2010 – год учителя (мгновения благодарности)

617

Аннотация

The article summarizes the II International Scientific and Practical Conference «Psychological practice in Russian education» and project «Thanksgiving».

Общая информация

Ключевые слова: conferences, teachers, project «Thanksgiving»

Рубрика издания: В помощь учителю

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Недбаев Д.Н. 2010 – год учителя (мгновения благодарности) // Социосфера. 2010. № 4. С. 170–177.

Полный текст

Как дань уважения профессии учителя, как признание той огромной роли, которую он играет в воспроизводстве интеллектуального и творческого потенциала России, как подтверждение того, что его вклад не забыт и что добрые чувства, а также прояв­ленные отношения и профессионализм бумерангом возвращаются к нему эхом любви и заботы, в объяв­ленный правительством РФ Год Учителя в г. Ар­мавире проведена II Международная научно­-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании» и подведены итоги акции «Благодарение», ставшие во­площением стремления организаторов активизировать всех тех, для кого имя Учитель является опорой, к которой в трудной ситуации обращаются уже вы­росшие ученики.

Конференция «Психологические практики в российском обра­зовании» проведена в преддверии профессионального праздника учителей, 1 октября 2010 года, в городе Армавире. Её организаторами выступили депар­тамент образования и науки Краснодарского края (руководитель Т. П. Хлопова), администрация г. Армавира (глава города С. С. Геращенко), Ар­мавирский социально­психологический институт (ректор Д. Н. Недбаев), Армавирский государственный педагогический университет (и. о. ректора Н. Г. Дендеберя) при социальном партнерстве с Межрегиональной ассо­циацией негосударственных образовательных вузов Юга России, Южного российский университета, Северо­Кавказским социальным институтом, Армавирским лингвистическим социальным институтом, Ассоциацией со­вета директоров г. Армавира, ООО «СЭД», Центров з-анятости населения гг. Армавира и Новокубанска, Управления по вопросам семьи и детства г. Армавира, информационном партнерстве со СМИ г. Армавира (газетой «Армавирский собеседник», Армавирской медиа­группой).

Армавирский Драматический театр им. А. С. Луначарского собрал участников из гг. Азов, Армавир, Белгород, Краснодар, Кропоткин, Кривой рог, Лабинск, Новокубанск, Пятигорск, Минеральные воды, Москва, Наль­чик, Ростов­-на-Дону, Ставрополь, Таганрог, Томск, Черкесск, Шахты, Баку (Азербайджан), Донецк (Украина), Махачкала, Минск (Белоруссия), Элиста (Калмыкия), Берлин (Германия), Ганновер (Германия), Вашингтон (США), среди которых присутствовали представители Администрации, обществен­ных организаций, детских образовательных, спортивных и творческих учре­ждений, преподаватели вузов и ссузов, учителя школ, практические психоло­ги, аспиранты, студенты.

Работа Конференции началась с поздравления руководителя депар­тамента образования и науки Краснодарского края Т. П. Хлоповой, кото­рая поздравила участников II Международной научно­-практической кон­ференции «Психологические практики в Российском образова­нии: технологии развития личности» и отметила, что в наших шко­лах много талантливых учителей, готовых к самопожертвованию во имя высокой педагогической идеи, умеющих передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, желала педагогам, их воспитанникам здоровья, успехов во всех начинаниях и нескончаемого оптимизма! Также со сцены прозвучали приветственные слова исполняю­щей обязанности президента МАНПО, доктора педагогических наук, про­фессора Е. И. Аратамоновой, которая передала последний доклад Виталия Александровича Сластёнина и журналы «Педагогическая наука и образо­вание» с материалами, посвященными вкладу выдающегося педагога в развитие отечественной науки и практику подготовки педагогов.

Пленарное заседание началось докладом д. псх. н, профессора, ака­демика РАО И. В. Дубровиной на тему: «В жизни каждого человека есть свой учитель», в котором внимание заострялось на том, что в связи с 2010 год – год Учителя, предполагается: внимание общества и отдельных граж­дан страны будет направлено на решение проблем учителя как человека, профессионала, члена общества. Известно, что по тому, какое место зани­мает учитель в общественной жизни, можно судить о сущности общест­венного строя и государственной власти. Однако сейчас самое время за­дать себе резонный вопрос: как мы относимся к учителю?

Свое мнение по этому вопросу высказали также д. социол. н., профессор В. В. Попов (г. Москва), д. псх. н., профессор, член кор. РАО, зам. председате­ля Южного отделения РАО И. Б. Котова (г. Сочи), д. пед. н., профессор, Е. Н. Шиянов (г. Ставрополь), д. псх. н., профессор С. В. Хребина (г. Пятигорск), д. псх. н., профессор С. В. Недбаева (г. Армавир), д. псх. н., профессор Л. В. Тем­нова (г. Москва) и др.

Пленарное заседание завершилось подведением итогов акции «Благо­дарение», целью которой стало привлечение внимания к Учителю, кон­солидации общественности, психолого-­педагогической науки и практики для создания сообщества учителей, способных примерами своего успеш­ного личностно­профессионального развития оказывать влияние на улучшение подготовки учителя и решение задач по развитию личности подрастающего поколения.

Среди задач проекта были обозначены выявление лучших пред­ставителей учительской профессии с целью сохранения и передачи их опыта, создание социально-­психологического портрета современного учи­теля и выделение ключевых профессиональных компетенций; определе­ние социально­-психологических и педагогических условий профессио­нального и личностного развития в системе «учитель-­ученик» (преподава­тель­-студент).

«Благодарение» – это внимание к людям, посвятившим свою жизнь педагогической деятельности, это любовь и забота о них, это благо­дарность за терпение, помощь и те советы, которые помогли в личной жизни и карьере ученикам, это социальная поддержка и защита учителей. Это повышение статуса учительской профессии.

Проект стартовал в сентябре 2009 года и продолжает успешно функционировать по своим направлениям. В частности, была разработана методическая основа проекта, проведено анкетирование среди населения г. Армавира и близлежащих районов. Все опрошенные проявили желание рассказать о своих любимых учителях, их деятельности и личности, пода­рить им тепло и заботу, отметили прежде всего их личностные и нравст­венные качества, высокий профессионализм, социальный оптимизм, творческое отношение к своему делу, неординарный стиль работы и обще­ния, любовь к детям. В акции задействованы ведущие вузы и предприятия города. С подробными результатами предварительного исследования можно познакомиться на сайте Армавирского социально­психологического института www.aspiarm.org.

По результатам опроса создан Интернет­-форум, отображающий мо­ниторинг мнений и определяющий учителей, которые попали в зону осо­бого внимания своих воспитанников; организованы и проведены студен­ческая олимпиада по психологии «Мир входящему: эффективный учи­тель», олимпиада «Талантливая молодёжь Кубани», круглый стол «Ус­пешный учитель – успешной школе», подготовлены творческие проекты «Учитель и ученик: точки взаимного роста», «Здоровье и безопасность». Проведён цикл обучающих семинаров (мастер­классов) для учителей и ра­ботников образовательных учреждений г. Армавира по актуальной теме «Психологическое сопровождение безопасности жизнедея­тельности личности в образовании».

По итогам акции «Благодарение» были награждены памятными по­дарками и благодарственными письмами учителя г. Армавира: Казачкова Анна Семёновна, Колбасникова Елена Анатольевна, Кун Лидия Григорь­евна, Харагезова Алла Савельевна, Шокурова Светлана Владимировна, Абелян Анна Мартыновна, Ёлкина Виктория Николаевна, Ваулина Алла Анатольевна, Пискорж Виктор Викторович, Демидова Раиса Николаев­на, Жук Наталья Павловна, Грушевская Надежда Львовна, Малашкин Всеволод Дмитриевич, Ларина Ольга Михайловна, Шушкова Любовь Александровна, Гуреева Вера Викторовна, Данцев Валерий Евгеньевич, Шамсадова Зоя Алексеевна, Кожевникова Валентина Николаевна, Не­скороменко Валентина Михайловна, Павлов Юрий Михайлович, Пелих Валентина Михайловна, Погосов Георгий Аванесович, Рахмаил Раиса Тимофеевна, Сморкачева Галина Михайловна, Стецура Юрий Анатолье­вич, Селина Наталья Петровна, Сосновский Владимир Тимофеевич, Га­лустов Владимир Степанович, Римкус Светлана Яковлевна, Пономарёва Виктория Дмитриевна, Тутикова Валентина Григорьевна, Чарахчан Константин Каренович, а также учителя близлежащих районов: Ирлина Марина Владимировна, Беленко Татьяна Петровна, Пискунова Лариса Васильевна, Ханджян Марина Климентьевна, Автаева Алина Арамаи­совна, Говорова Елена Александровна, Акопян Елена Николаевна, Торби­на Жанна Владимировна, Шумеева Татьяна Викторовна, Головина На­талья Анатольевна, Ерошенко Тамара Александровна, Балаян Римма Амбарцумовна, Куцурова Елена Николаевна, Никитенко Галина Викто­ровна, Эндерс Людмила Владимировна, Семенова Татьяна Николаевна, Александрова Надежда Николаевна, Прибытко Валентина Павловна,

Гавриков Юрий Николаевич, Григорик Ольга Сергеевна, Патова Майя Назамбиевна, Скобелева Татьяна Михайловна. Особо были отмечены За­служенные деятели науки Кубани и РФ, Заслуженные учителя Кубани и РФ, Почетные работники высшего профессионального образования России, Вете­раны труда.

Акция «Благодарение» имеет свою атрибутику, состоящую из:

  • логотипа акции «Благодарение»;
  • благодарственного письма;
  • плаката и символа Акции «Благодарение».

Символом Акции «Благодарение» выбран цветок ИРИСА, олицетво­ряющий собой свет и россыпи цветов радуги на земле. Обладая изящест­вом и аристократичными формами, ирис окутан множеством тайн и ле­генд. …По одной из них, Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям. На земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга по­-прежнему светилась над миром, даруя людям благо. Она не гасла до самого рассвета. И когда солнце утром снова вернулось на свое место, там, где горела и переливалась красками волшеб­ная радуга, расцвели ирисы…

Организаторы удивили разнообразием форм и насыщенной програм­мой Конференции, которая включала круглый стол, работу творческой мас­терский, симпозиумы, мастер-­классы, симпозиумы. Это было удивительное сочетание праздника и напряженной работы, торжества науки, признания, благодарности и поиска, теплых слов и тревожного биения сердец.

Самых многочисленных участников собрал Круглый стол «Техно­логии психологического сопровождения безопасности жизне­деятельности личности», ориентированный на руководителей образо­вательных учреждений, педагогов, социальных работников, педагогов­-психологов, специалистов и руководителей управлений образования, пси­хологических центров, преподавателей, студентов и аспирантов педагоги­ческих и психологических специальностей, представителей общественных организаций национальных диаспор и всех, кто неравнодушен к пробле­мам развития антитеррористического сознания личности, включил в свою работу фиксированные выступления, обсуждение, демонстрация учебно-­методических разработок и программ, новых технологий работы, презента­ции опыта работы межкультурного воспитания.

Выступающие подняли вопросы экологической безопасности (М. Баканов, г. Армавир), психотехнологий работы с аддиктами в условиях психологического центра (М. Бродский, г. Берлин, Германия), развития пра­вового сознания студентов на различных этапах вузовского обучения (А. А. Булавкин, г. Армавир), технологий экологического развития профессио­нального самосознания педагогов (Е. А. Викторова, г. Белгород), креативных технологий развития мышления (А. И. Воронин, г. Кривой рог), личностных конфликтов: диагностики, профилактики и коррекции (Волкова Алиса Кол­лиер, г. Вашингтон, США), развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (С. В. Ершова, г. Лабинск) и многие другие.

Творческая мастерская «Психология педагогических способ­ностей», посвященная выдающемуся российскому психологу В. А. Кру­тецкому, включала в себя выступления по вопросам формирования про­фессиональной компетенции в условиях многоуровневой подготовки (Н. Ю. Величко, г. Азов), инновационных технологий развития математиче­ских способностей (И. И. Сердюк, г. Кропоткин), технологий развития компетентности будущих учителей информатики в условиях информаци­онно-­образовательной среды педагогического вуза и технологии форми­рования отношения к профессии учителя на этапе вузовского обучения (А. П. Дендеберя, г. Армавир), активных методов в обучении как условие раз­вития математических способностей студентов (Н. М. Недбаев, г. Армавир), детерминант развития инновационных компетентностей у будущих учите­лей (В. П. Озеров, г. Ставрополь), психологии развития профессиональ­ные компетентности будущих специалистов на этапе вузовского обучения (С. В. Хребина, г. Пятигорск), нетрадиционных форм работы педвуза по развитию математических способностей школьников (И. П. Шкрябко, г. Армавир, Е. Ю. Лещенко, г. Ставрополь).

Симпозиумы «Традиционные и инновационные технологии развития личности: реализация и интеграция», «Технологии развития личности. Эмпирика: теория, практика, эффектив­ность», «Научно­исследовательская деятельность и проектиро­вание как ресурс развития личности» подняли достаточно актуаль­ные на сегодняшний день темы влияния позитивной этнической идентич­ности на структуру интегральной индивидуальности студентов (Ф. Н. Аване­сова, г. Армавир, О. В. Булавкина, г. Армавир, В. В. Жидкова, г. Армавир, А. В.Качалова, г. Армавир, В. В. Попов, г. Москва,), инновационных техноло­гий электронного обучения студентов в условиях многоуровневой подготов­ки (В. С. Глухов, г. Армавир, Е. А. Голодов, г. Армавир), развития субъектно­сти личности студента путем преподавания элективных курсов акмеологи­ческой направленности (С. В. Бобрышов, г. Ставрополь, Т. Н. Щербакова, г. Ростов­на­Дону), инновационных идей и технологий подготовки менедже­ра образования (И. В. Короткий, г. Армавир, Д. Н. Недбаев, г. Армавир, В. В. Неверова, г. Ставрополь, И. В. Ткаченко, г. Армавир), технологий трудо­устройства выпускников вуза, проблем адаптации выпускников вуза к трудо­вой деятельности (И. Н. Лаптева, г. Армавир, Г. Г. Лаврикова, г. Армавир, Ю. А. Саенко, г. Армавир, И. А. Твелова, г. Армавир, Л. В. Файвишенко, Украина).

А также обсудили вопросы технологий психологического сопровож­дения профессионального самоопределения личности по результатам дея­тельности инновационных структур Армавирского социально-­психологического института – учебно-­исследовательской лаборатории «Пси­хология развития личности» (д. псх. н., проф. И. Б. Котова, к. псх. н., доц. Н. Г. Щербанева), инновационных технологий развития личности в межнацио­нальном образовательном пространстве по результатам деятельности науч­но­-исследовательской лаборатории «Этнопсихологическая детерминация со­временного общества» (к. псх. н., доц. О. В. Булавкина), реализации профи­лактической работы среди молодежи средствами волонтерского движения (результаты деятельности студенческой инновационной площадки «Моло­дежь против наркотиков».

Конференция завершилась презентацией альманаха «Эхо учитель­ской любви и заботы», задуманного и изданного по инициативе и под ре­дакций С. В. Недбаевой, адресованного работникам образовательных уч­реждений различного уровня и типа, менеджерам образования, аспиран­там, студентам, а также всем тем, кому не безразлична проблема будущего России, и .в котором содержится педагогический опыт лучших учителей Кубани, выявленных в ходе проведения акции «Благодарение», а также тех работников образования, чей профессионализм подтверждается таки­ми показателями, как наличие званий «Заслуженный учитель РФ», «За­служенный учитель Кубани», «Заслуженный работник высшей школы РФ», различных грамот, наград, медалей, высокими результатами профес­сионализма.

Особый интерес этот мультимедийный материал представляет для образовательных учреждений в целях организации востребованных учеб­ных курсов «Инновационные образовательные технологии в учебном про­цессе». Внедряя данные материалы в процесс подготовки учителя, можно значительно повысить эффективность основных форм учебной работы. На занятиях по методике преподавания предмета они могут служить для ил­люстрации теоретического материала. В ходе практических занятий их применяют для детального изучения реального педагогического процесса.

Студенты получают возможность знакомиться с образом и опытом работы учителя, анализировать и оценивать эффективность применяемых им средств и методов, отдельных методических приемов, форм организации учебно­-познавательной деятельности учащихся. В процессе самостоятель­ной работы будущие учителя могут индивидуально работать с материала­ми, выполнять задания, сформулированные преподавателем т. д. Студен­там, готовящимся к педагогической практике, предоставляется возмож­ность не только увидеть и оценить мастерство лучших учителей Кубани, но и существенно развить профессиональную компетенцию.

Представленный педагогический опыт лучших учителей и школ Ку­бани приобретает особое значение для преподавателей и кафедр, активно внедряющих инновационные формы работы в процесс подготовки учителя. Материалы этого пособия включаются в состав учебно-­методических ком­плексов по предметным методикам и другим дисциплинам, придавая им новое качество. Более того, можно утверждать, что наличие таких средств в составе УМК говорит о соответствии последних современным требованиям.

Данный медиаресурс может использоваться в курсах предметных методик, а также при изучении различных разделов педагогики и психо­логии полезен студентам, готовящимся к педагогической практике.

По итогам конференции подготовлен сборник научных трудов «Психологические практики в Российском образовании: технологии раз­вития личности» (отв. редактор С. В. Недбаева).

В ходе Конференции была принята Резолюция (право огласить проект резолюции было предоставлено начальнику управления образова­ния администрации г. Армавира Н. В. Степовой), адресованная министер­ству образования и науки РФ, департаменту образования и науки Краснодарского края, администрации г. Армавира, управлению образо­вания г. Армавира, высшим учебным заведениям, в постановляющей час­ти которой отмечается, что целью конференции стала работа по созданию позитивного социально-­психологического портрета современного учите­ля, повышению его социального статуса и роли в воспитании молодого по­коления страны, а также говорится, что в накопленный за последние два десятилетия ресурс психологической практики образования в регионе вос­требован не в полной мере: необходимо совершенствование сложившейся практики работы педагога-­психолога в школе и его подготовки на разных этапах вузовского и послевузовского обучения. Остро назрел вопрос о раз­работке процедуры оценки эффективности и качества деятельности пси­холога с учетом мониторинга и экспертизы со стороны психологического сообщества по повышению психологической культуры общества и форми­рованию рынка психологических услуг.

Стало очевидным, что для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития подрастающего поколения необходимо взаимодейст­вие всех субъектов образовательного процесса на качественно новой осно­ве, разработка инновационных технологий развития личности, а также взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний учителя и психолога в подходе к ребенку, их тесное взаимодействие – сотрудничест­во «на равных» на всех этапах работы.

Особое внимание на конференции уделяется проблемам развиваю­щего потенциала психологической практики, а также вопросам подготовки и переподготовки педагогов и психологов, так и менеджеров образования.

Конференция отмечает, что анализ деятельности психологических служб образования на настоящий момент высветил конкретные пробле­мы, снижающие эффективность психологической практики образования: ставки педагогов­-психологов в регионе сохранены, но они практически не обеспечены оборудованными кабинетами, а также разработанным психо­лого­-педагогическим сертифицированным инструментарием, не налажено систематическое повышение квалификации специалистов, нет научно­обоснованной статистически достоверной информации о социально-­психологическом портрете учащихся.

Резолюция содержит конкретные предложения по психологическо­му обеспечению системы образования и формированию психологической культуры населения. В частности, предлагается:

1                     Поддержать инициативу «Наша новая школа» с основными идеями, выделенными президентом РФ Д. А. Медведевым.

2                    Одобрить концептуальное обоснование практико­ориентированной психологической подготовки педагогов и психологов, разработан­ные УМО по базовой психологической подготовке по направлениям педагогического образования при РГПУ им. А. И. Герцена (предсе­датель УМО, д. псх. н., проф. Л. А. Регуш, члены: д. псх. н., проф. С. В. Недбаева и др.).

3                    Сформировать систему образовательной статистики и мониторинга, обеспечивающую содержательный анализ и оценку современных инновационных технологий развития личности.

4                   Обновить нормативно­-правовую базу развертывания психологиче­ской практики образования, а также сохранения прав интеллекту­альной собственности преподавателей вузов и других категорий ра­ботников различного типа и вида.

5                    Поддержать Программу, направленную на реализацию государст­венной молодежной политики, прав личности на свободное творче­ское развитие в рамках развития Федеральной программы развития образования, программы «Молодежь России» (подпрограмма «Под­держка талантливой молодежи и подпрограмма «Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений»).

6                   Разработать комплекс координационного, организационно-­экономического, научно­-методического, финансового и материально­-технического обеспечения системы обучения навыкам творчества и привлечения к научно-­техническому творчеству учащейся молодежи.

7                    В целях социальной поддержки молодежи и выпускников учебных заведений города, повышения качества подготовки специалистов города и их конкурентоспособности на рынке труда, оказания по­мощи молодым людям в процессе вхождения в сферу профессио­нальной деятельности, а также в их дальнейшем карьерном росте, рассмотреть вопрос о включении в программу развития г. Армавира следующие инновационные проекты: «Интеграция образовательно­го учреждения и работодателей для совершенствования подготовки и переподготовки, обеспечения рабочих мест, а также карьеры мо­лодых специалистов», «Творческая деятельность субъектов образо­вания в социокультурной среде города».

8                   Создать консультационный орган по организационно­-управленческому и научно­-методическому, психологическому со­провождению всех субъектов образовательного пространства при Центре социально­-психологической помощи населению.

9                   В целях профилактики эмоциональной неустойчивости, профзабо­леваний и утомляемости педагогов и психологов, а также внедрения здоровьесберегающих технологий организовать проведение психо­логической работы с различными социальными слоями путем пси­хологического просвещения в виде вечерних лекций, психологиче­ского семейного университета для молодоженов и т. д.

Участники конференции рекомендовали:

1                     Одобрить практику проведения конференции «Психологические практики в Российском образовании» 1 раз в 3 года для осмысления происходящих перемен и выработки стратегии действий.

2                    Довести решения конференции до соответствующих учреждений и ведомств.

Оргкомитет конференции выражает благодарность всем ее участникам.

Информация об авторах

Недбаев Д.Н., Армавирский социально-психологический институт, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2543
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 617
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0