Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 11 мин. чтения

Резюме

In given article are analyzed the tendency of development of modern sociology of education submitted by the Russian scientists. Three basic aspects are analyzed: scientific, educational, theoretical. Influence of global tendencies and specific conditions, characteristic for the Russian society is marked.

Общая информация

Ключевые слова: development, sociology of education, factors of development, scientific aspect, educational aspect, theoretical aspect

Рубрика издания: Социология и демография

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Найдёнова, Л.И. (2011). Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования. Социосфера, (1), 47–52. URL: https://psyjournals.ru/journals/sociosphera/archive/2011_n1/41583 (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Развитие отечественной социологии образования может рассматриваться как отражение социальных процессов в общественном сознании, важной фор­мой которого является наука. П. Л. Бергер справедливо отмечает, что процессы осмысления, оценки событий постоянно происходят в человеческом сознании, вследствие чего сознание постоянно истолковывает события по-­новому. Таким образом, происходит конструирование новой социальной реальности в созна­нии людей [1, с. 58–65].

Социальные трансформации в современном российском обществе, на­чавшиеся в конце ХХ в., создали основу для такого осмысления, что отразилось в развитии ряда отраслей отечественной социологии, которые ранее не особен­но выделялись из социологии в целом. Это коснулось, в частности, социологии образования.

Следует проанализировать сложившиеся и проявляющиеся тенденции в трёх основных аспектах:

  • в научном аспекте,
  • в образовательном аспекте,
  • в теоретическом аспекте, связанном с первым и вторым.

Первая тенденция проявляется в следующем. В социологии формируют­ся направления, где основное внимание обращается на изучение региональных проблем, к которым относится и система образования. Можно заметить, что формируются направления, отражающие наиболее важные проблемы не толь­ко для данного региона, но и для современного российского общества. Извест­ный социологический центр образуют крупные города Уральского федерально­го округа (Екатеринбург, Пермь, Уфа), где уже в 70–80­х гг. ХХ в. была создана школа социологов (проблемы социального развития трудового коллектива, го­рода, изменения в социальной структуре, проблемы социализации личности школьников, социологии культуры). Сейчас предметами исследований в сфере социологии образования являются взаимосвязь профессионального образова­ния и рынка труда, изучение мотивов получения и продолжения образования, перспективы потенциала профессионального образования (Г. Е. Зборовский, Е.

А. Шуклина, Г. Б. Кораблёва). Другой пример – регионы (субъекты РФ) из По­волжского федерального округа. Ульяновск – сравнительно молодой центр со­циологии. В начале 2000­х гг. в научной периодике появляются сведения о сис­тематических исследованиях, предметами которых являются влияние социаль­ной дифференциации на образовательные ориентации горожан (А. А. Баранов, Н. Г. Иванова), влияние образовательной среды на здоровье учащихся (О. В. Шиняева). Большие возможности открывает недавно начатое направление – исследование социальных факторов доступности высшего образования моло­дёжи как фактора социальной мобильности (И. А. Плохова, О. В. Шиняева). Ис­следования, проводящиеся социологами Республики Мордовия, связаны не только с проблемами подготовки специалистов, но и с проблемами развития регионального социума. В широкий круг проблем и предметов исследования специалистов этого региона входят: факторы и условия включения молодёжи в систему социального воспроизводства региона (С. В. Полутин, 2000); детерми­нанты отечественной высшей школы в современном трансформирующемся обществе, условия и критерии воспроизводства научно­-образовательного по­тенциала регионального социума (И. М. Фадеева, 2004). С 2002 г. выходит на­учный журнал «Интеграция образования», где в разделе «Социология и обра­зование» освещаются проблемы, являющиеся предметами исследования мор­довских учёных: образование как один из аспектов социологии молодёжи (С. В. Полутин); научно-­исследовательская деятельность студентов (Т. М. Дадаева); социально-­бытовой статус студенческой молодёжи; профессиональная социа­лизация будущих учителей и др. В Пензенской области реализуется новое на­правление: исследование образования как фактора социализации провинци­альной молодёжи в связи с выработкой и реализацией жизненных стратегий молодёжи регионального социума (В. П. Букин, 2009). Базовым для формиро­вания этого направления стало исследование «Российская молодёжь в регионах «скромного» достатка. Каковы жизненные перспективы?», проведённое по инициативе Института социологии РАН в 2005 г. в Республике Мордовия, в Пензенской и Ульяновской областях. Научная школа башкирских (уфимских) социологов с начала 90­х гг. исследует социологические проблемы высшего профессионального образования, его влияние на социальную стратификацию (А. Б. Курлов, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин).

Отчётливо сформировались группы проблем, образующие предметы ис­следования. Это: конкурентоспособность образовательных учреждений и под­готовленных ими выпускников на региональном рынке труда; взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда как в рамках общества, так и в рамках региона; образование как фактор социальной мобильности. Все они связаны со спецификой социально-­экономического развития региона, с по­требностями воспроизводства не только высококвалифицированных специали­стов, но и с накоплением интеллектуального потенциала региона.

Вообще уже в конце 90­х гг. в исследованиях по социологии образования чётко определился интерес социологов к тематике уровней образования, про­блемам форм и методов подготовки. Это проблемы учительства, школьного об­разования и его субъектов (Ф. Г. Зиятдинова, В. Г. Тумалев, Е. Э. Смирнова), профессионального образования, в том числе высшего (Г. Е. Зборовский, А. Б. Курлов), образа жизни учащихся (В. Т. Лисовский), общественного мнения (Ф. Э. Шереги, А. А. Овсянников).

Вторая тенденция – введение учебного предмета «Социология» в учеб­ные планы многих специальностей, и открытие специальности «Социология» в ряде вузов РФ. В журнале «Социологические исследования» появляется специ­альный раздел «Кафедра. Консультации», посвящённый преподаванию пред­мета социологии в учебных заведениях. В начале 90­х гг. в перечень научных специальностей были введены специальности по социологическим наукам и создана возможность получения послевузовского образования по социологии с поступлением в аспирантуру и с последующей защитой диссертации. Уже в 2007 г., т. е. в начале перехода на двухуровневую систему обучения, в РФ подго­товку бакалавров социологии осуществляли 15 вузов, специалистов – 89, бака­лавров и специалистов – 11, бакалавров и магистров социологии – 11 вузов, а бакалавров, магистров и специалистов – 11 вузов [Осадчая, 2009, с. 102]. В исследованиях специалистов по социологии образования или в трудах ведущих специалистов по подготовке социологов с высшим образованием обычно отмечаются две группы социальных факторов, влияющих на подготовку социологов-­профессионалов. Это:

  • во­-первых, запросы рынка труда в отношении специалистов с социологи­ческим образованием;
  • во­-вторых, переход университетского социологического образования на двухуровневую систему [Осадчая, 2009, с. 103].

На наш взгляд, к ним можно добавить и третью группу факторов, связан­ную, с одной стороны, с ценностью высшего образования в общественном соз­нании, с другой стороны – с доступностью высшего образования для представи­телей различных слоёв не только всего общества, но и региональных социумов в субъектах РФ. Это прежде всего касается не столько получения собственно высшего образования, сколько поступления в аспирантуру или прикрепления к качестве соискателя по социологическим специальностям.

Существуют серьёзные диспропорции между научным потенциалом и системой подготовки кадров высшей квалификации. В 1998 г. 30,8 % аспиран­тов проводили исследования и работали в сфере технических наук, а в 2008 г. – 26,8 %. В сфере социально­-гуманитарных наук эти доли составили соответст­венно 43,4 и 50,8 % [6, с. 11–12]. Но этот перевес в сторону социально­-гуманитарных наук ничем не оправдан. В 2008 г. число исследователей, рабо­тающих в сфере общественных и гуманитарных наук, составляло 6 % общего числа научных работников [Пахомов, 2009, с. 11]. Конечно, часть аспирантов является моло­дыми преподавателями, выпускниками, им необходима защита кандидатской диссертации для профессионального роста. Но даже с учётом этого условия яс­но, что возникает проблема невостребованности будущих кандидатов по мно­гим социально-­гуманитарным наукам. При этом можно заметить, как неравно­мерно меняется численность лиц, которым решением Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки России был выдан диплом кандидата наук по отраслям наук (таблица 1).

Таблица 1

Численность лиц, получивших дипломы кандидатов наук по социально­гуманитарным наукам

Источник: [Нечаев, 1999].

Можно заметить, что постоянно высокая доля и рост этой доли в общей численности защитивших диссертации сохраняется только среди экономиче­ских наук. Все остальные специальности испытывают либо спад, либо никаких изменений не наблюдается, и их доля значительно менее, чем по экономиче­ским наукам. К этому добавляется ещё одна тенденция, которую можно наблю­дать при сравнении приёма в аспирантуру и выпуска аспирантов, в том числе с защитой диссертаций (таблица 2).

Таблица 2

Приём аспирантов и выпуск из аспирантуры по отраслям наук за 20062007 гг. (чел., %)

Источник: [Интернет ресурс. URL].

Можно видеть, что показатели количества аспирантов по социологиче­ским наукам проявляют определённую тенденцию к снижению по численности. Среди других научных специальностей доли аспирантов – самые низкие. Воз­можно, это объясняется ещё и малой, по сравнению с техническими и другими отраслями, подготовкой специалистов по данной специальности, которая ещё только недавно официально открылась в вузах.

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образо­вания невозможен без предварительной подготовки модели компетентности и основных компетенций специалистов (профессиональных, социальных, лично­стных). Это же касается и подготовки социологов. На наш взгляд, в эти компе­тенции должны быть включены не только обычные знания, способности, уме­ния, навыки, но и готовность личности к применению этих знаний, а также к постоянному дополнению, приращению своих знаний, умений, способностей.

Третья тенденция просматривается в том, что с начала 90­х гг. высказы­ваются мнения о необходимости переформулировать содержание предмета со­циологии образования и определить новые исследовательские подходы. К на­стоящему времени это осуществлено. Среди традиционных подходов, которые оказываются эффективными в ряде исследований, можно назвать системный и институциональный. Новыми подходами являются следующие два подхода: ви­талистский и социо-коммуникативный. С позиций виталистского подхода (С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева, 2000) образование надо рассматривать в узком смысле (как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навы­ков, а также как условие подготовки человека к жизни) и в широком (как опыт, феномен культуры, который целенаправленно передаётся институциональны­ми способами) [Григорьев, 2000, с. 33]. В рамках социокоммуникативного подхода (В. Я. Неча­ев, 1999; В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев, 2003) образование – это сложный культурно-­исторический процесс, в котором переход от одного этапа институ­ционального развития образования к другому происходит через новые средства коммуникации и информационного воздействия [Нечаев, 1999]. На наш взгляд, в условиях информатизации всех сторон жизни общества, особенно быстрого проникнове­ния информационных и коммуникационных технологий в образование такое определение образования очень точно выражает происшедшие изменения, ко­торые касаются предметов многих научных отраслей не только в научном, но и в учебном аспекте.

Определённые возможности для развития представляет сотрудничество педагогов и социологов. Сейчас вводятся новые государственные образователь­ные стандарты, где важное место будет занимать определение содержания про­грамм и курсов на основе выявления необходимых компетенций: профессио­нальных, социальных, коммуникативных, личностных. Это означает, что воз­никает необходимость исследования образования, в том числе высшего, не только с точки зрения педагогического процесса, но и как социокультурного явления. Возможно, научное сотрудничество педагогов и социологов, а также комплексное исследование, охватывающее эти две сферы, поможет ответить на такие актуальные вопросы, которые возникают именно в настоящее время и ко­торые не проявлялись так отчётливо ранее. Например, почему высшее образо­вание является таким привлекательным, несмотря на экономические проблемы его доступности? Почему происходит устойчивая массовизация высшего обра­зования, почему оно становится почти всеобщим, несмотря даже на то, что час­то возникают большие сложности с трудоустройством после его получения? Возникает и ещё один вопрос: является ли эта тенденция мировой или харак­терна только для современного российского общества? Возможно, исследова­ние и поиск ответов на эти вопросы – дело будущего. Вероятно, нужна разра­ботка новой социологической парадигмы, отражающей особенности социаль­ных процессов в условиях информатизации общества.

На 38 Всемирном социологическом конгрессе (Будапешт, июнь 2008 г.) в докладах выступающих были отмечены несколько важных дискуссионных про­блем, которые требуют осмысления и разрешения. Среди них – проблема про­фессиональной подготовки социологов через университетскую систему образо­вания. Задачей является дифференциация университетской подготовки социо­логов. Это означает, что только малую часть студентов надо обучать по слож­ным программам и ориентировать на научные поиски. Большинство студентов должны получать базовые знания с направленностью на решение прикладных задач [7, с. 21–22]. Вероятно, это объясняется не только выделением основных функций (теоретической и практической) социологии как любой другой науки, но и распределением этих функций, которое отражает потребности общества и культуры в специалистах, занятых в этой сфере деятельности, потребности об­щества в реализации самих функций социологии. Сейчас подготовка студентов специальности «Социология» по такой схеме ведётся, например, в Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского. Достаточ­но большую часть учебного времени занимает изучение дисциплин «Методоло­гия и методы социологического исследования», «Социология общественного мнения», «Социология семьи», «Политическая социология» и др., рассчитан­ных на подготовку, необходимую, скорее, для решения прикладных задач со­циологии. Кроме того, в процессе обучения даётся необходимая подготовка для ведения преподавательской деятельности. Студенты, проявившие склонность и способности к научной работе, поступают в целевую аспирантуру по социологи­ческим специальностям, открытую в Пензенском государственном университе­те, и защищают кандидатские диссертации в совете при этом же университете.

Таким образом, можно видеть, что тенденции развития отечественной социологии, с одной стороны, испытывают влияние глобальных тенденций в развитии социологической науки в целом. Это проявляется в научных исследо­ваниях, собственно в научной сфере, в востребованности прикладных функций социологии обществом. С другой стороны, проявляются и специфические тен­денции, возникшие под влиянием факторов, характерных для социокультурно­го развития российского общества. Это проявляется в развитии и практическом применении социологического образования.

Литература

  1. Бергер П. Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  2. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. – Барнаул, 2000.
  3. Интернет ресурс. URL: http://www.gks.ru.
  4. Нечаев В. Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследова­ния. – 1999. – № 11.
  5. Осадчая Г. И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых тре­бований общества // Социологические исследования. – 2009. – № 2.
  6. Пахомов С. М. и др. Послевузовское профессиональное образование: состояние, тенден­ции и перспективы развития // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12.
  7. Титаренко Л. Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса // Социологические исследования. – 2009. – № 1.

Информация об авторах

Л.И. Найдёнова, Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Российская Федерация

Метрики

 Просмотров web

За все время: 6240
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 739
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 6979
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 4