Научные исследования помогают профессиональному сообществу и обществу в целом осознавать новые явления, тенденции и проблемы. Это относится и к исследованиям в сфере современного детства. Стремительно меняющиеся условия, в которых живут и развиваются наши дети, содержат в себе как новые возможности, так и новые риски. В частности, такой двойственной природой обладают процессы цифровизации социальной жизни. Часто дети с раннего возраста воспринимают гаджеты и интернет-пространство как естественную и неотъемлемую часть своей среды, а с годами — и самих себя. Обладая доступом к огромному информационному и коммуникационному ресурсу, взаимодействие с которым не всегда поддается регламентации, они могут не учитывать последствия своих действий в Сети, порой весьма опрометчивых. Как удержать их от «падения с обрыва», которого они не видят? Для того чтобы решить эту задачу, взрослые должны осознать свою ключевую роль в треугольнике «взрослый — ребенок — интернет-пространство». Опасности возникают в тех случаях, когда дети имеют неограниченный доступ к гаджетам, интернет-пространству, искусственному интеллекту и предоставлены сами себе во взаимодействии с ними. Именно находящийся рядом взрослый является для ребенка носителем норм и культуры, от которого зависит, как ребенок будет строить свои отношения и в реальной, и в виртуальной жизни. Взрослые должны осознавать существующие опасности цифровой среды, принимать меры по их предотвращению совместно с детьми. В то же время, несмотря на возрастающую роль интернета и искусственного интеллекта в жизни молодежи, следует отметить, что сохраняются и другие виды рисков вне цифрового пространства. Актуальными остаются проблемы, связанные с такими видами поведенческих девиаций, как аддиктивное и агрессивное поведение подростков, методами их профилактики и коррекции. Исследования, проводимые авторами публикаций нашего тематического номера, посвящены различным аспектам этой широкой тематики.
Номер открывает статья «Комплексная модель формирования опасного поведения подростков в интернет-пространстве», в которой предлагается вариант концептуализации развития поведения подростков, опасного как для других людей, так и для них самих, с выделением потенциальных и актуальных факторов, влияющих на формирование готовности к опасному поведению и его реализацию, включая фактор интернета.
Изменениям социальной ситуации развития детей в связи с происходящими общественными и технологическими процессами посвящена обзорная статья А.А. Федонкиной. В ней описываются психологические проблемы, возникающие у детей во взаимодействии с цифровой средой в разные возрастные периоды, и выделяются феномены этой среды, которые могут вести к формированию у них уязвимости и рискованного поведения.
Риски цифровизации проявляются особенно остро у детей, изначально имеющих определенные виды уязвимости. Одним из таких видов является нарушение интеллекта. Проблемы цифровой инклюзии, барьеры инклюзивного образования и возможности их преодоления обсуждаются на материале эмпирического исследования в статье О.В. Защиринской и П.А. Белимовой. Но даже при нормальном психическом развитии возрастные особенности детей могут рассматриваться в качестве фактора уязвимости, если речь идет о сексуальном насилии и злоупотреблении с использованием сети Интернет. Особенности реагирования детей и подростков на вымогательство их сексуализированных изображений посредством интернета, а также возможности профилактики подобных явлений описываются в статье А.С. Медведевой.
Одно из наиболее тяжелых проявлений поведенческих девиаций у подростков — суицидальное поведение. В обзорном исследовании В.Е. Купченко рассматривается значение для формирования такого поведения нарушенных отношений в семье в сочетании с проблемным использованием интернета. Редким вариантом подростковой аутоагрессии является парный суицид, совершаемый двумя подростками, находящимися в определенных отношениях. Исследование такой формы суицида на основе анализа эмпирических данных представила в своей статье А.А. Кастальская-Бороздина, обнаружившая особую роль интернет-коммуникации в подготовке суицидального акта.
Анализ характеристик молодых людей с девиантным, противоправным поведением, антисоциальными тенденциями для выработки профилактических и коррекционных мер — традиционная проблематика юридической психологии. В своей статье Н.В. Мешкова с соавторами делятся результатами эмпирического исследования связей антисоциальной креативности и информационно-смыслового поля, правосознания и восприятия общества. Е.Л. Буслаева и Н.В. Власова представляют оригинальные данные о связи агрессивности, одиночества и психологического благополучия у юношей. Роль факторов семьи, социальных отношений и самовосприятия для самоэффективности турецких подростков в профилактике употребления психоактивных веществ обсуждается на материале обширного эмпирического исследования в англоязычной статье V. Kaplan и N. Rapagan. Один из наиболее востребованных методов предупреждения агрессии в конфликтных отношениях — восстановительная медиация — является предметом публикации Е.Г. Пастуховой, которая сравнивает эффективность его применения в школьных условиях и в рамках уголовного процесса.
Разнообразный спектр проблем охватывают статьи, публикуемые в номере вне основной тематики. Две из них являются продолжением публикаций, начатых в предыдущих выпусках. Это статья Н.В. Богданович, В.В. Делибалт и А.В. Дегтярева, посвященная обсуждению закона о психологической помощи, и коллективная работа Е.Э. Бойкиной с соавторами о психологических предикторах девиантного поведения несовершеннолетних, описывающая портрет воспитанника СУВУ. В последнем случае тема близка основной тематике номера, как и тема статьи Ф.А. Егорова, связанная с проблемами остракизма. Судебно-психологическая проблематика гражданского процесса с участием детей отражена в статье М.С. Андреяновой о межличностном конфликте ребенка и родителя как основании ограничения родительских прав. Номер завершается статьей А.А. Максименко, А.Р. Загладиной и О.С. Дейнеки, посвященной психологическим факторам коррупционного поведения.
Мы надеемся, что статьи выпуска будут с интересом восприняты нашими коллегами и всеми, для кого важна проблематика детства и широкий круг вопросов юридической психологии.