Роль языка в создании гуманного общества

451

Аннотация

The article is devoted to the role of the language and education in founda¬tion of humane society. Some methods and approaches offered in the article can help teachers to form positive thinking of their students who are part of humane society.

Общая информация

Ключевые слова: linguistics, humane, language, nonviolence, positive thinking

Рубрика издания: Филология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Подгорная И.Л. Роль языка в создании гуманного общества // Социосфера. 2010. № 4. С. 49–51.

Полный текст

Статья Джимми Уэллса, а точнее, личное обращение создателя Wikipe­dia, названное им “Non killing linguistics”, заставило меня задуматься над тем, что создание гуманного общества не склонного к насилию, возможно, зависит не только от совместных усилий всех его членов с их знаниями и опытом, но и использованием языка и его общественной значимости.

Язык – важное средство для того, чтобы сделать мир лучше, так как он обладает огромной силой и способностью к трансформации. Так, к примеру, слово “violence” впервые появилось в письменном английском языке в начале 14 века. При помощи лингвистической силы отрицатель­ной приставки “non”, согласно источнику “Random House” (1995 г.), в 1915 г. появилось слово “nonviolence”, термин-­концепция Ганди, обозначающий политику отказа от применения насилия как выражение протеста властям. Такую же аналогию можно провести с глаголом “to kill”, который появился в письменном английском в 1175 году, согласно данным опубликованным в American Heritage Dictionary (2001 г.) [1]. Глагол “to kill” означает: 1) уби­вать, 2) лишать жизни, 3) вызвать прекращение функционирование чего­-либо или работы. Однако же, добавляя приставку “non”, мы придаём пози­тивное значение этому деструктивному термину.

Другим примером может служить слово “nonproliferation”, которое приобрело историческое значение после подписания в 1968 г. США, CCCP, Великобританией и более 80 неядерными державами Договора о нерас­пространении ядерного оружия. Таким образом, термин “nonproliferation” приобрёл положительное значение.

К сожалению, мы живём в мире, в котором на протяжении долгого времени существовало некоторое индифферентное отношение к насилию и его проявлению и, самое главное, это перестало нас беспокоить. В этой связи лингвисты могли бы объединить усилия с тем, чтобы при помощи лингвистических средств, способствовать позитивному, созидательному, миролюбивому мышлению.

Конечно, роль языка как в сохранении мира и созидании, так и в проявлении насилия и разрушения, не ограничивается только чисто лин­гвистическим или метафорическим использованием. В английском языке существует немало примеров использования метафор, относящихся к на­силию, войне или конфликтам. Например, “to make a killing in a stock mar­ket”, “the war on the middle class”, “the battle of the sexes”, “to stab in the back”, “a war of words”. В учебнике New Insights into Business авторов Gra­ham Tullis and Tonya Trappe [2], который является основным учебным по­собием студентов 1 и 2 курсов факультета права Высшей школы экономи­ки, так же встречается ряд метафор, связанных с военной терминологией. Так, в разделе, посвященном маркетингу, широко используются следую­щие выражения – aggressive advertising, a sales campaign, staff casualties, strong arm tactics, surprise attack, to be outgunned, to rage on и другие. В раз­деле, освещающем формы корпоративных слияний и поглощений, встре­чаются такие метафоры как coups, raids. В контексте Business English уме­стно упомянуть примеры, связанные c конкурентной борьбой на рынке между крупнейшими мировыми производителями безалкогольных напит­ков, такими как Pepsi и Cola, известной под названием “the Cola war”. Кон­курентная борьба между производителями спортивной одежды, компа­ниями Nike и Reebok, получила название “the sportswear war”, в то время как соперничество между сетевыми ресторанами быстрого питания McDonald и Burger King известно как “the burger war”. Такого рода приме­ры можно продолжить. Так, в работе Курца Лестера (1999 г.) [3], которая называется Encyclopedia of Violence, имеются такие подразделы, как violent events, fights, attacks, actions and persons. Подраздел violent actions, вклю­чающий 300 наименований, как и само появление книги с таким названи­ем, уже может служить подтверждением гипотезы о том, что человеческие существа являются наиболее деструктивными существами на нашей пла­нете. Интересно, какой же перечень необходимо представить, чтобы дока­зать обратное.

В английском языке существуют также два существительных, отно­сящихся к животным, несправедливо названным “killer whale” и “killer bee” с точки зрения эколингвистики. Такие ярлыки вызывают враждебные чув­ства к животным и насекомым из-­за использования терминов, связанных с насилием.

Ещё одним ярким примером использования такой лексики являют­ся популярные названия фильмов. Вот некоторые из них: “Kill Bill” (2003), “The Matador” (2005), “A time to kill” (1996). Эти названия можно продол­жить, хотя вряд ли быстро вспомнятся названия фильмов несущих идеи миролюбия и позитивизма.

Язык тесно связан с человеческим опытом и охватывает все аспекты нашей жизни: от образования и профессии, развлечений и семейных от­ношений до конфликтов, дипломатии и действий правительства. Тем не менее, мы часто относимся к языку как к чему­-то должному и не придаём значения его силе. Мы не используем язык как средство мирного диалога, нам подчас трудно произнести слово “прости”. Мы ещё до конца не осоз­наем, что язык может быть использован конструктивно и может помочь избежать серьёзных конфликтов как на межличностном уровне, так и гло­бально. Язык должен играть роль инструмента мира, а пользователи язы­ка должны научиться общаться конструктивно и миролюбиво на благо че­ловечества. В то же время лингвисты и преподаватели различных языков должны стать коммуникативными гуманистами, относящимися к носите­лям и пользователям языка с пониманием и достоинством.

Языки не существуют сами по себе и не являются хорошими или плохими, тем не менее они используются как проводники позитивного или негативного теми людьми, которые владеют ими. Каждый пользова­тель языка воздействует на него различными способами, изменяя, творче­ски применяя, отказываясь или обогащая. Каждый пользователь языка также уникален, как и его опыт взаимоотношения с миром.

Признание многообразия пользователей, реалий использования языков и языковая вариативность являются основой построения общества, не склонного к насилию. Большая роль в построении такого общества от­водится образованию. Преподавателям языков, лингвистам и психологам необходимо быть креативными, с тем чтобы для миролюбивых целей адаптировать, улучшать и расширять свой опыт, являющийся наиболее подходящим в данном социо­культурном контексте. Для этого могут быть использованы следующие приёмы. На уроках английского языка можно задать студентам вопрос “ When do we kill a person linguistically?”. Ответом на этот вопрос может быть следующее – when we antagonize, frighten with threats of harm, intimidate violently, oppress or provoke in a violent way. Сле­дующим вопросом может быть такой ”How can we humanize a person lin­guistically?” Предполагаемым ответом может быть следующее – when we refer to him or her in admiring respectful ways. For instance, when we call the person a connoisseur, an expert, a pieacebuilder, a creative genius, a mentor, a prodigy, a patriot, a prophet. Интересным для студентов может оказаться задание – придумать пословицы на тему “Nonkilling”. Например: “Wicked words wound the world” or “Nonkilling words nourish nonviolence”. Другими примерами творческих заданий могут быть следующие, которые так же приведены в книге Маршалла Розенберга [4]:

1                     Создать конструктивные акронимы. Например, TTT – Transform Tension into Tranquility или VVV­ - Value a Vital Vocabulary.

2                    Написать сочинение на тему “Why more nonviolent people are needed?”

3                    Придумать слова, используя конструкцию NON + NOUN со словами, выражающими действия, которые необходимо избегать и располо­жить в алфавитном порядке, например:

4                   Nonaggression, nonatrocity, nonbrutality, nonconspiracy, nondestruc­tion, nondiscrimination, no exploitation, nonfear, nonharassment, non­humiliation, noninvasion, nonoppression, nonslaughter, nonterrorism, nonwar, nonxenophobia.

5                    Создать словарь слов, поощрения и похвалы (для увлечённых сту­дентов). Включение в учебный план приёмов позитивной коммуникации

 

приведёт в конечном итоге к формированию миролюбивого мышления и созданию общества ненасилия. Конструктивное и позитивное общение улучшит жизнь миллионов людей на нашей планете, так как оно приме­нимо повсеместно: в семье и аудитории, за столом переговоров и в зоне вооружённых конфликтов. Язык действительно может стать инструментом мира.

Литература

  1. American Heritage Dictionary of the English Language, 4TH Edition, 2001.
  2. Tullies Graham, Trappe Tonya. New Insights into Business, Pearson Education. – Eng­land, 2006.
  3. Kurtz Lester. Encyclopedia of Violence. – San Diego: Academic Press, 1999.
  4. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. – М.: СОФИЯ, 2009.
  5. http://en.wikipedia.org

Информация об авторах

Подгорная И.Л., Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2220
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 451
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0