Системные исследования жизнеспособности подростков и возможности их адаптации. Рецензия на монографию А.И. Лактионовой «Жизнеспособность и социальная адаптация подростков» (М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 236 с.)

492

Аннотация

Рецензируемая монография посвящена теоретическому и экспериментальному анализу жизнеспособности подростков и возможностей их социальной адаптации. Теоретическими ориентирами служили субъектный подход (системно- субъектный подход) и системная экологическая теория. Обосновано и раскрыто содержание метасистемного понятия жизнеспособности, выделены его компоненты. Детально обсуждаются проблемы подросткового возраста и возможности исследования многокомпонентого конструкта, его роли в социальной адаптации. Описаны мультиметодические исследования, проведенные на подростках трех групп: старших школьников общеобразовательных школ, специальных школ для подростков с девиантным поведением и подростков-сирот. Показаны особенности адаптивных и дезадаптивных подростков, подростков-сирот, характерные для их уровня жизнеспособности и социальных взаимодействий.

Общая информация

Ключевые слова: жизнеспособность, адаптация, подростки

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090214

Для цитаты: Сергиенко Е.А. Системные исследования жизнеспособности подростков и возможности их адаптации. Рецензия на монографию А.И. Лактионовой «Жизнеспособность и социальная адаптация подростков» (М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 236 с.) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 207–212. DOI: 10.17759/sps.2018090214

Полный текст

Актуальность монографии Анны Иго- хологических факторов. Современная ревны Лактионовой определяется целым среда, в которой развиваются подростки, рядом социально-политических и пси- отличается множественностью вызовов и рисков: экологически неблагоприятная ситуация, социальная нестабильность в обществе, включая институт семьи, снижение экономического уровня жизни, информационная напряженность, переход к информационно-технологическому обществу нового типа — все это многократно увеличивает психологическую нагрузку на человека, вызывая стрессы. Подростки становятся особенно уязвимой группой общества, подверженной в большей степени стрессорным факторам, поскольку данный период развития является сензитивным, сопровождается множественной реорганизацией биологических и психологических систем. Неблагополучие современных подростков проявляется в росте суицидального поведения, распространении школьного буллинга, делинкветных и девиантных форм поведения, росте физических и психических заболеваний. Кроме того, изменяется форма общения подростков со сверстниками, которая наиболее важна для их психологического развития и социализации. Общение носит опосредованный характер через гаджеты, встречи в виртуальной среде, где язык общения сведен к кратким обменам, снижая роль эмоционально-личностного взаимодействия. Все это определяет чрезвычайную важность изучения жизнеспособности подростков. Жизнеспособность подростка становится ключевой психологической характеристикой, позволяющей справляться с трудностями, выживать и развиваться в условиях вызывов и угроз, невзгод и препятствий. Задача формирования жизнеспособности личности названа ЮНЕСКО приоритетной.

В монографии А.И. Лактионовой важнейшая и достаточно новая проблема жизнеспособности разрабатывается на теоретическом, эмпирическом уровне, 208

и, что особенно значимо, автор выявляет специфику данной способности у современных подростков. Тщательный и детальный теоретический и эмпирический анализ, глубина обобщений позволяют отнести эту работу к высокопрофессиональному психологическому исследованию, где за научным изложением чувствуется неравнодушие и увлеченность автора.

Монография состоит из четырех глав, три из них посвящены теоретическому обоснованию конструкта жизнеспособности, факторов и аспектов составляющих его, характеристикам подросткового возраста, гипотезе исследования. Последняя, четвертая глава включает изложение экспериментальных исследований автора подростков разных групп: старшеклассников, посещающих общеобразовательные школы, специальные школы для детей с девиантным поведением и подростков-сирот. Следует отметить, что исследование подростков-девиантов и сирот сопряжены со значительными трудностями и требуют большого терпения и профессионального мастерства.

В результате обширного теоретического анализа отечественных и зарубежных подходов к изучению жизнеспособности автор рассматривает ее как интегративную способность к адаптации. Поскольку жизнеспособность определяется как метаспособность, ме- тасистемное понятие, в книге обоснован состав ее компонентов, которые имеют уровневую структуру на разных этапах развития человека, с характерной системой ресурсов, взаимодействующих со средовыми ресурсами, что определяет как жизнеспособность, так и степень адаптации. Уровень развития жизнеспособности соотносится с активностью (от индивидуально-типологической до нейродинамической) как ресурсом личности, осознанностью, определяющей оптимальный/неоптимальный индивидуальный способ интеграции всех компонентов, способностью к рефлексии как компоненту сознания. Выделяются также компоненты регуляции: способность к саморегуляции, включая диапазон от энергетического до личностного, контроль поведения — индивидуальная субъектная регуляция, использующая психологические ресурсы, защитные механизмы (психологические защиты и совладание) и метапроцессы (опера­циональные механизмы рефлексии) как систему метакогнитивной регуляции. Общетеоретические представления автор операционализирует в собственных исследованиях, которые организованы по принципу полиметодического изучения способности к адаптации в разных средовых условиях: отношения со сверстниками, членами семьи, отношения с родителями, отношение к школе, досугу, принятие/отвержение культурных традиций и др. В исследованиях автор совмещает батарею тестов для оценки компонентов жизнеспособности и экспертный опрос учителей, педагогов, психологов, полуструктурированную беседу с подростками, изучение документации. Разнообразие методов и методик позволило автору получить результаты, контролируемые разными способами, что дает стереоскопическую картину характеристик жизнеспособности.

На основании обобщения полученных результатов, которые автор скрупулезно анализирует, выделены основные особенности подростков — социально адаптивных и дезадаптивных. Во-первых, обнаружена взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации. Адаптивные подростки характеризуются высокими показателями жизнеспособности: чем выше уровень жизнеспособности, тем ниже уровень социальной дезадапта­ции. Дезадаптивные подростки отличаются наиболее низким коэффициентом жизнеспособности и высоким уровнем социальной дезадаптации. Основными ресурсами жизнеспособности подростков в большей степени являются средо­вые ресурсы, такие как система взаимоотношений, что сопряжено со способами совладания и эмоциональной регуляцией. Внутренние личностные ресурсы у подростков не вносят определяющий вклад в жизнеспособность и социальную адаптацию. Однако возможно выделить индивидуально-личностные характеристики, связанные с жизнеспособностью. Для всех подростков (адаптивных, деза- даптивных и сирот) общими становятся эмоциональная регуляция и мотивация достижений, вносящие вклад в уровень жизнеспособности. Но если у адаптивных подростков эти характеристики выступают как основные в сочетании с доминированием в отношениях, то у де- задаптивных подростков основными для жизнеспособности становятся позитивная самооценка, положительное отношение к другим, внутренний локус контроля (при условии позитивной самооценки и положительного отношения к другим). У подростков-сирот индивидуально­личностные ресурсы отличаются недоразвитием когнитивной, эмоциональной сфер, нарушением самоконтроля и межличностных отношений, что определяет больший вклад внешних средовых ресурсов в способность адаптации.

Эмпирические исследования позволили показать взаимосвязи жизнеспособности и индивидуальной интеграции психологических ресурсов: саморегуляции, контроля поведения, защитных механизмов, мотивации достижения и коммуникативных способностей. Автор считает, что смыслообразование возможно рассматривать в качестве ключевого ресурса жизнеспособности, раскрывая его через самооценку и отношения к другим, негативные значения которых снижают жизнеспособность и, следовательно, адаптацию, что характерно для дезадаптивных подростков и подростков-сирот. Однако здесь возникает вопрос о процессе смыслообразования, который может также рассматриваться не только как отношение к себе и другим, но и как осознание собственных целей, жизни, средств достижения, мира вокруг. В подростковом возрасте трудно ожидать, что многие аспекты понимания себя и других осознаются ясно и непротиворечиво, поскольку для подростков характерны «черно-белые» суждения и оценки. Кроме того, вопрос о негативной самооценке представляется весьма спорным, поскольку человек должен принять себя и найти собственную идентичность, где негативная самооценка скорее отражает неуверенность и депрессивность в поисках себя, негативные суждения других, нежели самоотрицание. Такие же сомнения относятся к компонентам осознанности и рефлексии, которые, по мнению автора, определяют оптимальный/ неоптимальный индивидуальный способ интеграции всех компонентов. Данное утверждение можно интерпретировать как приоритет осознанной жизнеспособности. Тогда как представляется, что сознательная регуляция поведения, оставаясь важнейшим и высшим звеном в системе регуляции, связана с медленными процессами, энергетическими и психическими затратами, что ставит вопрос о невозможности постоянного осознанного мониторинга своих ресурсов, средовых условий и средств адаптации. К тому же подростки имеют противоречивую картину мира и себя и осознают лишь незначительную ее часть, да и то часто в искаженном или гротескном виде. Данный вопрос требует дальнейших размышлений и аргументации.

На основе собственных исследований и данных литературы автор формулирует главные задачи формирования жизнеспособности, именно ее социально приемлемых форм через осмысление, рефлексию, формирование положительного отношения к себе и другим и внутренний локус контроля.

Возможно, что низкий уровень жизнеспособности взаимосвязан с формированием личностной беспомощности у дезадаптивных подростков и подростков- сирот. Понятие личностной беспомощности — также системокомплекс, имеющий четырехкомпонентную структуру: когнитивную, эмоциональную, волевую и мотивационную. Волевой компонент выражается в безынициативности, нерешительности, низкой организованности, недостаточной выдержке. Мотивацион­ный компонент — экстернальный локус контроля, мотивация избегания неудач, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, страх отвержения. Эмоциональный компонент выражается в замкнутости, неуверенности, чувстве вины, низком самоконтроле, тревожности, депрессии, возбудимости. Когнитивный компонент — пессимистический атрибутивный стиль, ригидность мышления, низкая креативность. Личностная беспомощность и самостоятельность образуют континуум личностных особенностей, отражающих уровень субъектности человека. Данный конструкт разработан и операционализирован Д.А. Циринг и ее учениками и имеет пересечения с индивидуально-личностными свойствами, определяющими жизнеспособность. Представляет большой интерес сравнение данных понятий, их взаимосвязей и взаимоотношений.

Монография А.И. Лактионовой обладает не только актуальностью и новизной в психологии, но и рождает размышления и новые поиски на пути изучения психологии современного человека, его способности к развитию несмотря на многие условия и обстоятельства. Данная книга — это образец глубокого научного поиска, профессионализма, тщательности и личностной пристрастности к теме исследования. Это — самый современный научный уровень разработки сложного интегративного системного понятия и ее экспериментальной верификации.

Литература

  1. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 236 с.

Информация об авторах

Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3089
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 492
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0