Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения

2780

Аннотация

В статье рассматривается зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения, анализируются различные точки зрения исследователей на проблему. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных и поведенческих особенностей игроков, которое позволило обнаружить статистически значимые различия по таким характеристикам, как локус контроля (интернальность/экстернальность) и копинг-поведение. В груп- пе игроков уровень интернальности оказался ниже, чем в контрольной группе, а частота выбора копинг-стратегии избегания — выше. Также была обнаружена взаимосвязь между этими показателями: уровень интернальности отрицатель- но коррелирует с частотой выбора стратегии избегания. Эти данные позволяют говорить о том, что в основе формирования аддиктивного поведения, в частности зависимости от компьютерных онлайн-игр, может лежать такой фактор, как осознание степени ответственности за свою жизнь, возможности влиять на ее течение. Данные результаты открывают новые перспективы для последующего исследования проблемы компьютерной и интернет-зависимости. Помимо эмпирических данных, полученных в результате авторского исследования, в работе анализируются известные теоретические концепции и практические работы в области интернет-зависимости, копинг-поведения и локуса контроля.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-зависимость, копинг-поведение, копинг-стратегии, локус контроля, интернальность, экстернальность, межличностное взаимодействие

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070308

Для цитаты: Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105–120. DOI: 10.17759/sps.2016070308

Фрагмент статьи

Существует также представление, будто бы сами игры созданы с применением некоторых психотехник, формирующих привыкание к ним. Журналисты и популярные психологи пугают обывателей провокационными статьями [19], искажая факты и преувеличивая возможный вред от этого вида развлечений. Тем не менее, научных исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть опасность компьютерных игр для человека, также не существует.

Литература

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на лич- ность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 432 с.
  2. Белинская Е.П. Взаимосвязь Интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. С. 188—197.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  4. Бурова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме // Интернет-зави- симость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскун- ский. М.: Акрополь, 2009. С. 101—111.
  5. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 126—132. URL: http:// www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy_1999.pdf (дата обращения: 22.06.2016).
  6. Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: дисс. … канд. философ. наук. Омск, 2008.
  7. Гутман И.Е. Компьютерные виртуальные игры: культурно-антропологические аспекты анализа: дисс. …канд. философ. наук. СПб., 2009.
  8. Запесоцкая И.В., Никишина В.Б. Состояние зависимости: метапсихологический подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62045.shtml (дата обращения: 22.06.2016).
  9. Корсакова Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности [Электронный ресурс] // ТРУДЫ СГА. 2010. № 8. URL: http://www.edit. muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (дата обращения: 22.06.2016).
  10. Кутузова Д.А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юно- шеском возрасте: Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001» [Электронный ресурс] // URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/ lomonosov/2001/index.html (дата обращения: 22.06.2016).
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2011. 352 с.
  12. Литинская Д.Г. Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. 1 (Гуманитарные науки). URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_1g/69. pdf (дата обращения: 22.06.2016).
  13. Маринова Т.Ю., Зарецкая О.В. Социально-психологические аспекты зависимо- сти от компьютерных многопользовательских ролевых онлайн-игр // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. C. 109—119. doi:10.17759/sps.2015060308
  14. Методика «Индикатор копинг-стратегий» [Электронный ресурс] // URL: http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B9%C2%BB#.D0.A1.D1.81.D1.8B.D0.BB.D0.BA.D0.B0 (дата обращения: 22.06.2016).
  15. Методика «Уровень субъективного контроля» [Электронный ресурс] // URL: http://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%C2%AB%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F%C2%BB (дата обращения: 22.06.2016).
  16. Шайдулина А.Ф. Сравнительное исследование особенностей ближайшего окру- жения пациентов, страдающих патологической склонностью к азартным играм, и па- циентов с компьютерной зависимостью // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. C. 237—250.
  17. Hopson J. Behavioral Game Design [Электронный ресурс] // URL: http://www.gamasutra.com/view/feature/131494/behavioral_game_design.php (дата обращения: 22.06.2016).
  18. Shokrizade R. The Top F2P Monetization Tricks [Электронный ресурс] // URL: http://www.gamasutra.com/blogs/RaminShokrizade/20130626/194933/The_Top_ F2P_Monetization_Tricks.php (дата обращения: 22.06.2016).
  19. Wong D. 5 Creepy Ways Video Games Are Trying to Get You Addicted [Электронный ресурс] [Поймать на крючок по науке] / Пер. И. Якутенко // URL: http://lenta.ru/ columns/2010/08/11/games/ (дата обращения: 22.06.2016).
  20. Young K.S. When Gaming becomes an Obsession: Help for Parents and their Children to treat Online Gaming Addiction [Электронный ресурс] // URL: http://netaddiction. com/articles/Online%20Gaming%20Treatment.pdf  (дата  обращения:  22.06.2016).

Информация об авторах

Зарецкая Ольга Владимировна, магистрант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ovzaretskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6352
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2780
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8