Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия

2879

Аннотация

Статья посвящена анализу предикторов кризиса трех лет у детей в области детско-родительского взаимодействия (стилевые характеристики воспитания, особенности эмоционального взаимодействия матерей с детьми, характеристики семейной адаптации и сплоченности). В исследовании участвовали 117 детей (65 мальчиков и 52 девочки) и 117 их матерей из Всеволожского района Ленинградской области. Возраст детей — от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес., средний возраст — 3 года. Применялись психодиагностические методы и метод наблюдения. Выявлено, что период от 2 лет 1 мес. до 2 лет. 9 мес. характеризуется признаками предкритической фазы, критическая фаза отмечается после 2 лет 10 мес. Кризис трех лет более выражен при низком эмоциональном принятии ребенка, воспитательной неуверенности матерей, неразвитости родительских чувств, потворствующей гиперпротекции, незрелости эмоционального поведения матерей при реальном взаимодействии с детьми. В то же время кризисные проявления могут быть выражены и при благополучии в семейном функционировании и эмоциональном взаимодействии (семейная сплоченность, чувствительность матери к ребенку), что подтверждает нормативность кризиса трех лет.

Общая информация

Ключевые слова: кризис трех лет, проявления и симптомы кризиса трех лет, семья, детско-родительское взаимодействие, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие матерей с детьми, семейная сплоченность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070405

Для цитаты: Уланова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 68–82. DOI: 10.17759/sps.2016070405

Фрагмент статьи

В период прохождения ребенком возрастного кризиса вся семейная система испытывает определенную напряженность. Психологическое сопровождение семьи в кризисные периоды приобретает особую актуальность в современных условиях глобализирующегося, трансформирующегося мира [14], размывания нормативных моделей родительства [12].

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  2. Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительско- го отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42—51.
  3. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: практи- кум. СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. 96 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педа- гогика, 1984. 432 с.
  5. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32—43.
  6. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное вос- питание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 5—18. doi:10.17759/sps.2016070201
  7. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 167 с.
  8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972. 576 с.
  9. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Ака- демия», 2008. 430 с.
  10. Марютина Т.М. Об использовании понятий «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 145—153.
  11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.
  12. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Элек- тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. C. 1—11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301
  13. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: учеб. по- собие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Речь, 2010. 425 с.
  14. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  16. Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб: Летний сад, 2000. 416 с.
  18. Emanuel L. Understanding your three-year-old. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2013. 95 p.
  19. Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. 284 p.

Информация об авторах

Уланова Юлия Юрьевна, Педагог-психолог высшей категории, МОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Всеволожского района Ленинградской области, e-mail: yuliya_ulanova@list.ru

Василенко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3070-5522, e-mail: v.vasilenko@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3084
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2879
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8