Введение
Подростковый возраст – это небольшой в хронологическом плане период жизни, но при этом включающий значительные изменения в физиологии, социальном и психологическом развитии. В силу особой уязвимости данного возраста происходящие изменения могут быть стрессовыми для подростков. Недостаточно эффективные стратегии преодоления стрессовых событий, сформированные к подростковому возрасту, могут усугубить потенциально нездоровые последствия этих событий и закрепиться в модели поведения. Стрессовые события могут быть как объективными (болезнь, развод родителей, смерть близкого, разрыв отношений с друзьями и т.д.), так и субъективными (субъективная оценка стрессогенности самого события, представленная в индивидуальном сознании).
Субъективная оценка стрессовых событий зависит от актуальности трудных жизненных ситуаций для подростков, от когнитивного представления о них и способствует выбору тех или иных копинг-стратегий. Как пишет С.К. Нартова-Бочавер, «стресс – это, в первую очередь, индивидуальное его восприятие и выработка личных способов совладания с ним; это часть не только социального дискурса, но также – личного нарратива (…) люди практически обречены на совладание со стрессом, но у каждого – своя траектория» [Нартова-Бочавер, 2023, с. 9]. Своя траектория совладания и у подростков. Так, в исследовании с использованием качественных методов обнаружено, что ведущими стратегиями у детей и подростков являются: отвлечение, решение проблем и помощь друзей. Но подростки все же чаще детей используют стратегию решения проблем [Харламенкова, 2023]. Вводится понятие «копинг-благополучие» как особая траектория совладания со стрессом у молодого поколения, позволяющая легко адаптироваться к стрессовым ситуациям и основанная на обращении за социальной, эмоциональной и инструментальной поддержкой на основе хорошо развитой цифровой компетентности и позитивного опыта пребывания в сети [Маленова, 2023]. Считается, что от детства к подростковому возрасту важное значение приобретают отношения со сверстниками, что выступает источником формирования такой копинг-стратегии, как обращение за поддержкой. На фоне усиления эмоциональных переживаний развиваются стратегии выражения и регуляции эмоций. Повышенная способность подростков к рефлексии способствует развитию дополнительных стратегий когнитивной регуляции эмоций и лучшему контролю за их выражением. В целом показано, что репертуар копинг-стратегий к подростковому возрасту существенно расширяется [Bourduge, 2022; Compas, 2017; Sveinbjornsdottir, 2008; Vucenovic, 2023], и это могут быть как эффективные, так и недостаточно эффективные копинг-стратегии: подростки как бы проверяют, какие из используемых копинг-стратегий окажутся наиболее продуктивными.
Исследование многомерности и разнообразия совладающего поведения подростков важно с точки зрения разработки успешных программ психологической помощи. Для этого необходимы точные, валидные и надежные инструменты оценки типов стрессовых ситуаций и соответствующих копинг-стратегий подростков. Выделены четыре критерия, касающиеся выбора инструментов, которые будут использоваться для научно обоснованной оценки копинг-стратегий подростков: 1) показатели должны соответствовать теоретической модели и 2) основным психометрическим стандартам (надежности и валидности), 3) должны быть полезными (например, простота и краткость), 4) формулировки утверждений должны соответствовать возрастному развитию [Labelle, 2015].
Для изучения копинг-стратегий разработано множество инструментов, но не все из них соответствуют выше описанным критериям. Например, Adolescent Coping Scale (ACS) содержит 79 пунктов и один открытый вопрос, что делает его достаточно трудоемким. Данный опросник адаптирован в России для подростков (α Кронбаха по шкалам от 0,46 до 0,86) [Крюкова, 2010]. Наиболее часто используемые инструменты включают также следующие [Orth, 2022]: А-СОРЕ (54 пункта и 12 шкал); СОРЕ (60 пунктов, 15 шкал) и Brief COPE (28 пунктов), адаптированные для взрослых, но часто используемые для изучения копинг-стратегий подростков от 13 до 19 лет в разных странах; опросник стратегий преодоления для школьников от 8 до 12 лет SCSI (26 пунктов и 3 шкалы); «Анкета реакций на стресс» (RSQ) для детей и подростков от 7 до 17 лет (57 пунктов и 5 шкал); «Контрольный список детских стратегий преодоления стресса» (CCSC) для детей в Kidcope (11 пунктов в оригинале).
Как видим, в мировой практике разработано множество инструментов измерения копинг-стратегий подростков, однако не все из них соответствуют требованиям теоретической модели, основным психометрическим стандартам, краткости с одновременным выявлением многообразия и широты репертуара копинг-стратегий. Некоторые инструменты, предназначенные для детей, например, SCSI, используются и для подростков. Другие, имея хорошие психометрические показатели, разработаны для взрослых, но используются для подростков (например, СОРЕ и Brief COPE). В некоторых случаях для сокращения времени на проведение исследования из полного варианта СОРЕ берется только часть субшкал [Vannucci, 2019]. Такой интерес к широкому использованию опросников СОРЕ [Carver, 1989] и Brief COPE [Carver, 1997] для подростков оправдан тем, что они, в первую очередь, имеют хорошую теоретическую основу, во вторую – достаточно широкий диапазон копинг-стратегий, объединяющихся в разнообразные копинг-стили. Теоретической основой этих методик является когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом [Lazarus, 1984] и модель поведенческой саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера [Carver, 1981]. В отличие от многих созданных эмпирическим путем диагностических инструментов, методика СОРЕ основана на теоретических предположениях о факторах, которые способствуют и/или препятствуют продуктивному совладанию.
Безусловно, научные достижения в области преодоления трудностей подростками в перспективе будут расширяться, поэтому особое внимание нужно уделить соответствующему этому возрасту надежному и валидному инструментарию. Вместо разработки новых инструментов, которых уже достаточно для подростков, как пишет C. Garcia [Garcia, 2010], необходимо сосредоточиться на адаптации уже существующих. Наибольшее внимание исследователей всего мира, как было показано выше, привлекают шкала СОРЕ [Carver, 1989] и ее сокращенный вариант Brief COPE [Carver, 1997]. В России адаптированы два варианта полной версии СОРЕ [Гаранян, 2010; Рассказова, 2013] и созданы новые краткие версии: СОРЕ-32 [Voronin, 2020], СОРЕ-30 для взрослых [Одинцова, 2022].
Разработан краткий вариант СОРЕ-А для подростков [Marakshina, 2023], включающий 29 пунктов и 6 субшкал: Обращение к религии (4 пункта), Избегание (9 пунктов), Проблемно-ориентированное преодоление трудностей (5 пунктов), Социально-эмоциональная поддержка (4 пункта), Принятие (4 пункта), Юмор (3 пункта). Признавая высокий уровень данной работы, отметим, что статья опубликована на английском языке, что может ограничить широкое использование данного инструмента в России. Кроме того, не дифференцированы крайне важные для подросткового возраста субшкалы: позитивное переформулирование и личностный рост; активное совладание; мысленный уход от проблемы, отрицание, поведенческий уход, сдерживание, использование эмоциональной социальной поддержки, использование инструментальной социальной поддержки, планирование. Данные ограничения мотивировали нас на продолжение работы по адаптации СОРЕ-30 для подросткового возраста. Мы стремились сохранить все 15 субшкал, понимая, что репертуар копинг-стратегий к подростковому возрасту существенно расширяется. Кроме того, наряду с 15-ю субшкалами, позволяющими обнаружить разнообразие копинг-стратегий в подростковом возрасте, на основании СОРЕ-30 можно выделить и наиболее часто используемые копинг-стили, что значительно расширяет возможности нового инструмента.
Как видим, существует потребность в инструменте с небольшим перечнем пунктов, но достаточно большим и разнообразным количеством субшкал для проведения исследований подростков разных, в том числе уязвимых, групп для выстраивания практики психологической помощи. Все это определило цель нашего исследования: разработка сокращенной версии опросника СОРЕ – СОРЕ-30А, оценка психометрических свойств, апробация на выборке российских подростков.
Метод
- Процедура исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе подростки (выборка 1 (подготовительная), N=338) заполняли полную форму опросника СОРЕ и указывали пол и возраст. Далее, для отбора наилучших и удаления наихудших по статистическим показателям пунктов проводился статистический анализ психометрических свойств всех пунктов и шкал опросника, подробно описанный в [Одинцова, 2022]. На основании этого анализа были проверены предположения о том, что и в подростковой выборке можно сократить опросник СОРЕ в два раза без потери его психометрических и диагностических характеристик. Опрос проводился с помощью Google-форм. Исследование было анонимным и добровольным и занимало от 10 до 15 минут.
На втором этапе сокращенная и переработанная форма опросника была протестирована на второй выборке подростков (выборка 2 (основная), N=1718) и добавлены две методики для проверки внешней валидности. Исследование было анонимным и добровольным и занимало до 20 минут. На этом этапе дополнительно были включены вопросы о социо-демографических характеристиках респондентов (пол, возраст, место проживания и т.д.). Данные второго этапа были собраны через интернет с помощью форм в системе Анкетолог. Все данные второго периода представлены в репозитории психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA [Одинцова].
Выборки исследования. Выборка 1 (подготовительная). В первом исследовании приняли участие 338 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст 16±1 лет, медиана 16 лет), 97 (28,4%) человек из которых были женского пола. Эти подростки заполняли полный взрослый вариант опросника СОРЕ (60 пунктов).
Выборка 2 (основная). В исследовании приняли участие 1718 подростков из разных регионов Российской Федерации (53,8% женского пола). Возраст респондентов в среднем составил 14±1 лет (медиана=14 лет). Эти подростки отвечали на вопросы краткого подросткового варианта опросника СОРЕ-30А (30 пунктов), шкалы удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ), опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» и анкеты.
Методики исследования. Для оценки копинг-стратегий использовалась краткая версия методики СОРЕ-30 [Одинцова, 2022]. Несколько вопросов были модифицированы для подросткового возраста: вопрос 14 «Я принимаю лекарства, чтобы поменьше думать о проблеме» вместо «Я выпиваю или принимаю лекарства, чтобы поменьше думать о проблеме»; вопрос 26 «Я принимаю успокоительные, потому что это помогает мне преодолеть проблему» вместо «Я принимаю алкоголь или успокоительные, потому что это помогает мне преодолеть проблему»; вопрос 20 «Я смотрю телевизор или погружаюсь в интернет, чтобы меньше думать о проблеме» вместо «Я иду в кино или смотрю телевизор, чтобы меньше думать о проблеме». Полный текст опросника с ключами приведен в Приложении.
- Для проверки внешней валидности использовались две методики: Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) [Сычев, 2018] и Многомерная шкала школьной вовлеченности [Фомина, 2020].
Статистический анализ включал описательную статистику, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ и вычисление альфы Кронбаха для проверки внутренней согласованности и структуры опросника, корреляционный анализ для проверки внешней валидности.
Результаты и обсуждение
Результаты стандартной проверки внутренней согласованности опросников СОРЕ представлены в табл. 1. Они показывают, что внутренняя согласованность краткой версии, рассчитанная для выборки 1, мало отличается от внутренней согласованности, рассчитанной для полной версии. Альфы Кронбаха, естественно, получаются ниже из-за уменьшения количества пунктов, но при этом соотношение показателей внутренней согласованности разных шкал сохраняется: она традиционно ниже для шкал 2 и 10 и выше, например, для шкал 7 и 8, что согласуется и с результатами других исследований [Гаранян, 2010; Одинцова, 2022; Рассказова, 2013].
При этом результаты конфирматорного факторного анализа гораздо лучше для краткой версии: если для полной версии они показывают в лучшем случае приемлемое соответствие (RMSEA=0,05; CFI=0,85; SRMR=0,07), то для краткой версии – хорошее либо отличное соответствие (RMSEA=0,03; CFI=0,97; SRMR=0,04), что говорит о том, что краткая версия СОРЕ-30А в некоторых аспектах лучше полной. Результаты, полученные для выборки 2 (основной), подтверждают это (табл. 2): внутренняя надежность всех шкал оказалась достаточно высока (не менее 0,55), а результаты КФА сходны с результатами, полученными на выборке 1 (подготовительной).
Таблица 1. Показатели внутренней согласованности методик СОРЕ и СОРЕ-30А для подростков (α Кронбаха и индексы соответствия конфирматорного факторного анализа)
|
Копинг-стратегии |
α Кронбаха |
||
|
Выборка 1 (подготовительная) N=338 |
Выборка 2 (основная) N=1718 |
||
|
Полная версия |
Сокращенная версия СОРЕ-30А |
Сокращенная версия СОРЕ-30А |
|
|
1 |
0,76 |
0,82 |
0,72 |
|
2 |
0,42 |
0,27 |
0,60 |
|
3 |
0,77 |
0,79 |
0,57 |
|
4 |
0,74 |
0,60 |
0,63 |
|
5 |
0,77 |
0,58 |
0,69 |
|
6 |
0,59 |
0,82 |
0,78 |
|
7 |
0,90 |
0,86 |
0,86 |
|
8 |
0,87 |
0,80 |
0,78 |
|
9 |
0,81 |
0,69 |
0,60 |
|
10 |
0,53 |
0,58 |
0,55 |
|
11 |
0,83 |
0,74 |
0,71 |
|
12 |
0,91 |
0,85 |
0,82 |
|
13 |
0,76 |
0,69 |
0,70 |
|
14 |
0,78 |
0,71 |
0,71 |
|
15 |
0,80 |
0,72 |
0,71 |
|
Результаты конфирматорного факторного анализа (КФА) |
|||
|
RMSEA [-95%; +95%] |
0,051 [0,0484; 0,053] |
0,033 [0,025; 0,041] |
0,043 [0,040; 0,045] |
|
CFI |
0,85 |
0,97 |
0,95 |
|
GFI |
0,77 |
0,93 |
0,95 |
|
IFI |
0,85 |
0,97 |
0,95 |
|
TLI |
0,83 |
0,95 |
0,93 |
|
SRMR |
0,073 |
0,038 |
0,035 |
Для сравнения результатов всех версий опросников были посчитаны средние значения по шкалам СОРЕ (табл. 2). Средние значения вместо сумм вычислялись для того, чтобы можно было сравнивать опросники с разным количеством пунктов между собой.
Результаты сравнения средних для полной и краткой версий опросника (выборка 1) показывают, что средние значения различаются мало, а паттерн соотношения шкал сохраняется: и при полной, и при краткой версиях наименьшие значения имеют шкалы 7 (Обращение к религии) и 12 (Использование «успокоительных»), а наибольшие – шкалы 13 (Принятие), 15 (Планирование). Результаты по выборке 2 отличаются от результатов выборки 1 сильнее, например, если шкала 12 все так же имеет наименьшие значения, для шкалы 7 получены более высокие значения.
Таблица 2. Описательная статистика для методик СОРЕ и СОРЕ-30 для подростков
|
Копинг- стратегии |
Выборка 1, N=338 |
Выборка 2, N=1718 |
||
|
Полная версия |
Сокращенная версия СОРЕ-30А |
Сокращенная версия СОРЕ-30А |
||
|
M±s |
M±s |
Me [LQ; UQ] |
||
|
1 |
2,8±0,8 |
2,6±1,0 |
2,7±0,9 |
3,0 [2,0; 3,5] |
|
2 |
2,7±0,7 |
2,7±0,8 |
2,6±0,9 |
2,5 [2,0; 3,0] |
|
3 |
2,8±0,8 |
2,6±1,0 |
2,5±0,8 |
2,5 [2,0; 3,0] |
|
4 |
2,6±0,8 |
2,6±0,9 |
2,8±0,9 |
3,0 [2,5; 3,5] |
|
5 |
2,8±0,7 |
2,7±0,8 |
2,9±0,8 |
3,0 [2,5; 3,5] |
|
6 |
2,4±0,7 |
2,6±1,0 |
2,2±0,9 |
2,0 [1,5; 3,0] |
|
7 |
1,6±0,8 |
1,7±1,0 |
2,3±1,0 |
2,0 [1,0; 3,0] |
|
8 |
2,4±0,9 |
2,4±1,0 |
2,2±1,0 |
2,0 [1,5; 3,0] |
|
9 |
2,4±0,8 |
2,3±0,9 |
2,0±0,8 |
2,0 [1,5; 2,5] |
|
10 |
2,7±0,6 |
2,9±0,8 |
2,8±0,8 |
3,0 [2,0; 3,5] |
|
11 |
2,6±0,9 |
2,6±1,0 |
2,8±0,9 |
3,0 [2,0; 3,5] |
|
12 |
1,7±0,9 |
1,7±1,0 |
1,6±0,8 |
1,0 [1,0; 2,0] |
|
13 |
3,0±0,7 |
2,9±0,9 |
2,7±0,9 |
2,5 [2,0; 3,5] |
|
14 |
2,4±0,8 |
2,4±0,9 |
2,5±0,9 |
2,5 [2,0; 3,0] |
|
15 |
3,0±0,8 |
2,9±0,9 |
3,0±0,9 |
3,0 [2,5; 3,5] |
Примечание: M – среднее арифметическое; s – стандартное отклонение; Me – медиана; LQ – нижний квартиль; UQ – верхний квартиль.
Далее будем работать только с выборкой 2 (основной). В оригинальной версии СОРЕ [Carver, 1997] стратегии совладания образовали 4 фактора второго порядка, а последующие исследования либо подтверждали 4-факторную структуру, либо сокращали ее до 3 факторов, поэтому ожидается, что и предлагаемая нами методика даст 3–4 фактора второго порядка. Для проверки был проведен эксплораторный факторный анализ, в котором в качестве переменных выступали 15 копинг-стратегий. Результаты показали, что 4-факторное решение объясняет 62% общей дисперсии. В первый фактор (когнитивно-поведенческое совладание) вошли копинг-стратегии: «1. Позитивное переформулирование и личностный рост», «4. Использование инструментальной социальной поддержки», «5. Активное совладание», «6. Сдерживание», «11. Использование эмоциональной социальной поддержки», «14. Подавление конкурирующей деятельности» и «15. Планирование». Во второй фактор (избегающее совладание) вошли: «2. Мысленный уход от проблемы», «6. Отрицание», «8. Юмор», «9. Поведенческий уход от проблемы». Третий фактор (отвлекающее совладание) составили: «7. Обращение к религии» и «12. Использование “успокоительных”». В четвертый фактор (эмоционально-поддерживающее совладание) попали стратегии «3. Концентрация на эмоциях и их активное выражение», «11. Использование эмоциональной социальной поддержки» и «13. Принятие».
Для проверки внешней валидности были посчитаны корреляции факторов второго порядка с показателями удовлетворенности жизнью в разных областях, многомерной шкалой школьной вовлеченности (табл. 3).
Таблица 3. Коэффициенты корреляции (Пирсона) факторов второго порядка и шкал методик школьной вовлеченности и удовлетворенности жизнью школьников
|
Шкалы методики |
|
Фактор 2 Избегающее совладание |
Фактор 3 Отвлекающее совладание |
Фактор 4 Эмоционально-поддерживающее совладание |
|
|
Многомерная шкала школьной вовлеченности |
|||||
|
Школьная вовлеченность |
|||||
|
Поведенческая |
0,35** |
-0,27** |
-0,02 |
-0,01 |
|
|
Когнитивная |
0,37** |
-0,28** |
-0,12** |
0,04 |
|
|
Эмоциональная |
0,32** |
-0,29** |
-0,06 |
0,01 |
|
|
Социальная |
0,36** |
-0,27** |
-0,03 |
0,03 |
|
|
Школьная безучастность |
|||||
|
Поведенческая |
-0,23** |
0,37** |
0,24** |
-0,03 |
|
|
Когнитивная |
-0,24** |
0,35** |
0,17** |
0,06 |
|
|
Эмоциональная |
-0,20** |
0,36** |
0,16** |
0,15** |
|
|
Социальная |
-0,23** |
0,36** |
0,13** |
0,03 |
|
|
Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников (ШУДЖИ) |
|||||
|
0,30** |
-0,31** |
-0,06 |
-0,05 |
|
|
0,30** |
-0,30** |
-0,11** |
-0,03 |
|
|
0,30** |
-0,24** |
-0,10** |
-0,01 |
|
|
0,28** |
-0,31** |
-0,05 |
-0,05 |
|
|
0,25** |
-0,25** |
-0,13** |
0,01 |
|
Примечание: ** – p<0,01.
Положительные умеренные связи получились у удовлетворенности жизнью во всех областях с первым фактором (когнитивно-поведенческое совладание), а отрицательные умеренные – со вторым фактором (избегающее совладание). Фактор 3 коррелирует с удовлетворенностью жизнью гораздо слабее, но лучше всех остальных факторов коррелирует со школьной безучастностью, которая показывает наличие у учащегося дезадаптивных процессов и состояний. Избегающее совладание (фактор 2), как и ожидалось, отрицательно связано с различными аспектами удовлетворенности жизнью подростков и школьной вовлеченностью. Все это говорит о внешней валидности СОРЕ-30А.
Выводы
На российской выборке подростков 12-18 лет адаптирован инструмент для изучения 15 копинг-стратегий и копинг-стилей – СОРЕ-30А. Новая методика позволяет выделить 15 копинг-стратегий и четыре копинг-стиля: 1) когнитивно-поведенческое совладание, куда входят копинг-стратегии «Позитивное переформулирование и личностный рост», «Использование инструментальной социальной поддержки», «Активное совладание», «Сдерживание», «Использование эмоциональной социальной поддержки», «Подавление конкурирующей деятельности» и «Планирование»; 2) избегающее совладание, включающее копинг-стратегии «Мысленный уход от проблемы», «Отрицание», «Юмор», «Поведенческий уход от проблемы»; 3) отвлекающее совладание, включающее копинг-стратегии «Обращение к религии» и «Использование “успокоительных”»; 4) эмоционально-поддерживающее совладание с совокупностью копинг-стратегий: «Концентрация на эмоциях и их активное выражение», «Использование эмоциональной социальной поддержки» и «Принятие».
О валидности методики свидетельствуют ожидаемые взаимосвязи, полученные между стилями совладания с показателями удовлетворенности жизнью в разных областях (семья, школа, учителя, Я сам, друзья) и различными аспектами школьной вовлеченности/безучастности (поведенческим, когнитивным, эмоциональным и социальным).
Таким образом, новая методика СОРЕ-30А может быть использована для проведения масштабных, лонгитюдных исследований, исследований подростков разных, в том числе уязвимых, групп, а также индивидуальных исследований для выстраивания последующей практики психологической помощи.