Формирование малых групп подростков – в руках самого педагога

459

Аннотация

В статье описываются основные практические шаги, которые должен сделать педагог (учитель, классный руководитель, педагог-психолог, вожатый), получивший под свое начало только что собранную группу детей, чтобы направить ее развитие в позитивном направлении, пресечь — в негативном и при этом сразу завоевать личный непререкаемый авторитет.

Общая информация

Ключевые слова: малая группа, управление группой, групповой статус, лидерство, формирование коллектива

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пономарева Г.М. Формирование малых групп подростков – в руках самого педагога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 97–103. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Ponomareva (дата обращения: 03.10.2024)

Полный текст

Актуальна ли для вас, уважаемый педагог, проблема управления малой группой? Были ли вы в ситуации, когда подростки в загородном лагере или в классе, куда вас назначили новым классным руководителем, ставили вас в тупик своим «трудным групповым поведением»? Задумывались ли вы над вопросом «Как создать детский коллектив, способный к саморазвитию?».

Хотелось бы подчеркнуть, что для педагога очень важно при формировании детского коллектива создать адекватную воспитательным целям ситуацию, когда подростки самоорганизуются в отдельные малые группы, для того чтобы впоследствии был бы создан сплоченный коллектив, в котором групповые цели развития не мешают развитию каждой отдельной личности.

Ошибаются те учителя, которые пускают на самотек процесс формирования малых групп, поскольку:

— всего одного часа хватит, чтобы статусы и роли в подростковой группе были распределены с позиции силы — моральной и физической — и группа приобрела асоциальный характер развития;

— всего одного дня хватит для того, чтобы подростки выстроили схему будущей группы по собственному сценарию, не всегда совпадающему с замыслом педагога;

— всего одной недели будет достаточно, чтобы малая группа подростков начала диктовать свою идеологию взаимоотношений сверстникам, превращая малую деструктивную группу (свою) в большой неуправляемый коллектив.

Я намеренно акцентировала внимание педагога на деструктивной линии развития малой группы, потому что, увы, это довольно частое явление. И оно вполне объяснимо: дети и подростки в силу своего возраста пока не полностью социализированы в обществе, и нравственные законы построения взаимоотношений между людьми проигрывают перед законами физиологическими (условно говоря, «законами стаи»).

Чтобы не сделать ошибки, нужно еще до знакомства с новой группой подростков взять управление процессом формирования коллектива в свои руки.

Первое, на что необходимо настроиться (принять это как факт): не все дети — ангелы. У некоторых из них уже сформированы негативные черты характера, которые могут проявиться с первых дней знакомства. В новом коллективе обязательно будут (назовем их упрощенно) дети-агрессоры, дети-подхалимы, дети-завистники, дети-скандалисты, дети-нытики, дети-забияки и еще много других детей с чертами характера, которые могут негативно проявиться при формировании группы и коллектива.

Но все эти неприглядные черты характера у каждого отдельного ребенка всегда можно направить в положительное русло воспитания, если не упустить момент и не дать им закрепиться в негативном статусе или групповой роли подростка.

Второе — учитывать параметры, по которым формируется группа, чтобы создавать наиболее адекватную детскому коллективу ситуацию. Подростки группируются:

1)    по схожим нравственным направленностям развития своей личности. Например, их объединяет единство целей и ценностей всех членов определенной группы, мотивов деятельности, стремление занять определенное статусное место в группе, удовлетворение потребности в самореализации...

2)    по схожим психологическим составляющим личности членов группы. Например, их объединяет равноценное интеллектуальное развитие, у них одинаковое эмоциональное восприятие событий в группе, они готовы к установлению коммуникаций в зависимости от выбранной роли, им нравится процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, их устраивают межличностные контакты, эмоциональный настрой группы.

Третье — знать и соблюдать все этапы формирования малой группы (табл. 1). Не торопиться с глобальными целями, а последовательно двигаться по каждому этапу, реализуя цели и задачи определенного этапа.

Четвертое — настроиться на частую коррекцию педагогического влияния на группу. Педагог работает с подростками, которые могут манипулировать взрослыми, изменяя свое поведение по своему желанию и презентуя себя воспитателям или как «послушного и дисциплинированного», или «неуправляемого и демонстративного» в зависимости от собственных целей. Воспитателю нужно уметь отличать показное поведение подростков от их внутренней потребности в понимании и принятии их личности со стороны сверстников и взрослых. А значит, нужно быстро реагировать на неадекватное поведение подростка и менять воспитательную ситуацию по новому сценарию. Это нормально, это — не педагогическая ошибка, это — педагогическая коррекция.

Но самое главное — педагогу необходимо стать харизматичным лидером детского коллектива в целом и каждой его отдельной группы, потому что, по большому счету, именно от взрослого зависит удовлетворение самой важной потребности детей, когда они объединяются в группы — их стремления к безопасности. Вот из этого и будем исходить, разрабатывая алгоритм управления детским коллективом и группами.

В первый день встречи.

Шаг 1. Соберите всех подростков в закрытом помещении, желательно в круг, чтобы ни у кого не было статусных предпочтений, в том числе и у педагога. Пока дети занимают свои места, понаблюдайте за ними и по косвенным признакам определите двух (не больше) потенциальных лидеров. Пусть это будут заведомо положительный и отрицательный лидеры.

Вектор их личности вы поймете по набору доброжелательных или агрессивных приемов общения в другими детьми, а их лидерские качества сразу бросаются в глаза тем, насколько легко они собирают вокруг себя тех детей, которых хотели бы видеть в кругу своих последователей.

Шаг 2. Добейтесь полной тишины и начните речь со вступительного слова. Как добиться тишины? Если вы харизматичный педагог, вам это не составит труда. Если же пока подростки не знают о силе вашей личности, то используйте разные игры, например, такую: скажите на ушко соседнему ребенку фразу «Я молчу, ты молчишь, передай другому». Постепенно все замолчат, но пока идет процесс, вы своим молчаливым взглядом следите за тем, чтобы замолчавшие не забубнили снова. Надеюсь, вы умеете делать лицо в «маске строгого учителя».

С чего начать свою вступительную речь? С фразы, сказанной жестким, уверенным и очень тихим голосом: «Когда я говорю, все молчат». Сделайте паузу и повторите еще раз: «Когда я говорю, все молчат. Все меня поняли?»

Поясню: это психологический прием. Он называется «эффект края» и означает, что то, что подростки услышали и увидели в начале и конце определенного события, они запоминают надолго. Ваш тихий голос — это сигнал на ваше доминирование в группе. Ваша маска строгого учителя на лице — это подкрепление вашего статуса в сознании детей, большинство из них воспринимают внешние сигналы на визуальном уровне. Ваши нотки уверенности в том, что вы говорите, — это ваш посыл на будущее: никто не должен сомневаться в вашей правоте.

Дальше назовите себя и обязательно четко обозначьте свой статус в будущем коллективе, чтобы дать понять детям, что их классный руководитель или воспитатель в детском учреждении — это взрослый, наделенный властью над ними, детьми. и «разговорчики в строю!».

Шаг 3. Теперь переходите к «навязыванию» лидеров будущих малых групп. Почему к навязыванию?

Потому что, если лидеры будут определены не вами, уважаемый педагог, подростки сами их назначат, и это могут быть совсем не те дети, которые нужны вам.

Потом при необходимости вы сможете поменять лидеров (смотри шаг 4), но при первом вашем знакомстве с группой только вы сами должны назначить будущих лидеров. Сейчас ваша задача — максимально благожелательно охарактеризовать выбранных вами лидеров. Вот вам вариант, как это сделать: «У меня есть два помощника. Это Слава и Денис. Ребята, расскажите о себе самое лучшее в течение 1 минуты. Кто-то может сейчас добавить к их рассказу еще несколько слов? Мы слушаем! Кто-то хочет задать Славе и Денису вопросы — задавайте! Кто из тех, кто сейчас разговаривал с моими помощниками, хотел бы встать рядом с ними? Вставайте!»

Поясню этот психологический прием. Он называется «Говори (делай), я разрешаю». Вы и только вы даете разрешение лидерам и другим детям высказать публично свое мнение о событии. И одновременно вы определяете круг приближенных к лидеру.

Подростки, которые хвалили лидера, будут близкими его соратниками. Подростки, высказавшие сейчас критику в адрес лидера, будут зримыми оппозиционерами, о существовании которых вам нужно знать как можно раньше — они будут вами взяты на будущий «учет». В конце этой игры у вас уже есть два лидера и несколько приближенных.ционерами, о существовании которых вам нужно знать как можно раньше — они будут вами взяты на будущий «учет». В конце этой игры у вас уже есть два лидера и несколько приближенных.

Этапы развития группы

Основная особенность этапа

Поведение детского лидера

Поведение взрослого

Поведение членов группы

Знакомство подростков друг с другом и с новым взрослым

Осознание своего статуса в группе и правил соподчинения

Высвечивание своих лидерских качеств

Основное внимание задаче формирования группы, ее разъяснению и уточнению.

Мало внимания — взаимоотношениям

Нерешительность при взаимодействии с другими членами группы, с лидером и со взрослым

Конфликтный или штормовой

Борьба за право лидерства

Убеждение в своей правоте и в своем умении защитить членов группы

Много внимания взаимоотношениям, решению конфликтов. Меньше — задаче

Желание быть в составе группы, уточнение целей и своего места в ней. Согласие с мнением лидера. Принятие своего статуса и роли

Вхождение

в нормы поведения

в соответствии

со своими статусом и ролью

Соучастие, взаимодействие на основе принятия целей группы

Сотрудничество, мотивация, поддержка, похвала

за выполнение правил группы

Основное внимание — взаимоотношениям, мотивации, созданию атмосферы помощи и поддержки

Свобода при обмене мнениями, некоторая нерешительность при отстаивании собственного мнения или, наоборот, активность в навязывании своего решения

Результативная жизнедеятельность

Результативность общего дела

«Делегирование полномочий» последователям в соответствии со статусом

Ориентация на поддержку действий лидера при скрытом управлении самого лидера. Обучение лидера способам управления последователями

Желание быть членом группы, чувство гордости за группу. Уважение лидера.

Уверенное восприятие своего статуса и роли в группе

Расформирование группы

Подведение итогов совместной деятельности в составе группы

Сотрудничество, поощрение последователей за успешную совместную деятельность. Закрепление приема «оставить след в памяти»

Основное внимание — взаимоотношениям, поощрение и поддержка.

Удовлетворение от нахождения в составе группы, но некоторая растерянность.

Возможность заявить о себе при создании новой группы

Табл. 1

 

 

 

Шаг 4. Формируем группу дальше. Теперь разведите эти две маленькие группы по разным сторонам, а всем детям предложите встать с теми, с кем бы им сейчас хотелось встать. Вы заметите, что многие встали сразу, кого-то пришлось «тянуть», но он поддался, кто-то так и остался сидеть на своем месте, несмотря на все уговоры.

Когда шум утихнет, похвалите всех детей за их выбор, в том числе и тех, кто ни к кому не присоединился. Возьмите эту ситуацию на заметку (например, снимите видео, сделайте фото), чтобы позже определить желание неопределившихся детей иметь свой статус в будущей группе.

А пока предложите им какую-нибудь игру на сплочение группы. Например: с помощью подручных средств и своих тел создать сюжет картины «Опять двойка» или «Грачи прилетели», пообещайте им сладкий приз за победу. Дайте возможность подросткам самим организоваться и понаблюдайте, правильно ли вы назначили лидеров и как играют свои роли их приближенные и последователи. Если что-то сейчас вас не устраивает — вы скорректируете статусы детей в следующий раз.

Поясню этот психологический прием. Вы и только вы даете разрешение на все последующее поведение детей. Лидеры будут делать все возможное, чтобы сохранить свой так внезапно определившийся статус, привлекая к себе в помощники вновь назначенных приближенных. У всех других детей появилась возможность выбора группы, которая, на первый взгляд, отвечает параметрам их потребности быть или не быть в определенной группе.

Чем младше дети, тем легче они определятся с выбором. Более старшие подростки могут перейти в оппозицию, но теперь вы явно знаете, кто эти дети, и сможете в будущем ими управлять. Закончите игру фразой «Победила дружба!» и обязательно (обязательно) попросите лидеров назначить детей, кто разделит пирог и раздаст его всему классу — даже тем, кто не играл!

В итоге вы не только сформировали две группы и определили статусы детей в этих группах, но и эмоционально сблизили их, как каждую группу по отдельности (в борьбе за приз), так и весь коллектив вместе (приз достался всем, ура!).

В первую неделю становления групп.

Шаг 1. Продумайте классное (отрядное) мероприятие, которое будут готовить две группы. Это должно быть дело с единой групповой целью, но с разным уровнем исполнения. В процессе выполнения этого дела каждый новый член группы должен иметь собственное личное поручение или поручение по парам. Надо добиться, чтобы пока дети не спорили о том, как и что делать, но чтобы от выполненного поручения каждого подростка итог деятельности всей группы был успешным и всеобщим.

Еще одно условие — никакого соревнования между группами! Этот этап еще не наступил!

Шаг 2. Соберите двух лидеров на «Совет» (придумайте ему интересное, интригующее название, например, «Совет Трех»), расскажите о будущем мероприятии, обсудите, что надо сделать для его успешного исполнения, обговорите, какие поручения лидеры могут дать своим членам группы.

Направляйте обсуждение в вашу сторону, делайте так, чтобы лидеры по максимуму с вами соглашались. Подкрепляйте положительно их согласие так, как будто «это была их идея». Посоветуйте лидерам способы, которыми они могут смотивировать своих новых членов группы на выполнение поручения. В конце Совета обязательно похвалите лидеров за их умение быть инициативными и произнесите фразу «Мне приятно, что вы меня поняли. Я надеюсь на вас, мои помощники!». Вы же помните эффект края?

Шаг 3. А теперь наблюдайте, как проходит процесс подготовки к мероприятию. Сейчас ваша главная цель — при любой трудности помогать в первую очередь лидеру. И только потом — конкретному подростку из группы.

Учите выбранных вами лидеров управлять группой, а всех членов групп сознательно подчиняться лидерам. Если возник конфликт — научите лидера, как разрешить его без вашего непосредственного участия, но при вашем управлении и вашем последнем слове при принятии решения. Дайте понять подросткам в классе, что вы — самый главный, но после вас другие главные — ваши помощники.

Учите детей такому взаимодействию между членами группы, чтобы каждый выполнял свою роль и сохранял свой статус до определенного времени. Однако дайте понять подросткам, что когда-нибудь по вашему решению будут сформированы новые группы с новыми лидерами и новым целями для выполнения какого-то другого дела.

Шаг 4. Из тех подростков, что не вошли ни в одну группу, создайте третью своим единоличным решением и возглавьте ее. Постарайтесь выявить причины обособления детей, но настаивайте на выполнении поручения, которые вы им дадите.

Всю неделю ищите возможность провести индивидуальную беседу с каждым подростком, но не настаивайте пока на том, чтобы они объединились в группу с другими. Впоследствии кто-то из них так и останется одиноким, пусть он будет изгоем (в смысле, добровольным одиночкой)! Ваша цель — превратить его в изгоя, изоляцию которого признают, но не отвергают. Далее вы будете учить его быть одиноким в коллективе, а коллектив — уважать его обособленность.

Кто-то их изгоев будет потом стремиться создать свою группу и в ней стать лидером — подкрепите это его стремление, пообещайте вашу поддержку в будущем, а пока научите его бесконфликтному сосуществованию и приемам лидерского поведения в ситуации изоляции.

Шаг 5. Проведите мероприятие так, чтобы оно прошло успешно. Подведите итоги и обязательно начните со слов благодарности подросткам в соответствии с их статусом в группе. Вы сами поблагодарите своих двух лидеров. А потом пусть ваши помощники скажут слова благодарности за успешно проведенное дело каждому члену своей группы, начиная с приближенных.

Научите лидеров говорить такие речи, можете даже вначале вместе с ними на «Совете Трех» написать черновики текста и порепетировать их публичное выступление. Потом они научатся быть лидерами, уважающими свою команду.

Выполняйте мероприятия по похожему сценарию на протяжении трех-четырех недель, а потом — создайте управляемую конфликтную ситуацию.

Шаг 1. Задумайте мероприятие, которое нужно провести как соревнование между группами. На Совете постарайтесь дать такие поручения лидерам групп, чтобы один из них заведомо был в проигрыше. Проведите это мероприятие и при подведении итогов накажите лидера (естественно, в рамках заранее оговоренных правил поощрения и наказания).

Шаг 2. Теперь наблюдайте, как группа реагирует на то, что лидер или берет вину за провал на себя, или выискивает того, кто подвел всю группу. Ваша цель — дать образец поведения лидера и его последователей в ситуации конфликта.

Будьте «верховным судьей», который берет на себя право наказать или членов группы, или лидера. Поведение детей в группе или еще больше сплотит их вокруг своего лидера, или приведет к разрушению группы.

Шаг 3. Если группа сплотилась — дайте им новое поручение. Но такое, чтобы их сплочение было позитивным. Если конфликт в группе не удалось разрешить, дайте возможность проявить себя скрытым лидерам и начните все сначала.

Кто-то из детей перейдет в группу, победившую в соревновании, кто-то останется в одиночестве, кто- то сплотится вокруг нового лидера. В любом случае — вы управляете ситуацией и вы явно наблюдаете, какой статус имеют члены новой группы. Дайте поручение лидеру новой группы, научите его управлять своими последователями под вашим непосредственным руководством.

Шаг 4. Соберите заново «Совет Трех» с новым лидером и создайте ситуацию нового общего дела с успешным завершением. И так в течение длительного времени.

Шаг 5. Определите срок, когда надо завершить общую деятельность подростков в составе групп. Ваше последнее мероприятие должно дать им понять, что теперь они сами могут выбирать своих лидеров и сами собираться в те группы, которые соответствуют их запросам.

Единственное право, которое вы оставляете за собой, — право взрослого: только вы произносите последнее слово при принятии решения и только вы можете давать поручения лидерам или конкретным подросткам в детском коллективе.

Если ранее вы все сделали правильно, вы уже стали харизматичным лидером у подростков. Если вы пока не уверены в своем единоличном статусе — отложите завершающее мероприятие, проанализируйте свои педагогические ошибки и измените ситуацию в верном направлении.

Кстати, добавлю — последнее мероприятие должно быть праздничным, красочным, эмоциональным. Пусть даже это будет вашей хорошей традицией каждые полгода проводить праздник «Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь!».

Важный момент: вы обратили внимание, уважаемый педагог, что я все время подчеркиваю — ваш статус в подростковом коллективе должен быть самым высоким? Именно вы, как взрослый человек, своим альфа-лидерским положением в среде ваших воспитанников должны обеспечить им беспроблемное и бесконфликтное сосуществование.

Однако и вам тоже предстоит пройти все перечисленные выше этапы в борьбе за лидерство, потому что подростки обязательно сделают попытку проверить вас на прочность. Выдержите — они воспримут вас как сильного и авторитетного лидера, а потом сработает «эффект ореола».

Не справитесь с проверкой — вам будет трудно управлять подростками без применения формальных рычагов воздействия, а это сложно. Поэтому запаситесь «шпаргалками поведенческих реакций», которые применяйте сразу, как только почувствуете, что вы на «экзамене» за право называться лидером в детском коллективе.

Ваша цель — мгновенно прервать все сомнения в вашем праве лидерства.

Подготовьтесь эмоционально к возможной негативной реакции некоторых подростков. Это может быть демонстративный отказ подчиняться вашему поручению, вызов вас на конфликтный диалог, провокация вашего силового влияния на подростка, чтобы «заснять и записать», насмешки и сарказм в ваш адрес в ответ на ваши реплики, демонстрация вызывающего поведения «Ну и что ты мне сделаешь?» и т. д.

Конечно, никто вам не даст рекомендаций единственно правильного вашего поведения по отношению к такой проверке, но знание некоторых приемов пригодится. Правда, их надо принять на уровне ваших собственных педагогических ценностей, потому что, на первый взгляд, они не соотносятся с принципами «гуманистической педагогики».

Потом, когда ваш статус лидера будет уже неоспорим, вы сможете управлять классом в зависимости от ваших воспитательных целей и используя те педагогические приемы, которые вы считаете нужными.

Итак, у вас пока есть преимущество — группа еще не сформирована и подростки разобщены. Вот этим слабым звеном вы и воспользуетесь, сыграв на базовых потребностях подростков. Вы как бы нажимаете на «кнопку» и прекращаете негативное поведение подростка тем, что не даете ему возможности продолжить диалог с вами. Подчеркну — вам надо сделать так, чтобы был не диалог с подростком, а мгновенная реакция взрослого, прерывающая его попытки вовлечь вас в диалог. Ваша фраза должна быть единственной и последней, после ваших слов подросток должен замолчать!

Придерживайтесь особых тонкостей построения вашего монолога.

1.   Назовите подростка по имени, а не по фамилии. Этот прием более дружественный, предупреждающий возможную агрессию.

2.    Используйте фразы, подавляющие желание вступить с вами с диалог, не отвечайте на содержательные реплики, иначе попадетесь на крючок диалога — это ошибка.

3.    Произносите ваш монолог тихим спокойным голосом, но с некоторой долей жесткости. Говорите без пауз, чтобы у подростка не было возможности вставить свою реплику, пока говорите вы.

4.   Смотрите прямо в глаза подростку и старайтесь не отводить взгляд, пока на закончите свою речь. Даже когда вы произносите призыв к другим детям, смотрите только на вашего «провокатора», не отводите взгляд.

5.    Сокращайте дистанцию между вами и подростком, постепенно приближаясь к нему, благо, у вас есть возможность маневра, а он сидит или стоит статично. Когда ваш монолог будет закончен, резко отворачивайтесь от подростка и возвращайтесь на свое место.

6.    Продолжайте ваш разговор с классом (отрядом) так, как будто ничего не случилось.

Вот на какие «кнопки» будьте готовы нажать.

1.   «Страх». Подросток боится сейчас остаться в одиночестве. Дайте ему понять, что только от вас зависит, будут в будущем с ним общаться его новые товарищи или нет. Покажите ему, что другие подростки пока не на его стороне. Может быть, и не на вашей, но точно не на его.

Скажите, например, так: «Ефим, ты же понимаешь сейчас, что только от меня зависит, насколько удачно или неудачно сложится твое статусное положение в классе. Ты же не хочешь получить статус изгоя. Посмотри сюда. Ребята, встаньте те, кто хочет стать изгоем в нашем классе! А теперь мы продолжим наш разговор, который ты так безрассудно прервал».

2.   «Безопасность». Подросток хочет получить защиту, но пока не знает, кто может быть его защитником в данном коллективе. Дайте ему понять, что только вы можете обеспечить ему безопасность в сравнении с возможной опасностью от других, более сильных, которых он пока не знает.

Скажите, например, так: «Руслан, мое положение педагога не позволяет мне воспользоваться силой по отношению к тебе. Задумайся сейчас, ты точно уверен, что я не смогу найти кого-то другого, кто влияет на подростков твоего возраста без учета требований педагогики? Только я решу сейчас и на будущее, будешь ли ты в безопасности или у тебя могут быть проблемы. Посмотри сюда. Ребята, встаньте те, кто в детстве никогда не плакал от обиды и не хотел, чтобы у него был сильный защитник! Руслан, напомни, о чем мы говорили до того, как ты меня прервал, не подумав о своей безопасности!»

3.   «Превосходство». Быть «крутым» среди сверстников — это нормальная потребность человека подросткового возраста. Дайте ему возможность ощутить эйфорию от своей «крутизны», но в тех рамках, которые регулируете только вы и никто другой.

Скажите, например, так: «Олеся, я восхищена твоим остроумием! Честное слово, уважаю людей, которые за словом в карман не полезут. Спасибо, что показала мне эту твою особенность, я непременно учту это на будущее. Ты ошиблась только в выборе места и времени демонстрации своего «острого язычка». Сейчас это неуместно. Посмотри сюда. Ребята, встаньте те, у кого тоже есть похожие острые фразы, но кто, в отличие от Олеси, понимает, что сейчас та ситуация, когда надо язык держать за зубами! Видишь, ты не оригинальна в своих желаниях, Олеся, но одинока в своем неумении правильно оценить ситуацию. Итак, мы продолжаем!»

4.    «Демонстративность». Когда-то у подростка сформировалось ложное представление о его «вседозволенности и свободе высказываний», переборщили бывшие воспитатели с формированием идеологии подростка. Изменить его взгляды на социально приемлемые — это ваша задача в долговременной перспективе, а пока используйте прием, который мы упоминали выше, — «Говори (делай), я разрешаю».

Скажите, например, так: «Оксана, я тебя услышала, ты всегда говоришь то, что думаешь, и никто не имеет права навязывать тебе свое мнение. Сколько тебе надо времени, чтобы ты высказала все, о чем думаешь? Говори, мы с ребятами послушаем тебя, правда, ребята? Итак, тишина в классе, мы все слушаем Оксану. Ты все сказала? Тогда я продолжу.. Ребята, пока Оксана меня не прервала, мы говорили о том.»

5.    «Слабо». Подросткам очень хочется померяться силой с тем, в силе которого они пока не уверены. А вдруг этот другой — слабак? Вдруг у него не найдется, что ответить? Тогда его можно постоянно унижать и оскорблять, он сам заслужил это, потому что слабак! Взрослый тоже может стать таким слабаком, но может быть и наоборот.

 

Дайте подростку ощутить свою ущербность по отношению к вам, если вы имеете что-то более выигрышное. Это как в сюжете «Ералаша» на тему «Сорок чертей и одна зеленая муха». Скажите, например, так: «Виталий, думаю, что ты заблуждаешься, когда пытаешься продемонстрировать сейчас свою силу и смелость, постоянно перебивая и передразнивая меня. Лично я не сомневаюсь в твоем умении привлечь к себе внимание. А слабо тебе пройти по коридору на перемене с красной точкой на носу? Ребята, давайте подсчитаем, сколько человек в нашей школе обратят внимания на Виталика. Спорим, их будет больше 20? А после уроков мы с Виталием пройдемся по улице и он посчитает, сколько взрослых обернутся на меня, если я себе нарисую красную точку. Спорим, их будет меньше 20? Сейчас сядь и подумай, у кого мы можем попросить красную помаду, а мы с ребятами продолжим серьезный разговор...»

Проведите для себя мини-тренинг с виртуальными собеседниками, чтобы в нужный момент ваше поведение излучало силу и уверенность.

Обычно в подростковом коллективе происходит успешное формирование малых групп, и даже незначительные проверки на прочность лидерского статуса взрослого со стороны некоторых «проверяющих» не помешают в будущем установить адекватные взаимоотношения детей между собой и педагогом. Труднее, когда педагог получает уже сформировавшийся детский коллектив, особенно если есть признаки существования так называемых антисоциальных малых групп.

Реализация тактических шагов педагога в процессе социализации малых групп в уже сформировавшемся подростковом коллективе — это отдельный и более сложный разговор с психологом, который мы продолжим в следующей статье «Особенности взаимодействия педагога с потенциальными антисоциальными малыми группами в подростковом коллективе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация об авторах

Пономарева Галина Михайловна, начальник организационно-методического отдела, КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования в г. Комсомольске-на-Амуре»

Метрики

Просмотров

Всего: 833
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 459
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0