Введение
Актуальность темы связана со сложно контролируемой проблемой вовлечения молодежи посредством сети Интернет в различные экстремистские и террористические сообщества. Наибольший риск, с учетом действительной статистики, представляет собой участие в различного рода радикальных группировках, например исламского или правоэкстремистского толка. Так, по данным Генеральной прокуратуры
[Ананьин, 2022], количество зарегистрированных преступлений террористического характера в 2022 г. составило 2233 случая, что на 4,5% больше предыдущего года (2136 случаев). За период с 2010 по 2022 г. динамика зарегистрированных преступлений террористического характера увеличилась с 581 случая до 2233 случаев. Выявлено лиц, совершивших преступления террористического характера за 2022 г., — 922 человека. Количество преступлений экстремистской направленности с 2021 по 2022 г увеличилось в процентном соотношении на 48,2%, а количество выявленных лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, снизилось на 16,5% с 2021 по 2022 г. и составило 1078 человек.
Относительно участия молодежи в террористической и экстремистской деятельности, учитывая статистические данные, можно предположить, что их доля достаточно высока. Так, в 2022 г., выявлено 2000 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и террористического характера, из них 37,5% совершили указанные деяния в возрасте 18—29 лет [Русина, 2023].
В исследованиях, изучающих причины вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации
[Ананьин, 2022; Дворянчиков, 2022; Ошевский, 2017; Соснин, 2015; Alava, 2017; González, 2022], сделан акцент на такие основные явления и клинико-психологические механизмы, как социальная изоляция, наличие психического расстройства, диффузная эго-идентичность.
Применительно к уголовному кодексу, действия, направленные на вовлечение в экстремистскую и террористическую деятельность, рассматривают в рамках ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности» и ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации», где используются такие правовые понятия, как «склонение», «вербовка» и «иное вовлечение»
[Бадамшин, 2018; Тарбагаев].
Исследователи А.Н. Тарбагаев и Г.Л. Москалев
[Тарбагаев] предлагают рассматривать «вербовку», «склонение» и «вовлечение» как один признак объективной стороны преступления, так как в правовом поле эти термины синонимичны и обозначают действия, направленные на возбуждение у другого лица желания совершить одно из преступлений, например указанных в диспозиции ч. 1. ст. 205 УК РФ.
В актуальной работе используются все три понятия, однако «вовлечение» затрагивает, на наш взгляд, больший спектр различных способов привлечения лица к участию в террористической и экстремистской деятельности, в связи с чем оно и заявлено в названии статьи.
Проблему вербовки в террористическую и экстремистскую деятельность в сети Интернет стоит начать с рассмотрения анализа ее этапов. Так, большинство авторов, изучавших данное явление, выделяют приблизительно следующие этапы
[Гайворонская, 2020; Давыдов, 2022; Соснин, 2017; Соснин, 2015; Сундиев, 2018; Aly, 2016; Crayne, 2017; Miller-Idriss, 2022; Understanding Recruitment to, 2020].
- Начальный этап со стороны вербовщика связан с выбором подходящего кандидата. Это этап отбора подходящих и отсев малоподходящих лиц для вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Предполагается, что на этом этапе формируется психологический портрет потенциального вербуемого.
- Этап установления контакта. Характеризуется формированием доверительного контакта между вербовщиком и вербуемым.
- Этап перехода к совершению конкретных действий, связанных непосредственно с содействием террористической и/или экстремистской организации, ее непосредственным участникам.
- Этап полноценного вступления в организацию экстремистской и/или террористической направленности; включение в деятельность в качестве участника организации.
На каждом из этих этапов могут быть представлены разные приемы и способы психологического воздействия, направленные на вовлечение в террористическую или экстремистскую деятельность. Наиболее полно приемы психологического воздействия представлены в работе М.В. Кроз, Н.А. Ратиновой, О.Р. Онищенко «Криминальное психологическое воздействие» (2008). Авторы систематизировали разнообразные формы криминального психологического воздействия, в том числе определили типы воздействия в преступлениях против личности, в сфере экономики и против государственной власти [Кроз, 2008].
Отдельно работы отечественных и зарубежных авторов (О.Ю. Ананьин, И.Б. Гайворонская, С.Н. Ениколопов, А.Л. Журавлев, М.В. Кроз, О.Р. Онищенко, Н.А. Ратинова, М.М. Решетников, В.А. Соснин, И.Ю. Сундиев, I. Gonzales, M. Moyano
[Ананьин, 2022; Гайворонская, 2020; Ениколопов, 2010; Кроз, 2008; Психологическое воздействие: Механизмы, 2012; Психология и психопатология, 2024; Соснин, 2017; Соснин, 2015; Сундиев, 2018; González, 2022]) посвящены как стратегиям, механизмам психологического воздействия в целом, так и в рамках вербовки в террористическую и/или экстремистскую деятельность. Среди основных методов психологического воздействия с целью вербовки выделяют внушение и убеждение. Убеждение, с точки зрения криминального воздействия, направлено на формирование у адресата когнитивных представлений, схем, которые впоследствии становятся мотивом поведения человека. Внушение — метод воздействия, связанный с некритическим восприятием и усвоением информации субъектом, направленный на эмоциональную сферу
[Кроз, 2008].
В зарубежной и отечественной литературе уделяется мало внимания теоретическим моделям психологического воздействия в сети Интернет, в частности в социальных сетях. В публикациях встречаются модели воздействия, описывающие то, как пользователь может реагировать на получаемые сообщения в целом, вплоть до поведенческих реакций. В такой модели воздействие рассматривается как имеющее краткосрочный аффективный результат (это может быть подкрепление или ориентация на изменение)
[Trip, 2019]. При этом в существующих теориях не хватает более целостных моделей, учитывающих различные способы коммуникации, такие как средства массовой информации, социальные сети, развлекательные программы и др.
В экспертной практике также сложился подход к анализу разных психологических приемов воздействия, связанных с вовлечением лиц в экстремистскую и террористическую деятельность. Так, в работе Т.Н. Секераж
[Секераж, 2021] отдельно описываются виды экспертиз по различным категориям дел, таких как, например, исследование информационных материалов по делам о правонарушениях экстремистской и террористической деятельности. В частности, описанные Т.Н. Секераж принципы психологического анализа могут быть рассмотрены в рамках исследования материалов по вербовке лиц в экстремистскую и/или террористическую деятельность
[Секераж, 2021].
Целью настоящей работы стало описание признаков вербовки и основных психологических механизмов вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации в сети Интернет на основе проведенных в ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр» комплексных судебных психолого-лингвистических экспертиз.
Материалы и методы
В ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр» были проанализированы информационные материалы, содержащие элементы вербовки, вовлечения, склонения к участию в экстремистских и террористических сообществах. В учреждении были проведены комплексные судебные психолого-лингвистические экспертизы, назначенные по делам вербовки в рамках ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности» и ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Так, за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2023 года было проведено лишь 3 подобных экспертизы, возраст вербуемых составил 20, 28, 30 лет. Анализ материалов проводился в соответствии с методикой проведения судебной комплексной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, подготовленной авторским коллективом О.В. Кукушкиной, Ю.А. Сафоновой и Т.Н. Секераж
[Кукушкина, 2022]. Методика предполагает использование психосемантического подхода в экспертном исследовании, в котором анализ проводится с учетом трехкомпонентной семантической структуры «экстремистского» значения: предмет речи (тематика), отношение и цель. Лингвист определяет содержание высказывания, оценочные значения и коммуникативную цель, психолог устанавливает наличие/отсутствие конфликта в исследуемом материале, наличие/отсутствие соответствующих установок и социально-психологическую направленность объекта исследования.
Результаты и их обсуждение
Опираясь на методические рекомендации
[Кукушкина, 2022], а также согласно теоретико-методологическому подходу в рамках исследования коммуникации
[Андреева, 2010; Леонтьев, 2007] были выделены следующие особенности указанных переписок в социальных сетях, направленных на вовлечение лица в экстремистскую и/или террористическую деятельность:
- в коммуникации участвуют, как правило, двое: вербовщик и вербуемый;
- коммуникация носит межличностный характер и часто выстраивается как дружеское или наставническое общение;
- коммуникация формируется в системе: «воздействующий (доминирующий) и тот, на кого оказывается воздействие» (подчиненный);
- коммуникация имеет деструктивный характер, так как окончательной коммуникативной целью «вербовщика» является вовлечение вербуемого в деятельность террористической и/или экстремистской организации. Это подтверждено в том числе предоставленными материалами уголовных дел.
Основой коммуникации, на наш взгляд, является установление доверительного контакта между вербовщиком и вербуемым.
- I. На первом этапе вербовщика интересует круг общения, основные занятия и увлечения вербуемого. Вербовщик привлекает внимание вербуемого к наличию некоторых социально-политических, религиозных и иных конфликтов, формирует представление у вербуемого о том, что он непосредственно причастен к актуальному конфликту, является одной из сторон, способной изменить настоящее положение дел.
- II. На втором этапе вербовщиком формируются положительные установки по отношению к участию в конкретной стороне конфликта, которая представлена как правильная, чьим идеям необходимо следовать.
III. На третьем этапе вербовщик взаимодействует с вербуемым как с лицом, которому можно доверять, и способен поручать вербуемому некоторые дела или просить о помощи (например материальной), рассчитывая на ее получение.
Как правило, основными психологическими приемами воздействия вербовщика являются следующие: убеждение, внушение и отдельно выделяется побуждение.
Наиболее важным в процессе вовлечения, на наш взгляд, является воздействие на мотивационно-потребностную и ценностную сферы адресата. В основном это приемы, которые представлены как апелляция или обращение к важным значимым сферам адресата, например, апелляция к вере, общей идее, ценностям семьи, справедливости, традициям, истории и др.
Стоит отметить, что в работе отечественного исследователя В.А. Соснина
[Соснин, 2015] были указаны такие характерные особенности лиц, имеющих риск вступления в деятельность, как трудности в определении мотивационных целей, состояние стресса и кризиса идентичности, что как раз отражает наличие у данных лиц разного рода ценностных и экзистенциальных конфликтов. Авторы зарубежной статьи
[Trip, 2019] отдельно выделяют такое характерное чувство, как неопределенность — субъективное чувство сомнения в себе, во взглядах на мир или в отношениях между ними. В этом случае радикальная идеология несет для лиц, переживающих чувство неопределенности, конкретное решение, привносит смысл и дает некий фокус жизни.
Стоит обратить внимание на следующие характеристики переписок с целью вербовки в социальных сетях:
- внимание адресата в исследуемых переписках со стороны вербовщика привлекается к тому, что является правильным и должно представлять интерес для вербуемого (например, как необходимо разрешать проблемы; какая должна быть их оценка; как необходимо относиться к конфликту, какую сторону занимать и др.);
- речевые действия вербовщика направлены на то, чтобы сформировать у вербуемого готовность к принятию предлагаемой точки зрения и к совершению описываемых действий (в частности вступлению в организацию, содействие ее деятельности; борьбе с нарушением прав конкретной группы лиц властями; продвижению идеологии организации, направленной на создание единого, например исламского, государства);
- вербовщик использует ряд приемов, таких как, например, рациональная и/или эмоциональная аргументация, в том числе апелляция к вере, к пророку, к богу, рассчитанная на активацию определенных реакций, переживаний, чувств у адресата — недовольства несправедливостью, возмущения, бесстрашия перед властями, веры в истинность предлагаемого пути и др. — с целью изменить установки вербуемого.
Результатом «вербовки» становится формирование у адресата позитивного эмоционально-смыслового отношения к деятельности экстремистской и/или террористической организации (в том числе целям организации и ее идеям, ее деятельности, членам организации и совершенным ими действиям) и готовности к совершению действий, связанных с терроризмом и/или экстремизмом.
В таблице приведены признаки вербовки, выделенные на основе доступных экспертам материалов (тексты переписок в социальных сетях), а также показана направленность высказываний со стороны вербовщика.
Таблица
Признаки вербовки, выделенные в ходе психологического анализа материалов
|
Признаки вербовки
|
Направленность высказываний со стороны вербовщика
|
|
Эмоциональное вовлечение.
Аффектация
|
Активизация и формирование у вербуемого соответствующих чувств и переживаний
|
|
Поляризация мира на «мы» и «они».
Актуализация конфликта
|
Формирование у вербуемого соответствующих представлений, когнитивных схем
|
|
Конкретизация совершения необходимых действий, способных изменить актуальную ситуацию.
Постановка перед вербуемым конкретных задач
|
Формирование у вербуемого готовности к соответствующим действиям
|
Выделенные признаки вербовки в проанализированных материалах встречались в сочетанном виде.
Согласно указанным признакам были выделены психологические механизмы вовлечения вербуемых в экстремистские и/или террористические организации в сети Интернет:
- стратегия, направленная на формирование убеждения «вербуемого» в причастности к актуальному конфликту (социально-политическому, религиозному);
- стратегия, направленная на формирование у «вербуемого» соответствующей групповой идентичности;
- стратегия, направленная на формирование у «вербуемого» готовности к совершению действий, связанных с террористической и/или экстремистской деятельностью.
Указанные стратегии в качестве механизмов вовлечения используются комплексно, включают разные приемы и средства психологического воздействия на вербуемое лицо.
Одним из существенных ограничений исследования стал малый объем представленных материалов. Несмотря на это, описанный трехкомпонентный анализ в методике проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, позволяет выявить и описать характеристики вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации. Учитывая существующие современные представления, знания о вербовке лиц в террористическую деятельность, а также используя подходящие методы анализа материалов переписки в социальных сетях, представляется возможным углубить и проработать надежные критерии, указывающие на вовлечение молодежи в экстремистские и террористические группы.
Выводы
Проблематика вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации в сети Интернет посредством социальных сетей освещена во многих публикациях. При этом в немногих из них рассмотрен экспертно-аналитический подход к исследованию этого феномена. Сложность предоставления публичного анализа подобной коммуникации сводится также к тому, что материалы содержат запрещенную к распространению информацию и могут быть использованы в противоправных целях или иметь материал, ограниченный этическими нормами.
Описанные результаты анализа могут быть использованы для мониторинга распространения экстремистских и террористических идей в сети Интернет, а также для составления профилактических программ по противодействию распространению экстремистских и террористических идей. В рамках судебно-психологической экспертной деятельности выделенные признаки вербовки, могут быть использованы для анализа побуждения, склонения к участию, вовлечению в экстремистские и террористические сообщества.
В дальнейшем исследовании предполагается представить комплексный подход к исследованию психологических и лингвистических признаков склонения, вербовки или вовлечения лиц в совершение преступлений экстремистской и/или террористической направленности.
[Ананьин, 2022] Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 18.06.2024).