Введение
Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни и новой средой цифровой социализации, в которой происходят процессы, сходные реальности. Современные исследования социальных сетей показывают, что ограничение их использования, как и социальная депривация в реальной жизни, являются факторами стресса
[Абакумова, 2023; Баранова, 2023]. В частности, это подтверждается исследованиями социальной изоляции в условиях пандемии COVID-19 – именно виртуальное общение и использование гаджетов для удовлетворения социальных потребностей позволили снизить негативные последствия самоизоляции
[Веракса, 2021; Первичко, 2022].
Одним из феноменов, проявляющихся в цифровой социальной среде и сходных с реальным взаимодействием, является самопрезентация или представление собственного образа в социальной сети. Самопрезентация в социальном взаимодействии первоначально описана И. Гофманом [Гофман, 2000] и понимается как тактика предоставления информации и процесс управления ею для создания впечатления о себе. Согласно когнитивному подходу, самопрезентация объясняется стремлением к достижению согласованного и последовательного взгляда на мир и на себя (например, в теории когнитивного баланса Ф. Хайдера). В личностном подходе самопрезентация определяется диспозиционными факторами и может рассматриваться как самостоятельная черта или как характеристика, состоящая из более частных черт, связанных с различными аспектами управления впечатлением о себе и направленностью на других (например, в концепции самомониторинга М. Снайдера (M. Snyder)) [Михайлова, 2007; Пикулёва, 2013].
Распространение социальных сетей привело к возникновению концепций, объясняющих цифровую самопрезентацию, и инструментов, позволяющих измерить аспекты самопрезентации. В частности, М. Михикян и коллеги
[Michikyan, 2014] рассматривают самопрезентацию на основе теории идентичности Э. Эриксона и когнитивного подхода к Я-концепции С. Хартера и Е. Хиггинса (S. Harter, T.E. Higgins)
[Michikyan, 2014], выделяя в самопрезентации три Я: реальное, идеальное и фальшивое. При этом фальшивое Я разделяется на: Я-обманное, Я-демонстративное и Я-стремящееся понравиться. Разные Я могут быть одновременно представлены в самопрезентации и не противопоставляться друг другу.
Исследователи используют различные определения самопрезентации в социальных сетях, подчеркивая отдельные аспекты данного феномена. В данном исследовании самопрезентация в социальной сети рассматривается как способ представления информации пользователем социальной сети для создания и управления впечатлением о себе. Самопрезентация в социальных сетях реализуется через представление различной (реалистичной или нереалистичной) информации в сетях и может преследовать различные цели – от простых информационных до стремления обмануть, создав нереалистичный образ. В данной работе акцент делается на фальшивой самопрезентации в социальной сети, выделенной на основе работы М. Михикяна и коллег
[Michikyan, 2014], которая включает три аспекта – обманную самопрезентацию, демонстративную самопрезентацию и стремление понравиться. Обманная самопрезентация направлена на создание образа, значительно отличающегося от реального, или даже представление себя другим человеком. Демонстративная самопрезентация заключается в стремлении показать больше характеристик индивидуальности независимо от того, есть ли они у человека на самом деле или нет. Стремление понравиться как аспект самопрезентации в социальной сети направлено на предъявление только тех характеристик, которые вызовут положительную реакцию у аудитории.
Пользователями социальных сетей во всем мире являются подростки и молодые люди, поэтому значительная доля фактов относительно цифровой самопрезентации получена на выборке этой возрастной группы. Особенности самопрезентации подростков связаны с динамичностью самооценки, противоречием в принятии себя и ситуативно-отрицательным отношением к собственной личности. В результате в их реальной и виртуальной самопрезентации увеличивается стремление управлять впечатлением, демонстрируя нереалистичный образ себя. Однако по мере стабилизации самооценки самопрезентация становится все более реалистичной и позитивной (например,
[Припорова, 2019]). По результатам качественного исследования особенностей самопрезентации подростков в социальной сети выявлено, что подростки, в отличие от юношей, склонны к искажению информации в социальной сети, но при этом в юношеском возрасте в большей степени выражена самопрезентация, направленная на демонстрацию собственных достижений и желание понравиться
[Овчарова, 2021].
Обнаруженные на выборке студентов половые различия показывают, что виды самопрезентации – реалистичная, идеализированная или ложная – выражены больше у женщин
[Горбушина, 2023]. При этом навязчивое использование социальных сетей, проявление поведения, близкого к зависимому от сетей, являются фактором, способствующим идеализированной и ложной самопрезентации, но снижающим реалистичную самопрезентацию, что может быть связано с желанием получить одобрение от аудитории и усиливающейся зависимостью от одобрения
[Корниенко, 2021].
Исследования личностных характеристик и особенностей самопрезентации у студентов показывают, что одни черты личности (например, нарциссизм, психопатия и макиавеллизм) усиливают стремление представить нереалистичный образ и манипулировать представлением о себе, тогда как реалистичный образ в большей степени связан с экстраверсией, сознательностью, открытостью и нарциссизмом
[Горбушина, 2023; Корниенко, 2021; Припорова, 2019]. При исследовании реалистичной демонстративной самопрезентации обнаружено, что она связана со стремлением к демонстрации совершенства, причем как для других, так и для самого себя, тогда как фальшивая обманная самопрезентация ставит целью скрыть какие-то характеристики от других или представить характеристики, которых нет
[Корниенко, 2021].
В основе самопрезентации могут быть мотивы поиска социального одобрения и поддержки, в том числе от незнакомых людей, поиска близости с другими и социального контроля, проявляющегося через реакции общества на презентацию себя
[Geary]. Самопрезентация может рассматриваться и как самостоятельный мотив использования социальных сетей. Так, мотив самопрезентации наиболее выражен в ситуации, когда необходимо представить более привлекательную или альтернативную социальную идентичность для компенсации принадлежности к группе с низким статусом. В таком случае мотив самопрезентации сливается с мотивом принадлежности к группе
[Припорова, 2019].
Множество исследований онлайн-самопрезентации уделяют внимание тому, как связаны характеристики самопрезентации (идеальной или реалистичной) с самооценкой, использованием социальных сетей или ресурсов сети Интернет, однако вне исследовательского поля остается вопрос об обмане в самопрезентации. Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что онлайн-самопрезентация может формировать нереалистичный образ за счет больших возможностей манипулирования виртуальным образом. В связи с этим в данном исследовании основной акцент был сделан на особенностях самопрезентации, которые описывают различные стратегии представления фальшивого Я и их связи с формальными и содержательными характеристиками использования социальных сетей и показателями психологического благополучия.
На основании обзора современных исследований можно выдвинуть следующие предположения:
-
Предыдущие исследования показали, что особенности организации индивидуального профиля социальных сетей могут оказывать влияние на то, как осуществляется самопрезентация [Gil-Or, 2015]. В некоторых международных социальных сетях пользователи стремятся создать более деловой образ в связи с более взрослой аудиторией или более открытый и раскованный, например, за счет демонстрации различных фотографий. Социальная сеть «ВКонтакте» занимает промежуточное положение, так как в ней взаимодействие подростков идет как со сверстниками, так и с известными людьми [Кришталь, 2021]. Это позволяет предполагать, что в зависимости от социальной сети будут наблюдаться различия в самопрезентации.
-
Использование социальных сетей снижается по мере сформированности образа Я: подростки меньше экспериментируют с виртуальными идентичностями, становятся менее эмоционально привязанными и меньше используют социальные сети. В контексте феномена самопрезентации можно полагать, что большее стремление к фальшивой самопрезентации образа Я будет связано с большей интеграцией социальных сетей в ежедневную активность подростков.
-
Исследования частоты и мотивов использования социальных сетей показывают их отрицательную связь с самооценкой, однако эта связь определяется спецификой мотива использования социальной сети и может не проявляться, например, при выраженности мотивов публикации собственного контента [Суроедова, 2023; Steinsbekk, 2021]. Учитывая то, что самооценка положительно связана с реалистичной самопрезентацией и достоверностью образа Я [Воробьева, 2023], можно полагать, что характеристики фальшивой самопрезентации могут обнаруживать специфические связи с мотивами использования социальных сетей.
-
Обман в самопрезентации вызван социальными мотивами, например, стремлением к популярности и одобрению, что особенно важно для подростков [Mann, 2022], а не стремлением обмануть, что в результате приводит к демонстрации себя в более позитивном свете [Hancock, 2007]. Кроме того, было установлено, что обман может являться индикатором негативных эмоциональных переживаний, состояний и одиночества в подростковом возрасте [Engels R.C, 2006], поэтому можно ожидать, что подростки, использующие фальшивую самопрезентацию, будут в большей степени переживать одиночество и оторванность от других. Учитывая это, интерес представляет рассмотрение параметра открытости профиля как индикатора готовности к новым контактам, а также его связь с мотивами установления новых контактов.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей характеристик фальшивой самопрезентации в социальной сети с формальными (время, проводимое в социальных сетях, количество социальных сетей), содержательными характеристиками использования социальных сетей (мотивы использования социальных сетей и интеграция социальных сетей в ежедневную активность) и одиночеством.
Метод
Выборку исследования составили 432 подростка в возрасте от 13 до 18 лет (M = 15,6; SD = 1,18), 54% девушки, проживающие в крупных городах (от 250000 до 1 млн человек) Российской Федерации. Среди всех респондентов 41% используют социальную сеть «ВКонтакте» как основную.
Исследование проводилось онлайн, участникам исследования предлагалась ссылка, пройдя по которой они попадали на страницу опроса в системе testograf.ru. Прохождение опроса занимало от 30 минут. Исследование проводилось анонимно. Участники давали информированное согласие на участие в исследовании.
Методики исследования
Фальшивая самопрезентация измерялась при помощи вопросов «
Шкалы самопрезентации в социальной сети», разработанной М. Михикяном с коллегами
[Корниенко, 2021; Michikyan, 2014]. В связи с тем, что данная шкала не существует в версии для подростков, для данного исследования были выбраны вопросы, относящиеся к различным аспектам фальшивого Я – обман (например, «Бывает так, что в социальной сети я делаю вид, что я кто-то другой»); демонстративность (например, «В социальной сети я могу показать гораздо больше сторон своей личности, чем в реальной жизни»); стремление понравиться (например, «В социальной сети я показываю только те стороны своей личности, которые наверняка понравятся другим людям»). Выбор вопросов был основан на факторной структуре опросника, полученной при адаптации на российской выборке взрослых
[Корниенко, 2021]. Для ответов используется шкала Лайкерта от 1 – полностью не согласен до 5 – полностью согласен. Каждый вопрос рассматривался как самостоятельный показатель –
Обманная самопрезентация, Демонстративная самопрезентация, Стремление понравиться, также был подсчитан суммарный
Общий показатель фальшивой самопрезентации (альфа Кронбаха – 0,71).
Участникам исследования были предложены четыре вопроса о формальных характеристиках использования социальных сетей: 1) время, проводимое в социальной(ых) сети(ях), где от респондента требовалось указать среднее количество часов в день, проводимых в социальных сетях; 2) количество друзей в социальных сетях, с указанием количества человек; 3) количество социальных сетей – подсчитывалось по количеству выбранных социальных сетей из списка в 11 пунктов, включая вариант «Другое»; 4) открытость профиля в социальной сети предполагает варианты ответов в соответствии с предложенной шкалой – полностью открытый, частично закрытый, полностью закрытый.
Для оценки степени ежедневной активности в социальной сети, включенности подростка в социальную сеть использовалась
Шкала интеграции социальных медиа, апробированная в нашем прошлом исследовании
[Корниенко, 2022]. Шкала содержит 10 пунктов с вариантами ответа по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен). Шкала позволяет диагностировать поведенческую интеграцию (пример пункта: «Использование социальной сети – часть моей повседневной жизни»), социально-эмоциональную интеграцию (пример пункта: «Я чувствую себя оторванным от друзей, если я не “захожу” в социальную сеть») и общий показатель интеграции социальных медиа. Надежность шкал, альфа Кронбаха для данного исследования – 0,74, 0,76 и 0,84 соответственно.
Мотивы использования социальной сети были диагностированы на основе утверждений, разработанных Х. Бруггеман (H. Bruggeman) с коллегами, утверждения методики показали свои хорошие диагностические возможности в исследованиях на подростках
[Веракса, 2021]. Утверждения методики соответствуют четырем мотивам: коммуникативному (быть на связи с другими), коммуникативно-познавательному (узнавать новых людей), игровому (играть в игры) и мотиву самопрезентации (публикация собственных мыслей, текстов, фотографий). Респондентам предлагается оценить по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен), насколько каждый из мотивов реализуется им в социальной сети, отвечая на общий вопрос – «Я использую социальную сеть, чтобы … (например, быть на связи с другими)». Каждое утверждение рассматривается как самостоятельный показатель.
Общее переживание одиночества измерялось при помощи опросника «
Трехпунктовая шкала одиночества»
[Sirola, 2019]. Шкала включает три вопроса с вариантами ответа 1 – почти никогда, 2 – иногда, 3 – часто. Надежность шкалы (альфа Кронбаха) для данного исследования – 0,84.
Для анализа отклонения распределения данных от нормального использовались методы описательной статистики, для установления связей между переменными – корреляционный анализ по Пирсону, для анализа различий между группами – сравнительный t-критерий для независимых групп, для анализа моделей и установления вкладов отдельных предикторов в целевую переменную – множественный регрессионный анализ. Статистический анализ проводился в программе Jamovi [The jamovi project].
Результаты
На первом этапе обработки данных средствами описательной статистики оценивались центральные тенденции измеряемых показателей и анализировались значения асимметрии и эксцесса (As < |2|, Ex < |2|), которые свидетельствовали о нормальном распределении показателей [Наследов, 2008] (см. табл. 1).
Таблица 1
Описательные статистики исследуемых показателей
|
Показатели
|
Среднее
|
SE
|
SD
|
Асимметрия
|
Эксцесс
|
|
Обманная самопрезентация
|
2,00
|
0,05
|
1,02
|
0,97
|
0,40
|
|
Демонстративная самопрезентация
|
2,51
|
0,06
|
1,18
|
0,38
|
–0,73
|
|
Стремление понравиться
|
2,43
|
0,05
|
1,10
|
0,37
|
–0,55
|
|
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей
|
5,24
|
0,08
|
1,60
|
0,07
|
–0,24
|
|
Поведенческая интеграция социальных сетей
|
3,41
|
0,04
|
0,73
|
–0,51
|
0,40
|
|
Интеграция социальных сетей (общий показатель)
|
4,33
|
0,05
|
1,06
|
–0,12
|
–0,03
|
|
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив)
|
3,88
|
0,05
|
0,94
|
–0,82
|
0,77
|
|
Узнавать новых людей (мотив)
|
3,27
|
0,05
|
1,05
|
–0,21
|
–0,50
|
|
Играть в игры (мотив)
|
2,70
|
0,06
|
1,34
|
0,22
|
–1,15
|
|
Публикация собственной информации (мотив)
|
3,07
|
0,06
|
1,20
|
–0,24
|
–0,79
|
|
Одиночество
|
2,26
|
0,05
|
1,03
|
0,78
|
–0,26
|
|
Количество социальных сетей
|
4,31
|
0,07
|
1,54
|
0,32
|
0,30
|
|
Время, проводимое в социальной сети
|
3,57
|
0,12
|
2,42
|
1,69
|
4,76
|
|
Количество друзей в социальных сетях
|
117,93
|
8,76
|
182,08
|
3,17
|
11,89
|
Примечание: SE – стандартная ошибка среднего; SD – стандартное отклонение.
Значительное отклонение от нормального распределения и правосторонняя асимметрия наблюдаются для показателя «Количество друзей в социальных сетях», что связано с большим разбросом значений (до 1070) и тем, что 75% выборки указывает наличие 150 друзей.
Взаимосвязи фальшивой самопрезентации с формальными характеристиками и мотивами использования социальных сетей и одиночеством
Характеристики фальшивой самопрезентации обнаружили следующие взаимосвязи – стремление понравиться положительно связано со стремлением к демонстративности (r (439) = 0,41; p < 0,001), в свою очередь, стремление к обману положительно связано со стремлением понравиться (r (439) = 0,47; p < 0,001) и проявить демонстративность (r (439) = 0,45; p < 0,001).
Было проведено сравнение различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с предпочитаемой социальной сетью, однако значимых различий не обнаружено: демонстративная самопрезентация (F (1, 393) = 1,361; p = 0,244), обманная самопрезентация (F (1, 393) = 0,323; p = 0,570) и стремление понравиться (F (1, 359) = 0,343; p = 0,558).
Формальные характеристики использования социальных сетей демонстрируют положительные связи с характеристиками фальшивой самопрезентации. В частности, количество социальных сетей у подростка положительно связано со стремлением понравиться и демонстративностью в презентации собственного Я в социальных сетях, а время, проводимое в социальных сетях, кроме положительных связей со стремлением понравиться и демонстративной самопрезентацией, связано и со стремлением к обману в презентации себя (см. табл. 1).
Мотивы использования социальных сетей, направленные на установление контакта с новыми людьми, развлекательные мотивы и мотивы публикации собственного контента обнаруживают положительные взаимосвязи со стремлением понравиться и демонстративной самопрезентацией. Развлекательный, игровой мотив обнаруживает только одну взаимосвязь со стремлением к обману в самопрезентации.
Для всех характеристик фальшивой самопрезентации обнаружены отрицательные взаимосвязи с показателем счастья и положительные – с показателем одиночества (см. табл. 2).
Таблица 2
Корреляционные взаимосвязи характеристики фальшивой самопрезентации с другими исследуемыми характеристиками
|
Показатели
|
Фальшивая самопрезентация
|
|
Стремление понравиться
|
Демонстративная самопрезентация
|
Обманная самопрезентация
|
|
Количество социальных сетей
|
0,127**
|
0,175***
|
0,067
|
|
Время, проводимое в социальной сети
|
0,144**
|
0,207***
|
0,214***
|
|
Количество друзей в социальных сетях
|
0,091
|
–0,033
|
–0,016
|
|
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей
|
0,344***
|
0,312***
|
0,185***
|
|
Поведенческая интеграция социальных сетей
|
0,250***
|
0,319***
|
0,110*
|
|
Интеграция социальных сетей (общий показатель)
|
0,345***
|
0,344***
|
0,177***
|
|
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив)
|
0,084
|
–0,014
|
–0,029
|
|
Узнавать новых людей (мотив)
|
0,156**
|
0,128**
|
0,049
|
|
Играть в игры (мотив)
|
0,171***
|
0,166***
|
0,142**
|
|
Публикация собственной информации (мотив)
|
0,204***
|
0,143**
|
0,071
|
|
Одиночество
|
0,182***
|
0,314***
|
0,295***
|
Примечание: ** – p < 0,01; *** – p < 0,001.
Открытость профиля и фальшивая самопрезентация
Для установления связей между открытостью профиля и характеристиками фальшивой самопрезентации был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) (см. табл. 3). В результате анализа был выявлен основной эффект открытости профиля в социальной сети на стремление понравиться (F (2, 263) = 7,03; p = 0,001) и для демонстративной (F (2, 266) = 5,41; p = 0,005), но не для обманной (F (2, 266) = 2,51; p = 0,08) самопрезентации.
Таблица 3
Средние и стандартные отклонения характеристик фальшивой самопрезентации в группах с различной открытостью профиля в социальной сети
|
Характеристики фальшивой самопрезентации
|
Открытость профиля в социальной сети
|
|
Полностью открытый (N = 175)
|
Частично закрытый (N = 111)
|
Полностью закрытый (N = 146)
|
|
Среднее
|
SD
|
Среднее
|
SD
|
Среднее
|
SD
|
|
Стремление понравиться
|
2,49
|
1,087
|
2,68
|
1,121
|
2,18
|
1,055
|
|
Демонстративная самопрезентация
|
2,68
|
1,189
|
2,57
|
1,157
|
2,26
|
1,139
|
|
Обманная самопрезентация
|
2,03
|
1,077
|
2,12
|
1,016
|
1,86
|
0,932
|
Примечание: SD – стандартное отклонение.
Апостериорные сравнения показали, что в стремлении понравиться в социальной сети (t (312) = 2,57; p = 0,03; d = 0,3) и по показателям демонстративной самопрезентации (t (313) = 3,22; p = 0,004; d = 0,35) между собой различаются группы с полностью открытым и полностью закрытым профилем. Также в стремлении понравиться отличаются группы с полностью закрытым и частично закрытым профилем (t (229) = 3,61; p = 0,001; d = 0,45), размеры эффектов средние. В целом тенденция такова, что большая открытость профиля предполагает большую фальшивую самопрезентацию.
Различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с полом обнаружено не было, а возраст респондентов обнаруживает единственную отрицательную корреляцию с стремлением к обманной самопрезентации (r (432) = –0,141; p < 0,001).
Вклад различных характеристик в фальшивую самопрезентацию
Учитывая сходство в корреляционных взаимосвязях отдельных характеристик фальшивой самопрезентации, был подсчитан общий показатель фальшивой самопрезентации. Был сделан регрессионный анализ, в который в качестве зависимой переменной включался общий показатель фальшивой самопрезентации, а в качестве предикторов: шаг 1 – пол, возраст, количество социальных сетей и время, проводимое в них; шаг 2 – показатель интеграции социальных сетей, мотивы использования социальных сетей; шаг 3 – показатель одиночества. Тест Дарбина-Уотсона показал отсутствие автокорреляций остатков (DW statistics = 1,95; p = 0,610). Показатели коллинеарности вошедших в модель предикторов оказались удовлетворительными: толерантность > 0,70, коэффициент вздутия дисперсии VIF < 2,00. Это свидетельствует об уникальности вклада каждой переменной в полученную модель.
Модель на первом шаге имела следующие показатели пригодности R2-ajusted = 0,07; F (4 424) = 9,63; p < 0,001, на втором – R2-ajusted = 0,18; F (9 419) = 11,32; p < 0,001, при этом включение дополнительных предикторов значимо повысило объяснимость модели DR2 = 0,11; F (5 419) = 11,7; p < 0,001. На третьем шаге для показателя фальшивой самопрезентации была построена модель, объясняющая 24% дисперсии (R2-ajusted = 0,24; F (10, 418) = 14,68; p < 0,001), при значимости включения последнего предиктора (DR2 = 0,06; F (1, 418) = 36,3; p < 0,001) (см. табл. 4).
Таблица 4
Итоговая модель результатов регрессионного анализа для общего показателя фальшивой самопрезентации
|
Предиктор
|
b
|
SE
|
t
|
p
|
Статистика коллинеарности
|
|
VIF
|
Толерантность
|
|
Свободный член
|
1,34
|
0,58
|
2,297
|
0,022
|
|
|
|
Возраст
|
–0,06
|
0,03
|
–1,46
|
0,145
|
1,04
|
0,96
|
|
Пол
|
–0,04
|
0,08
|
–0,925
|
0,355
|
1,18
|
0,85
|
|
Время, проводимое в социальной сети
|
0,15
|
0,02
|
3,479
|
0,001
|
1,08
|
0,92
|
|
Количество социальных сетей
|
0,01
|
0,03
|
0,19
|
0,85
|
1,13
|
0,88
|
|
Интеграция социальных сетей
|
0,25
|
0,04
|
5,412
|
0,001
|
1,25
|
0,80
|
|
Узнавать новых людей (мотив)
|
0,01
|
0,04
|
0,297
|
0,767
|
1,37
|
0,73
|
|
Играть в игры (мотив)
|
0,13
|
0,03
|
2,867
|
0,004
|
1,16
|
0,86
|
|
Публикация собственной информации (мотив)
|
0,06
|
0,04
|
1,277
|
0,202
|
1,35
|
0,74
|
|
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив)
|
–0,07
|
0,04
|
–1,46
|
0,145
|
1,18
|
0,84
|
|
Одиночество
|
0,27
|
0,04
|
6,027
|
0,001
|
1,12
|
0,90
|
Примечание: β – стандартизированный коэффициент регрессии; SE – стандартная ошибка; t – значение критерия, основанное на t распределении Стьюдента; р – уровень значимости; VIF – коэффициент вздутия дисперсии.
В качестве значимых предикторов модели фальшивой самопрезентации вошли: время, проводимое в социальных сетях, показатель интеграции социальных сетей, игровой мотив и показатель одиночества. При этом наибольший прирост объяснимости модели происходит при добавлении мотивов использования социальных сетей и показателя интеграции социальных сетей в ежедневную активность.
Обсуждение результатов
Данное исследование ставило целью рассмотреть характеристики фальшивой самопрезентации в связи с формальными и содержательными характеристиками использования социальных сетей, показателем одиночества у подростков.
Характеристики фальшивой самопрезентации (демонстративная самопрезентация, обманная самопрезентация и стремление понравиться) положительно связаны между собой, что позволяет полагать, что стремление представить нереалистичное Я усиливает как проявления демонстративности, так и прямого обмана. Обнаруженные взаимосвязи между отдельными характеристиками фальшивой самопрезентации согласуются с данными, полученными в исследовании М. Михикяна и коллег, где были установлены положительные связи шкал Стремление понравиться, Демонстративная и Обманная самопрезентация
[Michikyan, 2014].
Предположение относительно различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с предпочитаемой социальной сетью не получило поддержку, в отличие от предыдущих исследований. Однако в данном исследовании рассматривались только характеристики фальшивой самопрезентации, тогда как в других были и характеристики реалистичной самопрезентации [Gil-Or, 2015]. Возможно, более детальное сравнение различных социальных сетей и реалистичной, и фальшивой самопрезентации позволит уточнить эти факты.
Формальные характеристики использования социальных сетей, представленные в данной работе, обнаруживают специфические взаимосвязи с характеристиками фальшивой самопрезентации. Количество социальных сетей, которыми пользуется подросток, связано со стремлением к самопрезентации, ориентированной на идеализированный образ, и стремлением понравиться, но не на обманную самопрезентацию. Большее количество социальных сетей и, соответственно, профилей в них приводит к реализации различных характеристик самопрезентации. Можно предположить, что при использовании различных социальных сетей и особенностей самопрезентации происходит «сборка» цифровой идентичности [Полева, 2021]. Так идет создание виртуального образа, насыщенного характеристиками, которые в обычной жизни подросток не показывает и которые получат социальное одобрение.
Время, проводимое в социальных сетях, связано со всеми характеристиками фальшивой самопрезентации. Это в некоторой степени согласуется с результатами исследования, в котором было обнаружено, что одним из факторов противоречивости образов Я в социальных сетях выступает частота использования социальных сетей [Mann, 2022].
Предположение о связях интеграции социальной сети в ежедневную активность и характеристик фальшивой самопрезентации в социальной сети получило поддержку. Выявлены положительные взаимосвязи для всех характеристик фальшивой самопрезентации (демонстративность, стремление понравиться или обман) с показателями интеграции социальных сетей в повседневную жизнь. Интеграция социальных сетей в повседневную активность является основным предиктором фальшивой самопрезентации в социальной сети, что позволяет предполагать, что по мере использования социальных сетей во временном и содержательном планах подросток научается новым способам самопрезентации в социальных сетях. Это согласуется с фактами о том, что самопрезентация подростков во многом является шаблонной [Рубцова, 2021] не только потому, что социальные сети устроены сходным образом или требуют от пользователей одних и тех же сведений, но и в силу просмотра профилей других людей и копирования тех же способов самопрезентации.
Специфичность мотивов использования социальных сетей в связи с характеристиками фальшивой самопрезентации проявилась только в отношении мотива установления новых контактов, который обнаруживает связи со стремлением понравиться и демонстративностью. Отсутствие связей с обманом может объясняться тем, что представление неправдивой информации является рискованным, так как может привести к отказу от дальнейшего взаимодействия и сформировать негативный образ обманщика, который будет трудно исправить
[Mann, 2022]. Мотив поддержания связи не связан с характеристиками фальшивой самопрезентации. Вероятно, фальшивая самопрезентация направлена на новых людей, на глобальную аудиторию социальной сети. Косвенно это подтверждает и отсутствие связей количества друзей с характеристиками фальшивой самопрезентации. Вероятно, желание понравиться, произвести впечатление и демонстративность в самопрезентации являются проявлением стремления подростков экспериментировать со своей виртуальной идентичностью
[Рубцова, 2021]. Интерес представляет то, что игровой мотив является единственным «мотивационным» предиктором фальшивой самопрезентации в социальной сети. Вероятно, специфичность игровой среды может приводить к представлению образа, в разной степени удаленного от реального, что для игрового виртуального пространства является необходимым
[Park, 2011; Pringle, 2015]. Полученные результаты не поддерживают третье выдвинутое предположение и скорее свидетельствуют о сходстве мотивов независимо от того, какая характеристика фальшивой самопрезентации рассматривается.
Предположение относительно связи одиночества с характеристиками фальшивой самопрезентации в социальных сетях получило свою поддержку. Одиночество действительно является характеристикой, связанной как с отдельными аспектами фальшивой самопрезентации, так и в целом, выступая одним из наиболее значимых предикторов. В контексте связей мотивов установления новых знакомств, распространения информации о себе и высокой интеграции социальных сетей в ежедневную активность связи одиночества c самопрезентацией становятся объяснимыми. Подросток, переживающий оторванность от других, может стремиться компенсировать это активностью в социальной сети, а стремление к социальной поддержке и принятию может приводить к стремлению создать виртуальный привлекательный, но фальшивый образ
[Щекотуров, 2019; O’Day, 2021]. При этом большая открытость профиля как еще одно из возможных проявлений стремления уйти от одиночества также связана с большим обманом и манипуляцией впечатлением о себе.
Рассматривая модель предикторов общего показателя фальшивой самопрезентации, следует отметить, что одиночество наряду с общим показателем интеграции социальных сетей в ежедневную активность являются предикторами со значительными весами в сравнении с другими переменными в модели. Также предикторами общей фальшивой самопрезентации являются время, проводимое в социальных сетях, и игровой мотив – все эти факторы оказываются значимыми для создания нереалистичного виртуального образа.
Выводы
Подводя итог, можно констатировать следующее:
1. Создание виртуального образа или виртуальной идентичности идет при участии характеристик фальшивой самопрезентации. Такая самопрезентация ориентирована на создание образа в социальной сети, не соответствующего реальному, и описывает стремление к демонстративности идеализированного образа, желание понравиться или обмануть.
2. Формальные характеристики использования социальных сетей обнаруживают сходные взаимосвязи со стремлением понравиться и показать идеализированный образ в социальной сети, но не со стремлением создать обманный образ. Среди исследованных формальных характеристик только время, проводимое в социальных сетях, вносит вклад в фальшивую самопрезентацию.
3. Независимо от того, какой аспект фальшивой самопрезентации рассматривается, активность и интенсивность ежедневного использования социальных сетей предрасполагают к большей демонстрации нереалистичного образа.
4. Среди мотивов использования социальных сетей мотивы, связанные с узнаванием новых людей, больше связаны с фальшивой самопрезентацией, в отличие от мотивов поддержания связей. Игровой мотив оказывается единственным мотивационным предиктором для фальшивой самопрезентации, вероятно, в силу максимальной оторванности игрового образа от реальности.
5. Одиночество является характеристикой, в наибольшей степени предрасполагающей к фальшивой самопрезентации. Подростки, переживающие одиночество, склонны создавать социально одобряемый привлекательный виртуальный образ, используя особенности социальных сетей, в частности, открытость или закрытость профиля для самопрезентации.
Ограничения исследования
Данное исследование является одним из немногих, посвященных проблеме фальшивой самопрезентации подростков в социальных сетях, в связи с этим требуются дополнительные исследования для воспроизведения полученных фактов.
В качестве ограничений исследования следует отметить, что, во-первых, исследование выполнено как корреляционное и в связи с этим интерпретация результатов ограничена; во-вторых, использование самоотчетных методик актуализирует вопрос о социальной желательности, характерный для всех методик такого типа; в-третьих, использовался скрининговый метод для диагностики самопрезентации, разработанный в рамках одного из подходов к самопрезентации в социальных сетях, что ограничивает диагностические и интерпретационные возможности раскрытия содержания феномена самопрезентации в социальных сетях; в-четвертых, исследовалась только фальшивая самопрезентация, что не позволяет провести сравнение со стремлением представить реалистичный образ в социальных сетях.