Социосфера
2010. № 1. С. 62–64
ISSN: 2078-7081
Интегральная социология П. А. Сорокина
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Integralism, culture, golden mean, society, civilization
Рубрика издания: Социология и демография
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Назарько Е.В., Назарко Е.В. Интегральная социология П. А. Сорокина // Социосфера. 2010. № 1. С. 62–64.
Полный текст
Социология Питирима Сорокина – уникальное явление в науке XX столетия. Сорокин – и предтеча, и, по меньшей мере, один из главных творцов новой парадигмы обществоведения, связанной с идеей формирования новой цивилизации, означающей глубочайший поворот в общественном развитии. Взгляды Сорокина, высказанные им в основном в середине XX века, сохраняют свою актуальность и сегодня, на пороге нового столетия.
Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.
В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии» Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им, прежде всего, как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальное целое. Сорокин описывает уровни социальной статики как уровни общего взаимодействия с различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы интеграции этих уровней зависят друг от друга.
Для работ Сорокина характерно использование интегрализма для изложения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений, точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества.
Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы, достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех сменяющих друг друга социокультурных систем.
Однако наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегрализм». Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.
П. А. Сорокин утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты»[6. С. 35–38].
В основу его миропонимания можно положить принцип «золотой середины». Эта «золотая середина» будет представлять собой совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества. Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Конечная цель интегральной социальной науки – реконструкция личности, общества, культуры.
Важное место в творчестве Сорокина занимает идея интегральной культуры, сформировавшаяся в контексте православной духовности, она являлась одной из основных в философско-исторической концепции П. А. Сорокина.
Сопоставляя теории цивилизаций Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Питирим Сорокин выделил общие черты этих теорий: в безграничном «океане» социокультурных явлений существуют крупные культурные системы, иначе называемые культурными суперсистемами или же цивилизациями, которые функционируют как реальное единство. Они не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой. Цивилизации как большие суперсистемы определяют основную часть изменений, происходящих на поверхности этого социокультурного «океана», в том числе исторические события и жизнедеятельность малых социокультурных единиц.
Каждая цивилизация строится на каком-либо философском принципе или конечной ценности, которые реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих компонентах. Каждая цивилизация взаимодействует с внешними группами и их культурами, которые проникают в данную цивилизацию и существуют в ней в качестве скоплений. Жизнь цивилизаций полна многообразия, неравномерности ритмов, взлетов и упадков.
Сорокин раскрыл закономерность периодической смены идеационального, чувственного и идеалистического (интегрального) типа культуры и показал, что XX в. характеризуется глубоким кризисом свойственного индустриальной эпохе чувственного социокультурного строя. Кризис охватывает науку, философию, искусство, этику, политику, экономику, социальную жизнь, но является предвестником будущего расцвета интегральной культуры.
История, по мнению Сорокина, напоминает симфонический оркестр, который каждый раз по-новому повторяет одну и ту же тему. Вечно повторяющийся элемент истории составляет цикл «культурного» (духовного) изменения, который характеризует жизнь любой цивилизации: китайской, греческой, римской и западноевропейской [3. С. 23–25].
Основной принцип интегрального типа культуры гласит, что истинной реальностью и ценностью является неопределенное многообразие, которое сочетает сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотъемлемые одна от другой. Интегральный тип культуры «обращает внимание как на эмпирические, так и на сверхэмпирические аспекты истинной реальности. Наука, так же как философия и теология, начинает расцветать в нем. И они гармонично сотрудничают друг с другом. Можно сказать, что интегральный тип культуры отражает дуалистический генотип построения и динамики человека и общества, в котором противоречиво сочетается биологическое и социальное, материальное и духовное, познанное и непознанное, чувственное и сверхчувственное.
Литература
- Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. – М.: Экзамен, 2001.
- История социологии в Западной Европе и США. – М.: НОРМА - ИНФРА, 1999.
- Коновалова, Е. М. Идея интегральной культуры в философии истории П. А. Сорокина / Пленарный доклад. Секция № 4.
- Сорокин, П.А. Причины войны и условия мира / П. А. Сорокин // Социс. – 1993 – № 12.
- Сорокин, П. А. Моя философия – интегрализм / П. А. Сорокин // Социс. – 1992. – № 10. – С. 35–38.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 13050
В прошлом месяце: 116
В текущем месяце: 45
Скачиваний
Всего: 747
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2