Социосфера
2011. № 1. С. 47–52
ISSN: 2078-7081
Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: development, sociology of education, factors of development, scientific aspect, educational aspect, theoretical aspect
Рубрика издания: Социология и демография
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Найдёнова Л.И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования // Социосфера. 2011. № 1. С. 47–52.
Полный текст
Развитие отечественной социологии образования может рассматриваться как отражение социальных процессов в общественном сознании, важной формой которого является наука. П. Л. Бергер справедливо отмечает, что процессы осмысления, оценки событий постоянно происходят в человеческом сознании, вследствие чего сознание постоянно истолковывает события по-новому. Таким образом, происходит конструирование новой социальной реальности в сознании людей [1, с. 58–65].
Социальные трансформации в современном российском обществе, начавшиеся в конце ХХ в., создали основу для такого осмысления, что отразилось в развитии ряда отраслей отечественной социологии, которые ранее не особенно выделялись из социологии в целом. Это коснулось, в частности, социологии образования.
Следует проанализировать сложившиеся и проявляющиеся тенденции в трёх основных аспектах:
-
в научном аспекте,
-
в образовательном аспекте,
-
в теоретическом аспекте, связанном с первым и вторым.
Первая тенденция проявляется в следующем. В социологии формируются направления, где основное внимание обращается на изучение региональных проблем, к которым относится и система образования. Можно заметить, что формируются направления, отражающие наиболее важные проблемы не только для данного региона, но и для современного российского общества. Известный социологический центр образуют крупные города Уральского федерального округа (Екатеринбург, Пермь, Уфа), где уже в 70–80х гг. ХХ в. была создана школа социологов (проблемы социального развития трудового коллектива, города, изменения в социальной структуре, проблемы социализации личности школьников, социологии культуры). Сейчас предметами исследований в сфере социологии образования являются взаимосвязь профессионального образования и рынка труда, изучение мотивов получения и продолжения образования, перспективы потенциала профессионального образования (Г. Е. Зборовский, Е.
А. Шуклина, Г. Б. Кораблёва). Другой пример – регионы (субъекты РФ) из Поволжского федерального округа. Ульяновск – сравнительно молодой центр социологии. В начале 2000х гг. в научной периодике появляются сведения о систематических исследованиях, предметами которых являются влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан (А. А. Баранов, Н. Г. Иванова), влияние образовательной среды на здоровье учащихся (О. В. Шиняева). Большие возможности открывает недавно начатое направление – исследование социальных факторов доступности высшего образования молодёжи как фактора социальной мобильности (И. А. Плохова, О. В. Шиняева). Исследования, проводящиеся социологами Республики Мордовия, связаны не только с проблемами подготовки специалистов, но и с проблемами развития регионального социума. В широкий круг проблем и предметов исследования специалистов этого региона входят: факторы и условия включения молодёжи в систему социального воспроизводства региона (С. В. Полутин, 2000); детерминанты отечественной высшей школы в современном трансформирующемся обществе, условия и критерии воспроизводства научно-образовательного потенциала регионального социума (И. М. Фадеева, 2004). С 2002 г. выходит научный журнал «Интеграция образования», где в разделе «Социология и образование» освещаются проблемы, являющиеся предметами исследования мордовских учёных: образование как один из аспектов социологии молодёжи (С. В. Полутин); научно-исследовательская деятельность студентов (Т. М. Дадаева); социально-бытовой статус студенческой молодёжи; профессиональная социализация будущих учителей и др. В Пензенской области реализуется новое направление: исследование образования как фактора социализации провинциальной молодёжи в связи с выработкой и реализацией жизненных стратегий молодёжи регионального социума (В. П. Букин, 2009). Базовым для формирования этого направления стало исследование «Российская молодёжь в регионах «скромного» достатка. Каковы жизненные перспективы?», проведённое по инициативе Института социологии РАН в 2005 г. в Республике Мордовия, в Пензенской и Ульяновской областях. Научная школа башкирских (уфимских) социологов с начала 90х гг. исследует социологические проблемы высшего профессионального образования, его влияние на социальную стратификацию (А. Б. Курлов, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин).
Отчётливо сформировались группы проблем, образующие предметы исследования. Это: конкурентоспособность образовательных учреждений и подготовленных ими выпускников на региональном рынке труда; взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда как в рамках общества, так и в рамках региона; образование как фактор социальной мобильности. Все они связаны со спецификой социально-экономического развития региона, с потребностями воспроизводства не только высококвалифицированных специалистов, но и с накоплением интеллектуального потенциала региона.
Вообще уже в конце 90х гг. в исследованиях по социологии образования чётко определился интерес социологов к тематике уровней образования, проблемам форм и методов подготовки. Это проблемы учительства, школьного образования и его субъектов (Ф. Г. Зиятдинова, В. Г. Тумалев, Е. Э. Смирнова), профессионального образования, в том числе высшего (Г. Е. Зборовский, А. Б. Курлов), образа жизни учащихся (В. Т. Лисовский), общественного мнения (Ф. Э. Шереги, А. А. Овсянников).
Вторая тенденция – введение учебного предмета «Социология» в учебные планы многих специальностей, и открытие специальности «Социология» в ряде вузов РФ. В журнале «Социологические исследования» появляется специальный раздел «Кафедра. Консультации», посвящённый преподаванию предмета социологии в учебных заведениях. В начале 90х гг. в перечень научных специальностей были введены специальности по социологическим наукам и создана возможность получения послевузовского образования по социологии с поступлением в аспирантуру и с последующей защитой диссертации. Уже в 2007 г., т. е. в начале перехода на двухуровневую систему обучения, в РФ подготовку бакалавров социологии осуществляли 15 вузов, специалистов – 89, бакалавров и специалистов – 11, бакалавров и магистров социологии – 11 вузов, а бакалавров, магистров и специалистов – 11 вузов [5, с. 102]. В исследованиях специалистов по социологии образования или в трудах ведущих специалистов по подготовке социологов с высшим образованием обычно отмечаются две группы социальных факторов, влияющих на подготовку социологов-профессионалов. Это:
-
во-первых, запросы рынка труда в отношении специалистов с социологическим образованием;
-
во-вторых, переход университетского социологического образования на двухуровневую систему [5, с. 103].
На наш взгляд, к ним можно добавить и третью группу факторов, связанную, с одной стороны, с ценностью высшего образования в общественном сознании, с другой стороны – с доступностью высшего образования для представителей различных слоёв не только всего общества, но и региональных социумов в субъектах РФ. Это прежде всего касается не столько получения собственно высшего образования, сколько поступления в аспирантуру или прикрепления к качестве соискателя по социологическим специальностям.
Существуют серьёзные диспропорции между научным потенциалом и системой подготовки кадров высшей квалификации. В 1998 г. 30,8 % аспирантов проводили исследования и работали в сфере технических наук, а в 2008 г. – 26,8 %. В сфере социально-гуманитарных наук эти доли составили соответственно 43,4 и 50,8 % [6, с. 11–12]. Но этот перевес в сторону социально-гуманитарных наук ничем не оправдан. В 2008 г. число исследователей, работающих в сфере общественных и гуманитарных наук, составляло 6 % общего числа научных работников [6, с. 11]. Конечно, часть аспирантов является молодыми преподавателями, выпускниками, им необходима защита кандидатской диссертации для профессионального роста. Но даже с учётом этого условия ясно, что возникает проблема невостребованности будущих кандидатов по многим социально-гуманитарным наукам. При этом можно заметить, как неравномерно меняется численность лиц, которым решением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки России был выдан диплом кандидата наук по отраслям наук (таблица 1).
Таблица 1
Численность лиц, получивших дипломы кандидатов наук по социальногуманитарным наукам
Источник: [4].
Можно заметить, что постоянно высокая доля и рост этой доли в общей численности защитивших диссертации сохраняется только среди экономических наук. Все остальные специальности испытывают либо спад, либо никаких изменений не наблюдается, и их доля значительно менее, чем по экономическим наукам. К этому добавляется ещё одна тенденция, которую можно наблюдать при сравнении приёма в аспирантуру и выпуска аспирантов, в том числе с защитой диссертаций (таблица 2).
Таблица 2
Приём аспирантов и выпуск из аспирантуры по отраслям наук за 2006–2007 гг. (чел., %)
Источник: [3].
Можно видеть, что показатели количества аспирантов по социологическим наукам проявляют определённую тенденцию к снижению по численности. Среди других научных специальностей доли аспирантов – самые низкие. Возможно, это объясняется ещё и малой, по сравнению с техническими и другими отраслями, подготовкой специалистов по данной специальности, которая ещё только недавно официально открылась в вузах.
Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования невозможен без предварительной подготовки модели компетентности и основных компетенций специалистов (профессиональных, социальных, личностных). Это же касается и подготовки социологов. На наш взгляд, в эти компетенции должны быть включены не только обычные знания, способности, умения, навыки, но и готовность личности к применению этих знаний, а также к постоянному дополнению, приращению своих знаний, умений, способностей.
Третья тенденция просматривается в том, что с начала 90х гг. высказываются мнения о необходимости переформулировать содержание предмета социологии образования и определить новые исследовательские подходы. К настоящему времени это осуществлено. Среди традиционных подходов, которые оказываются эффективными в ряде исследований, можно назвать системный и институциональный. Новыми подходами являются следующие два подхода: виталистский и социо-коммуникативный. С позиций виталистского подхода (С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева, 2000) образование надо рассматривать в узком смысле (как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а также как условие подготовки человека к жизни) и в широком (как опыт, феномен культуры, который целенаправленно передаётся институциональными способами) [2, с. 33]. В рамках социокоммуникативного подхода (В. Я. Нечаев, 1999; В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев, 2003) образование – это сложный культурно-исторический процесс, в котором переход от одного этапа институционального развития образования к другому происходит через новые средства коммуникации и информационного воздействия [4]. На наш взгляд, в условиях информатизации всех сторон жизни общества, особенно быстрого проникновения информационных и коммуникационных технологий в образование такое определение образования очень точно выражает происшедшие изменения, которые касаются предметов многих научных отраслей не только в научном, но и в учебном аспекте.
Определённые возможности для развития представляет сотрудничество педагогов и социологов. Сейчас вводятся новые государственные образовательные стандарты, где важное место будет занимать определение содержания программ и курсов на основе выявления необходимых компетенций: профессиональных, социальных, коммуникативных, личностных. Это означает, что возникает необходимость исследования образования, в том числе высшего, не только с точки зрения педагогического процесса, но и как социокультурного явления. Возможно, научное сотрудничество педагогов и социологов, а также комплексное исследование, охватывающее эти две сферы, поможет ответить на такие актуальные вопросы, которые возникают именно в настоящее время и которые не проявлялись так отчётливо ранее. Например, почему высшее образование является таким привлекательным, несмотря на экономические проблемы его доступности? Почему происходит устойчивая массовизация высшего образования, почему оно становится почти всеобщим, несмотря даже на то, что часто возникают большие сложности с трудоустройством после его получения? Возникает и ещё один вопрос: является ли эта тенденция мировой или характерна только для современного российского общества? Возможно, исследование и поиск ответов на эти вопросы – дело будущего. Вероятно, нужна разработка новой социологической парадигмы, отражающей особенности социальных процессов в условиях информатизации общества.
На 38 Всемирном социологическом конгрессе (Будапешт, июнь 2008 г.) в докладах выступающих были отмечены несколько важных дискуссионных проблем, которые требуют осмысления и разрешения. Среди них – проблема профессиональной подготовки социологов через университетскую систему образования. Задачей является дифференциация университетской подготовки социологов. Это означает, что только малую часть студентов надо обучать по сложным программам и ориентировать на научные поиски. Большинство студентов должны получать базовые знания с направленностью на решение прикладных задач [7, с. 21–22]. Вероятно, это объясняется не только выделением основных функций (теоретической и практической) социологии как любой другой науки, но и распределением этих функций, которое отражает потребности общества и культуры в специалистах, занятых в этой сфере деятельности, потребности общества в реализации самих функций социологии. Сейчас подготовка студентов специальности «Социология» по такой схеме ведётся, например, в Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского. Достаточно большую часть учебного времени занимает изучение дисциплин «Методология и методы социологического исследования», «Социология общественного мнения», «Социология семьи», «Политическая социология» и др., рассчитанных на подготовку, необходимую, скорее, для решения прикладных задач социологии. Кроме того, в процессе обучения даётся необходимая подготовка для ведения преподавательской деятельности. Студенты, проявившие склонность и способности к научной работе, поступают в целевую аспирантуру по социологическим специальностям, открытую в Пензенском государственном университете, и защищают кандидатские диссертации в совете при этом же университете.
Таким образом, можно видеть, что тенденции развития отечественной социологии, с одной стороны, испытывают влияние глобальных тенденций в развитии социологической науки в целом. Это проявляется в научных исследованиях, собственно в научной сфере, в востребованности прикладных функций социологии обществом. С другой стороны, проявляются и специфические тенденции, возникшие под влиянием факторов, характерных для социокультурного развития российского общества. Это проявляется в развитии и практическом применении социологического образования.
Литература
- Бергер П. Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996.
- Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. – Барнаул, 2000.
- Интернет ресурс. URL: http://www.gks.ru.
- Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. – 1999. – № 11.
- Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества // Социологические исследования. – 2009. – № 2.
- Пахомов С. М. и др. Послевузовское профессиональное образование: состояние, тенденции и перспективы развития // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12.
- Титаренко Л. Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социологические исследования. – 2009. – № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6086
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 731
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0