Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования

722

Аннотация

In given article are analyzed the tendency of development of modern sociology of education submitted by the Russian scientists. Three basic aspects are analyzed: scientific, educational, theoretical. Influence of global tendencies and specific conditions, characteristic for the Russian society is marked.

Общая информация

Ключевые слова: development, sociology of education, factors of development, scientific aspect, educational aspect, theoretical aspect

Рубрика издания: Социология и демография

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Найдёнова Л.И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования // Социосфера. 2011. № 1. С. 47–52.

Полный текст

Развитие отечественной социологии образования может рассматриваться как отражение социальных процессов в общественном сознании, важной фор­мой которого является наука. П. Л. Бергер справедливо отмечает, что процессы осмысления, оценки событий постоянно происходят в человеческом сознании, вследствие чего сознание постоянно истолковывает события по-­новому. Таким образом, происходит конструирование новой социальной реальности в созна­нии людей [1, с. 58–65].

Социальные трансформации в современном российском обществе, на­чавшиеся в конце ХХ в., создали основу для такого осмысления, что отразилось в развитии ряда отраслей отечественной социологии, которые ранее не особен­но выделялись из социологии в целом. Это коснулось, в частности, социологии образования.

Следует проанализировать сложившиеся и проявляющиеся тенденции в трёх основных аспектах:

  • в научном аспекте,
  • в образовательном аспекте,
  • в теоретическом аспекте, связанном с первым и вторым.

Первая тенденция проявляется в следующем. В социологии формируют­ся направления, где основное внимание обращается на изучение региональных проблем, к которым относится и система образования. Можно заметить, что формируются направления, отражающие наиболее важные проблемы не толь­ко для данного региона, но и для современного российского общества. Извест­ный социологический центр образуют крупные города Уральского федерально­го округа (Екатеринбург, Пермь, Уфа), где уже в 70–80­х гг. ХХ в. была создана школа социологов (проблемы социального развития трудового коллектива, го­рода, изменения в социальной структуре, проблемы социализации личности школьников, социологии культуры). Сейчас предметами исследований в сфере социологии образования являются взаимосвязь профессионального образова­ния и рынка труда, изучение мотивов получения и продолжения образования, перспективы потенциала профессионального образования (Г. Е. Зборовский, Е.

А. Шуклина, Г. Б. Кораблёва). Другой пример – регионы (субъекты РФ) из По­волжского федерального округа. Ульяновск – сравнительно молодой центр со­циологии. В начале 2000­х гг. в научной периодике появляются сведения о сис­тематических исследованиях, предметами которых являются влияние социаль­ной дифференциации на образовательные ориентации горожан (А. А. Баранов, Н. Г. Иванова), влияние образовательной среды на здоровье учащихся (О. В. Шиняева). Большие возможности открывает недавно начатое направление – исследование социальных факторов доступности высшего образования моло­дёжи как фактора социальной мобильности (И. А. Плохова, О. В. Шиняева). Ис­следования, проводящиеся социологами Республики Мордовия, связаны не только с проблемами подготовки специалистов, но и с проблемами развития регионального социума. В широкий круг проблем и предметов исследования специалистов этого региона входят: факторы и условия включения молодёжи в систему социального воспроизводства региона (С. В. Полутин, 2000); детерми­нанты отечественной высшей школы в современном трансформирующемся обществе, условия и критерии воспроизводства научно­-образовательного по­тенциала регионального социума (И. М. Фадеева, 2004). С 2002 г. выходит на­учный журнал «Интеграция образования», где в разделе «Социология и обра­зование» освещаются проблемы, являющиеся предметами исследования мор­довских учёных: образование как один из аспектов социологии молодёжи (С. В. Полутин); научно-­исследовательская деятельность студентов (Т. М. Дадаева); социально-­бытовой статус студенческой молодёжи; профессиональная социа­лизация будущих учителей и др. В Пензенской области реализуется новое на­правление: исследование образования как фактора социализации провинци­альной молодёжи в связи с выработкой и реализацией жизненных стратегий молодёжи регионального социума (В. П. Букин, 2009). Базовым для формиро­вания этого направления стало исследование «Российская молодёжь в регионах «скромного» достатка. Каковы жизненные перспективы?», проведённое по инициативе Института социологии РАН в 2005 г. в Республике Мордовия, в Пензенской и Ульяновской областях. Научная школа башкирских (уфимских) социологов с начала 90­х гг. исследует социологические проблемы высшего профессионального образования, его влияние на социальную стратификацию (А. Б. Курлов, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин).

Отчётливо сформировались группы проблем, образующие предметы ис­следования. Это: конкурентоспособность образовательных учреждений и под­готовленных ими выпускников на региональном рынке труда; взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда как в рамках общества, так и в рамках региона; образование как фактор социальной мобильности. Все они связаны со спецификой социально-­экономического развития региона, с по­требностями воспроизводства не только высококвалифицированных специали­стов, но и с накоплением интеллектуального потенциала региона.

Вообще уже в конце 90­х гг. в исследованиях по социологии образования чётко определился интерес социологов к тематике уровней образования, про­блемам форм и методов подготовки. Это проблемы учительства, школьного об­разования и его субъектов (Ф. Г. Зиятдинова, В. Г. Тумалев, Е. Э. Смирнова), профессионального образования, в том числе высшего (Г. Е. Зборовский, А. Б. Курлов), образа жизни учащихся (В. Т. Лисовский), общественного мнения (Ф. Э. Шереги, А. А. Овсянников).

Вторая тенденция – введение учебного предмета «Социология» в учеб­ные планы многих специальностей, и открытие специальности «Социология» в ряде вузов РФ. В журнале «Социологические исследования» появляется специ­альный раздел «Кафедра. Консультации», посвящённый преподаванию пред­мета социологии в учебных заведениях. В начале 90­х гг. в перечень научных специальностей были введены специальности по социологическим наукам и создана возможность получения послевузовского образования по социологии с поступлением в аспирантуру и с последующей защитой диссертации. Уже в 2007 г., т. е. в начале перехода на двухуровневую систему обучения, в РФ подго­товку бакалавров социологии осуществляли 15 вузов, специалистов – 89, бака­лавров и специалистов – 11, бакалавров и магистров социологии – 11 вузов, а бакалавров, магистров и специалистов – 11 вузов [5, с. 102]. В исследованиях специалистов по социологии образования или в трудах ведущих специалистов по подготовке социологов с высшим образованием обычно отмечаются две группы социальных факторов, влияющих на подготовку социологов-­профессионалов. Это:

  • во­-первых, запросы рынка труда в отношении специалистов с социологи­ческим образованием;
  • во­-вторых, переход университетского социологического образования на двухуровневую систему [5, с. 103].

На наш взгляд, к ним можно добавить и третью группу факторов, связан­ную, с одной стороны, с ценностью высшего образования в общественном соз­нании, с другой стороны – с доступностью высшего образования для представи­телей различных слоёв не только всего общества, но и региональных социумов в субъектах РФ. Это прежде всего касается не столько получения собственно высшего образования, сколько поступления в аспирантуру или прикрепления к качестве соискателя по социологическим специальностям.

Существуют серьёзные диспропорции между научным потенциалом и системой подготовки кадров высшей квалификации. В 1998 г. 30,8 % аспиран­тов проводили исследования и работали в сфере технических наук, а в 2008 г. – 26,8 %. В сфере социально­-гуманитарных наук эти доли составили соответст­венно 43,4 и 50,8 % [6, с. 11–12]. Но этот перевес в сторону социально­-гуманитарных наук ничем не оправдан. В 2008 г. число исследователей, рабо­тающих в сфере общественных и гуманитарных наук, составляло 6 % общего числа научных работников [6, с. 11]. Конечно, часть аспирантов является моло­дыми преподавателями, выпускниками, им необходима защита кандидатской диссертации для профессионального роста. Но даже с учётом этого условия яс­но, что возникает проблема невостребованности будущих кандидатов по мно­гим социально-­гуманитарным наукам. При этом можно заметить, как неравно­мерно меняется численность лиц, которым решением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки России был выдан диплом кандидата наук по отраслям наук (таблица 1).

Таблица 1

Численность лиц, получивших дипломы кандидатов наук по социально­гуманитарным наукам

Источник: [4].

Можно заметить, что постоянно высокая доля и рост этой доли в общей численности защитивших диссертации сохраняется только среди экономиче­ских наук. Все остальные специальности испытывают либо спад, либо никаких изменений не наблюдается, и их доля значительно менее, чем по экономиче­ским наукам. К этому добавляется ещё одна тенденция, которую можно наблю­дать при сравнении приёма в аспирантуру и выпуска аспирантов, в том числе с защитой диссертаций (таблица 2).

Таблица 2

Приём аспирантов и выпуск из аспирантуры по отраслям наук за 20062007 гг. (чел., %)

Источник: [3].

Можно видеть, что показатели количества аспирантов по социологиче­ским наукам проявляют определённую тенденцию к снижению по численности. Среди других научных специальностей доли аспирантов – самые низкие. Воз­можно, это объясняется ещё и малой, по сравнению с техническими и другими отраслями, подготовкой специалистов по данной специальности, которая ещё только недавно официально открылась в вузах.

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образо­вания невозможен без предварительной подготовки модели компетентности и основных компетенций специалистов (профессиональных, социальных, лично­стных). Это же касается и подготовки социологов. На наш взгляд, в эти компе­тенции должны быть включены не только обычные знания, способности, уме­ния, навыки, но и готовность личности к применению этих знаний, а также к постоянному дополнению, приращению своих знаний, умений, способностей.

Третья тенденция просматривается в том, что с начала 90­х гг. высказы­ваются мнения о необходимости переформулировать содержание предмета со­циологии образования и определить новые исследовательские подходы. К на­стоящему времени это осуществлено. Среди традиционных подходов, которые оказываются эффективными в ряде исследований, можно назвать системный и институциональный. Новыми подходами являются следующие два подхода: ви­талистский и социо-коммуникативный. С позиций виталистского подхода (С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева, 2000) образование надо рассматривать в узком смысле (как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навы­ков, а также как условие подготовки человека к жизни) и в широком (как опыт, феномен культуры, который целенаправленно передаётся институциональны­ми способами) [2, с. 33]. В рамках социокоммуникативного подхода (В. Я. Неча­ев, 1999; В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев, 2003) образование – это сложный культурно-­исторический процесс, в котором переход от одного этапа институ­ционального развития образования к другому происходит через новые средства коммуникации и информационного воздействия [4]. На наш взгляд, в условиях информатизации всех сторон жизни общества, особенно быстрого проникнове­ния информационных и коммуникационных технологий в образование такое определение образования очень точно выражает происшедшие изменения, ко­торые касаются предметов многих научных отраслей не только в научном, но и в учебном аспекте.

Определённые возможности для развития представляет сотрудничество педагогов и социологов. Сейчас вводятся новые государственные образователь­ные стандарты, где важное место будет занимать определение содержания про­грамм и курсов на основе выявления необходимых компетенций: профессио­нальных, социальных, коммуникативных, личностных. Это означает, что воз­никает необходимость исследования образования, в том числе высшего, не только с точки зрения педагогического процесса, но и как социокультурного явления. Возможно, научное сотрудничество педагогов и социологов, а также комплексное исследование, охватывающее эти две сферы, поможет ответить на такие актуальные вопросы, которые возникают именно в настоящее время и ко­торые не проявлялись так отчётливо ранее. Например, почему высшее образо­вание является таким привлекательным, несмотря на экономические проблемы его доступности? Почему происходит устойчивая массовизация высшего обра­зования, почему оно становится почти всеобщим, несмотря даже на то, что час­то возникают большие сложности с трудоустройством после его получения? Возникает и ещё один вопрос: является ли эта тенденция мировой или харак­терна только для современного российского общества? Возможно, исследова­ние и поиск ответов на эти вопросы – дело будущего. Вероятно, нужна разра­ботка новой социологической парадигмы, отражающей особенности социаль­ных процессов в условиях информатизации общества.

На 38 Всемирном социологическом конгрессе (Будапешт, июнь 2008 г.) в докладах выступающих были отмечены несколько важных дискуссионных про­блем, которые требуют осмысления и разрешения. Среди них – проблема про­фессиональной подготовки социологов через университетскую систему образо­вания. Задачей является дифференциация университетской подготовки социо­логов. Это означает, что только малую часть студентов надо обучать по слож­ным программам и ориентировать на научные поиски. Большинство студентов должны получать базовые знания с направленностью на решение прикладных задач [7, с. 21–22]. Вероятно, это объясняется не только выделением основных функций (теоретической и практической) социологии как любой другой науки, но и распределением этих функций, которое отражает потребности общества и культуры в специалистах, занятых в этой сфере деятельности, потребности об­щества в реализации самих функций социологии. Сейчас подготовка студентов специальности «Социология» по такой схеме ведётся, например, в Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского. Достаточ­но большую часть учебного времени занимает изучение дисциплин «Методоло­гия и методы социологического исследования», «Социология общественного мнения», «Социология семьи», «Политическая социология» и др., рассчитан­ных на подготовку, необходимую, скорее, для решения прикладных задач со­циологии. Кроме того, в процессе обучения даётся необходимая подготовка для ведения преподавательской деятельности. Студенты, проявившие склонность и способности к научной работе, поступают в целевую аспирантуру по социологи­ческим специальностям, открытую в Пензенском государственном университе­те, и защищают кандидатские диссертации в совете при этом же университете.

Таким образом, можно видеть, что тенденции развития отечественной социологии, с одной стороны, испытывают влияние глобальных тенденций в развитии социологической науки в целом. Это проявляется в научных исследо­ваниях, собственно в научной сфере, в востребованности прикладных функций социологии обществом. С другой стороны, проявляются и специфические тен­денции, возникшие под влиянием факторов, характерных для социокультурно­го развития российского общества. Это проявляется в развитии и практическом применении социологического образования.

Литература

  1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  2. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. – Барнаул, 2000.
  3. Интернет ресурс. URL: http://www.gks.ru.
  4. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследова­ния. – 1999. – № 11.
  5. Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых тре­бований общества // Социологические исследования. – 2009. – № 2.
  6. Пахомов С. М. и др. Послевузовское профессиональное образование: состояние, тенден­ции и перспективы развития // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12.
  7. Титаренко Л. Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социологические исследования. – 2009. – № 1.

Информация об авторах

Найдёнова Л.И., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5940
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 722
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0