Социосфера
2011. № 1. С. 37–41
ISSN: 2078-7081
Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в условиях временной занятости
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: socialization, valuable orientations, leading activity, labor, labor unions of teenagers, labor education, socially-pedagogical conditions, motivation of labor, professional orientation work
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Аринина О.А. Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в условиях временной занятости // Социосфера. 2011. № 1. С. 37–41.
Полный текст
Обеспечение социального становления личности ребёнка является важной задачей для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В современных условиях наблюдается смещение ценностей в трудовом поведении поколений. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов [3]. Современное общество постепенно становится всё более потребительским с развитой досуговой инфраструктурой. Это приводит к отсутствию уважения к собственному труду и труду других людей.
Поэтому подготовка школьников к трудовой жизни в условиях рынка требует выхода за рамки школьного учебного процесса, включения учащихся в активное преобразование окружающей социальной действительности, организацию деятельности трудовых объединений школьников. Важнейшей формой его проявления должны стать социальная защита работающих детей и трудовое воспитание, которое заложит базовые представления у ребёнка о труде, его роли для самореализации потенциальных способностей личности, взаимосвязи личности с другими членами общества и общественной жизнью.
В целях разрешения этих проблем в Красноярском крае агентством труда и занятости населения проводится работа по организации временной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. Ежегодно в трудовых отрядах работают более 26 тысяч подростков.
В процессе трудового воспитания у подростков формируется уважительное отношение к труду, готовность выполнять работу с сознанием ответственности за результаты труда, добросовестное и творческое отношение к решению трудовых задач. В связи с чем возрастает социальная значимость деятельности трудовых отрядов, направленных на создание условий для социализации ребёнка и как следствие формирование трудовых ценностных ориентаций в системе ценностных ориентаций подростков. Деятельность трудовых отрядов является важным фактором социализации ребёнка в производственные отношения и является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать педагогические задачи трудового воспитания. При этом трудовые ценности мы понимаем как значимые социокультурные установки, направляющие активность старшеклассников на процесс осмысления, понимания и апробации основ трудовой деятельности.
Социально-педагогические условия формирования ценности труда зависят от специфики среды трудовых отрядов, в которую он включён и особенностей развития подросткового возраста. В ходе исследования нами были разработаны и практически опробованы следующие социально-педагогические условия формирования ценностей труда в условиях временной занятости подростков.
Должны быть созданы условия для общественно полезной и одобряемой деятельности, где подросток сможет получить общественное признание, почувствовать себя «значимым» в сообществе сверстников и взрослых. Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т. д.), но и мотивационно-ценностную структуру.
Обеспечение вариативности сфер трудовой деятельности (организация «трудовых проб»), через которую подросток приобретет социальный опыт и первичные профессиональные навыки. Общеизвестно, что для того, чтобы научиться чтото делать, и делать это эффективно, необходимо попробовать себя в этой деятельности. Таким образом, чтобы человек умел выбирать ответственно, он должен получить опыт выбора и «несения» ответственности за него.
Организация совместной трудовой и досуговой деятельности, предоставление возможностей для индивидуализации и самореализации (самопредъявления) всех участников временной занятости, проявляя свои профессиональные, творческие, интеллектуальные, организаторские способности.
Организация рефлексивного опосредования трудовой деятельности подростком. Практическое участие подростков в различных сферах трудовой деятельности, организуемых в трудовых отрядах, создаёт основу для рефлексивного опосредования его результатов.
Одним из важных внешних побуждений труда является материальное стимулирование. Получение определённых материальных благ для себя и семьи, зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей является важной побудительной причиной мотивации труда. При всём многообразии системы материального стимулирования обобщающим показателем, определяющим степень заинтересованности, является уровень оплаты труда [1]. Поэтому важным условием является организация работ, в результате выполнения которых подростки получают официальную заработную плату, чувствуя себя самостоятельными и независимыми.
Для исследования были сформированы две группы обследуемых:
1 группа – экспериментальная (всего 985 человек – 481 юноша, 454 девушки), подростки, имеющие опыт трудовой деятельности; 2 группа – контрольная (всего 149 человек – 8 юношей, 71 девушка); подростки, не имеющие опыта работы.
Для определения внутренней системы ценностей необходимо исследовать содержание (конкретные ценности) и иерархическую структуру ценностей подростка. Кроме этого, для нас первостепенным является определение места труда в структуре ценностей.
Относительно поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: методика «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича, видоизменённая исходя из наших задач, анкетный опрос.
Для определения иерархии ценностных ориентаций и отношения подростков к труду в методике «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича мы выделили для себя те группы ценностей, которые нам представляются важными для нашего исследования и провели обработку и интерпретацию полученных данных, объединённые в блоки по различным основаниям.
Проведённое теоретико-эмпирическое исследование показало, что деятельность, простроенная в трудовых отрядах, действительно влияет на отношение к труду, формируется понимание труда как ценности не только с финансовой точки зрения, так как ребята ощущают, что приносят реальную пользу обществу. Трудовое воспитание в трудовых отрядах Красноярского края способствует положительным изменениям в формировании ценностей труда в системе ценностных ориентаций подростков особенно в условиях современного общества, ориентированного на «потребление», основной особенностью которого является потеря ценности труда.
В результате проведённого эксперимента можно выделить несколько проявившихся позиций.
Беря во внимание результаты методики М. Рокича и результаты анкетного опроса, можно утверждать, что наметилась положительная динамика в осмыслении и отражении учащимися в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые в большей степени отражают сущностные характеристики трудовой сферы. Сравнивая ценности двух групп подростков, можно заключить, что у подростков, имеющих опыт трудовой деятельности, профессиональные ценности стоят превыше всех остальных ценностей, у подростков же, не имеющих опыт трудовой деятельности, явное преобладание личностных и социальных ценностей. Говоря о несоответствии ценностей и степени их реализации, заметим, что у подростков контрольной группы доминирующие ценности (личностные) в большей степени не реализованы, чем у другой группы, у которой доминирующие ценности (профессиональные) реализованы больше, чем остальные (личностные, социальные).
На основании данных анкет, в том числе и по нашим наблюдениям, можно утверждать, что к концу летнего трудового сезона у подростков, участвующих в трудовых объединениях, развиваются такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде, организаторские способности и исполнительская дисциплина, творчество и находчивость, умение находить нестандартные решения при возникновении непредвиденных проблем. Ребята говорили о терпении, трудолюбии, внимательности к вещам, аккуратности и ответственности.
Подростки, занимаясь общественно полезным трудом, приобрели такие первичные профессиональные навыки, как работа с документами, с детьми, работа библиотекаря, экскурсовода, рабочие, строительные навыки, навыки в медицине и т. д. Всё это позволило ребятам с лёгкостью справляться со своими трудовыми обязанностями. Соответственно, приобщаясь к трудовой деятельности, подростки лучше узнали содержание профессий и их требования к человеку, а следовательно, более осознанно смогут подойти к выбору будущей профессиональной деятельности. Позитивное влияние на деятельность подростков оказала работа над социальными проектами, реализуемыми в ходе трудовой деятельности. Это объясняется тем, что такого рода деятельность имеет исследовательский компонент, способствует осмыслению опыта, помогает систематизировать и точно выстраивать имеющуюся информацию.
Количественные и качественные изменения, произошедшие в процессе эксперимента, подтвердили, что трудовые ценностные ориентации, перешли в статус регуляторов поведения и деятельности подростков. Анализируя иерархию ценностей подростков, имеющих трудовой опыт в отрядах, важно отметить, что у подростков, включённых в трудовую деятельность, первостепенное значение имеют такие категории, как «работа, приносящая пользу окружающим», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Эти основные три категории ценностей, которые указывают респонденты, являются основополагающими в современном обществе. Но лидирующие позиции сохраняет лишь «работа». На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, ребята были непосредственно включены в трудовую деятельность на протяжении месяца (возможно не первый год), соответственно для подростков эта деятельность являлась актуальной в данный период жизни, во-вторых, сформировалось понятие труда в системе ценностных ориентаций подростков. В-третьих, вопрос о временности доминирования категории «работа» можно исключить тем, что респонденты также на первые ранги ставят такие понятия, как «свобода, самостоятельность», «материально обеспеченная жизнь» и «возможность для самореализации, проявления своих способностей». Мы выделили эти ценности в «активные ценности», сопутствующие ценностям профессионального самоопределения, формированию трудовых ценностных ориентаций. Т. е. наметилась положительная динамика в осмыслении и отражении подростками в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые, в большей степени отражают сущностные характеристики профессионально-трудовой сферы.
Категории «Общественное признание», «свобода, самостоятельность», «наличие хороших и верных друзей» занимают стабильные позиции на 5–6 рангах. Накопление объёма разных форм социально признаваемых дел приводит к развёртыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития [4]. Появление таких категорий, как «наличие хороших и верных друзей» и «общественное признание» среди актуальных ценностей вполне объяснимо особенностями подросткового возраста. Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Стремление детей найти своё место в обществе представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определённую роль в коллективе. Стремление проявиться в обществе ведёт к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, что формирует сознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти своё место в коллективе – выделиться, не быть заурядным, играть определённую роль в обществе [4].
Поэтому для нас является важным тот факт, чтобы подросток смог включиться в трудовое объединение именно сверстников, где он сможет реализовать главную потребность своего возрастного периода – найти своё место в обществе, быть «значимым» [2]. Д. И. Фельдштейн ведущей назвал деятельность общественнополезную (просоциальную). «В развёрнутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализуется самостоятельность», – писал он [4].
В списке инструментальных ценностей первые места заняли такие ценностисредства, как жизнерадостность, образованность, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), уважение к труду окружающих, независимость и твёрдая воля. Данное распределение ценностей объяснимо тем, что подростковый возраст – это период самоопределения, появляется понимание значимости дальнейшего образования, для того, чтобы быть профессионально реализованным и материально независимым человеком. Наименее ценными оказались качества: беззаботность, высокие запросы, исполнительность. Среди отмеченных инструментальных ценностей, на наш взгляд, важным является понимание необходимости трудолюбия, твёрдой воли и собственной независимости (11–14 %) в рамках качественной работы, чтобы стать профессионалом своего дела. На наш взгляд, важность этих качеств подростки осознали, работая в трудовых отрядах, этот же факт будет рассмотрен в анализе анкетных данных, где около 25 % опрошенных отмечают, что получили полезные профессиональные навыки: коммуникабельность, внимательность, трудолюбие, уверенность, умение работать с документами, физические навыки.
Практические результаты показали возможности организационного и содержательного функционирования трудовых отрядов, где у ребят происходит формирование личностной заинтересованности в трудовой деятельности, а следовательно и устойчивая мотивация к труду, т. к. в отрядах созданы условия для социальнозначимого труда, отдыха на рабочем месте, возможности для проявления своих творческих способностей, а также получения материальных благ, через которые ребёнок ощущает свои результаты труда.
Проведённое исследование подтверждает, что включение подростков в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового воспитания и обучения, позволяющей непосредственно участвовать в производственных отношениях, быть значимым и полезным обществу и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей. Что способствует развитию у подростков нравственного отношения к труду, пониманию своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, развитию гражданского сознания старшеклассников, умения приносить пользу себе и людям.
Литература
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
- Носко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 131 с.
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр Академия 2001. – 480 с.
- Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3735
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 643
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2