Введение
определяется как «... восприятие сходства или принадлежности к организации, когда индивид определяет себя в терминах той организации, членом которой он является» [Mael, с. 104]. Многочисленными исследованиями показано, что сильное чувство идентификации работника с организацией имеет ряд позитивных для работника коррелятов. Идентифицирующие себя с организацией работники больше удовлетворены работой, чаще демонстрируют экстраролевое поведение, меньше склонны к увольнению [Riketta; Riketta, 2005], характеризуются более высоким уровнем психологического и физического благополучия [Steffens]. Все это полезно для организации, так как делает ее более конкурентоспособной. Однако исключительно позитивный взгляд на организационную идентификацию является односторонним. В ряде теоретических работ отмечалось, что сильное чувство привязанности к организации может иметь негативные эффекты как для самого работника, так и для организации [Dukerich, 1998; Randall]. А в недавних работах приводятся и эмпирические доказательства наличия у организационной идентификации негативных коррелятов [Avanzi; Li], однако исследования их механизмов на данный момент пока еще единичны. В данной работе исследуется связь организационной идентификации и благополучия работника. Тестируется предположение о том, что организационная идентификация опосредованно (через трудоголизм) связана с удовлетворенностью работой, эмоциональным истощением и конфликтом между семьей и работой.
Организационная идентификация
и благополучие работника
На сегодняшний день самым распространенным подходом к пониманию организационной идентификации является подход с позиции теории социальной идентичности (ТСИ) [Tajfel, 1979] и теории само- категоризации (ТСК) [Turner, 1987], широко применяющийся в качестве объяснительного 52 инструмента во многих областях социальной и организационной психологии [Haslam, 2004]. С точки зрения ТСИ, индивиды склонны относить как окружающих их людей, так и себя к тем или иным социальным категориям (пол, раса, этнос, профессиональные и религиозные группы и т. д.), основываясь при этом на восприятии своих и чужих характеристик и атрибутов. Подобная категоризация дает возможность индивиду, во-первых, структурировать свое социальное окружение, и, во-вторых, определить свое место в этом окружении. Одним из ключевых понятий теории является понятие «социальной идентичности», которое А. Тэшфел определял как «... часть “Я-концепции” индивида, возникающая из осознания своего членства в социальной группе (или группах), взятая вместе с ценностным и эмоциональным значением, которое придается этому членству» [Tajfel, 1978, с. 63]. Б. Эшфорт и Ф. Маел предложили рассматривать организационную идентификацию как специфическую форму социальной идентификации [Ashforth, а].
С точки зрения ТСИ и ТСК, идентификация работника с организацией должна быть положительно связана с его благополучием. Идентификация с организацией помогает работнику удовлетворить потребности в принадлежности, позитивной самооценке, безопасности [Haslam, 2004]. Таким образом, предполагается, что чем сильнее работник идентифицируется с организацией, тем более высоким уровнем благополучия он характеризуется. Данное предположение находит подтверждение во многих исследованиях [Riketta; Riketta, 2005; Steffens]. Однако в ряде исследований получены результаты, не соответствующие данному предположению. Например, среди 58 исследований, включенных в мета-анализ связи между организационной идентификацией и переменными, связанными со здоровьем (психологическое и физиологическое здоровье, а также выгорание и воспринимаемый уровень стресса) [Steffens], 22 исследования не показывают значимой связи, а два показывают отрицательную связь между ними.
В объяснении таких противоречивых результатов можно опираться на два обстоятельства. Во-первых, связь между организационной идентификацией и последствиями (consequences) может быть нелинейной. Увеличение уровня идентификации работника с организацией может быть связано с увеличением позитивных последствий до определенного предела, после достижения которого эта связь может исчезать или даже изменять знак с положительного на отрицательный. Эта гипотеза подтверждается результатами нескольких исследований, зафиксировавших нелинейную связь организационной приверженности (конструкта, содержательно близкого конструкту организационной идентификации [Ловаков, 2011; Riketta; Riketta, 2009]) с удовлетворенностью работой и увольнениями [Somers], а также с выгоранием и продуктивностью [Morin]. Также показано, что еще один содержательно близкий идентификации конструкт — вовлеченность в работу [Riketta, 2009] — нелинейно связан с тревожность [Addae]. Во-вторых, связь между организационной идентификацией и позитивными или негативными последствиями может быть непрямой, а опосредованной промежуточными переменными, которые либо обнуляют ее, либо меняют ее знак с положительного на отрицательный [Ashforth]. Л. Аванци с коллегами [Avanzi] показали существование непрямого отрицательного эффекта организационной идентификации на общее благополучие, опосредованного трудоголизмом, а Ю. Ли с коллегами [Li] — опосредованного конфликтом между семьей и работой.
Трудоголизм как медиатор
В соответствии с ТСИ и ТСК, если идентификация с организацией становится сильной, или более выпуклой (salient), индивидуальная идентичность может подавляться, что приводит к деперсонализации и меньшему восприятию работником себя как отдельного, самостоятельного, уникального индивида [Hogg; Hogg, а]. Это приводит к восприятию целей и ценностей организации, а также ее интересов, успехов и неудач как своих собственных. Сращивание собственных целей, достижений, успехов с целями, достижениями и успехами организации неизменно увеличивает роль организации и работы в жизни работника. В этом случае работник стремится увеличить свой вклад в группу, вкладываться в работу и жизнь организации, достижение ее целей. Данные поведенческие паттерны характерны для людей, называемых в литературе трудоголиками. В недавнем мета-анализе показано, что количество рабочих часов, а также восприятие работы как центральной части жизни, положительно и сильно связаны с трудоголизмом, характеризующимся компульсив- ностью и чрезмерной озабоченностью работой [Clark]. Данные результаты не дают основания для того, чтобы рассматривать эту связь как каузальную. Однако в соответствии с современной общей моделью трудоголизм понимается как результат совместного влияния личностных черт, социокультурного опыта (например, социального научения, культурно обусловленных компетенций и конкуренции) и подкрепления поведения (например, система вознаграждения в организации) [Ловаков, 2012; Ng]. Другими словами, люди становятся трудоголиками не только потому, что имеют определенные личностные черты, но и потому, что имеют социальный или культурный опыт, способствующий развитию и закреплению характерных для трудоголизма поведенческих паттернов. Влияние внешнего контекста на развитие компульсивности и чрезмерной озабоченности работой косвенно подтверждается особенностями мотивации трудоголиков, характеризующейся усвоенными извне стандартами и ценностями [van Beek]. Следовательно, можно заключить, что сильная идентификация с организацией, проявляющаяся в деперсонализации и отождествлении индивидуальных и организационных целей, интересов, успехов и неудач, может являться источником компульсивности и чрезмерной озабоченности работой. В свою очередь трудоголизм, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, характеризуется как негативная форма чрезмерной работы. В недавнем мета-анализе показано, что он положительно связан с выгоранием, рабочим стрессом, конфликтом между семьей и работой и отрицательно связан с удовлетворенностью работой, физическим и психологическим здоровьем работника [Clark]. В данном исследовании предполагается, что организационная идентификация нелинейно связана с трудоголизмом, понимаемым как компульсивность и чрезмерная озабоченности работой (гипотеза 1). В свою очередь, трудоголизм является медиатором, снижающим положительный эффект организационной идентификации на удовлетворенность работой и ее отрицательный эффект на эмоциональное истощение и конфликт между семьей и работой (гипотеза 2). А именно, в случае высокого уровня идентификации с организацией работник ощущает пониженный уровень удовлетворенности работой и повышенные уровни эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой, поскольку высокий уровень идентификации способствует чрезмерности и навязчивости работы.
Организания и методика
исследования
Выборка включает 1783 работника (516 (29%) мужчин, 1213 (68%) женщин, 54 участника не указали свой пол) крупной российской энергетической компании, занимающейся продажей тепловой и электрической энергии в нескольких регионах России. Участники приглашались к опросу с помощью рассылки по корпоративной электронной почте. Средний возраст участников — 36,36 лет, (стандартное отклонение — 9,55), участников не указали свой возраст, средний стаж — 15,58 лет (стандартное отклонение — 9,99), средний стаж в данной организации — 6,90 лет (стандартное отклонение — 6,86). Большинство участников (1341) не являются руководящими работниками, 249 являются линейными руководителями, 178 — руководителями среднего звена, 15 — руководителями высшего звена.
Переменные/шкалы
Идентификация с организацией. Для измерения идентификации с организацией использовалась шкала измерения ин- групповой идентификации, созданная на основе иерархической, мультикомпонент- ной модели ингрупповой идентификации [Leach]. Русскоязычная версия шкалы показала хорошие психометрические свойства[Агадуллина, 2013; Lovakov A.V]. Шкала представляет собой набор из 16 суждений, объединенных в 5 шкал («Самостереотипизация», «Гомогенность ингруппы», «Удовлетворенность», «Солидарность», «Выраженность»), которые, в свою очередь, относятся к двум факторам: «Самоопределение» и «Личный вклад». Каждое суждение необходимо оценить с помощью шкалы от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен). Согласованность (а Кронбаха) шкалы равна 0,92.
Трудоголизм
Для измерения трудоголизма использовалась Голландская шкала трудовой зависимости (DUWAS) [Schaufeli]. Русскоязычная версия показала приемлемые психометрические свойства, сопоставимые с оригинальной версией и версиями на других языках [Ловаков, 2016]. Методика состоит из двух шкал: «Чрезмерность работы» (WE) и «Навязчивость работы» (WC). На каждую шкалу приходятся по пять суждений. Каждое суждение необходимо оценить с помощью 4-балльной шкалы (1 — (почти) никогда, 4 — (почти) всегда). Согласованность (а Кронбаха) шкал «Чрезмерность работы» и «Навязчивость работы» равна .65 и 0,72 соответственно, согласованность общей шкалы из 10 суждений равна 0,78.
Удовлетворенность работой
Удовлетворенность работой измерялась с помощью шкалы The Brief Index of Affective Job Satisfaction [Thompson]. Шкала представляет собой семь суждений, четыре из которых используются для измерения удовлетворенности (например, «Мне нравится моя работа больше, чем среднестатистическому человеку»), а три оставшиеся являются дистракторами (например, «У меня необычная работа») и не учитываются в анализе. Все суждения необходимо оценить с помощью 5-балльной шкалы (1 — абсолютно не согласен, 5 — абсолютно согласен). Суждения были переведены на русский язык автором этого исследования. Перевод обсуждался с билингвом, не знающим о цели исследования. В случае необходимости перевод суждений корректировался. Согласованность (а Кронбаха) шкалы равна 0,91.
Эмоциональное истощение
Эмоциональное истощение измерялось с помощью шкалы из опросника «Профессиональное выгорание» [Водопьянова, 2009], являющегося русскоязычной версией опросника Maslach Burnout Inventory и основанного на трехкомпонентной модели выгорания [Maslach, 1986]. Шкала включает в себя 9 суждений, каждое из которых необходимо оценить с помощью 7-балльной шкалы (1 — никогда, 7 — ежедневно). Согласованность (а Кронбаха) шкалы равна 0,88.
Конфликт между семьей и работой
Конфликт между семьей и работой измерялся с помощью двух суждений: 1) Потребности моей работы пересекаются с моей частной и семейной жизнью, 2) Потребности моей семьи или супруга/ партнера пересекаются с моей трудовой деятельностью [Dallner, 2000]. Каждое суждение необходимо оценить с помощью шкалы от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен). Согласованность (а Кронбаха) шкалы равна 0,84.
Анализ данных
Для тестирования гипотезы 1 о нелинейном характере связи между организационной идентификацией и трудоголизмом использовалась пошаговая полиномиальная регрессия. Зависимой переменной выступал трудоголизм, а независимой — организационная идентификация. На первом шаге в качестве предикторов в уравнение добавлялись контрольные переменные и независимая переменная, а на втором шаге в уравнение добавлялся квадрат независимой переменной. Для тестирования гипотез о медиации трудоголизма использовался путевой анализ в Mplus 7.4 [Muthén, 2015]. Поскольку связь между независимой переменной (организационная идентификация) и медиатором (трудоголизм) нелинейная, то непрямой эффект зависит не только от связей «независимая переменная—медиатор» и «медиатор—зависимая переменная», но и от значений самой независимой переменной. Чтобы это учесть, Э. Хэйс и К. Причер разработали процедуру тестирования эффекта независимой переменной (X) на зависимую (Y) через медиатор (M) при конкретном значении независимой переменной (X) [Hayes]. В рамках этой процедуры оценивается так называемый мгновенный непрямой эффект (0x, instantaneous indirect effect), отражающий изменения в Y, происходящие вследствие влияния X, осуществляющееся через изменение в M при определенном значении X. В терминах данного исследования значение 0x отражает изменения удовлетворенности работой/эмоционального исто- щения/уровня конфликта между семьей и работой, вызванные влиянием идентификации с организацией через трудоголизм при конкретном уровне идентификации. Если переменная-медиатор является линейной функцией от независимой переменной, то 0x является константой при разных значениях независимой переменной, т. е. непрямой эффект через переменную-медиатор является одинаковым 56
при любом значении независимой переменной. В качестве конкретных значений организационной идентификации работника, для которых рассчитывались значения 0x, использовались три значения, отражающие относительно низкий (минус одно стандартное отклонение от среднего), средний (среднее значение) и относительно высокий (плюс одно стандартное отклонение от среднего) уровни. Для оценки 95%-ных доверительных интервалов для мгновенного непрямого эффекта использовалась процедура статистического бутстрепа с n = 5000 псевдовыборок, так как данная процедура является более точной по сравнению со стандартными методами [Hayes]. Эффект рассматривается как значимо отличающийся от нуля (p < 0,05), если ноль не входит в 95%-ный доверительный интервал. Для уменьшения ошибки измерения в анализе использовались предсказанные на основе соответствующих моделей измерения значения латентных факторов, соответствующих идентификации с организацией и трудоголизму. Значения удовлетворенности работой, эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой были предварительно стандартизованы перед включением в анализ.
Результаты
Средние значения, стандартные отклонения и корреляции используемых переменных приведены в табл. 1.
В табл. 2 представлены результаты регрессионного анализа связей трудоголизма с идентификацией с организацией. На втором шаге в полиномиальной регрессии квадратный член уравнения является статистически значимым (B = = 0,036). Тест Вальда показал, что добавление его в модель значимо увеличивает объем объясняемой дисперсии трудоголизма.
Таблица 1
Средние значения, стандартные отклонения и корреляции
используемых переменных
|
Переменные |
M |
SD |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Организационная идентификация |
0,01 |
0,80 |
|
|
|
|
|
2. Трудоголизм |
0,00 |
0,36 |
0,19* |
|
|
|
|
3. Удовлетворенность работой |
4,66 |
1,15 |
0,58* |
0,22* |
|
|
|
4. Эмоциональное истощение |
3,24 |
0,96 |
-0,31* |
0,11* |
-0,51* |
|
|
5. Конфликт между семьей и работой |
3,60 |
1,42 |
0,21* |
0,18* |
0,26* |
-0,01 |
Таблица 2
Линейная и квадратичная связь между организационной идентификацией и трудоголизмом
|
Предикторы/ параметры |
B |
Шаг 1 SE |
95% CI |
B |
Шаг 2 SE |
95% CI |
|
ОИ |
0,083*** |
0,010 |
0,063/0,104 |
0,093*** |
0,011 |
0,072/0,114 |
|
ОИ-квадрат |
|
|
|
0,036*** |
0,009 |
0,018/0,053 |
|
Контроли |
|
да |
|
|
да |
|
|
R2 |
|
0,034 |
|
|
0,043 |
|
|
A R2 |
|
|
|
|
0,009 |
|
|
Тест Вальда |
|
|
|
|
16,54*** |
|
Примечание: ОИ — организационная идентификация. Контроли — в качестве контрольных
Таким образом, гипотеза 1 о нелинейности связи между организационной идентификацией и трудоголизмом подтвердилась. На рис. 1 видно, что разница между линейной и нелинейной моделями возникает только на концах прямых, т. е. при низких и высоких уровнях
идентификации. Более высокие значения по шкале трудоголизма демонстрируют работники, обладающие высокими (выше одного стандартного отклонения) значениями по шкале идентификации с организацией. При этом работники со средними и низкими уровнями идентификации демонстрируют средние значения по шкале трудоголизма.
Рис. 1. Линейная и нелинейная связи трудоголизма и идентификации с организацией. Значения переменных указаны в стандартизованных оценках. Серым цветом изображен 95%-ный доверительный интервал
В табл. 3 представлены путевые коэффициенты и значения мгновенного непрямого эффекта организационной идентификации на удовлетворенность работой, эмоциональное истощение и конфликт между семьей и работой через трудоголизм. Во-первых, анализ также подтвердил наличие нелинейной связи между трудоголизмом и идентификацией с организацией. Коэффициент при квадрате идентификации статистически отличается от нуля (p < 0,001). Во-вторых, в соответствии с гипотезой 2 наблюдается непрямой положительный эффект идентификации через трудоголизм на эмоциональное истощение и конфликт между семьей и работой. При этом увеличение идентификации у слабо идентифицирующихся с организацией работников не приводит к увеличению эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой через увеличение трудоголизма. Однако это происходит у средне идентифицирующихся и сильно идентифицирующихся (см. рис. 2 (B и С)). В отношении непрямого эффекта (через трудоголизм) идентификации на удовлетворенность работой получены неожиданные результаты. Непрямые эффекты (через трудоголизм) идентификации у средне и сильно идентифицирующихся работников являются положительными (0,030 и 0,052 соответственно), т. е. чем выше у них идентификация, тем выше трудоголизм и тем выше удовлетворенность работой (см. рис. 2 (A)). Данный результат не подтверждает гипотезу 2 и, более того, является противоположным относительно нее. Таким образом, гипотеза 2 подтвердилась только частично.
Таблица 3
Непрямой эффект идентификации с организацией на удовлетворенность работой, эмоциональное истощение и конфликт между семьей и работой через трудоголизм
|
|
||||||
|
|
Удовлетворен- |
Эмоциональное |
Конфликт между |
|||
|
Пути |
ность |
работой |
истощение |
семьей и работой |
||
|
Coef |
SE |
Coef |
SE |
Coef |
SE |
|
|
ОИ > ТрГ |
0,093*** |
0,011 |
0,093*** |
0,011 |
0,093*** |
0,011 |
|
ОИ-кв. ^ ТрГ |
0,036*** |
0,011 |
0,036*** |
0,011 |
0,036*** |
0,011 |
|
ТрГ > ЗП |
0,318*** |
0,063 |
0,513*** |
0,071 |
0,400*** |
0,075 |
|
ОИ > ЗП |
0,710*** |
0,028 |
-0,462*** |
0,031 |
0,227*** |
0,036 |
|
ОИ-кв. ^ ЗП |
0,046 |
0,031 |
-0,088** |
0,033 |
0,001 |
0,033 |
|
Низкая, средняя и высокая группы по ОИ |
0 x |
95% CI |
0 x |
95% CI |
0 x |
95% CI |
|
©1 (-1SD) |
0,007 |
-0,009/ 0,022 |
0,011 |
-0,014/ 0,036 |
0,009 |
-0,011/ 0,028 |
|
©2 (0) |
0,030 |
0,018/ 0,046 |
0,048 |
0,032/ 0,067 |
0,037 |
0,023/ 0,056 |
|
©3 (+1SD) |
0,052 |
0,030/ 0,085 |
0,085 |
0,054/ 0,124 |
0,066 |
0,038/ 0,104 |
Примечание: ОИ — организационная идентификация, ТрГ — трудоголизм, ЗП — зависимая переменная (в зависимости от столбика: удовлетворенность работой, эмоциональное истощение, конфликт между семьей и работой).
Обсуждение и заключение
Целью исследования было изучение роли трудоголизма как медиатора связи организационной идентификации и благополучия работника. Как и ожидалось, высокий уровень идентификации способствует увеличению чрезмерности и навязчивости работы, что, в свою очередь, способствует увеличению эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой. Однако получены также неожиданные результаты, а именно, трудоголизм оказался положительно связан с удовлетворенностью работой. Вопрос о связи трудоголизма и удовлетворенности работой на данным момент остается дискуссионным. Существуют как противоречивые теоретические представления, так и противоречивые эмпирические данные о связи между ними [см.: 10].

По результатам недавнего мета-анализа корреляция между ними составляет -0,11 при большой вариативности между исследованиями [Clark]. Такую низкую корреляцию и большую вариативность можно объяснить наличием третьих переменных-медиаторов, по-разному влияющих на связь между трудоголизмом и удовлетворенностью в отдельных исследованиях. Однако на данный момент вопрос о них остается открытым и требует дополнительных специальных исследований.
В целом результаты данного исследования позволяют говорить о двойственной и противоречивой роли идентификации работника с организацией. С одной стороны, членство в организации как социальной группе и идентификация с ней способствуют удовлетворению базовых потребностей работника, что позитивно сказывается на его благополучии. С другой стороны, работники с высоким уровнем идентификации склонны чрезмерно работать в интересах организации, так как воспринимают их как свои собственные. Такая чрезмерная работа может принимать негативные формы, сопровождаться увеличением рабочих часов, навязчивым отношением к работе, ростом эмоционального истощения и конфликта между рабочей и личной сферами жизни. Данные результаты, наряду с результатами предыдущих исследований [Avanzi; Li], эмпирически показывают наличие у организационной идентификации потенциальных негативных последствий, что доказывает необходимость пересмотра традиционного взгляда на нее как на исключительно позитивный феномен.
Полученные результаты не отрицают позитивности ощущения принадлежности и идентификации работника с организацией, но демонстрируют потенциальную опасность слишком сильной идентификации, в случае которой позитивные ее эффекты начинают нивелироваться негативными. В литературе по организационному поведению данный эффект получил название «too-much- of-a-good-thing effect» [Pierce]. С практической точки зрения, расширение понимания организационной идентификации, лучшее понимание ее «темной стороны» и лежащих в ее основе механизмов потенциально может помочь менеджерам предотвращать потенциальные негативные последствия, максимизируя позитивные эффекты идентификации работников с организацией.