Конспект лекции на тему «Социологическое изучение общественного мнения в системе научного знания» по курсу «Социологические проблемы изучения общественного мнения»

864

Аннотация

This paper represents an abstract of the first lecture for the course «Socio¬logical problems of public opinion researches» that is included in the state standard of profes¬sional education on the speciality 020300 «Sociology». Two main questions are discussed: the subject of public opinion sociology and the specific of sociological approach to public opinion research.

Общая информация

Ключевые слова: public opinion sociology, public opinion research, theory of public opinion research

Рубрика издания: В помощь преподавателю

Для цитаты: Лебедева-Несевря Н.А. Конспект лекции на тему «Социологическое изучение общественного мнения в системе научного знания» по курсу «Социологические проблемы изучения общественного мнения» // Социосфера. 2010. № 4. С. 165–169.

Полный текст

Предназначено для студентов, обучающихся специальностям 020300 «Социология» и 080801 (351400) «Прикладная информатика в социологии»

Вопрос 1. Общественное мнение как предмет научного ис­следования. Феномен общественного мнения, особенности его формиро­вания, выражения, процессы влияния на различные сферы жизнедеятель­ности общества, а также динамика массовых суждений привлекают при­стальное внимание науки. Это связано с тем, что в сегодняшнем транс­формирующемся, быстро изменяющемся социуме общественное мнение, всегда игравшее значительную роль в обществе, выходит на первый план. Оно становится не только объектом целенаправленного воздействия со стороны субъектов управления, но важным ориентиром социального раз­вития, активным творцом протекающих социально­экономических, со­циокультурных преобразований. Способное проникать во все сферы жиз­недеятельности общества, в период трансформации общественное мнение начинает особенно активно институционализироваться в политике, ут­верждая социальные практики и складываясь в виде формальных норм, функционировать в экономике, влиять на процессы потребления. Общест­венное мнение начинает реализовываться во все новых сферах, проявляет­ся в новых формах; меняются процессы его складывания, появляются не­типичные каналы выражения, обусловливая возможность обращения к исследованию данного феномена представителей самых разных наук.

Социологическому изучению общественного мнения предшествовал глубокий анализ данного феномена в рамках философской науки. Еще в философии Протагора понятие «общественное мнение» было выделено как самостоятельное и наполнено политическим («публичное мнение»), а затем социальным смыслом. Специфика исследования общественного мнения в современной философии заключается в постоянном прослежи­вании связи между общественным мнением, общественным сознанием и общественным бытием. Отсюда выделяются два варианта философского подхода к анализу общественного мнения – онтологический и гносеологи­ческий: первый трактует общественное мнение как особое состояние об­щественного сознания, второй – как специфическую познавательную форму, отражение общественного бытия в общественном сознании.

Понимаемое как массовое социально­-психологическое явление, об­щественное мнение выступает предметом изучения социальной психоло­гии. Специалисты­психологи рассматривают его как массовое явление группой психологии, психологическое состояние масс, социально-­психологическое коммуникативное явление. Делая акцент на психологи­ческой основе общественного мнения, они исследуют, прежде всего, чувст­ва, переживания, настроения масс. В процессе анализа структуры психоло­гии больших социальных групп, учеными выделяются психический склад (как более устойчивое образование) и эмоциональная сфера (как более динамическое образование), находящие свое отражение в структуре обще­ственного мнения [1].

Значительное внимание феномену общественного мнения уделяется в рамках политологии. Принятая ведущими экспертами Европы и Амери­ки в 1948 году резолюция ЮНЕСКО в перечень проблем, изучаемых поли­тологией, наряду с политическими институтами, международными отно­шениями, политической историей, политическими партиями включает и общественное мнение. Политологическое изучение общественного мнения предполагает анализ механизмов учета интересов, суждений, мнений раз­личных социальных сил и групп для выработки взвешенной политики, принятия эффективных управленческих решений; исследование техноло­гий формирования общественного мнения в предвыборный период; роль политической пропаганды в процессе складывания массовых оценок; осо­бенности взаимодействия общественного мнения и власти.

Помимо перечисленных наук, имеющих сложившийся институцио­нальный статус, общественное мнение изучается в рамках такой новой для нашей страны дисциплины, как «Связи с общественностью» («Public Re­lations», «PR»). Британский институт общественных отношений (IPR), соз­данный в 1948 году и объединяющий почти десять тысяч европейских спе­циалистов в области PR, принял все еще действующее (хотя и с некоторы­ми дополнениями, внесенными в ноябре 1987 года) определение Public Re­lations. Под PR понимаются «планируемые, продолжительные усилия, на­правленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью». Общест­венность организации – это работники компании, партнеры, потребители, органы власти, средства массовой информации. Все они либо вступают субъектами общественного мнения об организации, либо принимают ак­тивное участие в формировании общественного мнения. Поэтому в курсе «Теория и практика связей с общественностью» обязательным является рассмотрение неформальных способов регулирования в области связей с общественностью: традиций, норм, морали, общественного мнения.

Практический PR следует понимать как технологию формирования общественного мнения, PR «программирует» общественное мнение, часто манипулирует массовым сознанием с целью создания требуемого общест­венного мнения, прогнозирует реакцию общественности на те или иные события. Кроме того, PR – это научная область, изучающая способы влия­ния на общественное мнение через различные каналы, исследующая роль средств массовой информации в его формировании и выражении.

Несмотря на то, что общественное мнение является предметом изу­чения многих наук, следует отметить, что его исследование в рамках со­циологии является наиболее комплексным, т. к. затрагивает в той или иной степени все аспекты существования феномена – от психологических до формально­-институциональных.

Вопрос 2. Социологический анализ общественного мне­ния. Социологический подход к изучению общественного мнения осно­вывается как на понимании его в качестве структурного элемента обще­ственного сознания, так и на анализе социальной природы общественно­го мнения, осознании его места в социальной системе, функций и дис­функций в обществе.

С позиций социологического подхода общественное мнение интер­претируется в двух смыслах. Во-­первых, как специализированная деятель­ность и результат этой деятельности. С позиций данного подхода общест­венное мнение можно определить как совместную заинтересованно­-ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат [2, с. 38]. Во-­вторых, как социальный институт, когда общественное мнение понимается как сложившаяся, устойчивая практика реагирования населения на социально значимые события, принимаемые решения, а также учет этих реакций при осуществлении управленческой деятельности.

Принято говорить о том, что в современной социологической науке сформировалась самостоятельная специальная социология теория – со­циология общественного мнения, которая включает как теоретический, так и эмпирический уровень анализа предмета.

Предмет социологии общественного мнения определяется Г. В. Осиповым еще в «Рабочей книге социолога» как закономерности форми­рования общественного мнения под воздействием различных субъектив­ных и объективных факторов общественного развития, его воздействие на жизнь общества на различных уровнях [3]. Энциклопедия социологии оп­ределяет предмет социологии общественного мнения как закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным про­блемам действительности, представляющим общественный интерес [4].

Однако институционализированной в значительной степени со­циологию общественного мнения назвать нельзя. Подтверждений тому несколько.

Во-­первых, в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 020300 – «Социоло­гия» отсутствует такая дисциплина, как «Социология общественного мне­ния», вместо которой в цикле общепрофессиональных дисциплин значит­ся курс «Социологические проблемы изучения общественного мнения».

Во-­вторых, на научных конференциях, как правило, нет секции «Со­циология общественного мнения». Например, на III Всероссийском со­циологическом конгрессе, прошедшем 21–24 октября 2008 года в Москве, функционировала лишь Сессия «Российское общество в зеркале общест­венного мнения», также не было заявлено секции «Социология общест­венного мнения» на XVII Всемирном социологическом конгрессе, прово­димом под эгидой Международной социологической ассоциации (ISA) в июле 2010 года в г. Гетеборге (Швеция).

В­-третьих, общественные организации, ассоциации, объединяющие российских социологов, не имеют исследовательских комитетов, специа­лизирующихся на социологи общественного мнения. Так, среди 30 иссле­довательских комитетов Российского общества социологов имеющими от­ношение к проблематике общественного мнения можно назвать такие ко­митеты, как «Социология социальной коммуникации» и «Методология и методика социологии», а среди 33 исследовательских комитетов Россий­ской Социологической Ассоциации – «Социологию коммуникативных систем» и «Методологию социологических исследований».

В­-четвертых, по социологии общественного мнения практически не издается учебников и учебных пособий. Монографии отечественных ис­следователей общественного мнения, посвященные теоретическим аспек­там изучения феномена – также редкость.

И, наконец, в-­пятых, в социологическом сообществе не сложилось единого представления о том, что должно включаться в предметную об­ласть социологии общественного мнения. В целом, все аспекты анализа общественного мнения в рамках социологии можно поделить на две большие группы – теоретическое изучение общественного мнения и при­кладной анализ общественного мнения (предполагающий владение мето­дами сбора социологической информации). Различные научные школы и направления часто тяготеют к исследованию тех или других аспектов. Так, американская традиция социологического изучения общественного мне­ния, восходящая к первым опросам Дж. Гэллапа, проведенным в 1930­х го­дах, лежит в русле эмпирической социологии общественного мнения, тогда как советская школа изучения общественного мнения делала основной ак­цент на теоретическом анализе феномена. Подобные разночтения приво­дят, например, к тому, что курс «Социологические проблемы изучения об­щественного мнения», читаемый в отечественных вузах, часто сводится к обсуждению методологии и методики исследований общественного мне­ния, существенно обедняя содержание данной отраслевой дисциплины.

Общественное мнение является предметом изучения различных от­раслей социологической науки – социологии коммуникаций, политиче­ской социологии, социологии управления, социологии духовной жизни, электоральной социологии, социологии потребления и ряда других.

В рамках социологии коммуникаций исследуются особенности и способы межличностной и межгрупповой коммуникации в процессе фор­мирования общественного мнения, также возможности манипуляции об­щественным мнением с помощью средств массовой коммуникации. Со­циология управления рассматривает общественное мнение как один из социальных институтов управления, как фактор социального управления и способ манипуляции социумом. Электоральная социология концентри­рует внимание на процессах формирования общественного мнения элек­тората, особенностях жизненного цикла общественного мнения в предвы­борный период. Наконец, значительное место общественному мнению в контексте анализа возможных способов его изучения отводится в рамках курса «Методика и техника социологических исследований». Здесь обсуж­даются процессы выявления и изучения общественного мнения, анализи­руются познавательные возможности различных методов изучения массо­вых оценок, определяются методика и техника обработки результатов ис­следований общественного мнения.

Таким образом, следует сделать вывод, что общественное мнение, вы­ступая предметом междисциплинарного изучения, может рассматриваться сквозь призму социологического подхода. В данном случае в фокус исследо­вания попадают закономерности и механизмы формирования и функцио­нирования общественного мнения, особенности его существования как спе­цифической социальной деятельности и социального института.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект­Пресс, 2008.
  2. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и как социаль­ный институт. – СПб., 1995.
  3. Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евель­кин, Г. Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М., 2003

Информация об авторах

Лебедева-Несевря Н.А., Пермский государственный университет, Пермь, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 15564
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 864
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2