Социосфера
2010. № 3. С. 122–127
ISSN: 2078-7081
Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ethics and home life psychology, methods of teaching, lesson abstract
Рубрика издания: В помощь учителю
Для цитаты: Пермякова А.В., Сурикова Я.А. Методические материалы по элективному курсу для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» // Социосфера. 2010. № 3. С. 122–127.
Полный текст
Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника. Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются одними из основных условий успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально-психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальной в связи с тем, что одной из основных функций семьи является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Актуальным в связи с этим представляется разработка программ элективных курсов, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Подобный курс занятий способствует расширению кругозора учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.
В данной статье представлен вариант конспекта занятия элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников. Программа данного курса рассчитана на 32 учебных часа, рекомендуемый режим занятий –2 часа в неделю.
Целями курса являются: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи курса:
1. Формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.
2. Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям.
3. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.
4. Способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
Таблица 1 Примерное тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
1 |
Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак |
2 |
2 |
Особенности современной семьи, ее структура, динамика |
4 |
3 |
Основные ценности семьи |
2 |
4 |
Молодая семья: начало супружества |
4 |
5 |
Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат |
4 |
6 |
Развод и его последствия |
2 |
7 |
Профилактика супружеских конфликтов |
4 |
8 |
Правовое регулирование семейных отношений |
2 |
9 |
Семья и дети |
4 |
10 |
Здоровье семьи |
2 |
11 |
Профилактика нарушений семейных отношений |
2 |
Всего: |
32 |
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка навыков межличностного взаимодействия, практические блоки с элементами самодиагностики. В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемнопоисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
В качестве форм промежуточного контроля достижений учащихся могут быть использованы наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Форма итогового контроля: презентация проектов. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено».
Предполагаемый результат:
· повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни, формирование ценностей семьи и личностного роста;
· первичное самоопределение в семейной сфере;
· повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Таблица 2 Оценка эффективности проводимой работы
Предполагаемый результат |
Диагностические методы и методики |
Повышение нформированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни |
Анкетирование, незаконченные предложения |
Первичное самоопределение в семейной сфере |
|
Формирование ценностей семьи и личностного роста |
Тестовая диагностика личностного роста школьников (Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В.) |
Повышение социально-психологической компетентности учащихся (способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии, разрешать трудные ситуации межличностного общения, прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия своих действий) |
тест Гилфорда «Социальный интеллект», тест Розенцвейга |
Примерный конспект занятия № 2
Сущность брака и семьи: вчера и сегодня
Цели занятия: формирование позитивной мотивации к занятиям; расширение представлений об институте семьи и брака; развитие рефлексии собственного отношения к семье; формирование ценностей толерантной личности.
Оборудование: карточки с заданиями, ватман, фломастеры, скотч, ножницы.
Ход занятия.
1. Упражнение «Незаконченные предложения». «Настоящий мужчина – это…» «Все женщины обычно…» «Семья – это…» «Моя семья похожа…» «В будущем я…»
2. Упражнение «Что такое семья?»
Ниже приведены определения семьи, которые можно встретить в научной и научно-популярной литературе. Выберите три определения, которые, на ваш взгляд, наиболее полно отражают содержание понятия «семья». Предложите свое определение семьи. Аргументируйте вашу позицию.
A. Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущим общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).
B. Семья – группа, состоящая из взрослых людей обоего пола, двое из которых (супруги) живут под одной крышей и состоят в сексуальных отношениях, одобряемых обществом (В. Сатир).
C. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.. (СЭС).
D. Семья – это кристалл общества (В. Гюго).
E. Семья, как целое, представляется чем-то наподобие колониального живого организма – существа, состоящего из различных жизненных форм, каждая из которых занята своим делом, но при этом все они образуют составной организм, сам по себе являющейся жизненной формой (С. Минухин, Ч. Фишман).
F. Семья – сложная система, представляющая собой среду необходимую для реализации личной жизни ее членов и их полноценного развития (В. Г. Гребень).
G. Семья – это неотъемлемая ячейка общества, важнейший источник социального и экономического развития общества.(Гребенников).
H. Семья – группа, в которой взаимодействие осуществляется «лицом к лицу», ее члены объединены эмоциональной близостью. Принадлежность к семье сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей («Психология» под ред. Крылова).
I. Семья – самодостаточное сообщество людей, связанных гармоническими узами взаимоотношения и симпатии (А. Гуггенбюль)
J. Семья – первая неформальная группа, в которую входит человек, где проходит развитие, воспитание и жизнь личности и всего общества.
K. Семья – место, где можно восстановить свои душевные и физические силы, найти психологическую поддержку, почувствовать заботу о себе (Боброва, Симонова).
L. Семья – образ жизни, позволяющий оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека.
M. Ваш вариант. Семья – малая группа, все члены которой связаны общим бытом, отношением родства или браком и взаимной ответственностью.
Брак – социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
3. Работа по группам.
Задание для 1 группы. Заполните таблицу «Система ценностей различных поколений», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на систему семейных ценностей. Приведите примеры.
Таблица 3 Система ценностей различных поколений
Ценности моих родителей | Мои ценности |
Задание для 2 группы. Заполните таблицу «Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на структуру семейных прав и обязанностей. Приведите примеры.
Таблица 4 Распределение обязанностей в семье в традиционном и современном обществе
Примерные обязанности |
жена |
муж |
вместе |
Мытьё посуды |
|||
Домашний ремонт |
|||
Уборка |
|||
Ремонт одежды |
|||
Покупка продуктов |
|||
Приготовление еды |
|||
Заработок |
|||
Принятие решений о крупных покупках |
|||
Воспитание детей |
|||
Уход за больным ребёнком |
|||
Планирование и организация отпуска |
|||
Ведение домашней бухгалтерии |
|||
Задание для 3 группы: Заполните таблицу «Образ идеального супруга / супруги», попробуйте проанализировать, каким образом социально-политические, экономические, культурные условия в стране влияют на представления об идеальном партнере. Приведите примеры.
Таблица 5 Образ идеального супруга / супруги
Средневековье | Середина 20 века | Наше время |
Примерный список качеств: женственность; эмоциональность; впечатлительность; слабость; таинственность; болтливость; аккуратность; интуитивность; хозяйственность; пугливость; мягкость; чувственность; жалостливость; суетливость; ответственность; кокетство; легкомыслие, мужественность; сила; ответственность; решительность; смелость; логичность; устремленность в будущее; агрессивность; активность; чувство ответственности; хозяин в доме; любовь к женщинам, злость, обидчивость, общительность, скупость щедрость, скромность, активность, хитрость, доброта, смелость, юмор, честность и др.
1. Упражнение «Семья на отдыхе».
Каждой группе предлагается изобразить фотографию семьи на отдыхе, при этом возможны следующие варианты: воскресенье пещерного человека, семья бизнесмена, итальянская семья, отдых на даче и т. д.
1. Организация обратной связи, выбор тем для обсуждения на следующем занятии.
2. Подведение итогов.
На занятиях рекомендуется использовать упражнения, направленные на самоанализ качеств собственной личности, развитие навыков ведения дискуссии и презентации собственного опыта, разрешения трудных ситуаций межличностного взаимодействия. Так, например, в ходе знакомства учащихся с динамикой семейных отношений можно использовать упражнение «Ухаживание». Учащимся необходимо разыграть следующие ситуации:
1. На танцах к девушке подошли одновременно двое юношей с приглашением на танец. Как она должна поступить?
2. Вы пригласили в кафе понравившуюся вам девушку. Как вы будете вести себя в кафе.
3. Молодой человек приводит в дом свою девушку. Как он представит её своим родителям.
В качестве домашнего задания можно использовать материалы публикаций, анализ отрывков из писем, художественных произведений, биографий реальных людей. Например:
«Когда мы просто встречались, наши отношения были полны романтики. Но стоило нам зарегистрировать брак, и вся поэзия отношений куда-то улетучилась, проза жизни, быт завладевают семейными отношениями, начинаются ссоры, взаимные претензии. Неужели придется развестись? Можно ли этого избежать?» Света.
«Когда я познакомился со своей будущей женой, она была красавицей, любила шумные компании, была всегда рада погулять. Я думал, что с годами она станет хозяйственной, домашней. Но время идет, а ничего не меняется. Мне надоело питаться, где придется, самому делать все по хозяйству. Как заставить ее изменить свое поведение?» Анатолий.
Можно также предложить учащимся самим составить подобные проблемные тексты. Данная работа позволяет не только выявить специфику индивидуальных представлений учащихся о семье, но также дает информацию о психологическом состоянии школьников, что позволяет определить дальнейшие приоритеты психологической работы.
Литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни.– М.: Мысль, 1991. – 299 с.
- Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками.– СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
- Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12–18 лет / под ред. Л. А. Регуш. – СПб.: РГПУ, 2000.
- Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения.– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 292 с.
- Минингалиева М. Р. Гендерные проблемы взрослости: ценности, способы понимания себя и мира, модели общения // Психология зрелости и старения. – 2001. – №2. – С. 42–62.
- Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир.– М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.– М.: Генезис, 2002. – 272 с.
- Хеллингер Б. Порядки любви: разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 400 с.
- Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы, клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.– М.: Глобус, 2006. – 183 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.– Спб.: Питер, 1999. – 276 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 15665
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1805
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0