Социосфера
2011. № 1. С. 83–85
ISSN: 2078-7081
Участие представителей турецкой диаспоры Германии в исламских организациях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Islam, adaptation, Turkey, Germany, immigration, Gastarbeiter
Рубрика издания: История
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Слободенюк В.В. Участие представителей турецкой диаспоры Германии в исламских организациях // Социосфера. 2011. № 1. С. 83–85.
Полный текст
Сегодня турецкие жители являются неотъемлемым элементом немецкого социума. Они занимают важную роль в политике, экономике, культуре. Однако данная диаспора несет ряд проблем, связанных прежде всего, с процессом интеграции. Представители уже четвертого поколения немецких турок все еще не оторвались от своих национальных корней, составляя в Германии некую обособленную общность.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень интеграции мигрантов в Германии, является религия. Духовные ценности турок и принимающего общества совершенно различны, происходит столкновение взглядов двух конфессий – ислама и христианства. Данная проблема актуальна не только для изучаемых народов, она рассматривалась с точки зрения столкновения цивилизаций в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона [8]. Многие исследователи уделяют внимание межцивилизационным различиям. При этом абсолютное большинство исследователей сходятся в том, что основные цивилизационные трения возникают между христианством и исламом, а точнее, между Западом и исламским миром.
Сегодня многие исследователи говорят об угрозе ислама, иногда рисуя очень трагическое будущее Европы [9]. Некоторые европейско-мусульманские интеллектуалы проповедуют идею «евроислама» [10]. Немецкая исследовательница Дж. Герлах предлагает термин «попислам» [11], применяя его к современной мусульманской молодежи, которая сочетает в себе как семейные традиции Востока, так и культурные обычаи и атрибуты глобализированной поп-культуры Запада. Для Германии сегодня уместно также говорить о стихийном, так называемом «иммигрантском исламе» [7], не имеющем четкой продуманной структуры. Этот факт осложняет взаимодействие правительства Германии с мусульманским сообществом. Государству было бы легче вести диалог с неким единым представительным органом, выражающим интересы мусульманской общины страны. Поскольку старейшей и самой значительной по величине является турецкая диаспора, она лучше организована.
Наиболее серьёзной по численности организацией турецких суннитов является Турецко-исламский союз во имя религии (DITIB) [1]. Он был основан в 1984 г. в Кельне при содействии государственного ведомства по делам религий Турции. В объединение входит около 870 мечетей и около 220 тыс. членов. Союз поддерживает очень тесную связь с Турцией, за это часто подвергается критике.
Более радикальным является основанное в 1976 г. в Кельне исламское сообщество «Милли Герюш» (Milli Görüs) [2]. Оно обладает разветвленной структурой по всей Европе, в Германии у него 16 региональных отделений. В 1984 г. от данного сообщества откололось радикальное крыло – Союз исламских объединений и общин, группировавшееся вокруг Гемалеттина Каплана. В 2002 г. оно было запрещено германскими властями.
Немаловажную роль турки играют в Центральном совете мусульман Германии (ZMD) [3], основанном в 1994 г. Совет ведет культурный и межрелигиозный диалог на благо исламского сообщества и общества в целом. Ядро организации составили как крупные турецко-исламские союзы, так и исламские центры в Гамбурге, Ахене, Мюнхене.
Способствует культурному диалогу между турецким и немецким населением и Союз турецко-исламских культурных объединений (ATIB) [4] – головная организация турецких культурных организаций, объединившихся в Кельне в 1987 г. На территории Германии также действует Союз исламских культурных центров (VIKZ) [5], старейший турецко-исламский культурный союз, основанный в 1973 г. Представители этих двух организаций составляют интеллектуальную элиту турецкой диаспоры в Германии.
Представленные объединения являются наиболее значительными в Германии. Однако существует ряд организаций, занимающихся отдельными аспектами взаимодействия турецкого и немецкого населения. Это, например, «Инициатива за ислам и диалог», исламское сообщество «Яамаатуннур», Европейская федерация турецких демократических союзов идеалистов и др. Есть также организации, ведущие свою деятельность в отдельных регионах Германии – Немецко-мусульманская лига Бонна, Немецко-мусульманская лига Гамбурга [6] и др.
Мусульманские организации в силу политических различий на религиозной почве не всегда положительно относятся друг к другу. Однако их общая цель – улучшение жизни мусульманского населения в принимающем обществе, защита прав и свобод мусульман. На примере турецкого населения в Германии можно отметить, что сделано очень многое. Сейчас в немецких бассейнах есть женские дни для мусульманок, причем залы для купания в это время драпируются плотными занавесками, чтобы избежать посторонних. Со многих больниц и школ убраны кресты, на заводах и в общественных учреждениях появились комнаты для намаза, вопрос разрешения общественным служащим на ношение платка решается в судах. Весьма значительных результатов достигли религиозные проповедники и в области образования. Родители школьниковмусульман избавляют своих дочерей от школьных походов с ночевкой и совместных спортивных занятий с юношами, ведутся дискуссии о преподавании ислама в немецких школах.
Литература
- Интернет-ресурс. URL: http://www.diyanet.org.de/startseite/index.php.
- Интернет-ресурс. URL:http://www.igmg.de.
- Интернет-ресурс. URL:http://www.atib.org/deutsch.
- Интернет-ресурс. URL:http://www.vikz.de.
- Интернет-ресурс. URL:http://www.zentralrat.de.
- Нечитайло Д. А. Ислам в Германии// Ближний Восток и современность. – М., 2007. – Вып. 31. – С. 112.
- Погорельская С. В. Мусульмане в Германии: специфика интеграции // Актуальные проблемы Европы=Urgent problems of Europe. Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / ИНИОН РАН. – М., 2008. – № 1. – С. 148.
- Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. – М., 2003; Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993; Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. – № 1.
- Федоров В.П. Крушение Европы? (Один из возможных сценариев будущего). – М.: ИЕРАН, 2005. – 48 с.
- Gerlach J. Zwischen Pop und Dschihad. Muslimische Jugendliche in Deutschland. – Ch. Links Verlag, 2006.
- Tibi B. EuroIslam oder GhettoIslam // Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 1992. – 7 Dezember.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2223
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 546
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1