Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 2. С. 47–64
doi:10.17759/sps.2024150204
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Фальшивая самопрезентация подростков в социальных сетях: связь с характеристиками использования социальных сетей и одиночеством
Аннотация
Цель. Проанализировать связи характеристик фальшивой самопрезентации в социальной сети с формальными характеристиками, мотивами использования социальных сетей, включенностью социальных сетей в ежедневную активность и одиночеством.
Контекст и актуальность. Активное использование социальных сетей связано с необходимостью представить собственный виртуальный образ. В социальных сетях предоставляется больше возможности для обмана в самопрезентации. Недостаточно изученными являются самопрезентация, направленная на демонстративность, стремление понравиться или обмануть, а также связи такой фальшивой самопрезентации с другими психологическими характеристиками и особенностями использования социальной сети.
Дизайн исследования. В работе изучалась связь между показателями фальшивой самопрезентации, временем, проводимым в социальных сетях, количеством социальных сетей, количеством друзей в социальных сетях, мотивами использования социальных сетей, показателями интеграции социальных сетей в ежедневную активность и одиночеством. Наличие и характер взаимосвязи проверялись через корреляционный и регрессионный анализы.
Участники. 432 подростка (54% девушки) от 13 до 18 лет (M = 15,6; SD = 1,18).
Методы (инструменты). Вопросы о формальных характеристиках использования социальных сетей. Шкала интеграции социальных медиа, Шкала мотивов использования социальной сети, Трехпунктовая шкала одиночества, пункты Шкалы самопрезентации в социальной сети.
Результаты. Обнаруживается специфика во взаимосвязях характеристик фальшивой самопрезентации. Стремление понравиться и демонстративная самопрезентация обнаруживают сходные взаимосвязи, в отличие от обманной самопрезентации. Предикторами фальшивой самопрезентации являются время, проводимое в социальных сетях, высокая интеграция социальных сетей в ежедневную активность, игровой мотив и переживание одиночества.
Основные выводы. Фальшивая самопрезентация обнаруживает связи как с формальными характеристиками использования социальных сетей, так и с мотивационными характеристиками и одиночеством.
Общая информация
Ключевые слова: самопрезентация, социальные сети, фальшивая самопрезентация, подростки, одиночество, обман, демонстративность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150204
Получена: 14.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Фальшивая самопрезентация подростков в социальных сетях: связь с характеристиками использования социальных сетей и одиночеством // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 47–64. DOI: 10.17759/sps.2024150204
Полный текст
Введение
-
Предыдущие исследования показали, что особенности организации индивидуального профиля социальных сетей могут оказывать влияние на то, как осуществляется самопрезентация [24]. В некоторых международных социальных сетях пользователи стремятся создать более деловой образ в связи с более взрослой аудиторией или более открытый и раскованный, например, за счет демонстрации различных фотографий. Социальная сеть «ВКонтакте» занимает промежуточное положение, так как в ней взаимодействие подростков идет как со сверстниками, так и с известными людьми [9]. Это позволяет предполагать, что в зависимости от социальной сети будут наблюдаться различия в самопрезентации.
-
Использование социальных сетей снижается по мере сформированности образа Я: подростки меньше экспериментируют с виртуальными идентичностями, становятся менее эмоционально привязанными и меньше используют социальные сети. В контексте феномена самопрезентации можно полагать, что большее стремление к фальшивой самопрезентации образа Я будет связано с большей интеграцией социальных сетей в ежедневную активность подростков.
-
Исследования частоты и мотивов использования социальных сетей показывают их отрицательную связь с самооценкой, однако эта связь определяется спецификой мотива использования социальной сети и может не проявляться, например, при выраженности мотивов публикации собственного контента [19; 33]. Учитывая то, что самооценка положительно связана с реалистичной самопрезентацией и достоверностью образа Я [4], можно полагать, что характеристики фальшивой самопрезентации могут обнаруживать специфические связи с мотивами использования социальных сетей.
-
Обман в самопрезентации вызван социальными мотивами, например, стремлением к популярности и одобрению, что особенно важно для подростков [26], а не стремлением обмануть, что в результате приводит к демонстрации себя в более позитивном свете [25]. Кроме того, было установлено, что обман может являться индикатором негативных эмоциональных переживаний, состояний и одиночества в подростковом возрасте [22], поэтому можно ожидать, что подростки, использующие фальшивую самопрезентацию, будут в большей степени переживать одиночество и оторванность от других. Учитывая это, интерес представляет рассмотрение параметра открытости профиля как индикатора готовности к новым контактам, а также его связь с мотивами установления новых контактов.
Метод
Результаты
Показатели |
Среднее |
SE |
SD |
Асимметрия |
Эксцесс |
Обманная самопрезентация |
2,00 |
0,05 |
1,02 |
0,97 |
0,40 |
Демонстративная самопрезентация |
2,51 |
0,06 |
1,18 |
0,38 |
–0,73 |
Стремление понравиться |
2,43 |
0,05 |
1,10 |
0,37 |
–0,55 |
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей |
5,24 |
0,08 |
1,60 |
0,07 |
–0,24 |
Поведенческая интеграция социальных сетей |
3,41 |
0,04 |
0,73 |
–0,51 |
0,40 |
Интеграция социальных сетей (общий показатель) |
4,33 |
0,05 |
1,06 |
–0,12 |
–0,03 |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) |
3,88 |
0,05 |
0,94 |
–0,82 |
0,77 |
Узнавать новых людей (мотив) |
3,27 |
0,05 |
1,05 |
–0,21 |
–0,50 |
Играть в игры (мотив) |
2,70 |
0,06 |
1,34 |
0,22 |
–1,15 |
Публикация собственной информации (мотив) |
3,07 |
0,06 |
1,20 |
–0,24 |
–0,79 |
Одиночество |
2,26 |
0,05 |
1,03 |
0,78 |
–0,26 |
Количество социальных сетей |
4,31 |
0,07 |
1,54 |
0,32 |
0,30 |
Время, проводимое в социальной сети |
3,57 |
0,12 |
2,42 |
1,69 |
4,76 |
Количество друзей в социальных сетях |
117,93 |
8,76 |
182,08 |
3,17 |
11,89 |
Показатели |
Фальшивая самопрезентация |
||
Стремление понравиться |
Демонстративная самопрезентация |
Обманная самопрезентация |
|
Количество социальных сетей |
0,127** |
0,175*** |
0,067 |
Время, проводимое в социальной сети |
0,144** |
0,207*** |
0,214*** |
Количество друзей в социальных сетях |
0,091 |
–0,033 |
–0,016 |
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей |
0,344*** |
0,312*** |
0,185*** |
Поведенческая интеграция социальных сетей |
0,250*** |
0,319*** |
0,110* |
Интеграция социальных сетей (общий показатель) |
0,345*** |
0,344*** |
0,177*** |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) |
0,084 |
–0,014 |
–0,029 |
Узнавать новых людей (мотив) |
0,156** |
0,128** |
0,049 |
Играть в игры (мотив) |
0,171*** |
0,166*** |
0,142** |
Публикация собственной информации (мотив) |
0,204*** |
0,143** |
0,071 |
Одиночество |
0,182*** |
0,314*** |
0,295*** |
Характеристики фальшивой самопрезентации |
Открытость профиля в социальной сети |
|||||
Полностью открытый (N = 175) |
Частично закрытый (N = 111) |
Полностью закрытый (N = 146) |
||||
Среднее |
SD |
Среднее |
SD |
Среднее |
SD |
|
Стремление понравиться |
2,49 |
1,087 |
2,68 |
1,121 |
2,18 |
1,055 |
Демонстративная самопрезентация |
2,68 |
1,189 |
2,57 |
1,157 |
2,26 |
1,139 |
Обманная самопрезентация |
2,03 |
1,077 |
2,12 |
1,016 |
1,86 |
0,932 |
Предиктор |
b |
SE |
t |
p |
Статистика коллинеарности |
|
VIF |
Толерантность |
|||||
Свободный член |
1,34 |
0,58 |
2,297 |
0,022 |
||
Возраст |
–0,06 |
0,03 |
–1,46 |
0,145 |
1,04 |
0,96 |
Пол |
–0,04 |
0,08 |
–0,925 |
0,355 |
1,18 |
0,85 |
Время, проводимое в социальной сети |
0,15 |
0,02 |
3,479 |
0,001 |
1,08 |
0,92 |
Количество социальных сетей |
0,01 |
0,03 |
0,19 |
0,85 |
1,13 |
0,88 |
Интеграция социальных сетей |
0,25 |
0,04 |
5,412 |
0,001 |
1,25 |
0,80 |
Узнавать новых людей (мотив) |
0,01 |
0,04 |
0,297 |
0,767 |
1,37 |
0,73 |
Играть в игры (мотив) |
0,13 |
0,03 |
2,867 |
0,004 |
1,16 |
0,86 |
Публикация собственной информации (мотив) |
0,06 |
0,04 |
1,277 |
0,202 |
1,35 |
0,74 |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) |
–0,07 |
0,04 |
–1,46 |
0,145 |
1,18 |
0,84 |
Одиночество |
0,27 |
0,04 |
6,027 |
0,001 |
1,12 |
0,90 |
Обсуждение результатов
Выводы
Литература
- Абакумова И.В., Комерова Н.Е., Рягин С.Н. Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям // Российский психологический журнал. 2023. № 20(1). С. 33–49. DOI:10.21702/rpj.2023.1.3
- Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19 // Национальный психологический журнал. 2023. № 2(50). С. 66–78. DOI:10.11621/npj.2023.0205
- Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чурсина А.В. Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 30–46. DOI:10.21702/rpj.2021.4-3
- Воробьева К.И., Заславский Д.А. Взаимосвязь самооценки и стратегий самопрезентации и конструирования сетевого Я-образа пользователей социальных сетей // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 4. С. 1569–1582. DOI:10.17150/2411-6262.2023.14(4)
- Горбушина Е.А. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий // Психологические исследования. 2023. Т. 16. № 90. С. 2. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/1434 (дата обращения: 10.05.2024).
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалёва. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково-поле, 2000. 304 с.
- Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Веракса А.Н. [и др.]. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1(106). С. 130–145. DOI:10.15507/1991-9468.106.026.202201.130-145
- Корниенко Д.С., Горбушина Е.А., Руднова Н.А., Дериш Ф.В. Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети // Психологические исследования. 2021. Т. 14. № 75. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/153 (дата обращения: 10.05.2024).
- Кришталь М.И., Щекотуров А.В. Мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации российских студентов // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 1. С. 24–30.
- Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг. СПб: Речь, 2007. 224 с.
- Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. 416 c.
- Овчарова Р.В. Самопрезентация личности подростков и юношей в социальной сети // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 74–79.
- Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Шишкова И.М., Дорохов Е.А. Представления о пандемии COVID-19 и психологический дистресс у граждан России весной 2020 года // Consortium Psychiatricum. 2022. Т. 3. № 2. С. 70–86. DOI:10.17816/CP136
- Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 320 с.
- Полева Н.С., Голубева Н.А. Особенности конструирования цифровой самопрезентации в виртуальном пространстве // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 6. С. 102–111.
- Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 96–111. DOI:10.17759/sps.2019100407
- Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 54–66. DOI:10.17759/pse.2018230305
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. DOI:17759/pse.2021260402
- Суроедова Е.А., Давыдова М.А., Гришина А.В. Молодые люди и Интернет: субъективные факторы выбора стратегий онлайн-поведения // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20(3). С. 29–47. DOI:10.21702/rpj.2023.3.2
- Щекотуров А.В. «Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 159–172. DOI:10.5840/dspl20192116
- Błachnio A., Przepiorka A., Boruch W., Bałakier E. Self-presentation styles, privacy, and loneliness as predictors of Facebook use in young people // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 26–
- Engels R.C.M.E., Finkenauer C., van Kooten D.C. Lying behavior, family functioning and adjustment in early adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. P. 949–958.
- Geary C., March E., Grieve R. Insta-Identity: Dark Personality Traits as Predictors of Authentic Self-Presentation on Instagram // Telematics and Informatics. Vol. 63. P. 101669. DOI:10.1016/j.tele.2021.101669
- Gil-Or O., Levi-Belz Y., Turel O. The “Facebook-self”: Characteristics and psychological predictors of false self-presentation on Facebook // Frontiers in psychology. 2015. Vol. 6. P. 126331. DOI:3389/fpsyg.2015.00099
- Hancock J.T. Digital deception // Oxford handbook of internet psychology. 2007. Vol. 61. № 5. P. 289–
- Mann R.B., Blumberg F. Adolescents and social media: The effects of frequency of use, self-presentation, social comparison, and self esteem on possible self imagery // Acta Psychologica. 2022. Vol. 228. P. 103629.
- Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 33. P. 179– DOI:10.1016/j.chb.2014.01.010
- Mun I.B., Kim H. Influence of false self-presentation on mental health and deleting behavior on Instagram: The mediating role of perceived popularity // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12 P. 660484. DOI:3389/fpsyg.2021.660484
- O’Day E.B., Heimberg R.G. Social media use, social anxiety, and loneliness: A systematic review // Computers in Human Behavior Reports. 2021. Vol. 3. P. 100070. DOI:1016/j.chbr.2021.100070
- Park S., Chung N. Mediating roles of self-presentation desire in online game community commitment and trust behavior of Massive Multiplayer Online Role-Playing Games // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. № 6. P. 2372– DOI:10.1016/j.chb.2011.07.016
- Pringle H.M. Conjuring the ideal self: An investigation of self-presentation in video game avatars // Press Start. 2015. Vol. 2. № 1. P. 1–
- Sirola A., Kaakinen M., Savolainen I., Oksanen A. Loneliness and online gambling-community participation of young social media users // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 136– DOI:10.1016/j.chb.2019.01.023
- Steinsbekk S., Wichstrøm L., Stenseng F., Nesi J., Hygen B.W., Skalick V. The impact of social media use on appearance self-esteem from childhood to adolescence–A 3-wave community study // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 114. P. 106528. DOI:1016/j.chb.2020.106528
- The jamovi project (2022). jamovi. (Version 2.3) [Computer Software]. Retrieved from www.jamovi.org.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 358
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 47
Скачиваний
Всего: 105
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 14