Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи

136

Аннотация

В статье представлены классификация девиантного онлайн-поведения, а также анализ программ и технологий помощи несовершеннолетним в сети Интернет. Выделены такие виды девиантного онлайн-поведения, как киберагрессивное (троллинг, кибербуллинг, хейтинг и др.), антисоциальное (интернет-мошенничество, участие в деструктивных группах и др.), аутоагрессивное и самоповреждающее, киберзависимое (интернет-зависимость, думскроллинг, фаббинг и др.), киберрискованное (просмотр треш-контента, опасное селфи и др.), а также кибервиктимное поведение (грумминг, секстинг и др.). Для анализа из открытых источников были взяты 10 программ за последние 5 лет, в которых была заявлена тема отклоняющегося поведения несовершеннолетних в сети Интернет и кибербезопасность. В процессе анализа применялись критерии оценки, обозначенные в Руководстве по верификации образовательных и социальных программ и технологий в соответствии с доказательным подходом в психологии и образовании. Сделаны выводы о направленности анализируемых программ, предложены перспективы дальнейшей разработки технологий социальной и психолого-педагогической работы в контексте отклоняющегося онлайн-поведения.

Общая информация

Ключевые слова: киберагрессия, аутоагрессивное поведение , самоповреждающее поведение, кибервиктимное поведение, классификация

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204

Получена: 18.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 45–66. DOI: 10.17759/psylaw.2024140204

Полный текст

Введение

В современном мире уже трудно представить жизнь без Интернета, уже почти все являются активными пользователями Глобальной сети. С каждым годом возрастает количество интернет-пользователей, как в России, так и во всем мире [54; 55]. В связи с этим в научном дискурсе говорится о феномене онлайн-поведения [8; 9; 10; 40; 41], которое, в частности, определяется как форма социального поведения, опосредованная информационно-коммуникативными технологиями, реализуемая в виртуальном пространстве и отражающая в определенной степени индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики пользователя, а также социальные нормы в онлайн [34; 38; 39]. Вместе с тем исследования показывают, что в отличие от реального пространства в виртуальном мире социальные нормы более подвижны, а требования к нормативному поведению более гибкие, пластичные и имеют меньше ограничений [7; 24; 51; 57; 58; 59; 60]. Таким образом, Сеть не только предоставляет различные возможности для развития и позитивной самореализации (в зависимости от того, больше или меньше люди ею пользуются), но и несет в себе различные риски и опасности [12; 13; 53]. Нормативное и просоциальное онлайн-поведение исследуется значительно реже, чем различные онлайн-риски [56], а в научных исследованиях ставится проблема девиантного (отклоняющегося) онлайн-поведения и его видов [12; 33; 52; 53].
Классификация девиантного онлайн-поведения. В девиантологии описаны классификации отклоняющегося поведения в реальном пространстве, включающие такие виды, как агрессивное, делинквентное, зависимое, суицидальное поведение [17; 25; 26; 27; 28; 31; 36; 50]. Однако в настоящее время фактически не систематизированы и не обобщены его виды в онлайн-среде. На основе разработанной ранее классификации отклоняющегося поведения в Навигаторе профилактики [11] можно выделить следующие виды девиантного онлайн-поведения (рис 1).
Рис. 1. Классификация девиантного и преступного онлайн-поведения
Отметим, что девиантное поведение в онлайн, так же, как и в офлайн, можно условно назвать полидевиантным, поскольку его одновременно можно отнести к нескольким видам. Кроме того, в некоторых девиациях можно увидеть явный и скрытый вид отклоняющегося поведения; так про нападение на школы исследователи отмечают: «В структуре формирования идей нападений и их реализации в большинстве случаев отмечались суицидальные намерения» [21]. Разберемся подробнее, к какому виду отклоняющегося онлайн-поведения относят тот или иной феномен.
Наиболее узнаваемое на сегодняшний момент девиантное онлайн-поведение, которое уже стоит на пороге признания его преступным, — это кибертравля (кибербуллинг), определяемая как «умышленное и повторяющееся причинение вреда другим лицам с использованием компьютеров, смартфонов и других электронных устройств» [16]. Можно заметить, что со стороны кибербуллера оно относится к агрессивному поведению, а со стороны жертвы — к виктимному.
К более мягким проявлениям киберагрессии можно отнести следующие. Киберпровокация (троллинг), т. е. намеренно провокационные или оскорбительные комментарии к статьям в Интернете, к постам в блогах и соцсетях, сообщения в личных или групповых чатах с целью высмеять, унизить, оскорбить автора поста или пользователя, спровоцировать его на негативную реакцию, создать конфликт между другими комментаторами или пользователями группового чата [12]. Киберразжигание (флейминг), или «...разжигание речевого конфликта не в монологе, а в полилоге с участием множества коммуникантов, эмоционально реагирующих на такую речевую провокацию. Кроме того, в отличие от троллинга, флейминг предполагает прямую словесную атаку непосредственно на коммуниканта» [4]. Киберзлословие (хейтинг), иными словами «унижение, необоснованная критика человека, выражающаяся в виде большого количества комментариев с оскорблениями иногда со стороны группы хейтеров, целью которых зачастую является подрыв репутации конкретной личности» [43]. Внутриигровой кибервандализм (грифинг) — процесс, в котором одни игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх с целью разрушения «удовольствия других пользователей от игры путем нарушения отдельного функционала, использования брани, блокирования других пользователей и т. д.» [43].
Следующие виды агрессивного онлайн-поведения можно назвать смешанными, так как их действие выходит за рамки интернет-коммуникации. Это киберразглашение (доксинг) — «…свободное опубликование персональных данных в Сети, таких как адрес места жительства, логины и пароли учетных записей сайта госуслуг или личного кабинета налогоплательщика, внутренняя корпоративная переписка, интимные фотографии знаменитостей или обычных людей» [48]. Его частными проявлениями являются кибервыманивание конфиденциальной информации (аутинг) — «…получение персональной информации и публикация ее в сети Интернет или передача тем, кому она не предназначалась» [6]; киберклевета (дениграция) — «…распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» [6]; киберсамозванство (имперсонация) — «…выдача себя за другого пользователя Сети, путем использования его пароля доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, либо создание аккаунта с данными “жертвы” и осуществление от его имени негативного общения с другими пользователями» [6], киберподлог (фрейпинг) — «…осуществление рассылки информации путем взлома личной страницы в социальных сетях и изменения сведений о ее хозяине, которая оскорбляет или ставит под угрозу как его самого, так и его друзей. Но чаще основная цель подобных действий — выставить объект в смешном, нелепом виде» [43]. К смешанным видам агрессивного поведения также относятся и следующие проявления. Киберпреследование (киберсталкинг) — это сбор, накопление и использование личной информации о жертве в целях шантажа, запугивания путем угрозы расправы и т. д. [43]. Видеоконференционный вандализм (зумбомбинг, Zoom-рейдерство) — «…преднамеренная атака, когда пользователи получают доступ к видеоконференции и, транслируя различный неприемлемый контент, используя нецензурные выражения, срывают мероприятие, оказывая негативное воздействие на всех его участников» [19]. Видеопубликация избиений (хеппислепинг) — «…создание и размещение на популярных порталах видеороликов с записями осуществленных сцен насилия» [45].
К аутоагрессивному поведению [46] можно отнести самоповреждающее (селфхарм) без суицидальных намерений. Наиболее частая форма самоповреждения — порезы кожи и расцарапывание кожи при помощи острых предметов. В Сети проявляется в виде публикации контента, связанного с данной тематикой или в формате сетевых сообществ в социальных сетях. Особенно интересно, что выделяют уже собственно цифровое самоповреждение, которое определяют как «…направленное на самого себя влияние негативного онлайн-контента. Цель… заключаться в том, чтобы вызвать у себя психологический дистресс или косвенно сообщить окружающим о своих психологических проблемах. <…> может включать в себя любой способ преднамеренного поиска и публикации оскорбительного контента о себе, например, создание негативного блога о себе или публикацию оскорбительных комментариев к собственным фото или видео анонимно, либо из ложного аккаунта, созданного специально для этой цели, известного как аккаунт-призрак» [29]. К аутоагрессивному поведению также относят участие в группах, посвященных диетам (часто ведутся людьми, далекими от медицины, и следование их советам приводит к ущербу для жизни и здоровья), а также участие в деструктивных группах (например, «группы смерти»). Используют такой термин, как киберсумоубийство (киберсуицид), понимаемый как «…действия, направленные на групповое или индивидуальное лишение себя жизни, которые совершаются в результате и/или посредством использования интернет-ресурсов» [37].
К киберзависимому поведению относят разные виды, порой различающиеся по основанию их выделения. Так, часто говорят об интернет-зависимости как обобщающем термине; однако игровая зависимость может быть как частью ее, так и отдельным видом зависимости. По другому основанию выделяют зависимость от устройств (гаджетов), куда входит часто упоминаемая компьютерная зависимость. Еще можно говорить как о видах зависимого поведения об игнорировании мобильным (фаббинге), т. е. пренебрежительном отношении к собеседнику, которое выражается в постоянном отвлечении от разговора ради того, чтобы «быстренько заглянуть в телефон»; одержимости онлайн-новостями (думскроллинге) — зависимости от чтения негативных новостей, когда человек не может остановиться, пропуская через себя всё больше и больше информации; киберотлынивании (киберлафинге), понимаемом как «…форма использования технических устройств (чаще всего с доступом к Интернету) в личных целях во время учебы или работы. Это особая форма ухода от скучной работы или вариант прокрастинации, осуществляемый за счет использования информационных технологий» [44].
Киберрискованное поведение может заключаться в создании шокирующих материалов (шок-контента) «…в различных формах подачи (аудио, видео, текст), основная цель — оказать сильное влияние на восприятие, вызвать душевные переживания и остаться в памяти как в день ознакомления с такой информацией, так и надолго, заставляя периодически воссоздавать запечатленный образ в сознании» [5]. Частный вид это контента — маргинальная видеотрансляция (треш-стриминг), в которой ведущий за вознаграждение от зрителей выполняет их задания, при этом эфир — «…потенциально пропагандирующий насилие и жестокое обращение с людьми и животными, унижение человеческого достоинства» [47]. Также можно говорить о рискованном онлайн-заработке как средстве получения «легких денег» [2]. Опасный фотоавтопортрет (селфи) — тоже вид отклоняющегося киберрискованного поведения, когда человек делает фотоснимок себя самостоятельно с помощью камеры мобильного или иного устройства в опасных для жизни условиях обычно с целью дальнейшей публикации в Интернете.
И, наконец, крайнее проявление — киберпреступное (антисоциальное) поведение. Перечислим несколько примеров. Ложный вызов (сваттинг) — «…это тактика домогательства, которая заключается во введении полиции в заблуждение (например, путем мистификации, направленной против диспетчера соответствующей спасательной службы) так, чтобы по адресу другого лица выехала штурмовая полицейская группа. Это делается с помощью фальшивых сообщений о серьезных правонарушениях, таких как закладка бомбы, убийство, захват заложников или другие подобные инциденты» [49]; реализация возможна также с использованием Интернета или IP-телефонии). Кибервыуживание (фишинг) — интернет-мошенничество с целью получения путем подлога адреса организации у пользователей их личных данных (логинов, паролей, банковских и прочих конфиденциальных данных). Кибервзлом (хакерство) — процесс поиска дыр в безопасности компьютерной системы или Сети с целью получения доступа к личной или корпоративной информации. Кибердискриминация — ущемление/оскорбление других пользователей по религиозному и/или национальному признаку. Участие в деструктивных (экстремистских, запрещенных) группах также может рассматриваться в контексте киберпреступлений.
Особую группу составляет виктимное онлайн-поведение несовершеннолетних. Сюда можно отнести онлайн-домогательство (онлайн груминг) как вид сексуальной эксплуатации детей и подростков с использованием сети Интернет [20]; распространение материалов сексуального характера (секстинга), т. е. «…отправка, получение и пересылка по Сети фото- и видеоматериалов сексуального характера с целью мести, причинения вреда, унижения чести, достоинства и для того, чтобы вызвать последующую травлю жертвы» [43]; сексуальное онлайн-вымогательство — вымогательство у детей сексуальных изображений, в том числе с помощью угроз или шантажа, может быть составной частью процесса груминга.
Как показывают исследования [13], специалисты, работающие с несовершеннолетними, немного отстают в использовании онлайн-среды не только от детей и подростков, но и от тех взрослых, которые научились использовать Интернет в своих, порой преступных, целях. Соответственно, необходим анализ уже разработанного инструментария по социальной и психолого-педагогической работе в Интернете с несовершеннолетними, а также выделение тех лакун, которые требуют последующих разработок. Ниже представлен анализ технологий помощи и программ профилактики, которые были отобраны по самым актуальным видам девиантного онлайн-поведения.
Методология и методы исследования
В процессе исследования и анализа программ социальной и психолого-педагогической работы в сети Интернет были использованы следующие методы.
  1. Рандомный поиск публикаций программ помощи по теме девиантного онлайн-поведения и кибербезопасности за последние 5 лет.
  2. Подбор программ, посвященных социальной и психолого-педагогической работе с несовершеннолетними в сети Интернет на основании выделенных ключевых слов:
  • поиск по виду девиантного онлайн-поведения (например, кибербуллинг, включая агрессию в онлайн, агрессию в Интернете и др.);
  • профилактика в интернет-среде (включая в онлайн, в интернет-пространстве);
  • кибербезопасность (включая интернет-безопасность, информационную безопасность, безопасность в сети Интернет).
Таким образом, для анализа из открытых источников были взяты 10 российских программ. География, представленная данными программами весьма широка: Ставропольский край, г. Санкт-Петербург (2 программы), Амурская, Белгородская области (2 программы), Вологодская, Новгородская, Оренбургская, Саратовская области.
В ходе анализа программ и технологий, которые специалисты применяют для оказания помощи детям и подросткам, а также их родителям и специалистам системы профилактики, использовались критерии, обозначенные в Руководстве по верификации образовательных и социальных программ и технологий в соответствии с доказательным подходом в психологии и образовании [22], а именно:
  1. полнота описания;
  2. соответствие требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалиста;
  3. соответствие теме;
  4. результативность;
  5. содержательность и аргументированность;
  6. оформление (соответствие общим требованиям качественной оценки программ/техноло­гии);
  7. оригинальность содержания.

Описание программ, их анализ и обсуждение

Кратко представим содержание каждой из отобранных программ.
  1. В методическом пособии «Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних» целью ставится «профилактика психологического насилия несовершеннолетних в пространстве современных интернет-технологий посредством межведомственного взаимодействия со специалистами субъектов профилактики и родителями» [18], однако в самих программах (вернее тематических планах, так как тексты самих программ не представлены) не предусматривается работа в сети Интернет.
Содержание программы разделено по целевым группам: несовершеннолетние (от 7 до 18 лет), их родители и специалисты, с ними работающие. Со всеми тремя группами работают примерно по одной схеме: 1) психолого-просветительская работа, 2) групповая и индивидуальная работа, 3) информирование с привлечением специалистов правовой и IT-сфер (для третьей целевой группы предусмотрена другая программа).
Психолого-просветительская работа проводится в форме бесед и дискуссий (содержание не раскрывается, но есть перечень тем). Темы бесед с несовершеннолетними посвящены не только проблемам Интернета (социальные сети, безопасность, игры), есть обсуждение таких тем, как разница реального и интернет-общения, ценность семьи, разрешение конфликтов и т. д., а в дискуссиях явно прослеживается тема виктимного поведения. Просветительские беседы для родителей почти повторяют предложенные для детей, что имеет методический смысл, так как создает общее смысловое пространство. Есть формат мини-лекций, где говорится о причинах компьютерной и виртуальной зависимости несовершеннолетних, а также жертвенного и агрессивного поведения у несовершеннолетних (особый акцент делается на таких явлениях, как моббинг и буллинг). Примерно такой же перечень предлагается для специалистов.
Во втором разделе для несовершеннолетних предполагаются следующие виды работ: клуб общения, тренинги (копинг-стратегии, дружба для профилактики агрессивного поведения, а также для предотвращения виктимного поведения). К сожалению, кроме названий, никакого методического материала не приводится. Для родителей предусматриваются лекторий, клуб общения, дискуссионный клуб. Тематика большей частью связана с развитием родительской компетентности, в частности в интернет-пространстве.
Далее предусматривается привлечение специалистов правовой и IT-сфер для информирования несовершеннолетних в форме мини-лекции, презентации, беседы, а для родителей проводятся такие же формы работы, но про детей.
Для специалистов субъектов профилактики предлагается методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности в вопросах организации и содержания работы с несовершеннолетними и родителями по профилактике насилия в интернет-пространстве.
В основном, в данной программе акцент делается на агрессивном (онлайн и офлайн) поведении, хотя присутствуют и другие виды отклоняющегося поведения. Ценно, что не только предполагается выявление, но и даются алгоритмы действия, а также способы предотвращения через развитие ресурсов.
  1. Программа по профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокого обращения среди обучающихся в МОУ СОШ № 8 города Аткарска Саратовской области [35] — это скорее перспективное планирование работы не только педагога-психолога, но ряда специалистов (социального педагога, учителей, классных руководителей и заместителя директора по ВР). Предполагается проводить мониторинг неблагополучия, классные часы (мероприятия по профилактике буллинга, кибербуллинга в рамках тематической субботы: мульт-гостиная «Безопасный Интернет» (1—2-е классы); внеклассное мероприятие «Интернет и мое здоровье» (3—4-е классы); конкурс плакатов «Безопасность школьников в сети Интернет» (5—6-е классы); беседа «Я и мои виртуальные друзья» (7—8-е классы); конкурс проектов; «Правила безопасности в сети Интернет» (8—9-е классы), мастер-класс «Интернет и моя будущая профессия» (10—11-е классы)), профилактические беседы, классные часы, встречи с духовенством, с представителями КДНиЗП, Отдела МВД. Педагог-психолог проводит психодиагностику, дает рекомендации и проводит коррекционно-развивающую работу с обучающимися 5-х классов «Путешествие на остров», направленную на адаптацию, а также индивидуальную работу с детьми группы риска. С остальными классами (с 6-го до 11-го) в сентябре будут проводиться практические упражнения в классе по профилактике и предотвращению проявления буллинга, травли среди обучающихся: классный час «В кругу доверия»; профилактика тревожности. В работе с родителями и учителями психолог участие не принимает.
В целом, по этой программе не очень понятно, как происходит работа с кибербуллингом. Единственное мероприятие, в котором предполагается использование онлайн-технологий, это организация и проведение общешкольной акции в социальных сетях «ТравлиNET» (5—11-е классы) (с хештегами #БудьОтличным #БудьДругом #ТравлиНет #КасаетсяКаждого).
  1. Учебное издание «Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации» [32] состоит из теоретических основ профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, где содержатся диагностические материалы (анкеты «Я в социальных сетях» и «Буллинг онлайн» без обработки полученных результатов), тренинги безопасного поведения для детей в сети Интернет (программа одного дня для 1—4-х классов и для 5—11-х классов и Памятка «Как защититься от хамства и оскорблений в Интернете»), а также практические рекомендации по профилактике кибербуллинга среди обучающихся (для педагогов и родителей подростков, оказавшимся жертвами кибертравли).
  2. Программа по профилактике буллинга и кибербуллинга среди детей подросткового возраста «Ребята, давайте жить дружно!» [23] называется профилактической и состоит из психодиагностического и формирующего этапа (форма — тренинг). Основными темами тренинга являются командообразование, ответственность, агрессия, чувства и эмоции, конфликты, общение, ассертивное поведение, саморегуляция и т. д.
Как можно заметить, вопрос кибербуллинга остался за рамками данной программы. Можно, конечно, сказать, что так как программа профилактическая, то это позволит предотвратить и кибербуллинг, однако, к сожалению, механизм возникновения кибербуллинга нельзя свести только к эскалации конфликта офлайн.
  1. Учебное пособие «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» [14] является дополнением к учебному предмету «Информатика», однако раскрывает такие темы, как «Цифровая репутация», «Противостояние киберпреступникам», «Виды киберпреступлений», «Определение понятия кибербезопасности», «Масштабы распространения киберугроз и основные виды киберугроз», «Правила безопасного общения и переписки в сети Интернет», «Интернет-зависимость как проблема», «Игровая зависимость», «Виртуальное мошенничество и хулиганство в сети Интернет», «Противостояние кибербуллингу», «Противостояние троллингу». Необходимо отметить грамотную подачу материала, где конкретизируются правила поведения в интернет-среде (начиная с переписки, заканчивая многопользовательскими играми), выделяются индикаторы того, что несовершеннолетний попал в сложную ситуацию, в завершение даются рекомендации родителям и учителям.
  2. Очень тщательно разработанная программа «Просветительская психолого-педагогичес­кая программа регионального родительского клуба “Интернет безопасность детей и подростков”» [3] в основном касается проблемы киберзависимости, однако и в целом ставит проблему киберугроз. Рассматриваемые темы (1. Интернет: возможности или угроза? 2. Интернет и ребенок: возраст, время, контроль, ограничения 3. Интернет-зависимость: кто виноват и что делать?) позволяют родителям сначала актуализировать проблему, затем выработать пути ее решения. Используются домашние задания (просмотр ролика и т. д.) для закрепления эффектов, достигнутых на занятиях. Приводится подробный конспект каждого занятия.
  3. Вторая психолого-педагогическая программа коллег из Белгорода «Безопасность в сети Интернет» [15] посвящена работе с подростками и носит более обширный характер. Авторы выделяют четыре блока (Блок I. Интернет известный и неизвестный. Блок II. Внимание: персональные данные! Блок III. Сетевой этикет. Блок IV. Подводные камни Интернета), где затрагиваются такие вопросы, как, например, безопасная коммуникация в Сети, репутация и самопрезентация в Сети, исправление репутации, кодекс соцсети, дружба реальная и виртуальная, кибербуллинг, фейки, правда или ложь и т.д. Приводится конспект каждого занятия, где можно увидеть и ссылки на нормативно-правовую базу, и рекомендации, и алгоритмы действий.
  4. Следующая программа «Эффективные способы взаимодействия семьи и школы в процессе обеспечения информационной безопасности школьника» [30], наоборот, полностью проводится с помощью WEB-квеста (вернее, в основном с элементами интернет-технологий, таких как решение кроссворда онлайн, тестирования онлайн и т. д.). К сожалению, автор не описал, как именно эти элементы складываются в какую-либо систему и приводят к заявленным ею целям. Кроме констатации получения высоких результатов родителями школьников никаких подтверждений в программе не приводится.
  5. Сборник методических разработок «Классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет» [42], содержит материалы для работы как с подростками, так и с их родителями. Разбираются основные виды отклоняющегося онлайн-поведения, даются алгоритмы действий, подробно обсуждается нормативно-правовая база, регулирующая интернет-среду в нашей стране. Даются памятки, разбираются видеофрагменты, проводится анкетирование. Однако система за этими уроками не прослеживается, это одноразовое мероприятие и интернет-технологии при этом не используются.
  6. Программа «Защита детей от вовлечения в сексуальную эксплуатацию и торговлю людьми онлайн: тренинговый модуль» [1] является продолжением соответствующего методического пособия и представляет собой краткое руководство для ведущих тренингов, которые готовят специалистов для работы с данной проблемой. В него заложено восемь сессий, каждая из которых включает презентацию основной информации, дискуссию или выполнение практического задания в группах: «Введение в проблему» (приводится статистика, обсуждается опыт и возможности работы с такой проблемой); «Виды онлайн СЭД (сексуальной эксплуатации детей. — прим. авторов) и особенности вербовки детей в торговлю людьми с помощью Интернета»; «Законодательные основы противодействия онлайн-СЭД»; «Роль онлайн-технологий в СЭД и вербовке детей в торговлю людьми»; «Оказание помощи пострадавшим детям»; «Подходы к профилактике»; «Ресурсы профилактики онлайн-СЭД и вовлечения детей в торговлю людьми онлайн»; работу в группах (предлагается разработать рекомендации по повышению эффективности работы по противодействию онлайн-СЭД и вербовке в торговлю людьми через Интернет и улучшению выявления пострадавших детей (предлагаются вопросы) и/или проект по созданию профилактического инструмента для работы с одной из целевых групп: с детьми, родителями или потенциальными преступниками). В конце предполагается заполнение опросника обратной связи и тестирование для оценки полученных знаний.
Анализ и обсуждение программ по критериям оценки. По параметру Соответствие требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалиста необходимо отметить, что почти все программы содержали ссылки на нормативно-правовую базу, предполагали работу с ними. В некоторых программах указывались и документы, регламентирующие деятельность того или иного специалиста. Так что данный параметр выполняется.
Параметр Соответствие теме, к сожалению, в трех программах был (как описано выше) не соблюден. Видимо, авторы расширяли тему, видя в ней перспективы выхода (или использования) на интернет-технологии или проблемы, возникающие в интернет-среде.
В большинстве программ параметр Результативность был задан (описаны предполагаемые результаты), однако мало где были заложены механизмы оценки данной результативности (в основном — через анкеты).
Параметр Содержательность и аргументированность мало применим к данным программам, так как авторы в большинстве своем не ставили перед собой задачи методически проработать свою программу: разъяснить выбор профиля программы (технологии) в соответствии с нормативными документами и проблемной ситуацией, на решение которой она направлена, научно обосновать применение и согласованность используемого инструментария оценки конструктов с описанной теоретической базой, целями и задачами программы и т. д.
Большинство программ получили высокую оценку по параметру Оформление, так как они были опубликованы в виде программ на конкурс или методических пособий (изданий).
Оригинальность содержания: только одна программа имеет признаки недобросовестного заимствования, остальные, с опорой на разработки в разных областях (психологии, информатики и т. д.), представили интересное содержание.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Все программы (кроме двух — созданных на базе общественной организации и центра социального обслуживания) разработаны образовательными организациями разного уровня (школы, центры, институты, университет), значительная часть программ — на базе региональных центров. Большинство разработчиков — психологи.
Половина программ имеют смешанную целевую группу (и для несовершеннолетних, и для их родителей, иногда и для специалистов). Три программы рассчитаны на детей (2 из них — для подростков), одна программа сделана для родителей, две — для специалистов. В двух программах предполагается межведомственное взаимодействие и привлечение специалистов правовой и IT-сфер.
Заметим, что большинство авторов говорят о профилактическом характере программ, однако акцент делается скорее на просвещении. Есть дискуссионные и игровые методы, но все же большей частью повышается осведомленность о феноменах и о необходимых действиях.
В большинстве программ наблюдается слабая методологическая проработанность (не указывается, в каком подходе предполагается работать). Только в двух программах указывается наличие апробации.
Не во всех программах указана предполагаемая длительность, но большинство программ предполагают несколько встреч в течение небольшого срока. Только одна программа рассчитана на несколько лет, но это скорее перспективный план, чем собственно программа работы.
Отметим, что по полноте описания проанализированные программы различаются (от почти полного отсутствия описания до развернутого, предполагающего соблюдение почти всех критериев).

Заключение

В настоящее время существующие программы и технологии по работе с подростками (и шире — детьми, их родителями и специалистами системы профилактики) можно условно разделить на офлайн-технологии (или традиционные, когда об Интернете говорят без его использования) и онлайн-технологии (пользователи в разных формах использования Интернета получают необходимую помощь), а также смешанные (когда используются и онлайн-, и офлайн-технологии).
При соотнесении с классификацией девиантного онлайн-поведения можно заметить, что большинство программ посвящены проблеме киберагрессии, на втором месте — киберзависимость; существуют программы, где работа ведется с кибервиктимным и киберпреступным поведением. Таким образом, можно рекомендовать разработчикам обратить внимание на более тонкую дифференциацию различных видов девиантного онлайн-поведения и заполнения лакун, поскольку еще предстоит разработать технологии работы и программы помощи в контексте всех видов девиантного онлайн-поведения.
Для организации социальной и психолого-педагогической помощи подросткам в сети Интернет представляется перспективным создание базы программ и технологий, позволяющих систематизировать различные как онлайн-материалы (ролики, сайты и т. д.), так и офлайн материалы (превентивные алгоритмы действий, а также действия экстренного реагирования в случае возникновения онлайн-угроз; рекомендации для несовершеннолетних, родителей, педагогов и специалистов системы профилактики в целом). Постоянно пополняемая библиотека таких технологий позволит специалисту при необходимости использовать ее в процессе психологической помощи клиенту.

Литература

  1. Авдеева В.П., Руппель А.Ф., Слюсарева М.Г., Одинокова В.А., Русакова М.М., Ерицян К.Ю., Захарова Ю.П., Вааранен-Валконен Н., Лайтинен Х.Л., Виксне Г. Защита детей от вовлечения в сексуальную эксплуатацию и торговлю людьми онлайн: тренинговый модуль. СПб: РОО СПСБН «Стеллит», 2020. 24 с.
  2. Алексеева А.В., Завадская В.В. Возможность заработать в Интернете: угрозы и перспективы развития // Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов 19 апреля 2018 года: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2018. С. 14–19.
  3. Алексеева Е.А. Просветительская психолого-педагогическая программа регионального родительского клуба «Интернет безопасность детей и подростков». Белгород, 2020 [Электронный ресурс] // Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения. URL: http://psy-centre-31.ru/images/Images/portfelproektov/internet-bezopasnost-detei-i-podrostkov.pdf (дата обращения 20.06.2024).
  4. Бабук А.В. Флейминг как инструмент разжигания речевого конфликта в интернет-дискурсе [Электронный ресурс] // Российский девиантологический журнал. 2022. № 2 (1). C.85–92. doi:10.35750/2713-0622-2022-1-85-92
  5. Белодед Д.Р. Влияние деструктивного цифрового контента на психологическую безопасность пользователей интернета [Электронный ресурс] // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Том 5. № 2 (15). С. 122– doi:10.54072/26586568_2022_5_2_122
  6. Березина О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции «Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи». 9–12 октября 2015 г. / Под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета имени Г.И. Носова; Магнитогорский Дом Печати, 2015. С. 63–72.
  7. Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Нормы и их нарушение: классические и современные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 21–31. doi:10.17759/jmfp.2021100302
  8. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 101–115. doi:10.17759/pse.2020250309
  9. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: к вопросу о возможности прогноза [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 98–108. doi:10.17759/chp.2020160410
  10. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 143–157. doi:10.17759/psylaw.2020100310
  11. Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2022 [Электронный ресурс] // МГППУ. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 20.06.2024).
  12. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Азыркин П.Д. Подросток в Интернете: Методические рекомендации по оценке рисков отклоняющегося поведения в Интернете в рамках сети подростковых центров «Подростки России». М.: Федеральный подростковый центр, 2023. (в печати).
  13. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Интернет-риски и ресурсы: модель компетенций специалиста по работе с подростками [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 72–92. doi:10.17759/psylaw.2023130306
  14. Бороненко Т.А., Кайсина А. В., Пальчикова И.Н., Федоркевич Е.В., Федотова В.С. Основы цифровой грамотности и кибербезопасности: Учебное пособие. СПб: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2021. 431 с.
  15. Викторова Е.А., Лобынцева К.Г. Психолого-педагогическая программа «Безопасность в сети Интернет» [Электронный ресурс] // Федеральный подростковый центр. URL: https://www.подростковыецентры.рф/practice104 (дата обращения: 20.04.2024).
  16. Вихман А.А. Личностные предикторы кибервиктимности и кибербуллинга в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 94–106. doi:10.17759/psylaw.2023130107
  17. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийства и других «отклонений»: Монография. 4-е изд., испр, и доп. СПб: Алетейя, 2021. 603 с.
  18. Дегтева Т.А., Моногарова Е.Г., Цветаева Т.М., Ильина В.С., Митряшкина Н.В. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: Методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017. 81 с.
  19. Дмитриева О.А., Ванюшина Н.А. Зумбомбинг как объект лингвистического исследования // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Филологические науки. 2023. № 1 (1). С. 37–42.
  20. Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн-груминг как объект психологического исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
  21. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 97–110. doi:10.17759/psylaw.2020100208
  22. Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. Марголиса А.А., Сороковой М.Г., Семья Г.В. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 130 с.
  23. Желандинова В.Н. Программа по профилактике буллинга и кибербуллинга среди детей подросткового возраста «Ребята, давайте жить дружно!» [Электронный ресурс] // Урок РФ. Педагогическое сообщество «Урок». URL: https://урок.рф/library/programma_po_profilaktike_ bullinga_i_kiberbulling_171101.html (дата обращения: 20.04.2024).
  24. Жихарева Л.В., Лучинкина И.С., Кольчик Е.Ю. Особенности понимания нормативного поведения в реальном и в виртуальном пространстве // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Том 9. № 3.
  25. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
  26. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. СПб: Питер, 2010. 352 с.
  27. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 290 с.
  28. Колесникова Г.И. Девиантология: Учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 161 с.
  29. Макарова Е.А. Самоповреждающее поведение детей и подростков в сети Интернет // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2023. № 1 (37). С. 49–55.
  30. Макова А.В. Эффективные способы взаимодействия семьи и школы в процессе обеспечения информационной безопасности школьника [Электронный ресурс] // Федеральный подростковый центр. URL: https://подростковыецентры.рф/practice105 (дата обращения: 20.04.2024).
  31. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. СПб: Речь, 2005. 445 с.
  32. Носова Н.В., Калинкина Е.М., Камракова Н.Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации. Вологда: ВИРО, 2019. 52 с.
  33. Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Дворянчикова, О.В. Рубцовой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с.
  34. Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 47–61. doi:10.17759/psylaw.2021110304
  35. Программа «По профилактике буллинга, кибербуллинга, агрессии, жестокого обращения среди обучающихся» в МОУ-СОШ № 8 города Аткарска Саратовской области на 2021-2025 г.г.». Аткарск, 2021 [Электронный ресурс] // МОУ-СОШ №8 города Аткарска Саратовской области. URL: https://shkola8atkarsk-rgosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/172/3010/programma_ bulling.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
  36. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: Монография / Под ред. А.А. Реана. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 479 с.
  37. Ровнейко А.В. Проблема подготовки специалистов к работе по профилактике киберсуицидов несовершеннолетних // Методология, теория и практика инновационного развитии регионального образования: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (22-23 ноября 2019 г.). М.: Перо, 2019. С. 607–610.
  38. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 117–124. doi:10.17759/chp.2019150312
  39. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 4. С. 100–108. doi:10.17759/chp.2019150410
  40. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 137–148. doi:10.17759/pse.2018230112
  41. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. doi:10.17759/pse.2021260402
  42. Сборник методических разработок «Классные часы, посвященные безопасности в сети Интернет». 2019.
  43. Середа А.Ю. Особенности кибербуллинга как одного из видов современных правонарушений в виртуальном пространстве // Оригинальные исследования. 2022. Том 12. № 11. C. 360–366.
  44. Сиврикова Н.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е. Смартфон на парте: исследование особенностей киберлафинга у школьников и студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 4. С. 52–62. doi:10.17759/pse.2023280403
  45. Смирнова А.А., Захарова Т.Ю., Синогина Е.С. Киберугрозы безопасности подростков [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 99–107. doi:10.23951/2307-6127-2017-3-99-107
  46. Соколова М.В., Дозорцева Е.Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 22–35. doi:10.17759/psylaw.2019090102
  47. Старченко П.Р., Ботвин И.В. «Треш-стрим»: новый объект криминологии // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: Сборник научных статей XV международной научной конференции обучающихся, адъюнктов и аспирантов, проводимой в рамках II Санкт-Петербургского международного молодежного научного форума «Северная Пальмира: территория возможностей», Санкт-Петербург, 31 мая 2022 года. – СПб: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 580–584.
  48. Федоров Р.В. Теоретико-правовые аспекты права на анонимность в сети Интернет [Электронный ресурс] // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. Том 44. № 4. С. 34–41. doi:10.21779/2224-0241-2022-44-4-34-41
  49. Харламова И.Ю., Полев С.С. Распространение фейковой информации и способы борьбы с ней [Электронный ресурс] // Базис. 2022. № 2 (12). С. 32–36. doi:10.24412/2587-8042-2022-212-32-36
  50. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: Учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 219 с.
  51. Allison K.R. Social Norms in Online Communities: Formation, Evolution and Relation to Cyber-Aggression // Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI EA ‘18). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2018. doi:10.1145/3170427.3173032
  52. Cioban S., Lazăr A.R., Bacter C., Hatos A. Adolescent Deviance and Cyber-Deviance. A Systematic Literature Review // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.748006
  53. Dvoryanchikov N.V., Bovina I.B., Delibalt V.V., Dozortseva E.G., Bogdanovich N.V., Rubtsova O.V. Deviant online behavior in adolescent and youth circles: in search of a risk assessment model // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Vol. 8(2). P. 105–119. doi:10.5937/IJCRSEE2002105D
  54. Kemp S. Digital 2024: Global Overview Report // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (дата обращения: 20.06.2024).
  55. Kemp S. Digital 2024: The Russian Federation // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-russian-federation (дата обращения: 20.06.2024).
  56. Lysenstøen C., Bøe1 T., Hjetland G.J., Skogen J.C. A Review of the Relationship Between Social Media Use and Online Prosocial Behavior Among Adolescents // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. doi:10.3389/fpsyg.2021.579347
  57. Maity M., Bagchi K., Shah A., Misra A. Explaining normative behavior in information technology use // Information Technology & People. 2019. Vol. 32(1). P. 94–117. doi:10.1108/ITP-11-2017-0384
  58. Masur P.K., DiFranzo D., Bazarova N.N. Behavioral contagion on social media: Effects of social norms, design interventions, and critical media literacy on self-disclosure // PLoS ONE. 2021. Vol. 16(7). doi:10.1371/journal.pone.0254670
  59. Rost K., Stahel L., Frey B.S. Digital Social Norm Enforcement: Online Firestorms in Social Media // PLoS ONE. 2016. Vol. 11(6). doi:10.1371/journal.pone.0155923
  60. Sukumaran A., Vezich S., McHugh M., Nass C. Normative influences on thoughtful online participation // Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ‘11). New York, NY: Association for Computing Machinery, 2011. P. 3401–3410. doi:10.1145/1978942.1979450

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 378
В прошлом месяце: 112
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 136
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 14