Внедрение новейших научных достижений в экономику, усложнение и автоматизация технологических процессов, использование информационных моделей и робототехники существенно меняет характер труда и влечет за собой усиление роли «человеческого фактора» в обеспечении результативности и безопасности трудовой деятельности. Социальная и экономическая значимость последствий нарушения трудового процесса (точности, своевременности, безошибочности и т.д.) в системах управления постоянно увеличивается. Анализ последствий масштабных техногенных катастроф показывает, что эффективность деятельности и снижение риска возникновения аварий зависит не только от организации производства, но во многом определяется особенностями менталитета отдельных людей. Потребность в изучении закономерностей поведения и деятельности человека в системах управления техникой и человеческими ресурсами, разработка практических рекомендаций по оптимизации различных составляющих этого процесса за последние годы приводит к тому, что прогнозирование профессиональной пригодности субъектов трудовой деятельности, выявление психологических факторов, оказывающих влияние на качество и надежность работы разных категорий специалистов, остаются в числе наиболее значимых проблем социальной психологии труда [ 1; 7 и др.].
В настоящее время накоплен большой эмпирический материал, позволяющий утверждать, что успешность работы профессионалов зависит не только от уровня их подготовленности, профессиональных компетенций, опыта работы и т. д., но во многом определяется личностными особенностями участников трудового процесса. В исследованиях В.А. Бодрова, Л.Г. Дикой, М.А. Котика, О.А. Конопкина и многих других показано, что индивидуально-стилевые характеристики, способы принятия решений, структура самосознания и уровень профессиональной мотивации оказывают регулирующее влияние на все аспекты поведения человека, играют важную роль в достижении целей и успешности выполнения производственных заданий [10; 15; 25; 26 и др.].
Согласно положениям теории ресурсного подхода, индивидуально-личностные особенности наряду с физиологическими, соматическими, социальнодемографическими и другими составляющими выступают в качестве одного из важных факторов, влияющих на успешность индивида во всех сферах его жизнедеятельности, включая профессиональную. Внутренние ресурсы рассматриваются как энергетический, информационный, поведенческий потенциал, обеспечивающий реализацию трудовых задач и достижение заданных показателей. При этом подчеркивается, что результативность деятельности зависит не только от количества имеющихся ресурсов, но и от эффективности их применения [Бодров, 2000; Бодров, 2006]. Компонентный и структурный состав психологических ресурсов субъекта труда остается до конца не раскрытым. В наибольшей степени эмпирически изучены внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости человека в экстремальных ситуациях, а также физиологические, когнитивные и поведенческие возможности индивида, используемые для адаптации к трудным жизненным ситуациям [2; 9; 19 и др.].
Представители метасистемного подхода предлагают анализировать психическую регуляцию деятельности и поведение человека с учетом двух уровней взаимодействия — внешнесистемного и внутрисистемного. При этом считается, что именно метарегулятивная активность самого субъекта, выступая в качестве интегрирующего звена, позволяет объединить разные системные уровни (физиологический, личностный, социально-психологический, профессиональный и т.д.) и обеспечить распределение внутренних ресурсов и их использование применительно к конкретной ситуации [16; 23; 35 и др.].
Проблема выявления индивидуально-типических особенностей процесса саморегуляции активности и поведения человека в процессе осознанной регуляции деятельности рассматривается в работах, проводимых в русле дифференциального подхода. Авторами данного направления определены и проанализированы индивидуальные стили саморегуляции, показаны их особенности применительно к разным видам труда, описаны «эффективные» и «неэффективные» профили субъекта трудовой деятельности, на основе конфигурации которых можно прогнозировать продуктивность и надежность при выполнении профессиональных заданий специалистами разных профессий [Моросанова, 2012].
В работах В.Ф. Венды, А.И. Галактионова, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко и многих других широко освещены вопросы влияния информационных факторов на деятельность человека и его состояние в трудовом процессе [13; 14; 17 и др.]. Важное место отводится проблеме информационного стресса, особенностям принятия решений в условиях информационной перегрузки и дефицита времени, выявлению психологических механизмов взаимодействия человека с интеллектуальной информационной средой обитания [6;18; 32 и др.]. В исследованиях О.И. Ларичева и А.Б. Петровского отмечается, что в ходе взаимодействия с интеллектуальной информационной средой специалисту приходится учитывать большое число различных факторов, а также решать задачи многокритериального выбора. Это приводит к нагрузке на человеческую систему переработки информации, вынуждая индивида использовать разные, порой весьма оригинальные эвристики для решения поставленных задач [Ларичев, 1987; Петровский, 2004]. Возможности человека по приему и переработке информации с позиций когнитивной психологии описываются с помощью различных функциональных моделей структуры памяти пользователя, механизмов процесса мышления и других познавательных процессов [Величковский, 2006; Зинченко, 2000].
Постановка проблемы
и программа исследования
Значительное увеличение информационных потоков, развитие и внедрение электронных технологий в делопроизводство повлияли на переход к безбумажному документообороту во многих органах исполнительной власти РФ. Изменение характера работы с документацией вызвало определенные трудности, связанные с обеспечением эффективности и надежности деятельности в процессе межведомственного взаимодействия. В крупные управленческие организации ежедневно поступают сотни документов. Ошибки, возникающие при сортировке и попадании документов в непрофильные подразделения, нередко приводят к нарушению сроков и серьезным задержкам в реализации важных правительственных указов и проектов. Для сбора, распределения, архивирования и т.д. документов в таких организациях используются системы электронного документооборота [Баканова, 2007]. Практика показывает, что существует не только необходимость совершенствования подобного рода автоматизированных систем, но и необходимость осуществлять подбор кадров, способных наиболее эффективно работать на их основе. Специалисты данного профиля должны не только хорошо представлять общую структуру и специфику работы отдельных ведомственных подразделений, уметь анализировать и распределять входящие документы, но и располагать навыками пользования компьютерными программами и современными техническими средствами, помогающими решать поставленные задачи, обладать определенными способностями и индивидуально-личностными качествами [4; 30 и др.].
Целью представленной работы явилось изучение взаимосвязей между когнитивно-стилевыми особенностями субъектов трудовой деятельности и эффективностью выполнения заданий при работе с электронной документацией. Предполагаемые взаимозависимости схематически представлены на рисунке.

Рис. Схематическое изображение взаимосвязей показателей когнитивных стилей с критериями эффективности работы с электронной документацией: ПЗ/НПЗ — полезависимость/ поленезависи- мость; И/Р — импульсивность/ рефлективность; УДЭ/ШДЭ — узкий/широкий диапазон эквивалентности
По мнению ряда ученых, именно когнитивные стили в значительной степени определяют индивидуальные способы переработки информации, участвуют в процессе выбора и принятия решений в трудовой деятельности, регулируют аффективные и поведенческие аспекты активности человека [21; 31; 33 и др.]. Показана важная роль когнитивно-стилевых особенностей субъекта труда в реализации деятельности, предполагающей самостоятельность и ответственность при принятии решений, особенно в ситуациях с высокой степенью неопределенности. При этом подчеркивается роль когнитивных стилей в качестве системообразующих (интегрирующих, узловых) факторов в процессе осуществления выбора [Карпов, 2000]. В работах М.А. Холодной, И.П. Шкуратовой и других исследователей было также показано, что при выполнении заданий по сортировке объектов «аналитики» (стиль «узкий/широкий диапазон эквивалентности» — полюс узости диапазона эквивалентности) значительно чаще опираются на явные формальные признаки объектов, тогда как «синтетики» (полюс широты диапазона эквивалентности) учитывают и дополнительные, неявные взаимозависимости между объектами [Холодная, 2004; Шкуратова, 1994]. Согласно результатам исследований, проведенных Т.Н. Брусенцовой, В.А. Колга и другими учеными, когнитивные стили оказывают влияние на качество работы с текстами, что позволяет некоторым индивидам получать определенные преимущества при выполнении заданий, например, когда нужно переструктурировать (реорганизовать) определенный текст [11; 24 и др.].
Процедура и методы исследования.
В представленном исследовании моделировалась деятельность сотрудников ведомств, в задачу которых включено ознакомление с содержанием входящих документов, их анализ и оценка с целью определения государственных структур, в которые конкретный документ должен быть передан для дальнейшей работы [Баканов, 2014].
Экспериментальное исследование включало три этапа (табл. 1).
Таблица 1
Схема экспериментального исследования

На первом этапе эксперимента использовался специально разработанный программный комплекс, воспроизводящий основные принципы работы системы электронного документооборота в ходе поступления и перераспределения текстовых документов. Для предъявления испытуемым был подготовлен набор текстов, аналогичных тем, с которыми работают в госучреждениях в системах документооборота.
На втором этапе работа с документацией осуществлялась с добавлением программного модуля, реализующего функции системы поддержки принятия решений. Данный модуль позволял осуществлять предварительную обработку текстов методом контент-анализа на базе использования специально разработанного словаря (тезауруса). При этом в тексте, с которым работал испытуемый, опорные слова на экране компьютера выделялись цветом. То есть применение модуля позволяло визуализировать посредством выделения ключевых слов цветом структуру документа, с которым имел дело испытуемый [Баканов, 2013].
В ходе первого и второго этапов исследования испытуемый просматривал тексты документов, после прочтения которых принимал решение об их предназначении. Экспериментатор наблюдал и фиксировал (в том числе и в формате *.mpeg) траекторию движения взора испытуемого, как в процессе чтения текста, так и в процессе принятия решения. Регистрация движения взора осуществлялась с использованием специализированного оборудования SMI. После каждого принятого решения по конкретному документу участникам эксперимента предъявлялись (также на мониторе компьютера) вопросы двух типов. К вопросам первого типа относились вопросы по поводу адресата, которому данный документ должен быть направлен для исполнения. Вопросы второго типа предполагали выявление альтернативных получателей данного документа.
На III этапе исследования с участниками проводилась беседа, в ходе которой уточнялись причины принятия решений в каждом конкретном случае, а также проводилось психологическое тестирование, направленное на выявление индивидуально-стилевых особенностей испытуемых.
В исследовании изучались следующие когнитивные стили:
— стиль «полезависимость/ поленеза- висимость», традиционно рассматриваемый как способ индивида решать перцептивные задачи, наличие «способности преодолевать сложноорганизованный контекст» (согласно Г. Уиткину) [34 ];
— стиль «узкий /широкий диапазон эквивалентности», отражающий преимущественную ориентацию индивида на черты сходства или различия классифицируемых объектов, их явные или скрытые признаки;
— стиль «импульсивность/рефлек- тивность», характеризующий индивидуальные различия в скорости и правильности принимаемых решений в ситуациях неопределенности и наличия множества альтернатив.
Для диагностики когнитивно-стилевых особенностей применялись следующие методики: 1) методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина (оценка поле- зависимости/поленезависимости, индивидуальный вариант); 2) методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера и В. Колги (оценка узости/широты диапазона эквивалентности); 3) методика «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана (оценка импульсивности/ре- флективности как когнитивного темпа принятия решения) [Колга, 1976; Холодная, 2004].
Для оценки успешности деятельности использовались следующие показатели: 1) время чтения текста; 2) коэффициент использования опорных слов; 3) время ответа на вопросы; 4) коэффициент правильности ответа; 5) коэффициент уверенности принятия решения.
В исследовании приняли участие сотрудники ведомств, студенты, аспиранты, преподаватели вузов. Всего обследовано 60 человек, средний возраст — 27 лет.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ SPSS. При оценке достоверности различий применялись Т- критерий Стьюдента, U-критерий Манна—Уитни. Для оценки взаимосвязей между переменными использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования
и их обсуждение
В табл. 2 представлены результаты сравнительного анализа средних показателей, характеризующих успешность выполнения заданий испытуемыми на первом и втором этапах эксперимента. Сопоставлялись показатели эффективности работы испытуемых, полученные при сортировке документов в обычном режиме работы, с показателями успешности, зафиксированными по итогам работы в режиме подключения программного модуля, позволяющего визуализировать структуру документа и обозначить ключевые слова цветом.
Таблица 2
Сравнение успешности работы испытуемых с документами на I и II этапах исследования

Как видно из табл. 2, статистически значимые различия касаются, прежде всего, скорости чтения предъявляемых текстов. Выявлено, что в ситуации визуализации структуры документа с помощью выделения цветом опорных слов испытуемые быстрее просматривают документ и принимают решение относительно департамента его предназначения. То есть, мы выяснили, что сортировка документации в данном случае осуществляется значимо более быстрыми темпами. Анализ результатов показывает также, что при работе испытуемых в режиме использования модуля поддержки наблюдается тенденция к сокращению времени, необходимого для ответа на вопросы, предъявляемые на мониторе (показатель успешности «время ответа на вопросы»). Кроме того, в ситуации работы с «подсказкой» отмечается рост «коэффициента уверенности принятия решения».
Таким образом, опираясь на результаты сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что визуализация структуры документа и выделение опорных слов цветом отражается на скорости выполнения заданий по сортировке документов в сторону увеличения темпа работы испытуемых. Показано также, что введение на втором этапе программного модуля приводит к повышению степени субъективной уверенности исполнителей в результатах своей деятельности.
Результаты корреляционного анализа критериев успешности деятельности с социально-демографическими характеристиками обследованных представлены в табл. 3.
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи критериев эффективности деятельности
с характеристиками социально-демографического статуса

Анализ таблицы интеркорреляций позволяет говорить о следующих взаимозави- симостях. Показано, что чем больше опыт работы в сфере делопроизводства, тем меньше время, в течение которого испытуемые просматривают текст документа, предъявленного на экране компьютера, и меньше время, затрачиваемое на принятие решения относительно выбора структур, которым данный документ следует перенаправить для дальнейшей работы. Напротив, «коэффициент правильности ответов» находится в прямо пропорциональной зависимости с показателем «опыт работы». То есть испытуемые, имеющие опыт работы с документацией, чаще решают задачи правильно («отправляют» документы нужным адресатам в соответствующие ведомства). Следует также отметить, что статистическая обработка данных не только позволила выявить взаимосвязь «коэффициента правильности ответов» с наличием опыта работы в сфере делопроизводства — этот факт вполне ожидаем и закономерен, но также установить, что при подключении модуля, выделяющего опорные слова на втором этапе эксперимента, правильность ответов испытуемых увеличивается. Введение модуля поддержки помогает, прежде всего, «новичкам», т.е. индивидам, которые ранее не сталкивались с заданиями по классификации документов. Выявлено также, что скорость выполнения заданий выше у женщин, однако мужчины чаще дают правильные ответы.
Результаты корреляционного анализа критериев успешности деятельности с показателями когнитивных стилей представлены в табл. 4.
Таблица 4
Корреляционные взаимосвязи критериев эффективности деятельности
с показателями когнитивных стилей (коэффициент Спирмена)

Примечание. Критерии эффективности деятельности: 1 — время чтения текста; 2 — время ответа на вопросы типа 1; 3 — коэффициент правильности ответа 1; 4 — коэффициент уверенности принятия решения 1; 5 — время ответа на вопросы типа 2; 6 — коэффициент правильности ответа 2; 7 — коэффициент уверенности принятия решения 2.
Как видно из табл. 4, показатели когнитивных стилей имеют множественные взаимосвязи с критериями успешности деятельности. Следует также отметить, что наибольшее число значимых взаимо- зависимостей наблюдается между успешностью деятельности по сортировке документов и когнитивным стилем «уз- кий/широкий диапазон эквивалентности» ( УДЭ/ШДЭ).
Анализ коэффициентов интеркорреляций данного стиля с характером выполнения заданий показывает, что чем больше широта диапазона эквивалентности («синтетичность»), тем выше такие критерии эффективности деятельности, как «коэффициент правильности ответов» и «коэффициент уверенности принятия решения». То есть «синтетики» по сравнению с «аналитиками» на всех этапах обследования лучше справляются с заданиями по сортировке документации, у них выше степень уверенности в правильности своих действий. Тем не менее, после выделения опорных слов на втором этапе эксперимента отмечается усиление взаимосвязей между показателями когнитивного стиля «уз- кий/широкий диапазон эквивалентности» и коэффициентами правильности ответов и уверенности принятия решения. Анализ полной матрицы интеркорреляций выявил наличие значимых взаимозависимостей между показателями стиля «узкий/широ- кий диапазон эквивалентности» (такими как «время сортировки» и «максимальное число объектов в группе») и «коэффициентом использования опорных слов» испытуемыми. Данный факт позволяет говорить о том, что в процессе работы «синтетики» (полюс широты диапазона эквивалентности) активно используют подсказку, которая способствует повышению успешности их деятельности.
Относительно взаимосвязей когнитивного стиля «полезависимость/полене- зависимость» (ПЗ/ПНЗ) выявлено, что чем больше поленезависимость ( показатели «время ответа» и «количество ошибок»), тем больше показатель «правильности ответа». Установлено также, что на втором этапе исследования «полезависимые» индивиды во время работы с текстом в большей степени используют опорные слова, по сравнению с «поленезависимыми» участниками исследования. Показано, что степень «поленезависимости/полезависимости» тесно связана с «коэффициентом уверенности принятия решения», при этом у «полезависимых» индивидов степень уверенности в правильности выполненного ими задания повышается при введении опорных слов.
Что касается когнитивного стиля «импульсивность/ рефлективность» (И/Р), то на основе данных, представленных в табл. 4, можно утверждать, что участники эксперимента, совершающие большое число ошибок при выполнении теста Гарднера-Колги (более «импульсивные»), имеют и значимо более низкие «коэффициенты правильности ответов» во время работы без опоры на выделенные слова. Введение модуля и использование опорных слов во второй серии эксперимента отражается лишь на работе более «импульсивных» испытуемых. Выявлено, что, с одной стороны, темп выполнения заданий по сортировке документов у более «импульсивных» участников ускоряется, с другой стороны, просматривается некоторая тенденция к снижению качества выполнения заданий.
Заключение
Обработка и анализ материалов экспериментального исследования позволили обнаружить статистически достоверные корреляционные взаимозависимости когнитивных стилей с эффективностью выполнения заданий по работе с электронной документацией. Показано, что успешность деятельности по сортировке документов наиболее тесно связана с такими когнитивными стилями, как «широкий/узкий диапазон эквивалентности» и «полезависимость/поленезави- симость».
Наиболее качественно с заданиями по классификации документов и определению необходимых получателей (ведомств-исполнителей) справляются индивиды, имеющие широкий диапазон эквивалентности («синтетики»), по сравнению с индивидами, обладающими стилевыми свойствами, характеризующими узкий диапазон эквивалентности («аналитиками»). Установлено также, что «поленезависимые» индивиды демонстрируют лучшие результаты деятельности по отношению к «полезависимым». Однако в условиях использования системы поддержки принятия решений скорость работы «полезависимых» испытуемых повышается.
В целом по итогам исследования можно констатировать, что использование специализированного экспериментального комплекса, моделирующего основные принципы работы системы электронного документооборота при обработке и распределении текстовых документов, отражается на степени надежности выполнения заданий участниками исследования. Визуализация структуры текста и выделение опорных слов помогают более эффективно решать задачи, связанные с классификацией документов. Показано, что рост показателей эффективности деятельности, включая такой индикатор, как степень субъективной уверенности в правильности принятого решения, в большей степени отмечается у «новичков», не имеющих опыта работы. Разработанный программный комплекс может иметь определенное практическое применение. Его можно использовать при обучении начинающих специалистов в области делопроизводства, а также на курсах переподготовки и повышения квалификации ведомственных работников.