Культура как внутренняя потребность ребенка в контексте рассмотрения подходов художественно-эстетического воспитания

221

Аннотация

Все системы художественно-эстетического воспитания (ХЭВ) можно классифицировать в рамках трех подходов: природосообразного, культурологического и синергетического. Природосообразный подход рассчитан на раннее развитие у ребенка сенсорной сферы и обучение детей искусству. Б. Т. Лихачев относит такое обучение искусству к утилитарно-прагматической концепции, которая не является необходимой. К этому направлению можно отнести также концепцию «материнской любви» Ш. Судзуки, в которой, исходя из идеи природного развития, разработан метод материнской любви. Близка по духу концепция Вальдорфской школы Р. Штайнера, в которой предлагается эвритмия – особый вид искусства переживания чувств с помощью музыки и движения, способ раскрытия и развития психоэмоциональной сферы детей. Культурологический подход особенно эффективен в странах, имеющих национальные традиции, когда искусство является неотъемлемой частью жизни ребенка, то есть его ближней зоной развитии («искусство в жизни»). Синергетический подход. «Жизнь – в искусство». Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» говорит о единой системе эстетического воспитания (ЭВ). В его системе можно заметить совмещение философских подходов (расширение эстетического и использование для достижения цели активных механизмов: развитие эмоциональной сферы и образного мышления). В данной работе рассматривается направленность современных образовательных программ и предлагается поуровневое развитие эстетического у детей в новой парадигме – «культура как внутренняя потребность ребенка».

Общая информация

Ключевые слова: подходы ХЭВ, природосообразный, культурологический, синергетический, Судзуки, Неменский, Пуртова, Вахнянская, чувства как предмет учебной деятельности, поэтапное развитие эстетического, единое психологическое пространство, направленность развития, современные образовательные программы

Рубрика издания: Общие вопросы образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузьмина Р.И. Культура как внутренняя потребность ребенка в контексте рассмотрения подходов художественно-эстетического воспитания [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 4. С. 32–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n4/Kuzmina (дата обращения: 11.12.2024)

Фрагмент статьи

Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами – с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный областях, включая производственную. Люди эстетически оценивают цветы, величественные здания, устремленные ввысь храмы, предметы техники – компьютеры, автомобили и т. д.

Литература

  1. Вахнянская, И. Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности / И. Л. Вахнянская. – М.: МОПО РФ, 1999. – 126 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н. А. Ветлугина. – М.: АСТ, 2010. – 112 с.
  3. Волошкина, М. И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений М. С. Волошкина // Начальнаяшкола. – 2000. – № 1. – С. 13-20.
  4. Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии / Ред. Е. В. Щедрина. – 2003. – № 2 март-апрель 2003. – с. 42-50.
  5. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. – В кн.: Вопросы эстетики / Э. В. Ильинков – М.: Искусство. – вып. 6.– С.46-92.
  6. Киященко Н. И. (отв. ред.) /Н. И. Киященко // Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) – М.: ИФ РАН, 1998. – 302 с.
  7. Кудрявцев, В. Т. На путях к вершинно-глубинной психологии / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 2006.– № 5. – С. 113-125. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. – Электронный ресурс. Режим доступа disserCat http://www.dissercat.com/content/infolingvisticheskaya-sistema-razvitiya-intellektualno-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashcheis#ixzz47n5wCsRK
  8. Кузьмина, Р. И. Развитие склонностей дошкольников как показатель эффективности обучения /Р. И. Кузьмина, А. В.Сидорова, И. Е.Кузьмин, Л. И. Иванова, И. Б. Рычкова. – Электронный ресурс. – Режим доступа. http://edu.znate.ru/ docs/index-3020498-22.html
  9. Кузьмина, Р. И. Педагогические задачи в контексте эстетического воспитания одаренной личности / Р. И. Кузьмина, И. Е. Кузьмин // Проблемы сучастноi педагогичноi освiти. – Киiв: Педагогiчна пресса, 2002.–
  10. Кузьмина Р.И. Современное состояние проблемы одаренности /Р. И. Кузьмина // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Сер.: Педагогіка і психологія. – Ялта, РВВ КГУ, 2012. –Вип.35.Ч. 2.– С. 53-64.
  11. Кузьмина Р. И. Художественно-эстетическое воспитание как фактор актуализации одаренности в начальной школе /Р. И. Кузьмина // Вестник современной науки, 2015. № 7. – 37-39.
  12. Лосев А. Ф. История эстетических категорий /А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков.– 1965. – 374 с. – Электронный ресурс. Режим доступа. http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/213914-losev-af-shestakov-vp-istoriya-esteticheskih-kategoriy.html
  13. Международный форум. «Человек, семья и общество: история и перспективы развития ». Ноябрь 26 – 28, 2012, г. Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева.
  14. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к искусству.– ЭБС: Бином, Лаборатория знаний, 2012.
  15. Мелик-Пашаев А. А. Психология одаренности: художественная одаренность / А. А. Мелик-Пашаев. – М.: МИОО, 2005. – 128 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:lib.mgppu.ru/opacunicode/index..
  16. Неменский, Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение. 1987. – 253 с.
  17. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. – М.: Издательство УРАО, 2000.– 192 с.
  18. Неменский, Б. М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство», «Художественный труд»: Материалы к 12 научно-практическому семинару «Мастерская Б. М. Неменского».
  19. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова.НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика 1988. – 173 с.
  20. Пуртова Т. В. Обучение общению детей дошкольного возраста: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 152 с.
  21. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  22. Суходольская-Кулешова, Л. В. Эстетическая культура будущего учителя / Л. В. Суходольская-Кулешова// Педагогика. – 2003. – № 7. – С. 83.
  23. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ: Обзор современных образовательных программ дошкольного воспитания // Учебно-методическая презентация. Опубликовал wikikurgan.orbitel.ru 09.06.2013.
  24. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника /Е. А. Флерина.– М., 1961.
  25. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание в семье /Е. А. Флерина. – М., 1963.
  26. Эстетическое воспитаниедетей посредством живописи bibliofond.ru/view.aspx?id=500102 эстетическое воспитание детей посредством живописи. – Электронный ресурс. Режим доступа http://socialforum.kspu.ru/index. php?Itemid=1&id=70&option=com_content&view=article
  27. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства / Под ред. Р. И. Капустиной. – Шадринск, 1999. – 134 с.
  28. Юркевич, В. С.Психологическая наука и образование /В. С. Юркевич // Одаренные дети и интеллектуально- творческий потенциал общества. – 2009. – № 4. – С. 74-86.– [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://go.mail.ru/ search?q=psyjournals.ru%2Fpsyedu%2F2009%2Fn4%2F.
  29. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования / Е. Л. Яковлева // Мир психологии. – 1996. N 2. – С. 145–151. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-shkolnikov#ixzz2RT2RJDOM.

Информация об авторах

Кузьмина Рузольда Ивановна, доктор биологических наук, профессор кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет, Россия, e-mail: ruzo4ka38@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 482
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 221
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1