Социальная психология и общество
2014. Том 5. № 1. С. 108–113
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Развитие подростков с рискованным поведением в семье
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рискованное поведение современных подростков, конструктивное рискованное поведение, неконструктивное рискованное поведение, функциональная непрерывность
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пузыревич Н.Л. Развитие подростков с рискованным поведением в семье // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 108–113.
Полный текст
Процесс формирования личности имеет свою возрастную специфику, которая изучается представителями различных научных подходов. Однако общеизвестно представление об уникальности подросткового возраста, о трудностях и противоречиях, сопровождающих переход подростка во взрослую жизнь. Специфика этого периода в развитии личности заключается в том, что влияние общественных институтов и социальных групп, направленное на процесс социализации подростка, сталкивается с его непреодолимым стремлением к индивидуализации, подчеркиванию своей уникальности и неповторимости. Впервые подросток заявляет о себе как о личности с чувством собственного достоинства, специфическим кругом предпочтений и своим представлением о нормах и ценностях общества. Такая специфика поведения определяет ряд проблем, возникающих на данном возрастном этапе и от способа решения которых зависит благополучие дальнейшего развития личности.
В специальной литературе при составлении психологического портрета подростка используются характеристики: нестабильная, противоречивая в поступках и эмоциональных проявлениях личность, склонная к ролевому экспериментированию, риску и самоутверждению, с ярко выраженными реакциями эмансипации и формирующимся «чувством взрослости» [1]. Подросток входит в новую реальность и, соответственно, в новую систему отношений. Все так же, как и на предыдущих этапах развития, подросток живет в обществе, практически ничего не поменялось в его ближайшем окружении. Однако он смотрит на тот же мир по-другому, так, как будто бы окружающая его действительность создана заново. И в ней, в этой действительности, — родители, упрекающие в нерациональности поступков и действий, и учителя, критикующие за ненадлежащее отношение к учебному процессу [3]. Очевидно, что источником значительного количества проблем, возникающих в подростковом возрасте, является заочное превращение подростков в проблемных, трудновоспитуемых детей на уровне общественного сознания. Учителя перестраивают стиль взаимодействия с демократического на авторитарный, а родители читают специализированную литературу о стратегиях общения с подростком, психологически настраивают себя на проблемы, которые, по их мнению, обязательно появятся, как только ребенок достигнет возрастной границы от 11 до 15 лет. Они анализируют, где в прошлом допустили ошибки при воспитании ребенка, что могло привести к формированию его негативизма и избеганию доверительного общения с ними, хотя следовало бы постараться понять значение подросткового возраста в логике дальнейшего развития ребенка, осознать возможности данного возрастного этапа и сориентироваться не на прошлые достижения, а на перспективы.
В связи с такими переменами во взаимоотношениях с учителями и родителями наиболее значимым для подростка становится общение со сверстниками, безоговорочно понимающими и принимающими его. Однако свою принадлежность к группе и уровень своих возможностей еще предстоит доказать. Одним из способов реализации подростком своих возможностей, презентации своего «Я» в группе сверстников выступает рискованное поведение.
Мы можем говорить о рискованном поведении современных подростков, если: их поведение характеризуется неопределенностью последствий, отсутствием гарантированного результата; подростки «преодолевают себя», выходят за пределы собственных возможностей или выбирают стратегию поведения, отличающуюся от общепринятых стандартов и стереотипов; подростки осуществляют действия и поступки, связанные с опасностью для жизни, «экспериментируют» со своими собственными возможностями или осуществляют спонтанную деятельность без предварительного планирования и осмысления ее содержания; поступки и действия подростков характеризуются импульсивностью и эмоциональной неустойчивостью [4].
Теоретический анализ литературы свидетельствует о значительном влиянии на рискованное поведение подростков семейных факторов — наличия (отсутствия) ощущения принадлежности подростка к стабильной семье и социальной системе и наличия (отсутствия) структурных деформаций семьи. Следовательно, показателем взаимопонимания подростков с рискованным поведением и их родителей как «значимых других» для подростков является степень выраженности функциональной непрерывности.
Функциональная непрерывность — это разнообразные роли, в которых человек выступает в жизни и которые длятся много лет, создавая определенную ритуальность, стабильность и чувство того, что «сегодня предсказывает завтра» [2].
В нашем исследовании принимали участие 11 подростков с рискованным поведением и их родители [4]. Для определения степени выраженности у них функциональной непрерывности и выявления аспектов, которые нуждаются в психологической проработке, первоначально была проведена диагностика, направленная на изучение их представлений друг о друге: проективная методика «Рисунок семьи», методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер), «Опросник родительских установок» (методика PARI), анкета для родителей «Знаете ли Вы подростковую психологию?». Полученные результаты показали, что, по мнению подростков, в воспитательном воздействии их родителей доминируют стратегии эмоционального отвержения, психологического контроля и скрытого контроля. Однако родители подростков с рискованным поведением не признают свою директивность, несмотря на то, что, как свидетельствуют результаты методики PARI, их отношение к семейной роли характеризуется стремлением к установлению родительского сверхавторитета, а отношение к своему ребенку — чрезмерной заботой и вмешательством в его мир. Кроме того, установлено, что 36,4 % (4 родительских пары), говоря о подростках, опираются на «ошибочные» теоретические представления о подростковом возрасте, 45,5 % (5 родительских пар) руководствуются обыденным здравым смыслом и только 18,1 % (2 родительских пары) одновременно ориентируются и на специализированную литературу, содержащую достоверную информацию о подростках, и на результаты наблюдений за поведением своего ребенка, проявлением его индивидуальных особенностей.
Принимая во внимание вышеизложенное, групповая работа вначале была направлена на формирование у подростков с рискованным поведением и их родителей адекватных представлений друг о друге посредством их участия в дискуссии «Грамота общения» и выполнения арт-терапевтической техники «Анонимный список претензий». Респонденты были распределены на два круга: во внутреннем размещались подростки с рискованным поведением, а во внешнем — их родители, причем так, чтобы подростки с рискованным поведением и их родители находились друг напротив друга. Затем было организовано индивидуальное осмысление и последующее обсуждение респондентами (в процессе взаимодействия в парах, а затем в группе) трудностей и противоречий, препятствующих взаимопониманию подростков с рискованным поведением и их родителей.
На следующем этапе групповой работы осуществлялось стимулирование ответственного отношения подростков с рискованным поведением к собственным поступкам и решениям, к принятию на себя «роли Взрослого» (поскольку целесообразно было уменьшить свойственное подросткам рассогласование между реально осуществляемой позицией ребенка и воображаемой взрослостью), а также стимулирование родителей к принятию на себя «роли Родителей Подростка» (учитывая необходимость повышения их информированности о психологических особенностях, преимуществах и недостатках подросткового возраста). Респонденты выполняли упражнение «Поставь себя на место другого», предполагающее взаимный обмен подростков с рискованным поведением и их родителей ролями (родители выполняли роль «Подростка», а подростки с рискованным поведением — роль «Родителей Подростка») с целью сближения, улучшения понимания и принятия позиции противоположной стороны. Затем была организована ролевая игра «Я тебя знаю, я тебя понимаю», предполагающая анализ подростками с рискованным поведением и их родителями стратегий поведения в заранее разработанных психологических ситуациях, главными героями которых выступали подростки и их родители.
Заключительным этапом работы стало проведение семинара для родителей на тему «Как установить конструктивные отношения с подростками?», предполагающего обсуждение родителями в парах, а затем в группе стратегий взаимодействия с детьми подросткового возраста. Совместно с родителями были выделены и проанализированы психологические характеристики конструктивного и неконструктивного рискованного поведения современных подростков.
Следовательно, мы можем говорить о конструктивном рискованном поведении подростков, когда оно не снижает качества их повседневной жизни, не оказывает разрушительного воздействия на их здоровье, является средством адаптации к динамике современной жизни, способствует приобретению жизненного опыта, синонимично самопознанию и познанию окружающего мира, способствует самореализации, расширяет имеющийся потенциал, осуществляется только после осмысления его целесообразности и принятия на себя ответственности за его последствия, синонимично социальному экспериментированию, обеспечивает принятие себя и своего тела, способствует формированию собственной позиции по отношению к жизни, основано на открытости собственному опыту, чувствительности к самому себе и согласуется с физическими возможностями, не противоречит социально значимым ценностям. Посредством конструктивного рискованного поведения реализуется способность подростков нестандартно мыслить, творчески подходить к решению возникающих проблем, открывается мир собственных чувств и переживаний, обостряется чувство реальности происходящего. В то же время, мы можем говорить о неконструктивном рискованном поведении подростков, когда оно представляет угрозу для их здоровья и жизни, препятствует осуществлению жизненных планов, открытию своего истинного «Я», значительно превосходит уровень их физических возможностей, синонимично социальному протесту, героической смерти во имя высоких идеалов, используется для повышения престижа в глазах сверстников с целью вызвать к себе уважение или восхищение своими действиями. Подростки рассматривают неконструктивное рискованное поведение как смелый вызов, мужественное решение, позволяющее достичь желаемого любой ценой, и с его помощью стремятся к поиску и переживанию неизведанных, «острых ощущений», что может привести к многочисленным травмам, иногда не совместимым с жизнью.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что можно сколько угодно говорить о сложностях и противоречиях подросткового возраста, однако такие противоречия сопровождают развитие личности на протяжении всего жизненного пути, а подростковый возраст отличается лишь потенциалом, который обретает личность по его окончании, и возможностью «вчерашнего» ребенка стать «завтрашним» взрослым. Подростку необходимы поддержка и понимание, так как не пройдя через систему возрастных противоречий, не развивая свою индивидуальность, ребенок не сможет сформироваться как самодостаточная личность.
Поскольку риск выступает психологической характеристикой подросткового возраста и является одним из приоритетов современного общества, в групповой работе с подростками с рискованным поведением и их родителями, обсуждаемой в данной статье, осуществлена попытка представить конструктивный риск, стимулирующий самопознание, самоутверждение и самореализацию личности. Результатом групповой работы, направленной на восстановление функциональной непрерывности во взаимодействии подростков с рискованным поведением и их родителей, стало признание не только сложностей, противоречий, но и возможностей подросткового возраста. В данном контексте родителям подростков с рискованным поведением можно предложить следующие рекомендации.
1. Будьте открыты для нового опыта, так как трудно понять, кто больше «живет в реальности»: ваш ребенок, следующий модным тенденциям прогресса, или вы, пробующие его «замедлять». Чем более профессионально вы будете выглядеть в глазах собственного ребенка, говоря о рискованном поведении, тем больше у вас шансов добиться его доверия и предотвратить негативные последствия его рискованных действий и поступков.
2. Создайте возможности для творческой деятельности подростка, выходящей за рамки рискованного поведения. Побуждайте его к осмыслению совершаемых рискованных поступков, соблюдению допустимой меры риска.
3. Детство — это совсем не синоним безответственности. Начните больше доверять и меньше требовать, контролировать подростка, поскольку даже при тотальном контроле поведения невозможно научиться контролировать мысли развивающейся личности.
4. Создайте такую атмосферу в семье, чтобы подростки не искали безоценоч- ной любви, внимания, сочувствия в воображаемой реальности.
5. Помните, рискуют не только ваши дети, рискуете и вы. Только для подростков рискованное поведение — это психологическая особенность возраста, а в вашем случае риск связан с вопросом сохранения или утраты авторитета, с проверкой на прочность, гибкость и динамичность системы ваших воспитательных воздействий. Ваши дети повзрослели, соответственно, им нужно другое общение, другой уровень отношений.
6. В ситуации когда рискованное поведение синонимично понятию «конструктивное рискованное поведение», оно является возрастной нормой подросткового возраста, которую желательно учитывать, а не преодолевать. Реализация рискованного поведения в данном контексте приведет к формированию гибкости поведения, развитию творческого потенциала, позитивной индивидуализации и самоутверждению подростков. В ситуации когда рискованное поведение синонимично понятию «неконструктивное рискованное поведение», стоит смягчать проявление его негативных тенденций не только через информирование подростков о мере допустимого риска, но и через формирование у них мотивации к самоконтролю и ответственности за осуществляемую активность.
Литература
- Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2008.
- Лаад М., Хадоми Э. Как справиться с кризисом или бедствием (Шаг за шагом): Те) ория, практика и способы вмешательства. URL: http://www.silkhighway.org/ru/step Guide.aspx.
- Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14: о том, что творится у него внутри и поче) му он такой снаружи. Екатеринбург; М., 2008.
- Пузыревич Н.Л. Социальные представления о рискованном поведении у современ) ных подростков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Минск, 2012.
- Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Представления современного рос) сийского подростка о значимых личностных качествах // Социальная психология и общество. 2011. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2646
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1219
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0