Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности

1706

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социальных представлений об успешности подростков с различными сочетаниями интеллектуальной и социальной успешности. Объем выборки составил 456 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах г. Москвы. Для изучения структуры социальных представлений использовался метод П. Вержеса, а для контроля полученных результатов — индивидуальные беседы и метод фокус-групп. Показаны различия в содержании социальных представлений об успешности подростков как в перечне понятий, так и в их интерпретации участниками исследования. Установлено, что интеллектуально успешные подростки склонны воспринимать успех как результат собственных действий, а их сверстники склонны преувеличивать роль обстоятельств. Значительные различия как в ядре социальных представлений, так и в буферных зонах и периферии зафиксированы у интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым интегральным статусом, максимальные различия — между «звездами» и «аутсайдерами». Все участники исследования интерпретируют успешность как свойство, относящееся к будущему, вне зависимости от их актуальных достижений.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, успешность, подростки, интеллектуальная успешность, социальная успешность, групповой статус

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080208

Для цитаты: Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/sps.2017080208

Полный текст

Введение  

Успешность является одной из важных ценностей современной культуры, в частности — культуры современных подростков. Реклама, средства массовой информации, мировая экономика — все это ориентировано на успех. Не является исключением и система образования: родители хотят, чтобы их дети были успешными; школы, рекламируя свои услуги, говорят об успешном поступлении в вуз, успешном будущем их выпускников и т.д.

В силу специфики подросткового возраста, вопрос транслируемых окружением ценностей и представлений об успешности приобретает крайне высокую значимость. Э. Эриксон писал: «именно идеологический потенциал общества наиболее отчетливо говорит с подростком, так жаждущим поддержки сверстников и учителей, так стремящимся воспринять стоящие, ценные «способы жизни» [12, c. 141]. В то же время, успешность может пониматься представителями разных групп по-своему. Для специалиста, работающего с подростками, крайне важно понимать, как они видят успешность: это позволяет более эффективно работать с ними. Поэтому целью исследования стало изучение социальных представлений современных подростков об успешности.

В логике теории С. Московичи социальные представления — это набор понятий (ценностей, категорий, убеждений и т.п.), возникающих в ходе коммуникации между индивидами. С.Московичи рассматривает их в двух контекстах — вербальном и образном. Социальные представления являются частью социальной жизни индивида и развиваются в социальном пространстве [5]. Г.М. Андреева подчеркивает, что «социальное представление не есть «мнение» отдельного человека, но именно — «мнение» группы» [1, с. 209].

Структура и содержание социальных представлений активно изучаются в психологической науке [напр., 2; 4; 11]. В том числе речь идет и об исследованиях, посвященных социальным представления подростков. В контексте данной работы особый интерес представляет исследование И.Н. Тимошиной [10]. Изучая структуру социальных представлений студентов о статусе человека в обществе, автор дифференцировала испытуемых по показателю интегрального статуса в системе отношений межличностной значимости. Показано, что с понижением интрагруппового статуса меняются представления о человеке, занимающем высокое положение в обществе.

Есть все основания предполагать, что для групп подростков с различными сочетаниями интеллектуальной и социальной успешности характерна своя специфика социальных представлений об успешности. Данное исследование направлено на выявление этих особенностей.

Методы исследования

Для эмпирического анализа содержания и структуры социальных представлений подростков об успешности был выбран подход, предложенный П. Вер- жесом [5], который использовался в ряде исследований, посвященных изучению социальных представлений.

Процедура сбора данных осуществлялась следующим образом: подросткам необходимо было написать определенное количество ассоциаций (не менее 5) к слову «успешность». Полученные ассоциации объединяются по смыслу в понятия, являющиеся для них общими. Например, понятие «деньги» объединяет ассоциации «богатство», «деньги», «быть богатым». Затем для каждого из понятий определяется частота его встречаемости и средний ранг в списке из пяти ассоциаций. После этого понятия распределяются по четырем зонам в зависимости от среднего ранга и медианы частоты.

Понятия, встречающиеся среди ответов респондентов чаще и раньше других, образуют зону ядра социальных представлений, реже и позже — периферию. Понятия, с рангом выше среднего, но частотой ниже медианы (и наоборот) образуют буферную зону: они потенциально могут или перейти в ядро, или сдвинуться на периферию, или вовсе покинуть сферу социальных представлений. Полученные данные даются в виде таблицы, отражающей структуру социальных представлений об успешности в той или иной группе респондентов.

Дополнительно применялся метод фокус-групп. Подросткам из числа участников исследования предлагалось обсудить конечные результаты обработки данных о структуре социальных представлений. Целью проведения фокус- групп было выяснение и уточнение содержания и интерпретации понятий, относящихся к структуре социальных представлений. В некоторых случаях использовались индивидуальные беседы.

Исследование проводилось в 2015— 2016 гг. в общеобразовательных школах г. Москвы, которые не относятся к образовательным организациям, занимающим высокие позиции в рейтинге школ. Поэтому выборку составили подростки, которые являются своего рода «типичными учениками» самых обычных московских школ. Всего к участию в исследовании было привлечено 456 подростков (все они — ученики 9—10 классов).

Результаты исследования

Социальные представления об успешности: выборка в целом

Рассмотрим структуру социальных представлений подростков об успешности.

Как видно из табл. 1, для ядра социальных представлений характерны ассоциации, связанные с деньгами и богатством (93% подростков хотя бы один раз указывают эту ассоциацию), а также профессиональной деятельностью («работа», «карьера»), статусом, властью и свободой.

Подростки в обсуждении на фокус- группах интерпретируют факт первостепенной значимости денег двояко: деньги рассматриваются ими либо как побочный результат, внешне оцениваемый признак успешности, либо как средство (зачастую — необходимое), позволяющее добиться успеха.

Под «карьерой» понимается постепенное повышение профессионального статуса и связанные с этим изменения. Ассоциация «работа» встречается в двух формах — работа «вообще» и в сочетании с позитивным эпитетом: «любимая работа», «интересная работа» и т.п.

Группа ассоциаций «власть» включает все упоминания власти как таковой и возможности оказывать влияние на других людей. Этот компонент успешности может быть представлен широко: от госслужбы до управленческой работы, от высокой статусной позиции до особенностей личности.

Последнюю позицию в ядре социальных представлений занимает понятие «статус». Оно связано с высоким статусом в обществе (уважаемый человек, привилегии) и интерпретируется подростками как факт признания успеха и достижений окружающими и обществом.

В областях II и III расположены понятия, связанные с особенностями личности и ее поведением, а также понятия «атрибутика» (все, имеющее отношение к исключительно внешним признакам успешности) и «удача». В группу ассоциаций «разум» были собраны все упоминания синонимов и характеристик мышления (умный, высокоинтеллектуальный, сообразительный и т.п.).

Таблица 1

Социальные представления подростков об успешности (вся выборка)*

Область структуры

Подростки (n=456)

Ядро социальных представлений (Область I)

Деньги (426; 2,24) Бизнес (195; 2,75) Карьера (188; 2,71) Власть (149; 3,02) Свобода (147; 3,14)

Работа (142; 3) Статус (122; 3,11)

Область II

Известность (120; 3,31)

Разум (80; 3,65)

Атрибутика (71; 3,63)

Удача (69; 3,56)

Область III

Достижения (33; 2,72) Возможности (25; 2,6)

Лидерство (24; 3,04)

Периферия (Область IV)

Дружба (67; 3,37) Любовь (61; 3,7)

Семья (41; 3,95) Уважение (38; 4,05)

Умения (35; 3,74) Образование (25; 3,76)

*в скобках даны частота встречаемости и средний ранг ассоциации

 

Периферия социальных представлений об успешности представлена взаимоотношениями с другими людьми («дружба», «любовь», «семья», «уважение») и обладанием необходимыми умениями и образованием. Ассоциации, связанные с межличностными отношениями, вопреки возрастным особенностям, не связываются подростками с успешностью.

Социальные представления об успешности интеллектуально успешных подростков

На следующем этапе исследования выборка была разделена на две группы: группу А, которую составили подростки, которых мы обозначили как интеллектуально успешных (247 человек), и группу Б, в которую были отнесены все остальные (209 человек).

Выделение группы интеллектуально успешных подростков обусловлено тем, что именно эта группа представляет сегодня приоритетный интерес для всей системы образования. Министерство образования и науки РФ и Департамент образования города Москвы в течение последних лет делают ставку на раннее выявление и последовательное всестороннее сопровождение так называемых «одаренных детей». Это закреплено в официальных документах, определяющих вектор развития образования в России. Так, например, в Постановлении правительства РФ № 1239 от 17 ноября 2015 г. «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» говорится о правилах выявления и порядке «сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности (далее — одаренные дети)» [9]. Имплицитно предполагается, что именно одаренные дети станут в будущем наиболее успешными, будут в наибольшей степени служить залогом развития нашей страны, российского общества. В указанном документе одаренными детьми называются те, кто показывает высокие результаты при участии в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах. Именно поэтому в исследовании была выделена группа подростков, обозначенная нами «интеллектуально успешные», в которую были включены подростки, показавшие высокие результаты в различных олимпиадах и конкурсах, предъявлявших высокие требования к знаниям и интеллекту участников.

Предпочтение термина «интеллектуально успешные подростки» термину «одаренные подростки» обусловлено тем, что используемое в Постановлении правительства РФ понимание одаренности не совпадает с тем, что под одаренностью понимает психологическая наука [3; 13]. Группы одаренных и интеллектуально успешных совпадают лишь частично: в практике встречаются как одаренные дети, не имеющие на данный момент «олимпиадных» достижений, так и дети, добивающиеся успехов при участии в предметных олимпиадах, но не являющиеся одаренными.

Для формирования группы А использовались данные о результатах участия подростков в предметных олимпиадах и конкурсах, полученные от самих участников. Их достоверность контролировалась при помощи бесед с педагогами-предметниками, администрацией образовательных организаций, а также материалов сайта Всероссийской олимпиады школьников.

Сравним структуру социальных представлений об успешности у групп подростков, обозначенных как А и Б (см. табл. 2).

Различия в содержании социальных представлений между группами наблюдается практически по всем зонам, выделяемым по методу Вержеса.

Первый бросающийся в глаза факт состоит в том, что список ассоциаций к слову «успешность» у интеллектуально успешных подростков длиннее в зоне ядра их социальных представлений, но короче в буферных зонах, что может свидетельствовать, с одной стороны, о большей дифференцированности, ню- ансированности этих представлений, а, с другой — об их большей определенности.

Характеризуя ядро социальных представлений об успешности, отметим, что как и в целом по выборке, по частоте встречаемости в обеих группах (А и Б) лидирует понятие «деньги».

Понятие «работа», также характеризующее ядро социальных представлений в обеих группах, интерпретируется подростками этих групп по-разному. Материалы фокус-групп показывают, что подростки из группы Б существенно чаще говорят о значимости работы вообще и работы по специальности. Для подростков из группы А на первый план выходят такие особенности профессиональной деятельности, как ее творческий характер, соответствие интересам человека, «работа по душе».

Таблица 2

Социальные представления об успешности у подростков (группы А и Б)

Область структуры

Группа А(n=247)

Группа Б(n=209)

Ядро социальных представлений (Область I)

Деньги (245; 2,28)

Бизнес (127; 2,73) Карьера (104; 2,67)

Власть (101; 2,93)

Статус (89; 3,14)

Свобода (86; 3,1)

Работа (71; 3,09)

Деньги (181; 2,18) Карьера (84; 2,77) Работа (71; 2,9) Бизнес (68; 2,79) Статус (33; 3,03)

Область II

Известность (68; 3,38)

Удача (46; 3,36)

Свобода (61; 3,2) Разум (57; 3,58)

Известность (52; 3,23)

Власть (48; 3,23)

Атрибутика (42; 3,52)

Дружба (37; 3,81)

Любовь (33; 3,7)

Область III

Дружба (30; 2,83) Атрибутика (22; 2,95)

Достижения (16; 3) Возможности (15; 2,6)

Хитрость (19; 2,84) Достижения (17; 2,47)

Стресс (17; 2,47)

Удобство (17; 2,71)

Умения (13; 2,92)

Лидерство (13; 3) Стабильность (11; 3)

Возможности (10; 2,6)

Периферия (Область IV)

Семья (38; 3,86) Любовь (28; 3,71)

Уважение (24; 4,16) Разум (23; 3,82)

Умения (22; 4,22)

Удача (23; 3,96) Трудолюбие (18; 3,22)

Образование (17; 3,65)

Уважение (14; 3,86)



Рассмотрим теперь содержание буферных областей II и III. В обеих группах подростков в этих зонах встречается ассоциация «удача». Однако, как показывают обсуждения на фокус-группах, интерпретация этого понятия существенно различается: если в группе интеллектуально успешных подростков (А) удача — это удача для самого человека (мне повезло), то в группе Б удача — это объяснение чужого успеха (им/ему повезло).

Понятие «атрибутика» (хорошая машина, дорогой ноутбук, белые зубы, шикарная одежда) встречается в буферных зонах обеих групп, попадая при этом в разные области. В группе Б оно встречается вдвое чаще, чем в группе А, хотя имеет более низкий ранг. Понятие «известность» также присутствует в буферных зонах обеих групп, однако его интерпретация различается: в 121 группе А речь идет о профессиональном или творческом успехе, а в группе Б — об узнаваемости и популярности.

Четыре понятия, так или иначе выражающие межличностные отношения — уважение, дружба, любовь, семья, по-разному характеризуют сферу социальных представлений подростков из групп А и Б. Понятие «семья» встречается только в группе интеллектуально успешных, хотя и в зоне периферии. Понятие «любовь» в группе А оказывается в области периферии и как бы объединяется с понятием «семья», также попадающим в эту область с большей, впрочем, частотой. В группе Б понятие «любовь» попадает в область II, имея близкие значения по рангу и частоте с понятием «дружба» (напомним, что ассоциация «семья» вовсе не встречается в группе Б). И только «уважение» в обеих группах попадает в область периферии, имея большую частоту встре­чаемости в группе А. Таким образом, межличностные отношения не являются первостепенно важными для характеристики социальных представлений об успешности подростков как в целом по выборке, так и в отдельных группах, хотя и имеют в них содержательные различия.

Таким образом, в ходе анализа структуры социальных представлений подростков с различной выраженностью интеллектуальной успешности, были обнаружены различия в содержании структурных компонентов, а также различия в интерпретации понятий, входящих в их состав.

Социальные представления об успешности интеллектуально успешных подростков c разным интрагрупповым статусом

Третий этап исследования посвящен анализу социальных представлений об успешности подростков из группы А, по-казавших разный уровень социальной успешности. Актуальная успешность подростков с учетом их возрастных особенностей не в последнюю (если не в первую) очередь — социальная успешность: признание другими людьми. Задача «завоевать свое место» в классе в этом возрасте едва ли не становится более приоритетной, чем победа в олимпиадах и высокие образовательные результаты.

В качестве показателя социальной успешности подростка в исследовании был использован интегральный статус индивида в системе отношений межличностной значимости в контактном сообществе [6]. В случае с участниками исследования речь идет о тех классах, в которых они обучаются.

Процедура определения интегрального статуса участников исследования предполагала последовательное проведение социометрического и референтометриче­ского исследования, а также использование методического приема определения структуры неформальной власти в контактном сообществе. На основании полученных данных относительно каждого участника был получен его интегральный статус, который позволил разделить группу А на соответствующие подгруппы. Вторая группа также может быть аналогично поделена, однако, ввиду описанных выше причин, ниже будут рассмотрены результаты только по группе интеллектуально успешных подростков.

Результаты исследования показали, что такие подростки могут занимать в системе отношений межличностной значимости высокие, средние и низкие позиции по интегральному интрагруппо- вому статусу. Обозначим эти подгруппы группы А следующим образом: АВ — интеллектуально успешные высокостатус­ные, АС — интеллектуально успешные среднестатусные, АН — интеллектуально успешные низкостатусные. Численный состав подгрупп: АВ — 52 подростка, АС — 179 подростков, АН — 16 подростков.

Таблица 3

Социальные представления об успешности у интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым статусом

 
Сравнительно небольшое количество интеллектуально успешных, но низкостатусных подростков объясняется тем, что многие отказались от участия и в исследовании социальных представлений, и в работе фокус-групп.

Рассмотрим социальные представления об успешности подростков с различным сочетанием интеллектуальной и социальной успешности (см. табл. 3).

Сравним в первую очередь социальные представления об успешности в подгруппах высоко- и низкостатусных интеллектуально успешных подростков (АВ и АН).

В ядре социальных представлений этих подгрупп общим оказалось лишь одно понятие — «власть», причем в группе АН это понятие занимает первую позицию по совокупности частоты и ранга, уступая даже понятию «деньги», лидирующему в ядре социальных представлений во всех остальных группах и подгруппах, а также по выборке в целом.

Понятие «деньги», являясь наиболее значимым для группы АВ, интерпретируется такими подростками как побочный продукт успеха. В группе АН это понятие оказывается не в зоне ядра, а в буферной области II и интерпретируется иначе: низкостатусные подростки рассматривают деньги как инструмент достижения успеха.

Общим для высокостатусных и низ­костатусных подростков оказалось еще одно понятие — бизнес. Все остальные понятия во всех областях структуры социальных представлений об успешности в этих группах различаются.

Подростки из этих подгрупп по- разному понимают успешность, и в данном случае различия весьма существенны, что подтвердилось в ходе работы фокус-групп. Например, «работа» интерпретируется высокостатусными подростками как преимущественно управленческая деятельность, а «власть» как управление персоналом или госслужба. У низкостатусных подростков понятие «работа» отсутствует в структуре социальных представлений об успешности, а профессиональная деятельность упоминается в интерпретации понятия «карьера». Причем особое внимание в группе АН уделяется карьере как показателю успешности, по которому о человеке судят другие люди.

В структуре представлений группы АН отмечается общая тенденция: для этих подростков важным является признание их успешности другими людьми («известность», «карьера», «уважение», «атрибутика»).

Среди понятий в области периферии социальных представлений у интеллектуально успешных подростков отмечаются ассоциации, связанные с социальным взаимодействием. Причем в группе высокостатусных подростков это «семья» и «любовь», понятие «дружба» не упоминается. Низкостатусные подростки, наоборот, называют только дружбу. 124

Мы вновь констатируем различие в этих подгруппах.

Несколько слов об особенностях социальных представлений среднестатус­ных интеллектуально успешных подростков (подгруппа АС). В ходе работы фокус-групп среднестатусные подростки давали интерпретации понятий, сходные с интерпретациями других групп. В то же время, сходства интерпретаций в группах АВ и АС встречаются в подавляющем большинстве случаев, сходства АС и АН единичны. Иными словами, на уровне интерпретаций понятий социальных представлений об успешности между высокостатусными и среднестатус­ными подростками обнаружено больше сходства, чем между среднестатусными и низкостатусными.

Таким образом, интеллектуально успешные подростки, обладающие разными показателями интегрального статуса в контактном сообществе, демонстрируют разное содержательное наполнение элементов структуры социальных представлений, а также специфическую для каждой статусной подгруппы интерпретацию понятий, входящих в их состав.

Обсуждение результатов
исследования

Подростки в целом понимают успешность как, в первую очередь, богатство, профессиональную самореализацию, возможность самостоятельно принимать решения и оказывать влияние на других людей. Дружба, любовь, семья, уважение находятся на периферии социальных представлений об успешности.

О важности профессионального успеха подросткам регулярно говорят родители дома и педагоги в школе. Несмотря на то, что школьная отметка часто является показателем успешности подростка для его родителей и педагогов, понятия, связанные с образованием, относятся к периферии социальных представлений.

Вопрос о связи между текущей активностью подростка и профессиональным успехом в будущем остается открытым. В ходе исследования его участники были разделены на группы по их реальной успешности, интеллектуальной и социальной. Полученные таким образом группы подростков обладают разными представлениями об успешности, но однозначно сходятся в одном. Не только профессиональная, но и успешность вообще рассматривается подростками как свойство, которое будет обретено ими в будущем. В связи с этим полученные нами результаты могут быть рассмотрены в контексте изучения временной перспективы будущего подростков, а их текущая активность может рассматриваться с точки зрения временной компетентности, которая должна связывать действия в настоящем с достижениями в будущем [8; 14].

Содержание социальных представлений об успешности взаимосвязано с интеллектуальной успешностью. Как показывают обсуждения проблемы успешности на фокус-группах, интеллектуально успешные подростки (группа А) ориентируются и в возможных вариантах своего профессионального будущего, и в способах достижения желаемых результатов. Подростки из группы Б, т.е. те, кто либо не принимал участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, либо не показал в них высоких результатов, чаще говорят о неопределенном профессиональном будущем. Для них компонентом успеха является наличие работы (вообще) и, особенно, работы по специальности. Последнее является однозначно продиктованным родителями. В отдельных случаях имеет место прямая трансляция негативной родительской установки («не найдешь работу по специальности») по отношению к профессиональному выбору ребенка. Можно думать, что подобное воздействие приводит к формированию у подростка тревоги относительно собственного профессионального выбора.

Таким образом, для интеллектуально успешных подростков успешность является результатом их собственной активности, а внешние факторы если и играют роль, то только в исключительных случаях. Для подростков из группы Б внешние показатели успешности так же важны, как и собственная активность. Это может приводить к снижению активности, объясняемому нежеланием (или невозможностью) противостоять внешним факторам.

При разделении интеллектуально успешных участников исследования на подгруппы по социальной успешности, определяемой на основании интегрального интрагруппового статуса, были обнаружены характерные особенности социальных представлений. Высокоста­тусные и среднестатусные подростки в большей степени похожи по интерпретациям понятий, входящих в структуру социальных представлений об успешности, заметно отличаясь от низкостатус­ных. Чем выше социальная успешность (интегральный статус) подростка, тем больше он склонен воспринимать успешность как нечто, относящееся к нему как в будущем, так и «здесь-и-сейчас». Снижение уровня социальной успешности приводит к усилению признания роли внешних факторов в достижении успеха, что согласуется с результатами других исследований [8].

Значимость роли социально-психологических факторов в развитии подростка и раскрытии его когнитивного потенциала сомнений не вызывает. В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в самых обычных школах г. Москвы. В классах, где они учатся, далеко не всех можно отнести к интеллектуально успешным. В психологии одаренности вопрос о том, насколько эффективным является совместное обучение одаренных детей и их сверстников, не имеющих такого статуса, остается открытым. Например, Н.В. Мешкова в обзоре зарубежных исследований, посвященных социально-психологическим аспектам одаренности, прямо указывает: «на настоящий момент исследователи так и не пришли к единому мнению о том, где лучше учиться одаренным — в специальных классах или обычных» [7]. В.С. Юркевич неоднократно писала о том, что авторы исследований занимают полярные позиции: одни говорят о высокой, другие — о низкой адаптивности одаренных детей [13]. С некоторыми оговорками эти неоднозначные выводы могут быть перенесены и на интеллектуально успешных подростков.

Полученные данные могут быть использованы психологами-практиками, педагогами и другими специалистами, взаимодействующими с подростками. Целенаправленная работа по развитию временной компетентности, активизации механизмов выбора личностью профессионального будущего, а также работа с мотивацией положительно скажется на шансах подростков добиться успеха в будущем. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение подростков должно включать несколько направлений. Первое — развитие временной компетентности. Понимание связи между образом успешного будущего и сегодняшней активностью помогает подросткам добиваться высоких образовательных результатов, и, следовательно, получать дополнительную поддержку государства и общества. Второе направление — создание условий для работы самих подростков с содержанием социальных представлений об успешности. Здесь речь идет о создании такой обстановки, в которой подросток (с помощью психолога) сможет активно и осознанно менять свои представления. Их конкретизация служит источником мотивации для развития и достижений, что в перспективе позволяет добиться успеха в интересующей подростка области. Третье направление — поддержка тех подростков, которые по тем или иным причинам имеют трудности в достижении успеха. Здесь следует использовать индивидуальный подход и с особым вниманием рассматривать специфику каждого случая.

Значимую роль в формировании и динамике социальных представлений об успешности играет референтное окружение подростка. От согласованности действий психологов, педагогов и родителей будут напрямую зависеть результаты и эффективность психологического сопровождения.

Выводы

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1.    Социальные представления подростков об успешности включают, в первую очередь, богатство, профессиональную самореализацию и карьеру, а также возможность самостоятельного принятия решений. В структуре социальных представлений сочетаются понятия, связанные как с собственной активностью субъекта, так и с внешними обстоятельствами. Понятия, связанные с социальными контекстами, обладают существенно меньшей значимостью.

2.    Существуют количественные и качественные различия в содержании и структуре социальных представлений об успешности у подростков с разными сочетаниями интеллектуальной и социальной успешности. Это выражается как в перечне понятий, входящих в состав социальных представлений, так и в их интерпретациях подростками.

3.    Интеллектуально успешные подростки чаще воспринимают успех как результат собственных действий, отводя меньшую роль случайным и внешним факторам. Их сверстники, не имеющие достаточных достижений в интеллектуальных испытаниях, склонны преувеличивать роль обстоятельств в достижении успеха, особенно если речь идет о других людях.

4.    Все подростки понимают успешность как свойство, относящееся к будущему, к взрослой жизни, вне зависимости от констатируемой их реальной интеллектуальной и/или социальной успешности.

 

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н. Особенности обыденных представлений молодежи о самоубийцах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n1/59084.shtml (дата обращения: 09.08.2016)
  3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 90 с.
  4. Воловикова И.М., Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений российской молодежи // Психологические проблемы современного российского общества / отв. редактор А.Л. Журавлев и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012 . 575 с.
  5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  6. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 125—142.
  7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально- психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 26—44. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76175.shtml (дата обращения: 25.02.2017)
  8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
  9. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK 00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
  10. Тимошина И.Н. Структура социальных представлений студентов о статусе в современном обществе // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 51—64. doi:10.17759/sps.2016070204
  11. Федотова С.В. Структура социальных представлений молодежи о социальном статусе // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2015. № 4. С. 37—45.
  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996 (2006). 344 c.
  13. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99—108.
  14. Nuttin J. Motivation, Planning, and Action: A Relational Theory of Behavior Dynamics. Leuven and Hillsdale. NJ: Leuven University Press and Erlbaum, 1984. 251 p.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН, РАНХиГС, Москва, Россия, e-mail: mdkondr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2408
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1706
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4