Психология и право
2024. Том 14. № 3. С. 1–12
doi:10.17759/psylaw.2024000001
ISSN: 2222-5196 (online)
Психологические механизмы вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации (на примере социальных сетей)
Аннотация
В работе описаны признаки вербовки и психологические механизмы вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации в сети Интернет. Представлен структурный анализ материалов, содержащих коммуникацию, направленную на вовлечение молодежи в деятельность экстремистских или террористических организаций и/или сообществ с экстремистскими целями. Объектом исследования стали дела, поступившие на комплексное психолого-лингвистическое исследование в ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр». Целью работы стало описание признаков вербовки и основных психологических механизмов вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации в сети Интернет. Основой для методологического обоснования выделенных психологических механизмов вовлечения стали идеи А.А. Леонтьева о концепции общения; научные представления Г.М. Андреевой о социальной коммуникации. С помощью метода интент-анализа были выделены психологические механизмы вовлечения молодежи в сети Интернет, в основе которых лежит воздействие на мотивационно-потребностную и ценностную сферы личности. Описанные механизмы позволяют углубить понимание вовлечения молодежи в экстремистские и террористические сообщества.
Общая информация
Ключевые слова: терроризм, социальные сети
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024000001
Получена: 01.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Гурина О.Д., Ремеева А.Ф. Психологические механизмы вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации (на примере социальных сетей) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 3. С. 1–12. DOI: 10.17759/psylaw.2024000001
Полный текст
Введение
- Начальный этап со стороны вербовщика связан с выбором подходящего кандидата. Это этап отбора подходящих и отсев малоподходящих лиц для вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Предполагается, что на этом этапе формируется психологический портрет потенциального вербуемого.
- Этап установления контакта. Характеризуется формированием доверительного контакта между вербовщиком и вербуемым.
- Этап перехода к совершению конкретных действий, связанных непосредственно с содействием террористической и/или экстремистской организации, ее непосредственным участникам.
- Этап полноценного вступления в организацию экстремистской и/или террористической направленности; включение в деятельность в качестве участника организации.
Результаты и их обсуждение
- в коммуникации участвуют, как правило, двое: вербовщик и вербуемый;
- коммуникация носит межличностный характер и часто выстраивается как дружеское или наставническое общение;
- коммуникация формируется в системе: «воздействующий (доминирующий) и тот, на кого оказывается воздействие» (подчиненный);
- коммуникация имеет деструктивный характер, так как окончательной коммуникативной целью «вербовщика» является вовлечение вербуемого в деятельность террористической и/или экстремистской организации. Это подтверждено в том числе предоставленными материалами уголовных дел.
- I. На первом этапе вербовщика интересует круг общения, основные занятия и увлечения вербуемого. Вербовщик привлекает внимание вербуемого к наличию некоторых социально-политических, религиозных и иных конфликтов, формирует представление у вербуемого о том, что он непосредственно причастен к актуальному конфликту, является одной из сторон, способной изменить настоящее положение дел.
- II. На втором этапе вербовщиком формируются положительные установки по отношению к участию в конкретной стороне конфликта, которая представлена как правильная, чьим идеям необходимо следовать.
- внимание адресата в исследуемых переписках со стороны вербовщика привлекается к тому, что является правильным и должно представлять интерес для вербуемого (например, как необходимо разрешать проблемы; какая должна быть их оценка; как необходимо относиться к конфликту, какую сторону занимать и др.);
- речевые действия вербовщика направлены на то, чтобы сформировать у вербуемого готовность к принятию предлагаемой точки зрения и к совершению описываемых действий (в частности вступлению в организацию, содействие ее деятельности; борьбе с нарушением прав конкретной группы лиц властями; продвижению идеологии организации, направленной на создание единого, например исламского, государства);
- вербовщик использует ряд приемов, таких как, например, рациональная и/или эмоциональная аргументация, в том числе апелляция к вере, к пророку, к богу, рассчитанная на активацию определенных реакций, переживаний, чувств у адресата — недовольства несправедливостью, возмущения, бесстрашия перед властями, веры в истинность предлагаемого пути и др. — с целью изменить установки вербуемого.
Признаки вербовки |
Направленность высказываний со стороны вербовщика |
Эмоциональное вовлечение. Аффектация |
Активизация и формирование у вербуемого соответствующих чувств и переживаний |
Поляризация мира на «мы» и «они». Актуализация конфликта |
Формирование у вербуемого соответствующих представлений, когнитивных схем |
Конкретизация совершения необходимых действий, способных изменить актуальную ситуацию. Постановка перед вербуемым конкретных задач |
Формирование у вербуемого готовности к соответствующим действиям |
- стратегия, направленная на формирование убеждения «вербуемого» в причастности к актуальному конфликту (социально-политическому, религиозному);
- стратегия, направленная на формирование у «вербуемого» соответствующей групповой идентичности;
- стратегия, направленная на формирование у «вербуемого» готовности к совершению действий, связанных с террористической и/или экстремистской деятельностью.
Выводы
Литература
- Ананьин О.Ю., Базулина А.А., Жуланов А.В. Вербовка молодежи в террористические организации посредством социальных сетей: проблемы профилактики [Электронный ресурс] // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. С. 290–295. doi:10.24412/2414-3995-2022-5-290-295
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. 290 с.
- Бадамшин С.К. Преступления террористической направленности, совершаемые с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2018. 275 с.
- Гайворонская И.Б., Фомина Т.Ф., Аманжолова Б.А. Вербовка в экстремистские и террористические организации посредством сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. C. 152–165. doi:10.17759/psylaw.2020100411
- Давыдов В.О. О способах склонения, вербовки и иного вовлечения лица в террористическую деятельность с использованием IT-технологий [Электронный ресурс] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. № 2. С.14–25. doi:10.24412/2071-6184-2022-2-14-25
- Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В., Бовина И.Б. Легитимизация терроризма в подростково-молодежной среде: от механизмов радикализации к модели оценки риска [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 154–170. doi:10.17759/psylaw.2022120412
- Ениколопов С.Н., Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 41–46.
- Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко О.Р. Криминальное психологическое воздействие. М.: Юрлитинформ, 2008. 200 c.
- Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму [Электронный ресурс]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2022. 108 с. doi:10.30764/978-5-91133-245-7-2022-11
- Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Смысл; Академия, 2007. 412 с.
- Ошевский Д.С. Клинико-психологические аспекты вхождения подростков в экстремистскую и террористическую деятельность [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 2. С. 123–132. doi:10.17759/psylaw.2017060210
- Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Институт психологии РАН, 2012. 368 с.
- Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора: Монография / Под ред. М.М. Решетникова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2024. 257 с.
- Русина Т.С. Оценка масштабов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность (на основе данных социальной и уголовно-правовой статистики) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2023. № 4 (62). С. 87–91.
- Секераж Т.Н. Судебная психологическая экспертиза информационных материалов: теория и практика: Монография [Электронный ресурс]. М.: Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2021. 406 с. doi:10.30764/978-5-91133-231-0-2021-13
- Соснин В.А. Психология современного терроризма: Учебное пособие. 2-е изд. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2017. 160 с.
- Соснин В.А. Современный терроризм и проблема вербовки людей в террористические сети: психологические аспекты // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 20–28.
- Сундиев И.Ю. Эволюция вербовочных технологий в цифровую эпоху // Научный портал МВД России. 2018. № 1 (41). С. 67–76.
- Тарбагаев А.Н., Москалев Г.Л. Проблемы уголовно-правовой регламентации склонения, вербовки или иного вовлечения в осуществление террористической деятельности (часть 1 статьи 205.1 УК РФ) [Электронный ресурс] // Всероссийский криминологический журнал. Том 11. № 2. С. 350–360. doi:10.17150/2500-4255.2017.11(2).350-360
- Alava S., Frau-Meigs D., Hassan G. Youth and violent extremist on social media: mapping the research. UNESCO, 2017. 161 p.
- Aly A., Macdonald S., Jarvis L., Chen T.M. Introduction to the Special Issue: Terrorist Online Propaganda and Radicalization // Studies in Conflict and Terrorism. 2016. Vol 40(1). doi:10.1080/1057610X.2016.1157402
- Crayne M.P., Hunter S.T., Ligon G.S., Shortland N.D. Recruitment and selection in violent Extremist Organizations: exploring what industrial and organizational psychology might contribute // American Psychologist. 2017. Vol. 72(3). P. 242– doi:10.1037/amp0000089
- González I., Moyano M., Lobato R.M., Trujillo H.M. Evidence of Psychological Manipulation in the Process of Violent Radicalization: An Investigation of the 17-A Cell // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. doi:10.3389/fpsyt.2022.789051
- Miller-Idriss C. Extremist recruitment and extremist sentiment normalization // The Journal of Intelligence, Conflict, and Warfare. 2022. Vol. 5(3). P. 164–168. doi:10.21810/jicw.v5i3.5190
- Trip S., Bora C.H., Marian M., Halmajan A., Drugas M.I. Psychological Mechanisms Involved in Radicalization and Extremism. A Rational Emotive Behavioral Conceptualization // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. doi:10.3389/fpsyg.2019.00437
- Understanding Recruitment to Organized Crime and Terrorism / Eds. by Weisburd D.L., Savona E.U., Hasisi B., Calderoni F. Springer, 2020. 346 p. doi:10.1007/978-3-030-36639-1
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 401
В прошлом месяце: 156
В текущем месяце: 76
Скачиваний
Всего: 89
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 17