Материалы к рабочей тетради. Раздел «Психология профессиональной деятельности»

491

Аннотация

In the working notebook for students can be used various tasks: tests, extension of definitions, a finding of conformity. In given article tasks with answers are presented.

Общая информация

Ключевые слова: professional work, self-determination, development, person

Рубрика издания: В помощь преподавателю

Для цитаты: Лёвина Т.О. Материалы к рабочей тетради. Раздел «Психология профессиональной деятельности» // Социосфера. 2010. № 2. С. 96–99.

Полный текст

Дисциплина «Психология профессионального образования», специальность «Про­фессиональное обучение (по отраслям)», 2 курс

 

Тема 1. Особенности профессиональной деятельности

 

1. Профессиональная деятельность – это ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности.

 

2. Что включает в себя профессиональная деятельность? _________________________

__________________________________________________________________________

Ответ: заданные цели, предмет, систему прав, обязанностей и т. д.

 

3. Вставьте пропущенные слова.

Предмет труда – это система ____________ признаков, свойств вещей, процессов, явле­ний, функций как материального, так и ___________ порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту.

Ответ: взаимосвязанных, нематериального.

 

4. Что представляет собой профессиональная модель специалиста? ________________

______________________________________________________________________________

Ответ: совокупность качеств, необходимых для эффективного осуществления трудовой деятельности.

 

5. Кто включает в профессиональную модель специалиста 3 компонента: 1) про­фессиональную направленность, 2) морально-психологическую подготовленность, 3) профессионально-деловую подготовленность.

а) Э. Ф. Зеер,

б) А. К. Маркова,

в) Н. А. Менчинская,

г) С. Г. Морозов.

Ответ: б.

 

6. Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:

а) «образ должности»,

б) моральные знания и убеждения.

Ответ: б.

 

7. Вставьте пропущенные слова.

По Э. Ф. Зееру, профессия – _________ область приложения физических и __________ сил человека.

Ответ: социально-ценная, духовных.

 

8. Кто выделяет 6 профессионально центрированных типов личности?

а) Дж. Холланд,

б) Э. Ф. Зеер,

в) С. М. Морозов.

Ответ: а.

 

9. Сколько схем профессиональной деятельности выделяет Е. А. Климов?

а) 5,

б) 6,

в) 10.

Ответ: а.

 

Тема 2. Психологические аспекты профессионального самоопределения личности

 

1. Профессиональное самоопределение – это ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполненной деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

 

2. Установите соответствие

1. Реалистический тип

а) осмотрительный, осторожный, критический, точный

2. Исследовательский тип

б) четкий, открытый, мужественный, настойчивый, бережливый

3. Социальный тип

в) лидер, общительный, дружелюбный, ответственный

Ответ: 1–б, 2–а, 3–в.

 

3. Какие стадии Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора?

1) ___________________

2) ___________________

3) ___________________

Ответ: 1) стадия фантазии, 2) гипотетическая стадия, 3) реалистическая стадия.

 

4. Реалистическая стадия характеризуется возрастом:

а) до 11 летнего возраста,

б) с 11 до 17 лет,

в) с 5 до 11 лет,

г) от 17 лет и старше.

Ответ: г.

 

5. Подростковый возраст – это _______________________________________________

Ответ: период первичной амбивалентной оптации.

 

6. Кто и что влияет на выбор профессии? ______________________________________

______________________________________________________________________________

Ответ: родители, друзья, учителя, интересы человека, умственные способности и т.д.

 

7. Какие 8 основных факторов, определяющих профессиональный выбор, выделяет Е. А. Климов?

1) ________________

2) ________________

3) ________________

4) ________________

5) ________________

6) ________________

7) ________________

8) ________________

Ответ: 1) позиция старших, 2) позиция сверстников, 3) позиция школьного педагоги­ческого коллектива, 4) личные планы, 5) способности и их проявления, 6) притязания на общественное признание, 7) информированность о той или иной профессиональной дея­тельности, 8) склонности.

 

8. Индивидуально-психологические свойства личности:

1) ______________

2) ______________

3) ______________

4) ______________

Ответ: 1) темперамент, 2) характер, 3) направленность личности, 4) способности.

 

Тема 3. Психологические аспекты профессионального становления личности.

 

1. Профессионал – это ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответ: работник, обладающий помимо знаний, умений и качеств и опыта, также опреде­ленной компетенцией, способностью к самореализации, профессиональной идентичностью.

 

2. Сколько стадий отношений личности к профессии и уровень выполнения деятель­ности выделил Т. В. Кудрявцев:

а) 3 стадии,

б) 4 стадии,

в) 5 стадий,

г) 10 стадий.

Ответ: б.

 

3. Что является основным компонентом профессиональной компетенции? ___

__________________________________________________________________

Ответ: 1) специальная компетентность, 2) персональная компетентность, 3) аутокомпенетность.

 

4. Назовите основные этапы профессиональной зрелости:

1) ______________

2) ______________

3) ______________

4) ______________

5) ______________

Ответ: 1) исследование, 2) рост, 3) упрочении карьеры, 4) сохранение достигнутого, 5) спад.

 

5. Какие виды адаптации различают:

1) ______________

2) ______________

Ответ: 1) первичную, 2) вторичную.

 

6. Вставьте пропущенные слова.

Социально-психологическая адаптация – приспособление к новой __________ среде, включение в систему профессиональных ___________ и ___________ отношений, освоение новых _________ ролей.

Ответ: 1) социальной, 2) связей, 3) социальных.

 

7. У представителей таких профессий, как врач, педагог, работник сферы обслужива­ния, госслужащий, профессиональные деформации проявляются на 4-х стадиях:

1) ______________

2) ______________

3) ______________

4) ______________

Ответ: 1) общепрофессиональные деформации, 2) специальные профессиональные де­формации, 3) профессионально-типологические деформации, 4) индивидуализированные деформации.

 

8. Следствием всех вдов деформаций являются:

1) ______________

2) ______________

3) ______________

Ответ: 1) кризисы, 2) психическая напряженность, 3) конфликты.

Информация об авторах

Лёвина Т.О., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2051
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 491
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0