Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в условиях временной занятости

639

Аннотация

The experience of child’s labor unions of Krasnoyarsk region is described in the article, socially-¬pedagogical conditions are analyzed which provides possibility to prepare young people for labor activity in new economical conditions, forming labor value in the system of teenager's valuable orientations. Thus the relation to labor is shown in the faithful, responsible execution of the labor duties, development of the creativities in labor activity, recognition of the importance of the labor and labor results of others.

Общая информация

Ключевые слова: socialization, valuable orientations, leading activity, labor, labor unions of teenagers, labor education, socially-pedagogical conditions, motivation of labor, professional orientation work

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аринина О.А. Анализ изменений ценностных ориентаций подростков в условиях временной занятости // Социосфера. 2011. № 1. С. 37–41.

Полный текст

Обеспечение социального становления личности ребёнка является важ­ной задачей для любого государства. Особенно это значимо для нашего обще­ства, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут го­товы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего об­щества и в настоящее время, и в будущем. В современных условиях наблюдает­ся смещение ценностей в трудовом поведении поколений. Особенно восприим­чивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения воз­можностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов [3]. Современное общество постепенно становится всё более потребительским с развитой досуговой инфраструктурой. Это приводит к отсутствию уважения к собственному труду и труду других людей.

Поэтому подготовка школьников к трудовой жизни в условиях рынка требует выхода за рамки школьного учебного процесса, включения учащихся в активное преобразование окружающей социальной действительности, органи­зацию деятельности трудовых объединений школьников. Важнейшей формой его проявления должны стать социальная защита работающих детей и трудовое воспитание, которое заложит базовые представления у ребёнка о труде, его ро­ли для самореализации потенциальных способностей личности, взаимосвязи личности с другими членами общества и общественной жизнью.

В целях разрешения этих проблем в Красноярском крае агентством труда и занятости населения проводится работа по организации временной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. Ежегодно в трудовых отрядах работают более 26 тысяч подростков.

В процессе трудового воспитания у подростков формируется уважитель­ное отношение к труду, готовность выполнять работу с сознанием ответствен­ности за результаты труда, добросовестное и творческое отношение к решению трудовых задач. В связи с чем возрастает социальная значимость деятельности трудовых отрядов, направленных на создание условий для социализации ре­бёнка и как следствие формирование трудовых ценностных ориентаций в сис­теме ценностных ориентаций подростков. Деятельность трудовых отрядов яв­ляется важным фактором социализации ребёнка в производственные отноше­ния и является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать педагогические задачи трудового воспитания. При этом трудовые ценности мы понимаем как значимые социокультурные установки, направляющие активность старшеклассников на процесс осмысления, понимания и апробации основ трудо­вой деятельности.

Социально-­педагогические условия формирования ценности труда зависят от специфики среды трудовых отрядов, в которую он включён и особенностей раз­вития подросткового возраста. В ходе исследования нами были разработаны и практически опробованы следующие социально­-педагогические условия форми­рования ценностей труда в условиях временной занятости подростков.

Должны быть созданы условия для общественно полезной и одобряемой деятельности, где подросток сможет получить общественное признание, по­чувствовать себя «значимым» в сообществе сверстников и взрослых. Роль дея­тельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (зна­ния, умения, черты характера, способности и т. д.), но и мотивационно­-ценностную структуру.

Обеспечение вариативности сфер трудовой деятельности (организация «трудовых проб»), через которую подросток приобретет со­циальный опыт и первичные профессиональные навыки. Общеизвестно, что для того, чтобы научиться что­то делать, и делать это эффективно, необходимо попробовать себя в этой деятельности. Таким образом, чтобы человек умел вы­бирать ответственно, он должен получить опыт выбора и «несения» ответст­венности за него.

Организация совместной трудовой и досуговой деятельно­сти, предоставление возможностей для индивидуализации и са­мореализации (самопредъявления) всех участников временной за­нятости, проявляя свои профессиональные, творческие, интеллектуальные, организаторские способности.

Организация рефлексивного опосредования трудовой деятельности подростком. Практическое участие подростков в различных сферах трудовой деятельности, организуемых в трудовых отрядах, создаёт основу для рефлек­сивного опосредования его результатов.

Одним из важных внешних побуждений труда является материальное стимулирование. Получение определённых материальных благ для себя и се­мьи, зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных по­требностей является важной побудительной причиной мотивации труда. При всём многообразии системы материального стимулирования обобщающим по­казателем, определяющим степень заинтересованности, является уровень опла­ты труда [1]. Поэтому важным условием является организация работ, в ре­зультате выполнения которых подростки получают официальную зара­ботную плату, чувствуя себя самостоятельными и независимыми.

Для исследования были сформированы две группы обследуемых:

1 группа – экспериментальная (всего 985 человек – 481 юноша, 454 де­вушки), подростки, имеющие опыт трудовой деятельности; 2 группа – кон­трольная (всего 149 человек – 8 юношей, 71 девушка); подростки, не имеющие опыта работы.

Для определения внутренней системы ценностей необходимо исследовать содержание (конкретные ценности) и иерархическую структуру ценностей подростка. Кроме этого, для нас первостепенным является определение места труда в структуре ценностей.

Относительно поставленных задач были выбраны следующие методы ис­следования: методика «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича, видоиз­менённая исходя из наших задач, анкетный опрос.

Для определения иерархии ценностных ориентаций и отношения подро­стков к труду в методике «изучения ценностных ориентаций» М. Рокича мы выделили для себя те группы ценностей, которые нам представляются важны­ми для нашего исследования и провели обработку и интерпретацию получен­ных данных, объединённые в блоки по различным основаниям.

Проведённое теоретико-­эмпирическое исследование показало, что дея­тельность, простроенная в трудовых отрядах, действительно влияет на отноше­ние к труду, формируется понимание труда как ценности не только с финансо­вой точки зрения, так как ребята ощущают, что приносят реальную пользу об­ществу. Трудовое воспитание в трудовых отрядах Красноярского края способст­вует положительным изменениям в формировании ценностей труда в системе ценностных ориентаций подростков особенно в условиях современного общест­ва, ориентированного на «потребление», основной особенностью которого яв­ляется потеря ценности труда.

В результате проведённого эксперимента можно выделить несколько проявившихся позиций.

Беря во внимание результаты методики М. Рокича и результаты анкетно­го опроса, можно утверждать, что наметилась положительная динамика в ос­мыслении и отражении учащимися в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые в большей степени отражают сущностные характеристики трудовой сферы. Сравнивая ценности двух групп подростков, можно заклю­чить, что у подростков, имеющих опыт трудовой деятельности, профессиональ­ные ценности стоят превыше всех остальных ценностей, у подростков же, не имеющих опыт трудовой деятельности, явное преобладание личностных и со­циальных ценностей. Говоря о несоответствии ценностей и степени их реализа­ции, заметим, что у подростков контрольной группы доминирующие ценности (личностные) в большей степени не реализованы, чем у другой группы, у кото­рой доминирующие ценности (профессиональные) реализованы больше, чем остальные (личностные, социальные).

На основании данных анкет, в том числе и по нашим наблюдениям, можно утверждать, что к концу летнего трудового сезона у подростков, участ­вующих в трудовых объединениях, развиваются такие качества, как коммуни­кабельность, умение работать в команде, организаторские способности и ис­полнительская дисциплина, творчество и находчивость, умение находить не­стандартные решения при возникновении непредвиденных проблем. Ребята говорили о терпении, трудолюбии, внимательности к вещам, аккуратности и ответственности.

Подростки, занимаясь общественно полезным трудом, приобрели такие первичные профессиональные навыки, как работа с документами, с детьми, ра­бота библиотекаря, экскурсовода, рабочие, строительные навыки, навыки в ме­дицине и т. д. Всё это позволило ребятам с лёгкостью справляться со своими трудовыми обязанностями. Соответственно, приобщаясь к трудовой деятельно­сти, подростки лучше узнали содержание профессий и их требования к челове­ку, а следовательно, более осознанно смогут подойти к выбору будущей профес­сиональной деятельности. Позитивное влияние на деятельность подростков оказала работа над социальными проектами, реализуемыми в ходе трудовой деятельности. Это объясняется тем, что такого рода деятельность имеет иссле­довательский компонент, способствует осмыслению опыта, помогает система­тизировать и точно выстраивать имеющуюся информацию.

Количественные и качественные изменения, произошедшие в процессе эксперимента, подтвердили, что трудовые ценностные ориентации, перешли в статус регуляторов поведения и деятельности подростков. Анализируя иерар­хию ценностей подростков, имеющих трудовой опыт в отрядах, важно отметить, что у подростков, включённых в трудовую деятельность, первостепенное значе­ние имеют такие категории, как «работа, приносящая пользу окружающим», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Эти основные три категории ценно­стей, которые указывают респонденты, являются основополагающими в совре­менном обществе. Но лидирующие позиции сохраняет лишь «работа». На наш взгляд, это связано с тем, что, во-­первых, ребята были непосредственно вклю­чены в трудовую деятельность на протяжении месяца (возможно не первый год), соответственно для подростков эта деятельность являлась актуальной в данный период жизни, во­-вторых, сформировалось понятие труда в системе ценностных ориентаций подростков. В­-третьих, вопрос о временности домини­рования категории «работа» можно исключить тем, что респонденты также на первые ранги ставят такие понятия, как «свобода, самостоятельность», «мате­риально обеспеченная жизнь» и «возможность для самореализации, проявле­ния своих способностей». Мы выделили эти ценности в «активные ценности», сопутствующие ценностям профессионального самоопределения, формирова­нию трудовых ценностных ориентаций. Т. е. наметилась положительная дина­мика в осмыслении и отражении подростками в качестве доминантных тех ценностных ориентаций, которые, в большей степени отражают сущностные характеристики профессионально-­трудовой сферы.

Категории «Общественное признание», «свобода, самостоятельность», «наличие хороших и верных друзей» занимают стабильные позиции на 5–6 рангах. Накопление объёма разных форм социально признаваемых дел приво­дит к развёртыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовле­творяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, по­тенции которой достигают здесь максимального развития [4]. Появление таких категорий, как «наличие хороших и верных друзей» и «общественное призна­ние» среди актуальных ценностей вполне объяснимо особенностями подрост­кового возраста. Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Стремление детей найти своё место в обществе представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определённую роль в коллективе. Стремление проявиться в обществе ведёт к развитию социальной ответственности как возможности отве­чать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, что формирует сознательное отношение к другим лю­дям, к окружающему, потребность найти своё место в коллективе – выделиться, не быть заурядным, играть определённую роль в обществе [4].

Поэтому для нас является важным тот факт, чтобы подросток смог вклю­читься в трудовое объединение именно сверстников, где он сможет реализовать главную потребность своего возрастного периода – найти своё место в общест­ве, быть «значимым» [2]. Д. И. Фельдштейн ведущей назвал деятельность об­щественно­полезную (просоциальную). «В развёрнутой просоциальной дея­тельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в по­строении новых взаимоотношений со взрослыми, реализуется самостоятель­ность», – писал он [4].

В списке инструментальных ценностей первые места заняли такие цен­ности­средства, как жизнерадостность, образованность, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), уважение к труду окружающих, незави­симость и твёрдая воля. Данное распределение ценностей объяснимо тем, что подростковый возраст – это период самоопределения, появляется понимание значимости дальнейшего образования, для того, чтобы быть профессионально реализованным и материально независимым человеком. Наименее ценными оказались качества: беззаботность, высокие запросы, исполнительность. Среди отмеченных инструментальных ценностей, на наш взгляд, важным является понимание необходимости трудолюбия, твёрдой воли и собственной независи­мости (11–14 %) в рамках качественной работы, чтобы стать профессионалом своего дела. На наш взгляд, важность этих качеств подростки осознали, работая в трудовых отрядах, этот же факт будет рассмотрен в анализе анкетных данных, где около 25 % опрошенных отмечают, что получили полезные профессиональ­ные навыки: коммуникабельность, внимательность, трудолюбие, уверенность, умение работать с документами, физические навыки.

Практические результаты показали возможности организационного и содержательного функционирования трудовых отрядов, где у ребят происходит формирование личностной заинтересованности в трудовой деятельности, а следовательно и устойчивая мотивация к труду, т. к. в отрядах созданы условия для социально­значимого труда, отдыха на рабочем месте, возможности для проявления своих творческих способностей, а также получения материальных благ, через которые ребёнок ощущает свои результаты труда.

Проведённое исследование подтверждает, что включение подростков в ре­альный труд является наиболее прогрессивной формой трудового воспитания и обучения, позволяющей непосредственно участвовать в производственных отно­шениях, быть значимым и полезным обществу и зарабатывать средства для удов­летворения личных потребностей. Что способствует развитию у подростков нрав­ственного отношения к труду, пониманию своего общественного долга, полезно­сти, необходимости трудиться, развитию гражданского сознания старшеклассни­ков, умения приносить пользу себе и людям.

Литература

  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
  2. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – Влади­восток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 131 с.
  3. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр Академия 2001. – 480 с.
  4. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2­е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Информация об авторах

Аринина О.А., Учреждение РАО «Институт социальной педагогики», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3726
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 639
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0