Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития

1591

Аннотация

Обзор составлен на основе ряда статей из книги «Нейрокогнитивная реабилитация детей раннего возраста с синдромом Дауна», вышедшей в Великобритании. Обозначаются моменты, которые вызывают особое внимание специалистов: акцент на функциональность и интеграцию навыков, оценка эффективности работы служб, нацеленность на соответствие критериям готовности к школе, отсроченное влияние ранней помощи и другие. Изложены перспективные подходы к обучению детей с синдромом Дауна, учитывающие типичные для них проблемы.

Общая информация

Рубрика издания: Отечественный и зарубежный опыт

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Грозная Н.С. Ранняя помощь. Современное состояние и перспективные направления развития // Синдром Дауна XXI век. 2013. № 2. С. 54–61.

Фрагмент статьи

Традиционные модели ранней помощи (1970–1980-х годов), в основе которых лежали принципы бихевиоризма, в настоящее время уже считаются устаревшими. Современные модели идеологически объединяет представление о развитии человека как о транзакционном процессе. Программы ранней помощи, которые действуют сегодня, формируются не только на основе известных теорий развития Пиаже, Выготского, Лурии и др., но и под влиянием концепций, разработанных учеными в последние десятилетия. Среди них теория экологических систем, предложенная У. Бромфенбреннером (Bronfenbrenner, 1979), транзакционная модель А. Самерова и Б. Фиса (Sameroff & Fiese, 2000) и теория модифицируемости когнитивных структур Р. Файерштейна (Feuerstein, 1980).

Литература

  1. Bronfenbrenner, U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA : Harvard University Press,
    1979.
  2. Feuerstein, R. Instrumental Enrichment: an Intervention Program for Cognitive Modificability. Baltimore : University Park Press, 1980.
  3. Gibson, E. J. Exploratory behavior in the development of perceiving, acting and the acquiring of knowledge // Annual Review of Psychology. 1988. Vol. 39. Р. 1–41.
  4. Guralnick, M. J. The effectiveness of early intervention for vunerable children: a developmental perspective // American Journal of Mental Retardation. 1998. Vol. 102. Р. 319–345.
  5. Hanson M. G. Twenty five years after early intervention // Infants and Young Children. 2003. Vol. 16, № 4. Р. 354–365.
  6. Sameroff, A. J., Fiese, B. H. Transactional regulation the developmental ecology of early intervention // Handbook of Early Childhood Intervention / J. P. Shonkoff, S. I. Meisels (Eds.). New York : Cambridge University Press, 2000. P. 135–159.
  7. Spiker, D. Off to a good start: early intervention for infants and young children with Down syndrome and their families // Neurobehavioral Specificity / J. A. Rondal & J. Perera (Eds), WestSussex : Wiley, 2006. P. 176–190.
  8. Wagner, M., Newman, L., Cameto, R., Levine, P. Changes over Time in the Early Postschool Outcomes of Youth with Disabilities. Menlo Park : SRI International, 2005.

Информация об авторах

Грозная Наталья С., координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1009
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1591
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0