его моделей: следственной (инквизиционной) и состязательной. Особенностью следственной модели является то, что право возбуждать процесс принадлежит как участникам гражданско-правового конфликта, так и суду, чиновникам как представителям государственной власти. Судебная власть, как правило, неотделима от исполнительной или административной. Состязание сторон носит формальный характер, является частью процесса познавательно-поисковой деятельности суда.
При такой модели гражданского судопроизводства у сторон формируется психическое отношение к производству как к некому процессу, который протекает без их участия, формируется пассивная модель поведения. Психологически стороны настроены на принятие любого вынесенного судом решения.
Психологическая модель поведения сторон в процессе вступает в конфликт с моделью поведения участников гражданского правоотношения. При совершении сделки субъекты свободны в выборе контрагентов, определении условий соглашения, формируются частные, лишенные государственно-властного элемента, отношения. Обращение в суд же при следственной модели гражданского судопроизводства трансформирует частные отношения в отношения административно-правовые. Свобода поведения субъектов гражданских правоотношений прекращается. Такая перемена характера правоотношений и модели поведения их участников негативно отражается на гражданском обороте.
Суд принимает на себя активную роль и выступает основным субъектом познавательной деятельности. Активность суда прослеживается при осуществлении подготовки дела к слушанию, особенно широкими полномочиями он обладает в процессе сбора доказательств. Е.В. Васьковский справедливо отмечал, что суд становится самостоятельным исследователем фактических обстоятельств дела, а стороны, наравне со свидетелями, приобретают значение только средств, источников, откуда суд черпает необходимые ему сведения [3]. Определяющим становится принцип установления объективной истины по делу. Суд, проведя анализ предоставленных сторонами материалов, полученных самостоятельно, формирует судебную версию гражданско-правового конфликта, которая и является основой для решения.
При следственной модели гражданского судопроизводства не формируется, как правило, психология именно судебной деятельности. Суд является частью государственно-властного механизма, поэтому судьям присуще восприятие себя как государственного чиновника. Если изначально государственные органы были материализацией возникших в результате отражения в правовой психологии субъективных потребностей, то с течением времени трансформируются социальные институты и бюрократия начинает выражать собственные коллективные интересы [1], что недопустимо для собственно судебной деятельности.
Совершенно иначе построена психология гражданского судопроизводства при состязательной модели. Основными началами организации процесса выступают принципы диспозитивности, состязательности, равноправия сторон. Данные принципы в совокупности формируют активную модель поведения сторон в процессе и пассивную модель поведения суда.
Принцип диспозитивности можно рассматривать как право распоряжения сторон, как объектом процесса, т. е. теми требованиями, которые заявлены относительно данного права, так и процессуальными средствами защиты или нападения[3]. Движение процесса зависит от волеизъявления сторон. Им необходимо постоянно находится в состоянии активного действия, что предполагает не только формирование своей позиции по делу, как юридической, так и фактической ее составляющей, так и контроль над действиями противника.
Суд оказывает содействие сторонам, вмешивается в распорядительные действия сторон, обеспечивает соблюдение процедурных правил сторонами, выступает координатором их действий.
Согласно принципу состязательности суд не может выходить за пределы требований сторон, а также самостоятельно собирать доказательства и принимать во внимание такие факты, которые не были заявлены сторонами [4]. Стороны, таким образом, имеют возможность наиболее полно обосновывать свои требования, несут ответственность за сбор и представление доказательств. Картина правонарушения у суда формируется теми доводами и материалами, которые представляют стороны. Суд выступает арбитром в состязании конфликтующих сторон.
В гражданском процессе устанавливается принцип формальной истины, каждая из сторон стремится убедить суд, что представленная им точка зрения на гражданско-правовой конфликт является единственно верной. При этом используются как информационные, так и внушающие средства воздействия. Стороны разрабатывают стратегию ведения процесса, учитывая юридическую и психологическую составляющую конфликта. Ставятсязадачи как убедить судью в правильности своей позиции, так и убедить противную сторону отказаться от иска или признать требования истца.
Равенство сторон имеет определяющее значение для состязательного гражданского процесса, поскольку предполагает, что, кем бы ни являлся истец или ответчик по социальному статусу, он должен обладать равными правами; интересы той и другой стороны, истца и ответчика, в процессе должны быть уравновешены; права и обязанности каждой из сторон должны быть выводимы из существа задач, целей той или другой стороны и самого процесса [4]. Поскольку равенство в процессе носит формальный характер, то реализация данного принципа наиболее затруднительна с психологической точки зрения. Значение приобретает юридическая подготовка одной из сторон, что позволит ей занять доминирующее положение. Кроме того, в ряде категорий дел, например, о восстановлении на работе, об определении места жительства ребенка и некоторых других, равенства даже формального в процессе очень сложно достичь в психологическом аспекте. Сторона, выступающая в социальных отношениях подчиненной, продолжает чувствовать себя таковой и в процессе. Суду надлежит обеспечить равенство сторон в процессе, не допустить давления одного из участников конфликта.
Состязательная модель гражданского судопроизводства формирует активную модель поведения сторон в процессе, более соответствующую модели поведения участников гражданских правоотношений. Принципы равенства участников гражданских отношений, свободы договора трансформируются в процессуальные принципы диспозитивности, состязательности, равенства сторон в процессе. В отличие от следственной модели гражданского судопроизводства, психология участников гражданских правоотношений не претерпевает трансформации при формировании гражданских процессуальных отношений, что способствует устойчивости экономического оборота.
Таким образом, психологические аспекты поведения участников гражданского судопроизводства зависят от формируемой государством модели гражданского судопроизводства.
Литература
- Акимова Т.И. Особенности правовой психологии государственных гражданских служащих // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 8(148). С. 91—98.
- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 604 с.
- Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. Т. 1. М.: Тип. Бр. Башмаковых, 1913. 691 c.
- Гольмстен А.Х. Юридические исследования и статьи. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. 329 с.
- Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов. М.: Юр. Норма, 2017. 640 с.
- Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Ленинград: Из-во Ленинградского ун-та, 1949. 144 с.
- Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 1988. 224 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1251
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 203
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2