Проще простого. Как не надо относиться к статистике

585

Аннотация

В статье рассматриваются методологические сложности, связанные с распространением статистических способов обработки данных в психологических работах. В частности, происходит упрощение понимания статистики исследователями, что все чаще ведет к принятию гипотезы о наличии эффекта в той ситуации, когда его нет. Приводится краткий обзор публикаций и примеров, где данная проблематика является предметом критического разбора. Упоминается исследование, которое показало, что при повторении экспериментов, опубликованных в авторитетных журналах, значимость, принятая в научном сообществе, наблюдалась только в 39% работ — такой эффект получил название «публикационного сдвига». В статье рассматриваются способы решения данной проблемы, в частности метаанализ, благодаря которому возможно подтверждение результатов серии экспериментов, касающихся одной проблематики, при условии доступности информации о дизайне и открытости сырых данных. Понимание вероятностной природы статистических результатов должно стать обязательным для оценки исследований.

Общая информация

Ключевые слова: метаанализ, статистические методы, уровень значимости, публикационный сдвиг

Рубрика издания: Дискуссии и обсуждения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090320

Для цитаты: Кричевец А.Н. Проще простого. Как не надо относиться к статистике // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 208–212. DOI: 10.17759/sps.2018090320

Полный текст

 

В середине 90-х гг. прошлого века стал складываться современный способ работы с данными. К этому времени персональные компьютеры были доступны большей части научного сообщества, и

в связи с этим начали распространяться ориентированные на массового пользователя программы, в том числе и программы статистической обработки данных. Доступность статистической обработки сопровождалась развитием системы образования в этой сфере, и в настоящий момент для будущих психологов курсы статистики с практикой на компьютерах стали практически повсеместными.

С одной стороны, необходимость понятных формулировок и рецептов обработки данных для тех учащихся в системе массового образования, которым недоступно понимание теоретико-вероятностного и методологического фундамента статистических методов, привела к существенному упрощению «массовой теории».

С другой — процесс превращения статистической обработки данных в массовую деятельность привел к тому, что эффекты, связанные с массовой реализацией случайных испытаний (экспериментов как испытаний случайных искажений закономерных процессов), стали очень заметны и проявились в предсказуемых с точки зрения теории вероятностей последствиях — появлении очень заметного процента результатов, в которых реализовалась ошибка первого рода: принятие гипотезы о наличии эффекта, в то время как реального эффекта нет.

Критика процедур организации массовой работы со статистикой появлялась время от времени в публикациях и прежде, но не приводила к заметным последствиям. Однако в последнее время процесс активизировался. В журналах Nature [3] и Science [4] вышли работы, в которых статистическое оценивание результатов стало предметом критического разбора. За этим последовало серьезное обсуждение и организационные меры — правда, пока не вполне систематические.

Отмечу здесь посвященный нашему вопросу Бюллетень Американской статистической ассоциации, который начинается с очень точно определяющей суть вопроса шутки, которую я приведу целиком [5].

Q: Why do so many colleges and grad schools teach p = 0,05?

A: Because that’s still what the scientific community and journal editors use.

Q: Why do so many people still use p = 0,05?

A: Because that’s what they were taught in college or grad school.

(Вопрос: Почему так много колледжей и аспирантур учат об уровне значимости p = 0,05?

Ответ: Потому что это то, что все еще используется научным сообществом и редакторами журналов.

Вопрос: Почему так много людей использует p = 0,05?

Ответ: Потому что их этому научили в колледжах и аспирантурах.)

Здесь отмечен узловой пункт: в упрощенной подаче статистических методов число 0,05 играет существенную роль. Именно благодаря тому, что это число стало границей принятия решения, упрощение и стало возможным. В результате мы часто видим в публикациях формулировки: «различие достоверно на уровне значимости 0,05», хотя ни о какой достоверности в данном случае речь идти не может: если искомый эффект отсутствует, то ошибочное принятие решения о его наличии (при традиционной системе принятия решения) будет наблюдаться в среднем один раз из 20 попыток его обнаружения.

Группа, состоящая из двух сотен авторов, деятельность которой была инициирована Американской психологической ассоциацией, отобрала 100 экспериментов, отчеты о которых публиковались в трех весьма авторитетных журналах по психологии, и в контакте с авторами статей повторила эти эксперименты. Оказалось, что значимость меньше p = 0,05 наблюдалась при повторениях только в 39% случаев.

Причина такого обескураживающего результата в эффекте, который получил название «публикационный сдвиг». Дело в том, что на поверхности, т. е. опубликованными, оказываются работы, в которых граница p = 0,05 пройдена (в сторону меньшего показателя значимости), а те работы, которые не преодолевают ее, остаются вне видимости, информация о них обычно недоступна. Вследствие этого возможно даже, что некоторые модные направления исследований являются «пузырями», раздутыми благодаря большому количеству экспериментальных «попыток» и публикационному сдвигу, причем чем более модным является направление, тем значительней могут быть искажения.

Естественным способом борьбы с публикационным сдвигом является следующий: должны публиковаться не только результаты удачных экспериментов, которые прошли границу 0,05, но и результаты всех остальных также должны быть доступны в том или ином виде. Только имея полную картину результатов деятельности в области, можно говорить о достоверности.

Процедуры такой обработки результатов давно известны — это так называемый метаанализ. Для того чтобы данное исследование могло быть в него включено, должна быть представлена достаточная информация по дизайну и организации эксперимента. Такие условия предъявляют сейчас в большинстве англоязычных журналов. Замечу, что некоторые журналы сообщают авторам также, что отказ от публикации сырых данных без достаточных оснований, как правило, приведет к отказу в публикации статьи.

Радикальность поворота состоит в изменении статуса отдельного исследования. Мы не занимаемся доказательством гипотез. В нынешнем мире массовых научных процессов мы принимаем участие в массовом движении. Обычно наш вклад ничего не может доказать, а может только несколько усилить метааналитический аргумент в пользу или против гипотезы.

При этом исследователь, адекватный современной ситуации, должен хорошо понимать отличие эксплораторной от конфирматорной деятельности: искать в уже полученных данных какие-то закономерности (эксплораторная стадия) можно, но ценность результата тем ниже, чем больше различных попыток получения статистически значимых результатов по этим данным проделано. Совсем другой статус имеют исследования, авторы которых заранее заявили о плане исследования и способах обработки результатов. Различные типы таких предварительных заявок приняты в некоторых журналах, в том числе в одном отечественном («Теоретическая и экспериментальная психология»). Существует две формы предварительной регистрации, которые практикуются в научных журналах в настоящий момент. Жесткая форма состоит в подаче проекта исследования, который сразу рецензируется. Если он получил высокую оценку от рецензентов, то публикация гарантируется независимо от результата. В более мягкой форме проект фиксируется без рецензирования, далее проводится исследование, и если статья по его результатам признается ценной, то публикация в журнале маркируется специальным уведомлением о том, что проект исследования был представлен заранее. Все post hoc интерпретации данных авторы статьи должны в этом случае отмечать как таковые.

Далее, метааналитическое подтверждение серии результатов предпочтительнее подтверждения единственного эксперимента при равенстве характеризующей их значимости, поскольку массовое воспроизведение свидетельствует об отсутствии ошибок дизайна и подбора испытуемых, а также и просто недобросовестности.

Уровень значимости 0,05 — это всего лишь мягкая и достаточно произвольная граница, а не критерий принятия решения. Значимость характеризует степень подтверждения гипотезы. Нам нет необходимости принимать окончательное решение относительно наших гипотез, и публикация не должна заканчиваться словами о том, что мы что-то доказали. Мы получили маркированное уровнем значимости подтверждение гипотезы, не более того. Если тема действительно интересна, то надо всячески поощрять повторение экспериментов с публикацией результатов независимо от статистической значимости. Следовало бы, например, считать воспроизведение в курсовых и дипломных работах уже опубликованных экспериментов полноценной квалификационной работой.

Несмотря на превращение научной деятельности в массовую, упрощение преподаваемых оснований статистических методов не должно переходить определенных границ. Понимание вероятностной природы статистических результатов должно стать обязательным для квалифицированной части сообщества, поскольку, как мы видим, дальнейшее упрощение приводит к тому, что даже эксперты, оценивающие наши работы, оказываются недостаточно образованными.

Замечу в заключение, что вопрос о том, что считать интересным результатом, что публиковать в самых престижных журналах, за что давать Нобелевские премии, нуждается в свете сказанного в новом обсуждении. Я уверен, что сообщество с ним успешно справится.

Изложение деталей проблемы можно найти в публикациях [1; 2].

Литература

  1. Корнеев А.А., Рассказова Е.И., Кричевец А.Н., Койфман А.Я. Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть I. [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Том 9. № 45, 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1231-korneev45.html (дата обращения: 16.06.2018).
  2. Корнеев А.А., Рассказова Е.И., Кричевец А.Н., Койфман А.Я. Критика методологии проверки нулевой гипотезы: ограничения и возможные пути выхода. Часть II. Психологические исследования. 2016. Том 9. № 47, 6. URL: http://psystudy.ru/index. php/num/2016v9n47/1282-korneev47.html (дата обращения: 16.06.2018).
  3. Nuzzo R. Statistical errors // Nature. 2014. Vol. 506. №. 7487. P. 150—152. doi:10.1038/506150a
  4. Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science // Science. 2015. Vol. 349. № 6251. aac4716-1. doi: 10.1126/science.aac4716
  5. Wasserstein R.L., Lazar N.A. The ASA’s statement on p-values: context, process, and purpose. The American Statistician. doi: 10.1080/00031305.2016.1154108

Информация об авторах

Кричевец Анатолий Николаевич, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4064-3858, e-mail: ankrich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1417
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 585
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2