Социальные представления подростков, склонных к риску

3630

Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь у подростков склонности к рисковому поведению и особенностей социальных представлений. Показано распределение подростков по уровням склонности к риску. Обнаружены значимые связи между высоким уровнем склонности к риску и низкими показателями совестливости, низкой ориентацией на социальные аксиомы (религиозность), низким стремлением к упорядоченности мира, отсутствием веры в персональный справедливый мир. Одновременно показано, что воздерживающиеся от риска подростки отличаются высокой потребностью в упорядоченности мира и ориентацией на универсальные социальные правила.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, риски , склонность к рисковому поведению, социальные представления, социальные аксиомы, вера в справедливый мир, совестливость, эмоциональный интеллект

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдулова Т.П., Мотылева Л.А. Социальные представления подростков, склонных к риску // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 2. С. 105–116.

Фрагмент статьи

Склонность к риску является как личностным, так возрастным и социаль­ным феноменом, который проявляется в связи с определенными типологически­ми особенностями, но неизбежно нарастает в подростковом возрасте и юности, а также трансформируется в зависимости от социальной среды и обстоятельств со­циализации личности.

Литература

  1. Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43—52.
  2. Башкина Ю.Д., Посохова С.Т. Личностный смысл чувства риска у подростков // Ананьевские чтения — 2007: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой Издательство С.-Петербурского университета. СПб., 2007. 691 с.
  3. Бойд Дж., Зимбардо Ф. Парадокс времени. Спб.: Речь. 2010. 352 с.
  4. Васильева И.В. Организационно-психологическая диагностика. М.: Флинта. 2013. 136 с.
  5. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ. 2008. 480 с.
  6. Емельянова Т.П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги послед­него десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. N 6. С. 39—47.
  7. Ильин Е.П. Психология риска. СПб.: Питер. 2012. 288 с.
  8. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии. Психоло­гический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 3—14.
  9. Нартова­Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливос­ти в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологи­ческий журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 16—32.
  10. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Исследование социальных аксиом: структура и вза­имосвязи с социально-экономическими установками россиян // Психология. Жур­нал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4. С. 135—143.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, МПСИ, Прогресс. 2006. 352 с.
  12. Dalbert C. Belief in a just world, well-being, and coping with an unjust fate // Responses to victimizations and belief in a just world / Eds. L. Montada, M.J. Lerner. N.Y.: Plenum Press. 1998. P. 87—105.
  13. Dalbert C. The justice motive as a personal resource: Dealing with challenges and crit­ical life events. N.Y.: Plenum Publishers. 2001. 178 p.
  14. Lerch H.J. Zum Zusammenhangzwischen Entscheidungsverhalten bei einer Bernulli-Befragung und Factoren der Riskobereitschaft // Psychologische Beitrage. 1994. Р. 575—586.
  15. Lerner M.J., Miller D.T. Just world research and the attribution process: Looking back and ahead // Psychological Bulletin. 1978. Vol. 85. P. 1030—1051.
  16. Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural per­spective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. Vol. 36. P. 119—197.
  17. Strelan P., Sutton R.M. When just-world beliefs promote and when they inhibit for­giveness // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 50. P. 163—168.
  18. Sutton R.M., Douglas K.M., Wilkin K., Elder T.J., Cole J. M., Stathi S. Justice for whom, exactly? Beliefs in justice for the self and various others // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 38. P. 528—541.
  19. Zuckerman M. Are you a risk-taker? // Psychology Today. 2000. Vol. 33, Р. 52—57.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Мотылева Лера Александровна, Директор, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1106», e-mail: Mla-72@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4668
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3630
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1