Процесс восприятия в малой изолированной группе

866

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые социально-психологические проблемы малой изолированной группы и феномен изоляции как многогранное явление, отличительные черты которого связаны с особенностями межличностных отношений, развивающихся в малой группе. Исследовательский интерес сконцентрирован на проблеме перцептивных процессов в малой изолированной группе. Рассмотрен процесс восприятия членом такой группы окружающей его действительности (изоляции, экстремальных условий жизни, суровых природных условий среды пребывания); процесс восприятия субъектом малой изолированной группы, членом которой он является; процесс восприятия членом малой группы себя в условиях окружающей реальности. Выявлены особенности процесса восприятия, касающиеся профессиональной и эмоциональной сфер взаимодействия, а также особенности самовосприятия членов малой изолированной группы.

Общая информация

Ключевые слова: малая группа, внешняя изоляция, чувство внутренней изоляции, перцептивный процесс

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Захарычева М.А. Процесс восприятия в малой изолированной группе // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 1. С. 88–99.

Полный текст

Введение в проблематику исследования

В настоящее время большое количество исследований посвящено проблеме малой группы, пребывающей продолжительный период времени в условиях изоляции. Изолированная группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, однако развитие такой группы обусловлено полной изоляцией от внешней среды [1]. Примером таких групп являются экипажи подводных лодок, космонавты, моряки дальнего плавания, научно-исследовательские коллективы, длительное время находящиеся в экспедиционных условиях. Данные группы отличаются от других условиями пребывания, а именно изоляцией, которая обусловливает профессиональное и межличностное взаимодействие членов научно-исследовательского экипажа.

В этой статье мы попробуем рассмотреть проблему изоляции с достаточно новой стороны, которая ранее практически не затрагивалась исследователями. Большинство исследований, посвященных изучению малой изолированной группы, проводятся «pre» («до») и «post» («после») изоляции [9]. Исследователи чаще всего сравнивают данные, полученные до изоляции и после изоляции. Однако отличительная особенность нашего исследования заключается в том, что оно было проведено во время изоляции. Членам малой изолированной группы были предложены методики для заполнения посредствам интернета. Взаимодействие с малой группой в момент ее пребывания в условиях изоляции позволяло выявить, как феномен изоляции связан с восприятием субъектом окружающей действительности, экстремальных условий, межличностных отношений, развивающихся в малой группе, а также с восприятием членом группы самого себя.

Изоляция — это сложный, многокомпонентный феномен. Рассмотрим феномен изоляции, выделив три блока параметров, характеризующих это явление: природные условия, пространственные и социальные характеристики.

Один из смысловых блоков, отражающих характерные для изоляции особенности, связан с описанием природных условий. Природные особенности влияют на профессиональную и межличностную сферы взаимодействия членов изолированной группы. В профессиональной деятельности изолированные субъекты могут совершать ошибки, не выполнять поставленные задачи в срок. Природные условия могут быть связаны с преобладанием негативной психологической атмосферы в изолированной группе, могут возникать ссоры, конфликты.

Отличительными особенностями природных условий в период зимовки научно-исследовательского экипажа являются температура, продолжительность светового дня, давление и территориальное местоположение, однообразие окружающей действительности.

Сложные условия, в которых находится малая изолированная группа, связаны с психоэмоциональным состоянием членов экипажа. Влияние условий окружающей среды на членов коллектива зимовщиков могут выражаться в разнообразных психосоматических эффектах: головная боль, проблемы с внутренними органами (сердцем, желудком). У изолированных субъектов могут возникать проблемы со сном, частая и быстрая смена настроения, гипоксия, апатия.

Второй смысловой блок, характеризующий изоляцию, связан с пространственными особенностями. Говоря о пространственном аспекте изоляции, подразумевают отсутствие возможности у индивидов сменить условия пребывания. Субъекты, находящиеся в условиях изоляции, испытывают потребность сформировать «Gultural meaning» (культурный смысл) среды пребывания, ранее незнакомой им. Таким образом, изоляция, в частности ее пространственный аспект, выступает значимой преградой для успешной адаптации членов экипажа.

В результате длительной изоляции у членов экипажа могут нарушаться когнитивные функции, возникать проблемы с памятью (в крайних случаях — амнезия). Кроме того, у членов малой изолированной группы возможны нарушения восприятия окружающей действительности, а также самовосприятия. Длительная изоляция нередко порождает у индивидов ложное представление о самих себе и о явлениях, происходящих в окружающем мире. Пребывание в условиях изоляции отражается также на аффективной сфере субъектов. Нередко индивиды чувствуют себя утомленными, истощенными, у них возникает плохое настроение, которое впоследствии может перерасти в депрессию.

Третий смысловой блок связан с проблемами межличностного взаимодействия, возникающими в условиях изоляции. Находясь в изоляции, индивиды испытывают сильную потребность в общении, а также в эмоциональном контакте. Вследствие ограничения пространства у субъектов, пребывающих в условиях изоляции, могут возникать трудности при взаимодействии с другими членами малой группы. Складывающиеся затруднения могут касаться как профессиональной, так и межличностной сфер жизнедеятельности группы. Кроме того, в результате пространственной изолированности у субъекта наблюдается недостаток социальных контактов. Индивид лишен возможности установления новых социальных связей, он взаимодействует лишь с окружающими его людьми.

Таким образом, изоляция — это феномен, который затрагивает разные аспекты жизнедеятельности малой изолированной группы в целом и каждого отдельного субъекта.

После того как мы рассмотрели феномен изоляции, перейдем к анализу перцептивных процессов в малой группе, пребывающей в условиях изоляции.

В структуре перцептивного процесса можно выделить четыре составляющих переменных: субъект восприятия, объект восприятия, процесс восприятия и результат этого процесса — сформированный образ. Субъектом восприятия выступает каждый член экипажа, пребывающий в экстремальных условиях. Можно выделить несколько объектов восприятия: малую изолированную группу, членом которой является субъект восприятия, окружающую его реальность (изоляцию, экстремальные природные условия). В то же время объектом восприятия является и сам субъект восприятия, он воспринимает себя как члена изолированной группы. Таким образом, объект восприятия сложен и многогранен. Сформированный образ является «результатом» социально-перцептивного процесса, в дальнейшем он функционирует во всей системе взаимоотношений людей. Кроме того, следует отметить, что сформированные образы группы членства субъекта, окружающих его условий, а также самого индивида в системе сложившейся реальности значимее, чем сами объекты восприятия [1]. Процесс социального восприятия обусловлен несколькими факторами. В качестве детерминант перцептивного процесса можно назвать следующие.

•    Социальная ситуация — контекст изоляции. Изоляция от реального мира, привычного для субъектов окружения, является детерминантой процесса восприятия. Целостный образ восприятия субъекта не может быть сформирован без учета специфики отношений индивида с окружающей его средой. Среда, в данном случае изоляция как среда, включена в жизнедеятельность человека и является важным фактором регуляции его поведения.

•   Внутренняя среда каждого отдельного индивида. Внутренняя среда каждого члена малой изолированной группы — это его субъективные представления о характеристике «жизненной среды» в целом.

•   Совместная, групповая деятельность . В условиях изоляции групповая деятельность касается как инструментальной, так и эмоциональной сфер, ведь отсутствует строгое разделение профессиональной и «бытовой» сфер взаимодействия.

В данной работе исследовательский интерес сконцентрирован на субъекте восприятия и перцептивных процессах, разворачивающихся внутри малой изолированной группы. В связи с этим обозначим механизмы идентификации и рефлексии.

Механизм идентификации — это отождествление себя с другими. Следует подчеркнуть значимость механизма «сочувственной идентификации». Для членов научно-исследовательского экипажа, пребывающих примерно в одинаковых условиях (изоляции, экстремальных условиях), характерна «сочувственная идентификация». Ситуация, в которой пребывает вся группа, не столько «продумывается» субъектом, сколько «про- чувствуется» им.

Еще одним механизмом, занимающим особое место при анализе восприятия членов малой группы, является рефлексия, осознание членами экипажа того, как они воспринимаются окружающими другими. Это уже не просто знание или понимание другого человека, это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений субъектов и окружающих их других, воспроизведение внутреннего мира другого субъекта, в данном случае целой малой изолированной группы. При взаимодействии конкретного человека и всей малой изолированной группы можно выделить несколько ракурсов восприятия со стороны конкретного члена такой группы. Выделим следующие ракурсы: 1) член малой изолированной группы, каким он является изначально; 2) член изолированной группы, каким он воспринимает сам себя; 3) член малой изолированной группы, каким, по его мнению, его воспринимает группа. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на особенностях среды пребывания малой группы и выявить особенности восприятия членом группы окружающей его действительности. Резюмируя вышесказанное, можно выделить три аспекта процесса восприятия.

•   Восприятие членом малой изолированной группы окружающей его действительности: изоляции, экстремальных условий жизни, суровых природных условий среды пребывания.

•    Восприятие субъектом малой изолированной группы, членом которой он является.

• Восприятие членом малой группы себя в условиях окружающей реальности (в условиях изоляции и в качестве члена малой группы).

Таким образом, чтобы получить многогранный и целостный образ как результат перцепции, необходимо рассмотреть процесс социального восприятия субъектом окружающей его действительности с разных сторон.

Цель, гипотеза, методическое обеспечение, выборка

Цель нашего исследования — выявить, как пребывание в условиях изоляции связано с восприятием членами малой изолированной группы межличностных отношений, с восприятием членов этой группы и с самовосприятием.

В рамках исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой пребывание членов малой группы в условиях внешней изоляции связано с возникновением у них чувства внутренней изоляции.

В исследовании были использованы качественные методы, что позволило вскрыть глубинные структуры, определяющие восприятие субъекта в условиях изоляции. Пребывая в экстремальных условиях, каждый член малой изолированной группы по-своему воспринимает окружающую его действительность, следовательно, качественные методы позволяют исследовать, как каждый изолированный субъект конструирует реальность. Качественные методы предоставляют возможность проникнуть в трудно- объективируемые личностные и групповые особенности, которые невозможно оценить количественно. Это позволяет раскрыть видение человеком себя и окружающей его действительности, что и является целью данного исследования. С помощью качественных методов возможно изучение особенностей восприятия изоляции членами малой группы и их самовосприятия в экстремальных условиях.

Для исследования малой изолированной группы было выбрано следующее сочетание методик: методика З. Ду- каревич «Несуществующее животное»; методика Дж. Бук «Дом-Дерево-Чело- век»; модифицированный тест цветовых отношений А. М. Эткинда; методика Т. Лири для исследования представлений человека о себе и о других. Сочетание данных методик позволило более полно и глубоко проанализировать особенности восприятия членами малой изолированной группы окружающей их действительности, специфику межличностных отношений в группе, особенности самовосприятия в экстремальных условиях существования.

В исследовании приняла участие малая группа, пребывающая в условиях изоляции на научно-исследовательской станции в течение трех месяцев (март — май 2010 г.). Эта группа состояла из 19 человек в возрасте от 25 до 47 лет. Среди них было 16 мужчин и 3 женщины. Испытуемые — граждане Великобритании. Отметим, что поиск малой изолированной группы и взаимодействие с ней осуществлялись с помощью ресурсов интернета.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты данного исследования продемонстрировали, что члены малой изолированной группы по-разному воспринимают межличностные отношения. С одной стороны, респонденты воспринимают межличностные отношения негативно . На основе информации, полученной в ходе первичного анализа обработки информации, можно отметить следующее.

•   Наличие конфликтов, вербальной агрессии, отсутствие заинтересованности у субъектов в установлении контактов. На это указывают изображение зубов, когтей, а также отсутствие изображения ушей, глаз, других органов чувств у «несуществующего животного». Кроме того, респонденты в большинстве случаев изобразили человека из палочек в композиции ДДЧ, в то же время человек изображен без одежды, что говорит также о наличии проблем в сфере межличностных отношений.

•   Наличие проблем в сексуальной сфере. Об этом свидетельствует тот факт, что на многих изображениях несуществующего животного изображены половые органы, вымя, грудь и т. д.

•   Изоляция воспринимается респондентами как фактор, который ограничивает возможности реализовать свой потенциал, раскрыться. Следовательно, респонденты хотят сменить обстановку, покинуть изолированную среду обитания. На это указывают изображения транспортных средств (автомобилей, ракет, автобусов и т. д.). В большинстве случаев на рисунке изображена длинная дорожка, ведущая к дому (что указывает на стремление респондента к одиночеству), изображения экзотических деревьев, например, пальм (что говорит о потребности в новых впечатлениях и приключениях).

• Респонденты воспринимают изолированную группу как группу, в которой они не могут удовлетворить свою потребность в эмоциональной поддержке и испытывают внутреннее напряжение в результате нежелательного вторжения в их личное пространство окружающих других. Об этом можно судить по изображению забора, выступающего своеобразной защитой от вторжения в личное пространство членов экипажа.

Данные трудности свидетельствуют о негативном восприятии респондентами межличностных отношений.

С другой стороны, респонденты воспринимают межличностные отношения в группе положительно.

Среди членов малой изолированной группы можно выделить людей, которые воспринимают межличностные отношения как спокойные, умиротворенные. На это указывает закругленная форма линий рисунков, плавные переходы между элементами рисунка. Кроме того, изображение такого дерева, как яблоня, также означает, что часть респондентов воспринимают межличностные отношения не напряженными, а спокойными и умиротворенными. Респонденты воспринимают малую изолированную группу как группу, члены которой способны оказать им поддержку, помощь. На это указывают изображения длинных корней деревьев, мощных задних конечностей у животных, ног у человека, что говорит о наличии у респондентов поддержки, опоры.

Ряд представителей малой изолированной группы стремятся быть в центре внимания других членов экипажа, пытаются заявить о себе. Так, изображение открытой двери в доме свидетельствует об открытости респондентов, их доступности в установлении контактов. Субъекты открыто проявляют свои эмоции, чувства, желания. Кроме того, изображения животного с открытым или приоткрытым ртом говорит о наличии у респондента стремления быть в центре внимания окружающих других. На желание респондентов привлечь к себе внимание других указывает также изображение крыльев, дополнительных украшений.

Об амбивалентном восприятии членами экипажа межличностных отношений в группе говорят также данные, полученные в результате обработки методики модифицированного теста цветовых отношений А. Эткинда. Представители малой изолированной группы по- разному воспринимают эмоциональную сферу. Наиболее популярными цветами, ассоциирующимися у респондентов с анализируемой сферой взаимодействия, являются красный и фиолетовый. Красный цвет символизирует агрессивность, активность, напористость. Можно предположить, что многие члены малой группы проявляют агрессию в межличностном взаимодействии. Фиолетовый цвет представляет собой сочетание синего и красного, он символизирует спокойствие, грусть, апатию [2]. Таким образом, можно выделить две подгруппы респондентов, по-разному воспринимающих эмоциональную сферу взаимодействия:

1)     подгруппа субъектов, воспринимающая межличностные отношения как напряженные, как транслирующие агрессию и опасность;

2)     группа субъектов, воспринимающая межличностные отношения как спокойные, умиротворенные, не вызывающие ярких эмоций.

Таким образом, на основе описанных результатов можно утверждать, что члены малой изолированной группы воспринимают межличностные отношения амбивалентно.

Однако информация, полученная в результате первичного анализа данных по методике Т. Лири, свидетельствует, что представители малой изолированной группы положительно воспринимают межличностные отношения. Согласно полученным результатам, респонденты воспринимают окружающих других как дружелюбных, отзывчивых людей. При восприятии окружающих других респонденты минимизируют такие качества, как упрямство, негативизм. Таким образом, на основе результатов, полученных по методике Лири, можно сделать вывод, что члены малой изолированной группы положительно воспринимают межличностные отношения в ней. Однако результаты, полученные при обработке методики Т. Лири, противоречат результатам других методик. По-види- мому, данное обстоятельство может свидетельствовать о следующем.

• О неискренности респондентов в ситуации исследования (о том, что субъекты давали социально желательные ответы).

•    О внутренней противоречивости членов экипажа (при восприятии окружающих других преобладают положительно окрашенные оценки, но при восприятии межличностных отношений с другими членами изолированной группы преобладают негативные оценки, согласно другим методикам).

•    О том, что респонденты не могут объективно воспринимать себя в контексте малой изолированной группы.

Итак, восприятие представителями изолированной группы межличностных отношений амбивалентно: возможны как позитивно, так и негативно окрашенные оценки восприятия друг друга.

Кроме того, подчеркнем, что существует связь между негативным восприятием членами малой изолированной группы друг друга и наличием у них неудовлетворенной потребности в эмоциональном контакте.

Как ранее уже было описано, часть представителей экипажа воспринимают межличностные отношения в изолированной группе негативно. Такие члены экипажа воспринимают межличностные отношения в группе как напряженные, транслирующие опасность, агрессию, отрицательные эмоции. Межличностные отношения эти респонденты воспринимают как то, что ограничивает реализацию их способностей, препятствует удовлетворению их желаний и потребностей.

На основе данных, полученных в результате обработки анализируемого материала, можно сказать, что большинство представителей изолированной группы испытывают неудовлетворенную потребность в эмоциональном контакте, в частности потребности в защите, тепле, поддержке. Например, на это указывает распространенное изображение ели на рисунках. Кроме того, респонденты изображали преимущественно конечности животного, направленные вовне, что говорит о том, что члены малой изолированной группы испытывают потребность в общении, хотят взаимодействовать с другими людьми. Представители экипажа воспринимают себя изолированными как от внешнего мира, так и от окружающих их субъектов в рамках группы. Многие члены экипажа считают себя пассивными, замкнутыми, не активными. Об этом свидетельствует изображение «несуществующего животного» машинообразным, сконструированным из геометрических фигур. Некоторые индивиды ощущают себя малозначимыми, может быть, даже отверженными, на это указывает тот факт, что они изобразили тело животного маленьким, пытаясь сделать его незаметным для других. В то же время респонденты скрытны, подозрительны по отношению к окружающим, они не находят ожидаемого понимания и поддержки у других членов экипажа. На это указывают изображение глаз «несуществующего животного» или глаз в форме точек, а также отсутствие рта, ушей, других органов чувств.

Таким образом, члены изолированной группы испытывают сильную потребность в общении и поддержке. На это указывает наличие в работах респондентов изображения человекообразного животного, а также маленького, сконструированного из палочек человека в композиции ДДЧ.

В то же время подчеркнем, что респонденты пытаются удовлетворить свои потребности в профессиональной деятельности. При восприятии профессиональной сферы взаимодействия у большинства членов малой изолированной группы преобладают положительно окрашенные оценки. Таким образом, респонденты стремятся удовлетворить свои потребности в любви, тепле, защите, поддержке в профессиональной деятельности, которая преимущественно связана с интеллектуальным трудом. На это указывают данные, полученные в результате обработки материала проективных методик: респонденты изображают крупную голову как у животного, так и у человека в композиции ДДЧ. Это подчеркивает, что члены экипажа придают большое значение интеллектуальной деятельности. В то же время большая голова и наличие крыльев у «несуществующего животного» указывают, что одним из основных источников удовлетворения потребностей является фантазия.

Кроме проективных методик данные модифицированного теста цветовых отношений А. Эткинда свидетельствуют о положительном восприятии членами экипажа профессиональной сферы взаимоотношений. Преимущественно зеленый и синий цвета ассоциируются у респондентов с профессиональной сферой взаимодействия. Эти цвета символизируют настойчивость, уверенность в своих силах, упрямство. Кроме того, зеленый цвет означает заинтересованность респондентов в определенной деятельности (основным родом деятельности в условиях изоляции выступает профессиональная деятельность). Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность [2]. Выбор данных цветов многими представителями малой изолированной группы указывает на их положительное отношение к работе.

Итак, существует связь между негативным восприятием членами малой изолированной группы друг друга и наличием у них неудовлетворенной потребности в эмоциональном контакте. Представители малой изолированной группы пытаются удовлетворить потребность в эмоциональном контакте главным образом в интеллектуальной деятельности, в фантазировании.

На основе полученных результатов можно заключить, что существует связь между ограниченностью взаимодействия членов малой изолированной группы и возникновением у них чувства внутренней изоляции.

Первичный анализ данных позволяет сделать вывод, что у респондентов ярко выражено стремление к внутренней изоляции. Представители малой изолированной группы испытывают потребность в ограничении контактов, смене среды обитания, раздражающей их обстановки. Данные потребности связаны с местоположением членов группы, их пребыванием в экстремальных условиях изоляции. При этом происходит пересечение рабочей и «бытовой» сфер взаимодействия, окружающая обстановка однообразна, круг общения узок, отсутствуют новые межличностные контакты.

Большинство респондентов воспринимают малую изолированную группу как группу, где они не могут удовлетворить свои потребности в эмоциональной поддержке, защите от нежелательного вторжения в их личное пространство.

Таким образом, возникновение чувства внутренней изоляции, одиночества, потребности в ограничении взаимодействия с окружающими другими возникает в связи особенностями среды пребывания субъектов. Отличительные особенности условий пребывания в изоляции связаны с зарождением и развитием чувства внутренней изоляции у членов научно-исследовательского экипажа. Как следствие, члены группы могут вести себя недоступно, закрыто от окружающих, воспринимать себя отчужденными и малозначимыми в экипаже.

В связи с ограничением межгруппово­го взаимодействия внутригрупповым члены научно-исследовательского экипажа считают, что в изолированной группе они не могут удовлетворить потребности в любви, тепле, семейном очаге, поддержке, защите. Кроме того, респонденты малой изолированной группы ощущают отгороженность от внешнего мира из-за долговременного пребывания в изоляции. Они ощущают невозможность реализовать себя полностью по причине давления со стороны окружающей среды и других членов группы. В состоянии внутреннего напряжения они испытывают потребность освободиться от давления со стороны окружающей действительности. Кроме того, из-за длительного пребывания в изолированных условиях респонденты испытывают неудовлетворенную потребность в новых впечатлениях, приключениях, а также в смене окружающей обстановки.

Находясь в течение долгого времени в услових изоляции, члены научно-исследовательского экипажа воспринимают изолированную группу как группу, где они не могут удовлетворить свою потребность в общении. Многие субъекты воспринимают межличностные отношения негативно в связи с наличием конфликтов, недопониманием, агрессией, отсутствием заинтересованности во мнении других членов экипажа. Как следствие, респонденты скрытны, подозрительны, недоверчивы, а также могут проявлять агрессию. Представители малой изолированной группы воспринимают «внешний», реальный (неизолирован­ный) мир как источник удовлетворения своих потребностей в тепле, защите, любви, общении, в новых впечатлениях. Члены экипажа не воспринимают малую изолированную группу как источник удовлетворения своих потребностей, отчего у респондентов возникает чувство внутренней изоляции.

На основе полученных результатов можно сказать, что существует связь между продолжительным пребыванием малой группы в условиях изоляции и возникновением у членов группы чувства внутренней изоляции, одиночества. Однако подчеркнем, что чувство внутренней изоляции характерно не для всех членов научно-исследовательского экипажа. Следовательно, это не является ярко выраженной чертой малой изолированной группы. Переживание чувства одиночества свойственно определенной подгруппе респондентов. Таким образом, полученные результаты подчеркивают специфику перцептивных процессов, разворачивающихся в конкретной изолированной группе.

Выводы

1.    Существует связь между продолжительным пребыванием малой группы в условиях изоляции и переживанием членами этой группы чувства внутренней изоляции, одиночества. Однако возникновение чувства присуще части представителей изолированной группы. Чувство внутренней изоляции свойственно респондентам, которые считают, что в малой изолированной группе они не могут удовлетворить свои потребности в защите, поддержке и тепле.

2.    Большая часть представителей малой изолированной группы воспринимают профессиональную деятельность положительно. Профессиональная деятельность, связанная с интеллектуальным трудом, выступает одним из источников удовлетворения личностных потребностей членов экипажа. Личностная сфера взаимодействия воспринимается респондентами амбивалентно. Некоторые респонденты воспринимают межличностные отношения как сферу взаимодействия, где они могут проявить себя как активные, открытые субъекты. Другие представители малой изолированной группы воспринимают эмоциональную сферу взаимодействия в группе негативно. Потребности респондентов в поддержке, тепле, заботе не удовлетворены.

3.    Данное исследование было поисковым, полученные результаты являются неполными и требующими в дальнейшем проведения дополнительных исследований. В связи с этим планируется ввести контрольную группу — научно­исследовательский коллектив, члены которого взаимодействуют в реальных условиях. Введение контрольной группы позволит сравнить данные, полученные при исследовании малой изолированной группы и группы, взаимодействующей в реальной жизни, и позволит выделить специфические особенности изолированной группы, отличающие ее от других сообществ.

 

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001.
  2. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. М., 2008.
  3. Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1969.
  4. Семенова З. Ф., Семенова С. В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек». М., 2007.
  5. Cуркова Е. Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. М., 2008.
  6. 6. Хрящева Н. Ю. Психологическая характеристика условий жизни и работы на антарктических станциях // Экспериментальная и прикладная психология. 1977. Вып. 8.
  7. Kobasa S. C. Stressful life events, personality, and health: an inquiry into hardiness //Journ. of Personality and Social Psychology. 1979. № 37.
  8. Natani K., Shurley J. T. Sociopsychological aspects of a winter vigil at South Pole station // Gunderson, E. K. E., Human Adaptability to Antarctic Conditions. Washington,1994.
  9. Oliver D. Psychological effects of isolation and confinement of a winter)over group at McMurdo Station, Antarctica // Harrison A. A., Clearwater Y. A., McKay C. P. From Antarctica to Outer Space: Life in Isolation and Confinement. N. Y., 1991.

Информация об авторах

Захарычева Мария А., студентка факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: maria_zakharycheva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2681
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 866
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1