Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я»

1070

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного связи уровня сформированности «образа Я» с особенностями поведения и самопрезентации подростков в виртуальной среде. Работа проводилась в рамках проекта «Цифровой портрет современного подростка» на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Эмпирические данные собраны в феврале 2020 года. Выборку исследования составили 52 подростка, обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Мытищи. В качестве методик использовались: «Шкала ясности “образа Я”» (Дж. Кэмпбелл); «Опросник онлайн-самопрезентации» (К. Фулвуд)»; «Шкала интенсивности использования социальных сетей» (Н. Эллисон); «Шкала Интернет-зависимости» (С.Х. Чен); «Опросник онлайн-активности» (О.В. Рубцова, Т.А. Поскакалова). Показано, что стратегии взаимодействия и самопрезентации подростков в социальных сетях связаны с уровнем сформированности их «образа Я». У подростков с размытым «образом Я» проявляется склонность к экспериментированию в виртуальной среде: они часто искажают представляемую в Сети информацию и создают разные кибер-идентичности. Данная категория подростков также имеет склонность к Интернет-зависимому и рискованному онлайн-поведению. По мере повышения уровня сформированности «образа Я» эти показатели улучшаются. Полученные в работе данные подтверждают гипотезу о том, что современные подростки используют социальные сети как платформы для экспериментирования (в т.ч. ролевого), в процессе которого они решают важные возрастные задачи, связанные с развитием самосознания и формированием «образа Я».

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, «образ Я», сформированность "образа Я", ясность "Образа Я", виртуальное пространство, социальная сеть, самопрезентация, самопрезентация в сети, рискованное поведение, рискованное поведение современных подростков, интернет-зависимость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260402

Для цитаты: Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. DOI: 10.17759/pse.2021260402

Литература

  1. Выявление личностных особенностей подростков на основе статистического анализа поведения в виртуальном игровом пространстве / Дудников Г.Д. [и др.] // В книге: Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов под редакцией Галушкина А.И. [и др.]. 2016. С. 70—71.
  2. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / под ред. В.Л. Малыгина. М., МГМСУ, 2011. 32 с.
  3. Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 161—173. DOI:10.17759/ psylaw.2019090412
  4. Поливанова К.Н. Кризисы психического развития: соотношение взрослого и детского действия. Педагогика и психология возрастных кризисов // Сборник науч.   ст.   по   материалам 7-й научн.-практ. конф. Красноярск: КГУ, 2000. 227 с.
  5. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 4. С. 37—46.
  6. Рубцова О.В.   Ролевое   экспериментирование в контексте ведущей деятельности подросткового возраста // Вопросы психологии.   2017.   №   5. С. 42—51.
  7. Рубцова О.В.   Современное   подростничество в   фокусе    культурно-исторической    психологии: к проблеме ролевого экспериментирования // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 69—77. DOI:10.17759/chp.2020160209
  8. Рубцова   О.В.,   Поскакалова   Т.А.   Штрихи   к «цифровому» портрету современного подростка // Сборник материалов (тезисов) VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». 2019. Том 1. С. 180—184.
  9. Статистический анализ поведения подростков в сложном виртуальном игровом пространстве / Дудников Г.Д. [и др.] // В книге: Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов. 2017. С. 116-А.
  10. Хороших В.В. Психологические особенности личности в структуре виртуальной самопрезентации подростков // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 2 (Труды XXI Международной объединенной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2018, Санкт-Петербург, 30 мая—2 июня 2018 г. Сборник научных статей). СПб: Университет ИТМО, 2018. 336 с.
  11. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
  12. Deviant online behavior in   adolescent   and youth circles: in search of a risk assessment model / Dvoryanchikov V. [et al] // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8. № 2. P. 105—119. DOI:10.5937/IJCRSEE2002105D
  13. Ellison B.N., Steinfield C., Lampe C. The Benefits of Facebook “Friends:” Social Capital and College Students’ Use of Online Social Network Sites // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 12. № 4. P. 1143—1168. DOI:10.1111/j.1083- 6101.2007.00367.x
  14. Fullwood C., James B.M., Chen-Wilson C.J. Self-concept clarity and online self-presentation in adolescents // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 12. P. 716—720.
  15. O’Hagan L. Who’s who? What’s not to like? Facebook and its relationship with personality, self- esteem, stress and anxiety, Bachelor of Arts degree dissertation, DBS, School of Arts, Dublin. 2013.
  16. Quinones C., Kakabadse N.K. Self-concept clarity and compulsive Internet use: The role of preference for virtual interactions and employment status in British and North- American samples // Journal of Behavioral Addictions. 2015. Vol. 4. № 4. P. 289—298. DOI:10.1556/2006.4.2015.038
  17. Relationship between self-identity confusion and internet addiction among college students: the mediating effects of psychological inflexibility and experiential avoidance / Hsieh K.Y. [et al] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. № 17. DOI:10.3390/ijerph16173225
  18. Self-concept clarity across adolescence: longitudinal associations with open communication with parents   and   internalizing   symptoms   /   Van Dijk M.P. [et al] // Journal of Youth and Adolescence. 2014. Vol. 43. № 11. DOI:10.1007/s10964-013-0055-x
  19. Self-concept clarity: measurement, personality correlates, and cultural boundaries / Campbell J.D. [et al] // Journal of personality and social psychology. 1996. Vol. 70. № 1. P. 141—156.
  20. The longitudinal role of self-concept clarity and best friend delinquency in adolescent delinquent behavior / Levey E.K.V. [et al] // Journal of Youth and Adolescence. 2019. Vol. 48. № 6. P. 1068—1081. DOI:10.1007/ s10964-019-00997-1

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Поскакалова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4932-0921, e-mail: poskakalova@gmail.com

Ширяева Екатерина Ивановна, магистр факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0965-1494, e-mail: cat150195@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1411
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1070
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5