Юридическая психология детства: современные вызовы и решения

53

Аннотация

Сегодня в центре внимания нашего выпуска журнала находятся ребенок, подросток, юноша. Это и есть отличительная черта юридической психологии детства: она объединяет все области и направления юридической психологии вокруг особого объекта — юного человека. Его психологические проблемы в сфере правовых отношений отражают проблемы общества в настоящем и могут оказать неблагоприятное влияние на будущее, если мы не предложим для них конструктивных решений. Исследования наших авторов, с которыми вы можете познакомиться в этом выпуске, позволяют представить ряд наиболее актуальных тем.

Общая информация

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130300

Получена: 25.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Дозорцева Е.Г. Юридическая психология детства: современные вызовы и решения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 1–2. DOI: 10.17759/psylaw.2023130300

Полный текст

Сегодня в центре внимания нашего выпуска журнала находятся ребенок, подросток, юноша. Это и есть отличительная черта юридической психологии детства: она объединяет все области и направления юридической психологии вокруг особого объекта — юного человека. Его психологические проблемы в сфере правовых отношений отражают проблемы общества в настоящем и могут оказать неблагоприятное влияние на будущее, если мы не предложим для них конструктивных решений. Исследования наших авторов, с которыми вы можете познакомиться в этом выпуске, позволяют представить ряд наиболее актуальных тем.
В отличие от предыдущих поколений современные дети считаются «аборигенами цифровой среды». Они живут в смешанной реальности, где виртуальная среда для них столь же естественна, как и физическая. Однако их цифровая социализация происходит в непростых условиях, при которых свобода и безопасность не всегда сбалансированы. В сети Интернет нормы социального поведения кажутся менее определенными, и зачастую ребенок рискует сам выйти за грань дозволенного либо подвергнуться преступным действиям других. Одним из распространенных явлений в подростковой среде в последние годы стал кибербуллинг. Кто может превратиться в агрессора или жертву в кибербуллинге, есть ли психологическая предрасположенность к той или иной ролевой позиции? В нашем журнале этому вопросу посвящена статья Н.В. Власовой и Е.Л. Буслаевой. Однако, несмотря на возрастающий интерес специалистов к теме киберагрессии и кибербуллинга, эти понятия нуждаются в содержательном уточнении, что важно, в частности, в работе психолога в качестве судебного эксперта. Обоснование авторской позиции относительно определения категории «кибербуллинг» можно найти в статье Д.Н. Блиновой и О.Д. Гуриной.
К сожалению, статистика свидетельствует о постоянно увеличивающемся числе случаев сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей, в том числе в сети Интернет. В то же время нередки случаи, когда девочки-подростки сами активно вступают в виртуальное взаимодействие с теми, кто позже использует их для получения порнографической продукции. Для профилактики противоправного сексуального злоупотребления в отношении детей важно знать, какой смысл имеет для его жертв подобное общение, какими мотивами они руководствуются при его поддержании. Этот аспект проблемы виктимности несовершеннолетних рассматривается в статье Е.В. Борисенко и Е.Г. Дозорцевой. В более широком контексте в качестве факторов сексуального насилия исследовались характеристики полового самосознания у лиц, совершивших сексуальные правонарушения и страдающих психическими расстройствами (статья И.А. Басинской, Н.В. Беженарь, Т.Ю. Борисовой), а также ситуационные обстоятельства, способствовавшие совершению противоправных действий в отношении детей (статья К.Ю. Ерицян, В.А. Одиноковой, М.М. Русаковой).
В последние годы происходят изменения характера правонарушений несовершеннолетних. Многие из них совершаются под влиянием интернет-среды или с использованием цифровых устройств. Растет количество уголовных дел, возбуждаемых в связи с совершением или подготовкой несовершеннолетними экстремистских действий. В этих условиях все большее значение приобретает комплексный мультидисциплинарный анализ причин и факторов подростковых правонарушений. Примером такого анализа служит исследование В.Д. Бадмаевой и ее соавторов, посвященное клинико-психопатологическим и психологическим характеристикам социально опасного поведения несовершеннолетних, а также роли деструктивного контента, потребляемого ими в сети Интернет. Продуктивность клинико-психологического (нейропсихологического) исследования нарушений саморегуляции как предпосылок отклоняющегося поведения продемонстрирована в статье А.М. Потапова, З.В. Луковцевой и Р.В. Чиркиной. О связи антисоциальной креативности, характеризующей девиантное поведение, и понимания подростками собственных эмоций свидетельствуют результаты исследования М.Н. Бочковой и Н.В. Мешковой. Описанные авторами новые данные вносят несомненный вклад в понимание особенностей и механизмов формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и могут быть использованы для профилактики подобных девиаций.
Профилактические подходы, позволяющие предупредить возникновение и развитие девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, представлены в нескольких статьях, описывающих различные уровни превенции. Так, В.А. Чернушевич в качестве эффективного метода инкультурации предлагает народную игру. В своей концептуальной статье он трактует ее как форму существования традиционных ценностей и социальный механизм введения ребенка в традиционную культуру. Реализацию такого подхода можно рассматривать в качестве общей профилактики отклоняющегося поведения. Исследование Н.В. Дворянчикова и его соавторов направлено на разработку и апробацию модели оценки риска радикализации подростков и молодежи, в качестве основного понятия которой выступает социальная идентичность. Полученные авторами эмпирические данные позволяют говорить о перспективности такого подхода для выявления групп риска и развития индивидуальной профилактики. Статья А.В. Вэтра, И.С. Ганишиной и М.И. Марьина посвящена психологическому сопровождению подростков в условиях следственного изолятора и возможностям специальной профилактики противоправного поведения несовершеннолетних через изменение их самоотношения.
Новые тенденции в сфере девиантного, противоправного и виктимного поведения детей и подростков представляют собой значительные вызовы, к которым должны быть готовы профессионалы, работающие с несовершеннолетними. В статье Н.В. Богданович, В.В. Делибалт и А.В. Дегтярева анализируются компетенции в сфере рисков и ресурсов интернет-среды, которыми должны обладать специалисты для профилактики деструктивного поведения и правонарушений молодых людей. В других публикациях внимание уделяется проблемам профессиональной эффективности педагогов (статья Т.Н. Березиной с соавторами) и будущих юристов (статья Т.М. Краснянской и В.Г. Тылеца).
Таким образом, выпуск охватывает широкий круг современных проблем юридической психологии детства и возможных путей их решения. Надеемся, что предлагаемые читателям статьи вызовут их интерес и будут стимулировать дальнейший научный и практический поиск.

Информация об авторах

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 119
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 53
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0