Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей

1249

Аннотация

Исследуются особенности выбора зрителями киножанров с разными динамическими характеристиками с учетом субъективного восприятия насыщенности жизни во временной перспективе. Студентам, участникам исследования, предлагалось выбрать из 16 фильмов тот, который они в данный момент вре- мени предпочли бы посмотреть. Данный список был предварительно составлен на основании оценок 187 популярных у студентов фильмов. Отобранные фильмы имели статистически-значимые различия по временным и динамическим характеристикам и были хорошо узнаваемы респондентами исследуемой выборки в количестве 60 человек. Студентам также предлагалось дать оценку насыщенности собственной жизни во временной перспективе. Анализ полученных результатов выявил, что предпочтение студентами тех или иных художественных фильмов носит компенсаторный характер. Восприятие своей жиз- ни как скучной и бедной событиями определяет выбор динамичных фильмов со стимуляцией непроизвольного внимания за счет ориентировочного рефлекса и актуализации базовых потребностей. Восприятие своей жизни как динамичной и наполненной переживаниями способствует выбору в пользу обстоятельного киноповествования и стимуляции произвольного внимания за счет актуализации в процессе кинопросмотра социальных потребностей.

Общая информация

Ключевые слова: временная перспектива, оптимальный диапазон эмоционального напряжения, контент-анализ (КА), психологически напряженное событие, художественный фильм

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070309

Для цитаты: Воскресенская Н.Г. Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 121–134. DOI: 10.17759/sps.2016070309

Фрагмент статьи

Художественные фильмы способны корректировать настроение зрителя. Ряд исследователей предполагают, что выбор зрителя часто носит компенсаторный характер, заменяя недостающие в жизни эмоции, помогая расслабиться или снять излишнее возбуждение [12; 13; 15; 19].

Литература

  1. Брайант, Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. М.: Издатель- ский Дом «Вильямс», 2004. С. 377—390.
  2. Воскресенская Н.Г. Социально-психологическая характеристика любителей определенных киножанров // Вопросы психологии. 2015. № 2, С. 78—87.
  3. Зейгарник Б.Ф. Теория поля Курта Левина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 118 с.
  4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  5. Кирилова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический Проект; Культура, 2008. 496 с.
  6. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф.Зимбардо (ZIPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. 2008. № 4. С. 67—89.
  7. Молчанов А. Букварь сценариста. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
  8. Неяскина Ю.Ю., Мазуркевич А.В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (23). С. 94—105.
  9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леон- тьева. М.: Смысл. 2004. 608 с.
  10. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 105—167; С. 299—316.
  11. Толстых Н.Н. Время думать о будущем // Мир психологии. 2013. № 2. С. 96—107.
  12. Bartsh A. Emotional Gratification in Entertainment Experience. Why Viewers of Movies and Television Series Find it Rewarding to Experience Emotions // Media Psy- chology. 2012. Vol. 15, I. 3. P. 267—302. doi: 10.1080/15213269.2012.693811
  13. Bryant J., Zillmann D. Using television to alleviate boredom and stress // Journal of Broadcasting. 1984. № 28. P. 1—20.
  14. Frank L.K. Time perspective // Journ. of Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293—312.
  15. Knobloch-Westerwick S. Mood management: Theory, evidence, and advancements //
  16. J. Bryant & P. Vorderer (еds.). Psychology of entertainment. Mahwah, NJ: Lawrence Erl- baum Associates. 2006. Р. 239—254.
  17. Petty R.E., Cacioppo J.T. The Effects of Involvement on Responses to Argument Quan- tity and Quality: Central and Peripheral Routes to Persuasion // Journ. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 4. № 1. P. 69—81.
  18. Rooney В., Hennessy E. Actually in Cinema: A Field Study Comparing Real 3D and 2D Movie Patrons’ Attention, Emotion, and Film Satisfaction // Media Psychology. 2013. № 16. Р. 441—460. doi: 10.1080/15213269.2013.838905
  19. Zillmann D. Mood management through communication choices // American Behav- ioral Scientist. 1988. № 31(3). P. 327—340. doi: 10.1177/000276488031003005
  20. Zillmann D., Hezel R.T. & Medoff N.J. The effect of affective states on selective expo- sure to televised entertainment fare // Journal of Applied Social Psychology. 1980. № 10. Р. 323—339. doi: 10.1111/j.1559-1816.1980.tb00713.x

Информация об авторах

Воскресенская Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-политических коммуникаций, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ФГБОУ ВПО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4979-5989, e-mail: navoskr@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2638
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1249
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0