Социально-психологическая модель стилей реагирования на изменения: феноменология, диагностика и рекомендации

1326

Аннотация

Article is devoted to the actual problem of the people behavior in changes. The results of our empirical and experimental research allowed to identify a typical cognitive, emotional and behavioral reactions of people in the situation of changes, which allowed to identify four styles to respond to changes: the Innovators, the Conservers, the Reactive, The Implementers. Based on the results of the study constructed a model of styles of responding to changes and suggested recommendations for managers how to work with each of the styles in the situation of changes.

Общая информация

Ключевые слова: styles of responding to changes, innovators, conservers, reactive, implementers

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Базаров Т.Ю., Сычева М.П. Социально-психологическая модель стилей реагирования на изменения: феноменология, диагностика и рекомендации // Социосфера. 2010. № 1. С. 15–25.

Полный текст

Социальные, экономические и технологические изменения явяляются неотъемле­мым элементом жизни общества, поэтому одной из ключевых областей исследования становится изучение организационных изменений и их внедрения. Проблема успешного внедрения изменений имеет непосредственное отношение к тому, как люди конструиру­ют свою собственную реальность изменений, которая может существенно отличаться от первоначального замысла изменений. В результате позитивные последствия изменений, представляемые в их начале, могут приводить к негативным последствиям в силу того, что люди по-разному и по-другому воспринимают реальность. То, как изменение пре­образовывается   в сознании конкретных людей и будет в конечном итоге реализовано, зависит от личностных факторов участников изменений. Для поиска личностных факто­ров, связанных с успешностью внедрения изменений, нами было проведено исследова­ние. Целью исследования выступило выделение различных социально-психологических стилей реагирования на изменения, обладающих сходными эмоциональными, когнитив­ными и поведенческими паттернами.

Методическую основу исследования составил методический комплекс, включаю­щий в себя различные опросники, среди которых: методика «Толерантность к неопре­деленности» [1, 2], тест-опросник Кейрси [3], опросник «Стили деятельности». Разра­ботаны авторские опросники – типологический опросник «Стили реагирования на из­менения», опросник-анкета на выявление особенностей реакции на изменения. Среди качественных методов использовалось интервью, неструктурированное и структуриро­ванное наблюдение.

Выборка составила 273 испытуемых, сотрудников и руководителей различных ор­ганизаций.

В соответствии с поставленной целью эмпирическое изучение участников измене­ний включало в себя три этапа исследования. Каждое из них уточняло цели и задачи последующего исследования.

1 этап. Поисковое исследование

Поисковое исследование состояло из двух относительно самостоятельных частей. Первая часть относится к выявлению объективно наблюдаемых особенностей поведения личности в условиях изменений.

Вторая часть относилась, скорее, к выявлению представлений участников об изме­нениях (факторы, инструменты работы с людьми, методы преодоления и т. д.) Поис­ковое исследование проводилось в рамках тренингов «Управление людьми в условиях изменений». Методом сбора данных являлось структурированное наблюдение, группо­вое интервью. В данном этапе приняли участие 60 руководителей высшего звена орга­низации.

Первая часть поискового исследования – «наблюдение».

Основной целью первой части (наблюдение за поведением) исследования было вы­явление особенностей поведения людей в условиях внешнего воздействия на группу, проявляющегося в изменении статуса-кво группы. На основе выявления особенностей важно было поставить некоторые гипотезы относительно существования стилей поведе­ния в ситуации изменений в группе.  

Вторая часть поискового исследования – «групповое интервью».

Методом сбора данных являлось групповое интервью по заранее прописанным во­просам, методика парных сравнений. Результаты обрабатывались с помощью контент-анализа. 

2 этап. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических черт субъ­екта изменений. Выявление основных стилей реакции.

Целью исследования было – выявление взаимосвязи личностных черт и возмож­ности группировки испытуемых по определенным факторам, полученным на основании этой взаимосвязи.

3 этап. Исследование взаимосвязи различных характеристик и стилей реагиро­вания на изменения. Создание и психометрическая проверка авторского опросника «Стили реагирования на изменения». 

Целью исследования было выделение ключевых реакций на изменение, а так же создание и  апробация авторского опросника «Стили реагирования на изменения».

Результаты проведенных нами эмпирических и экспериментальных исследований позволили выделить типичные когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции людей в ситуации изменений, позволившие выделить четыре стиля реагирования на из­менения: инноваторы, консерваторы, реактивные, реализаторы1. Рассмотрим описания каждого из стилей реагирования на изменения.

Описание стиля «Инноватор»

Инноваторы принимают изменения, готовы быть инициаторами изменений. Эмоци­онально вовлекаются в любые новые начинания и инициативы, даже если не видят объ­ективной необходимости. Успешны на вначале изменений. В начале изменений активно генерируют идеи, ищут пути решения задачи. При стабилизации инноваторы готовы вы­ступать исполнителями принятых решений. Редко саботируют изменения, стабильность скучна для них.

Предпочитаемый тип задач (результата): задачи с неопределенным результатом или неоднозначным толкованием, задачи, требующие поиска  новых способов к реше­нию задач, новые задачи или проекты.

Отношение к изменениям: считают, что изменения ведут к лучшему

Отношение к стабильности: предпочитают корректировать существующие поло­жения, быстро надоедает выполнять длительные, требующие внимания к деталям дела.

Поведение в процессе изменений: любят находить новые подходы к решению задач, корректировать план по ходу.

За счет чего преодолевает сопротивление изменениям?

Поиск преимуществ (поиск выгоды для себя и для компании, самоубеждение в необходимости изменений).

Пауза (время на то, чтобы осмыслить ситуацию) и переключение на другие виды деятельности.

Что ожидают от руководителя в ситуации изменений?

Активность и действия руководителя (быстрое принятие решений, разумные и быстрые действия).

Лидерские качества руководителя (лидерство руководителя в проведении измене­ний: твердость, решимость, вера в свои силы, находчивость, спокойствие и др.).

Поддержка, сочувствие.

Характерные реакции и поведение в процессе изменений:  экспериментирование, возбуждение, открытость.

Не характерные реакции в процессе изменений: стресс, отрицание наличия измене­ний, продолжение работать по прежним правилам.

Характерные высказывания:

«Нравится сам процесс изменений. Азарт, преодоление трудностей – для меня это форма внутренней борьбы».

«Без изменений жить невозможно».

«Я всегда стараюсь расширять область позитивных исходов при изменениях».

Описание стиля «Реализатор»

Реализаторы поддерживают и принимают изменения, если видят объективную не­обходимость. Предпочитают нововведения стабильности, однако не готовы принимать любую идею, предпочитают проверить идею на практике, прежде чем принять ее. Могут быть инициаторами перемен, если видят потребность и необходимость. Хорошие реа­лизаторы изменений, рассудительны при работе в новых условиях.. Заключают в себе готовность к новому, характерную для инноваторов и рассудительность, характерную для консерваторов.

Предпочитаемый тип задач (результата): задачи с неопределенностью,  задачи, когда все предельно ясно как делать, задачи, в которых видят объективную необходи­мость.

Отношение к изменениям: не сопротивляются переменам,  начинают думать и дей­ствовать по новому, при отсутствии видимой объективной необходимости изменения не вызывают дискомфорта, с удовольствием принимают новые подходы и идеи.

Отношение к стабильности: считают, что принятую практику необходимо менять.

Поведение в процессе изменений: в ситуации неопределенности и резких изменений обычно сразу  принимают решение и начинают действовать, сосредоточиваются на про­блеме и думают, как ее можно решить.

За счет чего преодолевают сопротивление изменениям?

Анализ ситуации (анализ плюсов и минусов изменений, причин изменений, воз­можных путей поведения в ситуации и возможных путей принятия решения).

Поиск преимуществ (поиск выгоды для себя и для компании, самоубеждение в необходимости изменений).

Что ожидают от руководителя в ситуации изменений?

Коммуникация (четкой и ясной информации о том, что происходит, конкретного и честного объяснения, какой результат ожидается от изменений).

Действия, активность (быстрого принятия решений, разумных и быстрых дей­ствий).

Характерные реакции и поведение в процессе изменений:  желание рисковать, от­крытость.

Не характерные реакции в процессе изменений: неверие в собственные силы, стресс, отрицание наличия изменений, неподвижность.

Характерные высказывания:

«Мир не обязан быть удобным».

«Если мне не нравятся изменения, я думаю, надо ли прилагать усилия и внутрен­ние ресурсы на сопротивление».

Описание стиля «Консерватор»

Консерваторы редко видят необходимость в изменениях. Стабильность предпочита­ют изменениям. Для того, чтобы принять изменения, необходимо аргументировано, в де­талях описать их необходимость. Представляется сложным переубедить консерваторов в необходимости изменений, поскольку старый порядок по определению лучше нового. И даже при понимании объективной необходимости, консерваторам свойственно долго перестраиваться. При внедрении изменений продолжают работать по тем же правилам, что и раньше.

Консерваторы склонны анализировать ситуацию изменений, стараются все разроз­ненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему; при столкновении с  проблемами они пытаются всеобъемлюще понять суть вопроса, обыч­но стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения.

Предпочитаемый тип задач (результата): предпочитают решать проблемы, имею­щие только однозначный вариант решения, в которых понятен требуемый результат.

Отношение к изменениям: предпочитают стабильность нововведениям.

Отношение к стабильности: стабильность, устойчивость в жизни  лучше, чем рез­кие изменения, не надоедает выполнять длительные, требующие внимания к деталям, дела.

Поведение в процессе изменений: применяют стандартные и проверенные временем способы к решению задач, предпочитают, чтобы все мероприятия проводились в соот­ветствии с намеченным планом, прежде чем действовать, как правило, все тщательно обдумывают, любят делать все привычным образом.

За счет чего преодолевают сопротивление изменениям?

Принятие как должного (принятие изменений как должного, пассивное смирение с ситуацией).

Вера в лучшее (вера в то, что изменения в конечном счете приведут к лучшему).      

Переключение (переключение на другие виды деятельности (чтение, спорт), взя­тие паузы для  отвлечения от ситуации, отстранение от ситуации изменений).

Типичная реакция на изменения: страх, тревога, неверие в силы, отрицание наличия изменений.

Чего ожидают от руководителя?

Активности и действия руководителя (быстрое принятие решений, разумные и быстрые действия).

Лидерских качеств руководителя (лидерство руководителя в проведении измене­ний: твердость, решимость, вера в свои силы, находчивость, спокойствие и др.).

Поддержки, сочувствия.

Коммуникации (четкой и ясной информации о том, что происходит, конкретногои честного объяснения, какой результат ожидается от изменений).

Характерные  реакции и поведение в процессе изменений:  надежда, продолжение работать по прежним правилам, отрицание наличия изменений, стресс.

Не характерные реакции в процессе изменений: открытость и возбуждение. 

Характерные высказывания:

«Не принимаю всерьез изменения в компании».

«Для того чтобы провести изменения, необходимо прежде всего поверить в них самому».

«Надеюсь, что все будет хорошо».

«Все новое – это хорошо забытое старое».

Описание стиля «Реактивный»

Воспринимают изменения эмоционально. Стабильность предпочитают изменениям. Для того, чтобы принять изменения, необходимо показать их личную выгоду, сопережи­вать им, помогать преодолеть им стресс и дискомфорт. Ярко выражены эмоциональные реакции, что иногда проявляется в открытом сопротивлении.

Предпочитаемый тип задач (результата): предпочитают приступать к задачам, когда уже ясно, как их выполнять, накоплен опыт по решению.

Отношение к изменениям: необходимо время, чтобы принять изменения, необходи­мо тратить много энергии и сил на усвоение инноваций и изменений.

Отношение к стабильности: считают, что принятой практики необходимо придер­живаться, ценят стабильность.

Поведение в процессе изменений: могут быть раздражены и эмоциональны, встрево­жены, обеспокоены и напряжены, являются сдерживающей силой для энтузиазма дру­гих.

За счет чего преодолевают сопротивление изменениям?

Переключение (переключение на другие виды деятельности (чтение, спорт), взятие паузы для  отвлечения от ситуации, отстранение от ситуации изменений).

Анализ ситуации (анализ плюсов и минусов изменений, причин изменений, возмож­ных путей поведения в ситуации и принятия решения).

Сопротивление, опускание рук (активное сопротивление, выражающееся в сабота­же или убеждении других в отсутствии в необходимости в изменениях).  

Принятие как должного (принятие изменений как должного, пассивное смирение  с ситуацией).

Чего ждет от руководителя?

Поддержки, сочувствия.

Коммуникации (четкой и ясной информации о том, что происходит, конкретного и честного объяснения, какой результат ожидается от изменений).

Характерные  реакции и поведение в процессе изменений: неверие в собственные силы, отрицание наличия изменений, стресс.

Не характерные реакции в процессе изменений: желание рисковать, открытость.

Характерные высказывания:

«Хочу быстрее преодолевать барьеры».

«Изменения сильный стресс для меня, как получать от этого удовольствие?»

На основе анализа связи стилей реагирования на изменения с другими индивидуально-личностными параметрами (связь со шкалами по тест-опроснику Кейрси, связь со сти­лями деятельности, связь с толерантностью к неопределенности) возможно построить следующую модель стилей реагирования на изменения (рис.1).

Рис. 1.  Модель стилей реагирования на изменения

Полученные описания стилей позволяют разработать рекомендации по внедрению же разработать рекомендации по работе с каждым из стилей.

Рекомендации по работе с различными стилями реагирования на изменения

Инноваторы

Поскольку для инноваторов характерна ориентация на процесс (восприятие) и ори­ентация на новизну, то наиболее важным аспектом работы с инноваторами является ори­ентация их на результат от изменений. Активность и вовлеченность, с которой инновато­ры вступают в изменения, должна быть строго задана и ограничена целями изменений. Многочисленные идеи, предлагаемые инноваторами, нуждаются в развитии и доработке, поэтому на эту роль наиболее подходят реализаторы. Реализаторы и инноваторы могут дополнять друг друга в процессе изменений.

Если рассмотреть стадии процесса изменений, инноваторы наиболее активно про­являют себя на стадии «Интеграция». Для интеграции характерно активное изучение новой реальности, поиск путей внедрения изменений и экспериментирование. Для ин­новаторов это является наиболее характерным поведением во время изменений. Эффек­тивное лидерство заключается в поиске новых возможностей, поддержке изучения и ак­тивного экспериментирования. Поддержка заключается в том, чтобы выслушать мнение инноватора, внимательно отнестись к нему, поддержать идеи инноватора. Однако для достижения результата важно четко направлять деятельность инноваторов.

При работе с инноваторами важно как эмоционально поддерживать их, так и под­держивать с точки зрения логики и анализа. Для инноваторов важно четко коммунициро­вать изменение – описать, что будет происходить, в чем предпосылки изменений, какой результат ожидается от изменений. Поскольку для инноваторов характерно преодолевать сопротивление изменениям за счет поиска преимуществ, то важно, чтобы лидер четко и однозначно показывал выгоды от изменений. Для инноваторов важно, чтобы внутри из­менений не было противоречий, если внутри изменения противоречия, то их это может напугать. Коммуникация изменений должна быть максимально однозначной, простой и конкретной. Важно показать как влияет изменение на результат, на вопрос, как вопло­щать, инноваторы отвечают сами.

При сопротивлении изменениям важно дать инноваторам время на то, чтобы осмыс­лить ситуацию и переключиться на другие виды деятельности.

Инноваторы отмечают, что преодолевают изменения за счет желания. И от руко­водителя они ожидают того же. Важно, чтобы лидер был позитивно настроен к изме­нениям, проявлял энтузиазм и эмоционально подбадривал, вдохновлял последователей – инноваторов. 

Несмотря на активную позицию при столкновении с изменениями, инноваторы не хотят, чтобы лидер полностью перекладывал ответственность на последователей. При внедрении изменений лидер должен быть активным, т. е. проявлять быстро реагировать на ситуацию, принимать разумные и рациональные решения и быстро воплощать их в жизнь.

При работе с инноваторами крайне важно проявлять лидерские качества руководи­теля: твердость, решимость, вера в свои силы, находчивость, спокойствие и др. Особен­но важно проявлять спокойствие при столкновении с трудностями и препятствиями.

Опираясь на методы внедрения изменений, наиболее часто используемые руководите­лями [4, 5], можно сказать, что к консерваторам необходимо применять следующие методы: 

Формирование команды изменений: распределение ролей и сплочение команды вокруг изменений.

Слушание: активное слушание сотрудников, открытость к мнениям.

Контроль процесса изменений: контроль и своевременная корректировка хода из­менений.

Формирование видения будущего: постановка целей будущего в зависимости от анализа ситуации.

Другие методы (обучение и директивные методы) необходимо применять, скорее, в зависимости от ситуации, поскольку инноваторы стремятся к обучению на основе прак­тики и экспериментирования, и в целом настроены на изменения.

Реализаторы

Поскольку для реализаторов характерна одновременно ориентация на изменения, то наиболее важным аспектом является четкое описание требуемого результата от изменений.

Реализаторы так же, как и инноваторы, ищут выгоду и преимущества от изменений, и в большинстве случаев находят их. Поэтому так же важно четко донести преимуще­ства и перспективы от изменений для улучшения эффективности работы и выгоды для самого реализатора.

Если инноватор склонен позитивно мыслить и искать в основном только преимуще­ства от изменений, то реализатор склонен объективно мыслить и анализировать пред­стоящие изменения. Важно помочь реализатору фактами и информацией при анализе, чтобы реализатор мог составить полную картину  плюсов и минусов изменений, при­чин изменений, возможных путей поведения в ситуации и возможных путей принятия решения. При этом реализаторы отмечают, что важно быть максимально честными при трансляции информации об изменениях.

Анализ помогает реализаторам принять решение о действиях в ситуации измене­ний. Именно реализаторы первыми начинают реализовывать новые способы поведения (не придумывать новые способы поведения, а именно реализовывать). Поэтому важно предоставить возможность реализаторам реализовывать изменения.

Так же, как инноваторы, реализаторы ожидают от руководителей активности и дей­ствий, т. е. быстрого принятия решений и их реализации.

Реализаторы – это своеобразные «рабочие лошадки», поэтому лидер должен либо давать конкретные задания, либо поддерживать их поведение в новых условиях.

Опираясь на методы внедрения изменений, наиболее часто используемые руково­дителями [4, 5], можно сказать, что к консерваторам необходимо применять наиболее широкий спектр методов:

Формирование команды изменений: распределение ролей и сплочение команды вокруг изменений.

Контроль процесса изменений: контроль и своевременная корректировка хода из­менений.

Формирование видения будущего: постановка целей будущего в зависимости от анализа ситуации.

Другие методы (обучение, директивные методы, слушание) необходимо применять, скорее, в зависимости от ситуации, поскольку реализаторы стремятся  к самообучению и в целом настроены на изменения. Реализаторы не испытывают потребности в том, чтобы их выслушали, в отличие от инноваторов, поскольку готовы самостоятельно анализиро­вать ситуацию и принимать решение.

Консерваторы

Поскольку консерваторы редко видят необходимость в изменениях, а так же склон­ны к рациональному способу подготовки и приятия решения, то главным направлением работы с консерваторами является аргументированное, детальное описание необходи­мости изменений. Наилучшим вариантом является полное описание изменений, исполь­зуя, например, формулу Бекхарда.

Если проследить стадии принятия изменений, то инноватору необходимо помочь преодолеть все стадии принятия изменений: интервенцию, хаос, интеграцию и практи­ку. Можно предположить, что инноваторы и реализаторы быстро проходят первые две стадии, что не характерно для консерваторов и реактивных. Поэтому для консерваторов важно особый акцент делать на то, чтобы преодолеть первоначальную инерцию и со­противление изменениям. Не случайно именно консерваторы выделяют наиболее раз­личные и многочисленные ожидания от руководителя в ситуации изменений: активность и действия руководителя (быстрое принятие решений, разумные и быстрые действия), лидерские качества руководителя (лидерство руководителя в проведении изменений: твердость, решимость, вера в свои силы, находчивость, спокойствие и др.), поддержка, сочувствие, коммуникация (четкая и ясная информация о том, что происходит, конкрет­ное и честное объяснение, какой результат ожидается от изменений). Опираясь на мето­ды внедрения изменений, наиболее часто используемые руководителями (Сычева М. П., 2010), можно сказать, что к консерваторам необходимо применять наиболее широкий спектр методов:

Обучение: использование методов и приемов, направленных на развитие сотруд­ников в рамках изменения.

Формирование команды изменений: распределение ролей и сплочение команды вокруг изменений.

Слушание: активное слушание сотрудников, открытость к мнениям.

Влияние: эмоциональное, информационное влияние на сотрудников, использова­ние индивидуального подхода.

Контроль процесса изменений: контроль и своевременная корректировка хода из­менений.

Формирование видения будущего: постановка целей будущего в зависимости от анализа ситуации.

.Директивные методы: методы наказания, санкции по отношению к невыполне­нию.

Сообщение об изменении и сам процесс внедрения изменений могут быть описаны в следующей формуле изменений.

С = A x B x D > X,

где C – вероятность успешности изменения,

A – неудовлетворенность существующим положением дел,

B – четкое изложение того состояния, которое должно наступить после перемен,

D – конкретные первые шаги к цели,

X – стоимость проведения изменений.

Важно продемонстрировать неудовлетворенность существующим положением дел, т. е. необходимость в изменениях. Важно как можно более четко и структурировано по­казать, что будет меняться и каково новое состояние. Для того, чтобы преодолеть инер­цию консерваторов к действию важно показать первые шаги при изменениях. 

Даже при понимании объективной необходимости консерваторам свойственно дол­го перестраиваться. При внедрении изменений консерваторы долго продолжают рабо­тать по тем же правилам, что и раньше. Поэтому важно дать консерваторам время, чтобы перестроиться и постепенно включать их в процесс.

Чтобы снизить такую реакцию, как стресс, необходимо эмоционально поддержи­вать консерваторов. При появлении саботажа (что тоже характерно для консерваторов) можно оставить консерваторов, дать им выплеснуть эмоции, и привлекать их к измене­нию, когда уже ясно, как делать и что необходимо делать.

Чтобы снизить такую реакцию, как неверие в силы, важно показать консерваторам их роль в новом процессе и предельно ясно объяснить его, продемонстрировать веру в возможности консерватора быть успешным в новых условиях. 

Такие эмоции, как тревога, страх, отрицание наличия изменений, требуют индиви­дуального подхода руководителя.

Обратимся к модели стилей реагирования на изменения Т. Ю. Базарова и четырем ситуациям организационных изменений. Консерваторы наиболее часто ощущают себя, во-первых, не ориентированными на изменения, во-вторых, считают, что они и другие не об­ладают необходимыми навыками и инструментами для освоения изменений (таблица 1).

 

Таблица 1.

Типология ситуаций собственно кризиса в организации

 

Инструментальная оснащенность

Эмоциональная составляющая

Кадровый состав организации

Кадровый состав

Обладает необходимыми профессиональными навыками

Не обладает необходимыми профессиональными навыками

Не ориентирован на изменения

Ситуация 1

Ситуация 2

Ориентирован на изменения

Ситуация 4

Ситуация 3

По мнению Т. Ю. Базарова, задача управляющего в данном случае повысить уро­вень мотивации работников на изменения, поиск новых сфер деятельности. Для этого он может прибегать к провоцированию смены ценностных ориентаций с помощью кон­фликтов. Стратегия работы с персоналом в этих условиях лежит в плоскости «принуж­дение – конфликт – подкрепление». Либо управляющему удается убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации предприятия и наладить нормальный рабочий контакт с подчиненными, либо не удается и тогда остается лишь избавляться от «идейно противостоящих» работников [6].

Если говорить о видах изменений (революционное и эволюционное), то для консер­ваторов более предпочтителен эволюционный вид изменений.

Если говорить о двух типах тревог, характерных для трансформационных измене­ний, то для консерватора характерны обе тревоги, поэтому важно прежде всего снижать сначала индивидуальную тревогу обучения [7].

Реактивные

Поскольку обладающие реактивным стилем воспринимают изменения эмоциональ­но и стабильность предпочитают изменениям, то основная работа должна быть направ­лена на сопереживание и помощь в преодолении стресса.

Так же, как и все другие стили, реактивный стиль нуждается в четкой коммуникации изменений (четкая и ясная информация о том, что происходит, конкретное и честное объ­яснение, какой результат ожидается от изменений). Реактивные в отличие от консервато­ров склонны к такой реакции, как неверие в собственные силы. Поэтому важно, чтобы они максимально включались в процесс изменений, даже в роли пассивного наблюдателя.

Еще одна особенность реактивного стиля состоит в том, что реактивные могут бы­стро поддаться любой панике при изменениях и испытывать самые разнообразные эмо­ции от стресса и «ухода в себя» до гнева и возмущения. Поэтому самым лучшим мето­дом работы будет именно индивидуальный подход и активное слушание.

Опираясь на методы внедрения изменений, наиболее часто используемые руково­дителями [4, 5], можно сказать, что к реактивному стилю прежде всего необходимо при­менять два ключевых метода:

Слушание: активное слушание сотрудников, открытость к мнениям.

Влияние: эмоциональное, информационное влияние на сотрудников, использова­ние индивидуального подхода.

Другие методы (обучение, директивные методы, контроль процесса изменений, формирование видения будущего) так же необходимо применять, но планомерно, осто­рожно, иначе  в любой момент реактивный может вернуться к сопротивлению.

Если говорить о видах изменений (революционное и эволюционное), то для облада­телей реактивного стиля более предпочтителен эволюционный вид изменений.

Если говорить о двух типах тревог характерных для трансформационных измене­ний, то для реактивных важно прежде всего снижать сначала индивидуальную тревогу выживания. 

Если проследить стадии принятия изменений, то реактивный стиль будет, скорее всего, наиболее долго «задерживаться» на стадии хаос, поэтому важно, во-первых, дать выплеснуть ему все эмоции, а во-вторых, показать пример поведения в изменившихся условиях. Пассивное наблюдение может впоследствии привести к активному включе­нию в процесс. 

Итак, нам удалось выявить и описать типологию поведения людей в ситуации из­менений. Помимо традиционно описываемых в литературе типов (инноватор и консер­ватор) данное исследование позволило обнаружить и описать такие стили реагирования на изменения, как реактивный и реализатор.

Стили реагирования на изменения могут являться ведущим фактором прогнозирова­ния поведения людей в ситуации изменений. Важно отметить, что параметры, лежащие в основе классификации стилей реакции на изменения, имеют степень индивидуальной выраженности, что позволяет измерить их с помощью психодиагностического инстру­ментария. В ходе проведенного исследования разработан и психометрически проверен авторский опросник «Стили реагирования на изменения», позволяющий выделять сте­пень выраженности каждого из стилей.

Литература

  1. Белинская, Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений / Е. П. Белинская: дис. д-ра психол. наук. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2006.
  2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. –  М.: Аспект Пресс. – 2001.
  3. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер, 2007. – 687 с.
  4. Сычева, М. П. Сравнительный анализ ожидаемых и реализуемых методов управления  в условиях изменений / М. П. Сычева. // Материалы научной конференции молодых ученых «Ломоносов – 2010». – М.: МГУ, 2010.
  5. Козлова, М. П. Межгрупповая конкуренция как фактор принятия нововведений // Материалы на­учной конференции молодых ученых «Ломоносов – 2005» / М. П. Козлова. – М.: МГУ, 2003.
  6. Базаров, Т. Ю.  Управление персоналом: учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. – М.: Мастерство. – 2002.
  7. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. / Э. Шейн; пер. с англ.; под ред. Т. Ю. Ковалевой. – СПб: Питер, 2007. – 336 с.

Информация об авторах

Базаров Тахир Юсупович, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1591-3932, e-mail: tbazarov@mail.ru

Сычева М.П., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 9246
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1326
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1