Акцентуации характера, ценностные ориентации и агрессивность подростков как факторы риска совершения правонарушений несовершеннолетними

114

Аннотация

Правонарушения несовершеннолетних являются важной проблемой, стоящей перед нашим социумом в настоящий момент. В исследовательской работе применялись различные теоретические методы, методики «Адаптированный подростковый опросник Леонгарда—Шмишека», «Опросник уровня агрессивности Басса—Перри», «Ценностные ориентации» Ш. Шварца. Статистический анализ данных был проведен с использованием U-критерия Манна—Уитни и коэффициента корреляции Пирсона. Были выявлены характерологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, уровень их агрессивности и система ценностных ориентаций. Большинство правонарушителей имеют возбудимый, гипертимный и эмотивный тип акцентуаций, высокий уровень агрессивности и отличную от контрольной группы систему ценностей. Были выявлены статистически значимые корреляции между акцентуациями характера, уровнем агрессивности и ценностными ориентациями. Полученные данные дают возможность повысить эффективность профилактической работы с подростками, их родителями и педагогами.

Общая информация

Ключевые слова: несовершеннолетние , правонарушения, акцентуации характера, агрессивность, ценностные ориентации

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130409

Получена: 14.02.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Обуховская Д.И., Коноплева И.Н. Акцентуации характера, ценностные ориентации и агрессивность подростков как факторы риска совершения правонарушений несовершеннолетними [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 115–131. DOI: 10.17759/psylaw.2023130409

Полный текст

Введение

Проблема правонарушений среди несовершеннолетних в нашей стране стоит очень остро. Рост правонарушений среди подростков ведет к негативным последствиям не только для общества, но и для них самих, неся угрозу их физическому и психическому здоровью.
Ученые и специалисты из различных областей науки обеспокоены по поводу того, что молодежь в настоящее время, еще не начав жить, уже лишает себя перспективы на достойное положение в обществе. Возрастание количества подростков с отклоняющимся и противоправным поведением вызывает тревогу [16]. В последние годы выросла численность подростков, выбирающих целью своей жизни материальное благополучие, которого они добиваются любой ценой. Среди несовершеннолетних утрачиваются ценность и значимость труда и саморазвития. Данная позиция среди несовершеннолетних приобретает все более агрессивные формы, поэтому особую значимость приобретает выявление и изучение факторов, влияющих на совершение правонарушений среди несовершеннолетних, что в дальнейшем будет способствовать предупреждению противоправного поведения.
Целью нашего исследования явилось выявление и анализ психологических факторов риска, влияющих на совершение правонарушений несовершеннолетними.
Период подросткового возраста — это этап жизни человека, в течение которого некоторые процессы, связанные с переходом от детства к взрослой жизни, протекают достаточно остро. В данный период ребенок ведет себя вызывающе по отношению к взрослым, происходит изменение в увлечениях, убеждениях и интересах ребенка. Все это связано с тем, что подросток хочет выглядеть как взрослый, но при этом не может фактически им быть, он стремится получить самостоятельность и свободу от взрослых, но не может ей пользоваться и должен соблюдать те правила и нормы, которые ставятся перед ним взрослыми. К тому же взрослые сталкиваются с повышенной импульсивность, возбудимостью и ранимостью подростка. Дети становятся обидчивыми и довольно критичными к родителям, учителям и остальным взрослым, которые их окружают. Данные особенности вызывают трудности в общении между взрослыми и детьми, что приводит к различного рода конфликтам, протестам и конфронтациям.
В данный период развития изменяется и отношение подростка к миру, к себе. Он формирует свое собственное мировоззрение, планы на будущую жизнь, что, в итоге, позволит ему жить самостоятельно. Подросток стремится занять равную позицию со взрослыми, даже несмотря на то, что он пока не способен полностью соответствовать взрослому. Подросток начинает понимать себя, свои возможности и свое место в обществе, а также назначение в жизни [11].
В это время у подростков происходят и изменения в деятельности. Возникновение новых форм деятельности, изменения, происходящие из-за данной деятельности, и перестроение отдельных психических функций являются характеристиками ведущей деятельности. Только учитывая данные характеристики, деятельность можно назвать ведущей [10].
В ведущей деятельности происходит усвоение подростком общественных норм и правил, средств и целей социального поведения. Д.И. Фельдштейн, в свою очередь, предполагает, что в настоящее время подростки чаще ищут новые формы значимой для социума деятельности, где он может выразить себя как член общества, т. е. если ребенок участвует в общественно принятой и полезной деятельности, то он становится увереннее в своей значимости. Данный факт позволяет подросткам развивать ту систему ценностей и мотивацию, которые будут направлены на общественное благо [22].
Изучая психологические особенности несовершеннолетних, важно также рассмотреть теорию А.Е. Личко, в которой он выявлял и описывал стереотипы поведения подростков [9]. Данная теория помогает понять особенности поведения ребенка на этом этапе развития. Изучив и проанализировав данную теорию, можно выявить факторы и причины совершения противоправных поступков несовершеннолетними.
Определенные факторы окружающей среды, а также особенности личности подростка могут привести его к совершению правонарушений. При сочетании дисгармоничных личностных черт у подростков риск противоправного поведения повышается [18].
В настоящее время преступность среди детей и молодежи находится на высоком уровне, поэтому очень важно изучать психологические особенности их личности, которые выступают факторами противоправного поведения среди данной категории лиц [3; 13; 21].
Несовершеннолетние, совершившие правонарушения, обладают характерными чертами личности, изучив которые, можно выбирать наиболее подходящие меры для педагогической работы. К правонарушениям при влиянии негативных условий может приводить и неустойчивость в системе ценностных ориентаций [12; 14; 15]. Под ценностными ориентациями понимается система личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям [6; 17].
Д.А. Леонтьев считает, что в подростковый период активно формируются ценностные ориентации, которые оказывают большое влияние на становление личности подростка. Ценностные ориентации, которые формируются у подростка, определяют то, какие у него будут отношения с окружающим миром, и служат детерминантой его поведения. Ценностные ориентации несовершеннолетнего являются структурой, в которой проявляется его отношение к действительности. Ценностные ориентации, во-первых, выражаются в проявлении отношения подростка к миру, а во-вторых — служат системой установок, которые детерминируют его поведение. Для подростков, совершающих противоправные поступки, соблюдение общепризнанных норм и правил поведения является наименее значимой ценностью [19]. Влияние на поведение и убеждения подростка оказывают и его социальные связи. В исследовании Э.М. Томас изучалось влияние моральных ценностей родителей и преступного поведения сверстников на ценности и преступное поведение подростков [26].
Согласно исследованию К.А. Овчинниковой и М.А. Даниловой, для несовершеннолетних правонарушителей не характерно стремление планировать жизнь, слабо выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Несовершеннолетние правонарушители не имеют ценностей, принятых в обществе — не стремятся к познанию, отвергают ценности культуры, бездеятельны в жизни. Они убеждены в том, что не нужны обществу, не смогут добиться чего-то в жизни и занять достойное положением среди своих сверстников [13].
Согласно теории А.Е. Личко, личностные особенности занимают важное место в формировании противоправного поведения подростков. Он отмечает, что несовершеннолетний, имеющий некоторые акцентуации характера, склонен к асоциальным реакциям на негативные факторы и условия окружающей среды. При этом он же отмечает, что обладателям таких акцентуаций, как сензитивная, психастеническая, астеноневротическая, напротив, совершенно не свойственно делинквентное и асоциальное поведение [9]. В свою очередь, К. Леонгард также выдвигал концепцию «акцентуированных личностей». По его мнению, личностные черты разделяются на основные и дополнительные. Личность с ярко выраженными основными чертами является «акцентуированной» [8]. Такие личности не следует рассматривать как патологические, но в случае взаимодействия с неблагоприятными факторами они могут приобретать такой характер, разрушая структуру личности.
Изучение характерологических и эмоционально-волевых особенностей несовершеннолетних правонарушителей имеет важное криминологическое значение, в том числе и для прогнозирования преступного поведения.
Молодежную делинквентность анализируют также с точки зрения изменения социальной системы, которая разрушает сложившиеся социальные нормы. Данное явление получило название аномии. Это определение используют для того, чтобы объяснить криминализацию общества в период трансформаций системы. В современных исследованиях отмечается, что аномия заявляет о себе наличием постоянно расширяющейся гаммы социальных девиаций. К числу индикаторов аномии Э. Дюркгейм относит рост преступного поведения в обществе, социальный хаос, нечеткость целей в жизни, возрастание значимости таких ориентаций, как материальные и направленные на удовольствие без усилий, в противоположность духовным и нравственным ориентациям.
В свою очередь, в работах Т.В. Шипуновой, которая затрагивает тему социально-психологических причин и факторов противоправного поведения, отмечается, что формирование данного поведения может начинаться с этапа снижения общения между родителями и детьми и заканчиваться принятием правил и норм криминальной субкультуры [24].
М. Камбиева делит факторы правонарушений на две группы: макро- и микросоциальные. В микросоциальных делается акцент только на одном — негативном влиянии семьи на подростка [5]. Согласно зарубежным исследованиям, значимым фактором асоциального поведения является семейная ситуация [25].
Таким образом, причины противоправного поведения связаны не только с психологическими особенностями, но и с социально-педагогическими факторами, вводящими подростка в ситуации риска, в ходе которых он идет на правонарушение.
Многие исследователи задаются вопросом, какими мотивами руководствуются несовершеннолетние, идущие на совершение правонарушений или преступлений. Мотивы играют важную роль не только в повседневной деятельности человека, но и в формировании противоправного поведения подростков, которое все больше походит на мотивацию преступников более взрослой категории. При этом личностные особенности подростков играют не последнюю роль во влиянии на мотивы и характер совершенных ими правонарушений.
Значительное количество правонарушений совершаются подростками без четкого плана, спонтанно, непродуманно. Г.Г. Федорова считает, что это связано с мотивами, которые не осознаются подростком, но связаны с отсроченным действием травматического опыта, закрепившегося в сознании несовершеннолетнего [19]. В исследовании Л.Р. Заграй выделяются такие типы мотивов, как экспериментально-познавательный, коммуникативно-эмоциональный, утилитарно-потребительский [4]. Не последнюю роль играет и материальная выгода в совершении правонарушений подростками [1; 7; 10].
Таким образом, характерными особенностями мотивации противоправного поведения несовершеннолетних являются примитивный характер потребностей, желание самоутвердиться и отсутствие баланса между потребностями [23].
Изучение характерологических и эмоционально-волевых особенностей подростков имеет важное значение, в том числе и для прогнозирования противоправных действий. В свою очередь, криминогенное поведение среди подростков возникает как результат не только личностных особенностей, но и негативного влияния окружающей среды.
Мы предположили, что фактором риска совершения правонарушений являются психологические особенности несовершеннолетних, представленные акцентуациями характера; высокий уровень агрессивности может выступать фактором риска совершения правонарушений несовершеннолетними. Также высказано предположение, что несовершеннолетние, совершившие правонарушение, имеют систему ценностных ориентаций, отличную от ценностей правопослушных несовершеннолетних.

Выборка и методы исследования

Для проверки высказанных предположений нами организовано и проведено собственное эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 20 несовершеннолетних в возрасте от 15 до 17 лет (19 мальчиков и 1 девочка), стоящих на внутришкольном учете и в КДН, и 20 несовершеннолетних, не стоящих на учете (все мальчики).
Все подростки контрольной группы обучаются в школе; из группы правонарушителей 17 обучаются в школе, 3 — в колледже. Респонденты являются жителями г. Москва. В контрольной группы 13 человек воспитываются в полных семьях, 7 человек — в неполной семье. Среди правонарушителей 7 человек воспитываются в полной семье, 13 — в неполной.
Мы проанализировали характер семейных взаимоотношений испытуемых. Свои взаимоотношения с близкими родственниками как «положительные» оценили 5 подростков из контрольной группы и 4 подростка из группы правонарушителей; как «отрицательные» — 6 из контрольной группы и 10 из группы правонарушителей; как «нейтральные» были обозначены 9 респондентами из контрольной группы и 6 из группы правонарушителей.
Опрос испытуемых показал, что в группе подростков-правонарушителей свободное время проводится преимущественно на улице, во дворе, тогда как в контрольной группе несовершеннолетние проводят время в театрах, парках, секциях или же дома за компьютером. Свободное время обе группы проводят чаще с друзьями, чем с родителями.
Методики исследования.
  • «Адаптированный подростковый опросник Леонгарда—Шмишека» (в адаптации И.В. Крук), направленный на диагностику акцентуаций характера.
  • «Опросник уровня агрессивности BPAQ-24 Басса—Перри» (в адаптации С.Н. Ениколопова, Н.П. Цибульского).
  • Методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандашева).
Для статистической обработки данных использовался критерий Манна—Уитни для независимых выборок и критерий корреляции Пирсона, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость. Анализ нормальности распределения выборки оценивался с помощью критерия согласия Пирсона хи-квадрат. Все расчеты проводились в программе SPSS Statistics 22.
Результаты исследования и их обсуждение
По данным, полученным в ходе исследования, видно, что более выражены акцентуации характера в группе подростков-правонарушителей, в меньшей степени — в контрольной группе (различия значимы на уровне р ≤ 0,05).
Полученные данные (рис. 1) показывают, что группа правонарушителей в большей степени обладает такими акцентуациями, как возбудимый, гипертимный и эмотивный тип. Стоит отметить, что человек не обязательно может обладать только одной акцентуацией. По мнению К. Леонгарда, существуют сочетания акцентуаций, которые не дают ничего принципиально нового — получается, скорее, смешанный тип акцентуации [8].
Для выявления эмоционально-волевых качеств испытуемых была проведена методика на выявление уровня агрессивности Басса—Перри. В ходе исследования были получены результаты по шкалам физической агрессии, враждебности, гневу, а также общий показатель (различия значимы на уровне р ≤ 0,05).
По полученным данным у испытуемых контрольной группы (рис. 2) преобладают низкий и средний уровни, а среди группы правонарушителей (рис. 3) — средний и высокий. Это может говорить о том, что правонарушители больше склонны активно проявлять физическую агрессию в своих действиях и поступках.
Рис. 1. Акцентуации характера группы подростков-правонарушителей.
Представлены результаты обеих групп
 
Рис. 2. Результаты методики Басса—Перри испытуемых контрольной группы
Данные уровня гнева демонстрируют, что среди респондентов обеих групп преобладает средний уровень. Важно отметить то, что некоторые испытуемые из группы подростков-правонарушителей имеют высокий уровень гнева; это объясняется тем, что среди правонарушителей, в отличие от обычных подростков, чаще встречаются неконтролируемые вспышки гнева, влияющее на их поступки и решения. Среди испытуемых контрольной группы высоких результатов по этому параметру не выявлено.
Показательным также является количество испытуемых из каждой группы по показателю низкого уровня гнева. Среди контрольной группы низкий уровень имеют 6 респондентов, среди правонарушителей —всего один человек.
По уровню враждебности преобладающими оценками среди контрольной группы являются средние и низкие, в группе правонарушителей — средние и высокие.
 
Рис. 3. Результаты методики Басса—Перри подростков-правонарушителей
 
Рис. 4. Общий уровень агрессивности в двух группах испытуемых
Высокий и средний уровень общей агрессивности преобладает в группе подростков-правонарушителей (рис. 4), в контрольной группе идет преобладание низкого и среднего уровня. То есть уровень агрессивности среди правонарушителей выше, чем в группе нормы. Таким образом, агрессивность среди несовершеннолетних правонарушителей выступает одним из факторов риска совершения правонарушений.
Для того чтобы определить разницу в иерархии ценностных ориентаций групп испытуемых, в исследовании была использована методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца. Подростковый возраст характеризуется также тем, что на данном этапе происходит формирование системы ценностей, влияющих на развитие личности в целом. Именно ценностные ориентации, формирующиеся у несовершеннолетних, детерминируют его взаимодействие с обществом и поведение.
Первая часть исследования по методике «Обзор ценностей» направлена на исследование нормативных идеалов у испытуемых, которые находятся на уровне убеждений личности. Структура ценностей, исследуемая в этой части опросника, не проявляется в поведении человека в обществе, но при этом выступает как наиболее влияющая на личность.
Полученные результаты подтвердили наличие различий в системе ценностей контрольной группы и группы правонарушителей (различия значимы на уровне р ≤ 0,05).
 
Рис. 5. Сравнение результатов испытуемых, полученные при исследовании
ценностных ориентаций (нормативные ценности)
На рис. 5 показаны различия среди испытуемых по таким ценностям, как «Конформизм», «Универсализм», «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Власть», «Безопасность».
В представленных ниже данных (таблица 1) содержится информация о ранговом распределении нормативных ценностей среди контрольной группы и группы подростков, совершивших правонарушение.
Таблица 1
Ранговое распределение ценностных ориентаций по системе нормативных ценностей

Нормативные ценности

Контрольная группа

Правонарушители

Конформность

9

7

Традиции

10

10

Доброта

4

3

Универсализм

3

8

Самостоятельность

1

1

Стимуляция

7

6

Гедонизм

6

9

Достижение

5

4

Власть

8

5

Безопасность

2

2

Результаты первого этапа методики показывают, что среди испытуемых контрольной группы важными ценностями являются самостоятельность, безопасность и универсализм. Наименее важными ценностями являются традиции, конформность и власть.
В группе правонарушителей наиболее важными ценностями являются самостоятельность, безопасность и доброта. Универсализм, традиции и гедонизм выступают, как наименее важные для них ценности.
Для испытуемых, у которых важной ценностью является самостоятельность характерно самостоятельное мышление и выбор способов действия в сферах активности, самоконтроль, самоуправление. Для испытуемых с ценностью безопасность важна стабильность в обществе и взаимоотношении с людьми, безопасность для себя и других, а также гармония. Люди с ценностью универсализм отличаются пониманием и терпимостью касаемо общества, стремлением к защите природного и человеческого благополучия.
В группе правонарушителей важной ценностью является также самостоятельность и безопасность. Третьей важной ценностью является доброта, которая проявляется в стремлении обустроить и сохранить благополучие близких людей, с которыми они находятся в непосредственном контакте. При этом наименее важной ценностью для них является универсализм, поэтому сохранение благополучия людей, не входящих в узкий круг знакомых, становится наименее важным, то есть, благополучие других людей и общества в целом не является для них значимым. Также они менее склонны без сильной необходимости вступать в контакт с людьми, которые находятся вне своего узкого круга общения.
Полученные результаты в ходе второй части исследования, которое направлено на исследование ценностей, проявляющихся на уровне поведения человека, также подтвердили наличие различий в системе ценностей двух исследуемых групп (различия значимы на уровне р≤0,05).
Рис. 6. Сравнение результатов испытуемых, полученные при исследовании
ценностных ориентаций (профиль личности)
На рис. 6 представлены различия, выявленные в ходе исследования по профилю личности по таким показателям, как «Традиции» «Универсализм».
В таблице 2 содержится информация о ранговом распределении ценностей профиля личности в контрольной группе и группе подростков, совершивших правонарушение.
Таблица 2
Ранговое распределение ценностных ориентаций по системе нормативных ценностей

Ценностные ценности профиля личности

Контрольная группа

Правонарушители

Конформность

9

8

Традиции

10

7

Доброта

4

2

Универсализм

3

10

Самостоятельность

1

1

Стимуляция

7

3

Гедонизм

2

5

Достижение

6

6

Власть

8

9

Безопасность

5

4

Результаты второго этапа методики показывают, что наиболее важными ценностями в контрольной группе являются самостоятельность, гедонизм и универсализм, а наименее важными традиции, конформность и власть. Для испытуемых с ценностью «Гедонизм» мотивационной целью является наслаждение жизнью и чувственное удовольствие.
Наиболее важными ценностями в группе правонарушителей являются самостоятельность, доброта и стимуляция, наименее важными универсализм, власть и конформность.
Для испытуемых с ценностью стимуляция, как наиболее важной, характерны стремление к новизне и глубине переживаний. Такие испытуемые стремятся к новым ощущениям и чувствам, риску, экстриму, что может выступать фактором совершения ими правонарушений для того, чтобы испытать их. Людям, для которых данная ценность является одной из значимых, необходимо разнообразие в различных сферах жизни для того, чтобы поддерживать свою активность на необходимом для них уровне.
Для выявления взаимосвязи системы ценностных ориентаций и акцентуаций характера нами был проведен корреляционный анализ данных по коэффициенту корреляции r Пирсона.
Данный анализ выявил связь таких показателей, как «Педантичность» и «Конформность» (r = 0,530* на уровне значимости 0,05). Эта взаимосвязь объясняется тем, что личность, имеющая педантичный тип акцентуации характера, отличается приверженностью к определенному порядку, стремлением контролировать ситуацию, добросовестностью, четкостью, надежностью, стремлением совершенствовать все сферы своей личности. Они способны брать на себя ответственность за поступки, стараются уделять внимание близким людям, их благополучию, здоровью. При этом им довольно трудно адаптироваться к новым условиям, принимать решения, так как они боятся совершить ошибку.
Также была выявлена связь показателей «Доброта» и «Эмотивность» (r = 0,465* на уровне значимости 0,05). Это объясняется тем, что человек с эмотивным типом личности отличается ранимостью, вспышками гнева, высокой мнительностью по отношению ко всему, что его окружает, он тяжелее переживает грубость и жестокость, отсутствие теплоты и равнодушие со стороны других людей, особенно близких. При этом он обладают такими положительными качествами, как отзывчивость, душевная теплота искренность чувств, он сопереживает людям, стремится к построению близких контактов с ними, способен по-настоящему радоваться успехам своих родных.
Выраженная связь показателей «Власть» и «Демонстративность» (r = 0,989** на уровне значимости 0,01) объясняется тем, что демонстративная личность отличается высоким уровнем притязаний, желания достижений, артистичностью, смелостью и решительностью, такие люди чаще других стремятся завоевать лидерство и получить всеобщее признание. Личность демонстративного типа не переносит чужой успех и расценивает его как собственную неудачу, такому человеку необходимо получить внимание всех окружающих любыми средствами и любой ценой. Люди со значимой ценностью власти стремятся к достижению статуса и престижа в социальной среде, лидерству и контролю над людьми и ресурсами, им также необходимо общественное признание любой ценой.
Корреляционный анализ, проведенный нами для выявления взаимосвязи уровня агрессивности и ценностных ориентаций правонарушителей, выявил значимую связь показателей «Власть» и «Общий уровень агрессивности» (r = 0,473* на уровне значимости 0,05). Данная связь объясняется тем, что личность, для которой ценность «Власть» является значимой, характеризуется высоким уровнем притязаний, авторитетом в обществе. Такая личность постоянно стремится к лидерству, богатству, высокому социальному статусу, престижу, доминированию над людьми, такие люди получают удовольствие от доминирования над другими, властью над ними. Они чаще стараются занимать более высокие позиции в коллективе, стремятся возглавить группы, к которым они себя относят. Все это может приводить к тому, что при неудачах или нежелательных исходах своих действий такой человек способен достигнуть своей цели с помощью агрессивного поведения.

Выводы

Исследователями в различных областях психологии, педагогики и криминологии было установлено, что подростки правонарушители характеризуются отсутствием интереса к познавательной деятельности, стремлением получить удовольствие без усилий и труда, отличной от других системой ценностей, которая проявляется в желании утвердить свою позицию в обществе, стремлении к лидерству, но, что самое важное, в отсутствии стремления к саморазвитию, внутреннему росту, всеобщему благополучию. Они не планируют свое будущее и живут моментом, получая удовольствие от риска и быстропроходящих удовольствий.
Правонарушения, совершаемые подростками, происходят под влиянием множества факторов риска, при выявлении которых появляется возможность наметить основные пути работы по их предупреждению и устранению. Отсутствие доступного досуга, организованного государством, враждебность и безразличие со стороны родителей и учителей, кризис системы образования и другие факторы приводят к повышению числа правонарушений среди подростков.
Эмпирическое исследование позволило выявить наличие возбудимых, гипертимных и эмотивных типов личности преимущественно в группе подростков правонарушителей; такие типы личности могут выступать психологическими факторами риска, подталкивающими их к совершению правонарушений. У большинства испытуемых выявились проблемы в сфере семейных взаимоотношений, большинство испытуемых группы правонарушителей воспитываются в неполной семье. Это является довольно ощутимым фактором, влияющим на их поведение. В обеих группах подростки редко общаются со своей семьей, а часть испытуемых живут в конфликтах с родителями и близкими, испытывают безразличие и непонимание с их стороны.
В группе подростков-правонарушителей преобладают высокий и средний уровни общей агрессивности, в контрольной группе мы наблюдаем преобладание низкого и среднего уровней. В целом мы видим, что уровень агрессивности среди правонарушителей выше, чем в группе нормы. И это может свидетельствовать о том, что агрессивность у несовершеннолетних правонарушителей выступает одним из факторов риска совершения правонарушений.
Было выявлено, что системы ценностных ориентаций в контрольной группе и группе правонарушителей имеют различия. Ценности контрольной группы направлены на всеобщее благополучие, сохранение целостности природы и общества, тогда как ценности правонарушителей направлены на сохранение благополучия только узкого круга их близких, а благополучие общества в целом является для них наименее значимым.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что при выявлении факторов риска, влияющих на совершение правонарушений несовершеннолетними, их психологических особенностей появляется возможность в дальнейшем определить основные направления психологической и учебно-воспитательной работы с данной категорией лиц.

Литература

  1. Вахабова С.А. Факторы возникновения преступлений среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Вестник научной мысли. 2021. № 1. С. 178–180. doi:10.34983/DTIPB.2021.72.29.001
  2. Гартвик Е.В. Психологические факторы делинквентного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Том 26. № 3 (86). С. 283–291. doi:10. 24412/1999-6241-2021-3-86-283-291
  3. Горьковая И.А. Направления профилактики противоправного поведения подростков в России [Электронный ресурс] // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 3. С.265–276. doi:10.33910/2686-9527-2020-2-3-265-276
  4. Заграй Л.Р. Мотивация противоправных действий подростков // Научный диалог. 2012. № 1. С. 21–31.
  5. Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 845–847.
  6. Каращук Л.Н., Шалимова Е.Н., Конопкина В.Д., Дмитриева М.Н. Исследование ценностных ориентаций подростков для активизации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 378–382. doi:10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p378-382
  7. Колесников Р.В. Факторы, детерминирующие групповые преступления несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 4. С. 201–208.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 446 с.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). СПб: Речь, 2009. 256 с.
  10. Личко А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 256–266.
  11. Назарова Н.Г. Оценка факторов, повышающих и снижающих риск агрессивного противоправного поведения у несовершеннолетних (обзор исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 89–103. doi:10.17759/psylaw.2016060308
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2020. 460 с.
  13. Омарова Р.И. Современная преступность несовершеннолетних и меры предупреждения и борьбы с ней // Аллея науки. 2019. № 3 (30). С. 558–563.
  14. Салахова В.Б., Костыряченко Ю.А. Мотивация и мотивы несовершеннолетних правонарушителей // Симбирский научный вестник. 2018. № 4 (34). С. 31–35.
  15. Семочкина А.А. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего, совершающего насильственные преступления [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 150–153. doi:10.24411/2073-0454-2020-10471
  16. Сводные данные из статистических сведений ГИАЦ МВД России по годам [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/folder/101762?ysclid=l5gg70nlwh759860306 (дата обращения: 21.12.2021).
  17. Смирнова Е.Ю. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Том 16. № 4. С. 95–98.
  18. Старикова В.О., Дебольский М.Г., Ошевский Д.С. Черты «асоциальной личности» у несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 4. С. 79–91. doi:10.17759/psylaw.2017070407
  19. Устинов Д.В. Содержание потребности как критерий классификации мотивов противоправного имущественного поведения детей [Электронный ресурс] // Психология и право. Том 8. № 1. С. 63–76. doi:10.17759/psylaw.2018080105
  20. Федорова Г.Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его профилактики // Социальная педагогика. 2017. № 4-5. С. 61–69.
  21. Федотова Е.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С. 98–101. doi:10.24411/2073-0454-2019-10327
  22. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: МПСИ, 2004. 672 с.
  23. Шаповал И.А. Психология дисгармонического дизонтогенеза: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2016. 301 с.
  24. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. 180 с.
  25. Alboukordi S., Nazari A.M., Nouri R., Sangdeh J.K. Predictive factors for juvenile delinquency: the role of family structure, parental monitoring and delinquent peers // International Journal of Criminology and Sociological Theory. 2012. Vol. 5(1). P. 770–777.
  26. Thomas A.M. Parent and Peer Influences: Their Role in Predictive Adolescent Moral Values and Delinquent Behavior: Thesis for the Degree of Master of Science. Colorado: Colorado State University Fort Collins, 2011. 64 p.

Информация об авторах

Обуховская Дарья Игоревна, выпускница факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог, Школа №138, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8633-4364, e-mail: dashashowbiz9624@gmail.com

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 457
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 2